Отец нафанаил псково печерский

Архимандрит Нафанаил (Поспелов). 1920-2002

Отец Нафанаил пришел в Псково-Печерскую обитель по зову Божию в 1947 году, сменив военную шинель на подрясник послушника, и прожил здесь 55 лет. В то время
полуразрушенная войной обитель бедствовала, братия жила в скудости и лишениях, но согревала и питала иноков вера в Бога.

Отец Нафанаил охотно и безотказно исполнял любое послушание, ибо верил твердо, что послушание – это самый верный и короткий путь ко спасению. Отец Нафанаил много потрудился на различных послушаниях: был на общих и сельскохозяйственных работах, сторожил монастырский огород и заведовал дровяным сараем, был трапезным и хлебодаром, экскурсоводом в пещерах, замещал наместника.

Из 82 лет жизни 50 лет отец Нафанаил являлся служителем Церкви: прошел долгий путь от пономаря до архимандрита.

Он трудился и молился с такими подвижниками благочестия, как иеросхимонах Симеон и валаамские старцы: схиигумен Лука и иеросхимонах Михаил, сослужил, будучи
диаконом, митрополиту Вениамину (Федченкову).

Иноческий путь он проходил под руководством архимандрита Пимена (впоследствии Святейшего Патриарха) и архимандрита Алипия (Воронова).

Автобиография архим. Нафанаила перед поступлением в обитель (1947 г.)

Я, Поспелов Кронид Николаевич родился в 1920 году в селе Заколпье Гусь-Хрустального района Владимирской области в семье священника отца Николая Васильевича Поспелова.

В 1923 году семья переехала в село Житенино Орехово-Зуевского района Московской области.

С раннего возраста я помогал своему отцу, исполняя обязанности пономаря, а затем и чтеца.

Начальную школу окончил в деревне Воинова Гора ОреховоЗуевского района Московской области в 1937 году и поступил в Ногинский Механический техникум, из которого в ноябре-месяце 1940 года был переведен в Московский Текстильный техникум, который и окончил в мае 1941 года, получив квалификацию техника-механика по холодной разработке металлов.

По окончании техникума до 9 декабря 1941 года работал сменным мастером ремонтно-механического цеха Костеревского шпульно-катушечно-челночного комбината Петушинского комбината Петушинского района Московской области.

С 9 декабря 1941 года по настоящее время я работал в строительных и рабочих колоннах, как мобилизованный, используя свободное время на чтение Слова Божия, молитву, а с декабря 1944 года я регулярно посещал Казанскую церковь (г. Великие Луки) до 20 мая 1945 года, помогая во время праздников, поста и Св. Пасхи священнику (исполнял обязанности пономаря и чтеца).

С 23 мая 1945 года нахожусь в Ленинграде, регулярно посещая Николо-Богоявленский Кафедральный собор.

Окончив службу в строительной колонне, я желаю остальное время своей жизни посвятить на служение Господу в монастыре.

Отец мой – протоиерей Николай Васильевич Поспелов в январе 1938 года был арестован в с. Былово Красно-Пахарского района Московской области.

Мать Поспелова Анна Константиновна проживает в деревне Воинова Гора Орехово-Зуевского района Московской области.

Слово Наместника архим. Тихона (Секретарева) перед отпеванием архим. Нафанаила 10-го августа 2002 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Блажен путь, в оньже идеши брате днесь,
яко уготовася тебе место покоя.
Чин Отпевания.

Сегодня, дорогие братия и сестры, мы празднуем память иконы Божией Матери «Смоленской”, а также в честь многочисленных списков с этой чудотворной иконы, одним из которых является Выдропусская икона Божией Матери. Этот образ находится в храме села Выдропуск Тверской губернии.

В годы войны архимандрит Нафанаил, тогда еще солдат Кронид Николаевич Поспелов, оказался в селе Выдропуск. В селе была церковь с древней (ХVвек) иконой Божией Матери Выдропусской. Подразделение, в котором служил отец Нафанаил, охраняло пленных немцев. Солдаты были расквартированы по избам, а пленных поместили в церкви. Наступили холода, и командование, не находя ничего лучшего, отдало приказ топить храм иконами. Узнав об этом, отец Нафанаил поспешил к своему квартирному хозяину, Степану, который отличался благочестием и любовью к Богу. Тот немедля нагрузил телегу дровами и с ней устремился к храму. За этот воз дров и удалось выменять чудотворную икону Выдропусскую, которая в течение 50 лет хранилась в доме Степана и его потомков. Таким образом, в это страшное время участием, заботой и мужеством архимандрита Нафанаила была спасена святыня XV века. И вот сегодня, в день празднования памяти Выдропусской иконы Божией Матери мы и совершаем отпевание архимандрита Нафанаила.

Он родился в 1920 году 11-го июня в семье священника протоиерея Николая Поспелова и матушки Анны.

В 1937 году он пережил сиротство, потому что его отец был арестован и вскоре расстрелян.

Учеба в техникуме, короткий период трудовой деятельности, а с декабря 1941 года по 1947 год – служба в армии. После демобилизации архимандрит Нафанаил без раздумий решил идти в монастырь. На вопрос, по какой причине он ушел в монастырь, отец Нафанаил сказал замечательные слова: «Я увидел, что нет счастья на земле. Есть единственная цель – это стремиться к Богообщению”.

И вот, движимый внутренним своим духовным чувством, имея в себе призвание к монашеской жизни, отец Нафанаил в 1947 году весной приходит в нашу обитель. Он молится и добросовестно, с полной отдачей сил трудится на хозяйственных послушаниях. В 1949 постригается в монахи, а в 1950 году принимает священный сан иеродиакона. Через пять лет его служение продолжается уже в качестве казначея и секретаря Духовного собора.

Все свои силы он прилагал для блага, процветания и сохранения святой обители. В трудный 1960 год, когда речь шла о закрытии монастыря, отец Нафанаил, вместе с наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием и братией молятся и проявляют все свое мужество, терпение и усилия для того, чтобы заступлением Богоматери святая обитель не была закрыта.

Большой радостью для отца Нафанаила были юбилей 1000-летия Крещения Руси и юбилей 2000-летия со дня Рождества Христова, а также причисление к лику святых его отца священномученика Николая. Несмотря на перенесенные 2 инсульта, до последних дней отец Нафанаил продолжал молиться, трудиться, составлять уставные заметки для Богослужений и проникаться духом Церковной молитвы. Совсем немного поболев, он переходит в Вечность.

«Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла” (Ис. 57, 1).

Много добрых качеств, свойственных святым, присущи были и отцу Нафанаилу. Это беспримерное трудолюбие и терпение, тщательность в исполнении послушания, вера в Промысл Божий.

Отец Нафанаил вспоминал о том времени в 1947 году, когда он пришел в обитель, как он изнемогал во время хозяйственных работ по 12 часов в день и даже падал в борозду от усталости. И вот его посетило некое сомнение: а на правильном ли он пути находится? А есть ли этот путь для него спасительный? Он приходит к чудотворной иконе Божией Матери, молится, затем возвращается в свою келию и видит: у его соседа по келии раскрыта книга святителя Игнатия Брянчанинова как раз на странице, где сказано, что в последнее время монахи будут спасаться скорбями. Тогда он успокоился и утвердился в мысли, что находится на спасительном пути.

Действительно, скорби, болезни и переживания не оставляли отца Нафанаила с первого дня пребывания в обители и до последнего дня. Он вспоминал, что у него не было спокойной монашеской жизни. Его то направляют составлять документы, то рассчитываться с бригадами реставраторов, то вести экскурсию по пещерам, то писать статью в защиту восковых свечей в храме Божием и так далее.

Старец иеросхимонах Симеон об отце Нафанаиле сказал при его жизни: «Он имеет премудрость Соломонову и ревность Илиину”.

В лице отца Нафанаила перед нами – замечательный, яркий образ подвижника благочестия XX века. Отец Нафанаил для всех нас – и живущих в обители, и живущих в миру,– оставил пример верного служения Господу нашему Иисусу Христу, оставил пример теплой, искренней, сердечной молитвы к Божией Матери и святым угодникам Псково-Печерским. Он оставил по себе воспоминания в замечательной книге, написанной вместе с отцом Евгением (Пелешевым).

Каждую неделю отец Нафанаил издавал по три Псково-Печерских листочка, которые в своей духовной простоте и глубине всегда служили утешением и поддержкой для тех, с кем он общался.

Провожая сегодня в путь всея земли под благодатным покровом Богородицы «Одигитрии» нашего собрата, мы надеемся, что в лице архимандрита Нафанаила Псково-Печерская обитель приобрела еще одного молитвенника перед Престолом Божиим.

Отец Нафанаил будет погребен у храма Воскресения Христова, рядом с епископом Феодором, архимандритом Антипой, архимандритом Клавдианом и архимандритом Пантелеимоном. Это совсем недалеко от места погребения отца Алипия и отца Иеронима – его сподвижников, соработников на ниве Христовой.

Да упокоит Господь душу его в селениях праведных. А его молитвами да дарует всем нам терпение, ревность о спасении своей души.

Село Трескино Колышлейского района известно верующим со всей России. Здесь в Свято-Рождественском мужском монастыре служит игумен Кронид. Говорят, священник творит чудеса. Исцеляет даже от рака. Возвращает душевное спокойствие, изгоняет мелких бесов и больших злых духов. К нему идут, как в поликлинику, с болезнями и бедами, с проблемами и за советом.

Верующие со всей страны приезжают в монастырь за несколько часов до начала целительной молитвы. Чтобы занять место поближе к батюшке, заранее расстилают на полу коврики, поскольку во время отчитки им придется долгое время стоять на коленях. Иногда число одновременно молящихся достигает пятисот человек. Людям не хватает места в храме, и они стелют коврики на улице.

Жители разных регионов России добираются в Трескино кто как может. Обычно в монастырь приходят к шести часам утра. Молятся, исповедуются, причащаются. Это необходимо, чтобы приступить к главному — изгнанию нечистой силы, которая поселилась в человеке.

Евдокия Анашкина овдовела в 26 лет, одна вырастила троих детей, работала днем и ночью. Теперь болезни замучили. Но телесные недуги женщина приписывает не только возрасту и трудной жизни. Она предполагает, что ее больные ноги — происки дьявола и недобрых соседей.

Фельдшер Галина Сергеевна первый раз пришла к отцу Крониду 15 лет назад. Теперь она — частый гость в Свято-Рождественском мужском монастыре. За эти годы женщина много чего повидала. Бесы, говорит она, из людей так просто не выходят и без боя не сдаются.

Андрей Панин — бизнесмен из Кузнецка — в монастырь добирался пять часов. Провел ночь за рулем на скользкой и обледеневшей трассе. К началу службы успел.

По словам Андрея Панина, его сын в результате ДТП стал инвалидом. Врачи говорили, шансов, что он выживет, практически нет. Тогда бизнесмену посоветовали съездить в Трескино — к батюшке Крониду. И мальчик стал потихоньку поправляться.

Сам игумен Кронид прессе не показывается. После двухчасовой литургии прихожане и паломники рассаживаются на принесенных ковриках и полотенцах и начинают морально готовиться к главному этапу — отчитке. На первый план выходят местные монахи, которые оберегают игумена, изгоняющего дьявола, от чужих глаз. Двери в храм закрывают на крепкий засов. Журналистов «11 канала» также попросили удалиться.

В епархиальном управлении утверждают, что уникальные способности некоторых священников — это дар Божий. Но прибегать к такой серьезной мере надо только в крайнем случае. И только если вы глубоко верующий, соблюдающий посты и заповеди человек.

По словам игумена, ответственного секретаря Епархиального управления Пензенской области Серафима (Домнина), большинством болезней все-таки занимается традиционная медицина. И именно к врачам нужно идти в первую очередь. Отчитка, или экзорцизм может помочь людям с душевными расстройствами.

╭━─━─━─≪✠≫─━─━─━╮

•>Йо, камрады!<•

╰━─━─━─≪✠≫─━─━─━╯

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Всем доброго времени суток. С вами капитан Отто! Сегодня мы с вами продолжим исследовать жанр юри и разберём незатейливую комедийную мангу «Opapagoto» или же «Новоявленный отец» автора Ширауме Назуны.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Ну, а пока небольшое объявление.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

「●Объявление●」

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Дамы и господа, у меня очень большие планы на обзоры, но времени всё меньше и меньше. Поэтому я всё реже и реже буду что-то делать, но я торжественно клянусь, что качество контента вырастет на несколько ступенек. Также я собираюсь провести глобальный апгрейд и оформить нормально мои предыдущие обзоры ( сделать гиф, добавить нормальные обложки и т.д). Также мои предыдущие обзоры и подборки можно будет найти по хэштегу #OttosReview.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

「●Содержание●」

┍──━──━──┙◆┕──━──━──┑

Вводная часть.✓

Сюжет.✓

Псевдосемейный эксперимент и с чем его едят. ✓

Персонажи✓

О манге✓

Плюсы/Минусы✓

Заключение и рекомендации.✓

Послесловие.✓

┕──━──━──┑◆┍──━──━──┙

「●Вводная часть●」

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Что такое идеальная семья, дорогие мои? Мы можем дать много разных определений, которые характеризовали бы семью с социальной, демографической, территориальной и экономических точек зрения. Но многие сейчас придерживаются мнения, что идеальная семья – это ячейка общества, в которой оба родителя имеют двойной доход и ребёнка. К чему я веду? Что ж, дорогие мои, сегодня мы будем говорить о семье. Но это не будет беседой вроде «Плодитесь и размножайтесь, дети мои!», скажу по секрету: я отрицаю институт брака и важность заведения (фу, слово то какое некрасивое) детей, поэтому от меня эту фразу вы услышите в последнюю очередь. Здесь мы поговорим с вами о семье в контексте этой манги и разберёмся что да как.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

「●Сюжет●」

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Натсукава Харуки – мастер на все руки. И девчонку от бандитов спасёт, и вкусно приготовит поесть, и выйдет из окошка без риска для жизни. Так что такая интересная мадам забыла в элитной Бараномийской академии для богатеньких девиц? Всё довольно просто: отец Натсукавы отдал собственную дочь в залог за долги. И теперь волей-неволей девушка вынуждена притворяться некой Аягасаки Касугой, которая очень сильно похожа на неё. Аягасаки не может посещать академию по некоторым неизвестным обстоятельствам, поэтому Натсукава станет её «двойником» на какое—то время. Но на самом деле весь сыр-бор из-за того, что Аягасаки Касуга стала участником «Псевдосемейного эксперимента».

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

「●Псевдосемейный эксперимент и с чем его едят●」

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Так что же такое этот «псевдосемейный эксперимент»? О, это социальная программа, созданная для того, чтобы научиться противостоять проблемам этого мира. Несколько девушек из Бараномийской академии были выбраны случайным образом, чтобы жить семьёй. У каждого есть определённая роль. Натсукава, например, является отцом. У каждой семьи есть собственный дом. Вся эта программа что-то вроде симулятора реальной семейной жизни, только в отличие от «Sims» нельзя пользоваться читами. Также существует система очков, что-то вроде часов факультетов в Гарри Поттере. Очки могут начисляться и сниматься. Раз в месяц такие «семьи» оценивают, смотрят на их очки. От этого зависят условия жизни. Если семья показала себя хорошо в этом месяце, значит, она переедет в дом получше и т.д. Такая вот интересная система.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

「●Персонажи●」

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

В этой манге очень много различных персонажей, поэтому поговорим о каждом отдельно.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

「●Натсукава Харухи●」

Натсукава Харухи – второй год старшей школы. Роль: отец.

Харухи – местный супермен, поскольку постоянно приходит к кому-нибудь на помощь или же решает проблемы своей новоявленной семьи. Она умная, решительная, весёлая. Очень часто помогает остальным девчонкам найти выход из сложной ситуации. Это тот самый персонаж, который ничего не понимает, но впрягается и помогает.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Натсукава Харухи.

「●Токива Юкари●」

Токива Юкари – третий год старшей школы. Роль: мать.

Юкари – это что-то вроде типичной японской жёнушки, которая пойдёт за своим любимым человеком и в огонь, и в воду, и в магазин за хлебушком. Она очень обаятельная и женственная, заботится обо всех членах своей «семьи». Самый загадочный персонаж.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Токива Юкари.

「●Куджоу Рю●」

Куджоу Рю – первый год старшей школы. Роль: старший сын.

Рю – весёлая азартная девушка. Местный плейбой, супер-самец ( но это девочка), по девчонкам спец. Единственный персонаж, который хоть как-то анализирует ситуацию и продумывает шаги. Самый хитрый герой этой манги.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Куджоу Рю.

「●Ханамия Аюми●」

Ханамия Аюми – третий год средней школы. Роль: старшая дочь.

Аюми – милая тихоня, которая немного влюблена в главную героиню. Она старается помогать Юкари и заботится о членах «семьи», Самый милый персонаж.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Ханамия Аюми.

「●Никаидо Чикако●」

Никаидо Чикако – третья ступень начальной школы. Роль: третья дочь.

Чикако – очень эмоциональная, часто срывается на членов «семьи». Но Никадо довольно рассудительна. Иногда отчитывает Арию и Рю. Самый серьёзный персонаж.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Никаидо Чикако.

「●Курозу Ария●」

Курозу Ария – пятая ступень начальной школы. Роль: вторая дочь.

Ария – это зайчик из рекламы батареек. Непоседа и оптимист. Весёлая и неунывающая. Самый улыбчивый персонаж.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Курозу Ария.

「●Ширатори Усаги●」

Ширатори Усаги – первый год начальной школы. Роль: младшая дочь.

Усаги – мелкая девчушка, которая не показывает свои эмоции. Она любит поесть. Самый тихий персонаж.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Ширатори Усаги.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Также есть ещё куча интересных второстепенных персонажей: странная горничная, сумасшедшая президент студсовета, а ещё безумная девчонка Наруко.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

「●О манге●」

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Манга имеет рейтинг PG ( Некоторые материалы не подходят для детей. Присутствуют лёгкие ругательства и сцены насилия, но в умеренных количествах). Всего на русском языке есть 5 глав, на зарубежных сайтах – 9.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

「●Минусы●」

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Минусы этой манги в деталях.

Во-первых, слишком много женских персонажей, которых автор не раскрывает. Ария и Усаги, как героини, совершенно не раскрыты. Возможно, что автор расскажет про этих персонажей более подробно в следующих главах.

Во-вторых, косячки с рисовкой. Хотя стиль мне нравится, но ведь ничего идеального на свете не бывает, поэтому тут рисовка немного подкачала. Мне очень нравятся задники, но вот сама прорисовка персонажей иногда плоховата. Но это только на мой взгляд.

В третьих, отсутствие глав третьего тома в сети на английском. Это не смертельно, но вы можете расстроиться.

Это все главные минусы этого произведения на мой взгляд. Перейдём к плюсам.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

「●Плюсы●」

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Во-первых, это интересный сюжет. Хоть эта история и о школьницах, но никаких уроков вы не увидите. Тут скорее что-то вроде жизни безумной девчачьей семейки. Есть определённая линия: «Получаешь очки-помогаешь семье-живёте хорошо». Так же мы можем видеть конфликт между Харухи и Президентом студсовета. Ещё очень важны взаимоотношения Натсукавы с членами её «семьи».

Во-вторых, забавный юмор и очень много комедийных ситуаций. Читая эту мангу, вы хорошо проведёте время, посмеётесь и расслабитесь. Также порадовала огромная порция различных весёлых рожиц персонажей.

В-третьих, персонажи. У некоторых дизайн довольно оригинален. Их характеры отличаются друг от друга, несмотря на то, что поведение многих героев входит в рамки определённых манга-клише. Второстепенные персонажи тоже довольно забавны, у некоторых есть своя харизма.

В-четвёртых, отношения между членами «семьи». Я специально выделю это отдельным пунктом. На протяжении истории мы можем видеть, как отношения между персонажами выходят на новый уровень. Они заботятся друг о друге, защищают, помогают и всё в таком же духе. Это очень мило и интересно.

Это все главные плюс, которые мне бы хотелось отметить.

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

「●Заключение и рекомендации●」

┹┄┄┄┄┄┲⟮۝⟯┹┄┄┄┄┄┲

Мангу я рекомендую читать для того, чтобы расслабиться после тяжёлого трудового дня. Никаких розовых грёз и юрийного Диснейленда выявлено не было. Так что особо не надейтесь на страдания и прочую ересь. Это просто манга, которая пытается рассказать о том, как разные люди могут быть семьёй. Всё это преподносится в комедийном ключе, что помогает легко воспринимать произведение. Так что читайте и хорошо проводите время.

5 (18) июля

Преподобноисповедник Агапит родился 4 ноября 1894 года в городе Гатчине Санкт-Петербургской губернии в семье высокопоставленного чиновника барона Михаила Таубе и в крещении был наречен, как и отец, Михаилом. В 1912 году Михаил окончил гимназию и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но окончить успел только три курса, когда в 1916 году был призван служить в армию. Михаил Таубе служил младшим офицером батареи в артиллерийском дивизионе, сначала в чине прапорщика, а затем подпоручика в должности помощника командира батареи. Во время боев в 1916 году он был тяжело ранен и попал в госпиталь. В 1918 году он снова был призван в армию и служил в комиссариате продовольствия по Северной области, а затем адъютантом при штабе армии и делопроизводителем. В 1922 году Михаил был демобилизован и поступил сотрудником в музей Оптина пустынь, учрежденный безбожными властями на месте закрытого монастыря; многие из научных сотрудников музея приехали из Петрограда; Михаила Таубе рекомендовала в качестве сотрудника директор Оптинского музея Лидия Васильевна Защук. В музее он был назначен хранителем собрания книг монастырской библиотеки, переданной тогда в ведение музея. Здесь он вполне смог познакомиться с богословским наследием и богатейшими по своему духовному содержанию рукописями.

Приехав в Оптину, Михаил стал духовным сыном сначала старца Нектария, а затем иеромонаха Никона (Беляева), который и постриг его в мантию с именем Агапит. По воспоминаниям знавших его в этот период, это был человек высокий, худой, всегда грустный и сосредоточенный, искавший в христианстве не столько утешения, сколько духовного подвига, и многие думали, что он станет впоследствии епископом и богословом.

В качестве научного сотрудника музея монах Агапит пробыл до мая 1925 года, а затем был уволен и жил то на родине, то около Оптиной, готовя себя к священническому служению и зарабатывая на жизнь преподаванием иностранных языков.

Отвечая на его вопросы относительно практического осуществления этого, иеромонах Никон 14 июня 1927 года писал ему: «Честнейший о Господе отец Агапит! Божие благословение да пребывает над Вами во веки.

Сердечно сочувствую Вам в скорбях Ваших и молюсь о Вас, как о сыне моем духовном. Меня спрашивал отец Лаврентий, и я ему, помнится, ответил, что советую Вам приезжать к нам… О рукоположении должен сообщить следующее: архиепископ Феофан вообще большой буквалист и стоит на букве закона, и едва ли будет посвящать клирика не из его епархии. Неизвестно нам и то, что имеет ли он вообще возможность рукополагать… На всякий случай хорошо бы послать письмо вашему Е. И. с просьбой дать свое согласие на посвящение у кого-либо из православных архиереев. Если это будет даже простое письмо, мне думается, оно будет иметь силу…

Да сотворит с нами Господь по воле Своей святой и да управит жизнь нашу во спасение.

Прошу святых молитв и желаю Вам мира и радования о Господе и всякого благополучия…»

Отправить это письмо отец Никон уже не успел, так как 16 июня монах Агапит был арестован, а 11 июля был арестован и он сам. До своего ареста монах Агапит ходил в светской одежде, а когда пришли его арестовывать, он с радостью надел рясу и ушел в тюрьму христианским исповедником, точно только и ждал этого момента. 1 июля ему было предъявлено следователем обвинение в том, что он «имеет обширные связи с центральными городами Союза ССР и, являясь сотрудником Оптинского музея… связывается с контрреволюционной группировкой означенного музея… и совместно ведет контрреволюционную агитацию и религиозную пропаганду среди широких слоев крестьянского населения… Имея тесную связь с Никоном Беляевым, Таубе, как лицо, связанное со всем научным миром, в целях… контрреволюционной деятельности предоставляет и использует все для него возможности…».

Сотрудники ОГПУ в соответствии с идеологией, принятой тогда в государстве, рассматривали монахов, как членов контрреволюционной организации, и потому вопрос о том, пострижен ли человек в монашество, кто его постриг и было ли это совершено тайно, для ОГПУ был вопросом политическим. И принявший монашество, и в особенности постригавший в их глазах совершали преступление и нарушали не прописанный в уголовном кодексе закон. Желая получить сведения о месте и об участниках этого «преступления», следователь спросил отца Агапита:

– Скажите, когда вас постриг в монахи Никон Беляев, где именно это происходило и кто при этом еще был?

Отец Агапит хорошо понимал, как следователь будет интерпретировать его ответ, он знал, что следователь незаконно вопрошает его об этом, так как такой статьи, как пострижение в монашество, нет в уголовном кодексе, составленном с учетом того, что Церковь отделена от государства; а, кроме того, есть вопросы сугубо личные, интерес к которым следователя, как представителя государства, так же является незаконным, и отец Агапит сказал:

– На этот вопрос я отказываюсь давать ответ.

– Почему?

– Поскольку касается личной моей жизни.

Это был исчерпывающий с точки зрения закона ответ, и на этом допросы были прекращены.

19 декабря 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило монаха Агапита к трем годам заключения в концлагерь на Соловки, но, как и его духовный отец, он был оставлен в Кеми. Первое время он жил вместе с отцом Никоном в пересыльном лагере в Кеми, но затем монаха Агапита отправили на одну из лагерных командировок в лес, на побережье Белого моря, а отец Никон был оставлен в Кеми. По окончании срока заключения, 23 мая 1930 года Особое Совещание приговорило его к трем годам ссылки, и он был отправлен в Архангельск, куда прибыл в одном этапе вместе с отцом Никоном, что стало для него большим утешением. Здесь им пришлось проходить медицинскую комиссию. Врач, обследовав отца Никона, заметил, что по состоянию здоровья он мог бы быть направлен в лучшие климатические условия. «Отец Никон, привыкший отсекать свою волю… спросил совета на этот счет у отца Агапита, который не посоветовал ему предпринимать что-либо в этом направлении, и отец Никон послушался этого совета, сказав: «Воля Божия да совершается!» По прибытии в… Архангельск отец Никон и отец Агапит некоторое время жили вместе. Вскоре отца Никона отправили в Пинегу, а отец Агапит остался один вблизи Архангельска».

Монаху Агапиту в то время никто не присылал посылок, и монахиня Амвросия (Оберучева) спросила его в письме: не нужно ли чего послать. Он написал, что нуждается в сапогах, так как его отправляют на работы в лес, на болото. У монахини Амвросии было сколько-то кожи, и монах-сапожник, который раньше шил отцу Агапиту сапоги и знал его мерку, сшил их для него. Монахиня Амвросия отправилась передать сапоги вместе с продуктами отцу Агапиту в деревню за несколько километров от Архангельска. «В этой же деревне, – вспоминала она, – поселился и присланный сюда с Соловков владыка Тихон Гомельский. Он радушно встретил нас. Помещение у него было хорошее, он снимал две комнаты. В одной была марлевой занавеской отделена часть для алтаря». Отец Агапит нашел квартиру для монахини Амвросии и посетил ее на следующий день. Он стал рассказывать об отце Никоне, с большой любовью и теплотой он вспоминал их совместную жизнь и грустное расставание и попросил, чтобы мать Амвросия обязательно писала отцу Никону, так как ее письма были для него большим утешением. Получив добротные сапоги, отец Агапит отдал в починку валенки, а через день был арестован вместе с епископом Тихоном.

Живя в Архангельске, монах Агапит познакомился с архиепископом Архангельским Антонием (Быстровым) и некоторыми ссыльными епископами и священниками, а с владыкой Тихоном (Шараповым) он жил в самом ближайшем соседстве. 23 января 1931 года архиепископ Антоний был арестован, по тому же делу были арестованы двадцать один человек и среди них монах Агапит. Вскоре после ареста он, как и многие другие подследственные, был отправлен в 5-й лагпункт вблизи станции Пинюг, где его продолжали допрашивать, и, в частности, о том, знает ли он о совершавшихся епископом Тихоном тайных богослужениях. Заявив, что он никогда не видел, чтобы его сосед-епископ совершал дома тайные богослужения, и что никаких бесед между ними не было, он сказал: «Виновным в антисоветской агитации себя не признаю, так как никогда и нигде на политическую тему антисоветских разговоров не вел». Монах Агапит был обвинен в том, что он являлся ближайшим сторонником епископа Тихона (Шарапова), выполнял его задания среди крестьян, участвовал в помощи ссыльному духовенству, которую организовал архиепископ Антоний, и выдавал себя среди крестьян «за мученика и невинного страдальца за веру Христову».

Вскоре монахиня Амвросия получила от отца Агапита телеграмму с адресом, в которой он просил прислать ему валенки, ибо зимой без валенок во время суровых морозов он оказался в весьма тяжелом положении. Она решилась собрать ему посылку и отвезти. Ехать нужно было на электричке. Некая девушка взялась ее проводить. «Посылку увязали в саночки, и поэтому пришлось стоять с ней на площадке, – вспоминала монахиня Амвросия. – Электрички полны одних рабочих-мужчин… Наша станция. Со ступенек электрички надо сходить прямо на обледеневшую горку. Я, конечно, упала. Через мою голову прыгают рабочие. Чья-то рука оказалась над моей головой и защищала меня от прыгающих. Слава Тебе, Милосердный!

Расспросили, где здесь помещаются заключенные. Версты две или больше надо идти… Заскорузлые низкие деревца, между ними тропинка, по которой мы и пошли… Спаси Господи девушку. Она везла санки и решила меня проводить до места…

Я стала дожидаться, добиваясь приема. Наконец, меня впустили в палатку и раскрыли посылку. Не найдя ничего недозволенного, отнесли, и я получила ответную записку с благодарностью. Сделалось совсем темно, надо где-нибудь ночевать… мне дали ночлег: пустили какие-то семейные, добрые люди. На другой день даже угостили меня блинами и на дорогу дали. Занесла их, проходя мимо палатки, просила отдать их отцу Агапиту. Он опять ответил мне запиской».

2 декабря 1931 года монах Агапит был приговорен к трем годам заключения в концлагерь и отправлен в Мариинские лагеря в Сибирь. После окончания срока заключения он поселился в городе Орле, где в то время жило много ссыльных и отбывших заключения в лагерях. Иногда он приезжал в Москву, где встречался со знакомыми по Оптиной пустыни.

В начале 1936 года отец Агапит заболел, образовалась опухоль на языке, и друзья предлагали ему лечь в больницу. Он выехал в Москву, операция была сделана, но врачи предупредили, что могут быть последствия, и через некоторое время он обнаружил новую опухоль, операцию делать было бессмысленно. Перед последним отъездом в Орел, он навсегда попрощался со всеми знакомыми – попрощался просто, спокойно, будто на время уходя от всех, чтобы, даст Бог, встретиться в иной жизни снова.

Его страдания в течение болезни все более возрастали, ни есть, ни говорить он уже не мог, но при этом не терял бодрости духа и, пока были силы, ходил в храм. Когда отцу Агапиту было что-либо нужно, он писал записки своей старушке-хозяйке, жившей на другой половине дома, через стену от него, он предупредил ее, что, когда ему станет совсем плохо, он ей постучит. 18 июля он постучал в стену, и, когда хозяйка вошла, то увидела, что монах Агапит лежит, не сводя глаз с иконы Божией Матери. «Лицо его было сосредоточено и кротко. Ни боль, ни страх не искажали его. Он не стонал, только дыхание становилось все реже…» Впоследствии она рассказала, что «переносил он свои страдания так светло, что она молится о нем, как о святом». Монах Агапит (Таубе) скончался 18 июля 1936 года и был погребен на одном из кладбищ в городе Орле, но могила его впоследствии была утрачена.

Игумен Дамаскин (Орловский)

Монахиня Амвросия (Оберучева). История одной старушки. М., 2005.

Житие оптинского старца Никона. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1996. Автор мон. Мария (Добромыслова; 1900–1986).

Архив Оптиной Пустыни. Фонд новомучеников и исповедников. Неопубликованные мемуары Н.А. Павлович. Машинопись. «Невода памяти». Глава 3. Монах Агапит.

УФСБ России по Калужской обл. Д. П-16298.

УФСБ России по Архангельской обл. Д. П-11397.

Туляков.

УФСБ России по Калужской обл. Д. П-16298, л. 36–37.

Там же. Л. 117.

Шарапов.

Монахиня Амвросия (Оберучева). История одной старушки. М., 2005. С. 433.

УФСБ России по Архангельской обл. Д. П-11397, л. 70 об.

Там же. Л. 161.

Монахиня Амвросия (Оберучева). История одной старушки. М., 2005. С. 436–437.

Архив Оптиной Пустыни. Фонд новомучеников и исповедников. Неопубликованные мемуары Н.А. Павлович. Машинопись. «Невода памяти». Глава 3. Монах Агапит.

Соль земли. Сост. С. Фомин. М., 1998. С. 303.

Каковы твои смысли, такого и жизнь твоя

Игумен Фаддей (Штрабулович) родился в 1914 году в селе Витовница в добропорядочной крестьянской семье. Монашеский постриг он принял 10 марта 1935 года в монастыре Горняк, а 14 июля того же года был рукоположен в сан иеродиакона как собрат того же монастыря. В сан иеромонаха рукоположен 3 февраля 1938 года. Таинство рукоположения совершил епископ Харьковский Митрофан. В сан игумена возведен в 1949 году в Кафедральном соборе в Белграде. Возведение в сан совершил викарий Святейшего Патриарха Сербского епископ Виссарион, бывший епископ Банатский.
После окончания начальной школы игумен Фаддей закончил ремесленно-торговую школу в Петровце на Млаве, а затем иконографическую школу в монастыре Ракшица, куда его направили в 1935 году сразу после принятия монашеского пострига.
По просьбе тогдашнего Патриарха Сербского Варнавы правящий епископ Вениамин предоставил монаху Фаддею каноническое освобождение для перехода в Белградско-Карловицкую митрополию, где он был причислен к братству монастыря Раковица.
В октябре 1938 года, исходя из необходимости службы, иеромонаха Фаддея переводят в Печку Патриаршую. После начала Второй Мировой войны иеромонах Фаддей в числе беженцев покидает Печь и возвращается в монастырь Раковица. В апреле 1947 года, получив каноническое освобождение, он возвращается в Браничевскую епархию и становится собратом монастыря Горняк.
По желанию Патриарха Гавриила иеромонах Фаддей в 1949 году опять возвращается в Печку Патриаршую и становится ее наместником. А в 1955 году игумен Фаддей по причине здоровья и с разрешения Патриарха Викентия во второй раз возвращается в Браничевскую епархию. В этой епархии он временно возглавлял Печанско-Кленовицкий и Шипинский приходы, а затем с 1957 года был настоятелем монастыря Горняк. В начале ноября 1959 года игумен Фаддей получает каноническое освобождение для перехода в монастырь Хиландар, то есть под юрисдикцию Вселенского Патриарха в Царьграде. После неполных четырех месяцев игумен Фаддей волей греческих властей, возвращен из Хилавдара, с Афона, на родину.
Здесь он временно был приходским священником в Быстрице, а затем настоятелем монастыря Тумана. В 1962 году игумена Фаддея, на основании его прошения, перевели настоятелем монастыря Витовница. Эту обязанность онвыполнял десять лет, и, наконец, как приходской священник Влашко-Дольский, он вышел на пенсию, а затем был назначен настоятелем монастыря Покайница вблизи Великой Планы, и затем духовником монастыря Тумана, а оттуда, во второй раз, его назначают настоятелем монастыря Витовница.
Протоиерей Душан Д. Митошевич

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *