Отец варнава столбиков

Сегодня, после праздничной службы состоялся концерт наших гостей. Солдатский хор Свято — Смоленской Зосимовой Пустыни, руководитель — игумен Варнава (Столбиков), регент — Виталий Чурилов.

У него тоже необычный статус. Некогда в известной русской православной святыне — Зосимовой Пустыни при Троицко — Сергиевой Лавре (поселок Арсаки Владимирской области) советская власть ликвидировала мужской монастырь и на его месте расположила воинскую часть инженерных войск. Чудесным образом монастырские постройки и храмы сохранились и чуть более 20 лет назад были переданы Русской православной церкви. С тех пор внутри территории воинской части начал свое возрождение мужской монастырь с прежним названием — Свято — Смоленская Зосимова Пустынь. Наши две Пустыни восстанавливались, обретали новую жизнь в одно и то же время! Благодаря усилиям монаха, а ныне игумена Варнавы (в прошлом выпускника теоретико — композиторского факультета института им. Гнесиных) и командования Инженерных войск Минобороны РФ, при воинской части возникло особое подразделение, в которое набирались на срочную службу призывники с вокальным и хоровым образованием, с опытом работы в православном Храме. Этот взвод и стал православным солдатским хором, единственным в своем роде монастырском хоре, состоящем из военнослужащих срочной службы. Участники хора не имеют никаких привилегий. Они несут боевую службу, ходят в наряды, участвуют в плановых работах и учениях, а в «свободное» время проводят репетиции, разучивают литургические и военно — патриотические сочинения. В праздничные дни они поют в Храме, исповедаются и причащаются, а по отдельному приказу начальника части, командования войск выступают с концертами перед военнослужащими инженерных войск, участвуют в конкурсах и хоровых фестивалях и завоевывают там высшие места. Некоторые наши выпускники Гимназии и Кадетского корпуса служат в этом подразделении и приехали в Пустынь в составе Солдатского хора Свято — Смоленской Зосимовой Пустыни. Концерт состоял из сложных литургических сочинений русских композиторов — Бортнянского, Дегтярева, Чеснокова, монаха Нафанаила. А также современных авторов — Анатолия Киселева, грузинского патриарха Илии Второго и игумена Варнавы. Были исполнены и обработки советских и русских народных песен. Хор профессиональный по своему звучанию и особому неповторимому «тембру», ансамблю мужских голосов. В хоре много солистов с прекрасными вокальными голосами. Такого высокого профессионального мастерства в хоровом исполнительстве коллектив достиг благодаря стараниям их руководителя и регента, которым выпало на долю каждые полгода (всегда после демобилизации части хора) создавать заново практически новый хор!!! Концерт был принят нашими учащимися, насельниками и гостями Пустыни «на ура»!!!. Гром аплодисментов сопровождал практически каждый номер программы. Солдатский хор был у нас впервые. Им тоже понравился праздник, прошедший у нас в Обители, сама Пустынь, Гимназия, наши музеи, хозяйство и весь уклад нашего православного поселения, в котором все гармонично сочетается.

С нами Бог!

— Отсоединяем магазин, снимаем с предохранителя, контрольный спуск вверх, достаем шомпол, пенал с принадлежностью, крышку ствольной коробки, извлекаем возвратный механизм, затвор из затворной рамы, достаем газовую трубку, — тараторит балалаечник Цветков, разбирая автомат Калашникова.

Пальцы у срочника в ружейной смазке. Еще час назад в репетиционном зале от этих рук невозможно было оторвать взгляд. Григорий Цветков виртуозно играл вариации на тему Паганини.

В понятии обывателя балалайка — инструмент скоморохов, всего-то три струны… Понятно, что можно услышать «Яблочко» или «Барыню». А тут нате вам — Бах, Бетховен, а следом специально для меня — попурри из битлов. Вспоминая фильм «Место встречи изменить нельзя», интересуюсь: «А «Мурку» можешь?» — и тут же слышу блатной наигрыш. Слева направо: Роман Широких, Григорий Цветков, Владимир Лютиков, братья Алексей и Егор Миротинцевы. Фото: Светлана Самоделова

— Возможности у балалайки безграничные, приемом вибрато на ней можно добиться великолепного звучания, — говорит стипендиат Международного благотворительного фонда Спивакова Григорий Цветков. — У каждого инструмента есть душа. Балалайка великолепно демонстрирует широту русской души.

Грише только 20 лет. Но он уже лауреат многих международных конкурсов, успел побывать с концертами в Японии, США, Канаде, Великобритании, Швеции, Германии, Голландии…

— Я из музыкальной семьи, балалайкой начал заниматься с пяти лет. В ансамбль Александрова прослушивался еще в 17, а попал служить только после окончания областного колледжа искусств, когда поступил в Академию музыки имени Гнесиных.

Учебные занятия тем временем продолжаются. Собирает автомат Калашникова уже рядовой Владимир Лютиков. В армию он попал со второго курса Саратовской консерватории. Его великолепный голос отметили на отборе все корифеи ансамбля. Роман Широких Фото: Светлана Самоделова

— До 11-го класса я не знал, чем буду заниматься. А «направил» меня… рок-музыкант Валерий Кипелов. Мне захотелось петь так же, как он, — рассказывает Владимир. — За полгода преподаватель Евгений Сазонов «вытащил» из меня голос, я поступил в музыкальный колледж. На 4-м курсе стал петь в музыкальном театре, участвовать в мюзиклах. Уже в консерватории отдал предпочтение классике, совмещать ее с тяжелым роком стало невозможно. В будущем хочу петь оперу, мечтаю исполнить партию Ленского. В ансамбле есть возможность развиваться, со мной занимается настоящий мэтр, народный артист России Константин Лисовский.

В армии никто поблажек музыкантам-виртуозам не делает.

— Прежде всего это воинская часть, — чеканит старшина Алексей Кривошей. — Солдаты проходят службу, носят форму, соблюдают распорядок дня. Это на сцене они талантливые и заслуженные артисты, а в казарме — солдаты и должны выполнять поставленные задачи. Игорь Марьюшкин Фото: Светлана Самоделова

«Вы тоже человек творческий?» — интересуюсь я у старшины и слышу: «Может быть, где–то в глубине души».

Действительно, так глубоко, что и не увидишь сразу, — у Алексея Алексеевича не забалуешь! Говорить старшине о том, что музыкантам надо беречь пальцы, чтобы они не потеряли гибкость и чувствительность, не стоит. У него на этот случай отличный пример из литературы. Шерлок Холмс играл на скрипке и при этом в совершенстве владел борьбой и боксом.

Григорий Цветков. Фото: Светлана Самоделова

■ ■ ■

Вновь прибывшие солдаты срочной службы проходят в ансамбле курс молодого бойца, отрабатывают приемы как с оружием, так и без оружия, изучают войсковые уставы, принимают присягу. А для начала им показывают музей именитого коллектива. Экскурсию для салаг проводит внук основателя ансамбля Евгений Владимирович Александров. А история у коллектива действительно богатейшая. И самое популярное в ней слово «единственные».

Никто из артистов в парламенте Канады никогда не выступал. Для александровцев сделали исключение. Ни один из иностранных коллективов не записывал на пластинку в Великобритании гимн ее страны. Ансамбль имени Александрова удостоился этой чести. Они пели с Бушем-старшим на лужайке перед Белым домом песню о дружбе. Папа римский лично пригласил артистов дать концерт в своей резиденции. Евгений Бойков Фото: Светлана Самоделова

Теперь и солдаты-срочники стали частью прославленного коллектива. Рядом с камуфляжной «полевкой» и берцами у них в шкафах стоят футляры с инструментами.

Ежедневно они слышат: «Взвод, до утреннего построения осталось 5 минут… 3 минуты. Становись!» Все мероприятия выверены и расписаны по минутам, от чего у рядовых создается впечатление, что время просто летит.

— В 7 утра — подъем, утренний туалет, зарядка. Далее время, чтобы подшить подворотнички, почистить берцы и бляхи, в 7.58 — утренний осмотр, завтрак, а дальше у одних начинаются репетиции, другие выполняют в ансамбле определенную работу или едут по заданиям, — рассказывает Григорий Цветков.

На репетицию собирается весь оркестр. Справа располагаются музыканты с баянами, мандолинами, домрами, балалайками, тромбонами, кларнетами, слева — с ударными инструментами и контрабасами. И начинается магия… Рядом с прославленным балалаечником Константином Игнатьевым располагается рядовой Григорий Цветков. У старшины Алексея Кривошея не забалуешь! Фото: Светлана Самоделова

А после обеда срочнику Владимиру Лютикову посчастливится наблюдать великолепный мужской хор и солистов с голосами, достойными самых престижных оперных сцен.

Репетиции для рядовых проходят в свободное от нарядов время. Одни бойцы заступают в наряд по роте. Дежурят на входе, отвечают на звонки, совершают обход внешней территории, следят за чистотой.

Базируется ансамбль в старейшем здании, где раньше располагались конюшни Земледельческой школы, а потом выставочное здание рядом с манежем было переоборудовано под клуб академии имени Фрунзе.

Пока одни бойцы перед входом до блеска натирают памятную доску с барельефом Ленина, другие дежурят по столовой, ездят со специальными термосами в военный университет за котловым довольствием. Срочники в ансамбле питаются так же, как курсанты.

— Каждое воскресенье на завтрак дают пельмени, — уточняет старшина. — На праздники бывают фрукты и шоколадки.

Численность рядового состава в ансамбле — 19 человек. И если спортроты входят в состав Центрального спортивного клуба армии (ЦСКА), то ансамбль имени Александрова — одна из частей, что непосредственно подчиняется Управлению культуры Минобороны России, которое увозглавляет Антон Николаевич Губанков. Фото: Светлана Самоделова

■ ■ ■

Ажиотаж наблюдается перед каждой призывной кампанией. Сотни выпускников музыкальных училищ и колледжей атакуют ансамбль: «как пройти срочную службу в хоре?», «подскажите, как попасть служить в ваш танцевальный коллектив?», «у кого можно прослушаться, чтобы играть у вас в оркестре?»

И только самые талантливые из них на время срочной службы становятся александровцами.

Например, Романа Широких из Набережных Челнов приметил директор концертных программ ансамбля Сергей Галкин.

— На международном фестивале я пел арию Мистера Икс и арию «Конте Партиро» («Con Te Partiro»), которую исполняет знаменитый итальянский тенор Андреа Бочелли. Получил Гран-при. Председателем жюри был Сергей Юрьевич Галкин. Он-то и пригласил пройти срочную службу в ансамбле.

У парня была в прошлом травма — компрессионный перелом позвоночника. Медицинская комиссия в военкомате вынесла вердикт: к службе не годен. Но из ансамбля уже пришла директива. После настоятельных просьб призывника в документах ему написали: годен с некоторыми ограничениями.

За плечами ефрейтора Романа Широких колледж и профессия маркетолога, ранее он планировал работать в области экономики и сфере малого бизнеса. Теперь же задумался, а не остаться ли служить в ансамбле на контрактной основе? Фото: Светлана Самоделова

Тем временем на сцене начинается репетиция молодежного эстрадного коллектива «Александров-ПАРК».

В свете софитов — молодые люди, одетые в черные брюки и пиджаки, серебряные носки, шляпы. На каждом лишь одна перчатка. Оборачиваются вокруг собственной оси и идут вбок скользящей «лунной походкой».

Вместо кудрявых волос — короткая армейская стрижка. Но ощущение, что на сцене двойники Майкла Джексона, не покидает.

Братья Егор и Алексей Миротинцевы танцуют очень просто и органично. Кажется, что сейчас встанешь с кресла и запросто все повторишь.

— В этом–то и заключался талант Майкла Джексона — делать сложное легко и непринужденно! — говорит после выступления Егор. И тут же показывает технику знаменитой «лунной походки»: танцор идет назад, стараясь при этом двигаться вперед.

Меняется музыка. И близнецы превращаются уже в двойников Джастина Тимберлейка.

На срочную службу в ансамбль Миротинцевы попали после окончания колледжа, где получили специальность артистов эстрады. За несколько месяцев успели побывать с концертной бригадой на Дальнем Востоке, в Забайкалье, Белоруссии.

— Я вообще восемь месяцев из 12 провел в разъездах, — говорит виртуоз–баянист Дмитрий Захаров, который проходил срочную службу в ансамбле в 2009–2010 годах. — На чем только не ездили — на военных бортах, армейских «вертушках», БМП и БТРах. Запомнился обед на крейсере в Находке. Шеф-повар приготовил для нас множество блюд из диковинных рыб и морских гадов. Это был хороший жизненный опыт. Мне открылся мир, считай, я вытянул счастливый билет. После армии остался в ансамбле, заключил контракт, мне выделили служебную жилплощадь. Ансамбль

■ ■ ■

У старшины Алексея Кривошея такое ощущение, что со своими подопечными он и не расставался.

— Прихожу на работу, со всех сторон слышу: «Здравствуйте!» Кругом мои бывшие рядовые, — признается старший прапорщик. — Взять хотя бы Бориса Дьякова. Он был призван к нам в ансамбль с 3-го курса Академии хорового искусства. Так же дневалил, заступал в наряды и мыл, и грузил. Потом три года служил у нас по контракту, уволился, подписал договор с Хьюстонской оперой, уехал в Штаты. А через два года вернулся в ансамбль: тоска по родине. Теперь, когда он баритоном поет «Эй, ямщик, гоника-ка к «Яру», зрители в зале приветствуют его стоя.

— В ансамбле Александрова мы прошли хорошую школу, — делится с нами администратор Александр Петренко, который был срочником в 2005–2007 годах. — Дедовщины никакой не было, часть маленькая, все как ладони. Сама среда воспитывала, в коллективе ведь были собраны самородки со всей России. Со мной служил Слава Попов, сейчас он солирует в балете. Это же счастье работать в ансамбле, которому рукоплещет весь мир.

Директор ансамбля, заслуженный деятель искусств Леонид Иванович Малев, в свою очередь, говорит:

— Пришли служить, не растеряли своих профессиональных качеств, еще и приумножили. У этих ребят появился «социальный лифт»: они могут остаться в ансамбле, продолжить службу по контракту.

То, что многие из срочников потом могут вырасти в народных и заслуженных артистов, прекрасно знает главный администратор Виктор Кадинов, который работает в ансамбле уже 60 лет:

— У нас проходили срочную службу оперный певец народный артист СССР Артур Эйзен, актер Леонид Харитонов, народный артист РСФСР Константин Лисовский. Кто–то остался в ансамбле, кто-то пошел работать в Большой театр, в Московскую государственную филармонию. Лисовский, например, преподает в Академии имени Гнесиных и ведет у нас уроки с вокалистами. Ребята-срочники общаются с потрясающими артистами, которые нередко выступают вместе с нашим ансамблем. Это Иосиф Кобзон, Лев Лещенко.

— Такие встречи многое дают для духовного развития, — считает Виктор Кадинов. — Я не раз наблюдал, как у этих вчерашних мальчишек буквально дух захватывает, когда хор вступил по нарастающей: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» Как они притоптывают, когда слышат песни «Несокрушимая и легендарная», «Смуглянку», «У солдата выходной»… У коллектива в репертуаре ведь более двух тысяч произведений.

Виктор Кадинов сам пришел в ансамбль в 1954 году молодым парнишкой, встал в хор, отслужил 4 года срочной службы.

У него для срочников запасено немало историй из жизни. Однажды в Италии после официальной программы александровцев попросили дать благотворительный концерт для войск НАТО. Стадион весь полон, собралось не менее 11 тысяч солдат и матросов. Присутствующим так понравились песни «Калинка», «Смуглянка», «Соловьи», «Священная война», что после концерта началось братание. У певцов и музыкантов не осталось на форме ни одной пуговицы. Вместе с пуговицами на сувениры ушли армейские фуражки, ремни… Сами артисты вернулись в гостиницу в чужих форменных пилотках, с карманами, набитыми сувенирами. На следующий день грянул скандал. Местные газеты писали: «Столько лет натовским военным внушали ненависть к Стране Советов, а ансамбль Красной Армии одним концертом перечеркнул всю воспитательную работу».

И ныне каждый год ансамбль посещает многие страны. Каждое выступление александровцев становится миссией. «Когда аплодируют артистам в военной форме, аплодируют российским военным и российской культуре», — подводит итог директор коллектива Леонид Малев.

Житие старца-утешителя Варнавы Гефсиманского

Будущий старец отец Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в семье крепостных крестьян в селе Прудищах Тульской губернии. Вскоре семейство было продано помещику Скуратову, который перевел их в село Нарофоминское (ныне г. Наро-Фоминск) под Москвой. Мальчик был крещен 29 января, в день памяти трех святителей, и назван при крещении Василием (в честь святителя Василия Великого). Родители его были добрые христиане, отличались терпением и покорностью воле Божией, любили Божий храм и богослужения. Когда мальчик подрос, его стали учить по распоряжению помещика слесарному ремеслу. Главной же радостью отрока было посещение Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни близ села Наро-фоминского. Ходил он там к отшельнику старцу Геронтию, жившему скитнической жизнью невдалеке от пустыни. Старец Геронтий, сказано в летописи, особенно полюбил богомольного и богобоязненного Василия. Решение поступить в монастырь пришло к Василию в 40-е годы. Он стал постепенно к этому готовиться под руководством старца Геронтия. Окончательное же решение пришло в конце 1850 года у раки Преподобного Сергия Радонежского. Вернувшись домой, он испросил благословения старца Геронтия. В 1851 году в 20-летнем возрасте Василий принял родительское благословение (со стороны помещика, очевидно, препятствий не было и юноша был немедленно отпущен на волю) и в том же году поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в обитель Преподобного Сергия. Старец его Геронтий также последовал за ним в Лавру, как кормилица за грудным младенцем. Впоследствии отец Геронтий принял в Лавре схиму с именем Григорий. Наместником Лавры был в то время архимандрит Антоний (Медведев; + 1877), в прошлом духовный сын преподобного Серафима Саровского. Преподобный и благословил его на принятие наместничества в Лавре и дал наставление «быть милостивым и снисходительным к братии: матерью будь, а не отцом к братии, и вообще ко всем будь милостивым и по себе смиренным. Смирение и осторожность жизни есть красота добродетелей». Наместник Лавры отец Антоний с самого начала отнесся к молодому послушнику с особым вниманием и впоследствии уважал его и чтил. Например, Василий уже через месяц пожелал перейти в более уединенное место — Гефсиманский скит и получил на то разрешение наместника. Духовный отец схимонах Григорий вручил его на послушание старцу монаху Даниилу, жившему в лесу «Корбухе”, окружавшем Гефсиманский скит. Юноше было дано в скиту послушание слесаря. Старец Даниил воспитывал своего питомца и обучал его полному отвержению своей воли и рассуждения даже в поступках, казалось бы, совершенно добрых. «Без благословения старца я ничего не мог делать, — вспоминал в последствии старец Варнава, — иначе батюшка строго взыскивал с меня за своеволие.

Несколько лет пробыл Василий на слесарном послушании. Затем он был приставлен к свечному ящику, также получил благословение читать в церкви Апостол и поучения из Пролога. Затем около 1859 года он был переведен в Пещерное отделение скита (будущий Черниговский скит), в котором он и остался до самой своей кончины. Ему было дано послушание – водить богомольцев по пещерам. Одновременно он исполнял послушание келейника у своего старца монаха Даниила. Все время, свободное от послушаний, он проводил в уединении у старца, в молитве, чтении Священного Писания и изучении творений святых отцов. С благословения своего старца посещал он и первого своего наставника — схимонаха Григория.

В предсмертной своей болезни (в самом конце 1861 года) ,старец Григорий в последний раз беседовал с Василием и возвестил ему волю Божию: взять на себя подвиг старчества после смерти обоих своих наставников, то есть, его, схимонаха Григория, и отца Даниила. Старец и руководитель завещал своему духовному чаду и воспитаннику с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в советах и наставлениях. При этом он подал ему две большие просфоры и завещал ученику своему: «сим питай алчущих, словом и хлебом, тако хощет Бог!” В конце беседы старец Григорий открыл своему ученику еще одно Божие предназначение: им должна была быть основана женская обитель, притом далеко от Москвы, в местах, сильно зараженных расколом (беспоповщиной). Сама Царица Небесная попечется о будущей обители, укажет и место ее. Во имя ее и должна быть освящена обитель.
Василий со многими слезами молил старца не возлагать на него бремени, превышающего его силы, но тот в ответ возвестил ему: «Не моя воля есть на сие, но воля Божия да совершается над тобою! Не сетуй на тяжесть креста, тебе будет Господь помощник. Без помощи же Божией оно тяжело и непосильно”.

Через два дня, 2 января 1862 года (в день преставления преподобного Серафима Саровского), старец схимонах Григорий скончался (похоронен в Троице-Сергиевой Лавре около Смоленской церкви).

Но Гефсимания несла в себе утешение. Василий в скорби поспешил к другому своему наставнику — отцу Даниилу. И вот однажды поведал ему свое сокрушение о том, что возложенное на него старцем послушание — «непосильное бремя старчества и основание женской монашеской обители — на нем так и осталось. Но и от отца Даниила услышал он то же самое: «возложенный завет должен ты принять с покорностью воле Божией и служить с любовью страждущему человечеству”. Но как ни тяжко было для Василия это послушание, слова старца: «Дa будет так, якоже хощет Бог!” — его успокоили.

В 1863 году старец-послушник Василий, имевший всего 32 года от роду, стал основателем, устроителем и духовным руководителем новой общежительной женской обители, устроенной, им близ большого торгового села Выксы Нижегородской губернии (ныне город Выкса Нижегородской области). Обитель была устроена по благословению самой Богородицы в честь Иверской иконы Ее.

Одно завещание своего первого наставника и друга, отца Григория, — основание общежительной женской обители – отец Ваcилий принял и приступил к его исполнению. Но оставалось второе завещание — благословение на подвиг старчества. И Василий в тайне надеялся, что минует его чаша сия. Но в 1865 году старец его, отец Даниил, вновь приступил с напоминанием — принять оставляемый подвиг старчества. И когда отец Василий стал отказываться, у отца Даниила пошла горлом кровь, и его духовный отец умер у него на руках. Так инок Василий получил это последнее вразумление свыше и с благоговением и любовью принял предназначенный ему крест.

27 ноября 1866 года, в день празднования чудотворной иконы Знамения Божией Матери, рясофорный послушник Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в переводе с еврейского –»сын утешения”) — в честь апостола от 70-ти Варнавы (память 4 января и 11 июня). По имени его и стало житие его- отец Варнава вошел в летопись Русской Церкви как «стаpeц-утешитель”.

1869 год ознаменован для нас великим событием в жизни Церкви, происшедшим на земле Московской, — явлением чудотворной Черниговской иконы Божией Матери, что в Гефсиманском скитy, которая явилась 1 сентября, в день церковного новолетия, в Пещерном отделении Гефсиманского скита, то есть в той самой обители, где уже в течение 10 лет подвязался отец Варнава.

В помощь будущему старцу пришла великая милость Пресвятой Богородицы, перед новоявленной чудотворной иконой совершались многочисленные исцеления всевозможных неизлечимых болезней. Чудотворная икона Черниговско-Гефсиманская пребывала в пещерном храме Арxaнгела Михаила вплоть до ноября 1922 года, когда храм был закрыт от чудотворной иконы люди шли к старцу и в свои размягченные благодатью сердца принимали слово утешения и назидания. Старец-утешитель Варнава любовно и кротко помогал людям каяться, а потом прозорливо указывал на будущее и преподавал благостный старческий совет, как поступить.

29 августа 1871 года, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, отец Варнава был посвящен в сан иеродиакона. Полгода спустя, 20 января 1872 года, в день памяти преподобного Евфимия Великого, отец Варнава был рукоположен во иеромонаха. Наконец ровно через год, 20 января 1873 года, по благословению наместника Лавры архимандрита Антония он назначен народным духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. Вскоре его назначают и братским духовником скита и уже около 1890 года — духовником старшей братии скита и пещер. Таковы данные жизнеописания старца. Но история Лавры и ее окрестностей говорит о том, что уже в 1871 году отец Варнава был старцем и поток людской не оскудевал у крылечка его келлии. «Двери его убогой келлийки одинаково открыты для всех… для всех он одинаково доступен, всех одинаково приветит он словом отеческой любви, утешит как истинный «сын утешения”. Батюшка Варнава был для своих посетителей любящим отцом, мудрым наставником, добрым и верным другом. Он искренне, от души радовался с радующимися, соскорбел скорбящим, был серьезным и полезным собеседником серьезных деловых людей, отечески снисходителен и ласков с молодежью, радовался, глядя на детишек, доверчиво подходивших за благословением…»

Есть два события, особенно важных для понимания духовной истории России.

Первое — это пересечение жизненных путей старца Варнавы, временами полного скорбей, но вечно светлого, и скорбного, и трудного пути великого русского философа Владимира Соловьева. По свидетельству архиепископа (впоследствии митрополита) Антония Волынского, Владимир Соловьев до начала 90-х годов был духовным сыном старца Варнавы, но затем старец его от себя удалил. Причина этого неизвестна, но старец, получивший еще в молодости благословение «служить с любовью страждущему человечеству, не мог бы отослать от себя человека безусловно страждущего, хотя и заблудшего, без указания на то свыше. Значит, и для самого Владимира Соловьева такое удаление могло бы стать действенной исправительной мерой… По свидетельству знавшего его архиепископа Антония, Владимир Соловьев избегал говорить об этом.

Второе важное событие, которое необходимо упомянуть, — это посещение старца Николаем II. Сведения об этом событии отрывочны и кратки. Сохранилось предание, что Николай II посещал отца Варнаву около 1905 года, незадолго до кончины старца, посещал для беседы о самом важном — о России, ее будущем и искал у божьего человека совета указания. Известно, что старец Варнава не только подтвердил уже известное государю пророчество о предстоявшей ему судьбе, но и благословил его принять эту участь, укрепив в нем волю к несению своего креста, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.

Старец Варнава скончался в 1906 году, 17 февраля, в дни Великого поста в пятницу на первой неделе, в самый день памяти Феодора Тирона. Кончина старца несет в себе такое же светлое и благостное назидание, как и вся его святая жизнь. «Как поживешь, так и умрешь», — говорил преподобный Амвросий Оптинский.

В кратком жизнеописании старца Варнавы сказано, что старец по совершении исповеди одной из своих многочисленных духовных дочерей в домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения со крестом проследовал в алтарь и скончался. Он предал дух свой во святом алтаре, у подножия Престола Его.

Старец скончался, стоя в молитве на коленях, как и преподобный Серафим Саровский. Его кончина совершилась во святом алтаре, на глазах у людей — и в тайне от них. Так и вся жизнь старца проходила на глазах у людей (он принимал обыкновенно не менее 500 человек в день): он никогда не удалялся в затвор, он так и служил с любовью к страждущему человечеству — «словом и хлебом», по назиданию своего первого с юности наставника схимонаха Григория, наследуя путь святого Феодора Тирана; в день памяти этого святого он и отошел к Господу и предстал перед Ним.

Мы веруем, что и ныне он предстоит перед престолом Всевышнего и ходатайствует за тех, кто прибегает к его молитве и предстательству.

После кончины старца духовником всех иеромонахов Гефсиманского скита и Пещерного отделения стал его духовник отец Исидор. По свидетельству отца Павла Флоренского, отец Варнaвa очень почитал своего друга и сподвижника отца Исидора и даже звал его «вторым Серафимом”. Старец же был похоронен при большом стечении братии, духовных детей и почитателей своих в нижней, подземной, церкви Архангела Михаила, невдалеке от чудотворной иконы Черниговской Божией Матери. За теснотою тело старца должны были пронести через алтарь. На могиле старца положена черная мраморная надгробная плита с надписью:

При жизни старец Варнава многим предсказывал будущие гонения за веру — иным прикровенно , иным совсем ясно , и давал прямые и точные указания как им жить в двадцатые , тридцатые и последующие годы. Предсказывал старец Варнава и грядущее возрождение Русской православной Церкви и святую жизнь во Христе: » Преследования против веры будут постоянно увеличиваться, неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время рассвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет рассвет”.

С игуменом Варнавой (Столбиковым) – художественным руководителем известного православного хора и ансамбля Инженерных войск ВС РФ «За веру и Отечество» – меня «познакомил» священномученик Герман (Ряшенцев). Сведения о владыке Германе я собирала нынешней осенью в Сыктывкаре, Москве и Подмосковье и так выяснила, что игумен Варнава является внучатым племянником российского новомученика. А побывав у батюшки Варнавы на службе в одном из московских храмов, получила приглашение посетить воинскую часть 55591 инженерных войск маскировочного полка Красногорского района города Москвы, где в настоящее время он живет и трудится.

Игумен Варнава (Столбиков)

За кулисами

С учетом особенностей движения по столичным дорогам, выехали из Москвы задолго до времени встречи. Поэтому прибыли в поселок Инженерный в назначенный час. В ожидании отца Варнавы успели даже немного погулять и оценить красоты местного пейзажа. Батюшка сам вышел к нам навстречу и сразу повел в воинский клуб. Неожиданно попав в деятельную творческую атмосферу, пытаюсь сначала понять происходящее: в одной части здания идет репетиция хора, в другой – солдаты трудятся над написанием икон. У стендов с книгами православной литературы толпятся военнослужащие и что-то увлеченно обсуждают.

Я представляла себе именитых артистов, а увидела обычных парней в военной форме

Отец Варнава, попросив нас подождать, продолжил занятие с хором. Я к этому моменту немного была знакома с творчеством известного коллектива, но понимала, что выпала мне по молитве священномученика Германа редкая возможность – побывать в самом сердце уникального творческого союза, увидеть, что называется, непарадную, обыденную жизнь хора. Образованный в 1993-м году при поддержке руководства Министерства обороны РФ и начальника Инженерных войск генерал-полковника В.П. Кузнецова, хор за 24 года своего существования девять раз становился лауреатом международных конкурсов и фестивалей православной музыки в Польше, Белоруссии, Испании, Италии, России. Генерал-лейтенант Ю.М. Ставицкий, который в настоящее время является начальником Инженерных войск, придает особое значение развитию уникального коллектива. Благодаря его непосредственному участию хор выступает на ведущих концертных площадках России и за рубежом. Православный воинский коллектив – участник Рождественских международных чтений в храме Христа Спасителя, а также культурных мероприятий Министерства обороны РФ. Словом, знакомясь накануне встречи с послужным списком хора, я представляла себе именитых артистов, увенчанных славой и признанием, а на репетиции увидела… обычных парней в военной форме. Кто-то, забравшись на последний ряд во время репетиции, дал возможность выспаться солдатскому коту Ваське, у кого-то не получалось в унисон исполнить песнопение Божественной литургии «Трисвятое». Объяснение этому было простое – хор «За веру и Отечество» состоит из солдат, проходящих срочную службу, и коллектив воинской музыкальной семьи постоянно меняется.

В библиотеке воинской части

– Но как же удается вашему хору всегда оставаться на высоте? – тихо спрашиваю у батюшки.

– Это происходит благодаря тому, что костяк нашего коллектива уже сформирован. После окончания службы, обучаясь в музыкальных заведениях, наши воспитанники не теряют связь с хоровой семьей – приезжают, занимаются с воинами, участвуют в концертах, – объясняет отец Варнава.

Пока я нахожусь в воинской части, репетиции следуют одна за другой.

– Мы постоянно готовимся к каким-то событиям, – рассказывает батюшка. – Вот завтра, например, ждем возвращения наших воинов с учений, и по этому случаю у нас в части состоится концерт.

Воспользовавшись случаем, пока батюшка был занят на репетиции хора, я решила исследовать этот необычный армейский мир.

Иконописные работы

Александр Архипов и Сергей Круглов

В иконописной мастерской в это время трудились Александр Архипов и Сергей Круглов.

Александр родом из Перми. Окончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Обучался на факультете церковных художеств, на кафедре иконописи. Мечтал попасть именно в эту часть, поэтому и обратился в Синодальный отдел Московской Патриархии по работе с Вооруженными силами, чтобы служить без отрыва от основного вида своей деятельности – иконописи.

– Сейчас я завершаю работу над прорисью икон для росписи. Эти образы будут в иконостасе нового храма, вы его позже увидите, – рассказывает Александр.

– Вы пройдете здесь службу, а потом куда? – интересуюсь у юноши.

– Надеюсь устроиться при иконописной мастерской в Москве или в артели, которая занимается росписью храмов. До службы в армии я в одной из таких работал.

Александр Архипов работает над прорисью икон

Его помощник Сергей – родом из города Химки Московской области.

– Я сейчас работаю над золочением иконы – покрываю ее раствором, на который позже буду наносить пластины из сусального золота, – комментирует Сергей.

– А где вы постигали азы иконописи? – спрашиваю я.

В походном храме воинской части

– Два года я проходил подготовку на дизайнера-художника, это мне очень сейчас помогает в моей работе. Но перед армией я учился в институте на актера театра и кино. И здесь я не прерываю свою творческую жизнь: и в хоре пою, и помогаю в иконописной мастерской, и принимаю участие в концертах. А после завершения службы в армии я собираюсь продолжить изучение актерского мастерства и еще заниматься параллельно своим личным творчеством.

Присоединившись к нам во время беседы с иконописцами, отец Варнава показывает целый ряд уже готовых икон и ведет нас в строящийся домовый храм в честь иконы Божией Матери «Державная».

– Здесь наши воины укрепляли стены и утепляли крышу. Пока же идет строительство храма, службы проходят у нас в походной церкви, – рассказывает батюшка.

В строящемся храме воинской части в честь иконы Божией Матери Державная

«У тебя такие дедушки!»

Все время общения с игуменом Варнавой меня не покидало ощущение, что батюшка словно повторяет путь своего святого дедушки – священномученика Германа, который тоже любил церковное пение и уделял ему много времени. Из жизнеописания владыки Германа мне также было известно, что он занимался окормлением воинских чинов, находящихся в запасных батальонах. И даже был прикомандирован к Могилевской военно-местной церкви «для исполнения пастырских обязанностей», где он и пробыл июль и август 1915 года.

– Обстоятельства сложились таким образом, что когда началась революция, владыка Герман отправился уже в действующую армию, – рассказывает отец Варнава. – Эту поездку по трудности и значимости он сравнивал с путешествием апостола Павла.

Епископ Герман (Ряшенцев) в ссылке. Фото из архива игумена Варнавы – Батюшка, а священномученик Герман повлиял на ваш выбор монашеского пути? – спрашиваю я.

– Мой выбор монашеского пути, конечно, связан и с владыкой Германом, и с его родным братом – владыкой Варлаамом. Но понимание этого пришло не сразу… Хотя детство мое проходило в доме, построенном моей бабушкой, Верой Степановной Ряшенцевой, в Сергиевом Посаде, то есть рядом с Троице-Сергиевой лаврой и Вифанией, где в качестве ректора Вифанской духовной семинарии трудился священномученик Герман.

Но сначала я пошел по музыкальному пути – учился на историко-теоретико-композиторском факультете Российской академии музыки имени Гнесиных, потом в аспирантуре. Был в моей жизни период, когда я преподавал в музыкальном училище города Тверь и даже возглавлял теоретическую секцию. Можно сказать, что и занятия научной работой в области музыки привели меня к выбору со временем духовного пути.

Другие обстоятельства, которые убедили моего собеседника в выборе пути монашеского делания, были связаны с событиями жизни его семьи:

– Я ведь был женат, – делится батюшка сокровенным, – но у нас с супругой не было детей. И вот однажды жена сказала мне: «У тебя такие дедушки! Видимо, мирская жизнь – это не твой путь». А когда я пришел и передал слова супруги своему духовному отцу – старцу Троице-Сергиевой лавры Моисею (Боголюбову), он удивился и восхитился ее мудростью: «Неужели она это сказала? – воскликнул иеросхимонах Моисей. – Да она молодец!» Потом старец Моисей, обращаясь ко мне, часто любил повторять эту фразу: «У тебя такие дедушки!»

Воинская часть в поселке Инженерный

Годы послушания проходили для отца Варнавы в Троице-Сергиевой лавре:

– Я был келейником у старца Моисея, постриг принял в Смоленской Зосимовой пустыни Владимирской области, которая находилась на территории воинской части, – вспоминает батюшка события своей жизни, произошедшие более 20 лет назад.

Игумен Варнава (Столбиков) В какой-то момент возник вопрос, а как могут взаимодействовать воины и монахи, и командир военной части поднял вопрос о том, чтобы призывать воспитанников семинарий к воинскому служению в части, соседствующей с монастырем.

– Были призваны первые 13 семинаристов, но эти юноши оказались еще и поющими. Так, в 1993 году родился хор «За веру и Отечество», – рассказывает игумен Варнава.

Год назад православный солдатский хор инженерных войск «За веру и Отечество» вместе с художественным и духовным руководителем игуменом Варнавой приказом начальника инженерных войск был переведен из Владимирской области в одну из центральных частей Подмосковья, где мы и встретились с батюшкой. Вместе с ним сюда «переехал» и священномученик Герман.

Студенческие годы

В какой-то момент нашего разговора батюшка просит солдата принести красную папку. Как оказалось, за ней скрывалась дипломная работа тогда еще студента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, иеромонаха Варнавы (Столбикова) «Выдающиеся иерархи и служители церкви в их духовно-исторических связях с Зосимовой пустынью». А одна из глав диплома так и называлась – «Священномученик Герман (Ряшенцев), епископ Вязниковский, и Зосимова пустынь».

Из жизнеописания владыки Германа известно, что он часто посещал Смоленскую Зосимову пустынь, где в это время подвязались два знаменитых старца – схиигумен Герман и иеросхимонах Алексий. Оба ныне прославлены в лике святых. Особенно часто владыка Герман посещал Гефсиманский скит, с настоятелем которого, игуменом Израилем, его связывали особенно тесные дружеские отношения.

Руководителем диплома иеромонаха Варнавы была Ирина Ивановна Ковалева.

Вместе со своим педагогом отец Варнава подготовил жития преподобных Германа и Алексия Зосимовских и написал тропарь Алексию Зосимовскому. Стал батюшка и автором тропаря и кондака своему двоюродному дедушке – владыке Герману. Время работы над дипломом было частью армейской и монастырской жизни батюшки:

Иеродиакон Герман (Ряшенцев) и архимандрит Феодор (Поздеевский). Фото из архива игумена Варнавы (Столбикова) – Мне приходилось договариваться с руководством монастыря о том, чтобы я часто служил, чтобы потом на неделю уехать в Москву. Здесь ночами я работал над дипломом, а днем трудился в архивах. – Сегодня дипломная работа – увесистый труд в красном переплете – повсюду путешествует с батюшкой.

– Сколько у вас в работе размещено редких и уникальных снимков священномученика! – не могу сдержать своего удивления, листая научный труд игумена Варнавы.

– Да, фото мне удалось сохранить, – улыбается батюшка.

Вот среди выпускников Казанской духовной академии вижу юного Николая Ряшенцева (будущего священномученика Германа) рядом с братом – иеромонахом Варлаамом (Ряшенцевым).

На одном из старинных фото запечатлены иеродиакон Герман (Ряшенцев) с архимандритом Феодором (Поздеевским).

– Благодаря архимандриту Поздеевскому и был совершен перевод владыки Германа в Вифанскую семинарию, – рассказывает отец Варнава. – Вместе с ним они написали акафист Даниилу Московскому, а он, как известно, является небесным покровителем инженерных войск. Вот такая связь снова прослеживается с моей нынешней жизнью и моей работой с воинами. Мы просим разрешения на строительство в части собора в честь Даниила Московского.

Но все же основной целью работы над главой диплома о священномученике Германе, по словам батюшки, было запечатлеть в памяти какие-то уникальные события из жизни дедушки, воспоминания о которых хранились в его семье.

Когда его расстреливали, то не могли убить и закопали живым в землю

– А какие события из жизни владыки Германа вам удалось восстановить? – интересуюсь у отца Варнавы.

– Так, наши родственники мне рассказывали о первом аресте дедушки. Владыка Герман уже ждал, что его должны были арестовать, и находился в большом напряжении в доме наших родственников в Сергиевом Посаде.

Моя бабушка общалась с послушницей Акатовского монастыря Татьяной Харламовой, которая сопровождала владыку Германа в его первую ссылку в Сибирь, приезжала она к нему и в его последнюю ссылку в Сыктывкар. Она поведала ужасающие сведения о казни владыки: когда его расстреливали, то не могли убить. И тогда его закопали живым в землю. И в течение недели слышался стон. Вот такие она сообщила подробности. Хотя в нашей семье по-разному относятся к этим сведениям… Привезла послушница Татьяна и передала моей бабушке черную монашескую рубашку владыки Германа. На память о священномученике Германе среди особых реликвий в нашей семье остался и деревянный крест, изготовленный владыкой в годы его многочисленных ссылок.

По пути священномученика

Студент Казанской духовной академии Н.С. Ряшенцев (священномученик Герман) с ее выпускниками. Фото из архива игумена Варнавы (Столбикова) Предпринимал отец Варнава даже попытку пройти по пути священномученика Германа. Часто эта работа совпадала с гастрольной деятельностью хора «За веру и Отечество».

– Не так давно мы с хором ездили в Казань и пели в Казанском соборе, где наверняка владыки Герман и Варлаам бывали. В архиве Казанской духовной академии мне удалось познакомиться со статьями владыки Германа. Знаю, что сохранились и диссертации владык Германа и Варлаама. Просто надо приложить усилия и исследовать этот вопрос…

В 2014-м году отец Варнава тяжело заболел и не смог больше продолжать работу по сбору сведений о владыке Германе.

– Но Господь пока сохраняет мне жизнь… Слава Богу! – делится батюшка.

Большой радостью для отца Варнавы стало известие о том, что серия публикаций о владыке Германе в год 80-летия со дня его мученической кончины вышла на портале «Православие.ру», и было обустроено место предполагаемого захоронения священномученика Германа на старом кладбище в Сыктывкаре.

– Чудо, что эта работа по увековечиванию памяти о святом получила новый импульс, – с волнением признается мой собеседник.

«Целая военная епархия»

Максим Втюрин (слева) и Андрей Макущенко

Время нашего общения с батюшкой подходило к концу. Так получилось, что начинали мы беседу малым кругом, а завершали ее уже при большом стечении духовных чад батюшки – они приехали навестить отца Варнаву и тихо ожидали своей очереди, внимательно слушая наш разговор. Среди них встретила Наталью Захарову, прихожанку отца Варнавы. Наташа посещала богослужения игумена Варнавы еще в Зосимовой пустыни и в день нашей встречи приехала испросить благословения и молитв батюшки перед дальней паломнической поездкой.

За это время свыше 140 бывших солдат стали священнослужителями

Среди наших слушателей оказались Максим Втюрин и Андрей Макущенко. По признанию юношей, после окончания службы в воинской части они уже шестой год посещают батюшку – услышать совет духовного отца в сложных жизненных ситуациях – и раз в месяц обязательно стараются попасть к нему на исповедь.

Максим уже окончил семинарию. Андрей учится последний год в Николо-Перервинской духовной семинарии. Дальнейшая судьба юношей не вызывает у отца Варнавы сомнений:

– За это время свыше 140 наших бывших солдат стали священнослужителями. Целая военная епархия! – шутит батюшка.

Православный хор и ансамбль инженерных войск ВС РФ. Фото группы хора ВКонтакте

На такой позитивной ноте мы попрощались с батюшкой, его воспитанниками и духовными чадами. А после возвращения домой, на Север, я стала с интересом следить за гастрольной деятельностью хора и ансамбля «За веру и Отечество», болеть за них на конкурсах, потому что эта история моих герое, благодаря российскому новомученику, стала теперь частью и моей жизни тоже.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *