Остров православный

Фильм «Остров»

Фото: http://www.ostrov-film.ru/

Фильм открывает эпизод времен Второй мировой войны. Немецкий сторожевой корабль захватывает в море небольшую баржу, на которой перевозят уголь двое русских. Одного, кочегара Анатолия, фашисты заставляют выдать, а затем и убить своего старшего товарища Тихона, вложив обезумевшему от страха и побоев юноше в руку пистолет. Анатолия оставляют в живых, чтобы через несколько минут взорвать вместе с баржей.

Действие переносится в 1976 год. На севере России, на пустынном острове в море, в маленькой православной обители нашел приют уцелевший после взрыва Анатолий. Работает истопником монастырской котельной, целыми днями возит тачку с углем, спит на куче угля и даже хоронить себя завещает в угольном ящике. Собратьев-монахов смущают его странности – то он зачем-то бросает в печь чужие сапоги, то громко кричит петухом, то кидает обгорелой головней в игумена. Но в каждой такой дикой выходке есть смысл — это, похоже, способ иносказания об очень важных вещах. На остров издалека приезжают люди, веря, что Анатолий способен дать мудрый совет, излечить болезнь, изгнать бесов. Он никому не отказывает в помощи, но страдает, тяготясь сознанием тяжести греха, совершенного тогда, на барже. Вымаливает прощение у убитого товарища. Но как узнать, что прощен, если ответа нет?

Производство: Студия Павла Лунгина

Генеральный продюсер: Сергей Шумаков

Продюсер: Павел Лунгин

Ответственный продюсер: Ольга Васильева

Режиссер-постановщик: Павел Лунгин

Автор сценария: Дмитрий Соболев

Оператор-постановщик: Андрей Жегалов

Художники-постановщики: Игорь Коцарев, Александр Толкачев

Композитор: Владимир Мартынов

В ролях: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Юрий Кузнецов, Виктория Исакова, Нина Усатова, Яна Есипович, Ольга Демидова, Тимофей Трибунцев, Алексей Зеленский, Гриша Степунов, Сергей Бурунов

Жанр: драма

Хронометраж: 112 мин

В прокате с 23 ноября 2006 года

Информация: http://www.ostrov-film.ru/

Купить DVD
Купить подарочный DVD

Фильм «Остров».

(1 часть — rar) — 2 Гб

(2 часть — rar) — 2 Гб

(3 часть — rar) — 2 Гб

(4 часть — rar) — 1,6 Гб

Поддерживайте создателей христианских фильмов — покупайте лицензионные DVD. Ищите в продаже в интернет магазинах.
Если же у Вас нет никакой возможности купить диск, скачайте этот фильм здесь.

Освоение берегов залива Петра Великого Россией, начиная с 1860 года, явилось первым и необходимым условием появления на этих землях православия.

Установив границы, закрепив их международными договорами, Русь Православная встала в Южно-Уссурийском крае у берегов Великого Океана. Однако только с освоением конкретных территорий, их заселением русским человеком, можно установить хронологию христолюбивых деяний его, вести речь о летописи Православия. Примером тому может служить Русский остров.

Будучи самым северным в архипелаге Императрицы Евгении и ближайшим к Владивостоку, он как бы является его неотъемлемой частью. Географически — это не вызывает ни у кого вопросов. Административно он принадлежит городу с 1880 года, т.е. даты официального объявления Владивостока городом. До той поры пустовавшие, государственные земли с 1888 года были введены в состав земель Сибирского удельного ведомства для размещения колонистов из Финляндии (финнов и шведов) и Гамбурга (немцев). К маю 1873 года в связи с упразднением дел фактории остров был передан морскому ведомству. Но до заселения дело не дошло. И в том, и в другом случае остров интересовал своих владельцев только как природная кладовая: лес, камень, рыбный промысел… Основу же его населения составляли немногочисленные тазы и манзы, да 12 человек русско-подданных из числа бывших ссыльнокаторжных и крестьян.

Первые постоянные православные жители острова появляются только в 1881 году с высадкой на Ларионовском перешейке на месте нынешнего канала артиллеристов для обустройства береговой батареи. Вместе с русским солдатом на остров пришла икона. Факт несомненный, так как в артиллерии существовали строгие ограничения для службы инородцев, иудеев и мусульман. Именно артиллеристами были поставлены первые знаки православия на острове — киотные столбы. Киотный столб — это место для иконы, выполненное на специально приготовленном бетонном столбе. На Ларионовском полуострове (ныне остров Елены) их сохранилось два и на мысе Поспелова один.

Выявлено более двух десятков памятников православия на Русском. Но это лишь первые итоги многомесячной кропотливой работы с архивными документами, публицистическими материалами, которой руководит пресс-секретарь ОИАК Н.Г.Мизь. Но и известные, и пока неизвестные страницы Православия Русского острова объединены родной связующей нитью — они писались русским воинством.

  • В 1897 году в северо-восточной части острова, у подножья мыса Поспелова возводится первый православный воинский Храм. Строится он по инициативе и на пожертвования нижних чинов 8-го Восточно-Сибирского линейного батальона по проекту местного военного инженера. На строительство этого храма во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя прислал свой денежный взнос из далекого Петербурга Иоанн Кронштадтский. В документах сохранились фотографии рама и его внутреннего убранства. В последние годы своего существования он был более известен как храм 35-го Сибирского стрелкового полка. В начале 30-х годов он был разорен и вывезен в город по бревнышку. Прежнее его место установлено и расчищен фундамент. Здесь установлен и в мае 1999 года освящен Владыкой Вениамином Крест.
  • Церковь 33-го Сибирского стрелкового полка во имя Св. Николая Чудотворца. Полк сформирован в декабре 1903 года. Походная церковь его учреждена в 1904 году. Вместе с полком она находилась в русско-японской войне. На Русском острове в бухте Воевода она помещалась в деревянном полковом бараке и вмещала 800 человек. Местонахождение барака уточняется.
  • Церковь 34-го Сибирского стрелкового полка во имя Преподобного Серафима — Саровского Чудотворца. Учреждена в 1904 году как походная приполковая церковь. Вместе с полком находилась в русско-японской войне. На Русском острове первоначально располагалась в бухте Рында в деревянном бараке инженерного ведомства. В 1914 году для Серафимовской церкви было построено кирпичное здание на Подножье. Она вмещала 800 человек. В советское время, с 1930 года, использовалась как клуб пролеткульта имени Сергеева, а затем — как матросский клуб. В 80-е годы случился пожар. Здание сильно пострадало, и было брошено. Сейчас церковь восстанавливается.
  • Церковь 36-го Сибирского стрелкового полка во имя св. вмч. Георгия Победоносца. Походная приполковая церковь учреждена в 1904 году. Находилась с полком в русско-японской войне. На Русском острове помещалась сначала в построенном для нее бараке. Устроена была на средства полка. Позже для этого храма было построено кирпичное здание. В советское время оно было взорвано. Фундамент пока не расчищен.
  • В 1905 году на территории Поспеловского гарнизона был развернут Временный крепостной госпиталь №3. Тогда же учреждена была и походная пригоспитальная церковь. Во время гражданской войны госпиталь использовался по прямому назначению американским Красным Крестом. Дата упразднения церкви неизвестна.
  • 30 сентября 1919 года из Омска на Русский остров прибыл Первый Сибирский Кадетский Корпус. Он был расположен в казармах 9-ой Сибирской стрелковой артиллерийской бригады в районе бухты Рында. Там же, в одноэтажной казарме была устроена корпусная церковь.
  • Была своя церковь и у Графа Муравьева-Амурского Хабаровского Кадетского корпуса, располагавшегося на Русском острове с 1919 года в казармах флотского экипажа.
  • С образованием в 1919 году Инструкторской Школы на Русском острове была учреждена и своя походная (домовая) церковь при школе. Казармы школы находились в разных городках, поэтому точное расположение храма неизвестно.
  • Корниловское училище, располагавшееся на 38 высоте, упоминалось в нескольких источниках. В начале 1999 года Н.Г. Мизь обнаружила в Архиве Дальнего Востока метрические книги училища. Их появление само по себе удивительно. Ведь документы 1919-1920 годов довольно редки. В хаосе того времени немногое уцелело. Нам же эта находка дает материал для правильного ведения поиска. Итак — еще одна домовая или походная церковь. Пока следы только 10-ти храмов обнаружены на Русском острове. Пока. Нам известно, что кроме четырех полков Сибирской стрелковой дивизии на русском была расквартирована еще одна воинская часть — Крепостной артиллерийский полк. Документы о его храме пока не обнаружены. Уточняется место расположения первой на острове церковно-приходской школы, находившейся на мысе Поспелова.
  • Стремление вернуть память об утраченных на Русском острове храмах не случайно. Как не случайно и то, что большая часть материала: новые находки и документальные подтверждения почти забытых событий приходятся именно на год столетия Владивостокско-Приморской епархии! Так, более двух десятков лет идет сбор и накопление материалов по истории создания и развития Владивостокской крепости — одной из сильнейших морских крепостей мира. В городе сотни историков, краеведов и энтузиастов-любителей заняты этой работой. Уже создан и функционирует народный музей «Владивостокская крепость». Готовится к изданию книга по ее истории, материал для которой собирают непревзойденные знатоки этой темы. Ценность этого труда такова, что смею утверждать — аналогов ему нет. Но следует все-таки заметить, что в ней упущен значительный пласт истории крепости, а значит, — и города. Это тема православия, неисчерпаемая по своему богатству. Вот почему Общество Изучения Амурского Края обратилось к ней. Ее нельзя забывать, ее нельзя умолчать или обойти — мы не имеем права на это.

    И материал, что называется, пошел сам. Мы не предполагали, как тесна взаимосвязь нашего христолюбивого воинства с царствующими особами, с домом Романовых. Так, 33-му полку была преподнесена небольшая икона (5х6 вершков) с надписью на серебряной дощечке: «Благословение Их Императорских Величеств государя Императора Николая Александровича и Супруги Его Императрицы Александры Федоровны №№-му Восточно-Сибирскому стрелковому полку. Март 1904 года». 36-ой полк, тот, что провел единственную за всю японскую войну наступательную операцию, в нескольких сражениях, до прибытия на фронт полкового знамени, шел в атаки с иконой Св.Великомученика Георгия Победоносца — даром Государя Императора Николая Александровича.

    О.СТРАТИЕВСКИЙ, Общество Изучения Амурского Края.

  • Фильм «Остров» режиссера Павла Лунгина, поставленный в 2006 году — особое, уникальное явление в отечественном кино. Может быть и не только в отечественном. В 1942 году, во время Второй мировой войны на баржу с двумя российскими моряками нападают фашисты..Между поведением этих двух людей, моряков перед лицом смерти есть разница. Один моряк — Тихон спокойно закурил. Хладнокровный Тихон — образец подлинных храбрости, жизнестойкости, мужественности, которые испокон веков отличали настоящих воинов, сильных и духом и телом. Но не все могут быть такими. Обладателями стальных нервов. Другой — Анатолий начал метаться, просить о милости. Сейчас он так хочет жить, так не хочет умирать, так боится. Его поведение — контрастно, противоположно поведению Тихона. Враги, будучи тонкими психологами, заставляют его стрелять в своего товарища. Выстрел невольно произошел. Товарищ упал за борт. Фашисты оставили баржу, взорвали ее. На этом периоде Анатолий может вызывать негативные чувства: неприятна его паника, метание, страх. Но ведь многим людям свойственен страх смерти. И поведение Анатолия, еще юного, «мальчишки» оно естественно. Именно естественно. А итоговый поступок — выдача товарища в надежде на продолжение жизни тем более вызывает еще больше негатива, неприятия. Анатолия подобрали монахи. Дальше время действия — 1976 год. Показана жизнь монастыря. Отец Филарет (В. Сухоруков) является, руководителем общины монахов, начальником. Он мягок, трудолюбив. Его спокойный миролюбивый голос, мирские хлопоты в монастыре являются его положительными чертами. Однако слово «начальник» — его ранимое место в характере. Как часто он его произносит, словно гордится, даже хвастает им. Как и привязанность ко всему миру материальному. Но найдется и такой человек, который проведет ему проверку: сможет ли Филарет отказаться от мира материального, наносного, который он на самом деле так любит? Отец Иов (Д. Дюжев) — могучий, статный внешне. Преданный своему начальнику, услужливый. Но фраза: «Кабы грамоте не учился — начальником не поставили бы» — выдает и его ранимые места. Но есть человек, к которому Иов испытывает неоднозначные смешанные чувства. Что это — ненависть или симпатия, сочувствие? Этот человек — отец Анатолий. Все это время Анатолий прожил в монастыре, который стал единственным приютом для его измученных как души, так и тела. Почему же его душа и тело оказались измученными? Потому что неприятен он самому себе. Из-за того одного вечера, нескольких минут, которые навсегда изменили его жизнь, разделив ее на до и после. Каков источник его самобичевания? Потому, что он стрелял в человека. Но ведь во многих фильмах как зарубежных, так и отечественных мы наблюдаем эти действия. И как правило тот, кто их совершает, делает это ради какой-либо благородной цели: «спасти мир». А это просто злодеи. Их нужно ликвидировать. И вот он — благородный герой выходит победителем. Израненный может быть физически, но уверенный в себе. Он выполнил свое задание. Этот герой. Но у кого из них после того, когда они стреляли в своих врагов, пусть даже те были «плохими» в этом кино, у кого из них было это чувство самобичевания, недовольство самим собой, которое испытывает Анатолий на протяжении долгих лет? А почему он испытывает самобичевание, муки совести, страдание — он слабак? Нет, просто в отличии от многих, он понимает, что тогда стреляя в человека, он совершил преступление, грех. Он не имел права этого делать. И он виновен перед Высшими силами — Богом и перед своей собственной совестью. Это не дает ему покоя. Его муки, переживания, страдания сопоставимы с муками Родиона Раскольникова. Все, что спасает его от полного отчаяния, это вера в Бога, она заменила ему теперь все. Прекрасные, комфортные условия жизни, положение в обществе, власть, слава, богатство и даже знания — у него ничего этого нет. Он спит на угле, топит кочегарку, ест простую пищу, говорит: «Я человек не ученый, я ничего не считаю». Все что у него осталось в жизни, все, что удерживает его в жизни, все что служит ему «компасом», чтобы не «утонуть», это вера. И суд Бога и суд собственной совести — его главный обвинитель, прокурор, не дающий ему покоя. Он не понимает, почему теперь он обладает даром исцеления, помогая другим, кто нуждается в помощи. Почему он становится чуть ли не святым? А к нему приходят многие страждущие: и юная девушка за благословлением на грех (каков будет его совет: «Всю жизнь себя проклинать будешь»). Женщина преклонных лет, которой почему — то будет являться во сне муж, которого она считает погибшим в годы Великой Отечественной Войны. Отец Анатолий даст неожиданный ответ и на этот вопрос. Женщина с ребенком — мальчиком Ваней, у которого гниет бедро: обращались ко многим: не помог никто. Последняя надежда — этот остров. Сможет ли Анатолий помочь мальчику исцелиться. И если да, то благодаря чему? Наконец, военный преклонных лет (Ю. Кузнецов) со своей странной дочерью (В. Исакова), у которой болезнь какого-то непонятного характера. А отец Анатолий и здесь будет точен в определении недуга и попытается излечить страждущую. Нужно отметить, что проведение сеанса экзорцизма да еще и с нужным результатом под силу только людям особой духовной силы, энергии, уровня духовного развития. На это способен далеко не каждый. Сможет ли полное покаяние, раскаяние Анатолия, его Вера совершить чудо? И сможет ли он с помощью Веры победить главный страх в жизни — страх перед смертью? Кино, которое меняет сознание. Это великое кино. Поскольку, главная его уникальность в особом типе героя, другого героя, отличного от многих фильмов. Именно потому, что он способен на покаяние, искупление. Образ Анатолия — это образ, который терпит эволюцию от духовно слабого человека, способного на нехорошие поступки под давлением над его волей к человеку непоколебимой веры, которая исцеляет, спасает и страждущих, нуждающихся в спасении, исцелении через него самого, исцеляя и спасая вместе с тем и его самого. Также это кино значительно тем, что обращено к религиозной теме, нравственности, духовности, говоря об их ценности, важности, говоря, что к ним нужно стремиться. И общий фон фильма: скудная северная природа этих краев, море — оставляет ощущение гармонии, спокойствия и умиротворения. То же должно быть и с душой. 10 из 10

    Александр Оконишников

    Остров духовных сокровищ

    Источник: Честное слово

    Две недели назад на экраны российских кинотеатров вышел совершенно необыкновенный фильм. Фильм «Остров» режиссера Павла Лунгина. Рассказ о странном юродивом, послушнике-истопнике маленького северного монастыря. По мнению знаменитого писателя Александра Кабакова, этот фильм – «самое серьезное событие в русском кинематографе за последние годы». И не только в кинематографе, добавим мы. Этот фильм дает надежду на то, что Россия может вернуться к Богу

    Грехи всю душу сожгли

    Главный герой фильма – послушник отец Анатолий. В 1942 году, еще совсем мальчишкой, он попал в краткосрочный плен к немцам и под автоматным дулом застрелил собственного капитана Тихона Петровича. Обезумевший от страха и ужаса пацан даже не понял тогда, что же произошло. Не понял, что именно его выстрел оборвал жизнь товарища.

    Когда фашисты минируют баржу с углем, на которой и служили будущий отец Анатолий и Тихон, и отплывают, а до взрыва еще остается несколько секунд, парень неистово кричит:

    – Тихон, ты где?

    А увидев тело командира в воде, снова кричит: «Тихона суки убили!»

    После взрыва баржи юнец остается жив. И с тех пор живет на острове в монастыре. Этот остров находится рядом с местом, где разыгралась трагедия. Взрывом к острову прибило ту самую баржу с углем, и вот уже несколько десятилетий отец Анатолий обогревает этим углем маленький монастырь.

    На экране 1976 год, а уголь в топке монастыря все тот же – военный хлеб. И грех в душе отца Анатолия все тот же – страшный выстрел в товарища. Каждоминутно он молит Бога о прощении. Не случайно фильм начинается с так называемой Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

    Как мы уже рассказывали, каждое слово в этой молитве наполнено глубочайшим смыслом. А при особом духовном совершенстве монахи, старцы, священники, а порой и некоторые миряне могут читать эту молитву внутри себя непрерывно. Вот так же непрерывно стремление отца Анатолия к покаянию.

    – Грехи жгут, жгут, прямо всю душу сожгли! – говорит он настоятелю монастыря отцу Филарету. И при всем этом отец Анатолий вовсе не сусальный старец. Он вечно перемазан сажей (все-таки истопник!), распевает песни в честь Бога, шутит, чем вызывает постоянно неудовольствие другого монаха отца Иова. Тот жалуется настоятелю, что отец Анатолий пришел на службу: «На одной ноге валенок, на другой носок, и запел гнусным голосом». Но люди со всей округи стекаются к отцу Анатолию за вразумлением, за советом и помощью.

    Отец Анатолий считает себя недостойным тех чудес, которые Бог совершает через него. Перед приехавшими на остров за помощью он делает вид, будто отец Анатолий – это совсем другой человек. А он при монастыре просто истопник. На вопрос страждущих, долго ли им еще дожидаться отца Анатолия, он отвечает: «Спит он, дрыхнет». А на настойчивые просьбы посодействовать встрече отвечает: «Может, соблаговолит. Хотя сегодня что-то не в духе он». Встретив очередную страждущую, он будто бы удаляется в келью к отцу Анатолию, а потом будто бы от его имени передает повеление. Вот к отцу Анатолию прорывается молодая девушка. «Благословение на убийство пришла просить?! – восклицает о. Анатолий. – В ад собралась и меня с собой затащить хочешь?!» Девушка пришла просить благословение на аборт. «Меня иначе замуж никто не возьмет». «А тебя и так никто не возьмет, – отвечает о. Анатолий. – У тебя так на роду написано. А так хоть ребеночек будет. Мальчик будет золотой!»

    Вот на остров переправляется женщина, которой вдруг стал являться во снах погибший 30 лет назад на войне муж. «Стонет, наверное, плохо ему там».

    – Любила мужа? – спрашивает монах.

    – Я и сейчас его люблю, – отвечает женщина. – Мы и прожили-то всего полгода… И вот с тех пор я уже как есть 30 лет вдова.

    И снова отец Анатолий делает вид, что чудесный старец это вовсе не он. «Я сейчас пойду к отцу Анатолию, а дверь оставлю открытой, вот ты и услышишь, что он скажет». И дальше за полуоткрытой дверью отец Анатолий сам с собой разыгрывает диалог. Просит помолиться старца за душу убиенного воина.

    – Нечего по живым-то заупокойную службу заказывать!

    – Как же, она говорит, что он в 44-м голову свою сложил на поле брани.

    – Ничего он не сложил! В плен он попал, во Франции. После победы на поселении остался. Вот болеет, хочет повидать жену свою перед смертью.

    Женщина поражена услышанным. Как это ей ехать во Францию, да ведь не выпустят, говорит она. (Не забывайте – 1976 год!) «Не сомневайся, если отец Анатолий сказал, выпустят, значит, выпустят!»

    – Да как же батюшка, у меня дом, корова, хозяйство, хряка колоть надо!

    – Все продать. Подчистую!

    Женщина пускается в слезы. Вот так вот, наш быт, земные заботы, цепляют нас, останавливая перед исполнением предназначенного.

    Эта же причина едва не останавливает женщину, которая привезла на остров мальчика Ваню, упавшего с крыши и повредившего бедро. Как водится, она прошла с ребенком по всем врачам, была в Москве, ребенок перенес четыре операции, но его бедро продолжало гнить. Монах просит ребенка молиться о выздоровлении своими словами, так, как он сам умеет. А потом молится о его выздоровлении сам. Молится неистово, прекрасно зная, что только Бог способен прийти на помощь:

    – Врачебную силу Твою с небеси ниспосли!..

    И мальчик вдруг пошел без костылей. Но отец Анатолий знает, для полного выздоровления ребенку надо остаться на день в монастыре, наутро причаститься в здешнем маленьком храме. Но мать решительно не в состоянии это сделать. Она твердит, что завтра ей обязательно надо на работу, что ее уволят, и отец Анатолий в сердцах отпускает их. Но едва лодка отплывает от острова он осознает, что ребенок останется инвалидом, бросается в воду, хватает мальчика на руки и под протестующие крики матери тащит его на берег. «А как же работа, работа?» – не успокаивается женщина.

    – Да у вас там трубу прорвало! Всех кипятком залило! И на три дня за свой счет всех и отпустили! – преспокойно говорит женщине чудесный старец.

    – Откуда вы знаете?! Зачем вы врете?!

    – Я не вру, вот когда узнаешь, тогда поздно будет.

    Почему именно на этого человека – юродивого, проказника, насмешника, человека острого, заверченного, напрочь лишенного умильной сладости – выпал этот Божий дар предвидения будущего и исцеления недугов? – Спрашивает автор одной из статей о фильме. И сам же говорит: ответа нет – Дух Святой дышит, где хочет, и Господь, как известно, «утаил от премудрых и разумных и открыл младенцам». Может быть, ответ кроется в том, что этот корявый, где-то нелепый человек абсолютно бескорыстно верит в Бога, как умеет, служит Ему. Не случайно брат Иов, над которым отец Анатолий постоянно подшучивает, в отчаянии говорит ему, что тоже хотел помогать людям, но не принимает Господь его жертв.

    Среди монастырской братии отец Анатолий выделяется и особой совестливостью и полным нестяжанием. Спит он на куче угля, денег за свои исцеления не берет. И понимаем своими собратьями далеко не сразу.

    Вот он, забравшись на колокольню, кидает под ноги проходящему мимо настоятелю Филарету обгорелую головню. Тот не понимает, что это особый знак. А к вечеру в монастыре приключается пожар. Пожар удается погасить, но огонь подпалил келью настоятеля. «Келья немного погорела, – говорит отец Иов, – да хоть курочку спасли!» Жила в келье настоятеля единственная на весь монастырь курица. Яйца от которой отец Филарет использовал для очищения икон. «А ты ведь знал о пожаре, – говорит отцу Анатолию настоятель. – Что ж ты прямо не сказал, а головнями в меня швыряться начал? А я ведь человек простой, мне твои знаки непонятны!»

    Но пожар оказывается только первым знаком для настоятеля. От огня над кельей дело переходит к огню в кочегарке отца Анатолия. Настоятель на время ремонта своей кельи решил перебраться в кочегарку юродивого. Он приносит с собой роскошное одеяло, которое купил во время поездки в Грецию, на Афон. Устраивает себе ложе тоже на куче угля, разувается, снимая роскошные мягкие сапоги, подаренные архиереем. И ночью в ужасе видит, как его чудаковатый сосед, называя сапоги книгами греха, кидает их в огненную топку. А потом в воду летит и роскошное одеяло, в котором отец Анатолий увидел «главного беса». Ох, как поначалу огорчен настоятель! У него больные ноги, а тут сгорели такие мягкие и удобные сапоги. И только через какое-то время он понимает, как правильно поступил о. Анатолий.

    – А я ведь, брат, на тебя и не сержусь, – говорит настоятель, – а я ведь, брат, тебе благодарен. Да, благодарен, что избавил ты меня от всего лишнего, наносного. А я ведь и правда привязан был и к этим сапогам, и одеялу, а ты меня от них избавил. Спасибо тебе. А главное показал ты мне, что веры во мне мало…

    Масса событий происходит на острове за полтора часа фильма. И между каждым из эпизодов отец Анатолий мучается своим грехом, обращаясь то к Господу, то к убитому им Тихону Петровичу. «Тихон Петрович, ты же всю жизнь мою знаешь! Ты моя надежда последняя. Ведь сколько лет ношу грех с собой, ни на минуту не отпускает. Помолись ко Господу, чтобы снял Он с души моей тяжесть».

    Для человека, которому Бог даровал способность видеть жизнь других наперед, скрыто и утаено его прошлое. Только в конце отец Анатолий вдруг узнает, что убитый им капитан выжил, стал адмиралом, и вот судьба снова сводит их.

    У адмирала тяжело и безнадежно больна дочь. Так же как и мальчика Ваню, ее провезли по всем врачам и профессорам, но молодая женщина остается «не в себе». Это «не в себе» старец чувствует уже в тот момент, когда лодка с адмиралом и его дочерью приближается к острову. С колокольни он издает страшные истошные крики, а женщина из лодки отвечает ему таким же криком, отвечает радостно, словно чуя «своего».

    – Простите, она у меня больная, – говорит адмирал при первой встрече со старцем. А старец вдруг узнает в адмирале расстрелянного им капитана. Он едва не теряет сознание. – А с вами что? Вам помочь? Позвать кого?!

    – Да нет, это у меня в душе ангелы поют! – отвечает счастливый отец Анатолий.

    – Она у меня не в себе, – рассказывает адмирал, разумеется, не узнавший в старце того мальчишку, который выстрелил в него по приказу гитлеровцев. – Скажите, старец этот ваш, он сумасшедших лечит?

    – Она не сумасшедшая. Бесноватая. Бес в ней сидит и мучает.

    – Это совсем уж как-то дико звучит! – отшатывается адмирал. – А вы откуда знаете?

    – Ну, я с ним лично знаком…

    – С кем?!

    – Ну, с бесом этим!

    Потом будет сцена изгнания беса из внешне очаровательной женщины, у которой больше четырех лет назад погиб муж-подводник. Эти сцены сняты предельно точно. Такие же картины можно увидеть и в православных храмах во время молитвы против бесов. Девушку корежит, она неистово кричит, гавкает и наконец затихает в забытьи. И становится, по словам ее отца, совсем другим человеком. А адмирал и отец Анатолий встречаются в последней беседе. И старец узнает, что тогда только прострелил капитану руку, и на следующий день капитана Тихона подобрали свои.

    – Прости ты меня, прости за все, – обращается к адмиралу отец Анатолий.

    – Давно простил… Я ж думал, что тебя и в живых нет. Думал, ты тогда вместе с баржей-то…

    Верхний этаж для молодежи

    Появление такого фильма, как «Остров» Павла Лунгина, не ожидал никто. Кто бы мог подумать, что российское кино, совсем недавно азартно бросившееся снимать один блокбастер за другим, очень быстро охладеет к этому занятию. Сегодня на первый план выходят фильмы совсем другого плана. Среди них и «Остров».

    Сам режиссер Павел Лунгин, снявший недавно нашумевший фильм «Олигарх», говорит, что новая его работа – это фильм о Боге. Фильм о стыде, грехе, преступлении. И еще это попытка рассказать о том, как это мучительно и больно – быть человеком. И как необходимо им быть.

    – На мой взгляд, человек не создан для того, чтобы жить только ради успеха и денег и проводить все отпущенные ему годы между работой и телевизором, – сказал в одном из последних интервью П. Лунгин. – В этом смысле, мне кажется, нас всех поджаривают на сковородке. России особенно тяжело. Потому что наша страна всегда жила идеями, духовной борьбой, поисками смысла жизни. А сейчас вдруг оказалась запертой в клетке успеха, бесконечных выяснений: лузер (неудачник. – «ЧС».) ты или не лузер, какой марки твой мобильный телефон, и тому подобных вещей. Людям плохо в этой клетке! Я, снимая «Остров», заговорил о тех вопросах, которые меня самого мучат.

    Отвечая на вопрос, почему сегодня в церковь идет молодежь, режиссер считает: во-первых, потому, что молодым стыдно. Во-вторых, потому, что человеку тесно и неуютно в мире, который замкнул его в клетку денег, успеха и телевизионного экрана. И молодежь интуитивно ищет дверь на верхний этаж в этом доме под названием «жизнь», где можно и дышать по-другому, и жить по-другому. И надо всем им обязательно сказать, что этот верхний этаж есть и дверь туда существует.

    Фильм снимался по сценарию выпускника ВГИКа Дмитрия Соболева. Снимался он в городе Кемь в Карелии на берегу Белого моря. Всех, конечно, потрясает известный музыкант Петр Мамонов в роли отца Анатолия. И все согласны с тем, что Мамонов во многом играет самого себя. Как известно, около десятка лет назад Мамонов всей душой принял православие, и в молитвах отца Анатолия видно, что сам исполнитель этой роли молится искренне, с неподдельной верой. Не случайно Павел Лунгин сказал: «Да, Мамонов в большей степени играл самого себя».

    Уже после выхода фильма прозорливые зрители обнаружили, что не менее половины диалогов были полностью позаимствованы из жизнеописания преподобного Феофила Киевского. Другие отмечали, что прототипами трех главных героев фильма (о. Анатолия, о. Филарета, о. Иова) послужили сам преподобный Феофил Горенковский, киевский митрополит Филарет Амфитеатров и тогдашний начальник Китаевской пустыни Иов. Правда в титрах фильма и в аннотациях к нему об этом не говорится, а вот в книге, в которой напечатан сценарий, ссылка на этих старцев есть. Оставим подробный разбор игры Д. Дюжева (отец Иов), и В. Сухорукова (настоятель Филарет) кинокритикам. Для нас важнее другое – их удивительное «попадание» в православие. Даже спорят и ругаются они в фильме именно как монахи: с терпимостью друг к другу с братолюбием и смирением.

    Перед съемками Петр Мамонов получил благословение у своего духовника. А во время съемок с киногруппой все время был монах Донского монастыря отец Косьма. В первый день съемок он провел молебен, и эта молитвенная атмосфера присутствовала в каждой секунде фильма.

    Кто-то счел, что «Остров» – фильм для узкого круга зрителей. На самом деле, по словам самого Павла Лунгина, в нем нет ничего заумного или интеллектуального. Просто это фильм, который требует от зрителя определенной душевной работы. То, что «Остров» выпустили в 200 копиях, говорит о том, что прокатчики тоже считают фильм нужным зрителям. И полные залы в первые дни проката подтверждают такое мнение.

    Святой – это не инопланетянин

    Сказать, что Православная Церковь тепло приняла фильм «Остров», значит не сказать ничего. В Воронеже местная епархия арендовала один из центральных кинотеатров города и организовала просмотр «Острова» священниками и семинаристами. Во всех храмах города были вывешены объявления о премьере. Специальные церковные сеансы «Острова» устроили и в других епархиях, и даже в Троице-Сергиевой лавре.

    Ведущий православный публицист наших дней, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев оценил фильм как честную, отрезвляющую картину о православии, главной удачей которой является точное понимание смысла святости.

    – Святой – это не инопланетянин, а грешник, который, в отличие от других людей, знает правду о себе и научился с ней, этой горькой правдой, жить. Но грешники, которые не хотят быть тождественными этой правде, такие люди и становятся святыми, – заявил отец Андрей Кураев.

    Очень высоко оценил фильм и другой известный церковный деятель протоиерей Всеволод Чаплин.

    – Это очень талантливый фильм, сделанный верующими людьми. В фильме блестяще играет Петр Мамонов. Видно, что он по-настоящему молится в кадре. И, по большому счету, играет самого себя – человека, раскаявшегося после многих жизненных перипетий и искренне пришедшего к Богу. Конечно, есть в фильме ошибки, связанные с незнанием церковной жизни. Абсолютно ясно, что в 70-е годы монастырская жизнь так, как она показана, была совершенно невозможной. Монастыри находились тогда в очень стесненном положении. Такого человека, как герой Мамонова, просто не взяли бы в монастырь – власти бы не разрешили.

    Здесь можно было бы поспорить с о. Всеволодом Чаплиным. Да, конечно, в 70-е годы и храмы, и монастыри находились под жесточайшим контролем безбожной власти. Сценарист и режиссер, разумеется, это прекрасно знают. Однако фильм никак нельзя было перенести в наше время. Хотя бы потому, что тогда с момента военных действий прошло бы уже шесть десятков лет. И «расстрелянному» капитану и отцу Анатолию в этом случае было бы за 80, а то и за 90 лет. И создатели фильма умышленно сдвинули время действия. В конце концов, для нас это вовсе не является чем-то краеугольным.

    Сразу после выхода фильма Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с Павлом Лунгиным, Дмитрием Соболевым, актерами Виктором Сухоруковым, Петром Мамоновым и иеромонахом Косьмой. Патриарх поблагодарил создателей фильма, отметив, что, затронув тему монашества, смирения, юродства, создатели фильма «справились с этим блестяще». По слова Алексия II, сегодня людям особенно нужна духовная поддержка, и создатели фильма постарались это показать. Патриарх сообщил, что сегодня в Русской Православной Церкви Московского Патриархата действует 710 монастырей, в то время как в 1987 году их было всего 18. Храмов было 6 800, а сегодня 27 тысяч. «Но не все еще переступили порог храмов и посетили монастыри». В ответ Петр Мамонов сказал, что если после просмотра фильма хотя бы один человек из 10 тысяч пойдет в храм, «значит, мы свою задачу выполнили».

    Павел Лунгин заметил, что люди «задыхаются в чисто материальном существовании, которое им сегодня предлагается. В мире, где сегодня душа, стыд, чувство греховности воспринимается как слабость, мы дали возможность пересмотреть эти установки, и себе в том числе».

    Несколько дней назад появились сообщения о том, что Алексий II наградит создателей фильма «Остров» патриаршими грамотами. Это, конечно, почетно, но – не главное. Главное ощутит в себе каждый зритель, который увидит «Остров». Надеемся, что и ты, читатель, будешь в их числе.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *