От рождества христова

Чьим летосчислением пользуемся? Почему перенимаем и принимаем все чужое? А не можем ли и мы что-то свое навязать миру? Ведь есть что! Ну хотя бы украинское летоисчисление

В начале января отмечаем праздник древнеукраинской Богини Даны: с 3 по 6 января. В январе есть еще целый ряд праздников, которые принесли нам разные народы. Но, кстати, не «наступил», как некоторые говорят, а настал (пришел) новый год. С большой буквы «Новый» пишем тогда, когда речь идет о Новогоднем празднике: первом дне января. А если в целом о годе, то – с маленькой. Напр.: с новым 2018 годом! Впрочем, что касается порядка, то есть какой по порядку год, то ответов может быть несколько. Почему? Давайте поразмышляем вместе.

Подобно тому, как каждый человек делит свою жизнь на «до» и «после», за точку отсчета приняв какое-то важное событие, например: до брака, после замужества, после окончания вуза, до рождения детей – так же каждая нация и человечество в целом имеет важное событие. Им может быть как историческое, так и легендарное событие. В бывшем СССР чуть не начали новое летоисчисление со дня Октябрьской революции. Об эре, по которой ведем современное летоисчисление, говорили «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова» («Р. Х.»). Кто не признавал Христа, говорил «нашей эры», «новой эры» («н. э.»). Христианское летоисчисление было введено в 6 веке, а в Московии (в т. ч. и Украине, которая была под ее оккупацией) – 1 января 1700 года.

Поэтому за 300 лет из сознания нашего народа вытеснен привычный, родной нам, календарь (колодарь).

Однако у многих народов, а также и у украинского, существуют другие системы летоисчисления.

Например, по родному, народному мировоззрению сейчас идет 11 тысяч 18-ый (11018) год. И ЭТО ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ – УКРАИНСКОЕ. Эта дата внедрена на основе Мизинской культуры, которая 11000 лет назад была в апогее развития. Поэтому сегодня в украинском колодаре – 11018-ый год Дажбожий. Правда, по другим версиям украинских исследователей – 7518-й (могу ошибаться).

А современную эру, которой (условно!) 2017 лет, «предложил (цитирую В. Селезнева) в VI веке римский монах Дионисий Малый, который предложил считать, что Христос родился 25 декабря 753 года эры «от основания Рима». Соответственно датой основания Рима стал 753 год до нашей эры. Но сейчас уже установлено, что год рождения Христа Дионисий определил очень приблизительно, и он мог родиться в 4-ом (год смерти Ирода Великого) или даже в 12-ом году до н. э. (год прохождения кометы Галлея, которая, по некоторым предположениям, могла быть так называемой Вифлеемской звездой). Впрочем, это не имеет особого значения. Важно, что есть астрономически фиксированная, переменная точка отсчета. Впрочем, летоисчисление «от Рождества Христова» прижилось далеко на сразу. В течение всего средневековья оно сосуществовало с библейским летоисчислением «от сотворения мира». Мало того! Эту митологическую дату разные народы исчисляли по-разному, даже церкви. Например, так называемая православная церковь приняла за дату сотворения мира 5508-й год до н. э., а англиканская – 4004 год до н. э. и т. д. (Владимир Селезнев).

Когда Папа Григорий XIII ввел новый календарь, который стали называть григорианским (по его имени) или «нового стиля», летоисчисление стали вести не от сотворения мира, а от рождения Иисуса Христа. Так все европейские народы перешли на празднование Нового года 1-го января.

Но Московская церковь хотя и признала неточность юлианского календаря, однако отказалась переходить на григорианский из-за того, что по новому стилю сбивалась дата празднования Пасхи. Но украинские земли в то время, в связи с Люблинской унией 1569 года, уже входили в состав Речи Посполитой, а в 1596 году состоялась Брестская уния, имевшая целью объединиться с Римским престолом. Поэтому здесь началом нового года тоже считали 1 января, а летоисчисление вели соответственно «от Рождества Христова». После присоединения (в 1654 году) украинских земель к Московии и подчинения Киевской митрополии московской церкви 1686 года не только в Правобережной Украине, которая продолжала находиться под Польшей, но и в Гетманщине (подмосковской Левобережной Украине) продолжало сохраняться григорианское летоисчисление, а новый год начинали 1-го января. Об этом свидетельствуют казацкие летописи (Летопись Самовидца) и другие документы тех времен. Было, что некоторые авторы, жившие на Левобережье во 2-ой половине XVII века, иногда приводят в скобках дату «от сотворения мира»: очевидно, чтобы было понятно московитам.

Это подтверждает и сам указ Петра, в котором было указано: «7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать: Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточной нашей православной церковью во всем согласны, как: итальянцы, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы (так тогда называли украинцев. – Авт.) и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Поэтому уже более 400 лет человечество исчисляет свои годы по григорианскому календарю. До того был юлианский, который якобы основал Юлий Цезарь, апрежде мир и не ведал, что такое календарь. Разве что египтяне, которые начали вести учет дней, по одним данным, во 2-ом, по другим – в 4-ом тысячелетии до н. э..

Но правда ли то, что больше никому не было известно о такой вещи, весьма нужной в жизни человека, как календарь? Неправда, поскольку были они, колодари, издавна у наших предков. Мало того! Именно на украинской земле было найдено древнейшее изображение колодаря, именно – КОЛОдаря, потому что наши предки обожали и поклонялись Солнцу, и называли его Коло.

Наши предки сделали и лучшее описание Родного колодаря: «Открой ворота, сын мой, и войди к ним – как красен Рай славянский! Там Рай-река течет, которая отделяет Сваргу от Явы, и Числобог считает дни наши и говорит Богу числа свои: быть ли дню небесному или быть ночи, и уснуть»…

И то, что нам навязано летоисчисление всего в две тысячи лет (то есть со времени рождения Иисуса, человека, который рассуждает, наводит на мысль: а что же было ДО того, как родился Иисус? Неужели ничего не было? Неужели и нас не было? Но человечество уже было! И были мы, древние арии (ории), анты, укры, сарматы, скиты («скифы»), дулибы, роксоланы, русины, русы… И еще как только нас не называли разные соседи! И именно потому у нас столько названий, что украинская нация – очень древняя, ведь за найденными вещами насчитывает около 15 тысяч лет! Поэтому создав свою высокую культуру, украинская нация имела и собственный колодарь.

В современной Украине нередко приходится слышать и определение «Оранжевой Революции», «после Оранжевой Революции», «до Евромайдана и «после Евромайдана», поскольку многие люди связывают себя с этими выдающимися событиями. Пользуются этим определением и люди, которые не привержены событиям 2004 и 2014 годов. И это определение объясняется тем, что Оранжевая Революция и Евромайдан (Революция Достоинства) действительно принесли важные изменения в общественно-политическую жизнь Украины, став точками отсчета для этих событий. Поэтому можно так и поздравлять: с 14-ым годом Оранжевой Революции, с 2018 годом от Рождества Христова и 11018-ым (или 7518-ым) годом украинской истории и Мизинской культуры! Но в таком случае дополнять свое поздравление, с чем именно поздравляем. Прежде всего – с просветительской целью.

Возможно, Единственный Всемирный КолоДарь, над которым работают уже не один год, и облегчит народное общения, но как же отказаться от того, чем жил наш народ с древних веков? Не искоренять же из памяти родное нам.

Преподаваемые дисциплины:

  1. Технология и модификация нанонаполненных вяжущих материалов;
  2. Тепловые процессы и агрегаты в технологии тугоплавких неметаллических и силикатных материалов;
  3. Аспирантура;
  4. Общая технология тугоплавких неметаллических и силикатных материалов;
  5. Основы исследовательской деятельности;
  6. Научно-исследовательская работа;
  7. Синтез новых вяжущих материалов;

Основные публикации

Статьи в реферируемых журналах:

Монографии:

9. Хузиахметов Р.Х., Физико-химические основы переработки магнийсодержащего карбонатного сырья / КНИТУ. 2015, с.160-10

Учебные и учебно-методические пособия:

14. Хузиахметов Р.Х., Технология и модификация нанонаполненных вяжущих материалов / книту. 2015, с.132-8,25

Методические указания:

15. Хузиахметов Р.Х., Патент РФ №2624969 Гранулированное азотное удобрение с регулируемой скоростью растворения и способ его получения / Москва. 2017, с.5-,313

17. Хузиахметов Р.Х, Мингазова Г.Г., Нажарова Л.Н., ВКР по технологии неоргнаических веществ и материалов / КНИТУ. 2014, с.104-6,5

Методические разработки (тексты лекций, лабораторный практикум):

Сборники статей:

20. Фазуллин Р.Х., Халитов Р.А., Хузиахметов Р.Х., Получение азотных и азотно-калийных удобрений из отработанной кислотной смеси производства нитратов целлюлозы / Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности: сборник научных статей второй междунвродной научной конференции. 28-29 февраля 2020 г. Казань: ООО «Конверт». 2020, т.1, с.190-191

21. Фазуллин Р.Х., Фазуллина А.А., Хузиахметов Р.Х., Халитов Р.А., Определение содержания азота в сульфатонитратном удобрении, полученном из отработанной кислотной смеси производства нитратов целлюлозы / Вестник Казанского гостудартсвенного технологического университета. 2020, т.23, в.2, с.40-43

22. Фазуллин Р.Х., Халитов Р.А., Хузиахметов Р.Х., Получение удобрений из отработанной кислотной смеси производства нитратов целлюлозы. / 10-ая Международная научно-техническая конференция:Техника и технология нефтехимического и нефтегазового производства, г. Омск. 2020, с.35-36

23. Фазуллин Р.Х., Халитов Р.А., Хузиахметов Р.Х., Получениеи минеральных удобрений из отработанной кислотной смеси производства нитратов целлюлозы / Всероссийская научная конференция молодых исследователей с международным участием, посвященная Юбилейному году в ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», ИНТЕКС-2020. 2020, с.62-64

26. Хузиахметов Р.Х., Получение термофосфатов из Вятско-камскоих фосфоритов с использованием техногенных отходов и их агрохимическая эффективность / Самара. Конференция «Инновации и «зеленые» технологии». 2018, в.1, с.182-187

27. Хузиахметов Р.Х., Гильмутдинова А.М., Галиханов М.Ф., INCREASE of VALUE and STABILITY of ELECTRET CHARACTERISTICS of POLYLACTIDE by MAGNESIUM OXIDE MODIFICATION / США. 2017, в.1

35. Хузиахметов Р.Х., Сабиров А.А., Сабиров А.М., Актуальные проблемы разработки инновационных форм азотных удобрений и установление их экономической эффективности. Актуальные направления научных исследований 21 века / Изд-во научное сотрудничество, Ростов-на-Дону. 2015, в.1, с.4-13

Тезисы докладов:

40. хузиахметов Р.Х., Технология пролонгированных азотно-магниевых удобрений и стеклодоломитовых листов на основе доломитов Поволжского региона. Научная сессия 2-6 февр. 2016 / книту. 2016, в.1, с.32-32

42. Хузиахметов Р.Х., Бреус И.П., Технологии пролонгированного азотного удобрения и оценка его влияния на жизнедеятельность почвенных микроорганизмов / РИО КГТУ. 2011, с.32-32

Патенты, конструкторские и технологические произведения:

Другое:

44. Хузиахметов Р.Х., Физико-химические основы переработки магнийсодержащего карбонатного сырья / КНИТУ. 2015, с.160-10

45. Р.Х. Хузиахметов, Физико — химические основы переработки магнийсодержащего карбонатного сырья / КНИТУ. 2015, с.160-10

47. Хузиахметов Р.Х., Хузиахметов А.Р., Электронный лабораторный журнал исследователя. Научная сессия / РИО КНИТУ. 2014, с.29-29

48. Хузиахметов Р.Х., Караев Ы.С,, Получение и исследование новых видов фосфорны=х и фосфорно-калийных удобрений на основе низкокачественного фосфатного сырья. Научная сессия / РИО КНИТУ. 2014, с.29-29

Другое :

49. Хузиахметов Р.Х. , Физико-механические испытания щебня(гравия) и строительного песка / . 2019, с.112-7

6 февраля 1918 года правительство большевиков приняло декрет о введении в стране григорианского календаря

За многовековую историю России календарь и система летоисчисления в ней менялись не раз. Но лишь однажды страна, переживавшая свою самую масштабную и жестокую трансформацию, превратившаяся из Российской империи в Советскую Россию, проснулась, потеряв тринадцать дней из жизни. Произошло это в ночь на 14 февраля 1918 года — первый из дней, который советским гражданам предстояло прожить по новому, григорианскому календарю. Решение о его введении на территории РСФСР было принято на заседании Совнаркома 6 февраля (24 января по старому стилю) 1918 года, через четыре дня после того, как церковь, продолжавшая жить по юлианскому календарю, так же декретом была отделена от государства.

Меняем год, но не календарь

Двенадцатимесячный лунно-солнечный календарь, которым пользовались на территории Древней Руси, начинал год с весны, с первых полевых работ. Это правило сохранилось и когда до древнерусского государства вместе с христианством добрался юлианский календарь, названный так по имени императора Юлия Цезаря, который и ввел его своим указом в 45 году до н.э. Но летоисчисление в календаре, заимствованном русскими у византийцев, осталось «греческим» и велось со «дня сотворения мира», который был определен в 5508 году до Рождества Христова. В 7000 году от сотворения мира (1492 год н.э.) православная церковь сменила дату начала года, перенеся ее на 1 сентября. Решение это не было случайным: в этот день начинался год по византийскому, то есть церковному календарю. А еще через двести с лишним лет, 16 декабря 7208 года от сотворения мира (1699 от Рождества Христова; правила расчета соответствия см. в Таблице 1), будущий император Петр I своим указом провел первую серьезную гражданскую реформу календаря в России.

Портрет царя Петра Алексеевича в 1698 году работы немецкого художника Готфрида Кнеллера

Отныне начинать новый год царь повелел не с 1 сентября и уж тем более не с 1 марта, а с 1 января, и попутно заменил летоисчисление от сотворения мира на летоисчисление от Рождества Христова. Так что в 1669 году петровская Россия успела отметить Новый год дважды – по дореформенному и по новому календарю. Причина такой реформы была очевидна: царь-реформатор стремился как можно сильнее сблизить свою империю с западноевропейскими странами. Но, меняя летоисчисление и дату начала года, Петр I так и не решился сменить юлианский календарь на все больше распространявшийся в Западной Европе григорианский. Правда, надо заметить, что к тому времени по старому стилю еще жили многие страны, с которыми наиболее активно взаимодействовала Россия, в том числе Великобритания и Швеция (Голландия, от которой так много заимствовал царь Петр Алексеевич, перешла на новый стиль только летом 1700 года). К тому же по юлианскому календарю жила православная церковь, игравшая колоссальную роль в российской жизни, а вступать в конфликт с нею по не столь важному поводу царь-реформатор тоже не стремился.

Несостоявшиеся реформы

К началу XIX века жизнь по «старому стилю» стала доставлять заметные неудобства многим подданным Российской империи, прежде всего тем, кто по долгу службы или по личным мотивам вынужден был регулярно взаимодействовать с западноевропейскими партнерами. В 1830 году Петербургская академия наук выступила с предложением о переходе на григорианский календарь, но это предложение получило отрицательную оценку у тогдашнего министра народного просвещения князя Карла Ливена. Его поддержал император Николай I, и проект был отвергнут. Через три десятка лет, в 1864 году, немецкий астроном Иоганн Медлер, служивший тогда профессором Дерптского университета в Прибалтике, предложил российскому правительству провести календарную реформу, не меняя самого летоисчисления, но скорректировав календарь на основе сделанной им исключительно точной оценки года. Профессор Медлер предложил сменить цикл из трех обычных и одного високосного года на цикл из 128 лет, в котором на 97 обычных годов приходился 31 високосный. Проект был отклонен как светскими, так и церковными властями, причем дважды: второй раз календарь Медлера в 1899 году предложила ввести организованная по инициативе Дмитрия Менделеева комиссия при Русском астрономическом обществе, но эта инициатива тоже потерпела неудачу.

Министр народного просвещения Российской империи, генерал от инфантерии, светлейший князь Карл Ливен

Тем не менее неудобства в пользовании календарем, который не совпадал с общеевропейским, накапливались, и правительству России приходилось принимать локальные меры для их преодоления. В частности, еще до Первой мировой войны григорианский календарь использовался при астрономических и метеорологических наблюдениях, был принят в военном и коммерческом флоте, им в разных ситуациях пользовались министерства иностранных дел, финансов, путей сообщения и внутренних дел. Особенно неудобно было историкам: разница между календарями накапливалась постепенно, и переводить даты приходилось с особой осторожностью (см. Таблицу 2). Но для большинства населения России разночтение между юлианским и григорианским календарем оставалось незаметным. Жизнь в российской глубинке по-прежнему была в значительной степени ориентирована на церковный распорядок года, которому действовавший в стране календарь полностью соответствовал. Для того чтобы разорвать эту связь и заставить российских подданных перестать рассчитывать год по православному календарю, потребовалась Октябрьская революция с ее стремлением весь прежний мир «разрушить до основанья».

Переход постепенный или мгновенный

Впервые вопрос о переходе с юлианского на григорианский календарь был вынесен на заседание Совнаркома 16 (29 по н. ст.) ноября 1917 года — всего через три недели после Октябрьской революции. Вопрос решено было отложить до тех пор, пока не будут предложены реальные проекты такого перехода, который со всей очевидностью требовал заметных усилий. Второй раз к теме нового календаря Совнарком вернулся через два месяца, 23 января (5 февраля по н. ст.) 1918 года, когда ему были представлены два предложения, как ввести в Советской России григорианский календарь. Один из них, разработанный Наркоматом народного просвещения, предполагал постепенный, в течение 13 лет переход, при котором каждый новый год разница между календарями сокращалась бы на одни сутки. Второй проект, который поддерживал помощник наркома иностранных дел Георгий Чичерин, предполагал переход немедленный, который в один день уравнял бы даты внутри России и за ее пределами.

Председатель Совета народных комиссаров Владимир Ленин, 1918 год

Председатель Совнаркома Владимир Ленин горячо поддержал именно такой «срочный» вариант. С одной стороны, он позволял немедленно устранить разночтения в датах, что было важно с точки зрения единства мирового пролетариата и экспорта революции. С другой, такой переход наносил еще один существенный удар по позициям Русской православной церкви, уже отделенной от государства (декрет об этом вступил в силу как раз в этот день), и позволял достаточно быстро разорвать связь между нею и большинством населения России, что было одной из главных задач большевиков. На следующий день, 6 февраля, декрет о переходе на григорианский календарь был окончательно принят на заседании Совнаркома. Через двое суток его подписал председатель СНК Ленин, а на следующий день, 9 февраля (27 января по ст. ст.) 1918 года документ был опубликован и вступил в силу.

«Наиболее безобидный акт большевиков»

Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» предусматривал, что после 31 января 1918 года сразу наступит 14 февраля — точно так же, как и везде в Западной Европе. Такое сокращение февраля привело к тому, что, согласно тексту документа, почти на треть (за вычетом 13/30) сокращалась и зарплата за февраль, а тем, кто получал ее дважды в месяц, 15 февраля не полагалось выдавать ничего. Кроме того, декрет обязывал всех писать даты текущего года до 1 июля в двух вариантах — по новому и старому (в скобках) стилю, а после 1 июля – везде указывать даты только по новому календарю.

Текст декрета о переходе советской России на григорианский календарь (сокращенный), опубликованный 9 февраля (27 января) 1918 года

Любопытно, что календарная инициатива правительства большевиков была едва ли не единственной, которая получила если не поддержку, то во всяком случае одобрение даже у их политических противников. Его называли «наиболее безобидным актом большевистской власти» и говорили о том, что необходимость смены календаря давно назрела, но не могла быть реализована до тех пор, пока ее можно было рассматривать как уступку католичеству, и так далее. Но Русская православная церковь категорически отвергла реформу летоисчисления, наотрез отказавшись переходить на новый стиль. Только в 1923 году по решению Второго Поместного собора церковь решено было с 15 октября перевести на григорианский календарь, и с этим даже согласился патриарх Тихон, но уже 8 ноября он отказался от этой идеи. С тех пор Русская православная церковь продолжает жить по «старому» стилю, отмечая все праздники по прежнему церковному календарю, который на 13 дней расходится с гражданским.

Таблица 1
Перевод датировки событий с древнерусского летоисчисления на современное

Месяц, на который приходится событие

Число, подлежащее вычитанию:

при мартовском стиле

при сентябрьском стиле

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Таблица 2
Правила пересчета дат по старому и новому стилю

Период по старому стилю (юлианскому календарю)

Разница, дней

Период по новому стилю (григорианскому календарю)

5 октября 1582 — 29 февраля 1700

15 октября 1582 — 11 марта 1700

1 марта 1700 — 29 февраля 1800

12 марта 1700 — 12 марта 1800

1 марта 1800 — 29 февраля 1900

13 марта 1800 — 13 марта 1900

1 марта 1900 — 29 февраля 2100

14 марта 1900 — 14 марта 2100

Примечание: даты до 5 октября 1582 года на новый стиль переводить не принято

Обложка: Календарь на 1918 год с сокращенным февралем — результатом перехода на «новый стиль». Источник: newsland.com

До Нового 2013ого года от Р.Х. (Рождества Христова) остаются считанные часы. Россия с нетерпением ждет прихода Деда Мороза с Снегурочкой, а также (особенно дети) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, чертей, Соловья Разбойника и других злодеев, в борьбе с которыми девочке Насте (в Советское Время пионеру Вове) на елочном представлении удастся зажечь елку на празднике, передаваемом на всю страну – после чего все найдут под елкой подарки. В Католических Странах с таким же нетерпение ждут прихода Санта Клауса (по традиции толстенького, с животиком) передаваемого на весь мир падения Шара на Times Square, танцев десятков девушек в телешоу (которое, если понимать как шоу в теле и шоу тел, почти обнаженных, было бы справедливо), сопровождающихся синхронным поднятием десятков красивых ножек, и фейерверков. Совершенно не задумываясь – и даже не зная – о том, что и Новый Год, и Новая Эра ведут отсчет от совершенно иного праздника. Который никто в Христианских странах не отменял, но о котором все по причине, которая сама по себе важна и интересна, забыли.
Зададимся простым вопросом: если Новая Эра ведет начало от Рождества Христова, получается что Христос родился на 8 дней до начала Эры, начавшейся с рождения Иисуса. Потому что Рождество и в католических, и православных, и протестанстких странах – всюду! — отмечается на восемь дней раньше, чем Новый Год. Ответ (для тех кто не знает его, а не знает, потому что не афишируется) неожиданен. Наша Эра берет начало не от Рождества Христова, а от праздника, который отцами церкви был выбран в качестве Главного Праздника Христианства. Настолько Главного, что именно с него решено было начать отсчет Новой Эры и Каждый Новый Год. И праздник этот – Обрезание Господне. Обрезание еврейского мальчика Иисуса Христа.
Для современного христианина такое сообщение звучит странно и оскорбительно. Что говорит об эволюции христианства и удалении не только от представлений о том, что в христианстве является важным и главным, Самого Иисуса Христа, не только апостолов и евангелистов, но и Отцов Церкви, пришедших к власти в Римской Империи в пятом веке и учредивших в Римской Империи Новые Христианские Празднования вместо традиционных «языческих».
Напомним Историю. В Древнем Риме самым любимым праздником, начинавшемся 22 декабря (с началом прибавления Света в Северном Полушарии) были Сатруналии (в честь Бога Времени Сатурна). Во время которых господа прислушивали рабам (обычай с падением Рима исчезнувший), римляне обменивались подарками, зажигали свечи, устраивали карнавалы (как и сейчас)… Продолжавшийся до окончания месяца праздник заканчивался днем Януса, Бога с двумя лицами (а не двуличного, как думают некоторые), который старым лицом смотрел в прошлое, а молодым в будущее! Именно с встречи прошлого с будущим древние Римляне начинали Новый год. Задумываясь о прошлом и планируя будущее – мудрое состояние разума и души!
С приходом христианства и запретом не только всех кроме христианской религий, а из всех вер в Христа всех кроме Никейской Ортодоксии (что привело к гражданским войнам с арианами, считавшими, что Христос не Бог а Великий Пророк: вест готами, вандалами и другими, закончившихся падением Западной Римской Империи), а также Олимпийских Игр, гладиаторвских поединков – почти всего, составлявшего основу «язычества» читай античной цивилизации – запрещены были и традиционные праздники, до этого отмечавшиеся тысячу лет. Но чем заменить самый любимый праздник Римлян Сатурналии, продолжавшийся 11 дней? После глубоких раздумий решено было именно на это время (потому что день, в который родился Христос неизвестен, во всяком случае это была не зима, потому что зимой скот на пастбищах не пасут) назначить вомьмидневный праздник, начинавшийся рождением Иисуса и заканчивающийся Обрезанием Господа. Причем высшим празником Христианства было выбрано именно обрезание Младенца и именно с него решено было начинать каждый Новый Год и вести отсчет Новой Эры! Что с точки зрения христианства каким оно было не только при апостолах и евангелистах, но и спустя века, являлось совершенно естественным.
Согласно еврейской традиции, обрезание это момент единения человека с Богом. Именно в этот момент душа человека устремляется к Богу– согласно иудаизму, а также и христианству («не нарушить пришел я Закон, но исполнить» — эти слова Христа в Нагорной Проповеди в каждом столетии по разному забывают!). Именно в момент обрезания еврейскому ребенку давали имя. А Иисус Христос был не русским, украинским, немецким или римским ребенком, а само собой разумеется евреем, родился в еврейской семье и был обрезан по еврейскому обряду: в этом, кажется, ни у кого нет сомнения, даже у зоологических антисемитов. Восемь Дней после момента Рождения Отцы Церкви сделали праздником возвышения, приближения к Господу, заканчивавшимся кульминацией: Обрезанием Младенца. С которого решили отсчитывать не только каждый Новый Год, но даже и Новую Эру!
Восемь дней праздника от Рождества до Обрезания (момента единения Христа, а также и каждого еврейского мальчика, а стало быть человека) с Богом на восьмой день после рождения, а не сразу после появленья из материнского чрева, шли по восходящей. Заканчиваясь кульминацией, выше которой ничего быть не может: Обрезанием Господа. Таково было понимание христиан на протяжении первой тысячи лет христианства.
Праздник Обрезания Господа 1 января существует и в Католической, и Православной Церквях – но (в отличие от христианских церквей на протяжении первой тысячи лет христианства), как праздник второстепенный, о котором верующим совсем не обязательно знать. Что говорит об эволюции христианства от Веры, какой она была не только во времена Иисуса и спустя века в четвером и пятом веке у Отцов Церви, но даже у крестоносцев. Для которых день Обрезания Господа был не просто Великим Праздником, но и системой отсчета («Константинополь взят нами через 105 дней после дня Обрезания Господня» — одно из типичных высказываний византийских летописей 13ого века). Что не мешало отмечавшим день Обрезания Господа как величайший праздник устраивать погромы по дороге в Святую Землю. Так же, как антисемитам, устраивавшим погромы в 19 веке в России то, что после погрома они шли в церковь молится перед иконами, на которых изображены 19 евреев (Иисус, Дева Мария, Иоанн Креститель – сын, кстати сказать, первосвященника, четыре Евангелиста и двенадцать Апостолов). Помолились перед евреями – и на еврейский погром! Помолились перед евреями – и грехи убийства евреев – которые вовсе не грех а «богоугодное» дело» – отпущены. Не сумасшествие ли?
Отцы Церкви, составляя Священное Писание из двух частей: Евангелий и Ветхого Завета (Танаха, Old Testament), включили в Библию описание происходившего с еврейским народом (занимающее по объему более двух третей священного писания) не случайно, а следуя словам Христа в Нагорной Проповеди «не нарушить закон пришел я, но исполнить». Обрезание для христиан первого тысячелетия христианства было священным обрядом. Замененным для неевреев крещением водой. Не презренным (как для подавляющего числа христиан второй половины второго тысячелетия христианства) а священным! При этом уважение к обрезанию у первых христиан (и потом на протяжении тысячи лет!) было громадным и колоссальным. Так, например, в Послании к Римлянам Апостол Павел пишет: «какое преимущество быть иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. (Римл. 2, 28 — 3, 2)» Вдумайтесь в эти слова Апостола те, кто считает себя христианином. Не еретики ль Вы, ненавидя евреев – если чувствуете и ведете себя противоположно тому, чему учили Христос и Апостолы? Обрезание христианами, как и иудеями, и Павлом, и Петром, и другими апостолами, и Отцами Церкви, считалось настолько важным, что Новую Эру (тот самый праздник, который с елочками и шариками празднует под Новой Год все человечество в ночь с 31 декабря на 1 января) отсчитывают с восьмого дня после Рождества Господня, от его Обрезания. Поместив Рождество на восемь дней раньше, чем началась Новая Эра. Которую стали отсчитывать с момента единения Христа с Отцом и наречения именем то есть с Обрезанья Иисуса. Поместив таким образом рождество Иисуса Христа в дохристианскую эру.
Как же могло случиться, что величайший праздник Христианства, каким его понимали Отцы Церкви и христиане первого тысячелетия Эры от О..Г. (Обрезания Господня), символизирущей воспарение души человека к Богу, сменился на праздник Деда Мороза, шариков, фейерверков, а также Бабы Яги, Кощея Бессмертного, чертей, поднимаемых ножек и другой «нечисти», с которой христианство боролось? Эволюция праздника, с которого начинаются Новый Год и Новая Эра, говорит об очень существенном: эволюция человечества на протяжении второй тысячи лет Христианства была эволюцией антисемитизма. Если бы обрезанные апостолы, обрезанные евангелисты, обрезанный Иоанн Креститель и само собой разумеется обрезанный Иисус Христос прознали, что христиане с евреев будут снимать штаны, чтобы проверить, обрезаны ли они, а если обрезаны, подвергать мукам, смерти или как минимум издевательствам, они без сомнения были бы потрясены. Как могла церковь уйти от понимания главного (с точки зрения Отцов Церкви) праздника во всей Истории человечества, настолько, что только в нем дозволять стала языческие обряды, лишь бы об Обрезании Господнем Забыли! И ведь забыли! По всему миру забыли!! Что говорит о том, что антисемитизм является частью Веры всего человечества. Которое антисемитизмом, как чумой, заразилось. И продолжает болеть.
Сказанного достаточно, для того, чтобы понять, до какой степени всякий раз при приближении Нового Года всем людям: и верующим, и не очень – полезно и более того: абсолютно необходимо! — вспомнить, чему был посвящен Новый Год во всем Христианском мире на протяжении пятисот лет после прихода христиан к власти в Римской Империи. Подумать о том, какие это были (и вновь должны стать если человечество хотело бы возродиться, как заповедано!) возвышающие каждого верующего человека восемь дней: с Рождества до Обрезания Господа. Так же, как в жизни каждого человека чудо прихода в мир и постепенное возвышение в нем на пути к Богу: от новорожденного к Человеку. И что именно чуду прихода в мир после рождения: и Младенца Христа, и каждого из нас, братья и сестры во человечестве, были посвящены восемь дней от Рождества Христова до Обрезания Господа. Что это были Восемь Дней Возвышения от появления из материнской утробы в качестве существа к превращению в Человека и воспарению к Богу. А не пьянки, гулянки, снежинок, борьбы с Бабой Ягой и шоу с полуголыми девочками.

29 декабря 1699 года Петр I издал Указ о переходе на летоисчисление от Рождества Христова вместо отмечавшегося ранее «от сотворения мира». Отказ от архаичной хронологии стал, в том числе, и дополнительной духовной основой для запланированных царем радикальных реформ в общественной жизни и государственном устройстве России – ведь произошел символический отказ от византийской традиции в пользу доминирующей в христианском мире традиции западной.

Сам именной Указ № 1735 был издан царем вскоре после возвращения из путешествия по Европе в составе «Великого посольства». Чьей главной целью являлось, конечно, не просто получение его участниками новых впечатлений, как у современных туристов, но стремление молодого самодержца перенять там то, что он считал лучшим и необходимым для перенесения на российскую почву.
Ведь ранее Петр черпал свои впечатления о западной жизни разве что по виденному в «Немецкой слободе» близ Москвы, своего рода «гетто» для обитавших в Московском царстве иностранцев. Но понятно, что составить адекватное впечатление об особенностях западной жизни на опыте лишь небольшого анклава – очень сложная задача.
Сам Указ был достаточно краток.

«В Розряде и во всех приказах в пометах, записках, в грамотах и во всех наших великого государя указах о всяких делах, и в приказных, и на площадях во всяких крепостях и в городах воеводам в списках, и в пометах, и в сметных и пометных списках, и во всяких приказных и мирских делах лета писать и числить годы генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя генваря с 1 числа предбудущего 7209 году писать от Рождества Христова генваря с 1 числа 1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, а с того нового года генваря месяца и иные месяцы и числа писать сряду до генваря непременно и в прочие лета, счисляя лета от Рождества Христова по тому ж»
Кстати, документ сей был и далеко не таким категоричным, как многие другие инициативы самодержца-реформатора. Поскольку разрешал желающим двойное надписание дат – и согласно новому порядку, и согласно порядку старому, от сотворения мира.
Хотя, не исключено, что такой не свойственный Петру либерализм в реформаторских вопросах был продиктован чисто прагматическими соображениями – пониманием того, что при двойном написании дат люди куда быстрее станут их правильно сопоставлять и, в конце концов, летоисчисление от Рождества Христова станет им таким же родным, как и прежнее.
Еще одна интересная деталь – Указ о смене летоисчисления не содержал сколь-нибудь понятного обоснования новшества. Обоснование это косвенно появилось в другом петровском Указе – о начале празднования Нового Года с 1 января вместо 1 сентября, как было на Руси ранее.

«Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.»

***

На самом деле, конечно, пресловутая «рознь», упомянутая Петром в качестве важной причины введения нового летоисчисления, была к концу 17 века не такой уж и актуальной. То есть что да, то да – это самое «сотворение мира» Богом в разных традициях (в том числе, среди вполне христианских церквей) действительно не отличалось идеальной хронологической унификацией.
Ну вот, например, достаточно показательный список «разнобоя» вычисления точной даты творения мира Богом по системам разных православных церквей Востока.
Александрийская — 29 августа 5493 до н. э.
Антиохийская эра — 1 сентября 5500
Старовизантийская эра — 5504 до н. э.
Девятеричная эра — 5509 год до н. э.
Десятеричная эра — 5510 до н. э.
Одиннадцатиричная эра — 5511 год до н. э.
Как видим, разница в «нулевой» дате доходит до 18 лет! То есть при общении людей, придерживающихся этих разных систем, вполне реально возникновение непонимания, могущего приводить к неприятным последствиям.
А ведь кроме даты сотворения мира около 5,5 тысяч лет до нашей эры, вычисленной на основе перевода Библии «72 толковниками» из числа иудейских мудрецов, выполненного для одного из наследников Александра Македонского, существовала дата, основанная на переводе, сделанном знаменитым отцом Западной Церкви св. Иеронимом Стридонским на рубеже 4 и 5 веков нашей эры, так называемая «Вульгата». Согласно последней, мир был сотворен на добрую тысячу с лишним лет позже!

***

Впрочем, к концу 17 века описанные выше расхождения были больше достоянием ученых богословов и историков. Подавляющее большинство обычных православных знали лишь об одной дате «сотворения мира» – 5509 год до нашей эры, она же – «константинопольская эра».
Беда была в том, что Константинополь к тому времени был уже почти два с половиной века завоеван турками-османами и стал столицей Османской Порты с исламом в качестве государственной религии. А бывшие византийские патриархи влачили при султанском дворе довольно жалкое существование «этнархов» – формальных руководителей этнических православных греков-ромеев. Больше похожее на роль классических «мальчиков для битья» в случае, если османские самодержцы изволили гневаться на не-мусульман за какие-то их «прегрешения» с точки зрения «титульной нации» Порты.
Россия, ставшая к тому времени единственной в полном смысле независимой православной страной, конечно, с церковным подчинением фактическим марионеткам турецкого султана мириться не хотела. Сначала формальной причиной отказа от патроната Константинополя стала подписание последним Флорентийской униии 1437 года, в которой византийские иерархи согласились отказаться от многих позиций в споре с католиками, а позже в Москве просто не желали любой зависимости собственной православной иерархии от «турецко-подданных».
В этот период появилась теория «Москва – Третий Рим», в конце 16 века Русь получила собственное патриаршество, в середине 17 века началась попытка превращения Московского царства в «гегемона» всего православного мира. Для чего, собственно, и были начаты «никоновские» реформы, увы, закончившиеся самым значительным расколом российского Православия на сторонников «новой» и «старой» веры.

***

Однако царствование Петра стало началом еще более значительных реформ – уже в западном ключе. Просто потому что отставание Востока от Запада становилось все заметнее, как говорится, невооруженным глазом.
Даже самые образованные православные греки, сирийцы, египтяне могли дать России разве что действительно немалые знания тысячелетних духовных традиций Православия, но, увы, даже не действительно выдающейся технической культуры погибшей Византии. А «локомотивом» самых современных достижений экономики, промышленности, науки в это время становилась Западная Европа, в которой «правили бал» преимущественно католики и протестанты.
Конечно, Петр Алексеевич не собирался радикально отказываться от православных духовных корней Руси в духе современных либералов-западников. Хотя бы потому, что отказ от любой духовной эксклюзивности, идентичности, неизбежно приводит к вопросу: а зачем такому государству существовать вообще?
Ну, как например, стремление незалежной Украины стать то ли «второй Францией», то ли «второй Польшей» (или даже Финляндией – лишь бы зарплаты повыше были) привело к фактическому статусу «несостоявшегося государства».
Или как самокритично заметил киевский же «майданный» философ Дацюк: «Мы говорим не о «failed state», не о проваленном, ошибочном государстве, о котором говорит тот же Путин. Мы говорим о «disgrace state», о государстве унижения, позорном государстве. Которое даже не может осознать, что разваливается, и делает вид, что продолжает существовать.»

Конечно же, превращать «Москву – Третий Рим» во «вторую Францию» (или особенно любимую Петром Голландию) царь-реформатор не собирался, предпочитая ограничиться лишь «прозападной модификацией» своего государства, но при обязательном сохранении его идентичности. Но с учетом того, что противники реформ опирались как раз прежде всего на «дедовские традиции», венценосец пытался уменьшить их почитание, нередко переходившее в настоящий культ.
Все эти «всешутейшие соборы» из напившихся вдрызг соратников Петра, в качестве пародии на соборы церковные или даже государственные, тоже обязательное бритье бород для аристократов, обычаи курения табака и хождение на ассамблеи – такие новшества, пусть и в разной мере, способствовали появлению в России почвы для лучшего укоренения идей прогресса из Западной Европы.
Так что введение как празднования Нового Года с 1 января, так и начала летоисчисления от Рождества Христова тоже стали важными вехами в реформаторской деятельности Петра I. А то, что эти уже прочно укоренившиеся традиции ничуть не мешают нам оставаться патриотами нашей Родины, лишь подтверждают правильность задумки великого реформатора России…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *