От колдовства

Неподражаемый Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения. С помощью многочисленных талантов великий комбинатор сумел бы организовать спиритический сеанс или гадание по руке, однако вряд ли он мог предугадать те возможности, которые открылись перед интернет-гадалками и телевизионными целителями в наши дни.

Пусть и с оглядкой на достижения мировой науки, россияне продолжают верить в чудеса. Интернет пестрит объявлениями о «черных» и «белых» колдуньях, гадалках и потомственных ведьмах. Тематические объявления есть на «Авито» и в газетах, для них созданы специализированные сайты и ток-шоу. Обмен контактами надежных колдуний поставлен на поток на женских форумах, где бухгалтеры и чиновницы, художницы и многодетные мамы обмениваются мнениями об оказанных им услугах.

Вопреки расхожему мнению, услугами колдунов не менее активно пользуются и мужчины.

Мотивациям людей, которые прибегают к услугам подобных специалистов, психологическим уловкам и преступлениям в сфере целительства и будет посвящен текст. Во время подготовки этого материала корреспондент пообщалась с психологом, сотрудниками полиции и даже обратилась на прием к потомственной ведьме, чтобы воочию увидеть, как работает «колдовство».

Автор ни в коем случае не преследует цель высмеять чью-либо веру в суперспособности. Однако коллектив нашей редакции будет искренне рад, если жертв мошенничеств в нашем регионе станет меньше.

Мнение психолога

В первую очередь корреспондент пообщалась с кандидатом психологических наук, доцентом, заведующим кафедрой психодиагностики и практической психологии педагогического института ИГУ Вячеславом Григорьевичем Петровым.

Он рассказал о принципах работы колдунов и гадалок и о том, как уберечь близких от бездумной траты денег на чудеса.

О психологическом портрете жертв мошенничеств

Прежде всего, давайте забудем о том, чтобы высмеивать людей, которые становятся жертвами «колдуний» и сект. Многое решают жизненные обстоятельства, в которых люди становятся уязвимыми. Никто из нас не застрахован от того, чтобы попасть в ситуацию, в которой мы захотим вмешательства потусторонних сил. Психологам хорошо известно, что в основе любых действий колдунов и ведуний лежат манипулятивные технологии с применением гипноза. О принципиально новых технологиях речи не идет – все прежние методы отработаны и адаптированы с учетом реалий современного мира. Но во все времена задачей таких людей было подстроиться под собеседника: грустного приободрить, злого – выслушать, хвастливому – польстить. К внешне благополучному человеку вряд ли кто-то подойдет и станет пугать порчами. Но мы говорим не о благополучии материальном, а о внешних данных: одиночество в глазах, поникший вид, следы стресса на лице. Кроме того, у женщин, пожилых людей и детей уровень внушаемости и некритичности снижен. Поэтому они чаще других становятся жертвами манипуляций.

Такие манипуляции очень индивидуальны. Религиозному человеку расскажут про скорый конец мира, молодую девушку напугают венцом безбрачия, пожилую женщину – болезнями близких. Кто-то ведется на внешние атрибуты – свечи, устрашающие восковые фигуры, которые образовываются после так называемого выкатывания воском, расклады карт. Кто-то, находясь под воздействием колдунов, слышит голоса. Кроме того, важно помнить про лимит времени. Уличным мошенникам важно выполнить свою задачу быстро, они буквально набрасываются на жертву. Им важно сосредоточить его внимание на себе здесь и сейчас, чтобы он пришел в чувство, когда мошенники будут уже далеко. Значит, лесть с ним не сработает, его нужно напугать, вывести из равновесия. Это как ситуации, когда мошенники звонят и говорят родителям: «Ваш сын попал в аварию и при смерти». Важно подобрать схожую ситуацию.

Секты работают иначе. В этом случае важно окружить вновь прибывшего адепта любовью и заботой. К сожалению, многие люди испытывают трудности с коммуникацией в социуме – особенно подростки и пожилые люди. Секта же принимает человека таким, какой он есть, ее члены общаются между собой тепло. В психологии есть понятие «аффилиативные потребности» – потребности в сочувствии, сопереживание. Секты, целители удовлетворяют их с лихвой. В дальнейшем все может измениться. Этап заманивания завершится, и начнутся угрозы: мы оставим тебя, если ты не будешь делать так, как мы скажем. На этом этапе «целитель» вымогает деньги за внезапно наведенную смертельную порчу или упрекает «пациента» в недоверии. В случае с сектами аналогично: будь как мы, исполняй наши требования, и мы оставим тебя или подвергнем наказанию. Примечательно, что сетевой маркетинг работает по схожему принципу. И там, и там людей вовлекают с целью создания иллюзии уникальности и извлечения прибыли. На практике это выражается в том, что выгоду извлекают из них самих. Технологии, призванные изменить сознание, называются суггестивными и используются в самых разных сферах. Кстати, можно говорить о том, что человек, который ежедневно подвергается воздействию самых разных манипуляторов: рекламщиков, политтехнологов, телевидения, перестает критически мыслить и становится уязвим для разного рода целителей.

Про цыганский гипноз

О нем ходит масса легенд, и многие относятся к нему с юмором, однако те, кто сталкивался, деньги все-таки теряют. Все начинается просто: подходит человек, задает вопрос, а дальше начинается воздействие. Здесь главное правило: среагировать вовремя и не вступать в диалог.

Эти манипуляции достаточно древние, можно считать, что современное нейролингвистическое программирование активно использует приемы так называемого цыганского гипноза. Про него важно помнить главное – он всегда имеет краткосрочный эффект.

Реабилитация жертв

Реабилитация жертв сект и «колдунов», как правило, проходит тяжело. Довольно сложно вывести человека из ставшего привычным состояния. Большую работу в этом направлении делают центры помощи при храмах. Кроме того, работает классическая психотерапия. Без нее чаще всего не обойтись, потому что длительное нахождение под воздействием запускает серьезные процессы – личностные нарушения, деформацию сознания. Методы терапии врач подбирает индивидуально: гипноз, теоретические беседы, в случае истощения – медикаменты, что-то другое. Это всегда длительная и кропотливая работа.

Большая проблема заключается в том, что у нас есть психоневрологические диспансеры, которые борются со следствиями, но мероприятий по предупреждению очень немного. Что делать? Как уже было сказано, современный человек ежедневно подвергается значительному объему суггестивных воздействий. Многие рекламные технологии, например, основаны на мягких видах гипноза. Особенно хорошо это проявляется в детях. Из-за этого работает следующий закон: чем чаще человек подвергается внушениям, тем сильнее снижается уровень его критического мышления. Он буквально теряет волю и впадает в трансовое состояние – от легкого и почти незаметного до достаточно глубокого. Человек остается в сознании и будто бы контролирует себя, но все равно выполняет команды. В этой связи важно развивать критическое мышление, видеть противоречия в происходящем, оценивать риск. К сожалению, в школах и вузах дают знания, а вот мыслить аналитически не учат, а это очень важно.

Я помню времена, когда в школах и университетах преподавали формальную и диалектическую логику. Сейчас логику исключили из многих образовательных программ. Как следствие, мышление становится алогичным.

Роль сказок в восприятии реальности

Роль сказок в формировании критического мышления неоднозначна. С одной стороны, они несут полезные функции, помогают малышам освоить реальность доступными для них средствами. С другой стороны, этап магического мышления обязательно нужно преодолеть вовремя. Вера в волшебство, в победу добра над злом должна перерасти в веру в свои возможности с привязкой к реальности. Если ребенок застрял на стадии любви к сказкам, то эта инфальтильная составляющая будет преследовать его всю жизнь.

И это выгодно манипуляторам. Например, фильмы про супергероев рассчитаны на детей, как бы ни хотелось некоторым взрослым думать иначе. Отсюда же и навязанные стандарты красоты, моды, образы партнеров. Человек поддается на сказочные обещания вечной молодости и красоты. В моде, конечно, нет плохого – люди развлекаются, развлечение – важная часть долгой человеческой жизни. Но когда она доходит до абсурда, а общество потребления ей в этом помогает – это может сломать жизнь.

Какие люди сами обращаются к целителям?

Это, безусловно, люди внушаемые, причем их внушаемость носит избирательный характер. Они не доверяют традиционной медицине, но имеют свою, особую картину мира, в которой есть место элементам магического мышления, интерес к чудесным результатам вроде успеха у противоположного пола или материального благополучия. Отдельной строкой, конечно, идут люди, которые утратили надежду на излечение трудной болезни.

Отдельного внимания заслуживают те мужчины и женщины, которые обращаются за приворотами, отворотами, снятиями венцов безбрачия и другими манипуляциями. Отношения – это тяжелый труд, требующий усилий. Здесь срабатывают самолюбие и инфантилизм – зачем трудиться, если можно получить хорошие отношения за небольшую плату. Также в зоне риска истероидные радикалы – люди, которые обладают желанием выделиться. Свою роль может сыграть нарциссическая составляющая. Для таких людей важно достичь свою цель, стать лучшими из лучших.

Почему кажется, что это работает

Человеку, который обратился к колдунам или целителям, может показаться, что все получилось. Это называется «самосбывающиеся пророчества». Человек что-то придумал, имел желание, приложил усилие – и у него получилось. Например, его взяли на желанную работу, подняли зарплату. Кроме того, люди не любят признавать ошибки – они предпочитают обманывать себя, верить, что случилось именно так, как планировалось. По той же причине, кстати, клиенты колдунов любят советовать эти услуги остальным. Ну и эффект плацебо – веру в результат никто не отменял.

С гаданиями все еще проще. При гадании срабатывает так называемый эффект Барнума – когда люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности. Клиенты гадалок с легкостью приписывают себе черты, которые им приписывает гадалка. При этом гадалки считывают с человека обратную реакцию и называют характеристики все точнее и точнее. Их рекомендации в итоге будут иметь очень общий характер, но клиент вряд ли задумается об этом.

Как преодолевать сомнения?

Предположим, вам сообщили, что на вас наложили порчу. У вас есть два пути: вы либо не верите, либо верите.

В первом случае вам, конечно, ничего не угрожает. Во втором вы то и дело будете возвращаться к этой мысли, гонять ее. Имея задатки магического мышления, мыслить критически вам в любом случае будет сложно. На этом этапе вы можете начать присовокуплять негативные события друг к другу и связывать их с «порчей», будь то разбитый стакан, порезанный палец или что-то другое. Так работает наше сознание. Мы получаем информацию, а она может объединяться и усиливаться. Мы задаем некий туннель, а все остальное начинает вписываться в какие-то коридоры. Критичность оценки событий в этот момент снижается. Если внутренних установок не хватит, имеет смысл обратиться к психологу.

Как бороться с шарлатанами?

С одной стороны, лучшее, что может случиться, – сотрудники правоохранительных органов в показательных целях раскроют как можно больше мошеннических схем и накажут виновных. Мелких мошенников они ловят, но система полностью не искоренена. Например, в интернете мошенники у всех на виду, они там подобно плесени. Признаки обмана там явные.

Да, полицейские распространяют информацию, публикуют памятки, что делать при встрече с мошенниками. Но этого мало: нужно конкретнее раскрывать, какие фразы говорят мошенники, как смотрят, на что давят при встрече. Нужно приводить примеры конкретных реплик, возможно, показывать инсценировки. Мошенники обучены, а жертвы – нет.

По-хорошему, готовить граждан противостоять мошенникам нужно еще в яслях. Но это должна быть специальная образовательная программа, принятая решением «сверху».

Правоохранительные органы часто боятся, что, распространяя сведения, они обеспечат рекламу сектам, группам самоубийц и прочим. С другой стороны, не информировать людей – значит подвергать их еще большей опасности.

Слово полиции

В полиции корреспонденту «Альтаира» подтвердили: каждый случай, будь то уличное гадание или общение с онлайн-магом, по-своему уникален. Одних потерпевших легко запугать якобы скорой смертью, другие поддаются виду «магических» предметов, третьи неизлечимо больны, безнадежно влюблены и надеются только на чудо.

Ежегодно в Прибайкалье случается свыше 2000 эпизодов самых разных мошенничеств, и в этой массе мошенничества, связанные с услугами магии, составляют лишь десятки случаев. Однако, по всей видимости, далеко не все жертвы целителей и колдунов обращаются в правоохранительные органы, особенно если речь идет о сравнительно небольшом ущербе. Рассказать полицейскому, что отдал тысячи рублей за уличное гадание, наведение порчи на делового партнера или за приворот чужого мужа, для многих зазорно.

Кроме того, жертва может верить мошенникам довольно долго, как это произошло в Бодайбо, где в течение февраля 2020 года женщина переводила преступникам крупные суммы за проведение якобы магических ритуалов. В результате она потратила на мошенников более миллиона рублей, при этом часть суммы – кредитные средства.

Как рассказала старший следователь контрольно-методического управления Главного следственного управления ГУ МВД по Иркутской области Елена Матвеева, рассказы о людях, которые словно по волшебству забывают приметы гадалок и целителей, как правило, миф.

– Потерпевшие в подробностях могут описать обстоятельства случившегося. Исключение составляют разве что пожилые люди, которые затрудняются в описании примет из-за состояния здоровья. Кроме того, на помощь часто приходят жители населенных пунктов и микрорайонов, где произошло преступление. Как правило, прежде чем выйти на жертв, «целительницы» многократно сталкиваются с неудачами, когда люди не верят им, разворачиваются и уходят. Но, к счастью, успевают запомнить приметы преступников, – рассказывает Елена Матвеева.

Особая боль правоохранительных органов – интернет-мошенничества. Многочисленные объявления о снятии порч, приворотах, лечении неизлечимых заболеваний на расстоянии притягивают людей. И если разыскать и вернуть похищенное на улице имущество можно, то с поиском средств, переведенных через интернет-ресурсы, возникнут трудности. По словам сотрудницы полиции, важно помнить: пользуясь услугами, разрекламированными в иинтернете, вы переводите средства в пустоту. И даже если вы обсуждали свое здоровье или личную жизнь по телефону с миловидной женщиной из Иркутска, переведенные ей средства вполне могут быть сняты со счета мошенниками где-то на юге России.

Если общение с лжецелителем имело место и вы обнаружили себя среди обманутых жертв, не нужно теряться и стыдиться. В полиции заявление примут даже в том случае, если вы сами инициировали визит к «колдуну».

– Для возбуждения уголовного дела потребуется доказать, что вас ввели в заблуждение и что предполагаемая мошенница имела умысел отнять ваши деньги или другие ценности. В этом случае не будет иметь значения, подошел к вам преступник на улице или вы сами отреагировали на объявление в интернете, – отметила Елена Матвеева.

Родственникам и знакомым потерпевших важно помнить, что они также могут подать заявление в полицию по факту случившегося. Тем самым они могут предоставить дополнительные сведения и помочь раскрыть целые серии преступлений. Если доказательную базу получится собрать, то дело будет рассмотрено в суде, а мошенник понесет заслуженное наказание.

Личный опыт

Чтобы проверить механизм воздействия на сознание, корреспондент обратилась к двум гадалкам. После непродолжительных поисков было решено пообщаться с ведуньей из интернета и посетить так называемую потомственную ведьму в Иркутске.

Контакт целительницы, работающей удаленно, был выбран наугад.

В WhatsApp женщина сообщила, что работает по предоплате, которую следует перевести на «мобильный банк». Однако в порядке исключения она готова бесплатно рассказать что-нибудь в течение минуты. Поскольку у нашей корреспондентки молодой голос, гадалка ожидаемо завела разговор о личной жизни. Она предсказала небогатого, простоватого суженого. После этого сообщила, что впереди у суженого большие трудности, поэтому нашу корреспондентку он может не встретить и она навсегда останется одна. Поэтому следует перевести средства на мобильный банк, после чего ведунья проведет полный сеанс гадания, а в дальнейшем поможет поправить ситуацию.

Поскольку решать какие-то неизвестные трудности неизвестного суженого за плату по телефону не входило в планы редакции, корреспондент продолжила поиски целительницы, которая работала бы в Иркутске. Контакт «белой колдуньи» Галины был взят по рекомендации. По телефону женщина обозначила стоимость первого приема, время и место.

Вечером корреспондент посетила небольшую квартиру в старом центре Иркутска. Ее встретила миловидная пожилая женщина в домашнем цветастом халате с карманами. На стенах – иконы и гирлянды из похоронных цветов, на столе колоды карт в коробке из-под конфет, свечи и закапанные воском литровые стеклянные банки. Пожилая женщина вложила колоду карт в левую руку нашего корреспондента, провела над ней рукой, а после взяла колоду, перетасовала и разложила веером. Оставив интимные подробности результата, отметим, что гадание снова было посвящено в основном любовной составляющей. Нашей корреспондентке предсказали тайного влиятельного поклонника, переезд в другой город и первенца-девочку. Также на корреспондентке обнаружили незначительную порчу.

Во время гадания ведунья узнала возраст, семейное положение и профессию нашей корреспондентки. По всей видимости, дальнейшую роль должен был сыграть описанный выше эффект Барнума – узнавание себя в предложенных описаниях. Пожилая женщина была ласковой во время сеанса и поглаживала по руке. Далее ведунья попыталась напугать:

– На тебя захотят напустить смертельную порчу очень скоро. Будешь болеть. Когда заболеешь, позвони мне, вылечим, – сообщила пожилая женщина.

Стоимость возможного лечения, по словам целительницы, составила бы порядка 5–7 тысяч рублей.

Вместо послесловия

Все мы родом из детства и в трудные минуты жизни рано или поздно надеемся на чудо. Однако, повстречав его на своем пути, порой имеет смысл пройти мимо, чтобы сберечь содержимое кошелька. Да и настоящие чудеса кроются не в колодах карт и не в отражениях волшебных зеркал – чаще всего людям не хватает тепла и заботы. Любите ваших близких, окружите их вниманием, чтобы своими страхами и переживаниями они делились с вами, а не с мошенниками.

Валентина Синявская / ИА «Альтаир»

Поделитесь новостью с друзьями:

16:33, сегодня

НЕ СТАНЕМ СПЕШИТЬ

14:15, сегодня

СКР: В отношении Александра Душина возбуждено уголовное дело

13:03, сегодня

Старый Пень

И вам, уважаемый, здравствуйте! Соблазнительный шанс выбрать себе любую маску и далее глаголить от ее имени, равно как и почти неограниченная возможность демонстрировать свои успехи, реальные или мнимые, — вот те манки, которым Интернет нас и улавливает. Вроде бы, заводя свою страничку в соцсети, ты не собирался выворачиваться наизнанку, рассказывая о самом интимном, но опомниться не успеваешь, как, глядь: тяжкие оковы самоконтроля пали, темницы нравственных табу рухнули, и веселая свобода радостно встречает тебя у входа. Ярмарки тщеславия, естественно. И ты уже готов оголяться, причем не всегда в переносном смысле этого слова, да простит мне мою дерзость Александр Сергеевич — наболело!

О тщеславии мы еще поговорим, а сегодня о зависти. Во-первых, потому что после статьи о Каине и Авеле («РГ — Неделя» от 23.06. 2016 г.) пришло много вопросов. А во-вторых, потому что Интернет не только необозримая ярмарка тщеславия, но и не менее бескрайняя арена для зависти — иначе откуда бы взялось столько грязных, оскорбительных комментариев под любым ярким сообщением.

Итак, приступим.

Может ли сглаз, то есть завистливый взгляд, навредить, вызвать болезнь, стать причиной неудач и даже смерти?

Святые утверждают, что нет. Вот как об этом рассуждал еще в IV веке Василий Великий, посвятивший зависти отдельную главу своих творений. «Страждущих завистью почитают более вредоносными, нежели ядовитые ехидны. Те впускают яд чрез рану, и угрызенное место предается гниению постепенно; о завистливых же иные думают, что они наносят вред одним взором, так что от их завистливого взгляда начинают чахнуть тела крепкого сложения, по юности возраста цветущие всею красотою. Вся полнота их вдруг исчезает, как будто из завистливых глаз льется какой-то губительный, вредоносный и истребительный поток. Я отвергаю такое поверие, потому что оно простонародно и старыми женщинами занесено в женские терема; но утверждаю, что ненавистники добра — демоны, когда находят в людях им самим, демонам, свойственные произволения и желания, употребляют все меры, чтобы воспользоваться ими для собственного своего намерения; поэтому и глаза завистливых употребляют на служение своей собственной демонической воле». То есть завистливый взгляд действительно может пылать нечеловеческой злобой, но не стоит этой ненависти приписывать магическую силу. Более того, человек всегда может защититься от зависти. Подумайте, ведь если бы ненависть и злоба были сильнее благодати Божьей, род человеческий так и остановился бы на первом завистнике — Каине.

Чем страшна зависть?

Тем, что убивает. Но кого? В первую очередь самого завистника. Как единодушно считают святые, благодать Божья — то есть нетварная божественная энергия, сила, оставляет завистливые сердца. А значит, если завистник не будет ничего предпринимать, то есть если он не раскается, не станет бороться с охватившей его болезнью, несчастного ждет самое страшное — смерть души. Как и всякий грех, эта страсть ослепляет завистника, и он перестает замечать, что живет постоянным сравнением себя с другими. Чужая, а не своя, жизнь становится центром его внимания. «Как беснующиеся часто обращают мечи на самих себя, так и завистливые, имея в виду только одно — вред тому, кому завидуют, теряют собственное спасение, — объясняет святитель Иоанн Златоуст. — Зависть хуже любой другой страсти, потому что своим жалом стремится разрушить семьи, общества и даже целые народы, доводя их до крайней преступности и даже убийства».

Что делать, если тебе завидуют? Как защищаться?

В первую очередь, учат святые, «что достойно в тебе зависти, то пуще всего скрывай от завидующего» (преподобный Нил Синайский). Не искушай людей тем, что красуешься, планируешь будущее. Кстати, до революции в России была в ходу поговорка: «Человек полагает, а Бог располагает», и ее активно использовали, когда кто-нибудь навязчиво интересовался твоими планами. Причем такое любопытство уже само по себе казалось странным. Был принцип: не заявлять и уж тем более не рекламировать еще несовершенное дело. Старались не кичиться и успехом — это выглядело дурным тоном.

Святые единодушно считают, что вернуть к себе благорасположение завистливого добрыми делами невозможно. «Страсть зависти, разгораясь в душе человека, становится ненасытной. Никакое добро, никакая услуга со стороны ближних не в силах остановить в человеке эту богопротивную страсть». Поэтому от зависти есть одна защита — Божья помощь: участие в таинствах Церкви, молитвы. Большая часть наших молитв содержит слова прошений о защите от врага рода человеческого, а именно он и есть родитель зависти.

Молиться надо и о самом несчастном, завидующем тебе. «Молись о завидующем и старайся не раздражать его», — учат оптинские старцы.

А что делать, если и в тебе поселился червячок зависти?

Понять: с этой страстью надо начинать бороться на самых ранних этапах. Вот чему учил оптинский старец Никон: «Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя человека) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!» От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

Надо непременно отслеживать в своем сердце ростки подобной неприязни и потом исповедоваться в них. А в момент зарождения злобы в душе нужно, по совету другого оптинского старца, Амвросия, «истреблять их при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: «От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)» (Пс. 18: 13-14)».

Еще одна рекомендация: «замкни свой рот, запечатай уста», то есть всеми силами старайся не говорить плохого о том, кому завидуешь». Больше того, нужно побуждать себя увидеть в нем хорошее, и уж если доведется «свой рот распечатать», вспомни только доброе.

И, наконец, принуждай себя к делам любви. Да, именно так: воспитывай свое сердце, возделывай душу. «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное — не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения», — учил преподобный Амвросий Оптинский. То есть позавидовал человеку — сделай ему добро, так ты удушишь зарождающуюся в тебе ехидну злобы.

Кто виновник зависти?

Уж, конечно, не тот, кому завидуют, хотя бы человек и вел себя провокационно, искушающе. Зависть — это духовная болезнь того, кто ее испытывает. Источниками возникновения зависти богословы называют себялюбие и его главные порождения — гордость и тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Искореняя в себе корневые пороки, человек ослабляет и зависть.

В свою очередь, зависть в человеке дает «следующие горькие порождения: соперничество, гнев, зложелательство, злорадство, вражду и ненависть, ссоры, раздоры, злословие, ложь и клевету, ябедничество, тайное наушничество, низкое пронырство, злорадство в несчастье ближних, лукавство и лицемерие» (Гермоген Шиманский).

В аскетике есть такой, очень эффективный прием борьбы со страстями: нужно насаждать в своем сердце добродетель, противоположную захватившему тебя греху. Ты скуп — попробуй получить радость от щедрости, гневлив — познай удовольствие от того, что научился быть сдержанным, и так далее. Добродетель, противоположная зависти, это искренняя, сердечная любовь к ближнему, та любовь, которая, по слову апостола Павла, не завидует, не превозносится, не гордится. Как ни странно, любви тоже учатся, но об этом мы поговорим в следующий раз.

Молитва

Cвятого Иоанна Кронштадтского о завистливом

Господи, просвети ум и сердце раба Твоего сего к познанию великих, безчисленных неизследимых даров Твоих, ихже прият от неисчетных щедрот Твоих. В ослеплении бо страсти своея забы Тебя и дары Твои богатые, и нища себя быти вмени, богат сый благами Твоими, и сего ради зрит прелестне на благая рабов Твоих, имиже, о, пренеизглаголанная Благостыня, ущедряеши всех, коегождо противу силы его и по намерению воли Твоея. Отыми, Всеблагий Владыко, покрывало диавола от очию сердца раба Твоего и даруй ему сердечное сокрушение и слезы покаяния и благодарения, да не возрадуется враг о нем, заживо уловленном от него в свою волю, и да не отторгнет его от руки Твоея.

Пишите на адрес редакции или pisma-maria@mail.ru

Спиритизм есть не что иное, как новое заблуждение и новая прелесть вражеская. Самое слово spiritus показывает, что это учение есть общение людей с духами и, разумеется, с духами не света, а с духами тьмы. Апостол Павел пишет: Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 8). Апостол упоминает это не об Ангелах благих, потому что благие Ангелы не будут благовестить ничего противного учению евангельскому и апостольскому, но явно, что говорит это об ангелах тьмы, сверженных с неба, которые принимают на себя вид Ангелов света для обольщения нерассудных. Как об этом говорит апостол в другом месте: Сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды (2 Кор. 11, 14–15). Слова апостола прямо относятся к проповедникам учения о спиритизме, через которое будто бы и безбожники делаются очень религиозны. Но если хорошо вникнуть в душевное состояние этих мнимых религиозников, то явно откроется, что они в этом положении сделались еще опаснейшими для имеющих с ними сношения, нежели как были в состоянии атеистов.
Явных безбожников всякий отвращается и удаляется, людей же, прикрывающихся видом ложной религиозности, в душе же своей пропитанных старым или новым заблуждением прелести вражией, не вдруг распознает кто-либо и из понимающих дело. Апостол говорит: Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Значит, какое учение в Православной Церкви насаждено в начале Духом Святым через апостолов и через отцов Вселенских Соборов, то должно продолжаться до скончания века. Все новые учения суть не что иное, как новые заблуждения, посеваемые, так или иначе, древним врагом и ненавистником и наветником рода человеческого, который, по слову святого апостола Петра, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5, 8). Враг этот в учении спиритизма прикрывается под видом вызывания мертвых душ, которые будто бы яснее растолковывают учение евангельское. Но это явное обольщение вражие и явное заблуждение людей, которые решаются верить духам тьмы, являющимся в виде людей умерших.
Для душ святых в Православной Церкви удостоверение совсем другое. Они удостоверяют о святости своей явным нетлением мощей. Души же грешные, по учению Православной Церкви, заключены во аде и не имеют власти не только учить других, но и исходить оттуда, в страшном стенании ожидая Страшного Суда Божия. Следовательно, вызываются и являются не души умерших, а духи тьмы греховной и обольстители рода человеческого. Притом, кто не слушает учения пророческого и апостольского, тот не послушает и свидетельства умерших, если бы они и воскресли и стали убеждать, как сказано в Евангелии: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16, 31). А что спиритизм не полезен, но вреден, это ясно доказывается и примерами.
В Голландии года два назад или более пасторов 12, если еще не больше, от спиритизма сошли с ума и своим сумасшествием, кажется, очень-очень ослабили проповедь спиритов.

Амвросий Оптинский (Гренков)

  1. Возможность покаяния для колдуна
  2. Наказание колдунам
  3. Виды колдовства
    1. Астрология
  4. Признаки колдунов
  5. Как защититься от колдунов
    1. Рукъия
    2. Фатиха
    3. Исцеление Кораном

«Сихр» или колдовство по-арабски означает, как говорил об этом аль-Азхари, изменение в вещи ее истинной сущности. Под понятием колдовства в исламе понимают процесс чтения заклинаний, завязывания узлов и других действий, которые приводят к влиянию на тело или душу человека, в результате чего могут быть вызваны болезни, смерти, разлучение мужа и жены, а также прочие результаты воздействия на свободную волю человека, которые могут вредить ему.

Колдуном или сахиром в исламе называют того, кто с целью колдовства обращается к шайтанам, джиннам, проявляя неверие и совершая мерзкие поступки, которые угодны джиннам. Колдуны обращаются к шайтанам и джиннам для того, чтобы эти существа оказали колдуну помощь в его колдовстве и магии, а сами совершают деяния, которыми будут довольны джинны. Колдуны заявляют о том, что обладают знанием сокровенного, посредством колдовства и магии могут привести человека к смерти, могут разлучить любящих друг друга людей, возбудить у людей друг к другу симпатию или антипатию, изменить умонастроение человека, вредить ему.

Об этом писал Хафиз аз-Захаби в своей книге, упоминая о больших грехах в исламе, говоря о том, что люди могут вступать в колдовство, не отдавая себе отчета в том, что колдовство в исламе – это не просто нечто запретное, но и является неверием, и делает муслима — неверным.

В современном лексиконе можно встретить различные названия колдовства: белая магия «хорошая», серая или черная магия, однако какая бы магия не была использована по Исламу — это является колдовством и большим грехом!

Есть ли возможность покаяния для колдуна

Для колдуна в исламе есть возможность покаяния, ведь Аллах прощает грехи человеку, если тот покаялся перед смертью. Сказал Аллах в суре «аз-Зумар»: «Скажи: «О рабы Мои, преступившие предел во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он — Прощающий, Милосердный! С раскаянием обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (cура 39. Толпы, 53-й аят). По словам Хафиза Ибн Касира, в этом благом аяте содержится призыв ко всем грешникам для покаяния, в нем говорится о том, что если человек отказался от своего неверия и покаялся, то Всевышний простит ему грехи, даже если его грехов так много, как морской пены.

Наказание колдунам в исламе

Но необходимо помнить о том наказании, которое ждет колдуна, и которое настигнет его по Шариату, даже если он покается перед Аллахом, и поэтому ученые говорят, что нет покаяния для колдуна, подразумевая, что колдун все равно будет казнен, даже если и принес покаяние Аллаху. Наказание, установленное в исламе шариатом для такого грешника, все равно последует, даже если он покаялся, подобно тому, как последует наказание в исламе для прелюбодея, которого застали за этим грехом четыре свидетеля, и который все равно будет казнен, даже если он покается в своем грехе.

Виды колдовства

Аят о колдунах и вреде колдовства: «И последовали они за тем , что читали шайтаны во время царствования (пророка) Сулеймана. Но не становился неверным Сулейман и (не обучался колдовству), а шайтаны (сами) стали неверными, обучая людей колдовству. И (иудеи также еще последовали за тем), что было ниспослано (как испытание от Аллаха) двум ангелам в Вавилоне, (которых звали) Харут и Марут. Но они оба не обучали никого (колдовству), пока не говорили: «Поистине, мы – искушение, не становись же неверным (изучая колдовство и подчиняясь шайтанам)!» И (люди) учились от них , чем разлучать мужа от жены. Но они не смогут навредить этим никому без дозволения Аллаха (на то). И обучались они тому, что наносило вред им (самим же) и не приносило пользы им. (И шайтаны принесли колдовство иудеям, и это распространилось среди них настолько, что они предпочитали колдовство даже больше, нежели книгу Аллаха.) И они знали, что тот, кто приобретал это , – (то) нет ему в Вечной жизни никакой доли(блага). И, конечно же, как скверно то , за что они продали свои души, – если бы они знали!»

Существуют разные виды колдовства и магии. Как говорит Аллах в суре «аль-Бакара», «Шайтаны впали в неверие, которые обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту. Но они никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверным». Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!» (сура Аль-Бакара (Корова), 102-й аят из 286). В этих словах есть явное указание на то, что, обучаясь колдовству, человек обучается и тому, что ему самому тоже наносит вред.

Астрология

Упоминая об астрологии, Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что, изучая ее, человек изучает и часть колдовства и магии. Об этом упоминает и Катада, который отмечает, что есть только три предназначения звезд: служить украшением на небе, чтобы их использовали для сбивания шайтанов, а также для того, чтобы они были ориентирами для тех, кто в пути. Он указывает, что заблуждаются те, кто использует звезды по другому предназначению.

Упоминают и слова Всевышнего, который сказал в суре «ан-Нас»: «Скажи: «Я прибегаю к Господу рассвета… от зла дующих на узлы».

Пророку Мухаммаду ﷺ принадлежат слова о том, что колдовство в исламе совершает тот, кто «завязал узел, а затем поплевал на него», а если он совершил данный поступок, то это значит, что он совершил и многобожие и впал в неверие («куфр»).

Признаки колдунов

Предсказателей, прорицателей и колдунов можно определить по распространенным признакам. Они задают вопросы о том, как зовут больного, как зовут его отца или мать. Однажды шейху Ибн Базу задали вопрос о тех целителях, которые сначала расспрашивают больного о том, как звали его мать или отца, а потом приглашают прийти его еще раз на следующий день, а после того, как больной вернется на следующий день, сообщают больному, что с ним. По мнению некоторых, это лечение такие целители проводили с именем Аллаха на устах и используя в лечении слова Аллаха.

Ответ шейха имама Ибн База был однозначным: если лечение сопровождается подобными методами и действиями, то в исламе это является признаком того, что человек действует с помощью джиннов, претендуя на обладание сокровенными знаниями. У таких людей, по словам имама Ибн База, лечиться не следует, а спрашивать у них и ходить к ним не дозволено.

Листочек с непонятными надписями, похожими на колдовство

Еще один признак таких людей обозначили ученые из Постоянного комитета аль-Ляджнату-ддаима: они заявили, говоря о людях, которые просят принести на лечение какую-то из вещей больного, его волосы или одежду, либо же его фотографию, что к ним ходить запрещено, как и к любому человеку, которые делает заявления и утверждает, что обладает тайными сокровенными знаниями. По Исламу к таким людям не дозволено ходить и приносить им что-то из вещей больного, его волосы или его фотографии.

Также такие люди могут читать или писать непонятные заклинания и молитвы, не имеющие отношения к Исламу или же смешанные с исламскими молитвами, могут попросить принести с собой какое-то животное, которое понадобится им для совершения жертвоприношения, чтобы шайтаны были довольны. Такие целители могут вручить своим пациентам листок бумаги, на котором будут написаны определенные незнакомые буквы, потом эту бумагу могут сжечь, смешать пепел с водой и заставить пациентов выпить эту воду.

Если целитель говорит вам, чтобы вы взяли определенную вещь и закопали ее, то вы имеете дело с колдуном, который наводит порчу. Такие люди, занимающиеся колдовством, предпочитают находиться в полумраке, они практически все время находятся в темной комнате, избегают солнечного света.

Они могут давать своим пациентам странные задания: сжечь определенный листок бумаги, а затем на себя развеять дым, могут сказать пациенту сведения о нем же самом такие, которые никак не могут знать, и эти сведения они получают от джиннов. Они могут точно назвать имена родителей больного, где он живет, назвать его болезнь.

Существует еще много признаков, по которым можно узнать колдунов, и эти являются самыми распространенными.

Некоторые мусульмане утверждают, что предсказатели и колдуны могут совершать намазы, читать Коран и совершать хадж, и это действительно может наблюдаться, но делается это лишь для того, чтобы люди считали их знающими Ислам и верили, что их ремесло – это дар, который они получили от Аллаха, и свои сокровенные знания они получают от ангелов.

Как защититься от колдовства в исламе?

Если вспомнить, что говорил Джабир об этом, то становится ясно, что любое деяние колдуна является деянием шайтана, такое, как наведение порчи или сглаза, но и лечение от колдовства посредством другого колдовства, снятие порчи также будут считаться колдовством и деянием шайтана. Об этом говорил сам Пророк Мухаммад ﷺ, как сказано в достоверном хадисе.

По этому вопросу высказывался также Ибн аль-Кайим, который утверждал, что можно двумя путями снимать порчу с околдованного человека. Это можно сделать с помощью аналогичного колдовства, но по Исламу — это будет лечение с помощью деяния шайтана, потому что будет точно таким же колдовством, как совершал тот, кто наводил порчу. Тот же, кто пойдет к колдуну с просьбой снять с него порчу, тоже будет считаться приверженцем деяний шайтана. Есть также способ снять порчу и защититься от колдовства с помощью обращения к Аллаху, с помощью молитвы, мольбы. Такой способ является дозволенным.

Всевышним Аллахом было сказано об излечении с помощью мольбы: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли?» (сура Ан-Намль (Муравьи), 62-й аят).

Рукъия

В Исламе существуют дозволенные заклинания или рукъия, с помощью которых мусульмане могут защититься от колдовства и порчи хорошим дозволенным способом. Дозволенное заклинание может считаться таковым при соблюдении трех условий. Об этом писал Хафиз Ибн Хаджар, который утверждал, что три условия, при которых могут быть дозволенными заклинания, это:

  1. чтобы слова заклинания были словами из Корана, то есть словами Всевышнего;
  2. чтобы эти слова содержали качества или имена Аллаха;
  3. заклинание должно быть на арабском языке или на таком языке, смысл которого будет понятен мусульманину.

Человек, который произносит это заклинание, должен быть уверен в том, что само по себе заклинание пользы и излечения не принесет, а только по воле Аллаха человек может излечиться от порчи или других последствий колдовства, наведенного с помощью шайтанов из числа джиннов.

Коран – это наилучшее заклинание в Исламе против любого колдовства, текст Которого содержит слова Всевышнего Аллаха. Всевышний сказал, что в Коране ниспослано то, что станет для верующих исцелением и милостью.

Фатиха

По словам Абу Са‘ида аль-Худри, приведенных в хадисе, однажды во время похода на одной из стоянок к их отряду подошла рабыня, которая спросила, умеет ли кто-то из них читать заклинания, поскольку вождя их селения укусила змея, а их люди, умеющие делать это, отсутствуют. Среди них был мужчина, о котором знали, что он умеет читать заклинания, и этот мужчина сумел вылечить вождя, произнеся заклинание. В благодарность вождь наградил этого мужчину стадом из тридцати овец и угостил своего целителя молоком. Мужчина этот вернулся к отряду, и ему задали вопрос, какое заклинание он прочел – разрешенное или заклинание джахилийи, которым пользовались еще в доисламские времена. Мужчина ответил, что прочитал только заклинание из суры «аль-Фатиха» Мать Писания. Тогда люди сказали ему, чтобы он ничего не делал, пока отряд не вернется к Пророку ﷺ и не спросит у него. Когда же Посланник Аллаха ﷺ услышал об этом, он ответил: «Что же дало ему знать, что она (аль-Фатиха) является заклинанием?». Къады Абу ‘Ийяд сказал: «В этом хадисе доказательство на то, что, несмотря на благословенность всего Корана в нём есть определенные суры, являющиеся заклинанием”. См. «Икмаль аль-му’лим” 7/108.

Исцеление Кораном

Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам он не прибавляет ничего, кроме убытка. (сура Аль-Исра (Ночной перенос), 82-й аят)

Приводится также рассказ Аиши том, как Пророк Мухаммад ﷺ посетил Аишу во время того, как ее лечила женщина, которая с этой целью читала заклинание, и Пророк Мухаммад ﷺ сказал этой женщине, чтобы она лечила Книгой Аллаха.

Как говорил Ибн аль-Кайим, Коран является совершенным лекарством от любых болезней и тела, и души, и это касается как болезней земного мира, так и болезней будущей жизни. Но не любой способен достичь исцелением этим путем. Если лечиться Кораном умело, то можно обратить его против любых болезней своей большой верой, верностью, а также полным согласием следовать и выполнять все требования Ислама – такой убежденности ни одна болезнь не сможет сопротивляться. Нет такой болезни, которая смогла бы противостоять Слову Господа, ведь Божье слово способно разделить землю и расколоть горы.

Текст Корана прямо указывает на то, что является причиной всех болезней тела и души, и в чем содержится защита от всех этих болезней. Приводятся слова Всевышнего: «Разве не довольно им, что Мы ниспослали тебе Писание, которое читается им» (сура Аль-Анкабут (Паук), — кого не исцеляет Коран, того не исцелит Аллах, а кому недостаточно его, тому Аллах не дарует Свою достаточность! См. «Задуль-ма’ад” и «ат-Тыбб ан-набауи” 253, Ибн Кайим аль Джаузия.

Посланник Всевышнего Пророк Мухаммад ﷺ не выделял определенно суры либо специальных аятов, которые следует использовать в этом вопросе, но говорил целиком обо всей Книге Всевышнего, и из этого можно сделать вывод, что Коран является лечением целиком. Доказательством тому могут служить многочисленные примеры из практики мусульманских целителей и лекарей на протяжении многих веков до нашего времени – с помощью аятов Корана целители способны были излечивать последствия колдовства, снимать порчу, а также избавлять людей от помешательства, сглаза и лечить самые разные заболевания.

Как же можно уничтожить порчу, сотворенную колдуном? Об этом говорил имам Ибн аль-Кайим, когда пояснял, что для того, чтобы исцелить человека от порчи, следует найти эту порчу и уничтожить ее. Приводится пример того, как Пророк Мухаммад ﷺ спрашивал Всевышнего о том, где ему найти порчу, и Аллах указал ему на то, что порча находится в колодце. Когда же порча была извлечена оттуда и уничтожена, колдовство с него снялось. имам Ибн аль-Кайим упоминал, что если порча была съедена, то ее также надо извлечь из желудка, и только после этого человек будет избавлен от порчи.

&nbspЧерная магия в истинном свете

Ведь мы ведьмы

Миновало уже три столетия с тех пор, как в Европе и Америке отполыхали последние костры, на которых испускали дух жертвы самого пагубного заблуждения Средних веков и Возрождения — веры в ведьм. Эпоха Просвещения рассеяла эту веру, во всяком случае, она перестала быть массовым явлением, а главное — сделала невозможной организованную охоту на ведьм. Массовый страх перед черной магией к XX веку был забыт настолько прочно, что стало возможным возрождение интереса к ней как к эзотерическому культу, обладающему для непосвященных привлекательностью театрализованной игры.
Мода на черную магию особенно развита в Америке (может быть, потому, что там она косвенно поддерживается феминизмом как занятие по преимуществу женское). Например, город Салем, гордящийся тем, что в нем происходил последний в истории Запада процесс над ведьмами, превращен в сплошной мемориал, посвященный этому замечательному событию. Толпы туристов, посетив музей-тюрьму и здание суда, в котором каждую субботу устраивается спектакль, в мельчайших подробностях воспроизводящий ход знаменитого процесса, идут закусить под бодрые звуки оркестра на площадь, где когда-то совершилась казнь, фотографируются, просунув голову и руки в колодки, а затем разбредаются по бесчисленным лавкам, торгующим всевозможными атрибутами «нечестивого искусства» — от сувенирных «магических кристаллов» до подробных руководств по колдовству. Наличие последних позволяет предположить, что помимо праздно любопытствующих существует и немало практикующих черную магию. Много ли среди них таких, кто действительно считает себя колдунами и колдуньями или хотя бы хочет, чтобы окружающие считали их таковыми? Должно быть, не больше, чем их «коллег» на противоположной окраине океана, мечтающих о том, чтобы их не причисляли к ведьминскому роду.
На севере ЮАР есть деревня Бушвельд, ничем внешне не отличающаяся от других туземных поселений. Пыльная улица, на которой дремлют тощие собаки, играют босоногие дети, снуют их матери, занятые домашним хозяйством. Эту мирную картину нарушает лишь сознание того, что все 73 жителя деревни — беженцы, которые были бы сожжены живьем по обвинению в колдовстве, если бы счастливый случай не позволил каждому из них бежать из родного селения.
Почти каждую неделю в южноафриканских газетах появляются сообщения (краткость которых позволяет судить об их заурядности) о новых зверствах, совершающихся под видом борьбы с черной магией. «В деревне Машамба сожжена женщина с двумя детьми… Возле селения Цанин забили камнями трех женщин, обвиненных в колдовстве… В Лебоуа обнаружены обезображенные трупы трех мужчин, по-видимому, ставших жертвами ритуального убийства…» Точные цифры не приводятся, но жертвы исчисляются сотнями в год, причем число их постоянно растет. По данным, собранным десять лет назад, только в районе Йоханнесбурга около 10 000 человек практиковали «традиционную медицину», а их услугами пользовалось 85% черного населения. Африканская ассоциация традиционных целителей насчитывала тогда 179 000 членов.
Но центром ведовства остается Северная провинция, расположенная на границе с Ботсваной, Зимбабве и Мозамбиком и включающая в себя Морию — культовый центр для миллионов адептов Сионистской христианской церкви. В этом году власти сочли наконец, что ситуация становится опасной. Была образована специальная комиссия. Она подготовила интереснейший отчет, который был представлен на конференции в Питерсбурге, где обсуждались возможные пути решения проблемы.
В этом отчете собраны рассказы очевидцев о расправах с ведьмами, которые могут показаться бредом извращенного воображения. Но в то же время это первое подробное исследование такого малоизученного феномена, как вера в ведьм и охота на них в современной Южной Африке.
Например, среди африканцев распространено мнение, что колдовские способности передаются ребенку с материнским молоком. Чтобы определить, поражен ли младенец этой заразой, его бросают об стену. Если он пытается ухватиться за нее, в этом видят признак того, что из него вырастет колдун.
Женщины не меньше, чем мужчины, подвержены подозрениям в колдовстве. Им приписывают те же способности, которые числились за ведьмами в средневековой Европе. Они соблазняют невинных мужчин или насилуют их во сне, как это делали европейские суккубы, летают на помелах (или других, специфически местных, видах воздушного транспорта), превращаются в кошек, гиен, леопардов и прочих зверей, подчиняются «профессору ведовства» — павиану.
Поводов к обвинению в ведовстве могут быть тысячи — от неудачного экзамена до смерти от молнии или заражения СПИДом, от реального несчастья до мелкой обиды. Вот один из типичных примеров. В деревне Дибенг от удара молнии погибла женщина. Для того чтобы найти виновного, жители деревни созвали целую «экспертную комиссию» из восьми колдунов. Обступив то место, в которое ударила молния, «эксперты» принялись по очереди метать на землю кости и по характеру их падения определяли виновника. Показания расходились. Четверо сказали, что их кости не говорят ничего определенного. Трое назвали женщину из соседнего племени. А последняя объявила, что ее кости указывают на одного из присутствующих колдунов и (вероятно, после эффектной паузы) произнесла его имя: Йоханнес Мпаи. Эта версия, должно быть в силу своей наглядности, показалась окружающим наиболее убедительной. Йоханнес Мпаи был немедленно извлечен из круга, побит камнями и затем сожжен.
Еще фантастичнее выглядит раздел отчета, посвященный ритуальным убийствам, которые совершаются ради добывания «мути» — частей человеческого тела, служащих для изготовления магических снадобий. Использование черепа или гениталий при закладке здания гарантирует успешный бизнес; кисти рук привлекают клиентов; глаза, как это ни банально звучит, улучшают зрение, а женская грудь излечивает от бесплодия. Часть тела должна быть отрезана, пока жертва еще жива: это повышает действенность «мути». Считается, что крики жертвы пробуждают в «мути» магическую силу.
Как видно из отчета комиссии, вера в колдовство свойственна не только необразованной части жителей ЮАР. Приводится следующее замечательное рассуждение, которое, по всей видимости, нашли убедительным и сами члены комиссии (а в нее, среди прочих, входят юрист, судья и представитель партии Африканский национальный конгресс в Вашингтоне): «Многие из опрошенных нами, особенно люди сведущие и ученые, ссылались на трагедию ‘Макбет’ в подтверждение того, что ведьмы существовали во времена Шекспира — ведь иначе он не стал бы о них писать».
Надо признать, что на конференции большинство докладчиков проявило здоровый скептицизм по отношению к проблеме колдовства. Председатель государственного комитета по религиозным делам Бенни Бошиело вызвал всеобщий хохот рассказом о своем родственнике, который, решив попрактиковаться в черной магии, принял шипение испортившегося водонагревателя за шепоты злых духов, отчего его чуть не хватил удар.
Господин Бошиело рассказал и еще одну, совсем не веселую историю. Когда-то, учась в местном университете, он узнал, что в его родной деревне сожгли трех «колдунов». Бошиело предложил нескольким учившимся вместе с ним землякам съездить в деревню и попытаться предотвратить дальнейшие зверства. Один из студентов отказался, сказав, что он верит в колдовство. Эта вера его и спасла. Вернувшиеся студенты сообщили товарищу, что погибшими были его мать, дядя и кузен и сам он неминуемо разделил бы их участь, если бы появился в деревне.
Пораженная этим рассказом аудитория мрачно молчала. Потом один из делегатов поднялся и спросил: «Но как мы будем поступать в тех случаях, когда человек сам признает себя колдуном?»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *