Отец дорофей горки 8

Архимандрит Дорофей (Вечканов В.Н.) — настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в пос. Горки-8.

Архимандрит Дорофей родился 25 июля 1958 г. в крестьянской семье в с. Утяшкино Чистопольского района Республики Татарстан. Окончил среднюю школу, отслужил в армии.

В 1982-1983 гг. был aлтарником, пономарем и иподиаконом в Никольском кафедральном соборе г. Казани.

В 1983-1986 гг. учился в Московской духовной Семинарии, после окончания которой продолжил образование в Московской Духовной Академии.

В 1985 г. был принят послушником в Троице-Сергиеву Лавру, в 1986 г. был пострижен в монахи с наречением монашеского имени в честь преподобного Аввы Дорофея. В том же году был рукоположен в иеродиаконы, в 1987 г. был рукоположен в иеромонахи.

В 1990 г. году Священным Синодом был определен преподавателем в Минский духовный институт.

В 1993-2000 гг. наместник мужского монастыря Иоанна Предтечи г. Казани.

В 1996 г. возведен в сан архимандрита.

В 2000 г. принят в братию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря.

В 2004 г. назначен начальником отдела снабжения и производственных складов Троице-Сергиевой лавры.

В 2005 г. назначен настоятелем подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Горках-8, где служит и по сей день.

Кара Божия – тема для верующих всегда актуальная и волнующая, верное понимание которой может приводить к переоценке ценностей и даже к правильному переосмыслению всей жизни. Кабинетно-богословские рассуждения о наказании свыше, возможно, в чем-то смелее, но пастырская этика не всегда позволяет рубить с плеча и говорить в глаза человеку то, что тот не готов услышать. Так как и за что карает Господь?

О ПРИЧИНАХ СТРАДАНИЙ

Священник Евгений Морозов, клирик Зачатьевского женского монастыря

СУДИЯ И ЛЮБЯЩИЙ ОТЕЦ

Едва ли стоит предполагать, что даже сейчас, в новозаветные времена, после принесенной на кресте Жертвы Христовой чаша гнева Божия опустошена и не изливается на неправедных. За сребролюбие были настигнуты безотлагательной смертью Анания и Сапфира (Деян. 5, 1–11), а апостол Павел предал сатане Именея и Александра, «чтобы они научились не богохульствовать» (1 Тим. 1, 20). Господь даже проклял бесплодную смоковницу (Мф. 21, 18–22) – прообраз грешника, не имеющего плода покаяния. Примеры явной кары Божией можно было наблюдать совсем недавно в советское время, когда разрушители и осквернители храмов подвергались напастям, болезням и скоропостижной кончине. Наказание для вразумления как знак свыше не упразднено.

Сложнее распознать и различить, с одной стороны, посланные для вящей славы Божией испытания (как это было с многострадальным Иовом) и, с другой стороны, собственно наказание как проявление милосердия Творца над творением. Велика опасность восхищать суд Божий, занимаясь не своим делом. Среди прихожан можно услышать: «Заболела?! Вот, правильно, это тебя Господь наказал». Мы не имеем права с позиции нередко сокрытого от понимания Промысла Божия давать оценку событиям жизни другого человека. Трактовать, кто кого и как наказал, неразумно и духовно не полезно. Ведь «мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 8–9).

Иметь представление о Боге как о сторонящемся наказания плохо согласуется со Священным Писанием. Ведь Судия (2 Тим. 4, 8) не может не судить, но вместе с тем этот Судия есть любящий Отец, Который поступает с нами как с сынами. «Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» – вопрошает апостол Павел. Но наказания и вовсе можно избежать, если жить в совершенной любви, которая «изгоняет страх» (1 Ин. 4, 18) и мучение. Животным страхом наказания живет только тот, кто совершает преступление. Если же преступник заповедей Божиих раскаялся, он всегда может получить помилование, которое «зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9, 16).

Архимандрит Дорофей (Вечканов), насельник Троице-Сергиевой Лавры

ПРИЧИНА СТРАДАНИЙ – ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ БОГА

Господь не наказывает злом, мы сами виноваты в собственной гибели. Все искушения у людей происходят по причине отступления от Бога. Ведь если мы не дышим, не едим – умираем. От чего преподобный Серафим восклицал: «Радость моя, Христос воскресе!»? От глубочайшей духовности. Он познал Бога! А когда человек познает Бога, он начинает любить весь мир, в нем живет Дух Божий. Господь не делит людей на праведных и грешников, желая спасти всех. Поэтому очень важно понимать: блаженствуем мы оттого, что полностью выполняем волю Божию, а страдаем оттого, что нарушаем ее и гнушаемся ею.

Протоиерей Михаил Мартынович, настоятель витебского Софийского кафедрального собора

НЕ ЛИШИ НАС РАЗУМА

Если Господь хочет наказать человека, лишает его разума. Это происходит, когда от человека отходит Божия благодать. Тогда человек безумствует, становится неуправляем, лишается образа и подобия Божиего, его сознание помутняется. Самый великий дар в Церкви – не прозорливость или исцеление, а рассудительность. И надо молить Бога, чтобы не лишил нас разума.

Иеромонах Михей (Гулевский), насельник Данилова ставропигиального монастыря

НЕ ПУСКАЙТЕ ДЬЯВОЛА В ДУШУ

Бог есть любовь. Господь не творил зла. Он сотворил чело- века для вечной жизни, для вечной радости. Когда Господь поселил Адама и Еву в раю, Он разрешил делать им все, кроме вкушения от древа познания добра и зла. Господь предупреждал: нарушите запрет – смертью умрете. И когда наши прародители ослушались – вошел грех, появились болезни и смерть, открылся ад. Дьявол, губитель учит человека хулить Бога, удаляться от Господа. И чем больше мы принимаем сторону зла, тем сильнее ухудшается наша жизнь. Нераскаянные грехи имеют свойство увеличиваться. От этого и происходят бедствия, болезни и войны. Но не Бог в этом виноват! Когда Господь хочет наказать, Он предупреждает, как это было во времена пророка Ионы. Мы видим, сколько греха сейчас в мире, и Господь нас терпит, знаки подает, заранее предупреждая: мол, ваши дела мирские передо мной, если очиститесь – живы будете.

Епископ Славонско-Пакрацкий Йован (Сербская Православная Церковь)

КАЖДОМУ СВОЕ

Все, что делает Господь, направлено на спасение человеческого рода. Все мы не похожи друг на друга, и наши отношения с Богом складываются по-разному. Поэтому и воспитание Божие для каждого человека всегда уникально. Кого-то Бог воспитывает жестко, но самое страшное, что может сделать Он с нами – оставить наедине с собой.

Ночевать мы устраивались кто где. Народ постарше и почувствительнее к удобствам жизни мостился в келье матери Сергии – на диванах и раскладушках. Еще отцы выделяли сестрам места за ширмами, тоже на первом этаже «Патриарших покоев», среди чудесных старинных шкафов, украшенных замысловатой резьбой.

А мы с Катюшкой (теперь она игумения) с удовольствием сбегали спать на крытую галерею, из окон которой открывался вид на внутренний дворик Лавры с палисадником и стаей приблудных кошек.

Где-то там, на другом конце палисадника, светился огонек «посылочной». Это была приемная отца Кирилла (Павлова) . Он пробудет в «посылочной» примерно до половины второго ночи, принимая приезжих богомольцев, духовенство, семинаристов, ну и нас, монашек из «покоев».

В приемной отец Кирилл пробудет допоздна, принимая приезжих. Для сна и отдыха у него останется часа два

А потом, усталый, вспотевший, бледный, но неизменно внимательный и приветливый, побредет в сопровождении келейника в Варваринский корпус. Для сна и отдыха у него в эту ночь останется часа два. Потом будет праздничная Литургия во главе с Патриархом.

Мы, однако, «бегали» уже к батюшке на в одиннадцать вечера. И, надышавшись теплым духом ласкового полумрака «посылочной», заваленной конфетами, книжками и продуктами (всё это щедро и рассудительно раздавалось батюшкой нуждающимся), укладывались теперь отдыхать.

В мою задачу входила дерзновенная вылазка в архиерейскую трапезную, где в углу, замыкая ряды покрытых по старинке белыми скатертями столов, возвышались огромные напольные часы с красивым мелодичным и громким боем.

Эти часы я варварски останавливала где-то в двенадцать ночи с расчетом, что дежурные монахи успеют завести их к началу прихода гостей, сервируя утром столы.

Иногда длиннобородый отец Дорофей выговаривал мне за мою самодеятельность. Делал он это с нарочито насупленным и постным лицом, которое многие принимали за выражение его подлинной сущности и потому немного сторонились Дорофея.

Но я обожала, когда Дорофей начинал бухтеть, и расплывалась в блаженной улыбке от уха до уха, после чего тот, убедившись, что понят правильно, уходил по своим делам, тихонько бросив в мою сторону: «Наташка молодец: не обиделась!»

И праздник начинался!

Неважно, что, остановив напольные часы, я всё равно толком не смогла уснуть.

Бой лаврской колокольни настойчиво и трепетно напоминал нам о приближающемся рассвете и торопил к раннему богослужению.

Мы могли себе позволить только «раннюю» с ее праздничной давкой и теснотой, а потом мчались на кухню: нам предстояло наготовить еды человек на сто архиереев и человек на двести гостей Патриарха и прибывших настоятельниц разных монастырей.

Господи, как же я любила эту волшебную кухонную круговерть Сергиева дня!

Весь , исихазм и высоты созерцания, весь мир и любовь о Дусе Святе умещались для меня на трех сковородках для жарки рыбы да в посудомоечной раковине. Неудобной, такой глубокой раковине из нержавейки, из которой приходилось выныривать совершенно мокрой и зачуханной.

Всем было радостно в этот день в Лавре Преподобного – кто бы чем ни был занят. Все ощущали его присутствие

Мне было 23, и мне хотелось помочь везде: налепить с сестрами рыбных котлет, нарезать тазы салатов, сбегать на братскую кухню, чтобы нажарить там несколько противней кабачков… Помогать отцам сервировать столы вообще было весело – уж точно не заснешь на ходу: приходилось носиться по крутой чугунной лестнице наперегонки вверх и вниз. При этом в покои «забегали» перед службой знакомые игумении и духовенство, и все обменивались приветствиями и добрыми пожеланиями. Всем было радостно и хорошо в этот день в Лавре Преподобного – кто бы чем ни был занят. Все ощущали присутствие рядом.

Но мне казалось, что у нас, на нашей суетливой кухне, преподобный Сергий уж непременно присутствует в первую очередь: моет с нами посуду или снисходительно наблюдает, как мы беззаботно чирикаем во время чаепития…

Я даже к раке мощей лишний раз не ходила с сестрами прикладываться. Мне нравилось оставаться одной среди гор тарелок и кастрюль и еще раз вслушиваться и вслушиваться в этот Великий День, забывая усталость и несколько бессонных ночей.

Это была самая прекрасная усталость в моей жизни. Самая прекрасная бессонница.

В этом дне словно раскрывался сокровенный смысл преподобия. Оно – в будничных и простых вещах, в радушии и открытости

В этом дне словно раскрывался сокровенный смысл преподобия. Преподобия, вовсе не закрытого от человека под личиной напускной суровости или замысловатой сложности.

Оно было действительно рядом и повсюду. Как воздух или осенняя свежесть.

В будничных и простых вещах.

В радушии и открытости.

В готовности помочь и посочувствовать.

В надежде и юношеской окрыленности.

На трех сковородках для жарки рыбы и в посудомоечной раковине.

Братство «Сыны Афона», работающее в России третий год, насчитывает более 70 братьев. Этих русских людей, побывавших на Афоне и полюбивших Святую Гору, объединило желание сохранить неразрывную православную традицию с греками и христианами всего мира. О настоящем и будущем России и Греции мы беседуем с настоятелем подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в поселке Горки-8 архимандритом Дорофеем (Вечкановым).

– Отец Дорофей, каким вам видится ближайшее будущее Греции, ввиду того что Турция активно проводит там исламизацию, Албания претендует на часть греческих земель, а президент Греции – хранительницы православия (наряду с Россией) – открыто называет себя атеистом?

– Когда-то Россия принимала православие от Византии, от Греции, а сейчас наступает время, когда греки будут принимать православие от России. Когда мы, православные христиане, добровольно отказываемся от веры в Бога, от поста, молитвы, сострадания, снисхождения, всепрощения, когда мы с вами не выполняем заповеди Божии, врагов своих не любим, всех осуждаем, родителей не почитаем, жены не слушаются мужей, мужья ведут себя бесчеловечно с женами, дети родителям не нужны – матери делают аборты, тогда происходит наше отчуждение от Бога. А когда в центре жизни нет Бога, все разорится. Возьмем хотя бы недавнюю историю – Византию. В центре ее жизни не было Христа – Спасителя мира, и величайшая империя рухнула. Когда из центра жизни России Бог ушел, хотя формально храмы были открыты и люди молились, начался 1917 г. В итоге этого отпадения нашего народа от духовной жизни коммунистами было уничтожено более 100 миллионов (!) наших соотечественников – за все время правления большевиков. Патриарх Тихон (Белавин) ведь не сам ушел из жизни. А владыка Николай (Ярушевич)? Читайте церковные архивы. А сколько еще христиан, включая Серафима (Тяпочкина) и Иоанна (Крестьянкина), отсидели в тюрьмах!

Беды вследствие отступления от Бога ждут не только Европу, но и весь мир. А раскаявшаяся Россия – благочестивая, боголюбивая – молится, постится, кается, ищет Бога, стремится к Богу. Поэтому Россия и будет оплотом, рассадником православия по всему миру. Сегодня весь мир отказался от Христа, приняв толерантность, законы, которые полностью разрушают институт семьи. Ничего доброго с Грецией не будет, если она откажется от своей христианской нравственности, морали, христианской жизни. Есть пророчества, что если на Афон зайдет женщина, то Афон существовать больше не будет. Если Греция примет толерантность на потворство времени, ее тоже ждет гибель. И тогда Афонские старцы будут искать спасения в России.

– Мы невольно заговорили о коммунистах. Они, хоть и благими намерениями порой, но все же стелили дорогу в ад?

– Московские бабушки, которые общались с игуменом Никоном (Воробьевым) и другими старцами, говорили, что пройдет 70 лет этого «вавилонского пленения» – и коммунизм рухнет. Коммунизм сам предал все свои основы внутри себя. Тысячи депутатов стали предателями и развалили Советский Союз. Государство рухнуло, как и вавилонское государство, как и еврейское. А почему рухнуло еврейское государство? Христа не приняли. Он воскрес, а они от Него отказались. За то, что Иерусалим не принял Христа, разрушено было все государство и разогнан их народ по всему миру.

Но мы должны понимать, что коммунисты способствовали консервации христианства в России. А Европа за эти 70 лет полностью выхолостила христианское сознание. Мы же за время катакомбного христианства сохранили дух, не стали еретиками, не стали язычниками. Всякое зло Господь направляет во благо среди всеобщего зла. Нет у Бога ничего губительного, все существующее направляется во спасение. Нужно понимать, что первым в рай вошел разбойник. Христианство – это любовь, миссионерство, проповедь, но это еще и война, и в этой войне главный враг – наше собственное «я». Все, что во мне не соответствует Христу, – это враг №1. Если мы осознаем, что главный враг в мире – это «я», надо начать его перевоспитывать, исцелять, перерождать. Каждый человек является частичкой Церкви. Поэтому надо работать над собой: освяти себя, преобрази себя, возроди себя. Все рушится из-за собственного «я», если мы себя не воспитываем в духе Церкви, в духе Истины.

Всякая власть от Бога, что бы ни творилось, какое бы ни было рабство, какие бы ни были землетрясения, наводнения, пожары, какие бы ни были предатели, масоны, грабители, колдуны, маги, язычники, мусульмане, баптисты, адвентисты… Господь будет смотреть на нашего внутреннего человека: живем ли мы с Богом или нет.

– В одной своей проповеди вы сказали, что все народы шли под руку русского царя, искали у него защиты своей жизни, своей веры (и иноверцы шли). И сегодня мы понимаем, что только державная власть может сохранить Россию. Но тем не менее часть нашего общества до сих пор осуждает царя Николая II и его эпоху.

– Когда монархия стала православной, особенно царь-мученик Николай II и царица Александра Феодоровна с их семьей, весь масонский мир ополчился против них. В начале XX века было сделано изображение петуха с головой царя Николая в знак того, что он был уже приговорен к жертве, к закланию. Масоны готовили Романовых, чтобы те вступили в их ряды. Но Романовы, а ведь многие царицы были из католического мира, живя в русском православии, воцерковились и даже стали святыми, как преподобномученица Елисавета и царственная мученица Александра, стали защитниками православия и защитниками православного Отечества. Их возненавидел масонский мир за верность православию, и это происходит до сих пор. Сначала часть неба отступила от Бога, часть Ангелов, затем Адам и Ева, за что и были изгнаны из рая. И грех овладел миром, Каин убил Авеля, и начались сплошные революции, сплошные войны, борьба с Богом, если рассматривать нашу жизнь в рамках святоотеческого учения.

– Отец Дорофей, что для вас значит Афон?

– Когда-то сердцем России считался Киев, потом Владимир, Москва. Но когда при коммунистах было запрещено открыто исповедовать Христа, Афон стал хранителем монашеской традиции православия, сохранил чистоту общения с Богом.

У нас сейчас более тысячи монастырей, где есть духоносные отцы, старцы, старицы, многие миряне имеют духовное образование. Афонские старцы во многом передали России живую веру, она и дает нам семя бессмертия, семя исповедничества, мученичества, всесилие неотрицания Бога, живое общение с Богом. Меня никто не сможет заставить отречься от Бога, потому что у меня есть живое общение с Богом. Я от себя должен отречься, если отрекусь от Бога.

Вся жизнь истинных христиан – это исповедничество. Сегодня каждые пять минут убивают христианина, а за год убивают 105–110 тыс. христиан. Исповедничество и борьба с собственным «я». При коммунизме, социализме, демократии наш главный враг – это собственное «я» – мое безбожие, моя относительность, моя формальность.

– Какую христианскую миссию несет созданное вами братство «Сыны Афона»?

– Помимо братства «Сыны Афона», у нас еще есть сестричество Евфросинии Московской. Эти институты созданы для того, чтобы привести людей к традиционной христианской семейной жизни, чтобы молодежь создавала семьи, молилась, постилась, участвовала в делах милосердия, крестных ходах, социальных проектах и жила одним братством. Мы работаем с детьми в интернатах и больницах, особую помощь оказываем слепым, глухим детям.

Один из наших братьев создал туристическое агентство и организовывает паломничества на Святую Гору Афон и к другим святыням православного мира. Наши братья много работают по рассылке в социальных сетях святоотеческих высказываний. Ребята выезжают помогать восстановлению храмов, соборно читают акафисты, арендуют спортивный зал и проводят тренировки по различным единоборствам. Братство курирует православные выставки, дежурит у святых мощей и икон, которые привозят в Москву. Члены братства помогают бездомным людям – забирают для них оставшуюся еду из ресторанов и раздают нуждающимся. Основная наша функция – это работа с молодежью, чтобы она была православная, чтобы понимала, что такое Церковь. А Церковь – это препятствие между человеком и адом.

– Братство «Сыны Афона» будет как-то особо отмечать 1000-летие подвижничества русского монашества на Афоне?

– В сентябре нынешнего года наше братство организует крестный ход из России на Афон. Это примерно 1700 км пешего хода через Европу, христианские страны. Приглашаем всех желающих принять участие.

Беседовала Ирина Ушакова

Провело очередное ежемесячное совещание в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. По прибытии гости помолились вместе с насельниками монастыря на братском молебне у раки преподобного Сергия и за ранней Божественной литургией в Успенском соборе. Затем для них была проведена экскурсия по экспозициям Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Экскурсию провел руководитель Отдела социального служения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры монах Парфений (Котов).

В группу участников совещания вошло 72 человека, мужчин среднего возраста и старше, из Москвы, Великого Новгорода, Владимира, Казани, Оренбурга, Воронежа, Тулы, Санкт-Петербурга, Сочи, городов Чувашии, а также Украины.

Совещание было посвящено обсуждению устава братства и его деятельности на местах, а также вопросу приема в ряды новых членов, успешно прошедших испытательный срок. Собравшиеся поделились мыслями и предложениями по дальнейшей деятельности организации. Каждому было предложено сказать свое слово по обсуждаемым вопросам. В результате получился горячий, но доброжелательный обмен мнениями, опытом. Диалоги заканчивались бурными аплодисментами и громким «Аксиос!»

После обеда «Сыны Афона» приняли участие в вечернем богослужении. На следующий день перед отъездом все соборно помолились за ранней Литургией. «Хотя наше пребывание в Лавре было наполнено событиями до предела, но мы не чувствуем себя усталыми, наоборот полны сил и желания продолжать свое служение Богу и ближним. У нас много дел. Сейчас надо работать и днем и ночью. Время такое… Если будешь всем нужен, то Бог тебя сбережет, а если будешь думать только о себе – будешь все время болеть и страдать от собственного эгоизма», – сказал архимандрит Дорофей.

Благословившись у Игумена земли Русской, напитав души благодатью этого святого места и укрепив свои духовные силы, «Сыны Афона» направились на новые труды и подвиги во славу Божию, на благо Отечества и Матери Церкви.

Историческая справка

Общественная православная организация «Сыны Афона» учреждена в 2013 году. Главный офис братства располагается в Одинцовском районе Москвы. Духовник и один из инициаторов создания братства – насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Дорофей (Вечканов), являющийся настоятелем храма Усекновения главы Иоанна Предтечи лаврского подворья в поселке «Горки-8» Одинцовского района Москвы.

На сегодняшний день число членов братства перевалило за 100. Многие из них женаты и имеют детей. Этих русских людей, побывавших на Афоне и полюбивших Святую Гору, объединяет желание сохранить неразрывную православную традицию с греками и христианами всего мира. Сначала учредители братства решили назвать его молодежным центром, но возрастной ценз желающих вступить в него оказался более широк. Тогда было решено не вводить ограничение по возрасту и теперь в ряды Братства принимают лиц мужского пола, невзирая на возраст.

Главное для «афонитов» – желание возрастать в духовной жизни. «Сыны Афона» совершают поездки по святым местам, включая монашескую республику Афон, участвуют в богослужениях, крестных ходах, сопровождают или сами привозят в Россию мощи для поклонения мощи святых, оказывают помощь детям с врожденными пороками, инвалидам, многодетным, пожилым людям и заключенным. В городах и селах по месту своего жительства они собирают добровольные пожертвования для поддержания бедных церковных приходов, помогают малообеспеченным семьям. А еще они серьезно занимаются спортом и повышают свою профессиональную квалификацию (у многих по два высших образования). Члены Братства очень дружны, помогают друг другу во всем, даже в решении таких житейских проблем, как поиск работы или смена профессии.

В миру Дмитрий Заурович Дбар. Родился 18 января 1972 г. в с. Мгудзырхуа, Гудаутского района. В 1988 окончил СШ № 1 в г. Гудаута, в том же году поступил на второй курс Сухумского художественного училища. В 1991 г., после окончания училища по специальности художник-оформитель, поступил в Абхазский государственный университет на факультет изобразительного искусства. 9 апреля 1992 г. в Лыхненском храме принял таинство Крещения.

В 1993 г. поступил в Московскую духовную семинарию. После окончания семинарии в 1997 г., поступил в Московскую духовную академию. В 2001 г. закончил Академию с отличием и защитил кандидатскую диссертацию на тему «История христианства в Абхазии в первом тысячелетии» (научный руководитель доктор церковной истории, проф. А. И. Сидоров). В августе 2001 г. управляющий Епархиальным советом Сухумо-Абхазской Епархии иерей Виссарион Аплиа выдает письменную рекомендацию Д.З.Дбар на имя епископа Майкопского и Адыгейского РПЦ Пантелеймона (Кутового) для пострижения Д. Дбар в монашество и его рукоположения в священный сан.

26 августа 2001 г. в Свято-Михайловском мужском монастыре (Республика Адыгея, РФ) был пострижен епископом Майкопским и Адыгейским РПЦ Пантелеймоном (Кутовым) в монашество с именем Дорофей. 29 августа 2001 г. в Троицком кафедральном соборе г. Майкопа был рукоположен тем же Архиереем в иеродиаконы. 9 сентября 2001 г. был рукоположен тем же епископом Майкопским и Адыгейским РПЦ Пантелеймоном (Кутовым) в сан пресвитера (иеромонаха) и удостоен права ношения набедренника.

В 2001 г. открыл монастырь св. Иоанна Златоуста в Команах (Абхазия). 10 марта 2002 г. был почислен епископом Майкопским и Адыгейским РПЦ Пантелеймоном (Кутовым) за штат с правом перехода в другую Епархию. В 2001–2006 гг. настоятель Команского монастыря, в 2001–2002 гг. – секретарь Епархиального совета Сухумо-Абхазской Епархии.

С 2001 по 2006 гг. совершал богослужения в следующих храмах Абхазии: Сухумском кафедральном соборе, Покровском и Симона-Кананитском храмах в г. Новый Афон, в Драндском и Моквском соборах, в храме св. Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи и храме-часовне в Пицунде.

В 2002 г. создал Новоафонское духовное училище. В 2002–2006 гг. ректор этого Училища, где он одновременно преподавал следующие дисциплины: Догматическое богословие, Патрология, Основное богословие, Пастырское богословие, Гомилетика, Практическое руководство для пастырей, Церковное право, История Абхазской Церкви, История религий и Сектоведение.

В 2003 г. на базе Новоафонского духовного училища открыл Регентскую школу. 27 июля 2006 г., согласно поданному прошению на имя Сопредседателя Епархиального совета Абхазской Епархии иеромонаха Андрея (Ампар), был освобожден от должности ректора Новоафонского духовного училища. С 2005 по 2007 гг. клирик Абхазской Епархии. С января 2007 г. насельник монастыря святых Рафаила, Николая и Ирины (Пеония, Греция).

28 декабря 2007 г. решением Совета Священной Митрополии Гумениссы, Аксиуполеоса и Поликастры был зачислен в штат священнослужителей названной Митрополии. 29 февраля 2008 г. был определён служащим священником в храм св. Димитрия Салоникийского в г. Аксиуполь (Греция).

В 2007–2008 гг. прошёл академический курс новогреческого языка в высшей Школе новогреческого языка при Аристотелевском университете Салоник. В 2008–2009 гг. прошёл базовый курс французского языка во Французском институте в г. Салоники. В 2008–2013 гг. имел частные уроки по изучению древнегреческого языка. В 2009–2012 гг. прошёл базовый курс английского языка в центре изучения иностранных языков «ASSOS» в г. Салоники. 29 октября 2009 г. был принят в докторантуру Аристотелевского университета Салоник.

21 апреля 2011 г. в монастыре Пресвятой Богородицы (г. Гуменисса, Греция) был возведён Митрополитом Гумениссы, Аксиуполеоса и Поликастры Элладской Православной Церкви Димитрием (Бекярисом) в сан архимандрита.

15 мая 2011 г. на Церковно-Народном Собрании в Новоафонском монастыре был избран Председателем Совета Священной Митрополии Абхазии.

26 мая 2011 г. за созыв Церковно-Народного Собрания и создания СМА был запрещён епископом Майкопским и Адыгейским РПЦ Тихоном (Лобковским) в священнослужении сроком на один год. 8 июня 2012 г. запрет на священнодействия был продлен сроком на три года. Запреты не были признаны иерархами других Православных Церквей, и архимандрит Дорофей продолжал служить в Абхазии и в Греции.

В 2013 г. прошёл специальный курс по «Греческой палеографии, кодификации и издании рукописей», организованный Греческим Палеографическим Обществом. 8 мая 2014 г. на Богословском Факультете Аристотелевского университета Салоник успешно прошла открытая защита докторской диссертации архим. Дорофея на тему: «Место кончины св. Иоанна Златоуста» (научный руководитель доктор богословия, доцент Богословского Факультета Аристотелевского университета Салоник, Евангелия Амириду).

Окончательно вернулся в Абхазию в мае 2014 г. 12 июня 2015 г. срок запрета был продлен епископом Майкопским и Адыгейским РПЦ Тихоном (Лобковским) в очередной раз еще на три года. С 2015 г. читает лекции в Богословском лекториуме при Новоафонском монастыре.

С марта 2018 г. является старшим научным сотрудником отдела истории Абхазского института гуманитарных исследований им. Д. Гулия.

Архимандрит Дорофей является автором двух научных монографий, нескольких книг, более 30 научных статей и более 150 публицистических статей, а также переводов богослужебных и других текстов с древнегреческого, новогреческого и славянского языков на абхазский и русский языки.

Принимал участие в различных конференциях в Абхазии, России и Греции. 21-22 ноября 2017 г. в работе Ѵ Абхазской археологической конференции, где выступил с докладом.

25 июня 2012 г. в конференц-зале гостиницы «Интер-Сухум» книги архимандрита Дорофея (Дбар) » «.

22-29 апреля 2018 г. доктор богословия, старший научный сотрудник отдела истории Абхазского института гуманитарных исследований им. Д. Гулия, архимандрит Дорофей (Дбар) по археологии Северного Кавказа, где зачитал совместный доклад с Docteur des Lettres, France, с.н.с. отдела сравнительного культуроведения Института Востоковедения РАН, г. Москва Ендольцевой Екатериной Юрьевной, посвященный теме «Алтарная преграда из церкви в Дранде (Республика Абхазия): новые данные».

Данный доклад вошел в сборник материалов вышеназванной международной научной конференции ().

На данный момент Председатель Совета СМА, руководитель Издательского отдела СМА, главный редактор религиозно-просветительского журнала СМА «Алашарбага» и Председатель правления культурно-просветительского центра «Адунеи».

11 ноября 2019 года в здании Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) прошел вечер памяти выдающегося грузинского и французского сценариста, кинорежиссера, актера и композитора Михаила Германовича Кобахидзе (05.04.1939 – 13.10.2019).
Ведущим вечера был иерарх Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай (Пачуашвили). На вечере присутствовали более 80 гостей, среди них: секретарь ИППО А.И. Долинин, заместитель руководителя культурно-просветительской секции ИППО П.А. Карпухин, представитель Грузинской Православной Церкви в Москве протоиерей Кахабер Гоготишвили, настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в поселке Горки-8 архимандрит Дорофей (Вечканов), председатель братства «Сыны Афона» Александр Тузенко, представители сестричества Ефросинии Московской и многие другие.
Вечер памяти начался с рассказа митрополита Николая о жизни и творчестве Михаила Кобахидзе. Владыка Николай рассказал, что Михаил был живой легендой грузинского кино. Несмотря на то, что он никогда не подчеркивал этого, его фильмы наделены глубоким богословским содержанием. Стройные в сюжетном отношении, полные символов, и исполненные морали и его фильмы содержат прямые параллели со Священным Писанием. Несмотря не небольшое количество созданных Михаилом Кобахидзе фильмов, можно без преувеличения сказать, что его творчество оказало огромное влияние как на мировоззрение грузинского общества, так и на мировое кинематографическое мышление.
Гости вечера посмотрели фильмы выдающегося режиссера: «Молодая любовь», «Свадьба» и «Зонтик». Просмотр и обсуждение фильмов оставили глубокие чувства у всех его участников.
В завершение вечера организаторы тепло поблагодарили митрополита Николая за интересный рассказ и созданную атмосферу, Императорское Православное Палестинское Общество за гостеприимство и отличную организацию вечера.
По окончании мероприятия Павел Карпухин рассказал митрополиту Николаю и архимандриту Дорофею об истории и деятельности Общества. Владыка Николай проявил живой интерес к деятельности ИППО и изъявил желание во время своего следующего визита в Москву встретиться с Председателем ИППО С.В. Степашиным и обсудить возможности дальнейшего сотрудничества.
Пресс-служба Центра имени Святителя Спиридона Тримифунтского

В миру Дмитрий Заурович Дбар. Родился 18 января 1972 г. в с. Мгудзырхуа, Гудаутского района. В 1988 окончил СШ № 1 в г. Гудаута, в том же году поступил на второй курс Сухумского художественного училища. В 1991 г., после окончания училища по специальности художник-оформитель, поступил в Абхазский государственный университет на факультет изобразительного искусства. 9 апреля 1992 г. в Лыхненском храме принял таинство Крещения.

В 1993 г. поступил в Московскую духовную семинарию. После окончания семинарии в 1997 г., поступил в Московскую духовную академию. В 2001 г. закончил Академию с отличием и защитил кандидатскую диссертацию на тему «История христианства в Абхазии в первом тысячелетии» (научный руководитель доктор церковной истории, проф. А. И. Сидоров). В августе 2001 г. управляющий Епархиальным советом Сухумо-Абхазской Епархии иерей Виссарион Аплиа выдает письменную рекомендацию Д.З.Дбар на имя епископа Майкопского и Адыгейского РПЦ Пантелеймона (Кутового) для пострижения Д. Дбар в монашество и его рукоположения в священный сан.

26 августа 2001 г. в Свято-Михайловском мужском монастыре (Республика Адыгея, РФ) был пострижен епископом Майкопским и Адыгейским РПЦ Пантелеймоном (Кутовым) в монашество с именем Дорофей. 29 августа 2001 г. в Троицком кафедральном соборе г. Майкопа был рукоположен тем же Архиереем в иеродиаконы. 9 сентября 2001 г. был рукоположен тем же епископом Майкопским и Адыгейским РПЦ Пантелеймоном (Кутовым) в сан пресвитера (иеромонаха) и удостоен права ношения набедренника.

В 2001 г. открыл монастырь св. Иоанна Златоуста в Команах (Абхазия). 10 марта 2002 г. был почислен епископом Майкопским и Адыгейским РПЦ Пантелеймоном (Кутовым) за штат с правом перехода в другую Епархию. В 2001–2006 гг. настоятель Команского монастыря, в 2001–2002 гг. – секретарь Епархиального совета Сухумо-Абхазской Епархии.

С 2001 по 2006 гг. совершал богослужения в следующих храмах Абхазии: Сухумском кафедральном соборе, Покровском и Симона-Кананитском храмах в г. Новый Афон, в Драндском и Моквском соборах, в храме св. Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи и храме-часовне в Пицунде.

В 2002 г. создал Новоафонское духовное училище. В 2002–2006 гг. ректор этого Училища, где он одновременно преподавал следующие дисциплины: Догматическое богословие, Патрология, Основное богословие, Пастырское богословие, Гомилетика, Практическое руководство для пастырей, Церковное право, История Абхазской Церкви, История религий и Сектоведение.

В 2003 г. на базе Новоафонского духовного училища открыл Регентскую школу. 27 июля 2006 г., согласно поданному прошению на имя Сопредседателя Епархиального совета Абхазской Епархии иеромонаха Андрея (Ампар), был освобожден от должности ректора Новоафонского духовного училища. С 2005 по 2007 гг. клирик Абхазской Епархии. С января 2007 г. насельник монастыря святых Рафаила, Николая и Ирины (Пеония, Греция).

28 декабря 2007 г. решением Совета Священной Митрополии Гумениссы, Аксиуполеоса и Поликастры был зачислен в штат священнослужителей названной Митрополии. 29 февраля 2008 г. был определён служащим священником в храм св. Димитрия Салоникийского в г. Аксиуполь (Греция).

В 2007–2008 гг. прошёл академический курс новогреческого языка в высшей Школе новогреческого языка при Аристотелевском университете Салоник. В 2008–2009 гг. прошёл базовый курс французского языка во Французском институте в г. Салоники. В 2008–2013 гг. имел частные уроки по изучению древнегреческого языка. В 2009–2012 гг. прошёл базовый курс английского языка в центре изучения иностранных языков «ASSOS» в г. Салоники. 29 октября 2009 г. был принят в докторантуру Аристотелевского университета Салоник.

21 апреля 2011 г. в монастыре Пресвятой Богородицы (г. Гуменисса, Греция) был возведён Митрополитом Гумениссы, Аксиуполеоса и Поликастры Элладской Православной Церкви Димитрием (Бекярисом) в сан архимандрита.

15 мая 2011 г. на Церковно-Народном Собрании в Новоафонском монастыре был избран Председателем Совета Священной Митрополии Абхазии.

26 мая 2011 г. за созыв Церковно-Народного Собрания и создания СМА был запрещён епископом Майкопским и Адыгейским РПЦ Тихоном (Лобковским) в священнослужении сроком на один год. 8 июня 2012 г. запрет на священнодействия был продлен сроком на три года. Запреты не были признаны иерархами других Православных Церквей, и архимандрит Дорофей продолжал служить в Абхазии и в Греции.

В 2013 г. прошёл специальный курс по «Греческой палеографии, кодификации и издании рукописей», организованный Греческим Палеографическим Обществом. 8 мая 2014 г. на Богословском Факультете Аристотелевского университета Салоник успешно прошла открытая защита докторской диссертации архим. Дорофея на тему: «Место кончины св. Иоанна Златоуста» (научный руководитель доктор богословия, доцент Богословского Факультета Аристотелевского университета Салоник, Евангелия Амириду).

Окончательно вернулся в Абхазию в мае 2014 г. 12 июня 2015 г. срок запрета был продлен епископом Майкопским и Адыгейским РПЦ Тихоном (Лобковским) в очередной раз еще на три года. С 2015 г. читает лекции в Богословском лекториуме при Новоафонском монастыре.

С марта 2018 г. является старшим научным сотрудником отдела истории Абхазского института гуманитарных исследований им. Д. Гулия.

Архимандрит Дорофей является автором двух научных монографий, нескольких книг, более 30 научных статей и более 150 публицистических статей, а также переводов богослужебных и других текстов с древнегреческого, новогреческого и славянского языков на абхазский и русский языки.

Принимал участие в различных конференциях в Абхазии, России и Греции. 21-22 ноября 2017 г. принял участие в работе Ѵ Абхазской археологической конференции, где выступил с докладом.

25 июня 2012 г. в конференц-зале гостиницы «Интер-Сухум» прошла презентация книги архимандрита Дорофея (Дбар) «Православная Церковь в Абхазии: прошлое, настоящее, будущее».

22-29 апреля 2018 г. доктор богословия, старший научный сотрудник отдела истории Абхазского института гуманитарных исследований им. Д. Гулия, архимандрит Дорофей (Дбар) принял участие в ХХХ международных «Крупновских чтениях» по археологии Северного Кавказа, где зачитал совместный доклад с Docteur des Lettres, France, с.н.с. отдела сравнительного культуроведения Института Востоковедения РАН, г. Москва Ендольцевой Екатериной Юрьевной, посвященный теме «Алтарная преграда из церкви в Дранде (Республика Абхазия): новые данные».

Данный доклад вошел в сборник материалов вышеназванной международной научной конференции (Кавказ в системе культурных связей Евразии в древности и средневековье. ХХХ «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Материалы международной научной конференции. Отв. ред. У. Ю. Кочкаров. Карачаевск, 22-29 апреля 2018 г. Карачаевск, 2018. — С.456−458).

На данный момент Председатель Совета СМА, руководитель Издательского отдела СМА, главный редактор религиозно-просветительского журнала СМА «Алашарбага» и Председатель правления культурно-просветительского центра «Адунеи».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *