От избытка сердца говорят

108. ПЕРЕУЛОК

Ничем особым не знаменит — в домах косых и сутулых — с утра, однако, вовсю шумит окраинный переулок. Его, как праздничным кумачом и лозунгами плаката, забили новеньким кирпичом, засыпали силикатом. Не хмурясь сумрачно, а смеясь, прохожие, как подростки, с азартом вешнюю топчут грязь, смешанную с известкой. Лишь изредка чистенький пешеход, кошачьи зажмуря глазки, бочком строительство обойдет с расчетливою опаской. Весь день, бездельникам вопреки, врезаются в грунт лопаты, гудят свирепо грузовики, трудится экскаватор. Конечно, это совсем не тот, что где-нибудь на каналах в отверстый зев полгоры берет и грузит на самосвалы. Но этот тоже пыхтит не зря, недаром живет на свете — младший братишка богатыря, известного всей планете. Вздымая над этажом этаж, подъемные ставя краны, торопится переулок наш за пятилетним планом. Он так спешит навстречу весне, как будто в кремлевском зале с большими стройками наравне судьбу его обсуждали. Он так старается дотемна, с такою стучит охотой, как будто огромная вся страна следит за его работой. 1956

109. МАГНИТКА

От сердца нашего избытка, от доброй воли, так сказать, мы в годы юности Магниткой тебя привыкли называть. И в этом — если разобраться, припомнить и прикинуть вновь — нет никакого панибратства, а просто давняя любовь. Гремят, не затихая, марши, басов рокочущая медь. За этот срок ты стала старше и мы успели постареть. О днях ушедших не жалея, без общих фраз и пышных слов страна справляет юбилеи людей, заводов, городов. Я просто счастлив тем, что помню, как праздник славы и любви, и очертанья первой домны, и плавки первые твои. Я счастлив помнить в самом деле, что сам в твоих краях бывал и у железной колыбели в далекой юности стоял. Вновь гордость старая проснулась, припомнилось издалека, что в пору ту меня коснулась твоя чугунная рука. И было то прикосновенье под красным лозунгом труда как словно бы благословенье самой индустрии тогда. Я просто счастлив тем, однако, что помню зимний твой вокзал, что ночевал в твоих бараках, в твоих газетах выступал. И, видно, я хоть что-то стою, когда в начале всех дорог хотя бы строчкою одною тебе по-дружески помог. 1957

110. «Печалью дружеской согретый…»

Печалью дружеской согретый, в обычной мирной тишине перевожу стихи поэта, погибшего на той войне. Мне это радостно и грустно: не пропуская ничего, читать подстрочник безыскусный и перекладывать его. Я отдаю весь малый опыт, чтоб перевод мой повторял то, что в землянках и окопах солдат Татарии писал. Опять поет стихотворенье певца, убитого давно, как будто право воскрешенья в какой-то мере мне дано. Я удивляться молча буду, едва ли не лишаясь сил, как будто маленькое чудо я в этот вечер совершил. Как будто тот певец солдатский, что под большим холмом зарыт, сегодня из могилы братской со всей Россией говорит. 1957

111. ЗЕМЛЯНИКА

Средь слабых луж и предвечерних бликов, на станции, запомнившейся мне, две девочки с лукошком земляники застенчиво стояли в стороне. В своих платьишках, стираных и старых, они не зазывали никого, два маленькие ангела базара, не тронутые лапами его. Они об этом думали едва ли, хозяечки светающих полян, когда с недетским тщаньем продавали ту ягоду по два рубля стакан. Земли зеленой тоненькие дочки, сестренки перелесков и криниц, и эти их некрепкие кулечки из свернутых тетрадочных страниц, где тихая работа семилетки, свидетельства побед и неудач и педагога красные отметки под кляксами диктантов и задач… Проехав чуть не половину мира, держа рублевки смятые в руках, шли прямо к их лукошку пассажиры в своих пижамах, майках, пиджаках. Не побывав на маленьком вокзале, к себе кулечки бережно прижав, они, заметно подобрев, влезали в уже готовый тронуться состав. На этот раз, не поддаваясь качке, на полку забираться я не стал — ел ягоды. И хитрые задачки по многу раз пристрастно проверял. 1957 Иркутск

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает

И еще однажды сказал Господь о том же великое и глубокое слово: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

О Господи, Ты нам велишь не собирать благ земных, Ты велишь собирать вместе с Тобою и не расточать. Что значит быть с Тобою? Что значит не расточать, а собирать с Тобою?

Быть с Тобою – значит быть близкими к Тебе, быть в числе тех, кого Ты назвал друзьями Своими, это значит мыслить так, как Ты мыслил, хотеть того, чего Ты хотел и нас учил хотеть.

Ты хотел, чтобы мы собирали, а не расточали. Когда же мы расточаем? Когда поступаем так, как этот безумный богач, который все силы души своей, всю жизнь свою направлял к тому, и только к тому, чтобы собрать как можно больше благ земных.

Зачем же, зачем?!

Чтобы в ту же ночь была отнята душа его, и неизвестно кому досталось собранное им.

Когда собирает человек богатство, часто нечистыми путями, – то разве не расточает он?

Он расточает то, что всего дороже, что составляет единое истинное сокровище души, он расточает все доброе, что было в душе его. Ибо когда человек предается всецело заботам о богатстве, о пространном питании, о житии в роскоши и неге, тогда засыпают, и не только засыпают, но совсем исчезают в душе его все глубокие, духовные, чистые стремления, ибо их вытесняют стремления низменные.

Проповеди на евангельские темы. Неделя 26. Притча о безумном богаче.

На слова: Кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12:30, Лк. 11:23).

Кто не собирает со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Надо понять эти слова Христовы, ибо велико значение их. Надо, чтобы все мы были со Христом, чтобы все собирали вместе с Ним и не расточали.

Что значит быть со Христом? Быть со Христом значит быть едино с Ним, быть другом Его, быть близким Ему, это значит стяжать ум Христов, это значит хотеть и стремиться только к тому, что велел Господь Иисус Христос. Надо, чтобы все помышления, все желания наши направлялись к тому, чему учит Господь, надо, чтобы все наши помыслы сосредоточились не на земном, а на жизни вечной, надо, чтобы все действия наши соответствовали тому, что говорит Господь Иисус Христос в Своих святых заповедях.

Надо, чтобы всё душевное устроение наше было таким, как желает Господь. А об этом душевном устроении говорит Господь в Своих девяти заповедях блаженства. Надо, чтобы были мы смиренными, нищими духом, плачущими, чтобы были кроткими, алчущими и жаждущими правды, были милостивыми, чистыми сердцем, чтобы были миротворцами, были гонимы за имя Христово, если выпадет на долю нашу это счастье, были бы всегда готовы без всякого смущения, даже с радостью принять все поношения, все хуления, все издевательства за имя Его.

Если таково устроение ума нашего, воли нашей, всего разумения нашего, если всё это будем накапливать в сердце нашем, сможем мы тогда сказать, что мы с Ним, со Христом, тогда будем мы собирать вместе с Ним и не будем расточать.

А что значит собирать, что значит расточать? Собирать вместе с Ним — значит собирать то, что угодно Ему. Если мы будем все блага жизни, доступное нам богатство собирать для себя — чтобы тратить на себя и семью свою, чтобы жить хорошо и пышно и составить наследство детям своим; если так будем жить, — то это будет расточение.

Ибо тот, кто не в Бога богатеет, кто не с Богом собирает, тот только расточает и на Страшном Суде, в вечной жизни окажется нищим, ничего не имеющим, всё расточившим и ничего не собравшим для Христа.

Собирать для Христа значит собирать для тех, в лице которых предстоит Господь Иисус Христос, прося нашего милосердия, ибо когда оказываем милосердие одному из меньшей братии Его, из обремененных горем и нуждой, оказываем милосердие Самому Господу Иисусу Христу. Мы тогда собираем достояние не для себя, не в себя богатеем, собираем для того, чтобы эти жертвы предшествовали нам, когда уйдем из жизни, чтобы святые ангелы понесли на золотых блюдах все наши добрые деяния, добрые побуждения, добрые мысли и слова впереди нас к Престолу Божию. Эти сокровища, собранные во имя Его, для Него, откроют нам путь, светлый путь в жизнь вечную, дадут радость великую. Вот что значит собирать со Христом. Я до сих пор говорил о благах материальных, но есть люди, которые заняты всю жизнь собиранием не этих благ, которые всю жизнь собирают знания, заняты исканием научной истины. О них что скажем, собирают ли они со Христом?

Нет, занимаются они своим делом совсем без Христа, не призывая Его святого имени на помощь в деле своем, ибо такие люди не веруют в Него, упование возлагают на собственную мудрость свою, на силы свои, на свою волю. Думают найти истину без Христа. Они много работают, чрезвычайно много собирают знаний, но собирают не со Христом, а Господь сказал: кто не с Ним собирает — расточает.

Что же расточает такой человек? Драгоценные сокровища своей души: то, что единственно потребно, всё то, что угодно Богу. Веры он не углубляет, надежды не умножает, любви не стяжает, ибо в научных знаниях нет источника любви. Тот, кто занят собой, кто полагается на себя, тот не имеет истинной надежды в ее высшей форме, надежды на Бога. Кто занят стремлениями жизни своей без Христа, расточает всё, что мог бы иметь. Кто не со Христом — тот против Него. Страшные слова: «Быть против Христа — быть врагом Его». А что может быть гибельнее и страшнее для человека, чем попасть в число врагов Христовых?

Есть только два пути: один направо, другой — налево. Направо путь указанный Господом, путь налево — путь, отводящий от Него. А Он есть Путь, Истина и Жизнь, и если не идем направо за Ним, по пути, который Он нам указал, — следовательно, отходим от Него. Противоположен Христу Антихрист. Идя налево — идем за Антихристом. Среднего пути нет. Надо избрать один путь: надо идти направо, за Господом Иисусом Христом, быть вместе с Ним. Надо собирать великие сокровища духовные со Христом, с Его благодатной помощью. Идущие другим путем расточают все эти сокровища, умножают самомнение свое, свою самонадеянность, гордость свою, а гордость — основное свойство диавола. Кто не идет за Христом, неизбежно, хотя люди этого не понимают, идет за диаволом.

Этого убойтесь, убойтесь того, чтобы не стать врагом Христовым, убойтесь того, чтобы не расточать духовные сокровища, собрать которые да поможет вам Господь наш Иисус Христос, Ему же Слава и Держава, со Безначальным Его Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом.

Спешите идти за Христом. На слова: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста

Далее, так как не о Себе самом говорит Спаситель, а о Духе Святом, то и произносит обличения Свои с большею строгостью: порождения ехиднова, како можете добро глаголати, зли суще? В этих словах заключается и обвинение фарисеев, и доказательство вышесказанного. Вот вы, говорит Спаситель, будучи худыми деревами, не можете приносить и доброго плода. Потому Я и не удивляюсь, что вы произносите такие слова; происходя от злого рода, вы и воспитаны худо, и усвоили себе мысли худые. И заметь, с какою осторожностью, предотвращающею всякое ухищрение противников, Он выражает Свои обвинения. Он не сказал: как вы можете говорить доброе, будучи порождениями ехидн, — потому что одно с другим не имеет соотношения, но говорит: како можете добро глаголати, зли суще? А порождениями ехидн назвал их потому, что они хвастались своими предками. Итак, чтобы показать, что нет им от того никакой пользы, Он отсекает их от сродства с Авраамом и дает им других предков, имеющих такой же нрав, как и они, и таким образом лишает их того благородства, которым они гордились. От избытка сердца, говорит Он, уста глаголют. Здесь вновь дает Он видеть божество Свое, ведающее сокровенные помышления, а также показывает, что фарисеи понесут наказание не только за дела, но и за злые мысли; показывает и то, что Он, как Бог, знает эти мысли. А впрочем, возможно и людям знать их. Естественно, чтобы слова изливались наружу чрез уста, когда внутренность переполнена злом. Поэтому, когда ты слышишь человека, произносящего худые слова, то не думай, что в нем лежит лишь столько зла, сколько показывается в словах, а заключай, что источник его гораздо еще обильнее, потому что выражаемое наружно есть только избыток внутреннего. Видишь ли, какой крепкий удар наносит Христос фарисеям? Если слова их так исполнены зла, и происходят от духа дьявольского, то подумай, каков должен быть корень и источник этих слов. Обыкновенно так бывает, что язык, удерживаемый стыдом, еще не все худое изливает в словах; напротив сердце, не имея никого из людей свидетелем своих движений, бесстрашно порождает в себе всякое зло, какое только захочет, потому что оно не много думает о Боге. Слова предлагаются в слух всех и взвешиваются всеми, а сердце укрывается в тени, и потому меньше зла бывает на языке, больше в сердце. Но когда уже слишком много скопится его внутри, тогда с большим стремлением выходит наружу то, что доселе было скрываемо. И как мучащиеся рвотою сначала силятся удерживать в себе рвущиеся из них мокроты, а потом, когда уже не в силах владеть собою, выбрасывают нечистоту в большом количестве, так и наполненные злыми умышлениями наконец изливают их в злоречивом осуждении ближнего.

Беседы на Евангелие от Матфея.

45. Добрый человек из доброго сокровища сердца
своего выносит доброе, а злой человек из злого
сокровища сердца своего выносит злое, ибо от
избытка сердца говорят уста его.
Библия, Новый Завет, «Евангелие от Луки»
От избытка сердца говорят уста
Во время Второй Мировой Войны я был служащим госпиталя Английской Армии в Северной Африке. Однажды я был назначен в приемное отделение в пустыне, где лечили только больных дизентерией.
Каждое утро доктор, при котором я работал, звал меня, и мы обходили пациентов, лежавших на носилках прямо на песке. Я заметил, что доктор всегда приветствовал каждого пациента двумя предложениями. Первое было: «Доброе утро, как твои дела?» Второе было: «Покажи мне свой язык».
Я далеко не сразу понял, что доктор придавал мало значения ответу на свой вопрос: «Как дела?» Он сразу же переходил ко второму: «Покажи мне свой язык». Когда пациент высовывал язык, доктор очень внимательно осматривал его. Затем он делал заключение о состоянии пациента, опираясь больше на то, что он увидел на языке, чем на ответы пациента на свой первый вопрос: «Ну, как дела?»
Позднее, когда я продвигался в служении, очень часто Бог проделывал со мною то же самое, что и доктор со своими пациентами. Бог может спросить нас: «Как дела?» — и мы можем дать Ему свою оценку нашего состояния. Но я думаю, следующее, что скажет Бог (метафорически), — это: «Покажи свой язык». И когда Бог посмотрит наш язык, то даст свою собственную оценку нашего истинного духовного состояния. Состояние вашего языка дает самый верный диагноз вашего духовного состояния.
Теперь обратимся по этому поводу к Писанию. В Нем есть много мест, подтверждающих тесную связь между сердцем и языком. Иисус говорит религиозным лидерам своего времени (Матф. 12:33-37):
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься.
Здесь Иисус указал на прямую связь между устами и сердцем, используя язык притчей. Сердце Он представляет как дерево, а слова, исходящие из уст, — как плоды. И характер слов, исходящих из ваших уст, указывает на состояние вашего сердца. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит добрые слова; злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злые слова». Обратите внимание, что Иисус использовал слово «добрый» три раза и слово «злой» — тоже три раза. Если сердце доброе, то и слова исходят из уст тоже добрые. Но если сердце злое, то и слова, исходящие из уст, тоже злые.
Иисус тем же языком притчей говорит (Матфея 7:17-18):
Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые:
Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
Сорт дерева, очевидно, производит определенный вид плода. И наоборот, когда мы увидим плод, то мы знаем, от какого он дерева. Дерево — это наше сердце, и плод — это наши уста. Если сердце доброе, то и слова из уст добрые. Но если из уст исходят злые слова, то мы знаем, что и сердце злое. Вы не можете иметь худые плоды с хорошего дерева, так же и хорошие плоды — с худого дерева. В этом состоит абсолютная неоспоримая связь между состоянием нашего сердца и наших уст.
Мы можем обманывать самих себя разными идеями и понятиями о добродетели, чистоте или праведности, но точным и надежным показателем состояния нашего сердца являются слова наших уст. Если исходящее из наших уст испорченное, то и состояние нашего сердца испорченное. Другого заключения не может быть.
Я проповедовал в Восточной Африке пять лет. Одно из племен, с которыми я работал, было племя Мариголи. Я был удивлен, когда обнаружил, что на языке этого племени «сердце» и «голос» обозначаются одним и тем же словом. Я недоумевал, как же узнать, что имеет человек в виду: «ваш голос» или «ваше сердце»? Но, размышляя, я увидел в этом особую глубину: голос действительно выражает сердце. Голосом произносятся слова, которые суть содержимое сердца. Это же самое говорил и Иисус: «Не выходят добрые слова из злого сердца. Не выходят злые слова из доброго сердца».
Когда мы приходим к Богу с отчетом о нашем духовном состоянии, я думаю, Бог склонен реагировать на это так же, как реагировал доктор на больных дизентерией в пустыне.
Вы можете сказать: «Бог, я истинный, хороший христианин. Я действительно люблю Тебя и хожу в Церковь», а Он — ответит: «Покажи Мне свой язык. Когда Я увижу твой язык, Я узнаю действительное состояние твоего сердца».
Я хочу проиллюстрировать это двумя удивительно прекрасными пророческими картинами из Ветхого Завета:
первая — о самом Христе, Мессии;
вторая — о Невесте Христа, Церкви. Заметьте, что в каждом отрывке наипервейшее место уделяется характеристике уст и языка. Псалом 44:2-3 описывает Мессию, Его благодать, Его красоту и Его нравственную чистоту:
Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца. Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки.
Через что же прежде всего проявляется красота? Через Его уста. И в то же время говорится: «Благое слово» «излилось из моего сердца», а ниже утверждается: «Посему благословил Тебя Бог на веки».Здесь приведена связь двух важных принципов.
Первый:благость Мессии проявилась непосредственно в словах уст Его.
Второй: Бог благословил Его на веки за благость Его уст. Когда Иисус был на земле в человеческом облике, были посланы люди схватить Его, но они вернулись без Него. Их спросили: «Почему вы не привели Его?» Они ответили: «Никто никогда не говорил, как этот человек». Благодать, изливавшаяся через Его уста, указывала на Него как на Мессию.
В Песнях Соломона есть пророческая картина Христа и Его Невесты и взаимоотношений между Ними. Песня Песней 4: 3 адресована Невесте:
Как лента алая губы твои, и уста твои любезны;
как половинки гранатового яблока -ланиты твои под кудрями твоими.
Первая отличительная черта Невесты -ее уста: «Как лента алая губы твои, и уста твои любезны». Слово «алая» указывает на освящение через Кровь Иисуса. Кровь коснулась уст, и результат этого — любезные уста. Заметим, что лицо скрыто под кудрями: «как половинки гранатового яблока — ланиты твои», но они под кудрями, т. е. сокрыты, под завесой. Таким образом, сокрытое внутри сердца выражается словами. Все прелести сокрыты от глаз, но они проявляются (обнаруживаются) в красоте слов, изливающихся изнутри, как бы сквозь завесу. Голос — это самое очевидное. Вот еще один отрывок из Песни Песней 4:11:
Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Пивана!
Отметим два отличительных слова, которые использованы при описании языка Невесты: «мед и молоко». Эти же слова характеризуют Обетованную Землю. Прелести Обетованной Земли просматриваются и в Невесте, главным образом в ее языке и в устах. Сокровенная красота Невесты, переполняя ее изнутри, изливается благоуханием через красоту ее уст. Четкие очертания Невесты не видны, они сокрыты, но ее голос и благоухание, пронизывающие ее, отражаются в красоте ее уст: ее губы — как алая лента и уста ее любезны.
А как с этим обстоит у нас — у вас и у меня как последователей Иисуса? Мы должны задать сами себе этот вопрос.

Задания 16-20 в ЕГЭ.

16-1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Рано или поздно между лидерами возникает скрытое соперничество или даже явная конкуренция.

2) С высоты не только сами они но и их надежды и устремления казались мелкими и незначительными.

3) Надо было либо встать и уйти либо вступиться за этого маленького человека и защитить его от нападок собравшихся.

4) Институтов в этот момент не то брезгливо не то пугливо ютился на пороге собственного кабинета держал нараспашку дверь и выпроваживал гостя.

5) Ранним утром над озером шёл ливень и буйствовала гроза. Ответ: ___________

16-2.

1) Николенькой она называла его дома или в разговорах с родственниками или друзьями.

2) Вишни прошлым летом в лесу было очень много зато землянику и грибы нам удавалось найти редко.

3) Исследователей-энтузиастов не пугали погодные условия и не тревожила необходимость три месяца жить в палатке.

4) Он уселся рядом и углубился в сводки как прошедших суток так и нынешнего утра изучил план оперативных мероприятий.

5) Мы сложили продовольствие и тёплые вещи книги и антиквариат и были готовы выезжать уже завтра. Ответ: _______ .

16-3.

1) Всю ночь грохотала гроза и ливень гремел по окнам и по крыше дома.

2) Трактирщик то помогал некоторым то отбегал в сторону и командовал.

3) Летом дядюшка уходил либо далеко в горы либо к озеру и проводил там не меньше месяца.

4) У подножия этого холма бесстрашно и беззаботно сидят скрипачи и скрипачки и трогательно наигрывают классические мелодии.

5) Великий курфюрст Богоданной и Светозарной земли обладал железной волей и необычным упрямством. Ответ: ___________________________.

17-1. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ответ______________

Но (1) господа (2) забавный случай сей

Другой пример (3) на память (4) мне приводит:

Ведь (5) каждый день пред нами солнце ходит (6)

Однако ж (7) прав упрямый Галилей. (А.С. Пушкин) Ответ: ________________.

18-2. «Вот, Лизанька (1) Бог дал и женишка!

А вы её (2) мой милый (3) берегите:

Ребёнок ведь! Немножечко дика,

Неопытна – на нас уж не взыщите».

А мне её отец: «Вы старика

Утешьте, вы и ей не откажите:

Мы с Лизою решили вас просить

С крестовым братом шаферами быть.

Ты (4) Лизанька (5) уж попроси сама, Вы (6) кажется (7) друг другу не чужие,

Старинной дружбой связаны дома,

А с крёстным братом (8) даже (9) и родные». (А.А. Фет) Ответ______________

18-3. От сердца нашего избытка,

от доброй воли (1) так сказать (2)

мы в годы юности Магниткой (3)

тебя (4) привыкли называть. <…>

Я просто счастлив тем (5) однако (6)

что помню зимний твой вокзал,

что ночевал в твоих бараках,

в твоих газетах выступал.

И, видно (7) я хоть что-то стою,

когда в начале всех дорог (8)

хотя бы (9) строчкою одною

тебе по-дружески помог. (Я.В. Смеляков) Ответ _________________

19-1. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

19-3. Сколько лет ни проходило бы между нашими встречами с Володькой (1) он оставался всё тем же улыбчивым толстячком (2) оптимизма и добродушия (3) у которого (4) с годами (5) несмотря на то что на его долю выпало немало трудностей (6) становилось только больше.

Ответ_______________________

20-1. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ответы:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *