Отец Иисуса

Эссе 9

Родословия Христа в Евангелиях

(Матф. 1:1-17; Лук. 3:23б-38)1

Р.Л. Томас

Перевод с англ.: А.В. Прокопенко

PDF

Два автора: Матфей и Лука – приводят в своих Евангелиях родословия Иисуса Христа. Но стоит начать сравнивать между собой эти родословия, как немедленно появляется масса вопросов и трудностей. В первую очередь бросается в глаза то, что у Матфея список начинается с Авраама и нисходит к Иисусу Христу, тогда как у Луки он начинается с Иисуса и восходит к Адаму, сыну Божьему. Сам по себе этот факт не представляет трудностей для толкователя – по крайней мере, до тех пор, пока один из списков не будет перевернут для того, чтобы их удобнее было сравнивать. Мы замечаем, что только Лука приводит поколения от Адама до Авраама и что списки имен от Авраама до Давида у Матфея и Луки практически идентичны. Никаких проблем не возникает до тех пор, пока мы не начнем сравнивать две версии родословной от Давида до Иисуса Христа.

Список Матфея Список Луки (в обратном порядке)
Давид Давид
Соломон Нафан
Ровоам Маттафай
Авий Маинан
Аса Мелеай
Иосафат Елиаким
Иорам Иоанан
Озия Иосиф
Иоафам Иуда
Ахаз Симеон
Езекия Левий
Манассия Матфат
Амон Иорим
Иосия Елиезер
Иоаким Иосия
Иехония Ир
Салафииль Елмодам
Зоровавель Косам
Авиуд Аддий
Елиаким Мелхий
Азор Нирий
Садок Салафииль
Ахим Зоровавель
Елиуд Риса
Елеазар Иоаннан
Матфан Иуда
Иаков Иосиф
Иосиф (муж Марии) Семеий
Иисус Маттафий
Мааф
Наггей
Еслим
Наум
Амос
Маттафий
Иосиф
Ианнай
Мелхий
Левий
Матфат
Илий
Иосиф
Иисус («…был, как думали, Сын Иосифов…»)

Для тех, кто изучает согласование Евангелий, приведенное выше сравнение выявляет как минимум две проблемы: разница в числе поколений и несовпадение имен. Как можно примирить между собой эти два родословия, не погрешив против историчности ни одного из них?

Недавние критические исследования объявили предыдущие опыты гармонизации неудачными. И Уаэтьен, и М.Д. Джонсон без долгих рассуждений отвергают все прошлые попытки сохранить полную историческую достоверность родословий как неубедительные, натянутые и бессмысленные. В любом случае, говорят они, историчность никак не влияет на экзистенциальный отклик читателя или на понимание им новозаветного богословия. Каждая родословная, по мнению этих ученых, должна рассматриваться индивидуально, в рамках богословской направленности того Евангелия, в котором она помещена, и в свете идей, которые евангелист хотел обнародовать. Содержание и структура каждой родословной произвольны и приспособлены к целям евангелиста. Какими были эти цели, здесь обсуждать не имеет смысла, ибо анализ Уаэтьена и Джонсона основан на тех же предположениях и на той же методологии, что и большинство современных историкокритических работ по Новому Завету. Поверьте, что их анализ не лучше, чем исходные предположения и методология. К тому же, фундаментальный вопрос об исторической достоверности родословий Христа заслуживает более подробного рассмотрения. Итак, давайте обратимся к двум основным проблемам согласования родословий Иисуса Христа в Евангелиях.

Первая проблема, разница в числе поколений, решается проще. Хотя Матфей действительно называет между Давидом и Иисусом двадцать шесть имен, а Лука – сорок, нужно держать в уме два следующих фактора. Во-первых, нет ничего удивительного в том, если число поколений в одной линии родства нарастало быстрее, чем в другой. Во-вторых, что еще более важно, в иудейской ментальности слово сын могло означать просто потомок, и потому иногда оно относилось к внукам и правнукам (ср.: «Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова» – Матф. 1:1). Сходным образом, слово родил (Матф. 1:2-16) не обязательно означало «был действительным отцом», оно могло просто указывать на очередность происхождения. Само по себе то, что Матфей выстраивает свой список в виде трех групп по четырнадцать человек в каждой, подсказывает нам, что это было сделано ради удобства, а некоторые поколения могли быть опущены. Более того, нетрудно доказать, что родословная в Евангелии от Матфея действительно содержит пропуски (ср.: 4 Цар. 8:24; 1 Пар. 3:11; 2 Пар. 22:1, 11; 24:27; 4 Цар. 23:34; 24:6). Опущение некоторых имен в библейских родословиях не ограничивается этим случаем. Известно также, что у иудеев подобная практика встречалась довольно часто. Цель родословия – не перечислить все поколения, а установить факт происхождения от определенного лица. Как правило, в родословных списках оставлялись имена наиболее выдающихся предков.

Вторую проблему решить сложнее. В обоих списках между Давидом и Иосифом все имена разные, за исключением Салафииля и Зоровавеля (на схеме соединены пунктирными линиями). Как это объяснить? Некоторые экзегеты поспешно сложили оружие и даже предположили, что в родословия вкралась ошибка. Другие говорили, что эти родословные списки – всего лишь литературный прием, при помощи которого авторы хотели достичь определенных богословских целей (см. Эссе 5). Однако делались и попытки так или иначе согласовать родословия между собой. Четыре из них заслуживают внимания.

1. Юлий Африкан (ум. 240 г. по Р. Х.) предположил, что Матфей приводит родословную Иосифа по его фактическому отцу, Иакову, а Лука – по его приемному отцу, Илию. Согласно этому объяснению, Илий не оставил после себя детей, а его единоутробный брат Иаков, у которого была та же мать, но другой отец, женился на вдове Илия, после чего у них родился Иосиф. В результате этого левиратного брака получилось, что Иосиф был физическим сыном Иакова, а по иудейскому закону – еще и сыном Илия. Иаков был потомком Давида через Соломона, а Илий – через Нафана. Таким образом, и по иудейскому закону, и по физическому происхождению Иосиф имел права на Давидов престол, как и его законный (но не физический) сын Иисус. Итак, Матфей приводит физическую родословную Иосифа, а Лука – юридическую.

2. В своей классической работе «Рождение Христа от Девы» Дж. Грешам Мейчен отстаивает точку зрения, что у Матфея приведена юридическая родословная Христа, а у Луки, по большей части (он допускает возможность левиратного брака или перехода родословной на побочную линию), – физическая. Хотя в данной теории физическая и юридическая родословные поменялись местами, их цель видится прежней: подтвердить права Иосифа на Давидов престол. Согласно этой точке зрения, династия Соломона прервалась на Иехонии (Иер. 22:30). Когда же это произошло, право на трон унаследовал оставшийся в живых родственник из коллатеральной линии, потомок Нафана Салафииль (Матф. 1:12; ср. Лук. 3:27). Итак, Мейчен утверждает, что Матфей хотел проследить юридическое престолонаследие через Соломона и Иехонию, с переходом в этом пункте на побочную линию. Луку же интересовало физическое происхождение Христа от Давида через Нафана (опять же, с возможностью скачков на побочные линии или левиратных браков). Матфей начинает с вопроса: может ли Иисус претендовать на Давидов престол? Исходный вопрос у Луки иной: кто был отец Иосифа?

Эту точку зрения с небольшими вариациями поддерживало довольно большое число ученых, включая А. Гервея, Теодора Цана, Винсента Тейлора и Брука Весткотта.

3. Согласно третьей точке зрения, кажущееся противоречие между двумя родословиями возникло из-за ошибочного представления, что Лука намеревался показать происхождение Иосифа. На самом деле он приводит родословную Марии. Имя Иосифа стоит в ней вместо имени Марии, поскольку, женившись на ней, он стал сыном и наследником Илия (отца Марии). Сторонники этой теории предполагают, что Илий умер бездетным, и Мария стала его наследницей. Такую ситуацию описывают несколько текстов из книги Числа: 27:1-11; 36:1-12. Первый текст заповедует сохранять имя человека, умершего без сыновей и оставившего наследство дочерям. В случае Илия это могло осуществиться благодаря тому, что Иосиф стал членом семьи, женившись на дочери Илия. Имя Иосифа было включено в родословную, хотя на самом деле это родословная Марии. Таким образом, родословные у Матфея и Луки после имени Давида расходятся, потому что Матфей прослеживает происхождение Иосифа, а Лука – происхождение Марии (хотя в родословной указано имя Иосифа).

Каждая из этих трех точек зрения, в принципе, способна разрешить кажущееся противоречие между родословными Христа в Евангелиях От Матфея и От Луки, и каждая из них имеет в своем арсенале разумные доводы. Однако необходимо отметить, что все они основаны на догадках, которые не противоречат здравому смыслу, но могут оказаться ошибочными. Первые две теории разрешают проблему, предполагая левиратный брак или присутствие в родословных побочных линий. Третья теория исходит из предположения, что в Евангелии от Луки Иосиф занимает в родословной место Марии. Кроме того, первая теория нуждается в объяснении, почему не Матфей, а Лука интересуется юридической родословной Иосифа. И первая, и вторая теории нуждаются в объяснении, почему Лука, близко общавшийся с Марией, вдруг заинтересовался не ее родословием, а родословием Иосифа. Если Луку так сильно интересовала человеческая сторона жизни Иисуса, Его рождение и детство, то почему он так подробно расписывает происхождение человека, который был не физическим, а приемным отцом Христа? Все эти возражения не смертельны, однако они оставляют место для еще одной точки зрения, менее зависимой от догадок и не вызывающей подобных вопросов. И такая точка зрения существует.

4. Четвертая теория, как и третья, предполагает, что родословная в Евангелии от Луки принадлежит Марии, а не Иосифу, но по другим причинам. Согласно этой точке зрения, Илий действительно был отцом Марии, а Иосиф к данной родословной не имеет вообще никакого отношения, поскольку упомянут лишь как бы в скобках. Луки 3:23 следует прочитать так: «Иисус… был сын (как думали, Иосифов) Илиев…»2 Аргументы в пользу такой точки зрения, поистине, впечатляющие.

а. Обособление фразы «как думали, Иосифов» в пояснительное предложение и исключение его из родословной вполне оправданно с грамматической точки зрения. В греческом тексте имя Иосифа стоит без артикля, тогда как все остальные имена в списке сопровождаются артиклем. При помощи такого приема Лука показал, что имя Иосифа не должно пониматься как часть родословной. Люди ошибочно полагали, что Иисус был сыном Иосифа, на самом же деле это было не так. Он был сыном (то есть, внуком или потомком) Илия, отца (или прародителя) Марии. Это очень хорошо согласуется с рассказом Луки о непорочном зачатии, который наглядно показывает, что Иосиф не был физическим отцом Иисуса (Лук. 1:26-38).

б. Эта точка зрения сохраняет более естественное значение слова родил. Иными словами, глагол родил относится к действительному физическому рождению, а не к скачку на побочную линию родства.

в. Поскольку одна из основных тем Матфея – это отношение Иисуса Христа к Ветхому Завету и обетованному Мессианскому царству, то он демонстрирует происхождение Иосифа от Давида по линии Соломона. Эта родословная отражает легальное происхождение Иисуса, дающее Ему право на престолонаследие.

г. Лука подчеркивает человеческую сторону личности Иисуса, Его солидарность с людской расой и, как следствие, универсальность спасения. Поэтому он приводит физическую родословную Христа, показывая Его человеческое происхождение через Марию. По той же самой причине Лука возводит родословную к Адаму.

д. В ответ на возражение, что имя Марии в списке отсутствует, можно заметить, что женщины вообще редко упоминались в иудейских родословных. Сообразуясь с этим обычаем, Лука избегает включать имя Марии в список. Еще одно возражение – что иудеи никогда не приводили в официальных источниках родословий женщин – также не представляет проблем, так как это особый случай. Лука пишет о девственном зачатии, а как еще можно описать физическое происхождение человека, у которого не было отца по плоти? Более того, Лука уже продемонстрировал творческое отклонение от общих норм, поскольку начал родословие от Иисуса и возвел его к Адаму, вместо того чтобы, как это было принято, начать с какого-либо имени в прошлом и дойти до Иисуса.

е. Эта точка зрения позволяет легко решить вопрос об Иехонии (Матф. 1:11), предке Иосифа и потомке Давида по линии Соломона. Во 2-й Книге царств 7:12-17 Бог обещает Давиду увековечить царствование его потомков по линии Соломона. Позднее представителем царской династии, которой было обещано вечное пребывание на престоле, стал Иехония (в Книге пророка Иеремии и Книге Ездры – Иоаким). Однако за свои страшные грехи (2 Пар. 36:8-9) Иехония был проклят Богом и объявлен как бы бездетным, так что ни один из его потомков уже не мог воссесть на троне Давидовом (Иер. 22:30). Возникает дилемма. Именно через Иехонию должно было передаваться законное право на царствование. Престолу Соломона было обещано вечное процветание, и это обетование было безусловным. Однако ни один из физических потомков Иехонии царствовать не будет. Как могут одновременно исполниться и Божье обетование, и Его проклятие?

Прежде всего необходимо отметить, что пророк Иеремия не говорит ни того, что у Иехонии не будет семени, ни того, что его потомки будут лишены законных прав на престол. Законные права на царствование у них остались, и именно поэтому Матфей показывает происхождение Иосифа по линии Иехонии. В 1-й главе 16 м стихе Матфей указывает на то, что Христос был рожден от Девы, и тем самым подчеркивает, что проклятие Иехонии на Него не распространяется. В конце родословия он отступает от обычной манеры изложения, избегая говорить, что Иосиф (потомок Иехонии) родил Иисуса. Вместо этого он пишет: «…Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус…» По плоти Иисус был сыном одной только Марии, которая не была из рода Иехонии, Иосиф же был Ему лишь приемным отцом – отцом по закону. Итак, будучи законным отцом Иисуса, Иосиф передал Ему законное право претендовать на престол. И поскольку Иисус по матери происходил от Давида (по линии Нафана), но не был физическим потомком Иехонии, Он избежал проклятия, провозглашенного на семя последнего в Книге пророка Иеремии 22:30. Вот как решилась эта дилемма.

Итак, в Евангелиях мы находим две родословные двух разных людей. Возможно, даже имена Салафииль и Зоровавель у Матфея и Луки относятся к разным персонам. В основании данной точки зрения лежат не догадки – она покоится на экзегетических свидетельствах, взятых из самого текста. Более того, эта точка зрения очень удачно согласуется с главными темами каждого из Евангелий и позволяет легко разрешить проблему Иехонии. По этому поводу Л.М. Свит справедливо написал: «Сильная сторона этой теории – ее простота и способность удачно объяснить все детали».

Еще один вопрос заслуживает нашего внимания на страницах этой книги, хотя, признаться честно, он менее важен и, строго говоря, не относится к сфере согласования Евангелий. В Матфея 1:17 поколения от Авраама до Христа разделены на три группы по четырнадцать в каждой: от Авраама до Давида, от Давида до переселения в Вавилон, и от переселения в Вавилон до Христа. Для начала отметим, что, скорее всего, это было сделано ради удобства запоминания; это не означает, что Матфей должен был назвать все поколения. Известно, что по крайней мере пять имен были опущены: Охозия, Иоас, Амасия, Иоаким и Елиаким. Как было упомянуто выше, пропуски в родословных не были необычным явлением.

Но есть еще одна проблема: если заявлены три группы по четырнадцать родов, то следовало бы ожидать, что в списке будут сорок два разных имени. Но на самом деле имен только сорок одно. Хотя в одной из групп мы найдем лишь тринадцать разных имен, проблема эта только кажущаяся. Матфей заявил не сорок два разных имени, а именно три группы по четырнадцать родов, которые он разделил так, как ему было удобно. Именем Давида оканчивается первая группа и начинается вторая (ср. 1:17). Иными словами, Давид посчитан дважды, что указывает на его особое место в родословной, которая призвана продемонстрировать как раз законные права Иисуса на Давидов престол. Внимание читателей привлечено к фигуре Давида еще и тем, что в шестом стихе он назван царем – во всей родословной только ему присвоен этот титул. Кроме того, количество родов в каждой из групп – четырнадцать – также может символически указывать на Давида. Дело в том, что сумма численных значений букв, из которых в еврейском языке складывается имя Давид, составляет как раз 14. Современному читателю такое объяснение может показаться чересчур хитроумным, однако не следует забывать, что менталитет древних семитских народов сильно отличался от нашего и что числовой символизм имел для них большое значение. Впрочем, мы не станем настаивать на том, что численное выражение имени Давида играет важную роль в решении вышеупомянутого вопроса.

Итак, противоречия между родословными в Евангелиях От Матфея и От Луки оказались надуманными, а трудности с объяснением некоторых деталей этих родословных – вполне разрешимыми. Для всех проблем нашлись адекватные решения, которые, к тому же, дополнительно проливают свет на некоторые детали текста.

Библиография:

Machen, J. Gresham. The Virgin Birth of Christ. New York : Harper, 1930.

L. M. Sweet. The Genealogy of Jesus Christ // The International Standard Bible Encyclopedia, s.v.

Статья переведена и опубликована на www.propovedi.ru с разрешения автора. Д-р Р.Л. Томас – старший профессор кафедры Нового Завета в семинарии «Мастерс», Сан-Вэлли, Калифорния (The Master‘s Seminary, Sun Valley, California).

В иконописном подлиннике XVII века «Ерминии», составленном Дионисием Фурноаграфиотом, дается такое описание композиции иконы:

«Праведный Иессей спит. Из-под плеча его выходят три ствола с ветвями; из них два малые обвились около него, а третий, великий, растет вверх, и на нем в ветвистых кругах видны еврейские цари от Давида до Христа: — первый — Давид с арфою; выше его Соломон с книгою закрытою, выше Соломона прочие цари, по порядку, со скиптрами в руках; а на вершине ветвистого ствола — рождество Христово, и по обе стороны его, в ветвях, пророки с пророчествами взирают и указывают на Христа». Там же предлагается изображать «Древо Иессеево» в южном крыле паперти.

Икона обители, действительно, находится на южной паперти Троицкого собора.

Изображенные на иконе «Древо Иессеево»:

Внизу в центре — Иессей.

Нижний ряд (слева направо): Царь Иосафат, Царь Асса, Праотец Авраам, Царь Давид, Царь Соломон, Царь Иосия, Царь Иофам.

2 ряд снизу: Праотец Исаак, Протец Иаков, Матерь Божия с Богомладенцем Иисусом Христом, Царь Манассия, Царь Езекия.

3 ряд снизу: Царь Ахим, Св. Иосиф Обручник, Праотец Иаков, Царь Елиаким.

Вверху слева: Святые Иоаким и Анна. Справа: Прав. Елисавета и Захария.

Текст на свитке Иессея

Что древле обещал в Едеме Бог Адаму,

Что после подтвердил изустно Аврааму,

В кончине лета то свершить благоволил,

И милости Свои над нами удивил.

От Иессеева се корня ветвь явилась,

Вселенна вся плодом Ея вдруг оживилась.

Се Дева в рождестве и прежде рождества,

В Себе невместный огнь вмещает Божества.

И по рождении в век Дева пребывает,

Печати девства огнь, прошед, не повреждает.

Какое таинство являют небеса,

Коль сладкая щедрот посеялась роса.

Род смертный яко прах под облаком вращался,

Как червь, так человек повсюду пресмыкался.

Грех, клятва, смерть и ад его трезали дух,

Геенским пламенем он был объят вокруг.

Но се от Бога Бог, от Девы Сын Рожденный,

Как солнце, разогнал весь оный мрак сгущенный.

Ликуй Вселенная, и пламенем любви

Благодарение Спасителю яви.

Ищи спасенья в Нем, и купно с правой верой

В дар добродетелей плод приноси созрелой.

На Нем Едином все надежды утверждай,

И Матерь Божию на помощь призывай.

При помощи Ея препоны разрушатся,

Вселезлобные враги падут и сокрушатся.

Почему десять родов? Чем обусловлена такая цифра?

Рожденный от блудницы по закону Моисееву, не может войти во храм Господень до десятого рода, так же Аммонитянин и Моавитянин не может войти в храм Господень до десятого рода, даже до скончания этого века «Ниже да внидет блудородный во храм Господень до десятаго рода. Да не внидет Амманитин и Моавитин в храм Господень: и даже до десятаго рода да не входит в храм Господень, и даже до века» (Втор 23,2-3) Блудородный в сокровенном смысле есть человек рожденный от рода падшего, лукавого и прелюбодейного «род лукавый и прелюбодейный…» (Мф 12,39) Пока не прошли десять родов, не мог войти в Храм Господень человек, рожденный от рода Адама, поэтому каждые десять родов рождался патриарх, который был вхож в храм Господень, как в видимый храм, так и в сокровенный. От Адама до Ноя было десять родов и от Ноя до Авраама десять родов. Итак, только Адам до грехопадения, Ной, Авраам, Давид и Господь наш Иисус Христос имели возможность входить в Храм Господень в истинном смысле сказанного, об остальных же сказано: «Ниже да внидет». Авраам получил во владение землю сию, то есть самого себя получил себе во владение, ибо и земля есть сам человек, как написано, которой он не владеет и не может войти в нее «сыне человечь, живущии на опустевших местех во земли Израилеве глаголют: един бяше Авраам и одержаше землю, а мы множайшии есмы, нам дана есть земля во одержание» (Иез 33,24) Иудеи же не понимая, что Авраам будучи свободным на своей земле не прибывает в этом доме вечно, потому что первородный грех, за который весь род человеческий получил возмездие – смерть, пребывал и в Аврааме. Вот и Господь говорит поверившим в Него Иудеям, что делающий грех есть раб греха, ведь все люди рождены во грехе (Пс 50, 7) от крови, от хотения плоти и от хотения мужа кроме Господа нашего Иисуса Христа, который был рожден не от плотского зачатия и не от мужа, а от Бога. Посему и сказано, что кроме Христа нет праведного не одного, все до одного негодны (Рим 3,10) И кто родится чистым от нечистого ни один (Иов 14,4). Поэтому Господь говорит далее Иудеям, что делающий грех есть раб греха, то есть само плотское зачатие, как уже говорилось выше, совершается во грехе, Бог же по милости Своей позволил совершаться этому вынужденному греху, чтобы человечество не вымерло. Посему младенец. Человек рождается уже осужденным и если при жизни не поверит во Христа Иисуса Господа нашего, то так и останется осужденным от своего первого, плотского рождения «Веруяй в Онь не будет осужден: а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Единороднаго Сына Божия» (Ин 3,18) Поэтому раб греха первородного, которым был и Авраам, не может пребывать в доме своем вечно, то есть он имеет конец сего пребывания в своем теле, и этот конец есть смерть «Раб же не пребывает в дому; сын пребывает во век» (Ин 8,35) Господь наш искупил грех Адама, и воскреснув, победил смерть, а через Него и весь род человеческий получил сие искупление и жизнь вечную в воскресении из мертвых в Господе нашем Иисусе Христе. И далее Господь говорит: «аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете…»(Ин 8,36) Если соделаетесь сынами Божиими и получите усыновление у Отца через Сына, то воистину будете свободны от рабства греховного. Поэтому Адам, Ной, Авраам и Давид получили от Бога возможность войти в Храм Господень, получили некую власть над самими собой, они владели этой землей, но не вечно, а в пределах их земной жизни.

Почему четырнадцать родов?

Адам совершил грех и через него этот грех вошел во всех людей, ибо в нем все согрешили (Рим 5,12). Сама родовая природа человечества Адама была повреждена, и человек как бы самого себя оставил (3 Езд 1,27) Душа, прилепившись к плоти и став плотью «…зане суть плоть…» (Быт 6,3) стала рождать плоть, ибо рожденное от плоти плоть есть ( Ин 3,6), она и называется человеку матерью. От ее любодейства с плотью всегда рождается новая плоть «Судитеся с материю своею, судитеся, яко та не жена Моя, и Аз не муж ея: и отвергу блужения ея от лица Моего и любодейство ея от среды сосцу ея, яко да совлеку ю нагу и поставлю ю якоже в день рождения ея, и положу ю яко пустыню, и учиню ю яко землю безводну, и убию оную жаждею: и чад ея не помилую, яко чада блужения суть» (Ос 2,2-4) Посему всякий первородный, то есть рожденный первым своим рождением от плоти есть сын блужения (блуда) названный в писании «блудородным», который не межет войти в Храм Господень до десятого рода. Причем, при таком исчислении родов, принимаются люди праведные и непорочные, нечестивые и нераскаянные грешники же исключаются из сего родословия «…беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится…» (Пс 36,28) От Адама через десять родов Ной имел власть от Бога входить в Храм Господень, и от Ноя через десть родов Авраам возымел власть от Бога входить во Святилище. Может быть это вхождение как то связано с уримом и туммимом? В переводе семидесяти в церковнословянском значится с изъявлением и истиною «И рече Аферсафа им, да не ядят от святаго святых, дондеже востанет священник со изявлением и истиною» (1 Езд 2,63) Безусловно в данном месте писания, в первой книге Ездры, говорится о Иисусе Христе как о священнике который восстанет с уримом и туммимом, потому что от переселения в Вавилон, о котором говорится в данной книге, через четырнадцать родов Воскреснет Иисус Христос. Три имени с уримом и туммимом таковы: Авраам, Давид и Господь наш Иисус Христос. Итак, через каждые десять родов, до Египта, восставал патриарх, входящий или ходящий в храме Господнем, потому что сказано, что да не войдет рожденный от блуда до десятого рода в храм Господень. Когда же Иосиф переселил отца своего Авраама и братьев своих в Египет, тогда Израильтяне от нахождения в Египте справедливо называются и Египтянами, не по роду, но по месту пребывания и рождения. «Да не возгнушаешися Идумеанином, яко брат твой есть: да не возгнушаешися Египтянином, яко пришлец был еси в земли его: сынове аще родятся им, в роде третием да внидут в храм Господень». (Втор 23,7-8) Четырнадцать же родов складываются из десяти и трех родов, то есть до десятого рода блудородный не мог войти в Храм Господень и даже в третьем роде не могли войти в храм Господень Египтяне и Идумеяне. Ведь рожденные от Египта ненавидят Господа, как и рожденный во Египте народ искушал Его, поэтому то и не вошел в землю обетованную «Аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящым Мене» (Исх 20,5) Поэтому тринадцать родов лишены они вхождения, каждый же четырнадцатый род получает по слову Господа это вхождение.

До Моисея закон не был дан народу Израильскому, и смерть царствовала над всеми рожденными от Адама, даже не согрешившими по подобию преступления Адама «Но царствова смерть от Адама даже до Моисеа и над несогрешившими по подобию преступления Адамова, иже есть образ будущаго…» (Рим 5,14) После преступления заповеди Адамом, он отпал от Бога и душа пребывала бы в рабской греховной работе вечно, если всемилостивый Господь не дал бы Адаму и всему его роду умереть. Если природа Адама не претерпела бы изменений и не стала смертной, Адам пребывал бы тогда в греховном делании, страдая вечно. Чего и сейчас желает дьявол, чтобы человек прибывал в вечном противлении Богу и никогда не остановился от работы греху.

*Смерть Адама, как потеря бессмертия есть смерть первая. Адам был соединен в Духе Господнем непостижимым образом, его дух, душа и тело были соединены в Боге. Адам пребывал в человеческом естестве и природа его еще не была повреждена. Но в нем (в Адаме) не была раскрыта человеческая сущность, потому что Богоподобие достигается путем познания самого себя и Бога, на сколько это возможно, Адам не знал самого себя, и Бога невидимого он не мог познать настолько, чтобы уподобиться Ему. Это стало возможно только через Господа нашего Иисуса Христа, который явил собой Бога и научил, как следует уподобляться Богу. Понятие сущность, естество и природа объединены святыми отцами в одно общее понятие, для удобного понимания учения о святой Троице и Боговоплощении. По отношению к Божеству (несотворенному) это справедливо, но в этих понятиях можно увидеть различия, если постараться углубленно исследовать данный предмет по отношению к человеку (творению).

От Авраама до Давида четырнадцать родов «Всех же родов от Авраама до Давида родове четыренадесяте» (Мф 1,17) Имя Авраама и имя Давида имеют важное значение в книге родства Иисуса Христа, ибо даже в самом названии сей книге есть упоминание этих имен. Христос назван сыном Давида и сыном Авраама, но почему-то не назван, например сыном Иесея. Почему же Христос Сын Давида, мужа по сердцу (1 Цар 13,14) и Сын Авраама, отца всех верующих (Быт 17,4-8)? Господь поставил завет Свой между Собой и Авраамом, это ветхий завет и между Иисусом Христом, названным семенем Авраама, это Завет Новый «поставлю завет Мой между Мною и между тобою, и между семенем твоим…» (Быт 17,7) Как и Апостол свидетельствует, что семенем Авраама назван Христос «Аврааму же речени быша обеты, и семени его. Не глаголет же: и семенем, яко о мнозех, но яко о едином: и семени твоему, иже есть Христос» (Гал 3,16) и о Новом Завете сказано пророком Божиим еще от древности «Се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов» (Иер 31,31; Евр 8,8) Помазанный Его Давид здесь есть и царь Давид в собственном смысле, но обращенное к нему обетование Божие в пророческих посланиях имеет целью свидетельство о воплощении Мессии Иисуса Христа Господа нашего «Величаяй спасения царева, и творяй милость Христу своему Давиду, и семени его до века» (Пс 17,51) А в некоторых пророчествах под Давидом понимается единственно Иисус Христос «и возставлю им пастыря единаго, и упасет я, раба Моего Давида, той упасет я, (и той упокоит я,) и будет им пастырь. Аз же Господь буду им в Бога, и раб Мой Давид князь среде их: Аз Господь глаголах» (Иез 34,23-24) так и Апостол Петр в книге деяний святых Апостолов объясняет Иудеям, что пророчество Давида обращено ко Христу, Давид как бы своими устами от своего имени но о Христе пророчествовал, говоря что Господь не даст преподобному Своему истлеть, что Христос не увидит истления. Не о самом себе говорил Давид, потому что он и умер и погребен был и могила его в почитании у Иудеев до сего дня. «яко не оставиши души моея во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления: сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем Твоим. Мужие братие, достоит рещи с дерзновением к вам о патриарсе Давиде, яко и умре и погребен бысть, и гроб его есть в нас даже до дне сего…». (Деян 2,27-32)

*»до преселения Вавилонскаго» должно приниматься как один род — «Иосиа же роди Иехонию и братию его в преселение Вавилонское» также и «…от преселения Вавилонскаго» должно приниматься за один род – «По преселении же Вавилонстем, Иехониа роди Салафииля»

Стоит заметить так же, что Иосия родил Иехонию и братию его до того, как совершилось само переселение в Вавилон, или во время самого переселения. В данном контексте это одно и то же, ибо в писании определены в этом случае только два времени «до» и «после». Поэтому, ко времени до переселения в Вавилон относится и процесс самого переселения, ибо во время того, как они переселялись, то есть собирались, пребывали в пути, их еще в Вавилоне не было. Ко времени же после переселения в Вавилон относится прибытие и нахождение народа Иудейского со своим царем Иехонией уже в Вавилоне и рождение от Иехонии Салафииля и должно приниматься как один род.

От переселения в Вавилон до Иисуса Христа четырнадцать родов. Рождение Иисуса Христа от Марии Девы должно приниматься как один род «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1,23). Во всех родах началом было имя мужа, а здесь имя Жены, Марии Девы «из Неяже родися Иисус, глаголемый Христос». Это потому, что всегда муж является производителем рода, от его семени рождается сын, его именем называется род. Но Иисус Христос был зачат не от хотения плоти и не от семени мужа, но от Духа Святого и принял человеческую (Адамову) природу от Марии Девы, воплотившись в тленном (смертном) теле подобном греховному, но безгрешному, а сие подобие заключает в себе только приятие наказания за грех в виде не укоризненных страстей, а не сам грех. Страданиями, понесенными за грехи человека (Адама) и всех согрешивших в нем людей, будучи распятым и потом воскреснув, совершил в Самом Себе или сделал совершенным Вождя спасения нашего «Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть» (1 Кор 15,20) Итак, в родословии Христа указана Мария Матерь Его, из которой Он рожден. Другой же важнейший вопрос, о том, что при подсчете количества родов, от переселения Вавилонского до Христа, их получается тринадцать, вместе с рождением Христа от Марии Девы. Но сказано, что от переселения Вавилонского до Христа четырнадцать родов. Есть довольно много объяснений этого, одни толковники предполагают, что за один род стоит принимать само переселение в Вавилон, другие принимают написанное в некоторых греческих книгах добавляя между Иосией и Иехонией этот недостающий род, а некоторые считают, что сама книга родства Иисуса Христа написанная Евангелистом Матфеем имеет несколько случайный и избирательный характер, ведь немало нечестивых царей вообще были исключены из списка, посему нет надобности, да и бессмысленно углубленно искать в этом истину, достаточно и поверхностного понимания. Конечно, нельзя с этим согласиться, ибо написано: «Всяко Писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован» (2 Тим 3,16)

Нередко и мы просто пропускаем в Евангелии эти места, где множество имен и родов, не понимая надобности тратить время читая их. В родословии Христа сокрыта очень важная истина, которая имеет догматический характер, и свидетельствует о Боговоплощении Господа нашего. Рождение Иисуса Христа есть Воплощение Бога Слова, именно Бог Слово вочеловечился, а не человек обоготворился. Во второй ипостаси Святой троицы, ипостаси Сына Божьего произошло не слитное и нераздельное соединение двух природ, человеческой и Божественной. Три ипостасный Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, Единый в трех лицах приял в ипостаси Сына, имеющей Божественную сущность, так же сущность человеческую. Став из простой ипостаси сложной, то есть сложенной из двух сущностей. Это сложение (соединение) не слитное, то есть природы не слились воедино так, что люди стали одной природы с Богом Отцом, и нераздельное, то есть, от соединение двух природ, человеческой и Божественной, в Одной ипостаси Сына, не стало двух личностей, двух Христов, ибо две природы в одной ипостаси не явились причиной разделения самой ипостаси на две личности. Един Бог и Един посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус (1 Тим 2,5). Христос един в Своей ипостаси Сына, Он же Бог, Он же Человек и Он же посредник между Богом и человеком, ибо не бывает посредника между одним, ведь в посредничестве есть как минимум две стороны и сам посредник, а Бог един (Гал 3,20). Христос не одна природа, но одна ипостась, имеющая две природы, одну несотворенную и одну тварную, одну безначальную и одну начавшуюся, одну бесстрастную и одну страстную. Христос Бог и Человек, безначальный и имеющий начало, одна и та же ипостась, видимая и невидимая, тварная и несотворенная, ограниченная и безграничная, страдательная и бесстрастная, Сын Божий и Сын Девы, то есть Сын Человеческий, без матери от Отца, без отца от Матери, предвечный и новый, неизобразимый и в образе раба и облике человеческом, прекраснее сынов человеческих (Пс. 44:3). Все это составляет и отличает ипостась Христа Бога, и Он именуется по всем вместе и по каждому в отдельности говорит Иоанн Дамаскин.

После Своего воплощения Сын Божий в своей сложной ипостаси, имея две природы, имеет и два рождения. Так, первое вечное и неразлучное рождение Сына происходит от Отца непостижимым образом. Второе рождение Сына Божьего, Его вочеловечивание, произошло от Марии Девы. Об этом говорит Иоанн Богослов: «И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» (Ин 1,14) II Константинопольский Собор (V Вселенский) говорит что если кто-либо не исповедует двух рождений Иисуса Христа: одного, происшедшего прежде веков от Отца, безвременного и бестелесного, и другого — в последние дни, рождения Того же, Кто, сойдя с небес, воплотился в Святой и Прославленной Марии, Матери Божией и Приснодеве, и родился от Нее, да будет отлучен от сообщества верных. Пророк Михей говорит в своем пророчестве о двух рождениях Христа: «И ты, Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? Из тебе бо Мне изыдет Старейшина, Еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века». (Мих 5,2)

Итак, в родословии Иисуса Христа должно приниматься два рождения, второе из которых указано «…из Неяже родися Иисус, глаголемый Христос» первое же не указано, по причине непостижимости вечного рождения Бога Сына от Бога Отца «… род же Его кто исповесть?» (Ис 53,8). Поэтому при подсчете родов в родословии Господа нашего, насчитывается тринадцать родов, вместе с его вторым рождением от Марии Девы, но сказано «и от преселения Вавилонскаго до Христа родове четыренадесяте» (Мф 1,17) Здесь сокрыто то, что невозможно увидеть и познать, это предвечное рождение Сына от Отца. Если же в родословии Иисуса Христа принимать только одно рождение от Марии Девы, значит впадать в заблуждение и подпадать под анафему. Если принимать рождение Христа от одного только рода человеческого, значить исповедовать Господа нашего только человеком, а не Богом, как делали Иудеи и еретики. Если же в рождении Господа принимать только Божественную Его природу, значит не исповедовать Христа пришедшего во плоти, как делает антихрист и многие еретики вместе с ним. Поэтому только исповедание двух природ Христа соединенных в Его ипостаси, не слитно и нераздельно, может быть истинным и правильным. Исповедание Иисуса Христа истинным и единым Богом, Сыном Божьим, ставшим еще и человеком, есть исповедание истинного Христа Иисуса Господа нашего.

Готовясь к уроку, изучите приведенные ниже вопросы и ссылки на Священные Писания. Задавайте такие вопросы, которые, по вашему мнению, лучше всего помогут детям понять Священные Писания и применять в повседневной жизни содержащиеся в них учения и законы. Для более глубокого понимания Священных Писаний полезно читать отмеченные отрывки вслух вместе с детьми.

• Что сказали Ангелы Небесного Отца Марии и Иосифу об Иисусе до Его рождения? (От Матфея 1:19–23; от Луки 1:30–33, 35.) Почему?

• Как вы думаете, почему Ангелы явились пастухам? (От Луки 2:9–14.) (Чтобы свидетельствовать пастухам о том, что в Вифлееме родился Единородный Сын Небесного Отца.)

• Как вы думаете, что пастухи рассказали народу об Иисусе? (От Луки 2:15–20.)

• Почему Иисуса называют Единородным Отца? (Иисус – единственный из родившихся в смертной жизни, имевший физическим отцом Небесного Отца.) Объясните: Иосиф, муж Марии, был избран обучать и воспитывать Иисуса.

• В чем отношения Иисуса с Небесным Отцом отличаются от наших отношений с Небесным Отцом?

• Почему это важно, чтобы матерью Иисуса была смертная женщина? Помогите детям понять: поскольку Мария была смертной, Иисус также был смертен и поэтому мог умереть за нас. Объясните также детям: поскольку Cам Небесный Отец является отцом физического тела Иисуса, Иисус не обязательно должен был умереть (см. от Иоанна 5:26; 10:17–18). Он решил пострадать за наши грехи и преодолеть смерть (см. Алма 22:14; У. и З. 19:16–19).

Кроме того, что Он был истинным Богом, Иисус Христос был и истинным человеком, потому испытывал и переживал разнообразные чувства и эмоции. В Евангелии говорится, что Он скорбел, плакал, страдал, грустил, гневался, радовался, жалел, огорчался, возмущался…

Говорится и о том, что Иисус Христос удивлялся. Однако если внимательнее присмотреться к тому, чему Он удивлялся, удивительная вырисовывается картина. Удивительная своим постоянством.

Иисус Христос удивляется всего двум «вещам», двум проявлениям человеческой души, двум ее свойствам, которые на поверку оказываются даже суть единым ее проявлением. Просто у одних это есть, у других этого нет.

Речь идет о вере. Или о вере и неверии.

Даже нам, читающим эти строки, становится удивительно, с каким постоянством это человеческое качество вызывает удивление у Сына Божьего.

Давайте сначала присмотримся к случаям удивления по поводу сильной веры.

Вот римский сотник просит исцелить своего слугу. Господь Иисус намеревается пойти к нему домой и сделать это, но тот говорит, что не достоин такой милости. Скажи, мол, просто слово – и слуга выздоровеет. Если его слова и повеления немедленно исполняют его слуги, то уж слова И. Христа тем более будут немедленно выполнены.

Вот реакция Иисуса Христа на это:

«Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры». Мф. 8.10.

И после этого выполняет исполненную такой верой просьбу сотника – слуга его немедленно становится здоровым.

Такое же удивление вызывает у Иисуса Христа случай с женщиной-хананеянкой, которая просила исцелить свою беснующуюся дочь.

Видимо, проверяя ее веру, Иисус Христос не спешит это сделать, говоря о том, что послан только к израильтянам, и что «не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Но та не отступает и, полностью смирившись с предложенной характеристикой, говорит, что «и псы едят крохи, которых падают со стола господ их».

Вот реакция И. Христа:

«Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Мф. 15. 28.

Но подобное же удивление вызывает у Иисуса Христа и отсутствие веры у людей.

В Евангелии сказано, что в своем родном «отечестве» — Галилее – Иисус Христос столкнулся с неверием своих сородичей:

«И не мог совершить там никакого чуда; только, на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их». Мк. 6.6.

Удивительно то, что такое массовое «неверие» приводит даже к приостановке способности к чудотворению. Только единицы из Его соотечественников удостаиваются исцеляющей Божьей милости.

Итак, Иисус Христос во всем многообразии человеческих проявлений удивляется только вере и неверию. О чем это может говорить?

Удивление – это всегда человеческая реакция на неожиданность. Удивляешься тогда, когда не ожидаешь того, что произошло, а оно происходит.

Такая возможность удивления исходит из человеческой ограниченности, от того, что человек далеко не всезнающ и не может предположить наличие некоторых причинно-следственных связей, приводящих к тем или иным явлениям, кажущимся человеку неожиданными и вызывающими у него удивление.

Господь Иисус Христос, разумеется, всезнающ в Своей Божественной ипостаси. Но в человеческом своем проявлении Он тоже был ограничен, как и все люди.

Однако недостаток человеческого знания Он всегда мог компенсировать за счет Божественной премудрости. Так Ему ничего не стоило проникнуть в человеческую голову и прочитать в ней мысли. Об этом говорят многие места в Евангелии.

Однако даже для Него были удивительны проявления человеческой веры и неверия.

Видимо, вера – это нечто настолько совершенное и великое в человеке, что исходит непосредственно от Самого Бога. Это, кстати, подтверждается Евангельским текстом:

«Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар». Еф. 2.8.

Значит, вера – это нечто, исходящее от Самого Бога Отца, и Иисусу Христу в Его человеческой ипостаси, было закрыто изначально знание о ее наличии или отсутствии.

Отсюда неожиданность в столкновении с нею (или ее отсутствием) и закономерное чувство удивления.

Так что, обращаясь к верующим, давайте еще раз порадуемся! Мы обладаем сокровищем, ни с чем не сравнимым в этом мире.

Это ЛИЧНЫЙ ДАР самого БОГА-ОТЦА. Дар, которого не удостоились многие и многие из наших соотечественников.

Будем же благодарны за этот ДАР.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *