Особенности архиерейской литургии

За Архиерейским богослужением (а также в кафедральных соборах и на архиерейских подворьях) обычная формула испрашивания благословения на малых часах «Именемъ Господним благослови, отче» заменяется на «Именемъ Господним, Преосвященнейший владвко, благослови», а ответный возглас «Молитвами святых отецъ наших» — на «Молитвами святаго Владыки нашего» (это связано с тем, что под упоминаемыми в возгласе «святыми отцами» преподобные составители Типикона и Часослова имели в виду не почивших святых, а своих духовников и, шире, всех здравствующих монашествующих). «Благослови» перед отпустом заменяется на «Преосвященнейший [или Высокопреосвященнейший, Святейший Владыко, благослови». Кроме того, после отпуста прибавляется «Εις πολλά έτη, δέσποτα», а на многолетии поминается служащий архиерей. В греч. практике после отпуста за Архиерейским богослужением всегда поется: «Τον δεσπότην και αρχιερέα ημών, Κύριε, φύλαττε. Εις πολλά έτη, δέσποτα», архиерей возглашает: «Δι’ ευχών των αγίων πατέρων ημών» (Молитвами святых отец наших), иерей отвечает «Δι’ ευχών των αγίου Δεσπότου ημών» (Молитвами Святаго Владыки Нашего).
Архиерейское богослужение (статья из 2-го тома «Православной энциклопедии»). Священник Михаил Желтов.

чин торжественной встречи епископа при его входе в храм для совершения службы, составляющий особенность архиерейского богослужения. Обычно В. а. называют не только непосредственно встречу епископа духовенством, но также чин совершения архиереем входных молитв и облачение его в центре храма.

В визант. практике до XIV в. архиерей облачался в своих покоях или в скевофилакии (сосудохранительнице) и уже в полном облачении входил в храм, где его могли встречать у входа диаконы с кадилами. По праздникам прибытие архиерея в храм происходило в особенно торжественной обстановке, с участием мн. клириков, в К-поле — с участием военных чинов, поскольку вместе с архиереем в храм входил император. Торжественное шествие архиерея в алтарь для совершения литургии образовало чин малого входа (Голубцов. С. 150-152).

Фиксация в послеиконоборческую эпоху энарксиса (начальная часть литургии, состоящая из 3 антифонов) как обязательной части литургии повлекла за собой установление в XI-XII вв. такой практики, когда архиерей прибывал в храм еще до начала энарксиса, слушал его в притворе и входил в храм и затем в алтарь во время малого входа (см., напр.: Mateos. Célébration. P. 34-44). После XIII в., когда в связи с повсеместным переходом греч. Церквей на монастырский Иерусалимский устав утвердился обычай, чтобы диаконы и священники облачались не в отдельном от храма помещении (скевофилакии), а в диаконнике, при архиерейском богослужении предстоятель стал облачаться в притворе, в своей стасидии,- эта практика отражена в различных греч. диатаксисах архиерейской литургии XIV-XV вв. (диатаксисы: диакона и протонотария Великой ц. Димитрия Гемиста (XIV в.; см.: Habert. P. 1-304; Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 301-319), из б-ки Андрея ап. скита на Афоне (XV в.; см.: Там же. Т. 1. С. 164-172), Феодора Агаллиана (XV в.; см.: Χριστόπουλος. 1935)).

Впосл. в греч. практике утвердился достаточно простой порядок В. а. Епископ прибывает в храм до начала вечерни или утрени (в совр. греч. богослужении литургия, как правило, начинается сразу после утрени; часы опускаются). В притворе его встречают сослужащие священники и диаконы; архиерей отдает посох одному из иереев, облачается в мантию, к-рую выносит диакон, и благословляет клириков. Все священнослужители входят в храм; святитель возжигает свечу у праздничной иконы, встает посреди храма и совершает поклонение, а затем осеняет рукой на 4 стороны света; в это время хор протяжно поет: Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα (На многая лета, владыко — см. Ис полла эти, деспота). Затем архиерей встает в свою стасидию возле правого хора; клирики принимают у него благословение, и начинается служба. Входные молитвы к литургии архиерей читает в конце утрени, во время хвалитных псалмов (хор поет: Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν, Κύριε, φύλαττε — Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани), а облачается в алтаре. При особо торжественных служениях архиерей облачается посреди храма, в этом случае входные молитвы читаются после великого славословия. Совершение облачения архиерея посреди храма начинается с многократных возглашений диаконов: ᾿Εξέλθετε, ἱερεῖς̇ ῾Ιερεῖς ἐξέλθετε (Иереи, изыдите! Изыдите, иереи!); иереи исходят из алтаря св. вратами, вынося на подносах священные облачения епископа; далее совершается облачение архиерея иереями и диаконами; хор поет богородичен «тяжкого» (7-го) гласа: ̀ρδβλθυοτεΑνωθεν οἱ προφῆται ( ) ( 2000).

Встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в базилике Рождества Христова в Вифлееме в день Св. Духа. Фотография. 1997 г.
Встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в базилике Рождества Христова в Вифлееме в день Св. Духа. Фотография. 1997 г. В рус. традиции XV — нач. XVII в. В. а. происходила по сложному чину, включавшему: встречу святителя у его дома и торжественное шествие в храм, чтение епископом входных молитв в храме и в алтаре и благословение сослужащих клириков в алтаре, облачение архиерея. Во время шествия в храм епископ читал ряд молитвословий — «егда звонят», «идуще в церковь» и проч., а у входа в церковь — обычное начало, Пс 50, 14 и 22 и неск. тропарей (Дмитриевский. 1884. С. 69-70); такое последование, предваряющее не только литургию, но и прочитываемые в храме входные молитвы, было принадлежностью как древнерус. архиерейского, так и иерейского чинов литургии (Там же. С. 57-67). Но в отличие от священника архиерея, шествовавшего в храм, сопровождали сослужащие свещеносцы с возжженными светильниками. По праздникам и особым дням архиерея сопровождали также клирики, а патриарха — и гос. сановники. В эти дни сопровождавшие архиерея предварительно собирались у него в крестовой палате, а на улице ждали певчие. Выйдя на парадное крыльцо, святитель благословлял певчих со словами: «Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне», а те отвечали: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (Пс 112. 1-2) — и начинали петь праздничный тропарь или стихиру (как правило, славник — поэтому торжественное шествие архиерея в храм в отличие от обычного называли шествием «со славою» или «в славе»); в храме епископа встречали диаконы с кадилами. Войдя в храм, святитель, встав перед св. вратами, читал входные молитвы, состоявшие из обычного начала и мн. тропарей, во время к-рых епископ прикладывался к иконам, а затем — молитву

, с к-рой архиерей входил в алтарь. В алтаре, совершив поклонение, архиерей целовал крест и Евангелие и благословлял крестом сослужащих, а также читал молитвы от осквернения и «за входящия в церковь» (эти молитвы были в составе входных и при иерейском служении). Наконец, архиерей облачался или торжественно посреди храма, или в алтаре у горнего места (при совершении богослужения с меньшей торжественностью или в том случае, когда литургию предварял крестный ход или иная служба) (Голубцов. С. 152-163).

При патриархе Никоне под влиянием греч. практики того времени рус. чин В. а., как и чин архиерейской литургии в целом, подвергся изменению: были опущены многие из предварявших литургию молитв, отменена практика вхождения епископа в алтарь до малого входа, в Чиновнике появилось указание о пении во время облачения архиерея богородична . Тем не менее в Чиновнике, включая совр. издания, сохранилось указание о праздничном шествии архиерея в храм с участием сослужащего духовенства, свещеносцев и певчих, поющих «стих» (т. е. стихиру) праздника (Чиновник. Т. 1. С. 51). Кроме того, в богослужебной практике, не отраженной непосредственно в тексте Чиновника, сохранились след от дополнительного молитвенного последования, читавшегося архиереем во время шествия и предварявшего входные молитвы, и обычай епископского благословения сослужащих иереев крестом (но уже не в алтаре, а в притворе храма).

Согласно совр. рус. практике (ср.: Руководство для священно-церковнослужителей, Чиновник . С. 28-53), торжественное шествие архиерея в храм обычно не совершается. Епископа встречают колокольным звоном; у входа в храм он отдает посох иподиакону и облачается в мантию, к-рую износит др. иподиакон. В притворе владыку встречают все сослужащие иереи в рясах и церковных головных уборах, а также протодиакон и 2 диакона в облачениях, с кадилами, дикирием и трикирием. Самый младший из иереев стоит в полном облачении, а не в рясе, держа в руках покрытое воздухом блюдо с крестом. При появлении архиерея протодиакон возглашает: — и затем читает: , , трижды и , сообразно с возгласами архиерея: и — это служит отпустом к тем молитвам архиерея, к-рые он должен читать при приближении к храму, что является следом древнерус. практики. В это время хор поет: (Пс 112. 3, 2; ср. с дониконовским чином встречи) и или задостойник праздника. Архиерей принимает крест у младшего священника, прикладывается к нему и преподает благословение крестом проч. иереям. После всех ко кресту подходит младший иерей; епископ возлагает крест обратно на блюдо, и священнослужители входят в храм для чтения входных молитв (младший иерей, уже прочитавший эти молитвы, уходит с крестом в алтарь). В конце входных молитв (как правило, в их состав включается также тропарь праздника или храма) архиерей, сняв клобук, читает у св. врат молитву и, надев клобук и повернувшись к народу, осеняет его на 3 стороны при пении хора: Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν, Κύριε, φύλαττε и трижды Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα. Вслед за тем архиерей шествует на архиерейский амвон, или облачальное место, для облачения. Во время этого при патриаршей службе (а часто и за всяким архиерейским богослужением) хор поет ирмос 5-й песни канона Недели ваий: (ср.: Ис 40. 9; архиерейский амвон сравнивается с горой Сион). Начинается облачение епископа в центре храма, во время к-рого 2 диакона с солеи кадят архиерея, возглашая обычные стихи на каждый предмет облачения. Облачаться архиерею помогают иподиаконы, они же износят из алтаря предметы облачения; при патриаршей службе предметы облачения износят св. вратами иереи. Хор поет стихи на облачение ( и т. д.; на Рождество Христово и в Великую субботу стихи обычно заменяются ирмосами канона праздника, на Пасху — стихирами Пасхи). Облачившись, епископ берет дикирий и трикирий, протодиакон возглашает: (парафраз Мф 5. 16), архиерей осеняет духовенство и народ на 4 стороны свечами (хор: Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν, Κύριε, φύλαττε и трижды Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα).

В. а. обычно бывает только перед литургией; к вечерне, утрене или всенощной В. а. бывает при праздничном патриаршем служении. Викарные архиереи в кафедральных соборах обычно служат без встречи: епископ входит в алтарь, вместе с иереями читает у св. престола входные молитвы, облачается в алтаре и исходит в храм св. вратами перед началом литургии. Тот же порядок соблюдается и при облачении младших архиереев в случае сослужения, а также при желании епископа сократить время совершения службы.

Ист. и лит.: Habert I. ᾿Αρχιερατικόν: Lib. pontificalis Ecclesiae Graecae. P., 1643, 17262. Farnborough, 1970r; Чиновник; Дмитриевский А. А. Богослужение в Рус. Церкви в XVI в. Каз., 1884; он же. Описание; Голубцов А. П. Соборные Чиновники и особенности службы по ним. М., 1907; Руководство для священно-церковнослужителей при архиерейском служении литургии св. Иоанна Златоустого. Пермь, 1915. Н. Новг., 19972; Χριστόπουλος Μ. Τυπικὴ διάταξις τῆς βασιλείου τάξεως τῇ κυριακῇ τῆς σταυροπροσκυνήσεως // ΕΕΒΣ. 1935. Ν 11. Σ. 48-51; Τάξις τοῦ μεγάλου καὶ πανηγυρικοῦ σπερινοῦ καὶ τοῦ ὄρθρου τῶν Κυριακῶν, χοροστατοῦντος ἀρχιερέως, ὡς καὶ τῆς Θείας λειτουργίας. ᾿Αθῆναι, 2000.

Диак. Михаил Желтов

«Последование диаконского служения» — под таким названием издан труд московского протодиакона Максима Синюка, клирика храма Илии Пророка в Черкизове.

Книга, изданная по благословению Святейшего Патриарха Алексия и рекомендованная Учебным комитетом для библиотек духовных школ, подготовлена на основе современной литургической практики и призвана помочь диаконам в их служении.

Как отмечает сам автор книги, она не является заменой или аналогом существующих служебников, но носит скорее обучающий характер. В «Последовании» подробно описываются все положенные по Уставу и традиции действия и движения диакона во время богослужения, его диалоги с предстоятелем.

Одной из важных особенностей книги являются содержащиеся в ней чины Божественной литургии и Литургии Преждеосвященных Даров архиерейским чином применительно к диаконской практике. Не секрет, что для священнослужителей, не имеющих опыта регулярного участия в архиерейских или патриарших службах, действия диакона являются самой сложной составляющей богослужения. Книга протодиакона Максима Синюка как раз ставит своей задачей знакомство диаконов с общепринятым последованием архиерейских и патриарших богослужений.

В книге находятся последования всенощного бдения, рядовой утрени и рядовой вечерни, чин Божественной литургии по иерейскому чину и чин Божественной литургии при служении архиерейском с необходимыми молитвами на встречу и облачение епископа. Также приводится последование Литургии Преждеосвященных Даров и Литургии, соединяемой с вечерней. Удобен для использования месяцеслов, напечатанный, в отличии от всей книги, общегражданским шрифтом, что позволяет возглашать имена святых без запинки.

В практическом отношении важной составляющей книги является приложение, в котором содержатся такие главы, как «каждения», в которой описывается порядок совершения этого священнодействия, «сослужение диаконом без приготовления», «последование молебна с крестным ходом», «последование молебна в неделю Православия», последования хиротонии в чтеца, диакона и во иерея. Также в приложении приведены различные многолетия и молитвы Божией Матери, исполняемые диаконом с народом во время богослужения.

Текст всех последований, приведенных в книге, разбит на две части. Церковно-славянским шрифтом без титл дан текст богослужения, при этом наиболее крупным шрифтом напечатаны возглашения диакона и только начальные слова приводятся от возглашений священника и песнопений, исполняемых хором. Кроме того, во всех последованиях общегражданским шрифтом даны замечания, необходимые для совершения богослужения диаконом.

«Последование диаконского служения» вышло под общей редакцией Патриаршего архидикона Андрея Мазура, почти 60 лет участвующего в архиерейских и патриарших богослужениях в качестве первого диакона.

В начале января Последование было преподнесено автором Святейшему Патриарху Алексию, который поблагодарил протодиакона Максима за труды, отметив важность и актуальность подобного издания.

Приобрести книгу можно в нескольких книжных лавках города. Более подробная информация о книге и координаты автора находятся на странице протодиакона Максима Синюка.

Патриархия.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *