Особенности православия

Священные книги. Главной священной книгой православных христиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России Священным писанием. Она разделяется на:

— Ветхий завет — древнееврейские тексты, рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появления Христа;

— Новый завет — собственно христианские священные книги, содержащие жизнеописание Христа и излагающее суть христианского вероучения.

Ветхий завет состоит из 50 книг, Новый завет — из 27. Исторический язык Ветхого завета — древнееврейский, Нового завета — эллинистический греческий.

Непосредственно за Священным писанием по значимости православная церковь ставит Священное предание. В состав Священного предания входят:

— решения первых семи Вселенских соборов;

— решения Поместных соборов автокефальных церквей, признанных общезначимыми;

— так называемая патристика (святоотеческая литература) — сочинения восточных «отцов церкви», установившие чины, каноны и апостольские правила православия.

Авторитет западных «отцов церкви» в православии признается, но не канонизируется; их сочинения в православное Священное предание не включены.

В Русской церкви в богослужении и молитвословии используется церковнославянский текст Библии, установленный и неизменный с 1751г. В мирском обращении и чтении используется русский текст Библии, впервые полностью изданный в 1876 г. Церковнославянский перевод Библии традиционно приписывается святым братьям Кириллу (Константину) и Мефодию (IX век). Русский перевод выполнялся в 1818 -1875 гг. группой ученых иерархов и богословов (так называемый синодальный перевод). В настоящее время он распространен очень широко.

В тексте православной Библии 39 книг Ветхого завета переведены с древнееврейского языка и считаются каноническими; 10 книг переведены с греческого текста III — II веков до н.э. (так называемой Септуагинты, перевода «70 толковников»), одна книга — с латинского перевода IV века (так называемой Вульгаты). Последние 11 книг считаются неканоническими, но включаются в Библию. Имеется ряд неканонических вставок в канонические книги (особые примечания в тексте Библии). Названные особенности — главное отличие православной Библии от католической, в которой все тексты признаются каноническими. Новый завет един для всех христиан без канонических различий.

Православная церковь в отличие от католической не осуждает самостоятельное чтение Библии, полагая это достойным и богоугодным делом. В то же время она считает такое чтение трудным для неподготовленных людей и потому предостерегает их от попыток толкования священных текстов.

Основу православного вероучения составляет Никеоцарьградский символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах (параграфах) этого символа веры сформулированы представления о боге как творце, о его отношении к миру и человеку. Сюда относятся представления о триединстве бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т. п.

Православные церкви уделяют большое внимание не только доказательствам непогрешимости своего вероучения, но и пропаганде его среди верующих. От них требуется знание наизусть символа веры, его хорового исполнения во время литургии. Однако главным средством усвоения верующим всех основных моментов вероучения в православии является культ и вся связанная с ним система богослужения.

В православии основными считаются семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение (евхаристия), священство, брак и телеосвящение (соборование).

Развитая традиция иконопочитания является характерной особенностью православного христианства. Иконопись в православии — не только искусство священных изображений, но и свидетельство потустороннего мира в его образах. Искусство иконописи требует соединения в одном лице художника и богослова. Почитание мощей берет свое начало от раннехристианской традиции собираться на могилах мучеников, погибших во время антихристианских гонений. Впоследствии их мощи нередко береглись в храмовых алтарях. Данная традиция сохранилась в наличии антиминса — покрывала со вшитыми в него частицами мощей, возлагаемого на престол, находящийся в алтаре православного храма.

Сами мощи обычно находятся в раке — металлическом ларце, помещаемом в храме.

Храмовое богослужение в православии имеет суточный цикл, включающий в себя утреню, обедню (литургию), часы, вечерню, полуночницу и повечерье. Оно состоит из молитвенных песнопений, посвященных церковным праздникам (стихир) и прославлению подвига святого (икосов, кондаков), составляющих особые молитвословия (акафисты); молитвенных прошений (ектений); а также чтения Священного писания в установленном порядке.

Главным праздником всех христиан считается Пасха — Праздник Светлого Христова Воскресения, установленный в честь воскресения Христа на третий день после распятия. Согласно Евангелию от Иоанна Иисус был распят накануне иудейской Пасхи, пришедшейся в тот год на субботу, а в первый день после Пасхи его гроб был пуст.

19. Специфика отправления культа в православии. Православный культ (от латинского cultus – почитание) – совокупность обрядовых действий, обусловленных православным вероучением и регламентированных православной церковью. Православный культ сформировался в Византии, включив в себя многие компоненты дохристианской обрядности, вплоть до первобытной магии. Он отличается сложностью, множественностью обрядовых действий. Как в прошлом, так и в настоящем для многих прихожан исповедание православия сводится если и не исключительно, то во всяком случае преимущественно к выполнению культовых предписаний церкви. Центром православного культа является храм, непременно декорированный многочисленными иконами, изображениями крестов и прочей церковной атрибутикой. В храме регулярно совершается богослужение, которое бывает по религиозной значимости будничным, воскресным и праздничным, а по времени проведения – утренним, полуденным и вечерним. Главным богослужением является литургия, или обедня, во время которой совершается причащение прихожан. Важным элементом богослужения считается молитва, нередко исполняемая как песнопение. Основные культовые действия, совершаемые в храме, называются таинствами; содержание их определено православным вероучением.

В православии основными считаются семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение (евхаристия), священство, брак и елеосвящение (соборование).

1. Крещение — приобщение человека к церкви. Оно совершается посредством троекратного погружения в воду во имя Святой Троицы. В православии крещение совершается как над взрослыми, прошедшими «оглашение» (сознательное принятие веры), так и над младенцами по вере восприемников (крестных родителей). Православие признает действительным крещение в любой христианской конфессии, совершаемое во имя Святой Троицы.

В отличие от других таинств, оно может совершаться в исключительных случаях (отсутствие священника, болезнь ребенка) любым христианином-мирянином. Но при первой же возможности крещеный таким образом человек и лицо, совершавшее крещение, должны обратиться в храм к священнику, который проверит правильность совершенного обряда и «довершит» его.

2. Миропомазание — обряд, производимый сразу после крещения. Оно совершается посредством помазания частей тела (лба, ладоней, ступней) святым миром — особым ароматическим маслом, освященным Собором епископов. Означает введение в звание мирянина — члена церкви.

3. Покаяние — исповедание грехов перед священником — духовным отцом. В православии покаяние, соединенное с отпущением грехов (исповедь), происходит как по сознательной воле кающегося, так и при отсутствии его воли, например в отношении тяжелобольного в бессознательном состоянии — так называемая «глухая исповедь».

4. Причащение (евхаристия) — приобщение верующего к Христу. Оно совершается во время главного православного богослужения — литургии — путем употребления небольших порций хлеба и вина, воплощающих тело и кровь Христовы.

5. Священство (посвящение в священнослужители) — выражение апостольского преемства церковной иерархии посредством передачи даров Святого Духа через рукоположение.

Смысл священства — в наделении принявшего возможностью совершения таинств. В православии священство имеет три степени (епископат, пресвитернат, диаконат), составляющие церковную иерархию — клир. Полномочия иерархии включают священство (совершению таинств), пастырство (попечение о духовной жизни членов церкви) и учительство (проповедование Слова Божия).

Епископат обладает всей полнотой тайнодеиствия, включая рукоположение пресвитеров и диаконов. В православных церквах патриархи, митрополиты, все епископы (вне зависимости от различий по власти и по чести), архиепископы равны по благодати, тогда как в католицизме высший епископ (папа Римский) составляет особую высшую степень священства — примас.

Рукоположение епископов осуществляется как старшим епископом любой из православных церквей, так и Собором епископов (архиереев). В отличие от епископов пресвитеры (иереи, протоиереи) обладают ограниченным тайнодействием — правом совершения всех таинств, кроме рукоположения. Диаконы имеют лишь право помогать пресвитерам в тайнодействии.

6. Брак — благодатное освящение союза мужчины и женщины, являющихся членами церкви, для совместной христианской жизни и деторождения. Православная церковь, в отличие от католической, признает возможность де сакрализации таинства брака — его расторжения, но в ограниченных пределах, со многими оговорками и ограничениями (бесплодие любого из супругов, доказанная супружеская измена, совершение тяжкого преступления, отлучение одного из супругов от церкви).

7. Елеосвящение (соборование) — особый обряд, совершаемый над больным или умирающим, сообщающий оздоровление души и придание силы для принятия христианской смерти.

Символическим сакральным жестом, являющимся обязательным атрибутом поведения христианина в храме, во время молитвы и в некоторых бытовых ситуациях, служит крестное знамение. Общеупотребительным оно стало с VII века. Представляет собой движение правой руки в порядке «лоб — середина груди — оба плеча», что символизирует Животворящий Крест и Крест Распятия Христа.

Большая роль отведена в православном культе почитанию святых, включающему в себя поклонение их останкам (мощам). Специфической чертой православного культа является поклонение иконам, которым церковь приписывает сверхъестественные свойства — способность творить чудеса. Велико число культовых предметов, употребляемых в ходе богослужения и при совершении треб: крест, кадило, свечи, лампады, дарохранительница, антиминс, дикарий и тому подобное. Весьма многочисленны компоненты культовой одежды православного духовенства, сохранившиеся с византийских времен: риза, фелонь, епитрахиль, стихарь, орарь, саккос, омофор и так далее. Бесконечны культовые предписания, регламентирующие поведение верующих как в храме, так и за его пределами: количество и характер поклонов, содержание и последовательность молитв и прочее. Модернизация православия охватила православный культ: сокращается продолжительность богослужений, опущены некоторые молитвы, снижаются требования к соблюдению поста, повсеместно введено заочное отпевание, широко практикуется общая исповедь и так далее. Модернизированный в духе времени православный культ продолжает занимать в православии доминирующее положение; церковь видит в нем важнейшее, наиболее действенное средство стимулирования религиозности.

20. Крещение Руси и его влияние на общественную и культурную жизнь.Восточные славяне враждовали с Византией и со­вершали постоянные набеги на ее территорию. Некоторые из них представляли собой серьезную опасность. Согласие киев­ского князя Владимирапринять крещение по греческому обряду давало империи мощного союзника, избавляло ее от опасности войны на два фронта, а духовенству открыва­ло простор для миссионерской деятельности. С аналогичным предложением у него побывали делегации от мусульман, иудеев из Хазарского каганата, христианские миссионеры из Рима. Религиозная реформа князя Владимира, сначала выделив­шего из славянского языческого пантеона бога-громовержца Перуна, а затем принявшего крещение, лишь завершила процесс, начавшийся как минимум на полстолетия ранее. Уже во времена правления киевского князя Игоря в Киеве существо­вала церковь во имя Ильи, а часть его дружины исповедовала христианскую религию. Тогда же, по преданию, приняла креще­ние и совершила поездку в Царьград супруга Игоря княгиня Ольга. Распространению христианства среди славян и скандина­вов способствовали активные торговые связи, существовавшие между греками и этими народами благодаря знаменитому пути из варяг в греки. Вместе с принятием крещения между Константинополем Киевом был заключен и политический союз – брак князя Владимира и сестры императора Византии. В 988 г. в Киев прибыли новая супруга князя и митрополит Михаил вме­сте со священниками из Константинополя. После этого по приказу князя всех жителей Киева согнали к Днепру, где был произведен обряд крещения. На глазах у горожан было уничтожено капище с изображениями всего пантеона языческих богов, а статую верховного бога Перуна бросили в воду. Священники при активной поддержке княже­ской дружины принялись крестить жителей остальных древне­русских городов. Им оказывали активное сопротивление (особенно жители Новгорода, где, чтобы погасить конфликт, была пущена в ход военная сила). Постепенно Византия слабела. В 1204 г. часть империи (включая столицу) была захвачена участ­никами крестового похода, которые создали там Латинскую им­перию. В 1261 г. Византийская империя была восстановлена, но уже через 200 лет в результате практически непрерывной борьбы с мусульманским миром была уничтожена окончательно. Позиции же православия, по мере усиления Древней Руси после монголо-татарского ига, постепенно укреплялись, что привело к созданию в XVI в. самостоятельной Московской пат­риархии (до этого русские митрополиты назначались патриар­хом Константинополя).

Русь приняла крещение от Византии и это сразу определило ее историческую судьбу,ее культурно-исторический путь. В период Х-ХIII в. происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений, менялись духовные и нравственные приоритеты. ЦЕРКОВЬ становилась центром общественной жизни, проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентации, воспитывала нового человека.

С принятием ХРИСТИАНСТВА Русь также переживает эпоху освоения античности,но не через римские,лежавшие уже почти тысячу лет в руинах ценности, а через живую культуру Греции,во многом сохраненную Византией.Античное наследие «как ингредиент византийской христианской культуры стало достоянием славян, в том числе Руси».Через Иоанна Дамаскина русские познакомились с философией и логикой Аристотеля.Широко распространялись античные знания в области астрономии, географии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.

Русское ПРАВОСЛАВИЕ как бы объединило античную земную гармонию с небесной, прекрасное человеческое тело с душой, устремленной к Богу.Восточное миросозерцание, устремленное к Небу и проникнутое духом античной гармонии, положило свою печать светлости, легкости и окрыленности в основание нашей культуры.

ХРИСТИАНСТВО принесло с собой ПИСМЕННОСТЬ. 1) Православный смысл земного существования.В восточно-христианской культуре земное существование человека,рассматривавшееся как эпизод на пороге вечной жизни, не представляло самоценности.2) СОБОРНОСТЬ.С православием на русскую почву была перенесена и идея соборности,под которой понимается коллективное жизнетворчество и согласие,единодушное участие верующих в жизни мира и церкви.3) Православный тип человека.Православие,духовно организуя религиозно-нравственный быт русского народа,способствовало усвоению им такой системы духовных ценностей, которая,наложившись на языческую культурную среду,привела к формированию особого типа русского человека.

РЕФЕРАТ

Тема: Православие. Особенности вероучения и культа.

Москва 2010

Небесным Идеалом Святой Руси был Христос, Спаситель. Земным хранителем этого Идеала. Его таинственным телом была Православная Церковь. И именно Православие во все времена было для чужеземцев той главной загадкой «загадочной русской души», которую так трудно было им разгадать.

К настоящему времени в мире насчитывается 160 млн. последователей

этого течения христианства. К началу 1996 г. в России действовало 7195

объединений юрисдикции Московской патриархии и 164 старообрядческих

объединения, что подчеркивает актуальность данной темы.

Тема православия нашла значительное освещение и развитие, как в

отечественной, так и в зарубежной литературе. Такие авторы, как Алов А.А.,

Бессонов М.М., Давыдова Н. В., Федотов Г. П. рассматривают историю

возникновения, развития православия, проблемы связанные с ним, в своих

произведениях.

Православие — это чистая и неискаженная Истина, принесенная на землю для спасения людей Христом Спасителем; это —

сохраненное во всей чистоте и не поврежденности подлинное Учение Христово о

вере и благочестии (жизни по вере), изложенное Св. Апостолами в Священном

Писании, тщательно изъясненное и истолкованное их законными преемниками — мужами апостольскими, святыми отцами и учителями Церкви — в Священном Предании нашей Православно-кафолической (т. е. Вселенской) Восточной Церкви, которая одна только, как ничего не изменившая в этом учении, и поныне по всей справедливости именуется Церковью Православной.

Основу православного вероучения составляет Никео-Цареградский символ

веры — изложение главных христианских догматов, безусловное признание

которых является обязательным для каждого православного христианина. Он был утвержден Никейским (325 г.) и Константинопольским (381 г.) Вселенскими

церковными соборами.

Символ веры предусматривает веру в единого Бога, который существует в

трех равносущных ликах (ипостасях), составлявших Святую Троицу — Бога-Отца,

Бога-Сына и Бога — Духа Святого; в вочеловечение Бога-Сына — Иисуса Христа,

его крестную жертву ради преодоления первородного греха, воскресение,

вознесение на небеса, последующее пришествие на Землю для суда над живыми и мертвыми; а также спасительную силу «единой святой соборной апостольской

Церкви».

Священные книги. Главной священной книгой православных христиан, как и

всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России

Священным писанием. Она разделяется на Ветхий завет — древнееврейские

тексты, рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появления Христа, и Новый завет — собственно христианские священные книги, содержащие жизнеописание Христа и излагающее суть христианского вероучения. Ветхий завет состоит из 50 книг. Новый завет — из 27. Исторический язык Ветхого завета — древнееврейский, Нового завета — эллинистический греческий.

Благодатная сила церкви, переданная Христом через апостолов, находит

выражение в священнодействиях (особых культовых обрядах) — таинствах. Их

действенность связана с наличием апостольского преемства. Внешнее выражение таинств христианской церкви имеет аналоги в священнодействиях дохристианской религии (язычества), но приобретает совершенно иной смысл.

В православии основными считаются семь таинств: крещение,

миропомазание, покаяние, причащение (евхаристия), священство, брак и

елеосвящение (соборование).

1. Крещение — приобщение человека к церкви. Оно совершается

посредством троекратного погружения в воду во имя Святой Троицы. В

православии крещение совершается как над взрослыми, прошедшими «оглашение»

(сознательное принятие поры), так и над младенцами по вере восприемников

(крестных родителей). Православие признает действительным крещение в любой христианской конфессии, совершаемое во имя Святой Троицы. В отличие от

других таинств оно может совершаться в исключительных случаях (отсутствие

священника, болезнь ребенка) любым христианином-мирянином. Но при первой же возможности крещеный таким образом человек и лицо, совершавшее крещение, должны обратиться в храм к священнику, который проверит правильность совершенного обряда и «довершит» его.

2. Миропомазание — обряд, производимый сразу после крещения. Оно

совершается посредством помазания частей тела (лба, ладоней, ступней)

святым миром — особым ароматическим маслом, освященным Собором епископов. Означает введение в звание мирянина — члена церкви.

3. Покаяние — исповедание грехов перед священником — духовным отцом. В

православии покаяние, соединенное с отпущением грехов (исповедь),

происходит как по сознательной воле кающегося, так и при отсутствии его

воли, например в отношении тяжелобольного в бессознательном состоянии — так

называемая «глухая исповедь».

4. Причащение (евхаристия) — приобщение верующего к Христу. Оно

совершается во время главного православного богослужения — литургии путем

употребления небольших порций хлеба и вина, воплощающих тело и кровь

Христовы.

Согласно Священному писанию первую евхаристию совершил сам Христос во

время вечерней трапезы накануне своего предания в руки врагов. Он раздал

апостолам хлеб и вино, которые, благословив, назвал своими телом и кровью.

По православному вероучению, евхаристия имеет значение бескровной жертвы,

как выражение крестной жертвы Спасителя.

5. Священство (посвящение в священнослужители) — выражение

апостольского преемства церковной иерархии посредством передачи даров

Святого Духа через рукоположение. Смысл священства — в наделении принявшего

возможностью совершения таинств. В православии священство имеет три степени

(епископат, пресвитернат, диаконат), составляющие церковную иерархию —

клир. Полномочия иерархии включают священство (совершению таинств),

пастырство (попечение о духовной жизни членов церкви) и учительство

(проповедование Слова Божия).

6. Брак — благодатное освящение союза мужчины и женщины, являющихся

членами церкви, для совместной христианской жизни и деторождения.

Православная церковь в отличие от католической признает возможность де

сакрализации таинства брака — его расторжения, но в ограниченных пределах,

со многими оговорками и ограничениями (бесплодие любого из супругов,

доказанная супружеская измена, совершение тяжкого преступления, отлучение

одного из супругов от церкви).

7. Елеосвящение (соборование) — особый обряд, совершаемый над больным

или умирающим, сообщающий оздоровление души и придание силы для принятия христианской смерти.

Символическим сакральным жестом, являющимся обязательным атрибутом

поведения христианина в храме, во время молитвы и в некоторых бытовых

ситуациях, служит крестное знамение. Общеупотребительным оно стало с VII

века. Представляет собой движение правой руки в порядке «Лоб — середина

груди — оба плеча», что символизирует Животворящий Крест и Крест Распятия

Христа.

Развитая традиция иконопочитания является характерной особенностью

православного христианства. Иконопись в православии — не только искусство

священных изображений, но и свидетельство потустороннего мира в его

образах. Искусство иконописи требует соединения в одном лице художника и

богослова.

Почитание мощей берет свое начало от раннехристианской традиции

собираться на могилах мучеников, погибших во время антихристианских

гонений. Впоследствии их мощи нередко береглись в храмовых алтарях. Данная

традиция сохранилась в наличии антиминса — покрывала со вшитыми в него

частицами мощей, возлагаемого на престол, находящийся в алтаре

православного храма.

Сами мощи обычно находятся в раке — металлическом ларце, помещаемом в

храме.

Храмовое богослужение в православии имеет суточный цикл, включающий в

себя утреню, обедню (литургию), часы, вечерню, полуночницу и повечерье. Оно

состоит из молитвенных песнопений, посвященных церковным праздникам

(стихир) и прославлению подвига святого (икосов, кондаков), составляющих

особые молитво-словия (акафисты); молитвенных прошений (ектений); а также

чтения Священного писания в установленном порядке.

Главным праздником всех христиан считается Пасха — Праздник Светлого

Христова Воскресения, установленный в честь воскресения Христа на третий

день после распятия. Согласно Евангелию от Иоанна Иисус был распят накануне

иудейской Пасхи, пришедшейся в тот год на субботу, а в первый день после

Пасхи его гроб был пуст.

Пасха открывает собой 12 наиболее важных православных праздников,

именуемых двунадесятыми. Они делятся на «преходящие» (исчисляемые по дате

Пасхи) и «непреходящие» (выпадающие на строго определенную дату). К первым

относятся праздник Вознесения Господня и День Святой Троицы.

Вознесение Господне празднуется в четверг шестой недели после Пасхи.

Установлен в память вознесения Христа на небо после его явления апостолам,

которое произошло на 40-й день после Воскресения Христова.

День Святой Троицы (Пятидесятница) установлен в память сошествия

Святого Духа на апостолов. Это произошло в г. Иерусалиме во время

иудейского праздника Пятидесятницы (50-й день после Пасхи). Считается днем

основания церкви Христовой. Празднуется в воскресенье через семь недель

после Пасхи.

К числу «непреходящих» относятся основные праздники церковного года,

который, по ветхозаветной традиции, начинается осенью.

Рождество Богородицы. Празднуется 21 сентября. Дата рождения Марии в

семье благочестивых праведников Иоакима и Анны отмечается церковью как

«начало спасения».

Воздвижение Креста Господня. Празднуется 27 сентября. Происхождение

праздника связано с восстановлением христианских святынь Иерусалима по

приказанию римского императора Константина I Великого. Согласно рассказу

ряда церковных историков (Евсевия, Иоанна Златоуста, Руфина) г. Иерусалим

посетила мать императора — императрица Етена. Она произвела раскопки на

горе Голгофе, где был найден крест, на котором совершилось распятие Христа.

Праздник символизирует искупление Иисусом грехов мира путем крестных

страданий.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Празднуется 4 декабря.

Установлен в память принесения, по иудейскому обычаю, маленькой Марии в

Иерусалимский Храм для посвящения ее Богу. Такой обычай существовал лишь по отношению к мальчикам. Посвящение девочки явилось событием исключительным — свидетельством высшего избранничества Девы Марии.

Рождество Христово. Празднуется 7 января. Точная дата рождения Христа

не установлена. В Священном писании упоминается 30-й год правления римского

императора Октавиана Августа; одновременно говорится о рождении Христа «во

дни царя Ирода». Некоторые церковные историки относят рождение Иисуса на

несколько лет раньше точки отсчета европейского летосчисления «от Рождества

Христова», к 7 — 6 гг. до нашей эры, поскольку иудейский царь Ирод I

Великий умер в 4 г. до нашей эры.

В качестве праздничной даты первоначально был избран праздник

Богоявления, отмечаемый со II века христианами Египта как ожидание

Божественного Избавителя. Однако с IV века праздник Рождества Христова был

отнесен на день зимнего солнцестояния, широко отмечавшийся народами

Средиземноморья, тогда как Богоявление отождествлено с Крещением Господним.

Крещение Господне. Празднуется 19 января. Происхождение праздника

связано с проповедью пророка Иоанна Крестителя, возвестившего скорое

пришествие Спасителя и призвавшего людей к покаянию. Над кающимися Иоанн совершал обряд омовения в реке Иордан, символизирующий начало праведной жизни. В славянских переводах Нового завета греческое слово «баптизма» (омовение) было передано как «крещение» (в связи с последующим освящением Христом обряда омовения своей крестной жертвой).

Согласно рассказу Священного писания данный обряд Иоанн соверши, и над

явившимся к нему Иисусом. В момент крещения Иисуса голос Бога с небес

возвестил о нем как о Сыне Божием, а Святой Дух сошел на Христа в виде

голубя. Праздник Крещения Господня именуют также Богоявлетоем.

Сретение Господне. Празднуется 15 февраля, на 40-й день после

Рождества Христова. Введен Иерусалимской церковью с IV века в память о

принесении младенца Иисуса в Иерусалимский Храм для посвящения его Богу. Во время посвящения произошла встреча («сретение») Иисуса со старцем Симеоном, жившим при храме, которому было предсказано, что он при жизни увидит Спасителя.

Благовещение. Празднуется 7 апреля. Установлен в память о явлении Деве

Марии архангела Гавриила, возвестившего о будущем рождении Сына Божия.

Утвержден в IX веке исчислением 9 месяцев назад от Рождества Христова.

Преображение Господне. Празднуется 19 августа. Установлен в память о

пребывании Христа на горе Фавор, когда во время молитвы бывшие с ним

апостолы Петр, Иоанн и Иаков увидели Иисуса преображенным Божественным Светом, в окружении пророков Моисея и Илии. Праздник отмечался в Палестине как начало сбора первых плодов. В связи с этим в восточном христианстве утвердился обычай освящения первых плодов (яблок, винограда) в праздник Преображения Господня, после чего разрешалось употреблять их в пищу.

Успение Пресвятой Богородицы. Отмечается 28 августа в память о кончине

Богоматери, которая после Воскресения Христова жила в доме апостола Иоанна

Богослова. Ее смерть наступила около 48 г. нашей эры в г. Эфесе, где Иоанн

Богослов жил после ссылки. Некоторые церковные историки местом ее кончины

называют Гефсиманию. В обоих пунктах есть храмы, посвященные Успению

Богоматери.

Помимо двунадесятых праздников почитанием в православии пользуются

Великие праздники, связанные с важными событиями церковной истории:

Обрезание Господне (в память о совершении над младенцем Иисусом

древнеиудейского обряда обрезания) — празднуется 14 января; Рождество

Иоанна Предтечи (Крестителя) — празднуется 7 июля; День Первоверховных

апостолов Петра и Павла (установлен в память их мученической кончины во

время антихристианских гонений при римском императоре Нероне в 64 г.) —

отмечается 12 июля; Усекновение главы Иоанна Предтечи — отмечается 11

сентября; Покров Пресвятой Богородицы (установлен на основе легендарного

видения византийским подвижником Алексием Божиим Человеком в VII веке, во

время осады Константинополя арабами, Богоматери в небе, укрывающей город от врага споим покрывалом) — празднуется 14 октября.

Другие, менее значительные праздники посвящены отдельным святым (дате

их смерти или прославления церковью), знаменательным событиям в истории

православия, а также особо чтимым иконам. В первое воскресенье после Дня

Святой Троицы отмечается День Всех Святых — общий праздник всех святых,

чтимых в православии, а еще через неделю — особый праздник Всех Святых, в

земле Российской просиявших.

Помимо праздников большую роль в православии играют посты — периоды

воздержания от животной пиши, чувственных удовольствий и развлечений — с

целью достижения молитвенного сосредоточения. Главные среди них — четыре

многодневных поста: Великий Пост (семь недель перед Пасхой — духовное

приготовление к празднику Воскресения Христова);

Петров Пост (от праздника Всех Святых до Дня Первоверховных апостолов

Петра и Павла); Успенский Пост (две недели перед Успением Богородицы);

Рождественский Пост (от Дня апостола Филиппа 27 ноября до Рождества

Христова).

Приняты также однодневные посты: среда и пятница в течение всего года,

кроме праздничных «сплошных» недель (в среду Иисус был предан в руки

врагов, в пятницу — распят); канун Крещения Господня («крещенский

сочельник»); День Усекновения главы Иоанна Предтечи; День Воздвижения Креста Господня.

Десятилетия «атеистического» развития русской советской культуры,

естественно, не могли пройти для общества даром. Исчезли создававшиеся

столетиями связи между православной религией и искусством, невозвратно

разрушился быт, практически исчезли традиции народных религиозных

праздников.

Следствием утраты национальных религиозных традиций можно считать и

происходившую в 90-х гг. XX в. бурную американизацию русской культуры

(культура как бы потеряла иммунитет), а. в какой-то мере и усиление

аморальности. Проникновение чужеродных верований вряд ли восполнит те

стабилизирующие начала, которые со времен Крещения Руси определяли развитие национальной культуры.

На мой взгляд, восстановление традиционных и естественных для русской

культуры связей между бытовой культурой, искусством и религией — процесс,

от которого во многом зависит будущее нации. Но для этого необходимы

длительные и напряженные усилия.

Список используемой литературы

1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры. М.:Наука,

1990. 90 с.

2. Аверкий. Что такое православие//Москва. 1996. №3. С. 11-13.

3. Алов А. А. Мировые религии. М.:Приоритет, 1998. 234 с.

4. Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М.:Политическая литература,

1990. 301 с

5. Бесякова М. Н. Христианский культ. СПб.: Невский клуб, 1994. 70 с.

6. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М.:Просвещение,

Фактически же раскол христианства на два основных направления – православие и католицизм – произошел гораздо

раньше, после распада Римской империи в начале V в. на Восточную и Западную. Православие сформировалось в Восточной части Римской империи, в Византии. Католицизм – в Западной части Римской империи. Византия в то время представляла собой сильное централизованное государство. Император Византии считал себя главой всей Римской империи. Столицей Римской империи был объявлен Константинополь. В VI в. глава Византийской церкви Константинопольский патриарх после освобождения Византией Рима от варваров стал именовать себя вселенским партиархом, то есть главой как восточной, так и западной церкви. Соперничество между главой Римской католической церкви Папой и Константинопольским патриархом за власть над христианами продолжалась в течение многих веков. Эта борьба шла с переменным успехом. После завоевания императором франков Карлом Великим Италии (конец VII – начало VIII в.) Римский Папа выходит из-под юрисдикции византийского императора и начинается процесс усиления его позиций. Византия же в это время подвергается атакам со стороны арабского халифата и теряет ряд важных терри-

торий, на которых происходит консолидация самостоятельных церковных организаций.

В настоящее время насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинополь-

ская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Автокефальные церкви имеют в различных странах экзархаты, епархии, благочиния, подворья, миссии. Например, Русская православная церковь имеет экзархаты в Средней и Западной Европе, епархию в Бельгии, благочиния в Австрии, Японии, Венгрии, подворья в Белграде, Бейруте, Софии и т. д. В свою очередь, другие автокефальные православные церкви имеют свои представительства на территории России и стран СНГ.

Многие из автокефальных церквей имеют автономные православные церкви. Пределы самостоятельности автоном-

ных церквей определяются соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила им автономию, Главы автономных церквей избираются поместными соборами с последующим их утверждением патриархом автокефальной церкви. За Константинопольским патриархом до сих пор сохраняется титул «Вселенского патриарха», но ему не предоставлено право вмешиваться в деятельность других православных церквей. Иначе говоря, Константинопольский патриарх по авторитету считается «первым среди равных».

Для всех православных церквей является общим вероучение, культ и каноническая деятельность. Основу православ-

ного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, принятый на первых двух Вселенских соборах (325 г. – Никейском и 381 г. – Константинопольском (Константинополь в древней Руси назывался Царьград, отсюда и название НикеоЦарьградский символ веры).

Этот символ веры был утвержден в виде 12 членов (параграфов), содержащих догматические формулировки основ-

ных положений вероучения о Боге как творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви и т. д. Православный называет себя православным потому, что провозглашает своей обязанностью сохранять в неприкосновенности «вверенный первоначальной церкви залог веры, ничего к тому догматическому наследию вселенской церкви, не прибавляя и ничего не убавляя». Реально же это означает признание в качестве истинных только тех положений вероучения, которые были утверждены первыми семью Вселенскими соборами.

Мы уже отмечали решающую роль для формирования православного вероучения первых двух соборов. Последующие

пять соборов вносили определенные уточнения и разъяснения в догматические формулировки Никео-Царьградскому символа веры.

На третьем Эфесском Вселенском соборе (431 г.) было утверждено шесть правил по защите догмата о боговоплоще-

нии в связи с попыткой сторонников патриарха Константинопольского Нестора, ослабить божественную сущность Иисуса Христа. Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И только по наитию Святого Духа в него вселилось божество.

На четвертом Халкидонском Вселенском соборе (451 г.) главное внимание было уделено обоснованию догмата иску-

пления и боговоплощения. На этом соборе проявился крен в истолковании богочеловеческого характера Иисуса Христа в противоположную сторону. Монофизиты (одноестественники) заявили, что в Иисусе человеческое естество воплощено божественным, а потому признавали в нем только одну божественную природу. Собор утвердил догмат боговоплощения в такой редакции, что Иисус Христос должен рассматриваться и как истинный Бог и как истинный человек, вечно рождаясь от Бога Отца по божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, божество и человечество соединилось в нем как едином лице «несомненно и неизменно, нераздельно и неразлучно».

Пятый, шестой и седьмой Вселенские соборы были посвящены разрешению споров о том, в каком виде изображать

Иисуса Христа, и возможно ли вообще употреблять в храмах изображение священных лиц и поклонение этим изображениям. Пятый Вселенский – второй Константинопольский собор (553 г.) обязал изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца. Шестой Вселенский собор (Эльвирский, 682 г.) установил правило, согласно которому на стенах храмов не должно быть никаких предметов почитания и поклонения. Седьмой Вселенский – второй Никейский (787 г.) утвердил правило в соответствии с которым считалось необходимым изображение священных лиц и событий и поклонение им.

Итак в результате первых семи Вселенских соборов сформировалось православное вероучение. Это вероучение еже-

дневно воспроизводится верующими христианами в виде молитвы – «Верую», как знак признания основных положений вероучения. Коротко содержание православного вероучения можно представить следующим образом:

Православные верят в единого Бога, сотворившего весь мир, в том числе и человека. Этот Бог, по православным по-

нятиям, представляет собой тождество трех равноправных лиц: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; в первородный грех, который совершили первые люди Адам и Ева; во второе пришествие Иисуса Христа – Бога Сына, который вочеловечился (т. е. принял человеческий облик, родившись путем непорочного зачатия от Девы Марии) и добровольно принес себя в жертву за грехи человечества (был распят на кресте и на третий день воскрес, а по прошествии 40 дней вознесся на небо) и придет снова во второй раз в силе и славе, чтобы судить живых и мертвых и установить свое вечное царство на земле, как и на небе, в котором праведники будут блаженствовать, а грешники

вечно мучиться. Православные верят в бессмертие души, в существование ада и рая, где пребывают души умерших до страшного суда. По православному вероисповеданию добиться спасения можно только в рамках церкви, которая является «мистическим телом Иисуса Христа», посредником между Богом и человеком.

Сущность этого учения кратко изложена в 12 пунктах («членах») Символа Веры, принятого на двух первых Вселен-

ских Соборах: Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.).

Православный Символ Веры звучит следующим образом:

«1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Све-

та от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,

Его же Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца Исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

12. и жизни будущаго века. Аминь».

Первые восемь членов Символа Веры обязывают христиан веровать в единого Бога, выступающего в трех лицах (ипо-

стасях): Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого (Христианская Святая Троица), где: Бог-Отец – Творец мира видимого (природа и человек) и невидимого (ангелы и др.); Бог-Сын – Иисус Христос; Бог-Дух Святой – исходит от Бога-Отца. Больше всего догматических предписаний здесь связано с почитанием Бога-Сына – Иисуса Христа.

Важнейший из них – догмат Боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал

человеком, родившись от человека – Девы Марии.

Следующим догматом является догмат искупления. Иисус Христос своими страданиями и смертью на кресте искупил

грехи человеческие и, прежде всего, первороный грех Адама и Евы, принеся себя в жертву Богу-Отцу. Поэтому в христианстве, в православии в частности, подчеркивается роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: принимая свой «крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к Нему ближе. Отсюда мученик – идеал христианской этики.

Догмат воскресения Иисуса Христа гласит, что воскресение Христа – залог грядущего всеобщего воскресения людей

из мертвых (общее с религией Древнего Египта, Месопотамии, Индии).

Догмат вознесения гласит, что после своего воскресения Христос телесно вознесся на небо – к Богу-Отцу. При этом делается акцент на личностном понимании Бога, что нашло воплощение в двух центральных догматах христианства – Троице (единстве трех лиц Бога) и Боговоплощении («вочеловечивании Бога»).

Следующие четыре члена Символа Веры предписывают: веровать в единую Святую, Соборную и Апостольскую Цер-

ковь, признавать необходимость крещения, уповать на будущее воскресение мертвых, на обретение после такого воскресения вечного блаженства для праведников и вечных мук для грешников, что воплотилось в догматах о бессмертии души, существовании загробного ада и рая, небесном воздаянии за богоугодную жизнь на земле.

Следует особо отметить, что в христианской эсхатологии (от греч. эсхатос – последний, логос – слово учение), – уче-

нии о конечных судьбах мира и человека – речь идет не просто о бессмертии души, но о воскресении преображенной плоти – по выражению ап. Павла, «тела духовного». «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15,44).

Христианские догматы считаются верующими абсолютными, непогрешимыми истинами, полученными от Бога и

обязательными для следования им. В православии, как и всякой другой религии, с догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы этих культовых действий составляют семь главных обрядов – таинств. Таинствами эти культовые действия называются богословами потому, что в них «под видимым образом сообщается верующим невидимая божественная благодать». Православные признают семь таинств: крещение, причащение (евхаристия), покаяния (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство.

Организация и управление в современной русской православной церкви

Рассмотрев историю взаимоотношения церкви и государства, перейдем к рассмотрению организации управления

современной Русской Православной церкви. Высшим коллективным органом власти является Поместный собор. Ему принадлежит высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда. Членами Поместного собора по своему положению являются правящие и викарные архиереи, а также избираемые в соответствии с Уставом Русской православной церкви представители от духовенства, монашествующих и мирян.

Поместный собор истолковывает учение православной церкви, решает канонические, богослужебные, пастырские и

другие вопросы внутренней и внешней деятельности, канонизирует святых, утверждает постановления Архиерейских соборов, оценивает деятельность Священного Синода, избирает патриарха, является последней инстанцией, полномочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности патриарха.

В Синодальный период (1721–1917) Поместные соборы не собирались. После свержения Николая II и ликвидации са-

модержавия 15 августа 1917 г. в Москве для избрания Патриарха был созван собор. Он проводил свою работу до 1 сентября 1918 г. На этом соборе был избран патриархом Тихон (Белавин). Следующие два Поместных собора собираются в 1943 и 1945 годах. В 1943 году патриархом избирается Сергий (Старогородский), а через год после его смерти (8 февраля 1945 года) Патриархом Московским и всея Руси становится Алексий (Симанский). Третий постсинодальный собор проходил с 30 мая по 2 июня 1971 г. в связи со смертью патриарха Алексия.

Главными решениями этого собора было избрание на должность патриарха Пимена (Извекова), а также предоставление

автокефалии Американской православной церкви и автономии Японской. Было принято также решение об «отмене клятв на старые обряды и придерживающихся их».

В связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси был созван Поместный собор. Его работа проходила 6–9 июня

1988 года. Собор принял новую редакцию Устава Русской православной церкви, а также канонизировал святых Русской православной церкви: князя Дмитрия Донского (1350–1389), иконописца Андрея Рублева (ок. 1360–1370 – ок.1430), писателя и публициста Максима Грека (1475–1556), собирателя и переводчика на русский и другие языки святоотеческих произведений, возродителя школы старчества, архимандрита Паисия Величковского (1722–1794), блаженную Ксению Петербургскую (18 – нач. 19 в.), богослова, епископа Игнатия Брянченинова (1807–1867), иеромонаха Амросия Оптинского (1818–1891), богослова, епископа Феофана Затворника (1815–1891). По-

следний собор был в 1990 году. Наряду с Поместным собором для решения наиболее важных вопросов религиозной жизни РПЦ созываются Архиерейские соборы. Их участниками являются епархиальные, а также возглавляющие синодальные учреждения и духовные школы архиереи. Собор заслушивает отчет о деятельности Патриарха и подотчетен Поместному собору, на котором утверждаются его решения. Персональной главой Русской православной церкви является Патриарх Московский и всея Руси; Согласно Уставу Русской православной церкви он имеет первенство чести перед епископами, управляет церковью совместно со Священным Синодами подотчетен только Поместному и Архиерейскому соборам. Патриарх избирается на должность пожизненно на Поместном соборе. В период между соборами ему принадлежит высшая власть в вопросах вероучения, церковного управления и суда. Он назначает и контролирует деятельность епархиальных архиереев, награждает титулами и высшими церковными наградами (орденами и медалями Святого Владимира трех степеней) и осуществляет связи с другими Церквами и организациями и т. д.

Патриарх правит церковью вместе со Священным Синодом. Священный Синод состоит из председателя (патриарха),

пяти-семи постоянных и пяти-семи временных членов (епархиальных архиереев). На своих заседаниях (во время весенних и зимних сессий) рассматривает вопросы внутренней и внешней деятельности церкви, среди которых избрания, назначения, перемещения и увольнения на покой архиереев, заслушивание отчета епархиальных архиереев, назначение руководителей синодальных учреждений, ректоров и инспекторов духовных дел.

Для организации текущей деятельности РПЦ в Священном Синоде создано 10 отделов: внешних церковных сноше-

ний, управления делами патриархии, хозяйственный, пенсионный, издательский Совет, благотворительности и соци-

ального служения, религиозного образования и катехизации, Миссионерский Отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. К сожалению, до сих пор нет ни специального отдела по работе с молодежью, ни отдела по перспективному прогнозированию и планированию развития, что, по мнению ряда верующих и светских специалистов, существенно снижает эффективность работы церкви в этих направлениях.

Официальным органом РПЦ является «Журнал Московской патриархии» тиражом около 6000 экземпляров.

В административном отношении РПЦ делится на епархии, во главе которых стоят епархиальные архиереи. Епархии

включают благочинные округа, округа делятся на приходы. Приход – является первичной ячейкой РПЦ. Главой при-

хода является священник, который руководит его деятельностью с помощью выборного органа мирян – церковного совета. Церковный совет, как правило, имеет старосту, заместителя старосты, казначея и не менее трех членов ревизионной комиссии. В 1988 году в РПЦ было 18 монастырей, к 1997 году – 438 (210 мужских и 228 женских), заметно выросло религиозное образование – если к 1988 году было всего 3 семинарии и 2 духовных академии, то к 1997 году – 21 духовное училище, 23 духовных семинарии, 1 богословский институт, 5 духовных академий и 2 православных университета. На 1 января 1997 года в РПЦ насчитывалось 124 епархии, 148 архиереев, 17083 священника и диакона и 18000 приходов – и последнее большая проблема – священников, особенно хорошо образованных и подготовленных к проповеди – не хватает.

Православие – восточная ветвь христианства, одно из трех основных направлений, наряду с католицизмом и протестантизмом. Официальное название – Греко-кафолическая (т.е. «вселенская») церковь. Происхождение термина «православие» часто связывают с понятием «ортодоксия», т.е. «правильная вера», «правильное прославление Бога». Православие не имеет единого всемирного центра, подобного Ватикану в католицизме, и единого главы. В отличие от Папы римского, Константинопольских патриарх сохраняет титул вселенского только традиционно и не имеет административной и духовной власти над другими православными церквями.

В настоящее время в мире существует 15 автокефальных (т.е. самостоятельных) православных церквей, имеющих общую систему догматов и в целом придерживающихся единообразия в богослужении. Вместе с тем, имеется и ряд различий между этими церквами в их внутренних порядках и в культе. С возникновением на территориях Восточной Европы новых суверенных государств в 90-х гг. ХХ в. стали возникать и новые церкви, однако не все они канонически признаны. Самой крупной из всех православных церквей является Русская православная церковь.

Догматически и обрядовые особенности православия оформились в VI–XI вв. в Византии. Основой вероучения православия признаны Святое Писание и Святое Предание (решения семи первых Вселенских Соборов, писания отцов церкви, жития святых, церковное право и т.д.). Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Отличительной особенностью православия является то, что оно со времени первых семи Вселенских соборов не добавило ни одного догмата к своему вероучению (в отличие от католицизма) и не отказалось ни от одного из них (в отличие от протестантизма). Именно это православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности первоначальному христианству. В православии отвергается ряд позднее принятых в католицизме догматов (о безгрешности Папы, о чистилище). Существуют свои отличия и в атрибутике и обрядности.

Православие опирается на совокупность догматов – неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения. Основные из таких догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат боговоплощения и догмат искупления. Суть тринитарного догмата такова. Бог – не только личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве. Православие исходит из признания спасительной миссии Христа. Бог предопределил спасение людей через своего единородного сына, являющегося вторым лицом троицы, а в воплощении и вочеловечении – Иисуса Христа. Христос тоже истинный Бог. Третьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и мудрости.

Главной догматической особенностью православия является отрицание принципа «филиокве». Дух Святой в соответствии с восьмым членом символа веры, утвержденным Константинопольским собором в 381 г., исходит от Бога Отца. Но он равен Отцу и Сыну, является также истинным Богом. Православное вероучение содержит также догматы о происхождении, назначении и конце мира, о человеке с его греховной природой, о божьей благодати. Все эти догматы церковь объявляет безусловно истинными, авторитетными, непререкаемыми и неизменными.

Православие придает догматическое значение не только одному из важнейших таинств – крещению, но и всем другим (причащению, покаянию, священству, миропомазанию, браку, елеосвящению) и связанным с ними обрядами. Обряды и символы составляют содержание всей богослужебной практики или культа. Нужно выполнять ряд ритуалов: произносить молитвы, совершать крестное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, выслушивать поучения, участвовать в богослужениях. Одним из важнейших элементов православного культа являются праздники. Помимо самого торжественного из них, посвященного воскресению Иисуса Христа, – Пасхи – православная церковь торжественно отмечает двунадесятые и великие праздники, церковные и юбилейные памятные даты. В числе двунадесятых праздников отмечается Рождество Христово; Троица, или Пятидесятница, Сретение Господне, Крещение Господне (Богоявление), Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) и др. К числу великих праздников православная церковь относит Обрезание Господне, Рождество Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Божьей Матери.

Вопросы для обсуждения:

  1. Охарактеризуйте общественно-исторические условия возникновения христианства.
  2. Каковы основные идейные источники раннего христианства?
  3. В чем заключаются особенности раннехристианского вероучения?
  4. Какие точки зрения существуют на историчность личности Иисуса Христа?
  5. В чем особенности формирования канона Нового Завета?
  6. Как проходило распространение христианства среди народов римской империи?
  7. Раскройте этапы становления епископальной церкви. Каковы основные причины официального признания христианства римскими властями?
  8. В чем состоит значение семи первых Вселенских соборов?
  9. Каковы условия и причины раскола христианства?
  10. Раскройте особенности православного вероучения и культа.

Литература

гЛАВА 6. Культура Византии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *