Осуждение, это что?

Содержание

О том, почему так привычно и естественно осуждать, как и зачем с этим бороться, почему Христос никого не судит и как же быть с понятием Страшного суда, рассуждает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, окормляющий священнослужителей Западного викариатства Москвы, протоиерей Георгий Бреев.

Если всматриваться в себя и стараться увидеть свои склонности, то мы легко заметим, что в нас есть уже наработанная привычка осуждать.

Священнослужители, исповедуя людей, очень редко встречают человека, который бы мог сказать: «А я никого не осуждаю». Это приятно услышать, но такое состояние — скорее исключение…

Осуждение есть проявление нашей гордыни, которой мы присваиваем себе возможность судить о другом человеке. Самопревозношение свойственно каждому человеку, оно всем нам глубоко привито. Чувство самодовольства, самоценности всегда нас изнутри греет: «Он такой красивый, хороший, а я еще красивее и лучше!» — и сразу нам тепло на душе. Все приятное, что мы слышим в свой адрес, нас радует, а чуть скажи что-то вопреки нашему мнению о себе… о, брат ты мой! Некоторые даже приходят в ярость от такого: «Что ты мне сказал?!» Ощущение самоценности может быть сильным стимулом для достижения многих высот, это мощный двигатель! Но все-таки, мы знаем, он работает на энергиях плотских, земных. И знаем, что Писание говорит: «Бог гордым противится»…

Чувство самолюбия не преодолеешь, оно очень сильно. И если человек не борется с ним, не отвергает его от себя, то естественным образом у него возникает потребность с высоты своего самомнения судить других: «Я так высок и совершенен, а кругом-то я не вижу совершенства, поэтому имею право рассуждать и навешивать «ярлыки» на окружающих». И вот уже люди стремятся собраться, поговорить, обсудить, как тот живет, как этот. И сами не замечают, как начинают осуждать, при этом оправдываются: «Я не осуждаю, я рассуждаю». Но в таком рассуждении всегда присутствует склонность к тому, чтобы обрисовать человека мрачными, темными красками.

Так мы начинаем брать на себя то, что нам не принадлежит, — суд. Причем чаще всего делаем это не открыто. Например, посмотрим на кого-то и думаем про себя: «Ага, этот человек — такого-то сорта, так настроен». Это скользкий путь и ошибочное мнение!

***

В Священном Писании есть очень глубокое выражение: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? (1 Кор 2:11). И еще: Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор 2:12). Этим Господь сразу определяет глубину, которая свойственна личности. Ты не можешь до конца знать человека! Даже если досконально исследуешь его биографию, все равно в нем остается очень много сокровенного, что только он сам способен пережить и прочувствовать.

Если этой глубины в подходе к человеку нет, тогда все наши суждения довольно поверхностны. Поэтому Господь прямо говорит: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк 6:41–42).

Со стороны мы можем в любом свете представить человека, но подлинно, глубоко знать его дано только ему самому — если он, конечно, сам себя испытует, если хочет познать себя, причем не просто как одного из миллионов, а себя пред лицем Божиим. Потому что, когда мы оцениваем себя иначе — перед лицом других людей или исходя из нашего собственного мнения — нам кажется: да, мы действительно какие-то особенные, достойные, и уж, конечно, не преступники. Как фарисей говорил: «Я не такой, как прочие человецы. Закон Божий выполняю, пощусь, десятину даю». Это естественно «выплескивается» из нас. И свидетельствует о том, что у нас нет глубокого знания о себе.

***

Ведение, знание человека о себе самом и о Боге — мне кажется, и есть источник неосуждения. Оно дается или по благодати, или в результате подвига, внутреннего делания. А осуждение происходит оттого, что мы, с одной стороны, не склонны к глубокому познанию себя, а с другой — не вышли на уровень покаяния.

Заглядывать в себя — это начало процесса духовного. Совесть подает человеку знание о самом себе, и видя себя, он иногда даже доходит до ненависти: «Ненавижу себя такого! Не люблю себя такого!» Да, ты подошел к познанию себя, оно горькое, но это познание — может быть, самое важное, самое существенное в жизни. Потому что здесь — отправная точка покаяния, возможность для перерождения своего ума, качественного изменения отношения к себе и всему миру, а прежде всего, к своему Творцу и Создателю.

Почему сказано, что об одном кающемся грешнике на небесах бóльшая радость, чем о ста праведниках, не имеющих нужды в покаянии? Потому что трудно, но необходимо прийти к этому пониманию: «Оказывается, я по своему естеству ничем не отличаюсь от других, мое естество — от ветхого Адама, я такой же по природе, как и мой брат».

Но мы не хотим себя познавать, исследовать себя испытующим оком, потому что это потребует следующего шага — поиска ответа на вопрос: «А отчего это так во мне?» Плотское противится духовному, это закон внутренней брани. Поэтому люди избирают более естественный и простой, казалось бы, путь — смотреть по сторонам, судить о других, а не о себе. Они не осознают, что это наносит им большой ущерб…

***

Прозревая, человек начинает понимать, что Бог-то никого не осуждает. В Евангелии от Иоанна об этом прямо говорится: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3:16–17). С Мессией связано представление, что Он будет облечен царской властью и придет рассудить народы, как имеющий суд подлинно Божественный. Но тут вдруг оказывается, что Бог пришел не судить нас, а спасти! Тайна эта действительно поражает, она для нас удивительна! А если Бог нас не судит, то кто может судить?

Поэтому осуждение — это ошибочная установка нашего сознания, ошибочное представление, будто мы имеем власть. А если Сам Бог отказывается от этой власти? В Писании сказано, что Отец отдал суд Сыну, а Сын говорит: «Я не пришел вас судить».

Но в то же время Господь не скрывает, что будет Суд праведный, который, как Лермонтов писал, «не доступен звону злата». Бог явит себя, и в этом явлении все творение увидит себя таким, какое оно есть. Сейчас Господь Себя скрывает из-за наших немощей, несовершенства нашего, а когда придет полное откровение Божие, тогда нечего будет скрывать. Книги совести развернутся, все тайное откроется, и человек за каждое свое слово даст ответ. И то Господь говорит: Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин 12:48). Он показывает, что наше представление о суде как о некоем чрезвычайном, сверхличностном, авторитетном разбирательстве — как в наших земных судах, когда собирается целая коллегия судей, рассматривает по делу огромнейшие тома и выносит решение — не вполне верно. Бог не выносит решения. Он дает свободу, всегда дает возможность человеку исправиться: отступи от нездоровых норм, которые ни тебе, ни людям не приносят радости. Таким образом, человек до конца волен выбирать.

Говорят, тяжело попасть под суд человеческий, потому что люди в своих суждениях могут быть очень жестоки, принципиально жестоки: вынесли тебе приговор — всё, и попробуй измени себя в глазах общественности! Но Божий суд — милосерд, потому что Господь хочет оправдать человека: Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез 33:11).

***

Грань между осуждением личности и осуждением поступка нам трудно не перейти! А ведь сказано: личность человека не суди, не суди его как образ и подобие Божие. Дух Святой не приемлет, когда мы присваиваем себе власть давать резкую оценку другому. Да, пусть его дурной, безобразный поступок достоин осуждения, но самого человека как личность ты не суди! Он может завтра исправиться, пойти путем покаяния, стать другим — такая возможность до последнего издыхания у человека не отнимается. Мы не знаем до конца ни Промысла Божьего о нем, ни того, как он дорог для Бога, — ведь Христос же за всех Свою кровь пролил, всех искупил и не осудил никого. Поэтому судить сами мы просто не имеем права!

Да, Христос разогнал бичом торговцев у храма, но это не осуждение, а волевое действие, направленное против беззакония. Сказано в Писании: Ревность по доме Твоем снедает меня (Ин 2:17). Подобные примеры и в нашей жизни встречаются. Когда мы видим, что чьи-то действия выходят из духовно-нравственных рамок, что кто-то много зла сообщает людям, то, конечно, можно реагировать, призвать к порядку, одернуть человека: «Что вы делаете? Опомнитесь! Посмотрите, что это само по себе значит».

Но такова наша искаженная грехом природа, что негативные эмоции сразу просятся наружу в любой ситуации, без всякого повода: только посмотрел на человека, а уже его измеряешь, оцениваешь его внешние достоинства — но надо себя останавливать. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7:1–2) — эти слова Господни в любое время, на всяком месте должны быть нам напоминанием. Здесь нужна очень большая трезвенность. И принципиальность: «Нет, Господи, Ты — Единый Судия, Ты — Единый Человеколюбец, никому Ты не хочешь погибели и не произнес даже над самыми страшными грешниками слов осуждения. Даже распинаемый, Ты молился: «Отче, прости им, не ведают, что творят»».

***

Я помню, была у меня такая прихожанка, из простонародья, которая говорила: «Батюшка, а Бог всех помилует, всех простит, я верю, что все спасутся!» Она по доброте своего сердца никого не хотела судить и верила, что у всех людей есть что-то доброе, чему можно поучиться. Такой настрой достигается трезвением ума, когда душа напитана истинными примерами, Евангелием. Да и у всякого, кто каждый день молится, читает Писание — особое мироощущение, особое настроение! Ощутившие благодать чувствуют любовь Божию ко всем, поэтому не хотят принимать каких-то злобных выпадов или язвительных чувств в отношении других.

У нас, христиан, в этом отношении есть жесткий пример людей высокой духовности. Они всех любили, жалели, никого не осуждали, и даже наоборот: чем человек немощней, чем больше у него видимых недостатков, тем больше внимания и любви святые проявляли к таким людям; очень ценили их, потому что видели, что истина до них дойдет, ведь они самой своей тяжелой жизнью подготовлены к этому. А гордость, напротив, всегда найдет страшные суждения, которые готовы обезличить любого человека.

«Все плохие и все плохо!» — это дух гордыни, демонский дух, это сужение нашего сердца. Оно приводит в действие такую механику, от которой люди сами же и страдают. Всякое осуждение есть внедрение в себя какой-то тьмы. В Евангелии Иоанна Богослова есть такие слова: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин 3:18–19). Осуждая, человек нарушает духовный закон жизни в Боге и тут же получает извещение, что он тяжко согрешил. Сколько раз такое бывало: кто-то молился, просил у Бога милости, прощения, и Господь давал ему — и человек шел со службы обновленным! А вот встретился ему кто-то на пути из храма, и пошло осуждение: а ты такой-сякой, а он — разэдакий. Все. Он потерял все, что только что приобрел! И многие святые отцы говорят: только косо посмотрел на кого-то, принял дурной помысл о человеке — тут же благодать оставляет тебя. Она не терпит осуждения, которое совершенно противоположно духу евангельскому.

***

Как бороться с осуждением? Во-первых, у Иоанна Златоуста есть такой совет: если ты согрешил мыслью, тут же мысленно и кайся. Подумал о своем родственнике, о друге своем что-то дурное, поймал себя на этом: «Что ж за мысли? Зачем я так? Господи, прости меня за это мгновенное проявление! Я не хочу этого».

Во-вторых: когда внутреннее чувство побуждает тебя дать отрицательную оценку кому-либо, ты тут же обращайся к себе самому: а ты свободен от этого недостатка? Или ты за собой ничего не знаешь, за что можно было бы тебя упрекнуть? И — почувствуешь, что ты такой же, как тот, кого ты готов осудить!

В древности было еще такое «золотое» правило. Когда борешься с чувством негодования и никак не можешь понять, почему этот человек так поступил, тогда поставь себя в его положение, на его место, а этого человека — на свое. И сразу тебе станет многое ясно! Это очень отрезвляюще действует. Вот я встал в положение другого: «Боже мой, сколько у него трудностей в жизни! В семье — сложности, с женой понимания нет, с детьми… Действительно, как ему, бедному, трудно!»

Другое правило есть у святых отцов. Хочется тебе кого-то осудить? А ты на свое место поставь Христа. Господь осудит? А ведь даже когда Его распинали, Христос никого не осудил, наоборот, за всех пострадал. Так почему я вдруг возомнил себя выше Бога, поставил себя судией?

***

Осуждения избежать можно в любом случае. Потому что человек устроен так, что он всегда может защитить личность другого, не ставить на него клеймо, а сразу идти путем рассуждения: «Я знаю, какой он прекрасный, сколько у него трудностей было, и он все вынес».

Осуждение — это сердце, неправильно настроенное. Вот я встречаю человека, и вместо радости у меня мысли: «Ага, опять он с папироской идет» или «Опять он навеселе, такой-сякой». Здесь нет добрых мотиваций, которые должны быть. На пути стоит соблазн осудить — никуда не денешься! Но прежде чем выльется поток осуждающих мыслей, я должен сначала поставить себя на место и дать место рассудительности.

Мне нравится высказывание современного греческого подвижника, монаха Паисия Святогорца: «Современный человек должен быть «фабрикой добрых мыслей»». Надо быть готовым личность человека принять и понять: да, ему тяжело, он попал в непростые обстоятельства, жизнь его поломала, но все-таки есть что-то доброе, цельное в нем, что-то, что дает возможность не исключать его из числа людей порядочных, хороших. Внутренняя наработка таких добрых помышлений, приятия любого человека, в любом его качестве, как бы он ни выглядел и себя ни вел, — как защитная среда, она не даст принять сердцем злую, разрушающую область человека. А ведь ты своего ближнего разрушаешь в душе, когда даешь ему нехорошую характеристику.

Сам по себе человек — прекрасен! Как говорил один подвижник, если бы мы знали, как красива душа человеческая, мы бы пришли в удивление и никого б не стали осуждать. Потому что душа человеческая действительно, великолепна. Но она раскроется — как во всех наших сказках всегда бывает — в последний момент…

Русский

Паронимы: обсуждать.

Морфологические и синтаксические свойства

наст. прош. повелит.
Я осужда́ю осужда́л
осужда́ла
Ты осужда́ешь осужда́л
осужда́ла
осужда́й
Он
Она
Оно
осужда́ет осужда́л
осужда́ла
осужда́ло
Мы осужда́ем осужда́ли
Вы осужда́ете осужда́ли осужда́йте
Они осужда́ют осужда́ли
Пр. действ. наст. осужда́ющий
Пр. действ. прош. осужда́вший
Деепр. наст. осужда́я
Деепр. прош. осужда́в, осужда́вши
Пр. страд. наст. осужда́емый
Пр. страд. прош.
Будущее буду/будешь… осужда́ть

о·суж-да́ть

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — осудить.

Приставка: о-; корень: -сужд-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. высказывать отрицательные, резкие и безоговорочные оценочные суждения о ком-либо, чём-либо, исходя из нравственных, духовных или эстетических оснований; порицать ◆ Отец и мальчики посматривали на неё как-то особенно, как будто только что до её прихода осуждали её за то, что она вышла из-за денег, за нелюбимого, нудного, скучного человека. А. П. Чехов, «Анна на шее», 1895 г.
  2. юр. признавая виновным, приговаривать к какому либо наказанию; выносить обвинительный приговор ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. разг. обрекать на что-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. порицать

Антонимы

  1. одобрять
  2. оправдывать

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: осуждение
  • глаголы: осудить, судить
  • наречия: осуждающе

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Метаграммы

    • осадить

    Перевод

    приговаривать к наказанию

    • Английскийen: condemn, judge
    • Шведскийsv: döma (sv)

    обрекать на что-либо

    • Английскийen: condemn

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Shares

      Ситуации разные бывают. Иногда мы узнаем что-то о ком-то и первая реакция с нашей стороны — оценить, одобрить или не одобрить, похвалить или осудить. Что скрывается за осуждением? Что говорит об этом Библия и что думают служители? Читайте мнения.

      Илларион Огородников, церковь ЕХБ «Евангелие» (Москва, Россия):

      Всякий раз, когда хочется осудить необходимо, вспомнить свой грех, от которого потом было очень стыдно. Если не поможет, то вспомнить тексты из Писания, где говорится об осуждении и как Бог к этому относится. За осуждением часто скрывается наш собственный эгоизм, когда человек поступает не так, как мы от него ожидаем.

      Максим Шишко, служитель, блогер, автор

      Максим Шишко, служитель общины «Сион», блогер, ведущий канала «Голос Сиона», автор книги «Разрывая узы Вавилона», (Киев, Украина):

      Думаю, что в начале нужно определиться с терминами. Обличение греховного поведение, указание на ошибки восприятия Писания осуждением не является. Община верующих имеет полное право производить внутри себя суд, пресекая открытое греховное поведение (1Кор.5:11-13) и даже разбирая спорные житейские вопросы (1Кор.6:1-5). Осуждение — это вынесение приговора. Порой удивляет то, с какой легкостью верующие могут решать кто идет, а кто не идет «в ад». Вот к этому случаю и относятся слова Иакова: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак.4:12). За стремлением решать кого спасти, а кого погубить скрывается гордость, дерзкая самоуверенность, даже наглость. Ведь чем еще объяснить стремление присвоить себе право на престол Суда, который принадлежит Самому Творцу?

      Иван Штукарт, пастор церкви «Божье Слово» в Германии:

      Осуждение это прежде всего негативные высказывания в адрес человека. Причём не лично и не в его присутствии, а за его спиной. Зависть, ненависть, лукавство или страх зачастую не позволяют людям говорить друг другу в лицо, а делать это «за глаза». Целью осуждения является прежде всего унизить человека, и возвысить себя. Это грех и к этому ни в коем случае нельзя привыкать. Конструктивная же критика намного полезнее. Она обращена напрямую к человеку, мотивированна не завистью или ненавистью, но любовью и добром к ближнему. Цель конструктивной критики поднять человека, указать на его промахи и помочь исправиться, указать на решение ситуации. Осуждая ближнего, я непременно пожну осуждение в свой адрес. Поэтому необходимо принципиально не делать этого и избегать компаний, в которых происходит осуждение, при необходимости и останавливать этот грех. То, что я не сказал человеку лично, о том я не имею право говорить за его спиной. Люди поступающие по этому принципу достойны уважения и доверия других.

      Алексей Осипов, богослов, профессор Московской духовной академии

      Павел Левушкан, лютеранский священник, теолог, современный христианский мистик, (Елгава, Латвия):

      Мы не знаем, что творится в сердце человека и что побуждает его принимать неверные решения или совершать неблаговидные поступки. Но мы можем сделать выводы из нашей реакции на них. Очень часто преувеличенная реакция или тенденция часто осуждать других исходит из подавления наших собственных стремлений или того аспекта нашей личности, который мы отрицаем и осуждаем в себе. Другой человек становится своего рода зеркалом.

      Доктор теологии Юрис Рубенис в своей книге «Она и Он» так пишет об этом:

      «Важно с вниманием отнестись к любой обостренной реакции или преувеличенному отрицанию в себе. Каждый раз, когда вас что-то рассердит и вы реагируете на событие с излишним пылом, знайте: это дает знать о себе ваша тень. Отрицаемые аспекты взывают – заметь, разгляди нас! Мы здесь!!! Всё, что мы не хотим или не можем признать, почти всегда становится тенью. Эмоции или черты характера, которые в детстве были под запретом или высмеивались, обычно превращаются в теневые аспекты».

      Другой известный христианский богослов, католический священник Ричард Рор убежден, что имеется библейский принцип, трудно определимый и не всем видимый: мы в большей степени открыты Богу, когда ошибаемся, чем когда ведем себя «правильно». Поэтому решение наших проблем мы находим, стараясь достичь единения с божественным, а не ища какое-то воображаемое изолированное совершенство. Святые, персонажи Библии и деятели Церкви пришли к необыкновенно важной модели: величайшие достижения происходят от трансформированных страданий, слабостей и падений. Посмотрите честно внутрь себя, сделайте испытание собственной совести, примите по-настоящему Божье прощение и у вас не останется места для осуждения ближнего, который точно также как и вы борется с грехом в своей жизни, даже если на этом пути в настоящий момент он терпит поражение.

      Джозеф Принс, всемирно известный пастор и проповедник из Сингапура.

      Вера Касевич, пастор церкви «DYNAMO», (Маями, США):

      В послании к Римлянам вторая глава, в первых нескольких стихах, говорится следующее (для большей ясности я перефразировала несколько переводов Библии с разных языков): «Есть люди, которые ошибаются и явно не правы и даже падают. Но, если ты думаешь, что это даёт тебе право им на это указывать, а тем более, критиковать или осуждать – подумай хорошенько ещё раз. Так как каждый раз, критикуя или осуждая кого-то другого, мы на самом деле критикуем и судим самих же себя. Осуждение и критика других – это общеизвестный приём оправдания себя, когда смещается взгляд со своих ошибок и не признаются собственная неправота и прегрешения. Но Бога просто так не проведёшь. Он видит насквозь, даже через эту нашу напускную самоправедность, и Он спросит нас за наши поступки и дела, а не за чужие».

      И вот в этом истина! Каждый из нас в чём-то не прав, в чём-то виновен, в чём-то согрешает, осознанно или неосознанно. Именно по этой причине Бог и учит нас не судить никого, но относиться милостиво ко всем без исключения, и молиться, и благословлять даже тех, кто возможно, по нашему мнению, заслуживает совершенно обратного. Известный немецкий пастор Дитрих Бонхёффер, который несправедливо пострадал от рук нацистов, говорил:

      «Осуждая других, мы ослепляем себя, и уже не замечаем ни зла, которое мы сами делаем, ни благодати, которую к нам, к недостойным, проявляют другие».

      Всё очень просто. Мы имеем право судить других, но это не полезно ни для нас, ни для Божьего дела. А имея право, почему бы нам не отложить это право в сторону и не последовать примеру Иисуса – прощать, любить, благословлять, даже незаслуженно? И если в ответ твою любовь отвергают, над ней насмехаются и более того, осуждают тебя, обливая грязью или ложью – просто попроси Бога дать тебе силы продолжать любить, а не судить. Нам для этого нужно смирение, а это тоже дар Духа Святого. Такой же дар, как терпение и воздержание. Знаю одно, что высокомерие – это не дар от Бога. И о людях, которые чаще всего осуждают других, хорошо сказал баптистский проповедник 19 века, Чарльз Спержен:

      «Никто так несправедливо не судит о других, как те, у кого слишком завышенное мнение о себе».

      Вот с этим я совершенно согласна. Это не означает, что я в порыве эмоций не могу забыть об этом высказывании, но лучше поздно о нём вспомнить, чем не вспомнить никогда.

      Джереми Пирсонс, учитель, спикер, основатель «Pearsons Ministries».

      Александр Епишев, преподавал в УЕТС (Украинская Евангельская Теологическая Семинария), специалист IT сферы, (Киев, Украина):

      Предполагаю, что ответ на вопрос лежит далеко не в целительных никому раннее неведомых принципах. Универсальных «ключей успеха» в этом отношении не существует. Один, все же, мог бы стать популярным: «Чтобы не осуждать, необходимо не осуждать…».

      Казалось бы, достаточно быстро можно понять, чего же не стоит делать еще на этапе осмысления возможных определений понятия «осуждение». Вооружившись несколькими словарями и помощью почти «всемогущего» интернета, и, в результате, предложив несколько вариантов, выведенных из библейских текстов, этимологии слова (очень зависящего от культурного и языкового контекста), бытового использования, размышлений философии, психологии и т.д., мы все равно останемся заложниками своих личных и очень ограниченных систем интерпретаций. Именно эта «личная герменевтика» неизбежно сталкивается с непреодолимой пропастью «единственно правильно» объяснить один из ключевых факторов – обстоятельства (контекст) самого процесса осуждения. Практически всегда недостаточно открытыми и «вполне обоснованными», остаются ответы на вопросы: «Чем было вызвано осуждение?», «Что мотивирует или стимулирует человека говорить или же вести себя так, чтобы это стало тем, что мы называем «осуждением»?», «Есть ли обстоятельства, способные его оправдать, и будет ли в таком случае оно называться по-другому, например, «критика» или «обличение»?», «Возможно ли, чтобы «осуждение» приобретало вид «клейма» для несогласных или непонимающих, и форму оправдания личного нежелания или неспособности понять «осуждающего», измениться?», «При каких именно обстоятельствах «осуждение» меняет свою смысловую нагрузку?»

      Предположим, мы сошлись бы на том, что «осуждение» — это мыслительный процесс, предполагающий выражение взаимосвязанных выводов на основании определенных критериев и данных. Возможно, неожиданно, но 845 использований слова «суд» в Библии, дают право «осуждать» не совершая «грех осуждения», и даже более, делать это праведно (см. Пс.149:9, Лев.19:15, Втор.17: 8-13, Мф.5:21, Лк.11:42 и т.д.). В зависимости от отрывка, осуждение здесь представляется более привычным «суждением», «обличением» или «конструктивной критикой». В целом, христианство поощряет подобное поведение, которое очевидным образом преследует «благие» намерения исправить, помочь и спасти человека. Так же, во многом, это одобряется и светской мыслью, с упором как на важность умения вести диалог, так и особенности «восприятия», которые, при конфронтации с интересами «несогласных», формируют некую «итоговую» позицию. Похоже, что в этом смысле «осуждение» практически не представляет собой серьезной опасности. Поэтому, как «осуждающему», так и «осуждаемому» можно было бы пожелать в этом «благом деле» оставаться достаточно внимательными к деталям, открытыми к восприятию и принятию друг друга, сдержанными и последовательными в процессе формирования «суждений», а также причин и возможных требований к «исправлению».

      Иная вариация: «осуждение – это процесс выражения унизительных и категоричных заявлений, явно вскрывающих не всегда реальные слабости; выражение неодобрения и выдвижение обвинительного приговора» (ср. Мф. 7:1-3, Иуд. 4:11-13). Придавая понятию подобную негативную эмоциональную, этическую и юридическую окраску (последняя, кстати, не обязательно должна рассматриваться со знаком «минус», поскольку стремится к урегулированию различных общественных процессов), мы уже помещаем его в категорию «плохого», «опасного», «неправильного», «греховного». Тем самым, мы достаточно ясно, хотя и абстрактно, отвечаем на вопрос: «Приемлемо ли подобное поведение христианину?». Библия немногословна относительно скрытых мотивов «осуждения» (если не брать во внимание «гордость», «зависть», «несдержанность»), однако она достаточно однозначна относительно последствий – разрушение отношений и единства, деструктивное влияние на человека (в том числе и в более долгосрочной перспективе «вечности»).

      «Осуждение – это результат безответственности», — скорее всего именно так я бы определил это понятие оставаясь в пределах второй вариации. Исходя из историко-культурного контекста Библии (и понимания «личной ответственности», «личности» в древнегреческом мире) это определение неверно, поскольку «индивидуальность», как набор отличительных особенностей индивидуума в сравнении с другим – это продукт размышления эпохи Возрождения. И, всё же, если допустить, что за осуждением может скрываться желание «набить себе цену» на фоне недостатков осуждаемых, оправдать себя, манипуляция, давление, обида, унижение, гордость или зависть, непризнание собственной некомпетентности или слабостей, нежелание понять и услышать противоположную позицию и т.д., тогда «безответственность» отлично описывает суть. Почему?

      «Ответственность», как антипод «безответственности», предполагает наличие границ, во всём: в различных форматах отношений (сравните рамки отношений родственников, друзей и бизнес-отношения); в осознании собственных сильных сторон и способностей, так же как и слабых (например, признание текущей квалификации хорошо рисовать, но не танцевать), в обстоятельствах (которые могут оправдывать или усугублять вину, так же как иметь достаточные основания для «жесткого приговора» или же нет) и т.д. Формирование подобных границ, которые мы называем «отношением» или «позицией», сопровождается выведением более-менее четких целей и критериев, по которым можно оценивать «попадание» или «непопадание» в область этих границ. Благодаря им современное сообщество, в том числе и церковное, достаточно обосновано делит людей на «своих» и «чужих», «спасенных» и «погибающих», «друзей» и «врагов». Поскольку же границы, в первую очередь, вопрос индивидуальный, мировоззренческий, соответственно и отвечать за него можно только лично.

      Таким образом, чтобы сократить шансы оказаться «в ловушке осуждения», стоило бы себя спрашивать «что именно (причины и мотивы) сейчас меня заставляет так поступать?» Если же ответ содержит намек на использование чужих полномочий (например, вынесение суждений о конечном месте человека в вечности, являющихся исключительно прерогативой Бога), желание преувеличить недостатки или укорить без достаточных на то оснований (например, выражение оценочных выводов без наличия или выяснения достаточных на то причин), отсутствие и ясное понимание целей и обоюдно принимаемых критериев (навязывание личного мнения при попытке надавить на несовершенства человека или группы людей), тогда можно было бы порекомендовать воздержаться от разговора. Кроме как «безответственностью», а, возможно даже, «глупостью», подобное осуждение назвать сложно, ведь во всех этих случаях есть очевидное непонимание личностных границ, своего места в мире, если удобно. Метаморфоза же «из осуждения в конструктив», происходит практически незаметно, как только стороны достаточно ясно осознают общее «почему?», «кто?» «что?», «как?» и «при каких обстоятельствах?» Перефразируя Анну Рузвельт, закончу цитатой для размышления:

      «Ответственные (вместо «великие») умы обсуждают идеи, средние обсуждают события, а мелкие — людей».

      • Shares

      INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

      Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

      Осуждение людей, употребляющих наркотики, или социальная стигматизация означает распространение в обществе негативных предубеждений и дискриминации в отношении группы населения с презираемыми качествами. Одной из таких «позорных” групп являются зависимые люди и люди, употребляющие наркотики.

      Нередко зависимых считают людьми, которые больше не нужны обществу. Повсеместно присутствует негативное отношение и убежденность в том, что они никогда не изменят своих привычек, что они уголовники и распространители опасных инфекционных заболеваний. Многие не знают, как себя вести с людьми, употребляющими наркотики, и что с ними делать, от таких людей стараются как можно быстрее дистанцироваться. Для сравнения можно привести пример с злоупотреблением алкоголем – с недавних пор эту проблему у нас в обществе стали осознавать и признавать, и мы уже можем принять, что алкоголизм является заболеванием. При этом злоупотребление наркотиками по-прежнему считается только собственным выбором человека, плохой привычкой или слабостью характера.

      Публичное осуждение опасно, оно может негативно повлиять на самооценку человека, испортить его отношения с близкими или помешать ему получить лечение.

      По данным Всемирной организации здравоохранения дискриминация и отторжение являются основными причинами такого осуждения и приводят к нарушению прав человека. Общественное осуждение ведет к росту случаев смерти, тюремного заключения и проблем с психическим здоровьем среди зависимых.

      Попасть в зависимость от наркотиков может каждый. Важно, чтобы мы не осуждали людей, употребляющих наркотики, потому что это только ухудшает ситуацию как для каждого человека, так и для общества в целом.

      Последствия общественного осуждения

      • Зависимый теряет желание и возможности получить помощь и лечение. Люди, у которых есть зависимость и которые испытывают осуждающее отношение, реже обращаются за помощью и лечением, чем те, к кому нет такого отношения. Подвергать стигматизации могут и работники здравоохранения. Их предубеждения и нежелание работать с «такой» клиентурой влияют на их готовность оказывать помощь пациенту, у которого есть проблемы с наркотиками.
      • Вред, причиняемый обществу, только растет, пока общественность не разрешает открывать центры и оказывать в них услуги по снижению вреда. Например, люди протестуют против открытия центров снижения вреда, пунктов обмена игл и шприцев, центров заместительной терапии опиоидной зависимости или создания помещений для безопасных инъекций (safe injection rooms). Научные исследования показывают, что различные меры социальной поддержки способствуют сокращению потребления наркотиков и расходов государства на работу с людьми, употребляющими наркотики.1
      • При употреблении наркотиков снижается самооценка и ухудшается психическое здоровье. Люди, которые употребляют наркотики, часто перенимают окружающие их негативные установки и начинают верить в то, что сами виноваты в своих проблемах, что у них плохой характер или нет силы воли, и, так или иначе, надежды избавиться от зависимости нет. А чтобы преодолеть зависимость и обратиться за помощью, требуются как раз внутренние силы и социальная поддержка.

      10 вещей, которые лично Вы можете сделать, чтобы уменьшить общественное осуждение:

  1. Относитесь с сочувствием и поддержкой к разным людям.
  2. Демонстрируйте доброжелательность и помогайте людям, попавшим в трудное положение.
  3. Слушайте, не осуждая.
  4. Старайтесь видеть человека, а не его проблему.
  5. Узнайте и изучите, что значит быть зависимым от наркотиков.
  6. Относитесь к зависимому человеку достойно и с уважением.
  7. Не используйте унизительные или оскорбительные выражения.
  8. Замените предрассудки на доказанные факты.
  9. Не позволяйте другим унижать или осуждать людей, у которых есть проблемы.
  10. Поделитесь случаями из своей жизни, когда осуждали вас или кого-то из ваших знакомых.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *