Отец иоанн

Свято-Успенская Псково-Печерская обитель на протяжении веков славилась старческим служением. Слава Богу, и сегодня в обители проживает подвижник благочестия Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который трудится в деле духовно-нравственного возрождения Православной России, живым словом и печатным изданием, не оставляя при этом старческого окормления братии и паломников. Богомудрый старец свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Архимандрит Иоанн (в миру Иван Михайлович Крестьянкин) родился 11 апреля (здесь и далее новый стиль) в 1910 году в городе Орле в благочестивой христианской семье в день празднования Псково-Печерских преподобных Марка и Ионы, что очень знаменательно. С ранних лет он прислуживал в храме во время Богослужений и с 13 лет избрал монашеский путь.

В 1929 году окончил среднюю школу в Орле и начал трудовую деятельность.

В 1930 году Иван Михайлович Крестьянкин переехал в Москву, где работал на гражданской службе до 1944 года.

В 1944 году обстоятельства позволили ему перейти на служение Церкви Божией.

14 января 1945 году Высокопреосвященнейшим Николаем митрополитом Крутицким и Коломенским Иоанн Крестьянкин рукоположен в сан Диакона. 14.01.1945 г. святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I диакон Иоанн назначен для служения в храме Рождества Христова в Измайловском районе города Москвы. Перед совершением иерейской хиротонии диакон Иоанн Крестьянкин сдал экстерном экзамены за семинарский курс.

Благодать священства батюшка принял от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в храме Рождества Христова Измайловского района Москвы 25 октября 1945 года и в этом храме прослужил до 1950 года. Одновременно иерей Иоанн учился в Московской Духовной Академии.

В апреле 1946 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I он награжден камилавкой. В 1950 году окончил два курса Московской Духовной Академии.

В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года на основании ордера прокурора Москвы отец Иоанн был арестован сотрудниками НКВД в своей квартире, судим тройкой по ст. 58 п. 10 УК РСФСР, после чего был репрессирован на 7 лет лишения свободы лагерного режима.

С 30 апреля по 1 июля 1950 года он находился в заключении в тюрьме на Лубянке, с 1 июля по 19 августа – в тюрьме в Лефортово (камера-одиночка), с 19 августа по 8 октября – в Бутырской тюрьме до дня отправления на этап.С 1950 года по 1953 год работал на лесоповале разъезда Черный в Архангельской области. С 1953 года по 1955 – переведен в инвалидный ОЛП через Сызранскую тюрьму в г. Молотовске, Куйбышевской области, где и находился до 15 февраля 1955 года. 15 февраля 1955 года был освобожден досрочно без права проживания в Москве и Московской области.

С 13 мая 1955 года по 22 мая 1956 года назначением Преосвященнейшего Иоанна Епископа Псковского и Порховского состоял в штате Свято-Троицкого Кафедрального собора Пскова вторым священником.

24 июня 1955 года Преосвященнейшим Иоанном Епископом Псковским и Порховским награжден наперсным крестом.

С июня 1956 года по 15 февраля 1967 года отец Иоанн ревностно служил на разных приходах Рязанской епархии.

В 1961 года к празднику Святой пасхи Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I награжден саном протоиерея. В 1965 году к празднику Святой пасхи Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I награжден Палицей.

10 июля 1966 года Глинским старцем схиархимандритом Серафимом (Романцовым) в Сухуми батюшка был пострижен в монашество с именем «Иоанн» в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, память которого совершается в Соборе 12-ти апостолов 13 июля.

1 марта 1967 г. по Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I иеромонах Иоанн зачислен в число братии Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

13 апреля 1970 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I награжден саном Игумена с возложением креста с украшением.

7 апреля 1973 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом награжден саном Архимандрита.

12 апреля 1978 года награжден орденом Святого князя Владимира III степени.

31 марта 1980 года награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени.

24 апреля 1989 года высокопреосвященнейшим Владимиром Архиепископом Псковским и Порховским награжден вторым крестом с украшением.

11 октября 2000 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II по ходатайству Высокопреосвященнейшего Архиепископа Евсевия Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, награжден орденом Святого Благоверного князя Даниила Московского II степени.

11 апреля 2005 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II по ходатайству Высокопреосвященнейшего Архиепископа Евсевия Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, награжден орденом Серафима Саровского I степени.

За 60-летие своего пастырского служения Церкви Христовой архимандрит Иоанн всю силу благодатных Божиих дарований употребил на то, чтобы ревностно предстоять в молитве за народ Божий пред Престолом Господа Славы, «воздевая чистые руки без гнева и сомнений» (1 Тим. 2, 8). Как истинный пастырь добрый он всю силу своей души, всю любовь своего сердца целиком отдал святому делу пастырского душепопечения, по слову апостола «…во время и не во время, обличая, запрещая, увещая со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2), и своим служением явил подвиг исповедника Христова. Архимандрит Иоанн еще очень долго будет светить миру через свои многочисленные книги словом назидания, словом всепрощающей пастырской любви, благодатным опытом жизни в Церкви.

Велико значение духовных книг о. Иоанна для наших современников. Старец Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) – живое предание Русской Православной Церкви. Насельника Псково-Печерского монастыря Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) можно назвать известным церковным писателем ХХ века. Книги, составленные Архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) и изданные Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем: Опыт построения исповеди, Проповеди Архимандрита Иоанна. Размышления о бессмертной душе, Письма Архимандрита Иоанна, Настольная книга для монашествующих и мирян, Мир вам и благоволение Божие. Рождественские и Пасхальные поздравления Архимандрита Иоанна, Видевше Свет вечерний. Встреча со старцем.

Чтобы понять значимость письменных трудов батюшки, достаточно привести выдержку из письма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором Святейший дает оценку книги «Встреча со старцем»:

«Спасибо Вам за постоянную твердую позицию в поддержке Священноначалия Церкви перед лицом распускаемых эсхатологических страхов при выдаче новых российских паспортов, во время переписи, в связи с индивидуальным налоговым номером и тому подобными страхами и мнимыми опасностями. Мне очень понравилось Ваше высказывание в отношении Интернета – все зависит от человека, ибо сам человек может брать доброе, разумное и вечное, а может использовать то, что вредит душе – греховное и злое.

Да хранит Вас, дорогой батюшка, милость и помощь Божия в грядущие дни и годы Вашей жизни на радость всем любящим Вас».

Вместе с отцом Иоанном мы благодарим Бога за этот неоценимый дар долголетия, и за то, что все эти годы батюшке дано было прожить в усердном служении Богу и людям, в ревностном служении Православной Церкви. По сути, все эти годы старец архимандрит Иоанн жил в Церкви, почерпая из этого источника духовные и телесные силы и сберегая его чистоту и святость.

Будущий пастырь еще малым отроком прислуживал в храме за Богослужением и с 13 лет избрал для себя монашеский путь. Тернистым и тесным оказался этот многолетний путь до святой обители. С утра – в храме на молитве у Престола Божия или у Креста и Евангелия на исповеди, затем долгое, часами, шествие в келью в окружении толпы, чающей Христова утешения… Затем прием посетителей… И только поздно вечером затворялась дверь кельи, и старец оставался один на один с Богом, перебирая письма и изливая Ему в ночной молитве все скорби израненных миром душ.

Батюшка отец Иоанн никому никогда не отказывал в советах своих: ни братии, ни паломникам, ни многочисленным знакомым и вовсе безвестным старцу людям, посылающим свои письма. Со всеми батюшка был ласков, обходился по Божиему, радовался и печалился радостями и печалями ближних и дальних.

Всякий, кто приходил к отцу Иоанну и открывал свою душу, становился новым его духовным сыном.

25 октября исполняется 60 лет служения в сане пресвитера отца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Сердечно и молитвенно от лица Высокопреосвященнейшего Архиепископа Евсевия Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, братии и духовных чад поздравляем старца отца Иоанна с юбилеем и желаем здравия и спасения. Спаси, Христе Боже!

Архиепи́скоп Иоа́нн (в миру Илья́ Ви́кторович Виту́шкин; 2 августа 1926, село Елохино, Ярославская область — 25 мая 2010, Кострома) — епископ Русской православной старообрядческой церкви с титулом — архиепископ епископ Ярославский и Костромской.

Родился 2 августа 1926 года в селе Елохино, ныне Некрасовского района Ярославской области, шестым ребёнком в семье потомственного священника протоиерея Виктора Витушкина, благочинного по Ярославской области. В школу ходил в Ярославле, куда переехал с матерью.

Во время Великой Отечественной войны, едва закончив школу, по 16 часов в сутки работал сварщиком на Ярославском паровозоремонтном заводе, где выпускали и ремонтировали бронепоезда. Тяжёлая работа сварщиком повредила зрение. В 24 года он стал инвалидом второй группы.

В 1952 году архиепископ Московский и всея Руси Флавиан (Слесарев) рукоположил Илью во чтецы ко храму Успения Пресвятыя Богородицы села Елохино, где всё ещё работал его отец.

В 1953 году женился. В 1954 году рукоположён во диаконы, а затем и во иереи ко храму Рожества Пресвятыя Богородицы села Дворищи Костромской области архиепископом Флавианом. За усердие и самоотверженное служение награждён наперсным крестом.

В 1985 году овдовел. В 1987 году принял иночество с именем Иоанн.

22 марта 1988 года священноинок Иоанн рукоположён во епископа Киевского и всея Украины Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ).

В октябре 1992 году после восстановления Ярославско-Костромской епархии РПСЦ назначен её епископом.

Каждый год посещал все приходы епархии, куда входили Ярославская, Костром­ская, Архангельская, Вологодская и Мурманская области, а также республика Коми.

После кончины в 2003 году митрополита Алимпия — местоблюститель московского митрополичьего престола, был одним из двух кандидатов на занятие первосвятительской кафедры.

В 2004 году в связи с 50-летием служения в священном сане был возведён в архиепископское достоинство митрополитом Андрианом. После кончины последнего вновь был местоблюстителем митрополичьего престола.

Умер 25 мая 2010 года после продолжительной болезни. Похоронен на территории Спасо-Преображенского кафедрального собора Костромской и Ярославской епархии в городе Костроме.

5.6.2020

В прошлом году Финляндская Православная церковь впервые отпраздновала память преподобного старца Иоанна Валаамского.

Молитвенные тексты преподобному старцу Иоанну Валаамскому:

Тропарь, глас 4

От юности твоея узким путем подвига шествовал еси, преподобне отче наш Иоанне,/ во образ ангельский посвящен быв, все житие твое молитве предал еси./ Яко раб Христов, последовал еси ему, крест на рамо взем./ Подвигом благим веры подвизавыйся, имаши дерзновение пред Богом,// емуже молися помиловатися душам нашим.

Кондак, глас 8

Смиреннаго Иоанна, подвижника Валаамского, вернии, почтим,/ иже идый во след святых отец, путем разумным шествоваше посреде соблазн мира сего,/ преходя от силы в силу, от дел же к созерцанию Божества./ Ныне же яко звезда пресветлая ликовствует на небеси церкве нашея,/ мы же на земли вопием ему:// радуйся, свете Валаама, преподобне отче наш Иоанне!

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче наш Иоанне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов

Житие преподобного старца Иоанна Валаамского (1873–1958)

Многие из подвижников Спасо-Преображенского Валаамского монастыря на Ладоге были родом из северных российских губерний. Так и Иван Алексеевич Алексеев, которого мы теперь помним как схиигумена Иоанна. Он родился 14 -го февраля 1873 года в деревня Губка Тверского уезда. До ближайшего центра – Лихославля из дома было несколько десятков километров пути, тогда как ближайшая Знаменская церковь в деревне Ильинское находилась всего в двух километрах. Она и стала храмом детства и отрочества будущего монастырского старца, ознаменовавшим его путь к вере. Во дворе церкви всё ещё стоит низкое каменной здание бывшей приходской школы, где будущий старец совершил первые шаги в церковном учении.

Родной дом Ивана находился в ряду других деревенских домов и выходил фасадом на центральную площадь. Это была обычная маленькая русская деревушка по жизни и духу ничем не отличавшаяся от других таких же русских деревень. Атмосфера в семье Алексеевых была патриархальной, трудолюбивой и благочестивой. Вера составляла часть ежедневного быта.

Пути Ивана в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь был ознаменован двумя вехами: Ниловой пустынью по имени преп. Нила Столбенского (память 7-го декабря) и Санкт-Петербургом. Более, чем двустах километрах на северо-западе от Твери, на острове на озере Селигер находится монастырь, основанный в XVI веке преподобным Нилом, известным своим бденным подвигом. В этот монастырь отрок Иван совершил три паломничества, хотя обители и не довелось стать местом его монашеского делания. Путь отрока лежал на север, в столицу империи — Санкт-Петербург.

Брат отца Иоанна перебрался из родной деревни в Петербург, где имел питейное заведение. Иван проработал там несколько лет. Мирная жизнь дома, когда чередовались работа и отдых с посещением богослужений в храме и опыт паломничеств в Нилову пустынь остались теперь лишь в воспоминаниях. Дни были наполнены долгой работой в кабаке брата. Поднялся занавес перед сценой мира с его радостью и горем. Однако путь поиска вёл дальше на север.

В Петербурге Спасо-Преображенский Валаамский монастырь был многим знаком ввиду близкого расположения к столице. В Санкт-Петербурге монастырь имел два подворья с храмами и домами. По всей видимости так у Ивана проснулся интерес к монастырской жизни. Он совершил паломничество в Спасо-Преображенский монастырь и остался там на пару лет, однако вынужден был вернуться в мир. После отбытия четырёхлетней воинской повинности он около двух лет провёл в родной деревне Губка, после чего в 1901 году окончательно поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.

В начале XX века Валаамский монастырь переживал период своего расцвета. Число насельников обители: монашествующих, послушников и трудников достигло тысячи четырёхсот человек. В эту большую семью и был принят Иван Алексеев. Он прошёл все ступени монашеской жизни, начиная с послушника. В июне 1910 года он принял монашеский постриг с именем Иакинф, означающим драгоценный камень. Согласно монастырской традиции, он нёс послушание в главном монастыре, на его подворьях в Санкт-Петербурге и различных его скитах.

Переворот в 1917 году в России и объявление независимости Финляндией привело к тому, что её восточные границы оказались закрыты, разорвав связи с Российской церковью. Деятельность Валаамского монастыря на острове продолжалась, так как в отличие от монастырей в России он не был закрыт и не испытывал гонений со стороны власти.

Новая политическая ситуация означала перемены в северных регионах страны. В состав Финляндской Православной церкви вошёл Свято-Троицкий монастырь в Печенге, основанный в XVI веке преподобным Трифоном (память 15-го января). Монастырь на берегу Баренцова моря нуждался в новом настоятеле. Монах Иакинф согласился нести это послушание. Его сподвижники предупреждали его об опасностях, трудностях и тяжести принимаемого им креста. Он же отвечал: «Мы не можем знать когда и какой крест даст Господь.» В конце 1921 года Иакинф был рукоположен в иеромонахи возведён в игуменский сан. Вместе с ним на север отправились два иеромонаха.

Отец Иакинф знал о своём чувствительном характере и при принятии решений стремился оказаться в стороне. Он не хотел властвовать и руководить, ибо любые приказы и команды претили ему. Теперь же он стал настоятелем монастыря, власть и контроль которого были для подчинённых обязательными. Братия Печенгского монастыря привыкла к труду, но не проявляла должного интереса к посещению храма, чтению духовной литературы или иным формам духовного делания. Новый настоятель напомнил братии о необходимости перемен, но некоторыми этот совет был воспринят превратно. Потом возникли и иные сложности. Когда рука настоятеля перестала быть крепкой, другие посягнули взять бразды правления в свои руки. Как в правлении обители, так и в братии стало проявляться самоуправство, что огорчало игумена и отец Иакинф стал задумываться о возвращении в любимый Валаамский монастырь. Сам он вспоминал об этом: «Враг человеческого рода очень искусен в брани. Подобно мудрому воину на войне он знает, что самое главное – вселить сомнение в командира, после чего уже нетрудно ввергнуть в хаос и подчинённых. Дьявол смутил мой разум и сердце грустью, унынием и тоской по Валааму. Я стал думать, что там – духоносные старцы, с которыми хорошо разделить печаль в трудные мгновения.» Он попытался разогнать свою печаль, в том числе и алкоголем. Отец Иоанн вспоминал, как он избавился от тоски воззвав ко Господу и раскаявшись полностью в своей слабости и бессилии. «Я молился и раньше, но, видимо, недостаточно искренне, и надеялся более на свои силы, нежеди на помощь Божию. Поэтому Бог и дал мне понимание помнить слова Его: «без Меня не можете делать ничего.» После пребывания в Печенгском монастыре отец Иакинф вернулся на остров Валаам лишь в 1932 году.

В Спасо-Преображенском Валаамском монастыре игумен Иакинф был пострижен в великую схиму со своим крещальным именем Иоанн. Местом его пребывания был назначен Предтеченский скит на уединённом острове. Он вспоминал: «Я жил один в маленьком домике в Предтеченском скиту. Сам готовил еду, растил овощи, а хлеб брал в монастыре или время от времени пек сам. Ночи я с удовольствием проводил в бдении и ложился лишь после двенадцати часов; в два или три я вставал. Разумеется, я спал днём, сколько природа требовала.»

Старец наслаждался тишиной, покоем и красотой природы. Скитская жизнь дала ему возможность погрузится полностью в мир учения святых подвижников. «Я люблю читать святых отцов, потому что они – проводники в Царство небесное. Читаю, удивляюсь и восхищаюсь их учением. Я просто не могу оторваться от их писаний.»

В конце 30-х годов отец Иоанн проводил зимы в главном монастыре. Он был назначен нести послушание помощника духовника. Монастырь посещали многочисленные паломники, даже из-за границы. Потом всё переменилось. Во время Зимней войны, в начале февраля под жестокими бомбёжками прошла эвакуация валаамской братии с острова. «По милости Божией я остался в живых. Хотя и сплю в лавке, я – жив, спокоен и даже не думаю о Валааме, как будто и никогда не жил там. Я оставил Валаам спокойно и даже бомбёжки переносил без испуга. Во время сирены я не бежал в убежище, хотя у нас для этих целей и использовался главный храм, но сидел у себя в келии и читал Святое Евангелие. При падении бомб всё здание сотрясалось, окна разлетались на осколки и двери распахивались, у меня же была какя-то внутренняя уверенность, что я останусь в живых.»

Временным местом пребывания братии стало местечко Каннонкоски в Средней Финляндии. Оттуда в 1940 году сократившаяся до пары сотни старцев братия переехала в Хейнявеси, где была приобретена усадьба Папинниеми, переименованная в Новый Валаам, ставший домом отца Иоанна в последние годы его жизни.

Хотя Новый Валаам и был лишь тенью потерянного монастыря, отец Иоанн полюбил это место за красоту природы и его особый покой. Омываемый водой обширный мыс среди лесов напоминал ему скит Ладожского Валаама. Келия старца находилась на втором этаже напоминающего барак братского корпуса, а из окна открывался вид на луг, мыс и полоску озера. В этой келии он вёл беседы с духовными чадами. После смерти иеросхимонаха Ефрема (Хробостова) отец Иоанн стал духовником монастыря. Отец Иоанн был также духовным наставником для многих посетителей обители. Многие из них были эмигрантами из России, рассевшиеся по всему миру беженцы. В своих письмах старец учил и наставлял их в духовных вопросах.

Для отца Иоанна время, проведённое в Новом Валааме, стал его золотым периодом. Он приобрёл широкую известность как духовный наставник или старец. Свою мудрость он черпал в Священном Писании и писаниях святых отцов. Долгий и многообразный подвиг помог ему понимать сложные и часто противоречивые жизненные ситуации. Его духовными чадами: священники и миряне, бывшие придворные императорского двора, представители артистической богемы и простые люди – всем им нужен был внимательный слушатель, способный утешить, посоветовать и наставить. Всё это они приобретали, посетив старца или, чаще всего, вступив с ним в переписку.

Кроме как за духовным руководством, к схиигумену обращались и по вполне конкретным вопросам. Он совершал длительные поездки, чтобы навестить страждущих, и тогда через него Бог совершал подлинные чудеса. Например, по рассказу Марины Лачинофф её, жившую в Хельсинки бабушку, петербурженку по происхождению, разбил паралич. Её дочь Клавдия отправилась на Валаам в Хейнявеси за отцом Иоанном, которого привезла в Хельсинки. После долгих недель, по его молитве бабушка выздоровела. Ещё ранее, по наставлению отца Иоанна, была излечена и сама Марина, бывшая в детстве инвалидом.

Молитвенная жизнь отца Иоанна была глубокой и безграничной. Писатель Тито Коллиандер рассказывал в 1960-е годы своему сыну, как однажды схиигумен Иоанн провожал его из Нового Валаама до шоссейной дороги. Внезапно он остановился и сказал: «Как будто кто-то молися тут рядом.» Около ста метров за ними шла женщина и оба путника остановились, чтобы подождать ей. Схиигумен обратился к ней, но она не говорила по-русски. Коллиандер перевёл вопрос отца Иоанна на финский язык: «Вы сейчас молились?» Женщина видимо удивилась и отвечала: «Видите ли, я сейчас шла и творила молитву Иисусову – шла и повторяла». Схиигумен Иоанн с простотой ответил: «Так я и думал».

Память о схиигумене Иоанне (Алексееве) до сего дня сохранилась и в его родных землях в Средней России. Так, отец Иоанн своим предстательством соединяет православные церкви, а не один лишь православный люд приграничья.

Преподобный Иоанн мирно почил о Господе в своей келии 5-го июня 1958 года. Он был похоронен в братской могиле на другом берегу залива. Силами духовных чад на его могиле был водружён дубовый крест. Хотя число наставляемых преподобным и уменьшилось, его духовные письма становятся всё более популярными.

Падение Советской власти, открытие восточной границы и начало церковного возрождения на территориях бывшего СССР открыли наставлениям отца Иоанна путь в его Отчизну. Они подвигли многих его читателей и друзей совершить паломничество и в его родную деревню Губка, и в церковь его детства в Ильинском. Паломники из России нашли путь к могиле отца Иоанна. Дубовый крест на месте захоронения был заменён благодарными учениками на гранитный. На кресте – мозаичная икона Христа и огонёк лампады, напоминающий о вере и надежде.

Память преподобного Иоанна Валаамского празднуется 5 -го июня

О пути к канонизации можно прочитать в статье «Иже идый во след святых отец, путем разумным шествоваше посреде соблазн мира сего” на русскоязычной странице Финляндской правосавной церкви

Составлено по материалам русскоязычных страниц сайта Финляндской православной церкви

23.06.2020 12:54

Фото: Страница Иеромонаха Иоанна в Facebook

Священника Новосибирской епархии иеромонаха Иоанна (Курмоярова) отстранили от служения за критику главного храма Вооружённых сил. Поводом для столь серьёзного наказания стал пост о храме на личной странице священнослужителя в Facebook. В нём он сравнил храм Вооружённых сил с «языческим капищем». Даже после этого наказания отец Иоанн не будет удалять своё скандальное высказывание, сказал сам священник «Открытым медиа».

«Христианский храм может быть только там, где есть христианская община <…> этот храм построен в чистом поле <…> а значит, это не храм, а языческое капище. Это ещё один пример того, как православие превращается в банальное язычество, со своими капищами, небесными покровителями, иконами родов войск, храмами по профессиональной принадлежности», — написал священник.

Несколько дней спустя Новосибирский митрополит запретил священника в служении на два месяца «до выяснения всех обстоятельств недостойного поведения». В разговоре с «Открытыми медиа» отец Иоанн подтвердил, что запрет в служении связан именно с его позицией по храму Вооружённых сил.

«Сначала ректор семинарии позвонил, сказал, чтобы я срочно дал объяснительную по поводу своих сообщений в Facebook. Я был в дороге, да и объяснительную за пару часов не напишешь, по крайней мере в моём случае. Наверное, они подумали, что я встал в позу, не стали ждать и выдали запрет», — рассказал священник.

«Патриарха подставили»

После запрета в служении иеромонах написал объяснительную и опубликовал её на своей странице в Facebook. Священник переживает, что храм превратится в «языческое капище некой новой имперско-милитаристской религии», а в росписи есть символы советской эпохи.

Он считает, что это может привести к «рождению нового псевдоправославного имперско-милитаристского культа», в котором главным будет не верность церкви, а «лояльность перед императором и государством». В произошедшем Иоанн обвинил окружение патриарха, которое «банально подставило» главу РПЦ. Свои опасения священник объяснил ещё и тем, что некоторое время назад патриарх Кирилл так же говорил о сращивании церкви и государства.

«Святейший, когда узнал об изображении Сталина на одной из мозаик, всячески способствовал тому, чтобы это изображение исчезло. Но некоторые представители Патриархии, курировавшие проект, сделали всё, чтобы советская символика осталась в росписях храма», — написал иеромонах.

«Открытым медиа» священник рассказал, что своё мнение не изменил и вызвавший раздражение церкви пост удалять не будет.

«Удалять пост смысла нет никакого. Если я что-то сделал не так, то меня должны убедить. Я могу извиниться, если я кого-то вдруг обидел, хотя я не называл конкретных имен. Наоборот, выразил надежду, что патриарх наведёт порядок. Понятно, что военные — люди не верующие. Они вложили свой пафос, как они это видят, а получилось не очень красиво», — поделился своим мнением отец Иоанн.

Он полагает, что столь жёсткая реакция связана с тем, что настоятелем храма Вооруженных является сам патриарх Кирилл, а критика собора была ошибочно воспринята как «наезд» на главу РПЦ. Отец Иоанн отрицает, что пытался оскорбить предстоятеля церкви: по его словам, патриарх как настоятель может исправить ситуацию, но ему нужно идти на компромиссы, а не «затыкать рты».

«Такие запретительные методы, что в церкви, что в государстве, приводят только к революциям, майданам и потрясениям. Надо уметь диалог с обществом наладить и уметь слушать. Мы должны друг друга слушать и жить по-братски», — подытожил священник.

Главный храм Вооружённых сил построен по инициативе министра обороны Сергея Шойгу. На его создание потратили около 6 млрд рублей. В апреле 2020 года стены строящегося храма украсили витражами с серпом и молотом и мозаикой с изображениями Владимира Путина, Сергея Шойгу и Иосифа Сталина. После скандала мозаику демонтировали.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *