Отец никандр

Кобылье Городище 10.12.2019 Без рубрики комментарии (0) просмотры 658

Добирались до деревни по «колодке» или по «говнюхе»

Деревня с «лошадиным» названием Кобылье Городище – одно из самых известных мест Гдовского района. Прославлено оно именем Александра Невского и его дружиной. Знаменитое Ледовое побоище в 1242 году предположительно состоялось именно в этих краях.

• Татьяна Наместникова

Топонимика

Эта деревня Самолвовской волости расположена в 70 км на юг от Гдова на юго-восточном берегу Чудского озера при соединении его с Тёплым озером.

Своё название городок получил от речки Кобылки, ранее впадающей в Желчу, устье которой было расположено западнее. «Есть основание предполагать, что в Древней Руси словом «кобыла» называли реку-приток. В словаре Владимира Даля «кобыла — … наискось уставленная доска, козлы откосом…, подставка, подпорка…», то, что образует угол. «Село прежде называлось Пригородом, Городом и Посадом и было когда-то уездным городом».

Археология

В 1958-1963 гг. в этих местах работала экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища. В материалах обследования восточного побережья Чудского озера публикуется краткое описание результатов археологических разведок и раскопок, произведённых и в районе Кобыльего Городища: «В селе имеется древнее городище — остатки известного по летописи городка Кобылы. На городище расположены древняя каменная церковь, жилые дома и огороды. В настоящее время западный край городища частично разрушен водами озера. На площадке городища встречаются фрагменты керамики как XV-XVI вв., так и более поздние. По краю городища под слоем дёрна лежат остатки сгоревшей деревянной оборонительной стены».

После завершения экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища (1958-1963 гг.) Кобылье Городище стали именовать Невским Курганом, что подтверждают почтовые конверты с адресом деревни. Но название это не прижилось.

История

Первое упоминание этого населённого пункта в Псковской летописи относится к 1406 году: «На Кобыльи были немцы, а до Пскова не дошли». В 1462 в Псковской первой летописи сообщается о закладке нового городца: «В лето 6970. Заложиша псковичи Новой городец на обидном месте, над великим озером, при князе Псковском Володимере Андреевиче и при посаднике степенном Максиме Ларионовиче; того же лета и свершиша его, и церковь поставиша в городке святого Архангела Михаила и освящаша; и делаша его мастеры псковския и с волощаны 60 человек псковских мастеров». Летопись сообщает точный год закладки городка и строительства храма — редкое явление для гдовских церквей (дата одних ненадёжна, других – неизвестна, и установить время их строительства можно только приблизительно). Вероятно, и строительство городка, и закладка церкви имели большое значение для территории, которая считалась «обидным» местом (обидное в значении спорное. В Средние века это была территория Новгородской земли, на которую претендовала Ливония). И новое укрепление входило в систему обороны восточного побережья Чудского озера, «за его стенами в случае налёта врагов скрывалось и отсиживалось население окружающих деревень вместе со своим имуществом и скотом». Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, какую роль должен был выполнять городок Кобыла, расположенный в месте самого густого скопления населённых пунктов, живших рыбною ловлею.

Городок выдержал несколько осад. Ефим Андреев, крестьянин деревни Выскатка, в 1865 году составил «Записки» о судьбе гдовских церквей и быте прихожан. О Кобыльем Городище читаем: «В 1463 г. Кобылинск выдержал осаду от немцев, которые начали разбивать стены его пушками и выжгли псковские «исады» или пристани. Псковичи отразили немцев, которые, удалившись от Кобылинска, напали на Гдов и на берега Наровы».

4 марта 1480 года немцы пришли к Кобыле, сожгли исады, в том числе и Островцы, окружили Кобылу «и почаша пушками шибать», пускать в город стрелы с огнём, привалили к деревянным стенам городка хворост со смолою и зажгли городок. Городок выгорел; часть скрывавшихся в нём – избита, по словам летописи, — «4000 без 15 душ», а Макарью посадника, «и инех много муж и жён, ихже не мощно счести, живых поимавше с собою сведоша».

На этом заканчивается боевая история городка Кобылы. После присоединения в 1510 году Псковской земли к Московскому княжеству, Кобылье упоминается уже как городище.

В XVI веке Кобылье Городище являлось административным центром Кобылинского уезда. «А на городище дворы белые нетяглые: д<вор> намесничъ, а хоромъ на дворе горница, да повалуша, да изба с сенми, хоромы огнили и обалялися, а живёт в нём губной староста Розной Теряев; в<о дворе> архангилской поп Пантелей Михайлов; в<о дворе> дьячок Ромашко Кондратьев; в<о дворе> п(р)оскурница Татьяна Потафьевна; и всего 3 дворы, а людей тож, да два места пусты». Дворов тяглых молодых людей (платящих налоги. — Прим. Татьяны Наместниковой) и дворов бобыльских насчитывалось всего восемь. Как сообщается в писцовой книге, из 37 дворов убыло 29 дворов. В то же время пашни пахотные худые, нивы пусты.

В документах 1625 и 1687 годов описано состояние многих, прежде обрабатываемых участков уездной земли, не только как заброшенных, но уже поросших лесом.

В описании Санкт-Петербургской губернии по уездам и станам (1838 г.) в Кобыльем Городище число жителей по ревизии составляло 19 мужчин и 20 женщин и принадлежало казенным крестьянам, а в «Алфавитном списке селений…» (1856 г.) в деревне осталось всего 8 дворов (ср. с XVI в. 29 дворов), в которых проживало 25 душ. Не трудно сопоставить, что количество населения постепенно сокращалось.

Кобылинский уезд в исторических границах Псковской земли XVI-XVII веков занимал её северную часть и делился на 5 губ (волостей) — Полянскую, Ремедскую, Мыслогостицкую, Гвоздинскую и Мельницкую, центрами-погостами которых были: Полна с церковью Николая Чудотворца «на Полной на Борисове пече»; Ремда с церковью Николая Чудотворца, Мыслогостицы с церковью Николая Чудотворца, Гвоздинский погост с церковью Козьмы и Демьяна и Мельницкий погост с церковью Архангела Михаила. Кроме этого, в Кобыльем Городище был храм Архистратига Михаила и в Теребище церковь Егория, а также два монастыря – Никольский Заборовский (год основания неизвестен) и Покровский из Княжьих озёр (Озерской), основанный около 1470 года.

Население уезда в основном занималось рыболовством и земледелием, но постепенно эти земли пустели. Причиной тому стали войны «от литовских и немецких людей, от хлебного недороду и от поветрия (заразных болезней), от дорогие описи и от государевых податей».

Постепенно значение Кобылинского уезда утрачивалось. В начале XX века Кобылье Городище — погост Ремедской волости. По традиции здесь проходили ярмарки. Сюда 6 января стекался люд со всех окрестных деревень. Здесь продавали и обменивали товары, в том числе и собственного изготовления, пользовавшиеся спросом. Из Самолвы в Кобылье шли две дороги, одну называли «колодки» (бóльшая её часть состояла из мостков и проходила недалеко от берега озера), другую — «говнюха» (место заболоченное, труднопроходимое).

Сегодня в Кобыльем Городище живут в основном дачники.

По рассказам старожила

Один из старожилов деревни —Александр Ксенофонтов, — родившийся в Кобыльем Городище в 1928 году, вспоминает: «Войну хорошо помню. Пацаном ещё был. Фашистов представляю, видел их. Летом 1944 года были эвакуированы, прятались в лесах, жили в землянках. Помню, как поджигали наш дом. Нас мать вывела всех, а двор был набит сеном. Два фашиста шли с факелами, один сунул факел в сено, и дом сразу вспыхнул. Деревня почти вся была сожжена, — от двадцати довоенных домов осталось лишь четыре. В них жили немцы. В деревне был оставлен комендант, я помню его, такой был длинный тощий немец. Я уже и забыл, как его звали.

При отступлении фашисты хотели взорвать храм, но священник вошёл в подготовленную к взрыву церковь и сказал, что если будут взрывать, то взрывать вместе с ним. Звали его Сарап». Вот как описывает эти события в своём очерке журналист Юрий Черниченко: «…только древнюю церковь у места побоища поп отстоял. Было ему восемьдесят, попу Николаю, шестеро сынов его погибли, ничего он не боялся, звал фашистов антихристами и проповедовал смерть оккупантам. Вошёл в заминированный храм с крестом и звал кару на душегубцев» (У Вороньего Камня: из блокнота журналиста // Правда. – 1968, 28 ноября).

«Этот Сарап меня крестил, – продолжает Александр Ксенофонтов. – А немцы так церковь и не взорвали. После войны в храме служил отец Борис. Он в лагерях был, священников же тогда за веру сажали при советской власти. Помню, как он рассказывал о том, как отбывал срок на Севере, строили какой-то город, так он командовал отрядом женщин. Борис здесь долгие годы работал священником. Здесь у церкви и похоронен.

Голод был после войны, голодное время было, нечего было есть. Рыба в озере была, да только ловить её было нечем. Корову и всю домашнюю живность — кур, овец, корову — всю немец перебил. После войны окончил пять классов. Ни надеть ничего, ни обуть. Было очень тяжело. Помогал матери — вместо неё ходил работать в колхоз. А мама по дому управлялась. Тогда очень строго было, если не выйдешь на работу, то судить будут. Это при Сталине было. А платить – ничего не платили, трудодень, палочка и всё. С четырнадцати лет встал за плуг, начал пахать. За каждый украденный с поля колосок давали год тюрьмы. Свои доходы — молоко, яйца — сдавали в колхоз.

Из учителей помню свою первую учительницу – Таисию Васильевну Лысенко, муж у неё был председателем колхоза».

В 1969 году в память о Великой Отечественной войне на средства колхоза им. Александра Невского в Кобыльем Городище была установлена стела с надписью: «Здесь похоронены солдаты, сержанты и офицеры, погибшие в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Рядом с братской могилой находится захоронение пограничника, расстрелянного в 1941 году, которое долгое время оставалось безымянным. Благодаря воспоминаниям местных жителей и архивным данным стало известно, что здесь похоронен младший лейтенант Николай Красильников, начальник 8 погранзаставы 3 пограничной комендатуры 9 пограничного отряда Северо-Западного фронта, погибший при охране государственной границы 11 июля 1941 года. «В бою у деревни Новоселье раненый офицер попал в плен. После пыток фашисты расстреляли его на берегу Чудского озера. Николаю Константиновичу Красильникову был 31 год». Памятник пограничнику был торжественно открыт 22 мая 2009 года.

Добрая Дуся

С Кобыльим Городищем связана судьба Евдокии Костиной — первого директора аэропорта «Самолва». Дуся, так любовно называли её люди, была человеком очень верующим, как и её мать. Её крестница, Людмила Никитина (Редькова), рассказывала: «Дом Костиных, в котором жила Евдокия, всегда был открыт для паломников. Во время войны уцелел, немцам не удалось его поджечь. Дом был всегда открыт для тех, кто с вечера приходил из дальних деревень и останавливался на ночлег, чтобы вовремя быть на утренней службе в храме.

В семье было четверо детей: сын Пётр и три дочери — Александра, Евдокия, Мария. У Костиных было крепкое хозяйство. Управлял всем глава семьи Василий, жена его была человеком властным, строгим и прямолинейным. Прошли годы, дети выросли, обзавелись своими семьями. Пётр с женой вернулись после войны в родную деревню. И односельчане, и жена, которую во время войны он спас от голодной смерти, относились к нему с большим уважением и называли его только по имени-отчеству — Пётр Васильевич. Петькой никто его не называл, хотя в деревне такое практиковалось. Долгое время он работал в рыбнадзоре. Был справедлив и строг. Но я его любила. Он по-доброму ко мне относился.

Благодаря Евдокии меня крестили. Она как крёстная была изумительным, добрейшей души человеком, открыта для всех и очень сердобольная. Если нелётная погода, она искала машины и умудрялась отправить всех. К Евдокии очень уважительно относились. Самолёты стали летать в Самолву, наверно, в конце 1960-х. А первые посадки были на лёд, в сторону Кобыльего Городища, пока не подготовили основное поле. Все школьники бегали смотреть, как приземляется самолёт. Для деревни это было целое событие.

Евдокия замуж не вышла, так и осталась божьим человеком».

Святыня

На самом высоком месте стоит белокаменная церковь Михаила Архангела XV века. Михаил Архангел считался предводителем небесного воинства, и храмы в его имя часто ставили в память о военных событиях.

В сборнике Санкт-Петербургской епархии (1885 г.) сообщалось: «Здешняя церковь во имя Архистратига Михаила каменная, с приделом во имя Святой Троицы, построена псковским наместником в стиле старинного Византийского зодчества. Трое невысоких полукружий восточной стены, опоясанные вверху фризом, несколько напоминают апсиды древних византийских церквей. В среднем полукружии — одно окно позднейшей переделки, расширенное, а в боковых — по одному узкому окну. Толстые стены храма выложены из плиты. Над зданием возвышается «трибун» или фонарь, опоясанный вверху несколькими рядами рубчиков и квадратиков; их заканчивает ряд концентрических полукруглых впадин. На фонаре — грушевидная глава, сперва крытая щепой, а недавно —железом. У западной стены была каменная звонница, заменённая при перестройке деревянной.

Своды храма покоятся на четырёх столбах, образующих арки. Иконостас в 5 ярусов. На восточной стене и на сводах храма есть круглые отверстия, в которые вставлены глиняные стаканы, вероятно, для резонанса. Длина храма 13 сажень, ширина – 4 и высота – 11 сажень.

В приходе есть лютеране — эсты. Прихожане занимаются хлебопашеством и рыбной ловлей. Число прихожан мужского пола 957, женского — 1018. Есть одно семейство раскольников — безпоповцев».

В 1854 году к западной стене храма была пристроена колокольня, а на средства купца Мартиниана Якимова устроен придел Святой Троицы. В 1877 году придел соединили с храмом через пролом стены, так как старый храм был тесен.

В 1902 году в храме побывал архитектор, реставратор, один из основоположников метода научной реставрации памятников и школы архитектурной археологии П. П. Покрышкин, восстановивший в России десятки церквей. Им было отмечено, что «икон осталось от древности немного. Прекрасно сохранившийся образ Нерукотворного Спаса в позднейшей оправе, ныне помещён в алтарной конхе, по впечатлению может быть отнесён ко времени основания церкви. К тому же периоду, по-видимому, относятся и две дивные иконы: Ветхозаветной Троицы и Успения Божией Матери, ныне переписанные и одетые в ризы позднейшей работы. К XVII веку относятся иконы святых архидиаконов на северной и южной дверях иконостаса».

По устному преданию, в древности существовало подцерковье. Над входной папертью была деревянная звонница.

Церковь Михаила Архангела всегда была действующей. За её толстыми стенами укрывались люди от врага. В 1781 году проездом из Гдова в Псков в храме побывала Екатерина II, оставив в дар двенадцать томов «Четьи Минеи» с дарственной надписью. В разные годы царствующие особы жаловали храму святые иконы, духовные книги и церковную утварь. К 900-летию Крещения Руси была написана икона святого благоверного князя Александра Невского, где он изображён в парадной одежде, на иконе сохранилась дата — 1888 год. В начале 1900-х годов на пожертвование государя императора Николая II в святом алтаре церкви Чуда Архистратига Михаила был установлен престол из белого мрамора.

Любовь Маркова, жительница деревни Чудские Заходы, вспоминает: «Праздники церковные у нас всегда проходили с большой радостью. У нас церковь Архистратига Михаила никогда не закрывалась. Так что, кто хотел, венчался, кто хотел, крестился, и ходили мы смолоду на Пасху, и потом ходили, и сейчас ходим».

Приход

Священники храма: в 1862 году Иоанн Копьев, около 1882 года Димитрий Фёдоров, в 1885-1909 годах Никандр Беллавин, 1909-1911 годах Сергей Батшев, в 1911 году Феодор Каменский, 1912-1914 годах Сергей Леонтьев, 1914-1923 годах Константин Туманов. Известно, что в 1915 году преосвященный епископ Вениамин ревизировал Гдовский уезд, в том числе и Кобылье-Городищенский приход, в котором служил отец Константин. В 1920-х годах в храм по приглашению отца Константина в некоторые воскресенья и праздничные дни приезжал игумен Антоний (Лучкúн), имевший приход на одном из Талабских островов. Игумен Антоний родился в 1874 году в деревне Самолва в семье рыбака, что находится недалеко от Кобыльего Городища. После обучения в монастырской школе на Валааме, принял там же и монашеский постриг.

В этом храме в 1909 году крестили будущего старца с острова Залита — протоиерея Николая Гурьянова. В свои детские годы он прислуживал здесь в алтаре. Батюшка часто приезжал в Кобылье, служил панихиды на могиле своего отца, Алексея Ивановича, похороненного на кладбище возле церкви.

В послевоенные и последующие годы несли в храме службу Борис Лебедев, Василий Роговский, Владимир Степанов, отец Серафим, отец Гермаген, протоиерей Владимир Цветков; иеромонах Довмант, сделавший роспись в куполе храма, отчего церковь засияла чистотой и богатым убранством; о. Димитрий, о. Роман. Все они жили в доме причта, что стоит слева от храма, построенном в начале XX века братьями Захарóвыми. За храмом стоял электрогенератор, который включали по большим праздникам, чтобы осветить храм. На службу приходили рыбаки. Владимир Петров, уроженец Кобыльего Городища, помнит, как шли в храм рыбаки. «Яловые сапоги начищены до блеска, рубахи с белыми воротничками. Много их приходило на службу. Генератор запускали, люстра горела. На Пасху был крестный ход вокруг храма. Рядом с храмом с 1863 года начали хоронить умерших, тогда и ограду поставили».

Приезжая в Кобыльем Городище, люди первым делом заходили в храм. Вот как вспоминает о посещении храма прозаик Майя Ганина: «Увидев, что двери не заперты, мы вошли. Было пусто, чисто, тепло, как во всех русских церквах, долго сохраняющих по своей архитектуре тёплый живой воздух. Мы осторожно прошли возле стен и колонн, поглядели иконы. Обнаружили, что на самом деле тут есть очень старый образ Спаса Нерукотворного, икона с образом Александра Невского. Вот в иконостасе Казанская Божья Матерь.

Божий человек

Сопровождал по храму нас отец Борис. Он был очень старый, под глазами дряблые мешки, борода тающе-белая, тонкая, голый выпуклый череп перечеркнут двумя жидкими прядками волос, заплетённых на затылке в тонкую седую косичку. Мы разговорились, глаза отца Бориса потеплели. Он пожаловался, что молодой поп почти неграмотен, груб душевно, пишет письма с огромным количеством ошибок, духовного образования не имеет. Но для этого прихода годится и такой поп: в церковь тут ходят полторы старухи, а молодёжи в деревне почти нет.

Отец Борис под конец подвёл нас к небольшой иконе, где была изображена Богородица с младенцем, и объяснил, что она чудотворная, помогает при родах, указала ему на неё во сне матушка. Слово «матушка» отец Борис произносит благоговейно-страстно, несомненно, вкладывая сюда пыл давно овдовевшего, бездетного, никому на свете, в общем, не нужного человека».

Отца Бориса и сегодня вспоминают добрым словом, был он строг, но справедлив. В годы гонений он получил срок, который отбывал в лагерях. В заключении близко сошёлся с игуменом Антонием (Лучкиным), который спас ему жизнь. Выйдя на свободу, о. Борис был назначен служить в село Кобылье Городище на приход храма Архистратига Михаила. Жил он одиноко, прислуживали ему две монахини — Варвара и Екатерина.

И настолько сильна была в людях вера в Бога, что даже во времена борьбы с религией новобрачные окрестных деревень венчались в храме у батюшки. Народ тянулся к нему. Хороший проповедник и рассказчик, он любил посидеть с народом за столом, поговорить о жизни. Любил цветы, высаживал их повсюду. Занимался пчеловодством. У него было много ульев, а в доме всегда пахло яблоками и мёдом, которым он щедро угощал местную детвору. «Я очень хорошо помню отца Бориса. Мы ещё совсем маленькие дошкольники бегали к нему в храм, — вспоминает Людмила Никитина. — Батюшка был настоящий мичуринец. У него было много цветов, всегда нас угощал грушами. Он был очень добрый. Двери его дома всегда были открыты». Умер отец Борис 29 июня 1973 года, похоронен возле храма в Кобыльем Городище.

В 1960-е годы алтарником, чтецом и звонарём в храме служил будущий протоиерей Олег Тэор, настоятель храма Александра Невского в Пскове.

С 2004 года настоятель храма иеромонах Никандр (Николай Чебурахин).

В 2007 году в связи с 545-летие со дня освящения церкви Михаила Архангела храму передали десять колоколов, отлитых по заказу Ижорского фонда «Качур» в Борисоглебске Ярославской области. В декабре того же года колокола были освящены владыкой Псковским и Великолукским Евсевием. Они и сегодня звучат над местом Ледового побоища с колокольни древней псковской церкви.

Памятные места

29 марта 1992 года в Кобыльем Городище был открыт памятник Александру Невскому в честь 750-летия Ледового побоища. Авторы памятника: скульптор В. Г. Козенюк, архитекторы В. В. Васильев, Г. М. Козелл, В. Л. Чулкевич. В памятнике гармонично соединились традиции и современность. Бюст Александра расположен в воздушной сени, условно обозначенной с помощью двух стальных линий, изображающих арку — символ триумфа, и круг — символ бесконечности, что соответствует образу князя. Архитектурную композицию венчает крест, определяя её как символическую часовню и наполняя духовным содержанием.

В этот же день, 29 марта 1992 года, был установлен деревянный поклонный крест в память победы русского воинства под предводительством новгородского князя Александра Ярославича над рыцарями Тевтонского ордена. Крест размером 4,5х2,6 метров выполнил скульптор В. М. Рещиков. В основе — иконография и форма Алексеевского креста, где символически соединяются имена Александра Невского и его праправнука Дмитрия Донского. В 2006 году на месте деревянного креста установлена точная его копия, выполненная в бронзе. В 2018 году рядом с этим крестом заложили часовню, которая была построена в течение года. В ней сегодня хранится деревянный поклонный крест.

17 июля 2005 года состоялась церемония закладки часовни-маяка, в закладную плиту которой были замурованы капсулы с землей тех мест, где проходила жизнь великого князя. Первой легла капсула с землей из города Владимира, принявшей усопшего князя в 1253 году. Однако на сегодняшний день строительство часовни заморожено.

В 2013 году на средства петербургских благотворителей, в 50 метрах от берега, на выступающем из воды камне, возведена часовня покровителя рыбаков Святого Трифона. Автор проекта — президент Фонда молодёжных и военно-исторических программ «КАЧУР» Александр Селезнёв. Сруб для часовни размером два на два метра был изготовлен в городе Гдове, лемех — в Вологде, а купол — в Челябинске. Высота часовни около семи метров.

Военно-исторический фестиваль

В 2007 году в Кобыльем Городище впервые состоялся Международный военно-исторический фестиваль «Ледовое побоище», организаторами которого выступили общероссийское военно-историческое движение «Ледовое побоище» и государственный Комитет по культуре Псковской области. В последующие годы фестиваль стал ежегодно проходить на берегу Чудского озера в районе деревни Самолва, являясь неординарным событием, помогающим его участникам соприкоснуться с героическим прошлым средневековой Руси.

Послесловие. Автор выражает благодарность Александру Александровичу и Любови Андреевне Ксенофонтовым, Людмиле Анатольевне Никитиной, а также Владимиру Петрову и Александре Андреевне Филипповой за рассказ о прошлом деревни и предоставленные фотоматериалы.

Иеромонаху отцу Никандру 31 год. Прошло уже три года, как он принял постриг. Таких, как он, на Вологодчине около полусотни. «Премьер» решил выяснить, что движет людьми, когда они принимают решение отречься от мира.

Повороты судьбы

Отец Никандр служит настоятелем архиерейского подворья Заоникиевой Богородице-Владимирской мужской пустыни в Вологодском районе. Окончил техникум, потом горный институт в Петербурге. В юности, по его собственным словам, религиозностью не отличался. «Как и все, заходил в храм раз в год, на Пасху, освятить куличи», — вспоминает он.

Желание поступить в семинарию не было связано с крутым переломом в жизни. Оно вызревало в душе молодого человека постепенно, самым естественным образом. Во время обучения в Московской духовной семинарии, а затем и в Академии принял решение целиком посвятить себя Богу и принять монашеский постриг. По истечении пятилетнего искуса (так называют время, данное будущему монаху для испытания его решимости) в 2015 году принял постриг в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, крупнейшем монастыре России.

Даже близкие не всегда понимают мотивы людей, выбирающих этот путь. «Мои родители поначалу очень переживали. Но выбор мой приняли и теперь рады тому, как всё сложилось», — рассказывает отец Никандр.

Каковы же причины, которые сподвигают людей становиться монахами? «Это очень точно сформулировано ещё преподобным Иоанном Лествичником, византийским богословом, философом VI века, игуменом Синайского монастыря, — объясняет отец Никандр. — Во-первых, это великая любовь к Богу. Во-вторых, это удобство монастырской жизни. В-третьих, это желание спастись через покаяния от довлеющей тяжести совершённого греха».

Считается, что «удобство монастырской жизни» — причина самая распространённая. Речь идёт не о бытовых удобствах, а о том, что в монастыре человека, борющегося за спасение, окружает гораздо меньше соблазнов, чем в миру. Хотя это не означает, что их нет. Что касается третьего пункта (он самый редкий), то тут можно вспомнить в качестве примера фильм «Остров» Андрея Звягинцева, главный герой которого считал себя убийцей и замаливал свой грех.

13 марта 2019 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось совещание, посвященное строительству храмов в Восточном, Южном, Юго-Западном и Зеленоградском административных округах города Москвы.

В заседании приняли участие куратор Программы строительства православных храмов в городе Москве, депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, советник мэра г. Москвы В.И. Ресин, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, помощник председателя Финансово-хозяйственного управления иеромонах Никандр (Пилишин) и иерей Александр Привалов, начальник Отдела советника мэра Москвы В.И. Ресина М.В. Саженов, начальник Отдела по строительству православных храмов Финансово-хозяйственного управления Д.Б. Ткаченко, ответственный за реализацию Программы в Юго-Западном викариатстве протоиерей Сергий Тришкин, ответственный за реализацию Программы в Восточном викариатстве протоиерей Димитрий Бабьев, помощник ответственного за реализацию Программы в Южном округе Сергей Балашов, настоятели строящихся храмов, представители префектур и городских структур, проектировщики, строители и другие ответственные лица.

Открывая совещание, В.И. Ресин представил собравшимся помощника председателя Финансово-хозяйственного управления иеромонаха Никандра (Пилишина).

Заседание продолжилось рассмотрением вопросов строительства храмов согласно протоколу совещания. Сначала были заслушаны доклады по Восточному округу столицы. На улице Вешняковская, вл. 16, готовится к чину великого освящения храм праведного Алексия Московского. Управа района Вешняки обещает оказать содействие в работах по благоустройству прихрамовой территории.

Продолжается возведение храмового комплекса на улице 9-я Парковая, д. 4А. Это одна из самых необычных строек Программы. На месте храмового комплекса располагалось ветхое здание, в котором долгое время действовал православный храм. Однако строение продолжало разрушаться и находиться в нем стало опасным. При этом при разработке проекта нового храмового комплекса было принято решение не сносить прежнее здание единовременно, но демонтировать постепенно, оставляя помещения для регулярных богослужений. В 2014 году была разобрана восточная часть здания, и на ее месте возведен основной храм в честь Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери. В 2018 году демонтировали западную часть. На ее месте выстроили три этажа приходского дома с мансардой. Центральную часть решили не демонтировать, а реставрировать. В прошлом году были укреплены фундаменты. До апреля 2019 года планируется осуществить замену перекрытий, в мае — завершить устройство кровли. Кроме того, на приходе начато строительство отдельно стоящего здания небольшого приходского дома.

На улице Уральская, напротив вл. 21, закончена кирпичная кладка звонницы основного храма священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. До конца апреля подрядчик рассчитывает обеспечить устройство монолитного железобетонного перекрытия звонницы.

На улице Камова, вл. 2А, подрядчик готовится приступить к внутренним штукатурным работам по храму иконы Божией Матери «Споручница грешных». Внешняя отделка фасадов частично выполнена. Собрана газовая котельная. В настоящее время приход ожидает согласования котельной от АО «Мосгаз» и надеется до конца марта сдать ее в эксплуатацию.

Всего в протоколе по строительству храмов в Восточном округе г. Москвы рассматриваются 13 объектов.

В Южном округе к чину великого освящения готовятся в храме Державной иконы Божией Матери на улице Чертановская, вл. 2, корп. 2.

Приступить к строительству храмового комплекса в этом году предполагается на приходе Архистратига Божия Михаила в Царицыне, на улице Луганская, вл. 11.

В небольшом храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на улице Подольских Курсантов, вл. 7, ведутся работы по внутренней отделке.

В малом храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» на улице Днепропетровская, вл. 4А, стены и перекрытия возведены. Ведется сбор средств на купола и кресты. Иконостас заказан.

В ближайшее время продолжится строительство приходского дома на приходе Покрова Пресвятой Богородицы на пересечении улиц Тамбовская и Ясеневая. По графику на апрель намечены монтаж кровли (сложной формы), а также прокладка внутриплощадочных сетей.

Всего в протоколе по строительству храмов в Южном округе рассматриваются 14 объектов.

В Юго-Западном округе, на приходе храма Введения во храм Пресвятой Богородицы на улице Южнобутовская, вл. 62-66, устраняются замечания по инженерному корпусу, чтобы летом можно было сдать ИТП. Все физические работы по водоснабжению и водоотведению выполнены. Остается получить соответствующие справки о выполнении ТУ. До конца мая необходимо разработать проект по прокладке слаботочных систем. Завершить отделку цоколя храма и пандуса подрядчики обещают к Пасхе.

Проект Введенского храма на 1000 человек — один из самых красивых и масштабных в рамках Программы. Он был создан ООО «Архитектурно-художественными мастерскими Данилова монастыря» и победил в номинации «Собор на 1000-3000 человек» на Всероссийском смотре-конкурсе проектов православных храмов XXI века.

В строящемся храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в Зюзине, на пересечении улиц Каховка и Азовская, выполнены монолитные работы по перекрытию первого этажа. Ведется кирпичная кладка стен второго этажа на отметке +5,5 м.

В том же районе, на Симферопольском бульваре, вл. 28, завершены работы нулевого цикла по храмовому комплексу с храмом священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Возводится кирпичная кладка стен основного объема.

В Научном проезде, напротив вл. 4, на приходе священномученика Илариона, архиепископа Верейского, завершается строительство деревянной воскресной школы.

Выйти в этом году на стройку надеются на приходе благоверного князя Димитрия Донского в Северном Бутове, на пересечении улицы Академика Глушко и бульвара Димитрия Донского. Первый этап — строительство основного храма. К маю проектировщику поручено полностью выполнить проектную документацию стадии «РД» (то есть рабочую, по которой можно строить).

Всего в протоколе по строительству храмов в Юго-Западном округе рассматриваются 11 объектов.

***

Также в ходе совещания митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий вручил начальнику Управления специализированного надзора Мосгосстройнадзора Н.И. Киселевой патриаршую грамоту во внимание к помощи в строительстве храма мученицы Татианы Римской в Люблине.

Н.И. Киселева тепло поблагодарила Предстоятеля Русской Православной Церкви за награду и выразила готовность и в дальнейшем развивать плодотворное сотрудничество с ФХУ и православными приходами в рамках Программы строительства православных храмов в Москве.

«Наталия Ивановна — один из самых квалифицированных наших сотрудников в области обеспечения санитарной и экологической безопасности при строительстве храмов, — отмечает заместитель руководителя Мосгосстройнадзора А.Н. Кравчук. — Усердие и исполнительность Наталии Ивановны достойно оцениваются не только руководством Мосгосстройнадзора, но и участниками Программы строительства православных храмов в Москве. Хочется особо подчеркнуть, что каждый из нас — участников Программы — ощущает свою причастность к великому вневременному делу созидания православных храмов!»

Финансово-хозяйственное управление

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *