От злых духов

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4 (26)

УДК: 81-115

НУРУЛЛИНА Айгуль Гумеровна аспирант Набережночелнинского института Казанского Федерального Университета, Набережные Челны, Республика Татарстан,( Россия) aigulnur1988@mail.ru

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛЕКСЕМЫ «ЗЛОЙ ДУХ» В АНГЛИЙСКОЙ, ТУРЕЦКОЙ И РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ

Статья посвящена сопоставительному анализу лексемы «злой дух» в английском, турецком и русском языках. Новизна статьи определяется необходимостью выявления национальной особенности английского, турецкого и русского языков. В качестве объекта исследования выбраны фразеологические единицы, репрезентирующие лексему «злой дух», и служащие представлению картины мира того или иного, то есть образа окружающей действительности, хранящегося в сознании представителя определенного этноса. Исследование вносит вклад в практические основы когнитивной лингвистики.

Ключевые слова: язык; злой дух; лексема; культура; анализ; лингвокультура; традиция; религия.

A LEXEME «EVIL SPIRIT» REPRESENTED IN ENGLISH, TURKISH AND RUSSIAN LINGUAL

Keywords: language; evil spirit; lexeme; culture; analysis; lingual culture; tradition; religion.

Образ злого духа в религиозных источниках описывается как воплощение зла, противостоящий Богу. Однако для полного раскрытия субъекта ирреального мира целесообразно рассмотреть злой дух в различных традициях и культурах.

Большие возможности в плане раскрытия содержания лексем «злой дух»/ «evil spirit»/ «kotQ ruh» в выявлении специфики языкового выражения, в определении места изучаемых лексем в языковой картине мира позволяют словарные статьи толковых и энциклопедических словарей. В «Словаре синонимов русского языка» З.Е. Александровой включаются в синонимический ряд ФЕ лексемы «злой дух»: «сатана, демон, черт, бес, лукавый, злой дух, нечистый дух, нечистая сила, чертяка, анчутка, Мефистофель, враг рода человеческого, князь тьмы, дух тьмы, падший ангел, отец лжи, враг, черная сила, нечистый, окаянный, черный, нечисть» . В английском языке согласно «Oxford Thesaurus An A-Z Dictionary of Synonyms» представляется целесообразным выделить следующие синонимы: Satan/ Lucifer/ prince of darkness/ spirit of evil/ cacodemon/ evil one/ wicked one/ Demon/ beast/ ogre/ barbarian/ witch . В турецком языке количество синонимов невелико: kotQ ruh/ §eytan/gn/ iblis/ ifrit/ zalim/ gQnahkar tutku/ uzman/ tiryaki/ cehennemin krali/ dQ§man/ sinsi/ kirli/ karanlign ruhu/ yalan babasi/ pislik/ canavar .

Мнения людей о внешности черта в английской и турецкой культуре неоднозначны. С одной стороны, злой дух видится обладателем привлекательной внешности, а с другой — ему приписывается звероподобность. В словаре «The Wordsworth Dictionary of Phrase and Fable» злой дух описывается как существо с копытами и хвостом, похожее на козла. Составители словаря объясняют, что злой дух ассоциируется с козлом потому, что это животное является символом нечистоты («the goat is a type of un-cleanness») . Однако в английских ФЕ практически нет указаний на звероподобную внешность дьявола. В собранных нами примерах репрезентируется только такой признак дьявола, как наличие хвоста: When the devil goes to mass he hides his tail — «Когда дьявол выходит на публику, он прячет свой хвост»; KQfQk §eytan, kuyrugu var — «Мал бес, а хвост есть». Необходимо отметить, что признак субъекта ирреального мира репрезентируется не только словарными дефинициями, но и некоторыми синонимами. В русском и турецком языках на признак «существо со звероподобной внешностью» указывает лексическая единица «рогатый»; «boynuzlu» — «рогатый»: boynuzlu §eytan gibi zengin; богатый, как черт рогатый; как будто черти копытами толкут в животе. Признак «существо нечистое» объективируется лексическими номинациями «черный»; «нечистый» — в русском языке; «kirli» — «грязный»; «siyah» — «черный» -в турецком: §eytan gibi kirli (букв. грязный как черт); нечистый дух; нечистая сила. Злой дух видится нечистым, черным, потому что это символизирует отсутствие света и блага тем, где он появляется .

В английском и русском языках «evil spirit/ злой дух» воспринимается существом мужского рода: We must remember that Satan has his miracles, too — «Мы должны помнить, что у сатаны тоже есть свои чудеса»; Talk of the devil and he is sure to appear — «Поговори о дьяволе, и он точно появится». Местоимения he — «он», his — «его» мужского рода, употребляемые по отношению к собственности дьявола, указывают на принадлежность данного существа к мужскому полу. В русском языке данные лексические

Филология и лингвистика

номинации сочетаются только с глаголами мужского рода, определяются прилагательными мужского рода и замещаются местоимениями мужского рода: Если дьявол заговорил ангельским голосом, это не значит, что он проходит мутацию; Дай черту волос, а он и за всю голову. В турецком языке отсутствует грамматическая категория рода имен существительных.

Согласно религиозным представлениям, местом обитания злого духа является ад: В аду черти живут, деньги куют; И в аду перед чертом хорошо заступничество. Наиболее часто в ФЕ в качестве водного места обитания черта называются стоячая вода, озеро, болото и омут: Show me a swamp anywhere and I’ll show you the devil there — «Покажи мне где-нибудь болото, и я найду тебе в нем дьявола»; бродит, что черт по болоту; Навели на беду, как бес на болото; засел, как черт в омуте; В тихом озере нечисти больше. В английской и турецкой лингвокультурах «злой дух» может находится внутри человека: The heart of man is the place the devil is in — «В сердце человека находится дьявол»; The kid had a lurking devil in him -«Внутри ребенка прячется дьявол»; Her ki§i ignde §eytan ya§iyor — «Внутри каждого человека живет дьявол». Только в русском языке отмечается, что злой дух может обитать в святых местах и лесах: Радостен бес, что отпущен инок в лес; В святых местах много и нечисти.

В английской лингвокультуре «evil spirit» иллюстрируется «существом уникальным». Средством, показывающим уникальность дьявола, является использование в его определениях прилагательного в форме превосходной степени сравнения и определенный артикль: the most powerful. В турецком и русском языках «злой дух/ kotQ ruh» нередко употребляется в форме множественного числа, что в структуре исследуемой лексемы выявляет признак «существа неуникального»: Толчитесь, бесы, да не в нашем лесе; Не бойся чертей, а бойся смертей; cinler akili (букв. хитрый, ловкий, изворотливый); §eytanlari ba§ina taplanmak (букв. очень сильно рассердиться, вспылить). Множественное число турецкого языка выражается присоединением к основе имени существительного аффикса множественного числа -lar/-ler.

Для того, чтобы заставить человека совершать определенные действия, дьявол использует различные приемы: на грех наводит, искушает, принуждает людей к неоправданным поступкам, дергает, путает, внушает различные мысли: Needs must when the devil drives — «Нужда заставит, когда дьявол направит»; Satan is wiser now than before, he tempts by making rich instead of poor — «Сатана мудрее сейчас, чем раньше, он искушает человека богатством, а не бедностью»; seytan aldatti/seytan kandirli — черт попутал; seytan durtmek — совершить какой-л. необдуманный поступок; seytan kapildik — черт нас попутал; seytan sasirtli — черт попутал; seytana uymak — поддаться соблазну, искушению; дьявол на грех подбивает; ангел помогает, а бес подстрекает; дьявол смутил/соблазнил; Черт не пьет, а людей искушает.

Субъект ирреального мира «злой дух» в протестантской, православной и исламской лингвокультурах во многом схож, и общим является то, что злой дух — могущественный злой дух; враг рода человеческого; олицетворение зла; противник Бога; место его обитания — ад, болото, человек. Основными признаками являются «существо, скрывающее свою истинную сущность», «существо, искушающее людей». В английском и русском языках злой дух воспринимается существом мужского рода. Основываясь на полученных данных, можно констатировать о присутствии феномена, связанного с межъязыковыми контактами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

3. Рассел Дж.Б. Князь тьмы. Добро и зло в истории человечества. — Спб.: Евразия, 2002. — 448с.

4. Oxford Thesaurus An A-Z Dictionary of Synonyms. — New York: Oxford University Press, 2006. — 2062 p.

3. Rassel Dzh.B. Knyaz tmy. Dobro i zlo v istorii chelovechestva. — Spb.: Evraziya, 2002. — 448s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня я буду говорить о дьяволе. Удивление? Понимаю вас. В ХХ веке, в период победного шествия научного знания, в крупнейшем городе страны – центре научных изысканий, откуда ежедневно радио разносит по всему миру клич торжества науки и материализма – и вдруг… в такой обстановке речь о дьяволе! Какой анахронизм! Какой пережиток! Ведь это – средние века! Кто же теперь верит в дьявола?
Даже люди, верующие и считающие себя разумно верующими, или понимают евангельские и святоотеческие рассуждения о дьяволе иносказательно, т.е. под дьяволом разумевают грех и силу греха, указывая, что Спаситель говорит о дьяволе, приспособляясь к народным поверьям, или, в смущении за наивность Евангелия, просто пожимают плечами, не решаясь сказать свою главную мысль: «Это устарело для нашего времени», или же принижают церковное учение о дьяволе и, не зная, как его связать с жизнью, разделяют это учение поверхностно, имея самые смутные представления о сатане.
Пусть люди как хотят думают о дьяволе, а дьявол-то есть, и Христос в сегодняшнем евангельском рассказе говорит больше того: он не только есть – он распоряжается жизнью людей. Господь исцелил женщину, 18 лет страдавшую недугом, и, когда книжники задали Христу искусительный вопрос, почему Он совершил исцеление в субботу, Господь ответил: «Вы в субботу отвяжете осла, чтобы напоить его? Так вот, я развязал женщину, которую сатана 18 лет держал связанной».
Видите? Сатана не только есть, а действует так, как будто он – хозяин жизни. Не будем, однако, углубляться в вопрос о бытии дьявола… Это привело бы нас к изысканиям, неуместным для богослужебного поучения, а возьмем наиболее наглядные доказательства этого бытия, как теоретические – от нашего ума, так и практические – от жизни.
Вот доказательство от ума. В бессмертие души вы верите? Верите. И значит, по смерти душа живет? Да. Значит, злая душа, испорченная, мрачная, темная – такой и переходит? Ясно. Так вот такая черная душа и есть дух тьмы. И уходит он в мир злых духов, подобных себе. Так как этот мир – мир разумных существ, то он должен иметь и имеет свою организацию, свои идеалы, задачи и цели, свои способы действия, способы жизни.
Святая Церковь верует, что во главе этого мира стоят родоначальники его, первые отпавшие от Бога духи зла, пронизанные ложью, спаянные злобой, умудренные тысячелетним опытом. Их задача – борьба со Светом. Их руководство всем миром злых духов клонится к ведению конечной борьбы с царством Правды, т.е. царством Христа. Отсюда вся жизнь мира есть борьба с добром, насаждение зла или греха, потому что зло и грех – понятия тождественные. И мир добра насыщен невидимыми духами зла, все существование которых преследует одну цель: погасить Свет, уничтожить добро, насадить везде ад, чтобы всюду было торжество мрака и ада. Вот самые основные понятия о царстве зла и его насельниках. Это совершенно реальное царство!
Теперь хоть одним штрихом подойдем к его бытию практически, т.е. от опыта жизни. Опять-таки, избегая длительных ссылок на опыт, остановимся на двух явлениях жизни. Вы наблюдали в себе, в окружающих, – если только, конечно, вы умеете вглядываться в жизнь, – силы, действующие в человеке, помимо его воли и даже помимо его сознания? Иногда, и даже часто, и против воли и против сознания! Такие состояния бывают на каждом шагу. Это все состояния страсти, состояния похоти, плотской чувственности, состояние гнева, страсти к вину, игре и т.д. Имя им – легион! Состояния, когда человек себе не принадлежит, а влечется, как связанный, бессильный и безвольный, как раб, послушный чьей-то чужой воле.
Наука, конечно, не назовет эту силу злом и сатаной, она назовет ее физической и психической наследственностью, патологией, психозом и т.п. Но это поверхностное объяснение!
Когда человек «влечется» против воли, против сознания, когда он мучается, страдает, борется и все-таки бессилен, когда эта сила совершенно объективна в человеке, как второе «я», когда она сознается как что-то чуждое мне и враждебное, тогда научное объяснение мало что дает. Нет! Церковь, руководимая словом Божиим, говорит короче и проще: тут в человеке чужая сила, тут сила разрушения и зла, тут человек уже не свободен, он связан дьяволом, тут – сатана.
Да и помимо страстей сила зла и тьмы иногда проявляется у людей, по-видимому, совершенно обычно. Она проявляется, когда зло не выносит Света, с которым ему приходится сталкиваться. Например, почему распутная женщина не выносит присутствия величайшей стыдливости и целомудрия? Сейчас же у нее рождается злоба. Почему бывают случаи, когда мать или отец поносят, преследуют свою дочь или сына, если они встали на Божий путь? Кажется, если дочь пойдет «гулять», им легче, нежели она будет все время в храме. Почему это? Почему у людей при встрече с духовным лицом или даже со светским церковным человеком просыпается дух злобы? Казалось бы, человек кроткий и приличный по виду и ведет себя не зазорно, смиренно, а против него неистовствуют. Почему? Да это все явления одержимости под влиянием силы зла. Тьма не выносит мира, отрицающего ее, и поднимает злобу ада.
Итак, темные духи зла существуют, и они вторгаются в нашу жизнь. И если вы не учитываете этой реальности зла, вторгающейся в вашу жизнь, вы совершаете две величайшие ошибки.

Злой дух 6 букв

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: злой дух 6 букв

6 букв
Банник Банник — сверхъестественное — по суеверным представлениям — существо, злой дух, поселяющийся в бане
Дьявол (сатана, чёрт, Иблис) — в ряде религий злой дух или глава злых духов, противостоящий Богу; властелин ада
Лидерц в венгерской мифологии злой дух, появляющийся на болотах в виде блуждающего огонька
Сатана Мурашкинцева Сатана — Князь тьмы, властелин ада, злой дух, противополагаемый Богу; Дьявол (в религии и теософии).
Шайтан (арабское), в исламской мифологии злой дух, сатана
Похожие запросы: злой дух • 11 букв • 9 букв • 4 буквы • 7 букв • 5 букв • 10 букв • 3 буквы • 8 букв
Смотрите также: • Колима • Получеловек 4 буквы • Каллиграфия • Парковое сооружение 9 букв • В мифах ацтеков 12 букв • Стилистическая фигура 8 букв • Мусульманский 2 буквы • Плотность населения • Шпинель 7 букв • Неглиже • ______оп 8 букв
Популярные запросы • 1 • Последние запросы
Слова по длине: А — Е • Ж — Л • М — С • Т — Ч • Ш — Я
Фильтры для слов • Поиск слов
Ссылка на эту страницу:

Согласно Библии ещё до сотворения Адама и Евы ангел Люцифер пожелал стать равным Богу. За это он был низвергнут на Землю и обречён на гибель. Вместе с ним пала треть ангелов, которых отныне стали называть бесами. Вот они-то людям и досаждают. Но как бесы выбирают своих жертв? Что их привлекает?

Специалисты утверждают: бесы способны проникать в человеческий разум, подавлять волю, давать команды – вплоть до приказа убить себя или других. Так случилось и со знаменитой ведьмой Илоной Новосёловой. Илона уверяла, что общается с потусторонним миром, слышит голоса мёртвых и пользуется их советами. Но за этот дар ей пришлось заплатить страшную цену: по уверениям друзей и близких, именно голоса из преисподней заставили экстрасенса выброситься из окна в июне 2017 года.

В бесов верят не только простые люди, но и учёные. Так, в 2005 году профессор религиоведения из Калифорнии Стаффорд Бетти опубликовал статью, в которой доказал возможность одержимости демонами. Он утверждал, что во всех мировых культурах существуют доказательства того, что демоны действительно могут овладевать людьми. А избавиться от них можно, проведя обряд экзорцизма (изгнания). Кстати, экзорцизм – не миф и не выдумка кинорежиссёров. Его практикуют священнослужители всех известных религий мира. В православных храмах для этого обряда устанавливают специальный день, когда проводят чин отчитки. Существует уникальный мусульманский обряд освобождения от демонов, которых в Коране называют джиннами. В африканской магии вуду для изгнания бесов экзорцист использует свечи и чёрного петуха…

Но экзорцизм может быть и опасным. Так, в 70-е годы весь мир поразила трагедия Аннелизы Михель из ФРГ. Аннелиза страдала от голосов в голове и утверждала, что видит демонов из потустороннего мира. Медики помочь девушке не смогли, её состояние ухудшалось. Михель перестала есть, сама себе наносила страшные раны. Отчаявшиеся родители обратились к священнику-экзорцисту. Но было поздно – истощённый организм девушки не выдержал обряда. Аннелиза успела рассказать священнику, что в ней сидят демоны: Люцифер, Иуда Искариот, Нерон, Каин, душа франкийского монаха Флейшмана, отрекшегося от Бога, Гитлер. Говорят, на аудиозаписи, которую можно найти на просторах интернета, звучит голос одного из демонов…

Эзотерики утверждают: Гитлер тоже был одержим демонами. Близкие фюрера вспоминают, что, будучи молодым художником, он посетил музей, где увидел так называемое копьё судьбы, которым по легенде проткнули Иисуса Христа. И с тех пор что-то в нём изменилось. К чему всё это привело, мы и так знаем.

Некоторые специалисты уверены, что даже пророчица Ванга была вовсе не посланницей небес, а слугой самого дьявола. Она мучилась от голосов, которые звучали в её голове и заставляли произносить свои страшные пророчества. И официальная церковь, кстати, до сих пор не признаёт дара Ванги.

Какая сила заставляет пускаться во все тяжкие известную телеведущую Дану Борисову? Почему приказам голосов из потустороннего мира не смогла сопротивляться жена актёра Александра Пороховщикова, и какую роль в этом сыграл фамильный дом актёра? Что психиатры и учёные говорят об одержимости? Реальные истории, комментарии экзорциста из Махачкалы Абу Джафара, священников Максима Каскуна и Всеволода Чаплина, физика Алексея Ипатова и других – в документальном фильме «Изгнание дьявола».

Настроение сейчас — утреннее
В точке продажи свежевыжатых соков гипермаркета старый имп решил обойтись без изысков и в этот раз взял простой морковный сок со сливками. Знаток поведения же изощрился, заказав микс из четырех фруктов. Получив свои стаканчики, они присели на сиденье возле упаковочного столика напротив.
— Читал тут в одной книге про оккультную полицию, — начал разговор знаток. – Это организация духов, которую можно позвать на помощь путем визуализации определенного знака в случае астрального нападения. Они придут и защитят. Автор книги приводит пример личного обращения к оккультной полиции. Что ты думаешь об этом?
Старый имп глотнул сока и коснулся фантомной рукой плазменного экрана с рекламой в бутике рядом, сделал пару вдохов аурой.
— Можно, конечно, призывать помощь в случае нападения, — сказал он. – Но это позиция не мага и космического лиса, а бюргера, который, дрожа от страха, бьет в колокола и истошно голосит – лишь бы кто-то пришел и спас от злых духов.
— Так что же делать, старый имп?
— Высокие эгрегоры помогут, если знать код доступа к ним, — продолжил имп. — Например, даже нерелигиозный человек получит помощь при астральном нападении, вспомнив «Отче наш», — отзовется христианский эгрегор. Ангелы и святые? Ни один ангел с пылающим мечом или святой с книжкой не спустится к вам с горних высот, чтобы бить этими предметами демонов. Просто соответствующий эгрегор пошлет свою энергию, если вы правильно настроитесь. Духи-кураторы? Они в основном приглядывают и вмешиваются только в редких случаях. Абсолют? Он и ждет, что вы раскроете его в себе через эту ситуацию, а не будете вопить от страха, хотя готов к любому повороту. Маг и лис не голосит, а купирует нападение своими силами.
— А если их недостаточно?
— Любое внешнее воздействие на вас строго пропорционально вашей явной или скрытой силе. Да и сама возможность поражения отсутствует в жизненной парадигме лисов.
— То есть надо бороться до последнего, да? – знаток был так поглощен разговором, что забыл про стаканчик в руке.
Старый имп отпил еще сока, нашел его превосходным и продолжил:
— Боевая магия находится вне контекста лисости. Нападение на вас есть результат вашей внутренней нечистоты, вызвавшей в реальности агрессивный агент. Потому как-то «сражаясь» с бесами или черными магами, вы не высветляете свою грязь, а лишь сильнее в ней укрепляетесь, поддерживая дуальный синтаксис «нападающий-обороняющийся». Отсюда вытекает стратегия практики: не борьба с «врагом», а расширение сознания и очищение себя, избавление от неведения и омрачений ума, раскрытие своей подлинной природы вечного, ничем необусловленного существа.
— Я все понял, старый имп, — знаток поведения, наконец, обнаружил стаканчик и начал пить сок. – Это целая жизнь практики. А если напали вот прямо сейчас, когда еще не высветлены омрачения?
— Учитесь пустотности. Любая агрессия утихает, проваливаясь в пустотную основу сознания мага. При таком подходе, кстати, когда маг сам себе помогает, не полагаясь на защиту оккультной полиции или кого-то еще, его и будут очень ненавязчиво опекать дружественные духи и эгрегоры, — подмигнул имп.

Серия сообщений «притчи лисов»:
Часть 1 — Диалог
Часть 2 — Под настроение

Часть 43 — Притчи старого импа – 34
Часть 44 — Притчи старого импа – 35
Часть 45 — Притчи старого импа – 36

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *