Отец феодосий саввино Сторожевский

подвижники

Вверху: Последний обер-прокурор Синода

А.Д. Самарин — один из фигурантов «дела церковников».

Вверху справа: Зима. Вид со звонницы.

Справа: Молчаливая стена.

дучи вызван для осмотра раки преподобного. Некоторые другие члены совета вели себя в алтаре не менее нагло. Когда святые мощи вновь поместили в раку, безбожники сами разложили их так, «чтобы посмешнее выглядели», и запретили что-либо менять.

Несколько дней спустя в Москву, в наркоматы внутренних дел и юстиции, было направлено письмо-жа-лоба с просьбой прекратить безобразия. Его подписали 113 человек, среди которых были монахи обители и местные жители (почти всех их в дальнейшем ожидала страшная участь). Но ничего не помогло: уже 5 апреля мощи преподобного вывезли из монастыря.

15 апреля несколько прихожан отправились в Москву к профессору церковного права Н.Д. Кузнецову, бесстрашному защитнику церковных святынь. На следующий день в Совнарком было подано заявление с протестом по поводу увоза святых мощей и просьбой произвести дознание и привлечь виновных к ответственности. Заявление завершалось кратким объяснением со ссылками на святых отцов, что под святыми мощами подразумеваются любые останки (не только нетленные) и поэтому борьба большевиков против так называемого церковного обмана нелепа.

Вести следствие поручили следователю Наркомюс-та Шпицбергу. Этот специалист по борьбе с религией, открыто подтасовав показания свидетелей и, видимо,

не побрезговав физическим воздействием, перевернул дело с ног на голову: одинаковыми штампованными фразами свидетели отказывались от своего апрельского заявления и по большей части признавали, что никаких кощунств не было. Игумен Иона направил из Таганской тюрьмы обширное заявление в трибунал, в котором разоблачал лживые показания, сфабрикованные Шпицбергом.

Карикатурное «расследование» закончилось обвинением монахов и прихожан в дискредитации советской власти. Действия распоясавшихся хулиганов признали «правильными и соответствующими революционной дисциплине». Профессора Кузнецова привлекли к делу в качестве обвиняемого как «интеллектуального руководителя всей этой компании» (хотя арестован он был еще до выводов «следствия»), монахов обвинили в инсценировке событий. Дело о кощунствах при вскрытии мощей переросло в «дело церковников». Профессора Кузнецова и последнего обер-прокурора Синода А. Д. Самарина приговорили к расстрелу (по амнистии заменили расстрел на фактически пожизненный срок — «до окончательной победы рабоче-крестьянской власти над мировым империализмом»), а отца Иону — к пятнадцатилетнему сроку (по амнистии срок сократили до пяти лет). Остальные получили по десять лет (по амнистии — три).

Освободившись из заключения (сокращенного в результате очередной амнистии до 20 месяцев), отец Иона вернулся игуменом в Гефсиманский скит, откуда пропал (возможно, будучи репрессирован) в 1929 году.

Большинство туристов едет в Звенигород чтобы посмотреть главную достопримечательность этого небольшого городка — Саввино-Строжевский монастырь, основанный более 600 лет назад. Место это необычное, с давних лет привлекающее паломников, в числе которых были и высокопоставленные особы.

Саввино-Строжевский монастырь

Саввино-Строжевский монастырь находится в 2 км от Звенигорода и примерно в 5 км от железнодорожной станции Звенигород (Введенское). То есть, если вы приедете в Звенигород на электричке, то от железнодорожной станции нужно сразу брать такси и вместе с ним отправляться к монастырю.

Мы же во время майских каникул в Звенигороде добирались в Саввино-Строжевский монастырь из самого Звенигорода пешком, вдоль трассы. Надо признаться, что дорога пешком к монастырю не самая живописная, к тому же займет примерно минут 30 прогулочным шагом. Поэтому будет лучше доехать до монастыря на транспорте.

Дорога к монастырю

В выходные дни около монастыря очень тяжело припарковать машину, даже несмотря на то около дороги есть организованная парковка. Рекомендую посетить монастырь в будни, и не спеша ощутить всю глубину этого места.

Сегодня в этих стенах находится ставропигиальный мужской монастырь, поэтому при посещении этого места лучше соблюдать стандартные правила (женщинам рекомендуется посещать монастырь в юбке и в платке).

Достопримечательности Саввино-Строжевский монастыря

Основными достопримечательностями безусловно является Рождественский собор, где хранятся мощи святого Саввы. Особенно ценными являются росписи собора, сохранившиеся с XVII века. Кроме того, в Царицыных палатах Саввино-Строжевского монастыря сегодня располагается экспозиция Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея.

Схема монастыря. Источник http://zvenmuseum.ru/

Вход на территорию монастыря бесплатный , а вот для посещения музеев необходимо приобрести билеты в кассе, которая находится у главного входа в монастырь (в понедельник выходной).

История Саввино-Строжевского монастыря

На высокой горе Сторожке в 1398 году преподобный Савва, личный духовник князя Юрия Звенигородского, основывает монастырь. Поначалу была выстроена небольшая деревянная церковь, и вырыта келейка, в которой преподобный проводил время в уединении и молитве. Но очень скоро молва об этом месте разнеслась по округе, и начали стекаться послушники, ищущие духовного наставления у мудрого старца. Строились новые кельи, новоиспеченный монастырь обнесли деревянной оградой, а благодарный князь отдал в распоряжение монастыря несколько деревень, прибыль от которых уходила на обустройство обители.

Сегодня перед монастырем можно увидеть памятник Преподобному Савве.

Преподобный Савва

Первая каменная церковь в монастыре выстроена в 1405-1407 годах. В это же время умирает преподобный Савва, которого похоронили в стенах храма. Собор во многом повторяет Успенский храм на Городке в Звенигороде, построенный примерно в это же время и опять же по заказу Юрия Звенигородского.

Стоит отметить, что собор Рождества Богородицы это один из четырех сохранившихся белокаменных храмов XIV-XV веков. Изнутри храм расписан фресками, но до наших дней сохранилась лишь часть с изображением пустынников, остальные были заменены после разрушения храма в XVII веке. Кстати, тот иконостас, который мы можем видеть сегодня, относится к этому же времени.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор

Князь Юрий всячески заботился о монастыре, пытаясь его превратить в придворную обитель. Но, кроме того, монастырь играл роль приграничного форпоста Московского княжества, которое на то время было не очень большим. Возможно именно с расчетом на такую «дополнительную функцию» было выбрано место для монастыря, на горе Сторожке, с которой открывался хороший обзор местности.

Стоит отметить, что жизнь князя Юрия была очень насыщенной. После смерти старшего брата Московского князя Василия I, много лет посвятил борьбе за великокняжеский престол. Несколько раз ему удавалось занять Московский трон. Но о монастыре князь не забывал никогда.
История монастыря продолжалась и после смерти Юрия Звенигородского. Монастырь все разрастался и так и остался «придворным». Каждый князь приезжал сюда. Был здесь и Иван Грозный, и его сын Федор, смерть которого означала конец царской династии Рюриковичей.

После смерти последнего Рюриковича на Русь пришла смута. Я не буду вдаваться в подробности царских переворотов, но вот на Савво-Сторожевском монастыре этот период отразился весьма плачевно. Монастырь был сильно разрушен, так как воспользовавшись нестабильной ситуацией и слабостью царей (а менялись они по нескольку раз в год) этого времени начали свое наступление шведы, ливонцы, поляки, да все кому не лень — отпора же не было.

На территории монастыря

Савво-Сторожевский монастырь и династия Романовых

Для монастыря это время стало периодом Возрождения и расцвета. Обитель возродили, из Москвы в Савво-Сторожевский монастырь проложили Царскую дорогу, а преемник Федора Михайловича император Всея Руси Алексей Федорович даже здесь устроил свою резиденцию, для чего были построены царские палаты.
Существует легенда, по которой царь Алексей однажды приехал на богомолье в Звенигородский монастырь. После службы царь и его свита отправились на охоту. Как уж так вышло, что царь остался один в лесу без охраны, и именно в этот момент перед государем оказался медведь, который вот-вот готов наброситься, но его отпугнул внезапно появившийся инок. Когда все возвратились в монастырь после охоты, царь Алексей Федорович взглянул на икону преподобного Саввы.. И узнал своего спасителя.

Через месяц гроб преподобного Саввы был открыт, произошла канонизация. Император Алексей лично присутствовал при этом и затем в честь события приказал отлить колокол вес которого был 21 тонна. Что случилось с этим колоколом не известно, но сегодня он утерян.
Символом Звенигорода, стал другой колокол, также отлитый по приказу царя Алексея. Вес колокола 35 тонн и в народе его называли «Благовестник». Внизу колокола на кромке, есть письмо, где говорится об особом расположении царя к монастырю.
Монастырь вырос из обычной обители и превратился в Лавру. На территории были построены не только многочисленные храмы, но и Царицыны палаты, резиденция царя, трапезная.

Царский дворец

Стены монастыря укреплены сторожевыми башнями.

Сторожевые башни

После смерти царя Алексея, монастырь оставался царской обителью, правда резиденция перешла вновь в Москву. Стоит отметить, что пришлось монастырю быть и убежищем для царских детей во время Стрелецкого бунта. Здесь укрывалась царевна Софья с меньшими братьями Иваном и Петром.

Царицыны палаты

Царицыны палаты

Царь Петр не отличался особой тягой к монастырям, все больше к казармам, поэтому монастырь постепенно утрачивал свое значение. Да и царская столица переместилась из Москвы в Петербург. Но все же сюда приезжала императрица Елизавета Петровна и Екатерина II. После реформы монастырь потерял часть своих земель, и здесь оставалось 33 монаха.

Почему Саввино-Строжевский монастырь не сожгли французы

Жизнь протекала тихо и мирно вплоть до 1812 года, когда нависла новая угроза — Наполеон и его имперские планы.
Возле Звенигорода был дан бой, который задержал наступление французов на Москву на шесть часов. Но все же не остановил. И поэтому в августе в стены обители вошел генерал Богарне. Стоит отметить, что французы на русской земле вели себя как настоящие варвары — рушили, жгли, разваливали, ну точь-в-точь, как монгольское иго в свое время. Такая участь ждала и Звенигородский монастырь. Но здесь вмешалось провидение — к Евгению Богарне явился преподобный Савва и сказал, что если обитель и мощи не тронет, то он вернется живым во Францию. В монастыре генерал увидел икону с изображением, приходившего к нему старца и послушался его, не разрушил обитель, хотя в ходе сражений разрушения были. Да и преподобный Савва сдержал свое слово и Евгений Богарне вернулся живым во Францию, и даже без единого ранения.
Но мало того, он единственный из всех генералов, которые участвовали в походе на Россию, кто дожил до глубокой старости, и все это время оставался уважаемым человеком.
После окончания войны монастырь вновь восстановили на средства царских пожертвований и благотворительных взносов богатых звенигородцев. Монастырь вновь засиял, обласканный царственной семьей.

Саввино-Строжевский монастырь

Судьба Савво-Строжевского монастыря после революции

После революции 1918 года монастырь закрыли, а святые мощи преподобного Саввы изъяли, чем вывали бурю протестов горожан и последовавшие аресты. Интересно, что этот поворот истории преподобный Савва предсказывал перед своей кончиной. Он говорил, что придет время, когда люди забудут Бога и ему придется уйти из монастыря, но он не исчезнет, а будет в тайном месте молиться за заблудшие души перед концом света. Его слова были даже напечатаны в большевистских газетах, как подтверждение контрреволюционности монашества. В Советское время здесь располагались многие учреждения от воинской части и санатория, до музея.
Не обошлось без загадок. Так в 1918 году монахи, не дожидаясь прихода большевиков, решили спрятать сокровища, и бросили все в пруд. Сколько потом не искали чекисты ничего не нашли, ни в двадцатые годы, ни в тридцатые, когда поиски возобновили. Тайна этих сокровищ до сих пор не разгадана.
После падения советского режима, обитель ожила. Мощи вернули назад, возобновили богослужения, и пришли в монастырь новые послушники.

Сегодня Саввино-Строжевский монастырь можно посетить как в качестве паломника, так и в качестве туриста, ведь на территории монастыря в Царицыных палатах, расположен музей. Через башню, которая находится слева от входа (там находится кафе) можно выйти на стену монастыря.

А если выйти с территории монастыря — то перед нами будет смотровая площадка с великолепным видом на окрестности.

Смотровая площадка около Саввино-Строжевского монастыря

В целом, Саввино — Строжевский монастырь — это место обязательное к посещению. Что-то здесь определенно точно есть.

Кстати, не торопитесь быстро отсюда уехать — рекомендую прогуляться (или доехать) до скита и купальни. О чем будет мой следующий рассказ.

Как добраться до Саввино-Строжевский монастыря в Звенигороде

1. Общественным транспортом.

На электричке с Белорусского вокзала нужно доехать до Звенигорода, далее — на автобусе по маршруту № 23 или 51.

2. На автомобиле:

— Рублево-Успенское шоссе -надо ехать до указателя «Николина гора», далее надо сделать поворот на деревню Грязь. После этого нас. пункта — налево до Звенигорода и прямо до Саввино-Строжевского монастыря.

— Можайское шоссе — двигаться через Одинцово до Малых Вязем, повернуть на Звенигород, далее следовать по указателю до Саввино-Строжевского монастыря.

-Новорижское шоссе. Надо ехать до 48 км, где развязка на Звенигород. Далее — по указателю.

Координаты

Музей открыт для посетителей с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме понедельника

Недавно решили с мамой спонтанно в воскресенье сорваться куд-нибудь в область погулять, чтобы разнообразить московские выходные. Выбор пал на расположенный в черте подмосковного Звенигорода Саввино-Сторожевский монастырь, который оказался отличным местом.
1. Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высокой горе Стороже, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась.
Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV века (1402 год) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода).
2. В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Фёдор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесён каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Архимандрит Никанор (1654—1658) впоследствии стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту Старой Веры.
К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе.
На фото Красная башня с храмом святого Алексия, человека Божия. Главный вход в обитель — Святые ворота — находится под Красной башней, которая вместе с надвратной Сергиевской (ныне — Троицкой) церковью, была включена зодчими в ансамбль Святого хода. Два разной величины сводчатых проезда ворот вели во внутренний дворик, который соединен с подклетом надвратной церкви. С наружной стороны Красную башню украшают сохранившиеся с XVII в. киоты с изображениями Богоматери, преподобных Сергия и Саввы. Башня сооружена по всем правилам фортификационного искусства: имела несколько рядов ворот и опускающуюся металлическую решетку.
Наверху башни находилась смотровая площадка. Над башней был помещен государственный герб — двуглавый орел. Над Святыми вратами на Красной башне в 1883 г. была устроена церковь во имя Алексия, Человека Божия и освящена в 1884 г. Церковь была теплой и предназначалась для служения ранних литургий в зимнее время.
У подножья Красной башни проходили важные церковные церемонии: здесь встречали древний образ преподобного Сергия, приносимый из Лавры. Облик башни и Святых ворот запечатлены на картинах многих художников, в том числе И.И. Левитана и М.В. Якунчиковой.
3. Во время Отечественной войны 1812 года из Саввино-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин (Виноградский). Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. 12 сентября 1812 года у стен монастыря состоялся бой под Звенигородом. Монастырь, занятый после этого французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель.
В 1917 году настоятелем монастыря был назначен будущий священномученик Димитрий (Добросердов). В мае 1918 года сюда прибыл с мандатом продкомиссара некто Константин Макаров. Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преподобного Саввы Сторожевского, что стало причиной Звенигородского мятежа. Участники мятежа убили Макарова и ещё двух коммунистов, но подошедший вскоре вооружённый отряд из Дедовска подавил восстание. В середине 1919 года монастырь был закрыт. В 1941 году во время эвакуации сломали уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол (изображённый на гербе Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале XXI века на замену этого колокола был установлен другой, столь же массивный). В 1986 году сгорел деревянный шатровый верх одной из монастырских башен.
4. 9 февраля 1995 года между Администрацией Московской области и Московским патриархатом был подписан договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождавшимся монастырём части зданий обители, а сам монастырь получил статус ставропигиального.
К тому моменту монастырь находился в плачевном состоянии и нуждался в срочной реконструкции. По воспоминаниям архимандрита Саввы (Фатеева), работы по его восстановлению велись медленно. «Службы велись по музейному распорядку. Если повсеместно всенощная начиналась где-то в 5 часов вечера, то у нас — в 2. Потому что в 5 музей уже закрывался. Монахов не было. Был один трудник — даже не трудник, а просто охранник. Ситуация была плачевная, она не устраивала ни церковное начальство, ни самого тогдашнего наместника отца Иеронима».
В августе 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь праздновал 600-летний юбилей. Святейший Патриарх Алексий II после литургии в Свято-Даниловом монастыре торжественно перевёз в Звенигород мощи преподобного Саввы — основателя обители. В 2007 году был открыт памятник преподобному Савве. Ныне в обители 30 монахов. Восстановлен иконостас XVII века, отреставрированы фрески.
В монастыре готовят легендарный квас, настаивая на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение). При монастыре (в специальном здании за пределами основной территории) планируется открыть Музей церковного вина.
5. От монастырских стен открываются потрясающие виды на русские просторы.
6. Трапезная палата (1652-1654 гг., перестраивалась в начале XIX века), а за ней звонница — самое высокое и одно из самых красивых строений монастыря. Живописное четырехъярусное здание колокольни выстроил в 1652 году зодчий И. М. Шарутин, украсив ее несколькими башенками с декоративными шатрами и устроив во втором ярусе небольшую церковь во имя прп. Сергия Радонежского. И колокольня, перекликаясь художественным оформлением с надвратным Троицким храмом, очень гармонично дополнила общую архитектурную композицию Соборной площади.
На колокольне располагались 16 колоколов разных размеров и веса. В честь прибытия в Москву Вселенских Патриархов в 1667–1668 годах колокольню Сторожевского монастыря украсил самый большой колокол, отлитый прямо на территории обители известным московским колокололитейщиком Александром Григорьевым. Вес Благовеста был без малого 35 тонн, а звон такой густой и мелодичный, что был слышен даже в Москве. Тогда же царь Алексей Михайлович подарил монастырю часовой колокол вместе с часами, вывезенный из Смоленска и установленный в специально построенной башенке на монастырской звоннице. В XVIII столетии изображение Благовеста появилось на гербе Звенигорода и колокол стал символом города.
После ухода французов из Москвы в 1812 году на звоннице установили новые часы, а современный циферблат появился на колокольне в 1980 году.
В настоящее время на колокольне 12 колоколов, в число которых входят Благовестник, полиелейный, шесть подзвонных, три зазвонных колокола, отлитые российскими мастерами на средства благотворителей, и один старинный часовой колокол XVII столетия, уцелевший до наших дней.

8. Собор Рождества Богородицы. Один из четырёх сохранившихся до наших дней храмов в стиле раннемосковского зодчества. Построен в 1404–1405 годы. Достраивался в середине XVI века построен придел Преподобного Саввы. В середине XVII века возведены южная галерея и западная паперть. В XIX веке – крыльцо.
Сохранились фрагменты росписей XV века мастеров круга Преподобного Андрея Рублёва. В середине XVII века собор был расписан царскими изографами, создан уникальный пятиярусный иконостас, почти полностью сохранившийся и восстановленный к 600-летию обители.
9. Царицыны палаты. Построены в 1650-1652 гг. для первой жены Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской. До 1828 г. Дворец государыни имел деревянный второй этаж. В настоящее время — музей.
10. Деталь росписи надвратного храма Живоначальной Троицы.

15. Большой братский корпус (первый этаж построен в XVII веке, второй надстроен в XIX столетии) и Малый келейный корпус, строительство которого было закончено в 1827 году. В XIX веке на втором этаже Большого братского корпуса располагались кельи, а также больница, аптека, братская богадельня.
Монахи в XIX столетии жили не только в братских корпусах, но и в зданиях Дворца и Царицыных палат, которые в то время утратили значение царских покоев.
Ныне братия проживает в Большом и Малом братских корпусах. Количество братии Саввино-Сторожевского монастыря достигает 50-ти человек, из них в монашеском и иноческом чине около 30-ти, остальные являются послушниками и трудниками.

17. Житная башня, в которой ранее хранились запасы зерна.
18. Слева расположен дворец царя Алексея Михайловича «Тишайшего». Сооружен в 1650-е гг. В 1686–1687 гг. по всей длине надстроен вторым этажом. Сильно пострадал от пожара 1721 г. и долгое время стоял без кровли. Восстановлен при Елизавете Петровне и Екатерине II, в 1775 г. подписавшей указ о создании в нем семинарии.
Белое здание с серой крышей длиной 100 метров. У каждого члена царской семьи здесь была отдельная комната. Изначально палаты были одноэтажные, второй этаж пристроили позже. Сейчас в здании находятся библиотека, богословские классы, монастырские лавки.
19. Трапезный храм иконы Казанской Божией Матери и Надвратный храм Живоначальной Троицы.
Трапезная церковь иконы Казанской Божией Матери (трапезная в честь Казанской иконы Божией Матери). Сооружена в 1807 г. как пристройка к надвратной Троицкой церкви, на средства графини Натальи Владимировны Шереметевой. Под сводом трапезной была устроена фамильная усыпальница.
Надвратная Троицкая церковь сооружена в 1652 г. Первоначально была освящена во имя преподобного Сергия Радонежского. Через подклет Троицкой церкви можно выйти к Красной башне.

25. Чуть выше по дороге расположены скит и пещера преподобного Саввы, а также братский корпус с домовой церковью святителя Николая. Домовая церковь находится на втором этаже братского корпуса Саввинского скита.
Скит был построен в километре от монастыря в 1862 г. на средства купца Цурикова на месте пещеры, которую, по преданию, выкопал сам преподобный Савва и в которой он в посте и молитве провел последние два года жизни. Храм во имя преподобного Саввы Сторожевского был освящен святителем митрополитом Филаретом (Дроздовым). Постепенно достраиваясь, скит к началу ХХ в. включал всего 17 построек: это каменные кельи при храме, двухэтажный братский корпус с домовой церковью святителя Николая и трапезной, деревянные кельи для монахов и паломников, подсобные помещения. Вся эта территория была обнесена кирпичной стеной с башнями.
По словам о. Петра, скит предназначался «для духовной жизни престарелой братии, которые там молились и трудились на собственном огороде и в саду». В годы советской власти 15 построек были уничтожены, остались только Малый скит и двухэтажный корпус, превращенный в военное общежитие. В настоящее время, по сообщению сайта «Седмица.Ру», в скиту живет братия под началом скитоначальника игумена Феодосия, однако богослужения в храме совершать запрещено в виду критического состояния здания.
Туда, к сожалению, попасть не удалось, так как было уже поздно. Сделал просто снимок издали.
26. Здесь же расположен святой источник-купальня преподобного Саввы Сторожевского. Это круглогодичная купель под крышей. Есть мужское и женские отделения с раздевалками. Также источник.

28. Ну и напоследок немного русских просторов. Это Москва-река, кстати.

32. Вид на монастырь от Москва-реки.

Очень настоятельно рекомендую к посещению всем, кто не был. И на этом на сегодня всё. И как минимум до следующей пятницы, потому что теперь уже сегодня вечером мы с товарищем уезжаем в славный город Петербург (а также Ленинградскую область), откуда писать большие посты не будет ну совершенно никакой возможности. Зато будет возможность отснять немало фотоматериалов для будущих постов. Спасибо за внимание и до новых встреч!

Tags: Звенигород, Московская область, Россия, Саввино-Сторожевский монастырь, история, природа, фото

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *