Отец сергий брусилов никологоры

Правнук генерала Брусилова окормляет паству под Вязниками

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Нагуево Вязниковского района — один из немногих в округе, который не закрывался даже в годы гонений на церковь. И мало кто знает, что нынешний его настоятель отец Сергий Брусилов — не однофамилец, а прямой потомок знаменитого генерала.

Скромная сельская церковь уже давно стала признанным духовным центром не только районного, но и почти всероссийского масштаба. В немалой степени этому способствовало то, что в Нагуево служили выдающиеся пастыри, среди которых можно назвать митрофорных протоиереев Вячеслава Спиридонова и Анатолия Федорова, отмеченных высокими церковными наградами.
Лучшие традиции своих предшественников продолжает и нынешний настоятель Покровского храма в Нагуево священник Сергий Брусилов, к которому приезжают православные не только из различных уголков района, но и из разных областей — от Нижнего Новгорода до Архангельска. О прозорливости и духовной помощи отца Сергия его прихожане рассказывают чудеса. Перед церковными вратами едва ли не ежедневно выстраиваются длинные вереницы машин с номерами различных регионов. При этом сам батюшка — человек удивительной скромности. От общения с журналистами стремится уклониться (возможности побеседовать с ним пришлось ждать без малого полгода), о своем церковном служении рассказывает скупо, о знаменитом предке — тоже.

Род потомственных военных
О «Брусиловском прорыве» помнят все, кто учился в средней школе. В 1916 году генерал от кавалерии Алексей Алексеевич Брусилов провел успешное наступление русской армии на Юго-Западном фронте. Войска, которыми командовал Брусилов, прорвали фронт и разгромили 4-ю австро-венгерскую армию эрцгерцога Иосифа Фердинанда, продвинувшись на 65 километров, захватив тысячи пленных и множество трофеев. По тому времени победа была выдающаяся. Этот удар и получил известность как «Брусиловский прорыв».
Гораздо меньше известно, что генерал Брусилов отличился еще в самом начале той войны в 1914-м в Галицийской битве, где возглавляемая им 8-я армия играла ведущую роль. Тогда за два месяца боевых действий русские войска освободили громадную территорию, взяли города Львов, Галич, Николаев и вышли к Карпатам. Австро-венгерская армия потеряла более 400 тысяч человек. За эти победы Брусилов был награжден сразу двумя орденами святого Георгия Победоносца — 3-й и 4-й степени.
Брусиловы — род потомственных военных, служивших России на ратном поприще в течение нескольких веков. В их родовом гербе — изображения двух крепостей и походной палатки — недвусмысленное указание на пребывание в походах и на оборонительных рубежах, а также крест — символ воинской доблести.
— Мои предки — все были или офицеры, или генералы, — вспоминает иерей Сергий Брусилов. — К примеру, до чина генерал-лейтенанта дослужился и отец героя «Брусиловского прорыва» Алексей Николаевич Брусилов. В чине майора он участвовал в войне 1812 года, позже занимал пост московского вице-губернатора. Прославивший фамилию сын Алексей родился в 1853-м, когда его отцу уже исполнилось 64 года. А матери будущего командующего фронтом тогда минуло лишь 28. Брат генерала Алексея Алексеевича Лев Брусилов во время русско-японской войны командовал героическим крейсером «Громобой» — из одной эскадры с «Варягом», а потом был начальником Морского генерального штаба в чине вице-адмирала. Его сын Георгий Брусилов, тоже морской офицер, лейтенант, известный полярный исследователь, в 1914 году пропал без вести вместе со своим кораблем «Святая Анна», на котором отправился в экспедицию по Северному морскому пути:
Прославленный генерал Алексей Алексеевич Брусилов был женат дважды. От первого брака родился сын, названный по семейной традиции Алексеем. После революции 1917 года, когда генерал Брусилов перешел на сторону красных, в Красной армии служил и его первенец, ротмистр Алексей Брусилов-младший. В 1919-м командира красного кавалерийского полка Алексея Брусилова белые взяли в плен и расстреляли. Младший сын генерала от второго брака Яков в то время был еще подростком. Несмотря на то, что при Советской власти бывший царский генерал Брусилов занимал большие посты (председателя Особого совещания при главнокомандующем Вооруженными силами Республики и помощника по особым поручениям Реввоенсовета СССР), после его кончины в 1926 году родственники полководца были подвергнуты репрессиям.
В сибирской ссылке оказался и Яков Алексеевич Брусилов со своим семейством. Его принудительно отправили из Москвы на строительство Новосибирска, где сын генерала трудился шофером. Избушку, где квартировали Брусиловы, зимой порой заносило снегом так, что выбираться приходилось через крышу. Только после смерти Сталина Брусиловы вернулись в столицу. Внук генерала Леонид работал инженером в Москве. Такую же стезю избрал и его сын Сергей.

Сбылось пророчество
Сергей Брусилов окончил Московский химико-технологический институт имени Д.И.Менделеева, получив диплом инженера электротехнических производств. Более 15 лет он трудился на «фирме Королева» (так среди «своих» именовалось НПО «Энергия» в подмосковном Калининграде), которая занималась сборкой ракет и космических аппаратов. Именно там был создан знаменитый «Восток», на котором Юрий Гагарин совершил первый пилотируемый космический полет. За полтора десятилетия, отданных работе на космос, Брусилов «вырос» до начальника цеха.
А потом грянули смутные 90-е, когда всю страну, а тем более космическую отрасль, стало лихорадить. Вместе с приятелями и коллегами правнук генерала подался в бизнес. Дела пошли в гору, помогли столичные связи. Вскоре Брусилов стал президентом преуспевающей фирмы. Возможно, он и сегодня оставался бы «новым русским», если бы не увлечение всей его жизни. Потомок полководца серьезно интересовался: ювелирным делом! Причем сам стал почти профессиональным ювелиром, занимаясь в свободное время выделкой украшений. Потом начал изготавливать предметы церковной утвари из золота и серебра, украшенные драгоценными камнями. Кресты и потиры давали возможность в полной мере проявить талант художника. Постепенно про такое увлечение бизнесмена узнали окрестные священники. Так Брусилов стал общаться с батюшками, а вскоре сам зачастил в местный храм. Несколько лет он был попечителем и благотворителем прихода. Православие все более входило в его жизнь. И в итоге преуспевающий предприниматель Сергей Брусилов бросил свой бизнес, став: церковным сторожем.
— У меня была метла, я подметал территорию храма, а на церковных службах читал «Апостол» и «Шестипсалмие», — вспоминает нынешний настоятель нагуевского храма. — На церковное служение получил благословение от схимандрита Власия из Пафнутиева-Боровского монастыря. И лишь потом стал диаконом, а затем и священником. Еще когда меня в пору «развитого социализма» мама привела в церковь, чтобы тайком окрестить, то в храме новоокрещенного: потеряли! Долго искали, а нашли в алтаре, где я, тогда еще несмышленый младенец, играл под иконой святителя Николая Чудотворца. «Он у вас священником будет», — сказал тогда батюшка смутившейся маме. Спустя десятки лет так и сбылось:

Брусиловский прорыв
Похоже, всем Брусиловым присущи энергия, напористость, способность принимать сложные ответственные решения, не считаясь со стереотипами и пересудами за спиной.
В Нагуево правнук генерала Брусилова служит с 2004 года. За это время там начат масштабный ремонт старого храма. За три года до назначения туда отца Сергия церковь в Нагуево подверглась налету вооруженных бандитов, которые убили 27-летнего сторожа и украли 57 ценных икон на общую сумму в 150 тысяч долларов. Теперь отец Сергий не просто восстанавливает утраченное, но и делает Покровскую церковь еще краше. Уже вызолочены 5 куполов храма и маковка на колокольне, на очереди — главка придела. Рядом батюшка устроил мини-завод по выпуску тротуарной плитки, которая идет на благоустройство прилегающей территории. Но паломников привлекает в Нагуево не столько сияние куполов, сколько личность настоятеля.
Отец Сергий — немногословен, но от прихожан довелось слышать рассказы, как безнадежно больные люди исцелялись после того, как начинали посещать нагуевский храм. «Батюшка там очень хороший, некоторые прозорливым называют. Помогает по жизни людям добрым словом, если будет возможность когда, езжайте, не пожалеете», — таков один из типичных отзывов, которые побывавшие в Нагуево оставляют в Интернете.
В семействе Брусиловых до сих пор сохраняются ценнейшие для истории неопубликованные документы и фотографии знаменитого полководца. Но если отец Сергий и мечтает когда-нибудь устроить выставку, то лишь своих ювелирных творений. О великих предках он старается не говорить — мол, дело прошлое. День у сельского батюшки расписан буквально по минутам. Времени на воспоминания почти не остается. Правнук генерала продолжает свое служение Отечеству на свой лад. И для него теперь «Брусиловский прорыв» — перемены в сознании людей, приобщающихся к исконным духовным ценностям и открывающих для себя дорогу к храму.

Николай ФРОЛОВ

Оккультизм проникает в церковную среду, или для чего православному священнику уподобляться экстрасенсу?

Недавно в нашу редакцию пришло вот такое письмо (публикуем его с небольшими сокращениями):

Помогите разобраться в ситуации. Очень нужно компетентное мнение опытного священника. Для объективности я постараюсь изложить как можно больше деталей. Уже скоро год как моя семья стала ездить на отчитки.

Отчитки проводит православный приходской священник Московского Патриархата о.Валерий. Поехать на отчитки нас заставили неурядицы, которые в последнее время преследуют нашу семью и странные недиагностируемые болезни почти у каждого члена семьи. Знакомые рекомендовали нам о.Валерия как духовного врача, который многим людям помог вернуть здоровье и решить сложные семейные вопросы. При первой же встрече нам было сказано, что на всей нашей семьи лежит сильное колдовство и не одно, которое и является причиной наших проблем. Отец Валерий сказал кто, когда и как мог его сделать на каждого члена семьи.

Случаи очень распространенные среди болящих, приезжающих к нему на отчитки: — на молодого парня навела порчу его подруга, чтобы выйти замуж — мужчину заколдовала женщина, чтобы увести его от жены — на женщину навела порчу на смерть невестка, чтобы получить квартиру — на девушку навела порчу мама подруги-завистницы — на ребенка сделали колдовство от зависти. Иногда о.Валерий даже говорит, каким образом было сделано колдовство: с подаренной вещью, с едой, с водкой или вином, при игре в карты, цыганкой, с заколдованным домом.

Нам он порекомендовал регулярно приезжать на отчитки, соборования и освящения воды, которые проводятся в храме каждую неделю. Так же нужно каждую литургию исповедоваться и причащаться. И после нескольких недель он сможет сказать, возможно ли исцеление и за какое примерно время. Прихожане рассказывают о многих исцелениях, которые происходили после отчиток. Исцелялись люди от беснования, от психических расстройств, он рака первой и второй степени, от болезней внутренних органов. Кроме того, у людей решались сложные жизненные вопросы, старые девы выходили замуж, у мужчин налаживался бизнес.

Батюшка не приписывает заслуги себе. Он всегда говорит, что ему дает Бог, а он дает людям. Также Бог открывает ему на ночной молитве, что будет с каким-то человеком и в такой-то ситуации и как ему лучше поступить. Были случаи точного предсказания смерти человека, его ближайшего будущего, несчастных случаев и т.д. Такие способности у него были с детства, когда он ночами молился, и ему Бог открывал, или являлись Святые угодники, которые говорили что и как нужно кому посоветовать. Став священником и вырастив двоих детей, он получил разрешение правящего архиерея на проведение отчиток в своем сельском храме.

Как происходит отчитка: перед отчиткой батюшка обходит всех и дает всем дышать дымом из кадила. Потом читает молитвы из требника, чин изгнания злых духов Петра Могилы, молитвы Василия Великого, главы Евангелия и Псалтырь. В течение всей отчитки бесы проявляются в многих болящих, выкрикивают ругательства, просят не читать молитвы. Некоторые болящие падают на пол в судорогах, изрыгают пену. Другие просто чувствуют приступы и ухудшения.

После молитв болящие по одному подходят к батюшке, где он их постукивает копьем или деревянным крестом по всему телу. Иногда поставив болящего на колени, дает пить святую воду с креста. Если при этом бес как-то проявляется, то батюшка становится ногами или садится на болящего, заклиная беса. В отдельных случаях батюшка может массировать руками больные места, иногда может плюнуть в глаза и проходит воспаление глаз. После отчитки, прихожане читают три раза «Отче наш» за батюшку и пьют святую воду. Еще в храме или уже дома, из болящих может выходить колдовство в разной форме. Может лягушка выскочить, может червь или глист, может змеиная чешуя или просто горечь. Батюшка велит собирать все что выходит и бросать в реку, тогда колдовство уйдет.

Иногда очищение происходит через ухудшение состояния или приступ, после чего становится легче. Иногда для диагностики болящего, о.Валерий подзывает одного из бесноватых и заклинает беса сказать правду о болящем, кто его заколдовал, когда и чем, и будет ли исцеление. Бесноватый в таком случае все говорит бесовским голосом, а потом колотит болящего по местам, где сидит злой дух. Батюшка говорит надо терпеть, что так происходит очищение.

Часто люди привозят подаренные кем-то вещи, чтобы проверить, если на них колдовство. О.Валерий водит по таким вещам копьем и потом говорит, оставить их или нет. При храме служат две схимницы-алтарницы и несколько священников из ближайших сел, один из которых болящий-бесноватый. Храм стоит возле древней пещеры, в которой по рассказам прихожан в годы послереволюционных гонений были замучены десятки христиан.

Что вызывает доверие: — На исповеди батюшка помогает вспомнить все грехи с раннего детства и искренне каяться — Многие болящие после отчитки заметно лучше себя чувствуют — Не понаслышке, а в действительности происходят чудесные исцеления — Батюшка искренне переживает за болящего и наблюдает за ходом очищения — Близкие к нему люди говорят, что отношения с матушкой к него, как брат и сестра — Батюшка достраивает храм, посещает больных и заключенных — Многие священники и монахи благословляют болящих ехать к нему на отчитки

Что смущает: — Болящие верят тому, что говорят бесноватые — Почти все болезни и проблемы батюшка связывает с колдовством и порчей — Батюшка немного тщеславен, любит рассказывать про свои предсказания и исцеления — Видимо из за сельского воспитания бывает грубоват — Не любит вопросов почему так , говорит — ему дает Бог и наше дело слушаться его — Трава с Ивана Купала, святой мак, пояс-оберег все нужно для очищения — Все требы: соборование, водоосвящение, отчитка — платные — Дом и хозяйство о.Валерия сложно назвать скромным — Часто паломничает на Святую Землю, набираясь сил и благодати для отчиток Разногласия в понимании такого очищения буквально раскалывают нашу большую семью. Одна половина находится в послушании о.Валерия, другая проявляет осторожность и недоверие. Помогите. Сергей, г.Одесса

На вопрос Сергея отвечает иерей Дионисий Свечников, председатель Отдела по катехизации Бакинско-Прикаспийской епархии

Здравствуйте, Сергей!

История, которую вы поведали, очень интересна. К сожалению, должен признать тот факт, что к отчиткам, которые проводит о.Валерий, примешано много оккультизма и, мягко говоря, откровенного вымысла. Но давайте начнем по порядку. Хорошо, что Вы решили обратиться к православному священнику за помощью, когда Вас постигли житейские неприятности. Понятно и Ваше желание узнать, в чем причина болезней и скорбей.

Проблема в священнике, к которому Вы обратились. Странно, что православный священник, имеющий, как видимо, большой пастырский опыт, связывает практически все болезни и неприятности с колдовством и чародейством. Причем, с ходу ставит «диагноз», красочно расписывая подробности, которые имели место при наведении колдовства, как это было в Вашем случае.

Вся та терминология, о которую так любит о.Валерий отнюдь не имеет православного происхождения. Порчи, сглазы, прочие магические действия, сделанные с подаренной вещью, с едой, с водкой или вином, при игре в карты, цыганкой, с заколдованным домом — все это определения, вымышленные деятелями оккультных наук или обычными шарлатанами.

А уж «диагнозы» о.Валерия и вовсе смущают ум православного человека. Они больше похожи на вердикты, вынесенные экстрасенсами и гадалками, а не на размышления православного священника. Хотелось бы знать, каким образом делаются эти умозаключения. Честно говоря, ночные молитвы, на которых что-то открывается, очень слабое тому оправдание. Странно как-то получается: пришел к батюшке человек со своей скорбью, а он ему и говорит, что ночью помолится и Господь ему все откроет. И так до бесконечности, ведь посетителей у батюшки очень много. И для каждого свой вердикт. Какая-то прямая связь с Богом получается. Интересно и то, что батюшка дает определенные сроки исцеления от «болезней».

Видимо, что они получены на тех же ночных молитвах. Продолжим дальше. Утешает то, что о.Валерий действительно читает положенные при отчитке молитвы, а конкретнее последования из требника Петра Могилы и последование Василия Великого над страждующими от демонов. Правда, интересен чин питья святой воды с креста. Не менее интересен чин постукивания копием и крестом по телу «больного». А уж заклинание беса ногами и, простите, мягким местом, и вовсе какое-то «чудотворение».

Ни один из трех вышеописанных чинов не имеет подтверждения ни в одной богослужебной книге и являются полнейшим измышлением о.Валерия. И уж конечно, храм Божий — это не массажный кабинет, а плевать в лицо человеку, как минимум, неприлично. Быть может, батюшка берет за основу евангельское повествование об исцелении Господом слепого наложением на глаза брения из слюны, смешанной с землей. Но батюшка отнюдь не Господь. И что же будет, если плевать в лицо каждому больному с воспалением глаз.

Но больше всего смущает то, что о.Валерий говорит не только с Богом, но и с лукавыми духами. При этом ставит «диагноз» уже не сам о.Валерий, а лукавый дух, пребывающий в бесноватом. Скажите на милость, с каких это пор православные христиане стали верить бесам? Да еще и спрашивать при этом будет ли исцеление. А если лукавый даст отрицательный ответ, то батюшка и молиться не станет? А избиение бесноватым этого несчастного, которому и без того плохо. Странно как-то получается. Господь говорит в Евангелии, что царство, разделяющееся внутри себя, не устоит. Лукавый дух не может изгнать сам себя или себе подобного. А о.Валерию и Господь не указ. У него своя диагностика и способы лечения. Из того же разряда и диагностика привезенных на экспертизу заколдованных вещей. Да и кощунственно использовать священные предметы для такого безобразия.

Что же касается священников служащих в храме у о.Валерия, то тут вообще какие-то чудеса. Каким образом человека, страдающего беснованием, могли рукоположить в священники, для меня остается загадкой. Одержимость бесами является прямым препятствием для совершения над человеком Таинства Священства. На мой взгляд, это такой же вымысел о.Валерия, как и многое другое. А вот трава с Ивана Купалы, святой мак и пояс-оберег — это и вовсе атрибутика языческих славянских культов. Или батюшка уже мнит себя жрецом Перуна?

Само собой, что при всем этом о.Валерий не любит расспросов по поводу его «целительства». И конечно, доходы с него дают батюшке возможность жить припеваючи, частенько путешествуя на Святую Землю. Если, конечно, он именно туда ездит.

А теперь давайте рассмотрим те моменты, когда о.Валерий действительно помогает людям. Господь в Евангелии говорит, что по вере нашей воздастся нам. И если человек искренне верит, что Бог ему поможет, то Господь обязательно протянет руку помощи. Тем более, что человек прибегает к спасительным церковным Таинствам, таким как исповедь, причастие и маслособорование. Именно через них Господь дарует всем нам спасение и жизнь вечную. Дух, где хочет, там и ходит. И если Господу угодно, чтобы люди притекающие за помощью к о.Валерию, исцелялись от своих недугов, то это вовсе не заслуга батюшки, а Божий промысел. Поэтому не стоит приписывать батюшке чудесные исцеления.

Необходимо помнить одно: Господь призывал нас любить друг друга. И если посещения о.Валерия вносят смущение и раздоры в Вашу семью, то воздержитесь от подобного рода духовного лечения. В итоге оно может привести к нежелательным последствиям. Помните, что исповедоваться, причащаться и маслособороваться Вы можете в любом православном храме. А необходимость отчитки в Вашем случае я ставлю под большое сомнение. Помощи вам Божией!

С уважением, свящ. Дионисий Свечников.

Борис КЛИН «Известия» 3 марта 2006 г.

Профессор МДАиС А.И. Осипов обращает внимание на важное обстоятельство: Христос и святые изгоняли бесов только из тех, на кого указывал Господь, а отнюдь не в массовом порядке, как это пытаются делать сегодня, собирая огромное число людей в храмы на отчитку. Осипов считает, что людям, думающим, что они одержимы бесом, прежде всего следует обращаться к врачам и поменьше забивать себе голову историями о порче и колдовстве. Но если бес действительно вселился, то идти надо не на отчитку, а продолжать вести христианскую жизнь.

Официальная позиция Московского патриархата не столь категорична, хотя и близка к точке зрения профессора Осипова.

Как сказал заведующий службой коммуникаций священник Михаил Прокопенко, среди пастырей Церкви единого мнения относительно чина отчитки нет. Отец Михаил отметил, что, к сожалению, многие люди видят в чине отчитки некий магический ритуал, который позволяет избавиться от действительной или мнимой бесовской одержимости, без приобщения к полноценной церковной жизни. В результате для многих людей обращение к Церкве ограничивается обращением к экзорцисту. В любом случае верующему следует уточнить в епархиальном управлении, осведомлен ли архиерей о том, что тот или иной священник практикует чин отчитки изгнания бесов, и есть ли у него благословение на это, — сообщил отец Михаил.

Деревня Нагуево

Нагуево – деревня в Вязниковском районе Владимирской области. Входит в состав Октябрьского сельского поселения.
Ниже Лукново река Суворощь поворачивает почти строго на восток и на протяжении 2 км принимает ещё два левых притока – речки Матвеевку и Голубишку. Между ними находится старинное село Нагуево с Покровским храмом. Берега Суворощи там покрыты лишь зарослями кустарника. Петляя по полю, Суворощь, оставляя слева деревню Исаево, устремляется на юго-восток. «Село Нагуево, при речке Голубинке, находится в 7 верст от уездного города и в 101 от губерского».
До революции село являлось центром Нагуевской волости Вязниковского уезда.
Численность населения: в 1859 г. – 141 чел.; в 1905 г. – 144 чел.; в 1926 г. – 140 чел.; в 2002 г. – 15 чел.; в 2010 году – 9 муж. и 2 жен., всего 11 чел.

Нагуевский приход
Свято-Покровский храм

Село Нагуево, при речке Голубинке, находится в 7 верстах от уездного города и в 101 от губернского.
Первая церковь, как показывают патриаршие окладные книги, построена в Нагуеве перед 1660 г.; в этих книгах под 168 г. отмечена прибылою вновь „церковь Покрова Пречистые Богородицы в новом Покровском селе, что была деревня Нагуево в Ерополченской волости».
«1710 г. при церкви Покрова Пр. Богор., что в селе Нагуеве, Яропольской волости, поп Яким Григорьев, пономарь Иван Евдокимов, поп Гавриил Феопемтов».
Эта деревянная церковь существовала в Нагуеве до 1747 г. и крайне обветшала, поэтому прихожане, с благословения епископа Владимирского Платона, построили в 1747 году новую деревянную церковь в честь того же праздника (освящена в 1749 году).
Кроме этой холодной Покровской церкви, как видно из сохранившейся в церковном архиве храмоосвятительной грамоты 1762 года, в Нагуеве была еще теплая деревянная церковь пво имя св. муч. Флора и Лавра. Когда была построена эта церковь, сведений о том не сохранилось. Но в 1762 году она оказалась уже ветхой, посему в этом году построена была церковь того же имени.
Вместо этих деревянных церквей в 1811 году был начат постройкой каменный храм; в 1815 году был освящен один придел в трапезе, в 1819 г. — главный храм, а в 1821 г. другой трапезный придел.
Скворцов Григорий Феодорович (1820-1893) посвящен на место священника в погост Успенский в 1842 г. сентября 27 дня Архиепископом Парфением. В 1850 г. получил архипастырскую благодарность за проповедание слова Божия. С 1851—53 гг. проходил законоучительскую должность по Нагуевскому удельному училищу.
В 1891 г. трапеза храма была расширена.
Престолов в храме три: главный в честь Покрова Пресв. Богородицы, в трапезе во имя св. луч. Флора и Лавра и св. равноапост. князя Владимира.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами — икона Покрова Пресв. Богородицы, писанная в 1719 г., Господа Вседержителя — старинного письма, Божией Матери „Всех Скорбящих Радости» и Преп. Сергия Радонежского.

Хранилось в церкви напрестольное Евангелие печат. 1651 г. с надписью: „лета 7169 Генваря в 20 день приложил сию книгу… во храм и на престол Пресв. Богородицы честнаго и славнаго ея Покрова в новое село Покровское, что была деревня Нагуево, Государевы дворцовые Иерополченской волости Горнева стану Горнея пятины д. Кирютина крестьянин Прокопий Иванов по своей душе и по своих родителях… при попе Льве Матвееве»…
В церковном архиве хранились две храмоосвятительных грамоты 1749 и 1762 гг.
Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось от служб и требоисправлений, хлебного сбора и земли церковной до 800 р. в год.
Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 3 десят. 58 саж., пахотной 34 десят. 1177 саж., из них под лесом 6 десят., под церковью, кладбищем и дорогами 1 десят. 1177 саж.
Приход состоял из села Нагуева и деревень: Седельникова (1 вер. от церкви), Старыгина (1 вер.), Исаевой (2 вер.), Бабухина (2 вер.), Сергеева (3 вер.), Лукнова (3 вер.), Каликина (2 вер.) и Новопарниц (5 вер.); в этих селениях по клировым ведомостям в 1897 г. числилось 738 душ мужского пола и 796 женского.
В приходе имелись три народных школы:
1) земская в селе Нагуеве с 1888 года; учащихся в 1897 г. было 75.
2) церковно-приходская при станции Вязники М.-Нижегор. ж. дороги с 1892 года; учащихся в 1897 г. было 36.
3) школа грамоты в д. Сергееве с 1895 года; учащихся в 1897 г. было 3.
В 1899 г. Вязниковское земство попыталось основать бесплатную читальню при Нагуевском училище, но получило отказ, который мотивировался тем, что подобное совмещение библиотеки с училищем будет неудобно для занятий из-за отсутствия подходящего помещения. Однако земство упорно продолжало ходатайствовать, и открыть читальню в с. Нагуеве все-таки удалось, но через два года.
Псаломщик села Нагуева. Вязниковского уезда, Андрей Введенский, 13 октября 1913 г., при переправе через реку Суворощ утонул.
Сын умершего псаломщика с. Нагуева, Павел Покровский, временно допущен к исправлению псаломнических обязанностей к церкви села 23 октября 1913 г.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы не закрывалась в советское время, она и по сей день является местом паломничества православных со всей России.
В 2001 году церковь в Нагуево подверглась налету вооруженных бандитов, которые убили 27-летнего сторожа и украли 57 ценных икон на общую сумму в 150 тысяч долларов.
С 2004 года в Нагуево служит правнук генерала Брусилова – о. Сергий. Там начат масштабный ремонт старого храма. Отец Сергий не просто восстанавливает утраченное, но и делает Покровскую церковь еще краше. Вызолочены 5 куполов храма и маковка на колокольне. Рядом батюшка устроил мини-завод по выпуску тротуарной плитки, которая идет на благоустройство прилегающей территории.
К настоятелю приезжают православные не только из различных уголков района, но и из разных областей – от Нижнего Новгорода до Архангельска. О прозорливости и духовной помощи отца Сергия его прихожане рассказывают чудеса. Перед церковными вратами едва ли не ежедневно выстраиваются длинные вереницы машин с номерами различных регионов. При этом сам батюшка – человек удивительной скромности. От общения с журналистами стремится уклониться, о своем церковном служении рассказывает скупо, о знаменитом предке – тоже.

От прихожан довелось слышать рассказы, как безнадежно больные люди исцелялись после того, как начинали посещать нагуевский храм. «Батюшка там очень хороший, некоторые прозорливым называют. Помогает по жизни людям добрым словом, если будет возможность когда, езжайте, не пожалеете», – таков один из типичных отзывов, которые побывавшие в Нагуево оставляют в Интернете.
Сергей Брусилов окончил Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева, получив диплом инженера электротехнических производств. Более 15 лет он трудился на «фирме Королева» (так среди «своих» именовалось НПО «Энергия» в подмосковном Калининграде), которая занималась сборкой ракет и космических аппаратов. Именно там был создан знаменитый «Восток», на котором Юрий Гагарин совершил первый пилотируемый космический полет. За полтора десятилетия, отданных работе на космос, Брусилов «вырос» до начальника цеха.
А потом грянули смутные 90-е, когда всю страну, а тем более космическую отрасль, стало лихорадить. Вместе с приятелями и коллегами правнук генерала подался в бизнес. Дела пошли в гору, помогли столичные связи. Вскоре Брусилов стал президентом преуспевающей фирмы. Возможно, он и сегодня оставался бы «новым русским», если бы не увлечение всей его жизни. Потомок полководца серьезно интересовался: ювелирным делом! Причем сам стал почти профессиональным ювелиром, занимаясь в свободное время выделкой украшений. Потом начал изготавливать предметы церковной утвари из золота и серебра, украшенные драгоценными камнями. Кресты и потиры давали возможность в полной мере проявить талант художника. Постепенно про такое увлечение бизнесмена узнали окрестные священники. Так Брусилов стал общаться с батюшками, а вскоре сам зачастил в местный храм. Несколько лет он был попечителем и благотворителем прихода. Православие все более входило в его жизнь. И в итоге преуспевающий предприниматель Сергей Брусилов бросил свой бизнес, став: церковным сторожем.
– У меня была метла, я подметал территорию храма, а на церковных службах читал «Апостол» и «Шестипсалмие», – вспоминает нынешний настоятель нагуевского храма. – На церковное служение получил благословение от схимандрита Власия из Пафнутиева-Боровского монастыря. И лишь потом стал диаконом, а затем и священником. Еще когда меня в пору «развитого социализма» мама привела в церковь, чтобы тайком окрестить, то в храме новоокрещенного: потеряли! Долго искали, а нашли в алтаре, где я, тогда еще несмышленый младенец, играл под иконой святителя Николая Чудотворца. «Он у вас священником будет», – сказал тогда батюшка смутившейся маме. Спустя десятки лет так и сбылось.


Покровская церковь в с. Нагуево

Деревня Седельниково

Седе́льниково — деревня в составе муниципального образования Октябрьского сельского поселения в Вязниковском районе Владимирской области России.
Деревня расположена около 10 километров от п. Никологоры.
Этот населённый пункт состоит из одной улицы.

До Революции в деревне было полотняно-мешочное производство «Бр. Н. и К. Ив. Скосыревых».
Численность населения: в 1859 г. – 150 чел., в 1905 г. — 210 чел., в 1926 г. – 183 чел., в 2002 г. – 26 чел., в 2010 г. – 13 чел. Город Вязники

Иерей Сергий

Иерей Сергий сломал традицию Брусиловых

Существуют великие люди, которые могут поменять традиции семьи на что-то более важное. Служение Богу или военная карьера, которой отдавали предпочтение практически все члены семьи Брусиловых? Иерей Сергий, правнук знаменитого генерала Брусилова, сегодня служит в Христорождественский Храме, в селе Нагуево (Вязниковский район Владимирской области). Он сделал свой выбор.

Иерей Сергий несет службу в храме с 2004 года и благодаря пожертвованиям неравнодушных паломников он смог постепенно восстанавливать облик храма после нападения бандитов. В 2001 году на храм напала банда, члены которой не только убили батюшку, но и украли 57 икон, общая стоимость которых достигла 150, 000 долларов. Батюшка пытается сделать церковь более красивой, чем она была до момента кражи. 5 куполов маленькой церкви теперь сверкают золотом на солнце. Сейчас батюшка хочет взяться за украшение придела. Неподалеку работает и мини-завод, который выпускает тротуарную плитку. Именно она используется для украшения территории рядом с храмом.

Паломники приезжают сюда не только ради Святой Литургии в святом месте, но и для того, чтобы увидеть отца Сергия, который очень скромно молчит о случаях исцеления безнадежно больных людей. В Нагуево приезжали многие больные с целью найти исцеление и получить благословение батюшки. Многие случаи исцеления и харизма отца Сергия, который всегда поможет добрым словом и направит на правильный путь — главные причины для того, чтобы посетить храм.

В прошлом успешный бизнесмен в одно мгновение захотел служить в церкви. В детстве, когда еще маленьким мальчиком он играл у иконы Николая Чудотворца во время обряда крещения, священник предсказывал маме с улыбкой на лице, что ее ребенок будет служителем церкви. Это пророчество сбылось, а жизнь отца изменилось с началом службы в селе Нагуево. Здесь он стал по-настоящему известным среди паломников Никологоры. Отец Сергий оставил свой успех в прошлом, отдавшись служению.

О случаях исцеления в храме известно много. Это дает надежду большому количеству больных, которые едут в Нагуево, чтобы исцелиться.

Записаться сейчас

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *