Освобождение от орды

Период:

Ханы Золотой Орды, потомки Джучи (Джочи), территория государства которых простиралась от нижнего Дуная и Финского залива на западе до бассейна Иртыша и нижней Оби на востоке; от Черного, Каспийского и Аральского морей и озера Балхаш на юге до Новгородских земель на севере. В частности, ханы Голубой Орды из «дома Бату», правили на юге России, в Хорезме и западной части Кипчакской степи, а ханы Белой Орды из «дома Орды»,- в Западной Сибири и восточной части Кипчакской степи. Население Золотой Орды было пестрым по этническому и конфессиональному составу. Крупными центрами торговли, преимущественно караванной, являлись Сарай-Бату, Сарай-Берке, Ургенч, крымские города Судак, Кафа (Феодосия) и др. Государство не было централизованным, борьба за власть между царевичами дома Джучи началась уже после смерти хана Монгке-Тимура (1267-1280). При ханах Тоде-Монгке (1280-1287) и Толе-Бука (1287-1291) фактическим правителем государства стал темник Ногай. Восстановление могущества Золотой Орды произошло при хане Мухаммаде Озбеге (Узбек) (1313-1341) и его преемнике Джани-беге (Джанибек) (1342-1357). Военные силы государства насчитывали до 300 тыс. человек. Однако после 1357 г. наметился распад Золотой Орды, ханы сменяли друг друга, не задерживаясь долго на престоле. В 1360-1370-х гг. фактическим правителем государства стал темник Мамай. От Золотой Орды отпал Хорезм, отделилась Астрахань. Попытка Мамая восстановить власть ордынцев на Руси привела к разгрому его войска в Куликовской битве 1380 г. Временное затишье наступило при хане Токтамыше (Тохатмыше) (1377-1395), которому удалось разгромить войско Мамая. Однако противоборство с новой грозной силой в лице Тимура (1336-1405) ускорило распад Золотой Орды. В начале 1420-х гг. образовалось Сибирское ханство, в 1440-е гг. — Ногайская Орда, позже возникли Казанское ханство (1437 г.) и Крымское ханство (1449 г.), а в 1460-е гг. — Казахское, Узбекское ханства, в 1466 г. — Астраханское ханство.
Даты правления даны по европейскому календарю (слева) и по мусульманскому летоисчислению — хиджре (в скобках)
«Ханы Золотой Орды, потомки Джочи. 1227-1502 (624-907). Западная Сибирь, Хорезм и Южная Русь
1. Дом Бату, ханов Голубой Орды на юге России, в Хорезме и западной части Кипчакской степи
1227-1255 (624-653) Бату, сын Джочи (ум. в ?1255)
1256-1257 (654-655) Сартак, сын Бату
1257-1257 (655) Улагчи, сын или брат Сартака
1257-1267 (655-665) Берке (Барака), сын Джочи
1267-1280 (665-679) Монгке (Менгю)-Темюр, сын Тококана, сына Бату
1280-1287 (679-687) Тоде-Монгке (Менгю), сын Тококана
1287-1291 (687-690) Толе-Бука, сын Тарту, сына Тококана
1291-1313 (690-713) Токта, Гийас ад-Дин, сын Монгке-Темюра
1313-1341 (713-742) Мухаммад Озбег, Гийас ад-Дин, сын Монгке-Темюра
1341-1342 (742-743) Тини-бег, сын Озбега
1342-1357 (743-758) Джани-бег (Джамбек), сын Озбега
1357-1380 (758-782) период анархии, когда на трон претендовали Мухаммад Берди-бег, Кулпа, Мухаммад Науруз-бег, Хидр, Мурад, Мухаммад Болак и др.
2. Дом Орды, ханов Белой Орды в Западной Сибири и восточной части Кипчакской степи;
после 1378 (780) — Синей и Белой Орд, объединившихся в Золотую Орду Южной России
1226-1280 (623-679) Орда, сын Джочи
1280-1302 (679-701) Кочю
1302-1309 (701-708) Баян
1309 — около 1315 (708 — около 715) Сасибука (?Сарыг-Бука)
около 1315-1320 (около 715-720) Илбасан
1320-1344 (720-745) Мубарак-ходжа
1344-1374 (745-776) Чимтай
1374-1376 (776-778) Урус, сын Чимтая
1376-1377 (778-778) Токтакия, сын Уруса
1377-1377 (778) Темюр-Малик, сын Уруса
1377-1395 (778-797) Токтамыш, Гийас ад-Дин, сын Толи-ходжи или потомок брата Орды Тока-Темюра
1395-1401 (797-803) Темюр-Кутлуг, сын Темюр-Малика
1401-1407 (803-810) Шади-бег, сын Темюр-Малика
1407-1410 (810-813) Пулад (Болод)-хан, сын Темюр-Малика
1410-1412 (813-815) Темюр, сын Темюр-Кутлуга
1412-1412 (815) Джалал ад-Дин, сын Токтамыша
1412-1414 (815-817) Карим-Берди, сын Токтамыша
1414-1417 (817-820) Кебек, сын Токтамыша
1417-1419 (820-822) Еремферден (?Джаббар-Берди), сын Токтамыша
(три) соперничавших хана:
1419-1420 (822-823) Улуг-Мухаммад
1420-1422 (823-825) Даулат-Берди
1422-1427 9825-832) Барак
1427 — около 1433 (832 — около 838) Улуг-Мухаммад (вторично); позже в Казани
около 1433 — около 1435 (около 838 — около 840) Сайид Ахмад I
около 1435 — около 1465 (около 840 — около 871) Кючюк-Мухаммад, сын Темюра
около 1465-1481 (около 871-886) Ахмад, сын Темюра
сыновья Ахмада, соправители:
1481-1498 (886-903), 1499-1502 (904-907) Шайх Ахмад (ум. в 1505)
1481- (886- ) Сайид Ахмад II
1481-1499 (886-904) Муртада
1502 (907) крымские Гирей-ханы разгромили Шайха Ахмада и включили Золотую Орду в состав Орды крымских татар»
// Босворт К. Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. Пер. с англ. П. А. Грязневича. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1971. С. 203-205; Bosworth C. E. The new Islamic dynasties. A chronological and genealogical manual. N.Y., 1996. Р. 252-253.
«Джучи, старший сын Чингиза, получил в удел племена, некогда составлявшие государство кара-китаев, к северу от Сихуна (Сыр-Дарьи); он умер раньше своего отца, и ему наследовал его старший сын Орда. Второй сын Джучи, Батый, своим знаменитым нашествием на Европу значительно расширил пределы государства в сторону запада, а себе обеспечил обладание тюркским ханством Кипчак. К северу от владений Батыя третий брат, Тука-Тимур, по-видимому, получил в удел Великую Болгарию на верхнем течении Волги; четвертый сын Джучи, Шейбан, управлял степями, теперь известными под названием киргизских; пятый, Тевал, стоял во главе печенегов, впоследствии сделавшихся известными под названием ногайцев, между Уралом и Эмбой. Все эти племена и их начальники были более или менее подчинены дому Батыя, который, хотя, собственно, был одной из младших ветвей, достиг наибольшего могущества и сделал свою столицу, Сарай на Волге, главным городом всего государства Джучидов. Все племена известны под общим названием Золотой Орды, по имени ханской ставки Сыр-Орда, т.е. „золотая ставка“. Следует прибавить, что только владетельный род и цвет армии были монгольского происхождения; громадное большинство племен, доставшихся в удел сыновьям Джучи, составляли покоренные тюрки или туркмены.
Итак, род Джучи разделялся на следующие ветви:
A. Дом Батыя — главные ханы Золотой Орды, правившие Синей Ордой в западной части Кипчака (1224-1359).
B. Дом Орды — номинальные главы рода; правили Белой Ордой в восточном Кипчаке (1226-1428), были ханами Золотой Орды в западном Кипчаке после дома Батыя (1380-1502) и, наконец, влачили жалкое существование в качестве астраханских ханов (1466-1554).
C. Дом Тука-Тимура — ханы Великой Болгарии, к северу от Кипчака; временно были ханами Золотой Орды в западном Кипчаке; наконец, от них происходили ханы казанские (1438-1552), касимовские (1456-1678) и крымские (1420-1783).
D. Дом Шейбана в узбекских или киргизских степях (1224-1659); впоследствии выселились и сделались ханами хивинскими и бухарскими (1500-1873).
А. Дом Батыя: главные ханы Золотой Орды; их удел — Синяя Орда в западном Кипчаке. (1224-1359)
Дом Батыя управлял тем государством, которое с некоторым преувеличением было названо „великим западным ханством“. Его история имеет значение в связи с историей возвышения России. Сначала великие кипчакские ханы были повелителями русских князей, взимали с них дань и брали себе в жены их дочерей; но им было суждено впоследствии сделаться вассалами тех, которых они некогда держали в подчинении. Еще до наступления такого упадка Золотой Орды дом Батыя пресекся, и власть перешла к ханам из потомков его братьев. До тех пор пока бразды правления оставались в руках потомков Батыя, степень могущества великих кипчакских ханов нисколько не уменьшилась. История первых десяти ханов из этого дома, до Джанибека, последнего великого представителя этой ветви Джучидов, сравнительно ясна; но после его смерти, в 1357 г., началась анархия. Его сын Бердибек правил два года; два хана, называвшие себя сыновьями Джанибека, наследовали друг другу в течение одного года; после этого начинается запутанный период соперничества различных претендентов, продолжавшийся 20 лет.
Было пять ветвей рода Джучи, из которых после пресечения дома Батыя могли явиться претенденты на золотоордынский престол. На севере и на юге, в Великой Болгарии и в Крыму, господствовали многочисленные потомки Тука-Тимура. Кроме того, на юге, на Кавказе, кочевали вдоль берегов Терека и Кумы потомки Беркая, младшего брата и второго преемника Батыя, которому Золотая Орда была обязана значительной частью своего страшного обаяния. К востоку от главного ханства была Белая Орда, во главе которой стоял дом Орды; также к востоку, но несколько севернее, жили племена узбеков, подчинявшиеся Шейбану; на северном берегу Каспийского моря пасли свои стада племена Ногая. Пятнадцать ханов этого смутного периода отнесены к различным ветвям Джучидов (см. ниже, с 164-165), частью на основании догадок, но даты могут быть установлены благодаря монетам. В 1380 г. золотоордынский престол перешел к дому Орды в лице Тохтамыша.
В. Дом Орды: удел — Белая Орда в восточном Кипчаке (1226-1428); ханы Золотой Орды в западном Кипчаке (1380-1502); ханы астраханские (1466-1554)
Хотя Батый был самым могущественным из сыновей Джучи, Орда, как старший сын, наследовал удел отца на Сыр-Дарье и пользовался особенным почетом как наследственный глава рода. Он правил левым крылом Золотой Орды, известным под названием Белой Орды (Ак-Орда), в отличие от правого крыла, т.е. племен Батыя, обозначавшихся названием Синей Орды (Кук-Орда) в знак номинальной зависимости; белый цвет считался выше синего. Живя в отдаленных закаспийских степях, ханы Белой Орды скоро уступили пальму первенства своим братьям на Дону и Волге, но благодаря суровому образу жизни они сохранили первобытную силу и крепость, и эти качества часто доставляли им престол в стране более цивилизованных, но также более выродившихся потомков Батыя.
О первых правителях Белой Орды мы мало знаем. Власть правильно переходила от отца к сыну; единственное замечательное событие — завоевание царевичем Кучи Газны, Бамиана и окрестностей, под верховной властью или джагатайских ханов, или персидских ильханов. Первый из владетелей Белой Орды, замечательный своими личными качествами, был Урус-хан. Он отличился тем, что неоднократно разбил войска Тимура. Тимур по своему обычаю самовластно назначил владетелем удела Джучи одного из потомков Орды, Тохтамыша; отец Тохтамыша был убит, а сам он изгнан Урус-ханом. Несмотря на поддержку войск, данных ему Тимуром для фактического овладения престолом, Тохтамыш несколько раз был разбит Урусом, и только после смерти этого хана и кратковременного правления его сына Токтакьи Тохтамышу удалось отнять власть над Белой Ордой у другого сына Уруса, Тимур-Мелика.
Тохтамыш — „последняя истинно великая личность в истории Золотой Орды“. Овладев Белой Ордой, он двинулся на западный Кипчак, разбил Мамая, распоряжавшегося престолом Сарая; этой победой он в 1380 (782) г. положил конец разделению удела на Белую и Синюю Орды и объединил под своей властью восточный и западный Кипчак. С того времени потомки Орды правили Синей Ордой; вместе с ними, несомненно, переселились на запад лучшие элементы из их подданных; их родные пастбища постепенно были заняты потомками Шейбана. При Тохтамыше к Золотой Орде вернулась значительная часть ее прежнего блеска. Был совершен большой поход на Россию; Москва была разграблена и сожжена (1382 г.), и все великое княжество было опустошено монголами с прежним неистовством. Это возрождение славы Кипчака было, однако, только светом догоравшего, в последний раз вспыхнувшего светильника. Тохтамыш имел несчастье или неблагодарность поссориться с государем, которому он был обязан своими успехами, и никто не оскорблял Тимура безнаказанно. Великий завоеватель совершил два похода, из которых первый был ознаменован битвой при Ур-тепе, 18 июня 1391 г., а второй — страшным поражением около Терека в 1395 г., после возвращения Тохтамыша из изгнания; эти поражения навсегда сокрушили могущество кипчакских ханоа Правда, Тохтамыш в 1398 г, после удаления Тимура, снова вступил в Сарай, но скоро был опять вытеснен оттуда Тимур-Кутлугом, сыном его старого врага Уруса, и принужден искать убежища у литовского князя Витовта, которого он вовлек в войну с татарами. Он умер в 1406 г.
После поражения Тохтамыша наступает один из самых темных периодов в истории Золотой Орды, вообще богатой такими периодами; все время продолжались непрерывные междоусобия за престол. Можно различить по крайней мере три группы кандидатов на престол обессиленного ханства: 1) семейство Урус-хана, пользовавшееся поддержкой ногайского военачальника Едигея, второго полновластного темника в Кипчаке; 2) сыновья Тохтамыша; 3) некоторые младшие члены дома Шейбана. Таблица на с. 166 дает понятие об этом смутном периоде. Соперничавшие между собой ханы не только одновременно правили в Кипчаке, но владели одними и теми же городами в одни и те же годы; история Сарая и других больших городов в эту эпоху была бы только перечислением ряда осад и захватов.
Таков был конец Золотой Орды. Она была поглощена Россией в 1502 (907) г., и история ее обращается в ничтожную летопись ее рассеянных обломков. Из последних дому Орды принадлежал только один, именно ничтожное астраханское ханство, основанное около 1466 г. Касимом, внуком Кучук-Мухаммеда, потомки которого господствовали там до уничтожения ханства в 1554 г. московским великим князем»
// Стэнли Лэн-Пуль. Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями. Пер. с англ. с примеч. и доп. В. В. Бартольда. М., «Восточная литература», «Муравей», 2004. С. 159-164.
Определение не совсем точное; большая часть бывшей кара-китайской империи входила в состав удела Джагатая. Владения Джучи простирались от Иртыша до западных границ монгольской империи; из культурных земель в состав их входили Хорезм и прикаспийские области. — Переводчик.
По гипотезе Ховорса (History of the Mongols, II, 364). — Переводчик.
(1) Также мнение Ховорса (II, 1011). Печенеги как народ в то время, вероятно, уже не существовали, слившись (в XII в.) с половцами. — Переводчик.
(2) Синей Ордой в некоторых источниках названы владения Орды. — Переводчик.
(3) Ошибка; потомки Орды всегда признавали главенство потомков Батыя и, по свидетельству Рашид-ад-дина, помещали их имена в главе своих ярлыков.
(4) В подлиннике 1872 г. Номинально бухарские и хивинские ханы, как известно, правят и теперь.
(1) Т.е. в стране, орошенной Доном и Волгой, простиравшейся с востока на запад от Яика (Урала) до Днепра, а с юга на север от Черного и Каспийского морей до Укека.
(2) В подлиннике 1378 г.; см. ниже, с 163.
(1) Область, в состав которой входили низовья Сыр-Дарьи и горы Улуг-таг и Кучук-таг, границу ее составляли на западе Синяя Орда Батыя, на севере — узбеки Шейбана, на востоке — Джагатайское ханство, на юге — степь Кызыл-Кум и Александровский хребет (Howorth II, 216-362).
(2) Ставка Джучи, по свидетельству Рашид-ад-дина, находилась на Иртыше, ставка Орды, по свидетельству Плано Карпини, — к востоку от озера Ала-Куль. Перенесение резиденции потомков Орды на берега Сыр-Дарьи, по-видимому, произошло позднее, под влиянием войн с джагатайцами. — Переводчик.
(3) См. выше, с 160, примеч. 2 и 3.
(4) В походе Хулагу на Персию принимали участие некоторые джучидские царевичи, между прочим Кули (не Кучи), сын Орды. Царевичи умерли в Персии; их войска, когда произошла война между Беркаем и Хулагу (1262 г.), удалились в Газну и Бамиан и овладели этой областью. Впоследствии они подчинились джагатайским царевичам. Кучи (об этом имени см. ниже, с. 165) и его сын Баян названы владетелями Газны только у Абулфиды, вероятно по ошибке. — Переводчик.
(5) По другим известиям, Тохтамыш был потомком Тука-Тимура. — Переводчик
(1) В подлиннике 1378 г. — Победа Тохтамыша над Мамаем произошла в конце 1380 или в начале 1381 г.
(2) Тимур-Кутлуг, как видно из генеалогической таблицы самого автора, был не сыном, а внуком Уруса.
(1) Как известно, кипчакское ханство было уничтожено крымцами, союзниками русских, но этот факт не имел последствием территориальное увеличение России. — Переводчик.

Колонка историка Булата Рахимзянова о Стоянии на реке Угре и мнимом освобождении Москвы от ордынской зависимости

Фото: wikipedia.org (Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век)

В среду татарстанские региональные депутаты не поддержали инициативу калужских коллег сделать федеральной памятной датой 11 ноября, когда в 1480 году закончилось Стояние на реке Угре. Традиционно его представляют как конец ненавистного «ордынского ига» и окончательное освобождение от татарской зависимости. Якобы после этого события была прекращена выплата дани в Орду, а тогдашний правитель Московского великого княжества Иван III являлся последним государем Руси, который, хоть и признавал верховенство хана, но сделал все от него зависящее, чтобы скинуть ненавистное ярмо «татарского рабства». Был ли Иван III таким «богатырем», каким его представляли имперские и советские историки, а зачастую представляют и до сих пор? Какие мифы существуют вокруг этого пресловутого «стояния»? Историк и колумнист «Реального времени» Булат Рахимзянов, занимающийся историей взаимоотношений татарских государств и Московской Руси в средние века, в авторской колонке рассматривает эти события.

Говоря о периоде XV — XVI веков, историки Московского великого княжества и сложившегося на его основе Московского государства часто рисуют его как время освобождения русского народа от ненавистного «монголо-татарского ига», когда русские и их предводители неистово сражались за тяжко добытую свободу, вырванную ими из рук татарских поработителей. Такие зарисовки корректны лишь частично. В течение этого периода мы можем наблюдать многочисленные рейды татар, продвигавшихся вглубь территорий русских княжеств, однако и русские силы неоднократно вступали в сражения с татарами, происходившими не только на московской, но и на ордынской территории.

При всестороннем анализе даже русских источников становится ясно, что описание отношений между Ордой и Москвой, и, шире, Русью только в ключе «агрессивного противостояния» неудовлетворительно. Отношения между этими политическими образованиями были весьма прагматичными и, можно сказать, «вынужденно-дружественными»; религиозный и этнический антагонизм не играл существенной роли в их дипломатии. Политически и экономически Московская Русь была частью тюрко-монгольского мира с самого его возникновения. Она продолжала оставаться таковой и в XV веке.

С. В. Иванов. «Баскаки». 1909. Фото vsdn.ru

Как это было?

Как пишет «Википедия», «Стояние на реке Угре», «Угорщина» — это военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахмадом б. Кичи-Мухаммадом и великим князем московским Иваном III Васильевичем («Великим»), вызванные отказом Москвы (1476 год) платить Орде ежегодную дань. Якобы это событие ярко продемонстрировало растущую военную мощь Московского княжества и ослабление Большой Орды. Кратко пройдемся по фактической стороне события.

По всей видимости, в 1476 году великий князь Московский Иван III Васильевич прекратил уплату дани хану «Престольного владения» (Большой Орды). Долгое время занятый борьбой за верховенство на территории бывшей Золотой Орды с Крымским ханством Ахмад лишь в 1480 году начал активные действия по отношению к непокорному «русскому улусу». Используя сложившуюся сложную для Ивана III внутреннюю и внешнюю обстановку, Ахмад осенью 1480 года выступил с основными силами. Основной целью похода большеордынского хана являлось возобновление вассальной зависимости русских князей от хана Большой Орды: 1) восстановление выплаты дани в Большую Орду; 2) поездки в Орду за ярлыком на великое княжение. О традиционной военной помощи русского вассала ханскому войску в это время речи, видимо, уже не велось.

«Того же лета, злоименитый царь Ахмад поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше», — так рисуют данное событие русские летописцы.

Интересно отметить, что боярская верхушка Московского княжества раскололась на две группы. Одна («сребролюбцев богатых и брюхатых» — т. е. людей состоятельных, тех, кому было что терять) во главе с окольничим Иваном Ощерой и Григорием Мамоном советовала Ивану III подчиниться хану (как это практиковалось прежде), съездив к нему на поклон и выплатив всю дань за предыдущие «неоплаченные» годы: данная группировка ратовала за отношения с Ордой «по старине» (то есть во времена «ига»). Другая якобы отстаивала необходимость бороться с Ордой.

Фигура Ивана Великого на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Фото Voevoda (wikipedia.org)

Иван III — смельчак или осторожный политик?

Надо отметить, что в те времена жить «по старине», то есть как было прежде (шире — по прецеденту) считалось положительным знаком и хорошим тоном (чего не скажешь о современных реалиях, когда нам постоянно предлагают что-то менять в своей жизни, «двигаться к новому», «вперед», к непонятному «успеху», который тоже явно «впереди», отказываясь якобы от закоснелых старых реалий и т. д.). Жить же «по-новому» считалось тоном дурным, так как это было небезопасно — кто знает, что принесут изменения? Возможно, кару божью, войну и смерть? Примерно так рассуждали люди средневековья. Хотя бы поэтому для Ивана III выступить против хана было непростым решением.

Действительно, судя по всему, великий князь далеко не ратовал безоговорочно за военную борьбу с Ордой; как отмечают источники, он долго колебался в выборе. В одной из летописей отмечается, что в определенный момент Иван даже запаниковал: «Ужас наиде на нь, и въсхоте бежати от брега, а свою великую княгиню Римлянку и казну с нею посла на Белоозеро». Этому способствовало и то, что власть Орды воспринималась как Божье наказание за грехи русских, пришедшее еще в 1237 году. Соответственно сопротивление Орде приравнивалось к сопротивлению воле Бога (в условиях средних веков это было почти невозможно). Хан как вышестоящий правитель по отношению к русским князьям воспринимался как носитель воли Господа, как представитель небесного порядка. Сопротивляться ему было равносильно выступлению против Бога. Именно поэтому, кстати, и стало возможным выступление русских войск на Куликовом поле против войск беклербека (!) (он не был ханом) Мамая. Когда же два года спустя на Русь двинулся легитимный правитель — хан Тохтамыш — сопротивления не было.

Неизвестно, что сподвигло великого князя выбрать путь военного противостояния. Известно, что Иван III весьма охотно прислушивался к советам боярской думы; Иван Берсень-Беклемишев писал, что великий князь «против собя стречю (возражения, — прим. Б. Р.) любил и тех жаловал, которые против его говаривали». Андрей Курбский тоже отмечал любовь монарха к боярским советам. Вероятно, немалую роль в выборе Ивана III сопротивляться Орде сыграла церковь, которая к этому времени уже определилась в позиционировании ордынцев как «поганых» и тяготилась их покровительством. Вряд ли на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые якобы требовали от великого князя решительных действий. В любом случае, не стоит представлять поведение Ивана III как поведение «храбреца» и «освободителя Руси от власти Орды». Как всякий политик, он осторожно нащупывал наименее проблемные пути. Возможно, немалую роль в решении великого князя сыграли и обстоятельства, недоступные современному исследователю из-за состояния источников (мы имеем только официальную версию русских летописцев; такие моменты, как, к примеру, влияние жены, они указывали выборочно).

Картина Н.С. Шустова «Иван III свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов» (1862). Фото wikipedia.org

Нур-Даулет — коварная «подстава» великого князя

Иван III начал стягивать войска к берегам реки Оки. Ахмад решил вторгнуться на русскую территорию через приток Оки реку Угру. Великий князь, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры.

Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться; попытки не принесли ордынцам желаемого успеха; они отступили и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонительные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «Стояние на Угре». На серьезную атаку ни одна из сторон не решалась.

Ахмад потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь, а также чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за 7 лет. Требования дани русскими были отклонены, подарки от них ордынцами не приняты; переговоры прервались. Иван III апеллировал не только непосредственно к хану, но и к его беклербеку (главный военачальник в Золотой Орде, «князь») Тимуру («Темиру») из клана Мангыт, которому были отправлены хорошие поминки (материальные дары). Однако последний сообщил через посла, что не в состоянии помочь, так как ситуация слишком серьезная — под вопрос поставлен престиж Орды как таковой, вопрос ее верховенства над Русью. Важно отметить, что элемент неожиданности и быстроты — главная сила ордынцев — в данном случае был давно утерян.

Источник, гораздый на выдумки, «Казанская история», сообщает, что якобы Иван III казнил ордынское посольство, отправленное Ахмадом к Ивану за данью. Великий князь как будто бы отказался платить хану; более того, он якобы взял басму (особый знак, выдававшийся ордынскими ханами в XIII—XV веках в качестве верительной грамоты, – прим. Б. Р.) и растоптал ее; после этого все ордынские послы, кроме одного, были казнены. Это явная выдумка автора источника. В то время русские великие князья и помышлять не могли о таких вольностях. Над всем довлело верховенство Орды. Это общий контекст того времени.

При этом, как говорилось выше, источники упоминают о колебаниях великого князя; в одной из летописей даже отмечается, что Иван запаниковал.

«Ничейный» исход военной акции Ахмада вполне устраивал Ивана III, в то время как для самого хана — инициатора действия — это было серьезное поражение, хотя и не военное. Фото diletant.media

На территории Большой Орды остались те, кто не был способен к войне — женщины (в том числе жены хана и его эмиров) и дети. По данным «Казанского летописца», Иван направил под Орду отряд под командованием касимовского хана Нур-Даулета (бывший крымский хан и старший брат крымского хана Менгли-Гирея) и князя Василия Ноздреватого, который должен был разграбить Сарай. 28 октября 1480 года Иван III решил отводить войска, чтобы в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы форсируют реку. Ахмад, узнав про Нур-Даулета, да еще и испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русских и также начал отводить войска. Согласно русским летописцам, большое значение в отступлении Ахмада имели морозы, которые были чрезвычайно сильны в тот год («яко не мощно зрети»). 11 ноября Ахмад принял решение отправиться назад в Орду.

«Ничейный» исход военной акции Ахмада вполне устраивал Ивана III, в то время как для самого хана — инициатора действия — это было серьезное поражение, хотя и не военное.

По Степи моментально распространился слух о неудаче большеордынского хана. Согласно представлениям монголов и тюрок, божественной харизмой обладал тот, кто побеждал в сражениях. Тот же, кто их проигрывал, лишался ее. Такого можно было и сместить. При этом у Ахмада было немало противников. В их числе — сибирский Джучид Шибанид хан Сайид-Ибрагим («Ибак», «Ивак» русских летописей). 6 января 1481 года Ахмад был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Сайид-Ибрагима (Ибака) и ногайского правителя Ямгурчи на степную ставку Ахмада. Как отмечают летописи, в юрту хана, еще не успевшего отойти ото сна, ворвались двое, и один из них снес голову хану кривой саблей; причем в дальнейшем каждый приписывал убийство Ахмада себе. Автор работы «Москва и Орда» А.А. Горский по этому поводу выразился так: «последний, кто попытался возродить былое могущество державы Джучидов, получил смертельный удар». В Большой Орде началась междоусобица.

Как воспринимать «Стояние на Угре»?

«Стояние» вряд ли продуктивно рассматривать как «конец ордынского ига», так как дань в государства-наследники Улуса Джучи выплачивалась и много позже этого события. После распада единого ордынского государства «выход» (дань) продолжал выплачиваться в наследные Орде ханства и орды, в первую очередь в так называемые «основные наследники» прежнего могущества; после покорения Большой Орды крымским ханом в 1502 году и перехода к нему главных ордынских регалий это был Крым. Кроме того, «выход» выплачивался также в Казань и Ногайскую Орду.

«И великий князь Иван Васильевич всея Руси царя Магамет-Амина по своей воле посадил на царство в Казани». Фото runivers.ru (Миниатюра Лицевого летописного свода)

Как отмечает С.Ф. Фаизов, в отношениях между Москвой и позднезолотоордынскими государствами на протяжении XVI— XVII веков сохранялись две традиции неравноправного характера: «челобитная» формула обращения великих князей и позднее царей к ханам Крыма (до третьей четверти XVI века) и выплата «поминков» (дани) ими же до 1685 года. В течение XVI века русским монархам пришлось трижды письменно подтвердить обязательства по выплатам: в 1521 году — Василию III (ему удалось вернуть запись), в 1539 и 1576 годах — Ивану Грозному.

Скорее, как начальный маркер освобождения от татарской зависимости можно воспринимать события 1487 года в Казани, когда на казанский ханский престол был посажен московский ставленник Джучид Мухаммад-Амин; он стал именоваться «братом» и «сыном» великого князя, чего прежде никогда не было — все Чингисиды по происхождению были выше покоренной когда-то Бату династии Рюриковичей-Даниловичей.

Булат Рахимзянов

Справка

Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук. Колумнист «Реального времени».

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Автор монографии «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» (издательство «Евразия», Санкт-Петербург).
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

ОбществоИстория

В период княжения великого князя Ивана III практически закончилось собирание русских земель под властью Москвы, а выплаты дани Золотой Орде прекратились.
Вскоре Ахмат начал поход на Москву, а Иван III начал стягивать русские войска навстречу неприятелю. В итоге силы противников встретились в районе пятикилометрового участка реки Угры.
Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии; попытки не принесли ордынцам желаемого успеха; они отступили на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонительные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьезную атаку ни одна из сторон не решалась.
Узнав, что Ахмат максимально мобилизовал Большую Орду (на ее территории не оставалось значительных резервов войск), Иван выделил небольшой отряд, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до ее низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата.
Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября – первых числах ноября также начал отводить свои войска.
11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду. Таким образом войска противников разошлись даже не вступив в главное сражение.
Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому, Угру стали называть «поясом Богородицы». «Стояние» положило конец татаро-монгольскому игу. Московское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. На место полунезависимых, враждующих друг с другом княжеств пришло сильное, хотя еще и не совсем окрепшее внутренне, Московское государство.

Золотая Орда (Улус Джучи) – государство монголо-татар, существовавшее в Евразии с 13 по 16 век. В период своего рассвета Золотая Орда, номинально входящая в состав Монгольской Империи, властвовала над русскими князьями и взимала с них дань (монголо-татарское иго) в течение нескольких веков.

В русских летописях Золотая Орда носила разные названия, но чаще всего Улус Джучи («Владение хана Джучи») и лишь с 1556 года государство стало именоваться Золотой Ордой.

Начало эпохи Золотой Орды

В 1224 году монгольский хан Чингисхан разделил Монгольскую Империю между своими сыновьями, одну из частей получил его сын Джучи, тогда и началось образование независимого государства. После него во главе улусу Джучи стал его сын – хан Батый. Вплоть до 1266 года Золотая Орда входила в состав Монгольской Империи, как одно из ханств, а затем стала независимым государством, имея лишь номинальную зависимость от империи.

Во время своего правления хан Батый совершил несколько военных походов, в результате которых были завоеваны новые территории, а центром Орды стало нижнее Поволжье. Столицей стал город Сарай-Бату, находящийся недалеко от современной Астрахани.

В результате походов Батые и его войск, Золотая Орда завоевала новые территории и в период своего расцвета занимала земли:

  • Большей части современной России, кроме Дальнего Востока, Сибири и Севера;
  • Украины;
  • Казахстана;
  • Узбекистана и Туркмении.

Несмотря на существование монголо-татарского ига и власти монголов над Русью, ханы Золотой Орды не занимались непосредственно управлением на Руси, взимая лишь дань с русских князей и совершая периодические карательные походы, чтобы укрепить свой авторитет.

В результате нескольких веков правления Золотой Орды, Русь утратила независимость, экономика находилась в упадке, земли были разорены, а культура навсегда утратила некоторые виды ремесел и также находилась в стадии деградации. Именно благодаря долговременной власти Орды в будущем Русь всегда отставала в развитии от стран Западной Европы.

Государственное устройство и система управления Золотой Орды

Орда представляла собой достаточно типичное монгольское государство, состоящее из нескольких ханств. В 13 веке территории Орды все время меняли свои границы, а количество улусов (частей) постоянно менялось, однако в начале 14 века была проведена территориальная реформа и Золотая Орда получила постоянное количество улусов.

Во главе каждого улуса стоял свой хан, который принадлежал правящей династии и был потомком Чингисхана, во главе же государства стоял единый хан, которому подчинялись все остальные. В каждом улусе был свой управляющий, улусбек, которому подчинялись более мелкие чиновники.

Золотая Орда была полувоенным государством, поэтому все административные и военные должности были едины.

Экономика и культура Золотой Орды

Поскольку Золотая Орда была многонациональным государством, то и культура вобрала в себя многое от разных народов. В целом, основу культуры составляли быт и традиции монголов-кочевников. Кроме того, с 1312 года Орда стала исламским государством, что также нашло свое отражение на традициях. Ученые полагают, что культура Золотой Орды не была самостоятельной и на протяжение всего периода существования государства находилась в состоянии застоя, используя лишь готовые формы, привнесенные другими культурами, но не изобретая собственные.

Орда была военным и торговым государством. Именно торговля, наряду со сбором дани и захватом территорий, была основой экономики. Ханы Золотой орды торговали мехами, ювелирными изделиями, кожей, лесом, зерном, рыбой и даже оливковым маслом. Через территории государства пролегали торговые пути в Европу, Индию и Китай.

Конец эпохи Золотой Орды

В 1357 году умирает хан Джанибек и начинается смута, вызванная борьбой за власть между ханами и высокопоставленными феодалами. За короткий период в государстве сменилось 25 ханов, пока к власти не пришел хан Мамай.

В этот же период Орда начала терять свое политическое влияние. В 1360 году отделился Хорезм, затем, в 1362 году отделилась Астрахань и земли на Днепре, а в 1380 году монголо-татары были разбиты русскими в Куликовской битве и потеряли свое влияние на Руси.

В 1380 – 1395 году смута утихла, и Золотая Орда начала возвращать остатки своего могущества, но ненадолго. Уже к концу 14 века государство провело ряд неудачных военных походов, власть хана ослабла, и Орда распалась на несколько самостоятельных ханств, во главе которых стояла Большая Орда.

В 1480 году Орда потеряла Русь. В это же время мелкие ханства, входящие в состав Орды окончательно отделились. Большая Орда просуществовала до 16 века, а затем также распалась.

Последним ханом Золотой Орды был Кичи Мухаммед.

Историческое значение Золотой орды
Отношения между ордой и русскими княжествами нельзя свести к однозначному понятию «иго». В подтверждение этого приведу лишь небольшой отрывок из статьи об Александре Невском:
«После смерти отца, в 1247 году Александр поехал в Орду к Батыю. Оттуда вслед за ранее уехавшим братом Андреем он отправился к великому хану в Монголию. Вернулись из Каракорума Александр и Андрей в 1249 году. В их отсутствие брат их, Михаил Хоробрит Московский (четвёртый сын великого князя Ярослава), отнял у дяди Святослава Всеволодовича владимирское великое княжение в 1248 году, но в том же году погиб в бою с литовцами в битве на реке Протве. Святославу удалось разбить литовцев у Зубцова. Батый планировал отдать владимирское великое княжение Александру, но согласно завещанию Ярослава владимирским князем должен был стать Андрей, а новгородским и киевским — Александр. И летописец отмечает, что у них была «пря велия о великом княжении». В итоге правителями Монгольской империи, несмотря на смерть Гуюка во время похода на Батыя в 1248 году, был реализован второй вариант. Александр получил Киев и «Всю Русскую землю».
Мы видим, что это были сложные политические и социально-экономические отношения, зачастую укрепляемые родственными связями.
До Орды Россия представляла собой множество отдельных княжеств, которые иногда воевали между собой. И эти столкновения бывали очень жестокими. Но сторонники теории татаро-монгольского ига предпочитают не заострять на этих фактах внимания.
Слово иго означает угнетающую, порабощающую силу. Но была ли орда угнетающей и порабощающей силой на самом деле?
Историческое значение Золотой орды гораздо шире и глубже, чем это хотят представить некоторые историки. В первую очередь, орда была ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ силой. Ханы орды мыслили глобально и стратегически, в масштабах всего человечества, а не отдельных народов и государств. Орда была той соединительной тканью человечества, которая обеспечивала взаимосвязь культур и цивилизаций. Она контролировала Великий шелковый путь. Выданная пайцза служила гарантией свободного и безопасного предвижения, давая возможность торговому и культурному взаимодействию между странами Европы и Азии.
Орда никогда не навязывала «покоренным» странам какую-либо идеологию или религию. Она не диктовала свои условия в области культуры, быта и т.д. Дань, которую она собирала, была довольно скромной по сравнению с современными налогами.
Если мыслить объективно, в глобальных, исторических масштабах, роль Золотой Орды в развитии человечества была весьма существенной. И было бы ошибкой считать её отрицательной.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *