Остров анзерский

Книга 7. Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный мужской монастырь Глава 11. Прошлое, настоящее и будущее православного монастыря на Соловках

«Незабываемое впечатление производил Соловецкий монастырь с моря… с древними серо-каменными стенами, башнями, колокольнями, разноцветными куполами белых храмов…»
( Анна Гиппиус )

«В Анзере бьют в колокол поверку. Высока гора Голгофская. Из старых зеленых кряж высится чинный храм. Ленивы линии каменных стен. Камни крепко к земле ластятся. Нет исканья, нет напряженности, нет пафоса борьбы, романтики суеверного сомнения, а деловая сыть успокоенья, достижения и блаженства.» (Цвибельфиш)

1926: на склоне горы погост скита еще есть…

Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит образца 1964 г. Фото Анатолия Васильева

«На склоне горы погост. Под бурыми крестами и плитами – схимники. На крестах череп и две кости. Предназначенный их жизни смысл! На кресте надпись: «На сем месте покоится смиренный раб божий, монах Даниил. В мире именовался Дионисий. Скончался в 1887 года сентября 3 дня от роду 65 лет. Блаженный старец подвизался во святой обители 44 года. Был примером смирения всему братству. Перенес он тяжкие искушения по зависти врага рода человеческого, безропотно с помощью Божией все побеждал, по высоте же смирения достиг благодати свыше – дара прозорливости, которую познавали, как братия, а также и приходящие богомольцы; после всех искушений в земном странствовании отец Даниил в вере, надежде, любви отошел с миром ко Господу». Так вещают буквы старческой витиеватой дрожью славянского письма, а рядом крохотный холмик, на холмике венок с черными лентами, и на холмике нет креста.

Унылая девушка с коричневыми кругами у выцветших глаз бросила букет бирюзовых незабудок. Зачем? Она сама не знает. Ей отпущена порция лирики, и на изливает ее, как умеет. Ей сегодня хочется быть «опечаленной невестой». И, если нет щепотки кокаину, чтобы посолить свою пресную душу, она польет ее каплями истерических слез.» (Цвибельфиш. На острове на Анзере. Журнал «Соловецкие острова», №7, 07.1926. С.3-9). Вид на Голгофо-Распятский скит со стороны Капельской бухты. Фото Анатолия Васильева. 1964 г.

Поделиться в социальных сетях

Первый храм на Голгофе

У вершины горы, поодаль от этого храма – церковка. Вот, что говорит монастырская летопись об этой церкви:»Сей святый храм построен еще первым основателем этого Распятского скита – преподобным иеросхимонахом Иисусом в 1714 году во имя распятия Господа нашего Иисуса Христа и поставлен был на горе, на место коего поставлен там каменный в 1833 году при архимандрите Досифее, а сей перенесен сюда в то время и освящен во имя Воскресенья Христова в 1856 году». В иконах анзерских видел лик преподобного Иисуса. Это благодушный старец… Нет, другие лица опестряют ныне Голгофские стены. Они, эти желтые, испитые, болезненные лица – яркий упрек благочестию святых. С Голгофской горы видать весь остров Анзерский. Видать море и синий туман материкового бора, видать блеск бесчисленных озер, и взор тонет в Колгуевском мысе. (Цвибельфиш. На острове на Анзере. Журнал «Соловецкие острова», №7, 07.1926. С.3-9).

Голгофо-Распятский скит в XX веке

В 1923 году коммунисты разгромили монастырь и организовали Соловецкий лагерь особого назначения, так называемая «больница» которого размещалась в Голгофо-Распятском. Заключенных в «больнице», по выражению А.Солженицына, «лечили смертью». 7.02.1929 года здесь скончался от тифа священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский и Задонский. Здесь же размещался и один из самых страшных женских бараков.

«Интерьер» Свято-Вознесенского храма: вид разрушений и запущения внутри. Фото Анатолия Васильева. 1964 г.

Все строения скита были разрушены, а сам скит пребывал в запустении даже тогда, когда постройками стал ведать Соловецкий музей-заповедник (1967). Реставрационные работы там не велись.

Первое после возобновления монастыря (1994) богослужение провел архимандрит Иосиф в день явления Пресвятой Богородицы преподобному Иову. У подножия горы Голгофы был установлен Поклонный Крест в память о всех иерархах, пострадавших в концлагере (03.07.1994). Было установлено место захоронения священномученика Петра (Зверева) и найдены групповые захоронения периода Соловецкого лагеря (1999). На месте погребений были поставлены могильные кресты. Мощи свм. Петра (Зверева) были перенесены в Соловецкую обитель и находятся в церкви святителя Филиппа (Колычева). На месте погребения свм. Петра (Зверева) поставлена часовня.

Своим указом святейший Патриарх благословил возобновление в Голгофо-Распятском скиту иноческой жизни (14.03.2000) и назначил главой иеромонаха Евлогия (Стручалина). Храм Воскресения Христова частично восстановили (2000). В настоящее время мощи преподобного Иова Анзерского покоятся в храме Воскресения Христова под спудом в левом (северном) приделе. Восстанавливается и церковь Распятия Господня на Голгофе (начато в 2001).

• Монастырь на Соловках: роль Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в истории России и в становлении православия.

Поделиться в социальных сетях

Якутский любитель женщин

В необъятной и загадочной Якутии поселился среднего роста человек (имени он не называет), зато выглядит очень мощно, с большой седой бородой и походит на местного шамана. На самом деле, этот общительный отшельник никакой не шаман, а приехавший в 1975 году на заработки в артель молодой человек.

Из его эмоционального рассказа следует, что было буйство молодости, воровство и хулиганство, был арест, побег из камеры и срок 10 лет все в той же Якутии. Рассказывает, что очень полюбил здешние места и здешних женщин, а из-за несчастной любви к якутянке даже дважды стрелялся и дважды неудачно.

Сейчас 75-летний отшельник живет в избе на отшибе, и с молодой якутской девушкой. Живет тем, что разводит лошадей якутской породы, устойчивых к морозам, и продукты своего маленького коневодческого хозяйства обменивает на еду и необходимые предметы у местных жителей. В общем, нашел свое счастье и добился своего.

Грузинский монах

Вот уже более сорока лет 62-летний Максим Кавтарадзе искупляет грехи на вершине сорокаметрового каменного столпа, где стоит его уединенная хижина. Еду на лебедке ему доставляют послушники монастыря, живущие у подножия, а сам монах спускается к ним 1-2 раза в неделю для совместной молитвы.

Отшельник высоты не боится – он работал оператором крана, так что спуски и подъемы, наверное, одна из немногих отрад в его жизни. Он рассказывает, что отшельничество – искупление за грехи молодости, когда он пил, торговал наркотиками и сидел за это в тюрьме.

Видимо заключение показалось ему недостаточным искуплением, поэтому Максим Кавтарадзе теперь неустанно молиться богу с 1993 года, а также восстановил храм на вершине, в котором жили древние монахи-столпники с VI века до вторжения Османов в XVII веке, когда церковь подверглась разрушению. Монах буквально из руин при помощи братии восстановил церковь, и теперь неустанно возносит молитвы богу в надежде на искупление.

Японский Робинзон

На маленьком японском острове Сотобанаре неподалеку от Окинавы, поселился отдельно ото всех Масафуми Нагасаки. Этот японский Робинзон 80-летнего возраста отлично себя чувствует, владея в одиночку своим островом, и гуляя на нем абсолютно голым.

Он выращивает на острове рис и умывается дождевой водой, он надевает одежду только раз в неделю – для похода в ближайшую деревню, чтобы подкупить еды и пресной воды, а также сигарет, без которых уже не может. Масафуми оставил семью и детей и говорит, что очень важно найти правильное место для того, чтобы умереть.

Он нашел его здесь и теперь, по видимости, наслаждается жизнью, пользуясь мировой известностью, а также небольшими денежными суммами, которые посылают ему сердобольные родственники на его походы в деревню. Как мы знаем, Робинзон Крузо прожил на острове 28 лет, Масафуми Нагасаки живет уже около 22-х, так что остается желать ему только здоровья и побития литературного рекорда.

Австралийский экс-миллионер

Где, как ни в Австралии наслаждаться отшельничеством вдали от мирской суеты и политических катаклизмов? Успешный Дэвид Глэшин прогорел в 1987 из-за обвала на фондовом рынке. Потеряв 6,5 млн. фунтов стерлингов, он сохранил лишь запасец на «черный день», которого хватило, чтобы поселиться на островке около побережья Австралии, за который местные власти принялись с него сдирать по 13 тысяч фунтов стерлингов в год.

Бедному экс-миллионеру так и не удается познать полноценной отшельнической жизни, так как с 1993 года запасец истощился, и ему пришлось вспомнить старые навыки, и торговать на бирже ценными бумагами через Интернет прямо с острова для оплаты аренды. Он установил солнечные батареи и спутниковую связь, а пропитание обеспечивает собиранием овощей и ловлей рыбы и крабов.

Из развлечений у него кокосовое пиво собственноручного приготовления и женский маникен, которую он называет русалкой. В последнее время компания пластиковой женщины ему видимо наскучила, поэтому самый экстравагантный отшельник мира разместил в Интернете объявление о поиске спутницы жизни.

Олимпийский отшельник

Еще один интереснейший случай отшельничества из Австралии: участник олимпийской команды 1956 года, более 40 лет проживает в джунглях Квинсленда и Тасмании. Михаил Фоменко вместе с семьей в конце 30-х годов из-за репрессий и главным образом, потому что его мать – урожденная грузинская княжна Елизавета Мачиабелли, уехал сначала во Владивосток, затем в Японию, а затем в Сидней перед самом началом Второй Мировой.

Там Майкл познал буйную природу Австралии, и полюбил путешествия и жизнь на природе. В конце концов, все чаще родителям пришлось возвращать его от аборигенов и высылать на его поиски полицию. Он плавал по океану на каноэ, ночевал по многу недель под открытым небом и питался впроголодь.

Если отец частично защищал сына, то когда он умер, его мать взялась за дело радикально, и засадила любителя природы в сумасшедший дом, откуда он навсегда сбежал, устроил себе дом в корнях деревьев в джунглях и наотрез отказался возвращаться в цивилизацию. Сейчас знаменитому отшельнику более 80 лет, и все кто его видел, отмечают его хорошее состояние, силу и выносливость.

БОНУС: Отшельник США Тимоти Тредвелл (главная картинка) был знаменит своим прозвищем «Человек-гризли», ведь он прожил среди этих свирепых медведей в суровой Аляске целых 13 лет. Он был активистом и режиссером, снимал свои фильмы про гризли и пропагандировал здоровый образ жизни. К сожалению после 13 лет что-то пошло не так, и Тимоти Тредвелл был съеден гризли в 2003 году вместе со своей подругой Эми Хугунард.

История

Анзер — второй по величине остров архипелага — отделен от Большого Соловецкого пятикилометровым проливом. В ранний период существования Соловецкого монастыря на этот остров удалялись иноки для пустынножительства, в XVI веке здесь были устроены монастырские солеварни и рыболовные тони, а в 1583 году для нужд работных людей на остров из монастыря перенесли деревянную церковь во имя святителя Николая.

В 1620 году на острове, на берегу длинного узкого морского залива, получившего название Троицкая губа, был основан Свято-Троицкий скит.

Его основателем был постриженик Соловецкого монастыря Елеазар († 13 января 1656), прославившийся как строгий подвижник и аскет, духовный наставник и учитель, образованный человек, иконописец, переписчик книг и автор нескольких аскетических произведений. Родился он в Козельске, в купеческой семье Севрюковых, в молодом возрасте ушел в Соловецкий монастырь и в игуменство преподобного Иринарха принял постриг. По благословению игумена в 1614-1615 годах монах Елеазар удалился на остров Анзер и стал жить отшельником.

Слава о его духовных подвигах распространилась далеко за пределами Поморья, и к подвижнику стали стекаться люди, ищущие уединения. Так был основан скит.

В первые годы его существования преподобный Елеазар был только духовным руководителем братии, но в 1624 году ему пришлось взять на себя и бремя управления скитом. Правила иноческой жизни для насельников были составлены самим Елеазаром, ориентировавшимся на древние образцы монашеских наставлений. Особое внимание уделялось правилам для молодых монахов и их отношениях с опытными старцами-наставниками. Вначале насельники скита жили каждый в отдельной келье, построенной своими руками, на расстоянии примерно одной версты друг от друга, трудились и собирались вместе сначала раз, затем два раза в неделю для общей молитвы; так продолжалось до 1646 года, когда собираться стали ежедневно.

В Троицкий скит около 1636 года пришел священник Никита Минов, будущий патриарх Никон, и принял здесь монашеский постриг. Он прожил на Анзере около трех лет.

В связи с ростом числа насельников, преподобный Елеазар занялся благоустройством скита. В 1650 была построена и освящена каменная Троицкая церковь с приделами в честь иконы Божией Матери «Знамение» и преподобного Михаила Малеина, недалекоот храма построены кельи. Преподобный Елеазар пользовался большим уважением царя Алексея Михайловича, и в скит поступали щедрые пожертвования.

Особое внимание к анзерским пустынножителям проявлял и Александр (Булатников), выходец из знатного боярского рода, постриженик Соловецкого монастыря, с 1622 года — келарь Троице-Сергиева монастыря и восприемник от крестной купели царских детей. Вернувшись в 1642 году на Соловки, он даже решил поселиться на Анзере, построив там на свои деньги две кельи, но планы изменились, и Александр передал обе кельи в Троицкий скит.

Основатель скита преподобный Елеазар преставился 13 января 1656 года и был погребен к востоку от алтаря Троицкой церкви. Впоследствии рядом с ним были погребены два его любимых ученика Никодим и Никифор. В 1757 году состоялось открытие мощей преподобного Елеазара.

Вскоре после кончины преподобного Елеазара в истории скита произошли трагические события: сначала набеги грабителей, а потом и разорение за поддержку монастыря во время «Соловецкого сидения». В XVIIIвеке в скиту были произведены значительные перестройки. В XIX веке он становится местом массового паломничества.

До нашего времени не дошли древние постройки скита за исключением частично сохранившейся трапезной XVII века. Существующая каменная Троицкая церковь с приделом во имя преподобного Михаила Малеина, третья по счету, сооружена в 1880-1884 годах, она примыкает к двухэтажному келейному корпусу, построенному в 1803 году. Из деревянных построек сохранились бревенчатый двухэтажный дом для трудников, скотный двор, конюшни, амбары.

В километре от скита, по дороге на Троицкую спасательную станцию, находится источник с очень чистой и вкусной водой. Рядом с источником — крест, установленный ровно за день до большевистского переворота, о чем гласит сделанная на нем надпись: «При строителе Пармене поставлен иеромонахом Ефремом 1917 года октября 24-го».

Контаты

С помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Царица Параскева Феодоровна от себя и дочерей пожертвовала для храма книги, облачения, церковную утварь.
Постепенно к подвижнику начали собираться желающие учиться пустынножительству. Устав скита был таков: принимали всякого приходящего, но предупреждали о трудностях иноческой жизни. Желавшему поступить в скит надлежало своими руками построить себе келью. Пища была самая скудная, послушание признавалось первой из всех добродетелей.
Скитская жизнь постепенно налаживалась, но в 1718 году на скит напали разбойники и, избив братию, разграбили все имущество.
6 марта 1720 года преподобный Иов в возрасте 85 лет преставился ко Господу и был погребен у входа в церковь. Над могилой поставили небольшую деревянную часовню. Вскоре скит совсем запустел, и сюда лишь удалялись – поодиночке или по двое – на безмолвие насельники Соловецкого монастыря и Свято-Троицкого скита.
В начале XIX века настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Досифей (Немчинов) решил возобновить Голгофо-Распятский скит и с просьбой об этом обратился в Святейший Синод. Разрешение было получено, и в 1828 году начались работы. За одно лето проложили хорошую дорогу от Свято-Троицкого скита, а на горе возвели большой двухъярусный пятиглавый храм в честь Распятия Господня с папертью, сенями и кельями. В следующие два лета завершено было внутреннее убранство храма и построена колокольня. 13 сентября 1830 года храм был освящен, в том же году завершили его отделку, а 24 октября освятили престол каменного теплого придела в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Вслед за церковью, в 1831 году, на северном склоне горы была построена первая гостиница, а в 1833 году, на южном склоне, – двухэтажный каменный корпус с тремя кельями и кухней внизу и трапезной на втором этаже. В том же году старая деревянная церковь с горы была перенесена на то самое место, где когда-то стояла келья Паисия и 14 июля 1835 года освящена в честь Воскресения Господня.
В скиту возобновилась иноческая жизнь. Устав скита составил архимандрит Досифей. Он напоминал братии, что в скиту при жизни преподобного Иова пища была самая постная, иноки никогда не вкушали рыбы и масла, но немощи ради разрешил рыбу и постное масло по праздникам. Согласно уставу «служба Божия должна отправляема быть не леностно, не скоро, но чинно, читать не торопясь, единогласно службу Божию исполнять, яко пред самим лицем Божиим».
К концу XIX века в скиту проживало 18 человек братии, летом приезжали паломники. 18 июня 1912 года торжественно, при большом стечении гостей, отметили 200-летие со дня основания скита.
После закрытия монастыря скиты острова Анзер вначале перешли в ведение совхоза, а в 1923 году – в распоряжение Соловецкого лагеря особого назначения и стали его VI отделением. Туда в основном посылали больных и слабосильных заключенных. В 1925 году были вскрыты и вывезены в музей Соловецкого общества краеведения святые мощи преподобного Елеазара. Во время эпидемии тифа, во второй половине 20-х годов, в Голгофо-Распятском скиту был устроен один из тифозных карантинов. Только за восемь месяцев 1929-1930 годов здесь умерло 979 человек. На Голгофе скончались и священномученики Петр (Зверев; †7 февраля 1929) и Владимир (Введенский; † 3 апреля 1931). В 1937 году после реорганизации СЛОНа в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД, остров Анзер стал IV отделением тюрьмы.
В военные и послевоенные годы остров использовался как сенокосные угодья. Еще в середине 1960-х годов остров Анзер был объявлен заказником, в 1970-е – «особо охраняемой территорией», и въезд на него был ограничен.
Современность:
3 июля 1994 года, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, архимандритом Иосифом (Братищевым) с Соловецкой братией у подножия горы Голгофы был установлен девятиметровый поклонный крест в память Новомучеников Соловецких.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1999 году при Синодальной комиссии была создана рабочая группа по канонизации святых под руководством игумена (тогда иеромонаха) Дамаскина (Орлова) и игумена Германа (Чеботаря). 17 июня 1999 года за алтарем храма Воскресения Христова на острове Анзер были обретены мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского и Задонского, скончавшегося на горе Голгофе от тифа 7 февраля 1929 года. Сначала мощи были перенесены в Воскресенскую церковь. Епископ Петр был прославлен в лике Святых в августе 2000 года.
11 июня 2000 года в Успенском приделе Распятского храма на горе Голгофе были обретены находившиеся под спудом мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского.
На юбилейном Архиерейском Соборе, проходившем 13-16 августа, установлено общецерковное почитание преподобного Иова. Тогда же, вместе с владыкой Петром, свыше 30 соловецких узников и страдальцев были причислены к лику святых. Среди них бывшие насельники Соловецкого монастыря — преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов), иеромонах Никифор (Кучин), монах Моисей (Кожин) и священномученик Василий (Виноградов). К началу 2010 года число прославленных новомучеников и исповедников Соловецких возросло до 60-ти.
В обители был установлен новый праздник – Собор новомучеников и исповедников Соловецких, который отмечается 23 августа.
В течение лета в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер были завершены начавшиеся в 1995 году работы по реставрации деревянного храма Воскресения Христова XVIII века. Работы проводились на средства архангельского предпринимателя В. З. Анциферова. Его стараниями к северу от Воскресенской церкви тем же летом был сооружен из бруса новый келейный корпус для проживания монашествующей братии.
На праздник Успения Пресвятой Богородицы иеромонах Евлогий вместе с игуменом Германом по благословению священноначалия монастыря совершили в этом храме праздничное всенощное бдение и Божественную литургию.
В феврале 2000 года Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновление монашеской жизни на острове Анзер.
15 марта, в день празднования иконы Божией Матери «Державная», Святейший Патриарх подписал указ о назначении иеромонаха (ныне игумена) Евлогия (Стручалина) скитоначальником возобновляемого анзерского Голгофо-Распятского скита.
В мае 2001 года распоряжением Министерства культуры и Министерства госимущества РФ постройки скитов острова Анзер переданы монастырю в безвозмездное пользование сроком на 49 лет.
В течение лета 2002 года в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, на месте погребения священномученика Петра (Зверева), была сооружена деревянная часовня. В ней находятся икона священномученика и деревянное надгробие.
Летом 2005 года на острове Анзер были завершены основные реставрационные работы в южном братском корпусе на вершине горы Голгофы, после чего он начал заселяться братией Голгофо-Распятского скита, а в пустыни преподобного Елеазара воссоздана в прежнем облике (по старинным рисункам и фотографиям) деревянная часовня. В этом же году в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, к северо-востоку от церкви Воскресения Христова, на скитском кладбище был установлен поклонный крест.
В октябре 2007 года были освящены и подняты колокола на колокольню церкви Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер. Колокола были отлиты на средства благотворителей.
В воскресенье, 11 / 24 августа 2008 года, совершилось долгожданное событие, к которому насельники скита готовились несколько лет — Великое освящение храма Распятия Господня.
К этому дню здание церкви полностью отреставрировали, иконостас украсили заново написанными иконами.По благословению священноархимандрита Соловецкой обители, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, чин освящения храма Распятия Господня совершил Высокопреосвященнейший Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский.
Храм, реставрация которого началась в 2002 году, был к тому времени полностью восстановлен, создан новый иконостас, звонница украсилась новыми колоколами. Владыке сослужили исполняющий обязанности наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Мефодий, благочинный Соловецкой обители игумен Ианнуарий, настоятель Голгофо-Распятского скита игумен Евлогий, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, председатель синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата протоиерей Димитрий Смирнов, декан факультета церковного искусства Свято-Тихоновского университета протоиерей Александр Салтыков, другие клирики Московской епархии. По завершении чина освящения храма была торжественно совершена первая Божественная литургия. Десятки паломников из разных городов России, а также ближнего и дальнего Зарубежья причастились Святых Христовых Таин.
По окончании богослужения радушная анзерская братия пригласила высоких гостей и всех паломников на трапезу. Каждый богомолец получил в дар икону преподобного Иова, Анзерского чудотворца, основателя Голгофо-Распятского скита, и набор памятных изданий, подготовленных специально к этому торжественному дню. На острове работали журналисты центрального и областного телевидения, всероссийских информационных компаний и газет. Репортажи о Великом освящении храма Распятия Господня транслировались по пяти телеканалам. Освящение храма на вершине горы Голгофы острова Анзер стало событием всероссийского масштаба.
Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один, с изображением Распятия, – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара. Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы.
22 августа 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Голгофо-Распятский и Свято-Троицкий скиты на острове Анзер. Побывав в Воскресенском храме и часовне, построенной на месте обретения мощей священномученика Петра (Зверева), Святейший отслужил литию у поклонного креста, что поставлен на братской могиле заключенных. В храме Распятия Господня на вершине горы Голгофы Святейший Патриарх совершил молебен новомученикам и исповедникам Соловецким.
Второй пастырский визит Святейшего Патриарха Кирилла на остров Анзер состоялся в августе 2010 года.
4 / 17 августа 2014 года, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, впервые в истории скита, Божественную Литургию в соборном храме Распятия Господня совершал Предстоятель Русской Православной Церкви — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Его Святейшеству сослужили:

митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии;

архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству;

архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря;

игумен Евлогий (Стручалин), скитоначальник Голгофо-Распятского Анзерского скита;

иеромонах Георгий (Курдогло), скитоначальник Свято-Троицкого Анзерского скита.

За богослужением молились:

митрополит Курский и Рыльский Герман; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий;

епископ Балтийский Серафим;

руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий;

епископ Нарвский и Причудский Лазарь;

епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков;

епископ Котласский и Вельский Василий;

архимандрит Паисий (Юрков), избранный и нареченный во епископа Щигровского и Мантуровского;

председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин;

ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии иеромонах Мисаил (Сарафанов).

В храме присутствовали министр регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняев и губернатор Архангельской области И.А. Орлов.

По окончании Литургии скитоначальник Голгофо-Распятского скита игумен Евлогий (Стручалин) приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству образ Ангела-Хранителя.

Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом и передал в дар скиту икону преподобного Варнавы Гефсиманского с частицей мощей.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил губернатора Архангельской области И.А. Орлова с 50-летием со дня рождения и в знак благословения на труды вручил ему образ Спасителя. Наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) также поздравил главу региона и преподнес И.А. Орлову икону преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

После богослужения гостям была предложена праздничная трапеза.

Затем Святейший Патриарх посетил деревянную Воскресенскую церковь, сооруженную на месте явления Божией Матери и преподобного Елеазара Анзерского основателю Голгофо-Распятского скита преподобному Иову Анзерскому; осмотрел реставрируемые объекты скита; на северном берегу в Кирилловской тоне посетил часовню во имя преподобного Кирилла Новоезерского.

Затем Предстоятель Русской Церкви посетил Троицкий скит на острове Анзер и Сергиевский скит на острове Большая Муксалма.

Праздники скита:
Первый воскресный день после 24 января / 6 февраля – собор новомучеников и исповедников Российских; 25 января / 7 февраля — священномученика Петра (Зверева); 6 / 19 марта – преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского; 18 июня / 1 июля – Явление Божией Матери преподобному Иову Анзерскому; Крестопоклонная неделя (3-е воскресение Великого поста) – престольный праздник церкви в честь Распятия Господня; Понедельник Светлой седмицы – престольный праздник церкви в честь Воскресения Христова; 29 мая / 11 июня – обретение мощей преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского; 15 / 28 августа – престольный праздник придела в честь Успения Пресвятой Богородицы.
За время действия скита насельниками и трудниками были:
— Воссозданы часовни преп. Кирилла Новоезерского в Кирилловой губе; Покрова Пресвятой Богородицы в Капорской губе; преп. Елеазара в одноименной пу́стыни.
— Освящены и установлены поклонные кресты в Кирилловой губе, Капорской губе, на Троицкой Спасательной станции, на мысе Кеньга, в Елеазаровой пу́стыни, на Братском кладбище. Также, в посёлках на Летнем берегу – «Золоти́це» и «Пу́шлохте».

Остров Анзер, расположенный в северо-восточной части архипелага, является вторым по величине островом Соловков. Здесь нет постоянного населения, лишь несколько монахов живут в двух скитах: Троицком и Голгофо-Распятском. Скиты здесь – строгого Устава, поэтому требования к поведению и внешнему виду туристов достаточно жесткие. Посетить остров Анзер можно только в составе экскурсионных или паломнических групп, а также в качестве трудника – то есть приехать по благословению настоятеля монастыря на определенные работы.

Здесь нет дорог – только грунтовые тропы да лежневки соединяют скиты с берегом моря. Нет здесь и пристани или причала: экскурсионное судно встанет на рейд в сотне метров от берега, и туристы переправятся на остров небольшими группами в надувных лодках. Суровый северный климат, нетронутая природа и более 70 озер делает остров необыкновенно живописным. Здесь есть и лиственные, и хвойные леса, песчаные берега и скальные выступы, здесь находится самая высокая точка Соловков – гора Вербокольская.

Первый из Анзерских скитов – Троицкий — был основан в начале XVII века монахом Елиазаром. Он искал на Анзере уединения и построил здесь первую келью. Однако вскоре на остров стали прибывать и другие монахи.

Особой строгостью устава отличается другой Анзерский скит – Голгофо-распятский. Он расположен на горе, получившей название «Голгофы» — по аналогии с Голгофой в Иерусалиме, с которой Голгофа соловецкая находится точно на одном меридиане. Голгофо-распятский скит основан опальным духовником Петра I – святым Иовом, сосланным в свое время на Соловки. Согласно легенде, Иову явилась Пречистая Дева Мария и повелела основать скит с этим трагическим названием. Поначалу скит не подчинялся Соловецкому монастырю, имел собственное управление и начал быстро богатеть, однако был разграблен. Лишь в XIX веке началось каменное строительство, была воздвигнута высокая колокольня, с которой и сегодня открывается великолепный вид на острова и окружающее их море.

Экскурсия на остров Анзер – одна из самых сложных, занимает целый день. Туристы проходят пешком около 12 км. Дети до 12 лет на экскурсию не допускаются. Туристам необходимо иметь с собой запас воды, продуктов (в ходе экскурсии делается остановка для приема пищи и отдыха), женщинам обязателен платок на голову и юбка ниже колена, мужчинам – длинные брюки. Желательно иметь с собой репелленты.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *