Отец Ефрем ватопедский

Ефрем (Куцу)

В этой биографической статье не указана дата рождения. Вы можете помочь проекту, добавив дату рождения в текст статьи.

В Википедии есть статьи о других людях с именем Ефрем.

Архимандрит Ефрем

Αρχιμανδρίτης Εφραίμ

Игумен Ватопедского монастыря

c март 1990 года

Церковь

Константинопольская православная церковь

Образование

Афинский университет

Рождение

1956

  • Перистерона, Газимагуса, Турецкая Республика Северного Кипра

Отец

Сотирис Куцу

Мать

Василики Куцу

Принятие священного сана

Принятие монашества

Медиафайлы на Викискладе

Архимандрит Ефрем (греч. Αρχιμανδρίτης Εφραίμ, в миру Васи́лиос Куцу́, греч. Βασίλειος Κουτσού; род. 1956, Перистерона, Газимагуса) — архимандрит Константинопольской православной церкви, игумен (настоятель) Ватопедского монастыря на Афоне.

Биография

Родился в 1956 году в Фамагусте на Кипре в многодетной семье Сотириса и Василики Куцу. В семье было пятеро детей и двое от первого брака Сотириса с его первой супругой — Пантели. После окончания гимназии поступил в семинарию святого Варнавы в Никосии.

В 1974 году, после турецкого вторжения на Кипр, семья вынуждена была переселиться в деревню Терсефану, близ Ларнаки. Отец и двое братьев были захвачены турками.

С 1974 по 1978 годы обучался в Богословской школе Афинского университета, а по её окончании вернулся на Кипр, где преподавал в семинарии святого Варнавы в Никосии. В 1979 году, посещая кипрские монастыри, познакомился с киприотом — старцем Иосифом Ватопедским, который после кончины своего духовного наставника Иосифа Старшего Исихаста проживал некоторое время на Кипре в монастыре Иереон в Пафосе. Став учеником Иосифа Ватопедского, Василиос переехал с образовавшимся братством на Афон, где первоначально пребывал в монастыре Кутлумуш, а в 1981 году переселился в Новый Скит.

В 1982 году принял монашество в братстве старца Иосифа в Новом скиту на Афоне и в 1983 году последовательно рукоположён во иеродиакона и иеромонаха.

С 1987 года братство старца Иосифа приняло на себя труды по возобновлению монашеской жизни в Ватопеде, в этой связи по благословению Константинопольского патриарха вся братия в 1989 году была размещена в Ватопеде, а обитель преобразована из идиоритмической в киновиальную. В марте 1990 года иеромонах Ефрем был избран первым настоятелем (игуменом) Ватопеда. В апреле 1990 года состоялось возведение иеромонаха Ефрема в сан архимандрита и интронизация его в должности настоятеля. На торжествах присутствовал архиепископ Афинский Христодул, митрополит Димитриадский, губернатор Афона Константинос Лулис, проэпистатис Афона старец Феоклит из монастыря Дионисиат.

После кончины в июле 2009 года старца Иосифа Ватопедского, стал духовником братства Ватопеда.

24 декабря 2011 года, по возвращении на Афон из России, где участвовал в принесении Пояса Божией Матери, был задержан греческими службами правопорядка и 28 декабря препровождён в тюрьму Коридаллос (англ.)русск.. Был обвинен в том, что в 2001—2008 годах монастырь Ватопед обменял озеро Вистонида (с 890 года озеро принадлежало монастырю, но затем было незаконно отобрано греческими властями) на севере Греции с прилегающими участками на принадлежавшую государству недвижимость стоимостью, по разным оценкам, более 100 миллионов евро. Представители церковных, государственных и общественных структур России и Греции обратились к руководству Греции, выразив озабоченность принудительными методами решения возникшей проблемы. МИД Греции, в свою очередь, отрицательно прореагировало на ноту российского МИДа. Регулярную духовную поддержку архимандриту Ефрему в тюрьме оказывал митрополит Месогейский Николай (Хаджиниколау).

30 декабря в Москве и Санкт-Петербурге у дипломатических представительств Греции начались пикеты протеста в поддержку заключённого (предварительное заключение по законодательству Греции может продолжаться до 1,5 лет), а председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов заявил о намерении России в январе 2012 года поднять вопрос о судьбе старца Ефрема на сессии ПАСЕ, если до этого времени вопрос не будет урегулирован. Вместе с тем, Константинопольский патриархат, в ведении которого находятся все афонские монастыри, призвал Русскую православную церковь и другие автокефальные церкви не вмешиваться в дело архимандрита Ефрема.

29 марта 2012 года апелляционный суд постановил заменить меру содержания под стражей на залог в 300 тысяч евро. Кроме того, игумену Ефрему запрещено отлучаться из своего монастыря и покидать территорию Греции, а также предписано регулярно отмечаться в полиции.

21 марта 2017 года был полностью оправдан судом.

Согласно публикации «The National Herald» от 12 октября 2018 года, посетил Белый дом в Вашингтоне, где имел встречи с должностными лицами аппарата Белого дома, а также с послом по вопросам международной религиозной свободы Сэмюэлем Браунбеком и другими сотрудниками Государственного департамента США; в ходе встреч рассказал о проблемах, с которыми сталкивается Вселенская патриархия, и разрушении турками церквей и святынь Кипра.

В начале февраля 2019 года как член делегации Вселенского патриархата прибыл в Киев на интронизацию митрополита Епифания (Думенко), был госпитализирован, 2 февраля был эвакуирован в Швейцарию для медицинского обследования.

Примечания

  1. Ο Ηγούμενος Γέροντας Εφραίμ στον ΑΝΤ1 της Κύπρου. (греч.)
  2. Архимандрит Ефрем Ватопедский.
  3. Настоятель Ватопеда арестован, его вывезли с Афона. Интерфакс.
  4. Апелляционный суд Греции считает афонского архимандрита Ефрема опасным для общества. pravoslavie.ru.
  5. Послание Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Греческой Республики Каролосу Папульясу. patriarchia.ru.
  6. МИД РФ выразил озабоченность арестом игумена Ватопедского монастыря. РИА Новости, 28.12.2011.
  7. Греческие иерархи выступают против ареста игумена Ефрема. РИА Новости, 26.12.2011.
  8. Греция просит РФ не указывать ей в вопросе о задержании игумена Ефрема. РИА Новости, 28.12.2011.
  9. Митрополит Месогейский Николай: «Тюрьмы — слава Церкви». Православие и мир.
  10. В Москве у посольства Греции прошёл пикет в защиту настоятеля Ватопеда. Православие и мир.
  11. В Петербурге сегодня митинговали сторонники греческого архимандрита Ефрема. Газета.ру.
  12. Россия намерена поднять вопрос о судьбе старца Ефрема на сессии ПАСЕ Архивная копия от 14 января 2012 на Wayback Machine.
  13. РПЦ не следует вмешиваться в дело архимандрита Ефрема, заявляет Константинопольский патриархат. ИТАР-ТАСС.
  14. Игумен монастыря Ватопед Ефрем будет освобожден из-под стражи. РИА Новости, 29.3.2012.
  15. ΑΘΩΟΙ ΟΛΟΙ ΓΙΑ ΤΗΝ ΥΠΟΘΕΣΗ ΒΑΤΟΠΑΙΔΙΟΥ (греч.). Romfea.gr. Дата обращения 15 марта 2017.
  16. Kalmoukos Th. Elder Ephraim Visits the White House and State Department. The National Herald (12 октября 2018). Дата обращения 20 апреля 2019.
  17. Kalmoukos Th. Elder Ephraim of Vatopedi Transported to Switzerland for Medical Observation. The National Herald (5 февраля 2019). Дата обращения 20 апреля 2019.

Ссылки

  • Архимандрит Ефрем (Кутсу)
  • Дело монастыря Ватопед: о чем спор?
  • Декларация, подписанная более чем двумя стами келлиотов Святой Горы
  • Архимандрит Ефрем Ватопедский: Бог никогда не оставляет человека

Как прельщают избранных, или Почему игумены Афона собрались к Епифанию

В преддверии «интронизации» главы ПЦУ Епифания Думенко греческий церковный сайт «Ромфея» опубликовал неожиданную новость: на это мероприятие прибудут игумены двух афонских монастырей. Что же заставило почтенных старцев участвовать в этом беззаконии?

Скриншот сайта «Ромфея»

Всегда на стороне УПЦ

«Ромфея» не назвала имен этих игуменов, однако в сообщении особо подчеркнуто, что Священный Кинот Святой Горы Афон принял решение не направлять своих представителей на интронизацию главы ПЦУ. Таким образом, эти настоятели не будут представлять братство Святой Горы, а приедут в Киев в качестве членов делегации Константинопольского патриархата. Некоторые украинские новостные сайты перепечатали эту новость, а один из них даже уточнил, что этими игуменами будут Ватопедский Ефрем и Ксенофонтский Алексий.

Оба этих игумена поддерживали довольно тесные контакты как с Украинской, так и с Русской Православными Церквами. Неоднократно бывали в Украине и всегда выражали самую широкую поддержку УПЦ перед лицом раскольников.

Игумен монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий в 2013 году привозил в Украину десницу великомученика Георгия Победоносца. В 2017 году приезжал поклониться святым Киево-Печерской лавры.

Архимандрит Алексий и Митрополит Онуфрий, Киев, 2017 г.

В том же году празднование 50-летия иерейской хиротонии архимандрита Алексия посетила представительная делегация от УПЦ во главе с архиепископом Львовским и Галицким Филаретом и епископом Бородянским Варсонофием (ныне архиепископ Винницкий и Барский).

Архимандрит Алексий неоднократно давал интервью и отвечал на вопросы, касающиеся Украины. Вот некоторые его высказывания: «Сегодня мы видим возвращение язычества или наступление сект, расцвет ереси этнофилетизма на украинской земле. Все это говорит только о том, что украинцы сами делают такой выбор – отступить от христианства, отвернуться от Христа, единственной канонической Церкви – Украинской Православной Церкви. <…> Это означает, что украинцы выбирают не спасение, а погибель, отдаются во власть своих грехов, страстей, слабостей. И это очень плохо».

Украинских раскольников он неизменно называл «врагами Церкви» и предупреждал, что «раскольники и те, кто хочет повредить Украинской Православной Церкви, никогда не будут иметь благословения Божия».

Архимандрит Алексий и архиепископ (ныне митрополит) Запорожский Лука, Афон, 2016 г.

Что касается настоятеля афонского монастыря Ватопед архимандрита Ефрема, то этот старец еще более активно поддерживал УПЦ и многократно бывал в нашей стране.

Архимандрит Ефрем и архиереи УПЦ, Борисполь, 2017 г.

В 2017 г. архимандрит Ефрем привозил в с. Ковалевку святыни с Афона: частицы мощей святителя Спиридона Тримифунского, а также святых мучеников Кельсия, Гервасия и Протасия.

Свято-Анастасиевский женский монастырь села Ковалевка, 2017 г.

Летом 2018 г. архимандрит Ефрем приезжал в Ольшанский монастырь, посвященный Ватопедской иконе Божией Матери «Отрада и Утешение».

Настоятельница Ольшанского женского монастыря игумения Арсения принимает в дар от старца Ефрема икону Божией Матери

В 2015 г. архимандрит Ефрем заявил в одном из интервью: «Обращаюсь к украинскому народу и прошу, чтобы они держались канонической Православной Церкви, которую возглавляет Блаженнейший Митрополит Онуфрий. И я с любовью вас прошу, чтобы мы стали членами канонической Церкви. И вся Святая Гора принимает и признает только каноническую украинскую Церковь во главе с Митрополитом Онуфрием».

В декабре 2017-го он обратился к нашему народу в рамках проекта «Слово к украинцам», где сказал по поводу раскола следующее: «Раскол режет, как ножницами, и тот, кто ушел в раскол, должен понять: он уже вне лона Церкви. Мы тут, на Святой Горе, очень скорбим из-за раскола украинской Церкви, который совершил Филарет. Поэтому мы просим всех наших братьев, которые ушли из канонической Церкви, обращаемся и просим, чтоб они вернулись в лоно Православной канонической Церкви».

В голове не укладывается, как человек, сказавший такие слова, собирается участвовать вместе с Филаретом Денисенко в интронизации Епифания Думенко! Но это вполне может произойти в воскресенье 3 февраля в Киеве.

Следы Госдепа США

Что же заставило двух почтенных афонских старцев объявить о своем участии в раскольнической деятельности? В отношении архимандрита Алексия мы можем только предполагать, что свою роль сыграло его давнее знакомство с патриархом Варфоломеем – еще задолго до того, как первый стал настоятелем монастыря Ксенофонт, а второй – Константинопольским патриархом.

Но в случае с Ефремом Ватопедским все совершенно однозначно. Его приезд в Киев – это результат планомерной работы Госдепартамента США и шантажа со стороны Его Всесвятейшества.

Судите сами. 14 апреля 2018 г. работу с патриархом Варфоломеем провел посол Государственного департамента США по вопросам международной религиозной свободы Сэмюэль Браунбек. Он же прилетал 11 сентября в Киев, в самый разгар переговоров об объединении раскольников в единую религиозную структуру. А уже 17 апреля Афонский монастырь Ватопед посетил экс-посол США в Украине Джеффри Пайетт.

Экс-посол США Джеффри Пайетт и игумен Ватопеда архимандрит Ефрем (Куцу)

Американский политик провел переговоры с архимандритом Ефремом и одним из самых авторитетных архиереев Элладской Православной Церкви, митрополитом Навпактским Иерофеем (Влахосом). «Имел честь встретиться с митрополитом Иерофеем Нафпактским в Ватопеде. У нас была важная дискуссия о Православии во всем мире и поддержке США Вселенского патриархата», – написал Пайетт в своем Twitter.

А совсем недавно, 12 октября 2018 года, архимандрита Ефрема вызывали в Вашингтон: в Белый дом и Госдепартамент.

Архимандрит Ефрем в Госдепартаменте США

Здесь с ним работали начальник отдела Бюро разведки и исследований Госдепартамента США Евгений Фишель, спецсоветник помощника госсекретаря по европейским и Евразийским делам Весс Митчелл, заместитель помощника секретаря по Европе Джордж Кент и все тот же Сэм Браунбек, который играет в операции по созданию ПЦУ одну из основных ролей.

Власти против Церкви

Издание «National Herald», которое сообщило об этом событии, назвало темой переговоров «дела Вселенского патриархата, возобновление деятельности богословской школы на Халки и разрушение Турцией храмов и монастырей в Северном Кипре».

Однако все прекрасно понимают, что настоятель одного из Афонских монастырей совсем не тот человек, с которым необходимо решать подобные вопросы на столь высоком дипломатическом уровне.

На самом деле речь шла об участии Афона в признании детища Госдепартамента США – ПЦУ, а в более широком смысле – об уменьшении влияния Русской Православной Церкви в Греции и в частности на Афоне.

Подобную политику уже много месяцев проводят греческие власти во главе с премьер-министром Алексисом Ципрасом, который открыто заявляет о своей враждебности к Православной Церкви и желании выдавить ее на обочину общественной жизни в Греции.

Греческое правительство приняло решение убрать из школьной программы изучение Православия как традиционной религии греческого народа, лишить священников и церковнослужителей бюджетного финансирования, создать специальную организацию, которая будет использовать собственность Церкви в государственных нуждах и т.д. Одно из самых одиозных решений властей Греции – признание однополых браков. Также в рамках навязанной американцами антиправославной политики правительство Ципраса несколько месяцев назад устроило скандал с отказами в выдаче священникам въездных виз в Грецию.

Неудивительно, что греческие власти могут участвовать в давлении как на Элладскую Православную Церковь, так и на афонские монастыри, принуждая их признать ПЦУ.

А для давления лично на настоятеля Ватопеда у греческих властей есть прекрасный повод.

Под угрозой тюрьмы

Главным рычагом давления на настоятеля Ватопеда может оказаться угроза возобновления против него уголовного дела, по которому он даже сидел в тюрьме в 2011-2012 гг.

Обвиняли архимандрита Ефрема в том, что в 2008 г. Ватопед передал греческому правительству озеро Вистонида с прибрежными территориями в обмен на 260 ценных участков земли, в том числе в столице Греции. Через некоторое время власти начали настоящую травлю монастыря Ватопед и лично архимандрита Ефрема под предлогом того, что стоимость земли якобы была необоснованно завышенной.

Вскоре травля переросла в уголовное дело, и архимандрита Ефрема арестовали. Причем арестовали с помпой, проведя показательную акцию устрашения: полиция отправила на Афон отряд спецназа, который перекрыл для этого всеобщий доступ на Святую Гору и захватил старца, как будто тот был особо опасным террористом.

Судебный процесс и следствие длились целых восемь лет, после чего прокурор Василики Крина, занимавшаяся «Ватопедским делом», заявила, что не находит в нем состава преступления. Но любой юрист знает, что при желании любое уголовное дело можно возобновить с формулировкой «по вновь открывшимся обстоятельствам».

После оправдательного приговора, снявшего с архимандрита Ефрема все обвинения, он дал интервью, в котором были такие слова: «Скорби и Крест – та необходимая цена, которую человек платит, чтобы испытать свою веру и иметь упование на воскресение. Это относится ко всем. Внешне борьба трудна, но ведет человека к обретению сверхъестественного мира Христова. Без подвига, без испытаний не может быть и умиротворения. Только Бог решает, как и когда мы будем испытаны».

Испытание на стойкость

И вот сегодня стойкость в вере всеми уважаемого настоятеля Ватопеда снова подвергается испытаниям. Угрозами и уговорами его пытаются заставить отвернуться от своего многолетнего друга Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, перестать поддерживать УПЦ, что он неизменно делал на протяжении десятилетий, и поучаствовать в кощунственной интронизации раскольников.

Сложно представить, какому давлению подвергается архимандрит Ефрем, ведь на заседании Священного Кинота Святой Горы Афон представители Ватопеда, как и большинства монастырей, высказывались категорически против отправки делегации в Киев.

Святой апостол Павел в Послании к Коринфянам среди своих скорбей называет одну из самых тяжелых: скорбь от лжебратий. «Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2Кор. 11, 26).

И если усилия США по разрушению Православия понятны, то вот деятельность Константинопольского патриарха в том же направлении – это уже настоящая скорбь. По данным источников СПЖ, патриарх Варфоломей пригрозил запретить архимандрита Ефрема в священнослужении, если тот не поедет к Епифанию Думенко. Братия Ватопеда воспротивилась идее поездки, но старец сказал, что, хотя и сам против, но примет как послушание, и попросил за себя молиться.

«Вся Святая Гора принимает и признает только каноническую украинскую Церковь во главе с Митрополитом Онуфрием».

Игумен афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем (Куцу)

А старца Ефрема за два дня до намеченной интронизации главы ПЦУ госпитализировали в одну из больниц Киева с инфарктом, и в предстоящем кощунстве принимать участия не будет. Сердечные приступы и ранее преследовали отца Ефрема, пережил он и операцию по стентированию сердца.

Из-за этой «услуги» здоровья старца попытка Фанара соблазнить избранных на интронизацию раскольников терпит фиаско. На это кощунственное мероприятие не направила свою делегацию ни одна Поместная Церковь и ни один афонский монастырь. Делегация Константинополя будет состоять примерно из тех же лиц, которые руководили «объединительным Собором» 15 декарбя 2018 г. в Киеве: митрополита Галльского Эммануила и митрополита Адрианопольского Амфилохия. О прибытии экс-экзархов пока не сообщали.

А присутствие настоятеля Ксенофонта архимандрита Алексия, если он не сможет уклониться от участия в беззаконии под каким-либо предлогом, будет иметь примерно то же значение, что и участие митрополитов Симеона (Шостацкого) и Александра (Драбинко) в «объединительном Соборе», – видимость признания.

И в итоге вопрос остается все тот же: так ли должна создаваться Поместная Церковь? Судя по происходящему, ответ очевиден любому – даже совсем далекому от Церкви человеку.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *