Откровение, что это?

Божественное Откровение — проявление Бога в мире, открывающее людям познание Его и истинную веру в Него; раскрытие Богом Себя человеку в ответ на человеческое желание познать своего Создателя.

Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда человек сможет познать их.

Откровение совершалось постепенно. Господь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сначала Он дал, через чудесные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем дал сверхъестественные откровения через духоносных пророков и через чудесные явления в человеческой истории. И наконец, дал полное благовестное откровение в Сыне, Богочеловеке Иисусе Христе.

Христос есть полнота богооткровенной истины. Его устами говорил Сам Бог, каждое слово Его было абсолютная чистая истина. Ибо Сам Он, Спаситель мира, есть Сын Божий, истинный Бог.

Виды Откровения

Необходимо отличать сверхъестественное Откровение от т. н. естественного богопознания, часто также называемого откровением.

Под сверхъестественным Откровением подразумевается такое действие Божие, которое дает человеку знания, необходимые для спасения. В связи с этим Откровение разделяется на общее и индивидуальное.

Общее Откровение дается через особо избранных людей — пророков и апостолов — для возвещения истин веры и жизни широкому кругу лиц (отдельному народу, всему человечеству). Таковым, во-первых, по значимости является Священное Писание и Священное Предание Нового Завета, во-вторых, «закон и пророки» (Мф. 7:12), — Ветхозаветная Библия.

Индивидуальное откровение дается человеку с целью его назидания (и, иногда, ближайших к нему лиц). Многие из таких откровений, особенно даруемых святым, «нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 4) другому человеку. Поэтому в святоотеческих писаниях и в житийной литературе, хотя и рассказывается о различных переживаниях, видениях и состояниях святых, однако передается исключительно их внешняя сторона. В индивидуальных откровениях не сообщается каких-либо принципиально новых истин, а дается лишь более глубокое познание того, что уже есть в Откровении общем.

Естественным откровением, или естественным богопознанием, обычно называются те представления о Боге, человеке и бытии в целом, которые возникают у человека естественным путем на основании познания им самого себя и окружающего мира. Апостол Павел писал об этом: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20). Этот процесс естественного богоискания и богопознания всегда имел место в истории, он присущ человеку. И поныне многие приходят к вере в Бога и во Христа, фактически, ничего не зная о религии, о христианстве, не прочитав даже Евангелия.

Церковь — хранительница Откровения

Раскрываясь человеку, Бог сообщает ему знание о Себе сверхъестественным образом. «Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью». Сверхъестественное знание о Боге сообщается человеческой душе Божественной благодатью, исходящей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения. Апостол Павел утверждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.

Божественная благодать пребывает в Церкви, подается в Святых Таинствах. Поэтому Церковь является и хранительницей Божественного Откровения. «Познается Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афонский. — Нашей Преславной Церкви дано Духом Святым разуметь тайны Божии». Всю полноту истины, полученную от Христа, апостолы возвестили Церкви (Деян. 20, 27). По слову св. Иринея Лионского, апостолы положили в Церковь все, что относится к истине. Будучи «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 14), Церковь хранит богооткровенные вероучительные истины, называемые догматами.

Использованные материалы

Ведаиш̇ ча сарвваир ахам эва ведйах̣ — ш̇рутибхир вимр̣гйа̄м. Шрути значит «богооткровенная истина». Мы не можем надеяться найти какую-либо истину здесь, в этом мире. Весь этот мир полон заблуждения, и все здесь вращается в сфере местных и частных интересов. Обнаружить тут еще что-нибудь невозможно. Поэтому абсолютное знание должно исходить из иной области, нежели этот мир. Богооткровенная истина — наше единственное утешение, наша единственная опора. Веда означает: «Знай это». Просто «знай», не спрашивая о доказательствах. Когда мать приказывает своему ребенку, она не приводит никаких оснований, она просто говорит: «Сынок, сделай это». Просто так — ни Ньяи, ни Шастры (логического или скриптурального обоснования), ни чего-либо в этом роде. Подобным же образом Веда приходит с приказанием, полным любви: «Делай это — знай это. Я говорю истину. Не сомневайся. Все, на чем основываются твои сомнения — пустое и фальшивое, так что не спеши, дитя мое, подвергать сомнению мои слова! Учти это, пожалуйста!» Вот что такое Веда.

Ведаиш ча сарвваир ахам эва ведйах— «Все Богооткровенные Писания стремятся явить только Меня — Я есмь то, что должно познавать»

йасмин джн̃а̄те сарввам идам̇ виджн̃а̄там̇ бхавати
йасмин пра̄пте сарввам идам̇ пра̄птам̇ бхавати
тад виджиджн̃а̄сасва тад эва брахма

«Ты ищешь того и сего — это все пустое. Просто попытайся познать Меня, и ты познаешь все. Твой поиск завершится. Если ты сумеешь постигнуть Меня, для тебя отпадет всякая необходимость в дальнейших исканиях».

бхидйате хр̣дайа—грантхтиш̇ чхидйанте сарвва сам̇ш̇айах̣
кш̣ӣйанте ча̄сйа кармма̄н̣и майи др̣ш̣т̣е ‘ кхила̄тмани («Ш́рӣмад—Бхагаватам», 11.20.30)

«Твой поиск будет завершен только тогда, когда ты достигнешь такой ступени. Бхидйате хр̣дайа—грантхих̣ — на твоем сердце стоят печати. Нужно сорвать их. Существует узел, и его необходимо разрубить. Тогда поток устремится ко Мне. Сердце порабощено. Если освободить его, ко Мне устремится беспрепятственный и естественный поток. Путы удалены, и сердце с любвью обращается ко Мне. Чхидйанте сарвва-сам̇ш̇айа̄х— твои трудности исканий окончатся. Больше не надо будет ничего находить. Постоянные поиски все лучшего, лучшего и лучшего — этому придет конец. Кш̣ӣйанте ча̄сйа кармма̄н̣ӣ— твои обязательства по отношению к окружающим, берущие свое начало в твоей предыдущей жизни, также более не будут существовать; майи др̣ш̣т̣е кхила̄тмани; когда ты узришь, что Я присутствую во всем. Я — тот, с кем ты должен поддерживать отношения. Ибо Я единственный, кто способен принести тебе совершенное удовлетворение».

В этом Послании говорится о том, что мы едины с планетой Земля, что все люди связаны с Создателем через энергию души. И подсказка, для решения той или иной ситуации, идет через интуицию, через энергию души. Мы, также, неразрывно связаны с планетой Земля, к которой, порой, так несправедливо относимся, с неуважением. Создатель даёт нам информацию о том, как нам надо себя вести в этом времени, во время квантового перехода, и что ждёт каждого, кто будет менять себя. А ждёт каждую женщину и каждого мужчину счастливая вечная жизнь.

«Я, СОЗДАТЕЛЬ.

Дорогие дети планеты Земля, Моё благословение с вами. Вы проживаете опыт теперешнего времени, тот опыт, который, возможно, для некоторых был непонятен…»

«…вас отделить от Земли нельзя, потому что я создал ваш Род здесь, на Земле, и ваше место жительства должно быть здесь, на планете. Поэтому вы с планетой неразрывно связаны».

«Всё есть энергия. Ваши родные, ваши близкие, направляя вам любовь, они вам помогают. Но, если ваши близкие вас не понимают, то вам ещё тяжелее принимать ту любовь, которую Я направляю».

«…вы не имеете права судить никого, Я могу судить, Я могу принимать решение, потому что я вижу, что каждый из вас делает».

«…Я знаю, что будет в каждой жизни вашей, жизни будущего. Каждый из вас выберет свой вариант жизни, но Я уже вижу и знаю, как вы будете её проживать, Я уже вижу, как вы будете строить свою личную жизнь со своей Половинкой, но это сейчас, на данном этапе».

1.1. Естественное богопознание (естественное Откровение)

Для христианина, который верует в то, что весь мир сотворен творческим Божественным Словом, вселенная открывается как Откровение вечных божественных идей. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В общем это есть не что иное как естественная реакция человеческой души, которая, по словам Тертуллиана, по природе своей является «христианкой».

В Священном Писании можно найти много свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения. Например, Пс. 18, 2: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь»; Прем. 13, 1-2: «подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника»; Рим. 1, 20: «вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы».

Св. Иоанн Дамаскин в первой книге «Точного изложения Православной веры» говорит: «и самое создание мира, его сохранение и управление возвещают величие Божества» «…и самый состав, сохранение и управление тварей показывает нам, что есть Бог, Который все это сотворил, содержит и обо всем промышляет».

Святитель Василий Великий в первой беседе на Шестоднев утверждает, что «не познать Творца из созерцания мира — ничего не видеть в ясный полдень». Такое познание Бога через рассматривание творений называется путем космологического умозаключения, когда человек через созерцание и познание тварного космоса восходит к уразумению того, что этот мир имеет Творца и Промыслителя.

Однако, человек может придти к выводу о существовании Бога не только через изучение природы. Это можно сделать также и через познание самого себя. Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что «познание в том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого»…

Все три основных силы человеческой души свидетельствуют нам о существовании Бога.

Уму человеческому является прирожденной мысль о Существе совершеннейшем и бесконечном. Что касается воли — то это голос совести в человеке и нравственный закон, который ощущает в себе человек. В области сердечной жизни, или в чувствах — это врожденное стремление к блаженству.

Причем, здравый ум и нравственный закон говорят человеку, что блаженство может быть только следствием добродетельной жизни, в то время, как грешники достойны осуждения.

Святитель Василий Великий в своем толковании на слова книги Второзакония (Втор. 15, 9) «Внемли себе»… говорит (Творения ч. 4 Сер. Лв, 1892, с. 43): «Если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя».

Кроме этих двух путей, т. е. космологического умозаключения и самопознания, можно указать еще один путь — это изучение человеческой истории. Изучение истории народов и государств также свидетельствует, что в истории действует божественный Промысл, который управляет историческим процессом.

Однако естественное богопознание и естественное откровение представляют собой лишь начальный и весьма ограниченный способ богопознания. Такое богопознание может привести нас только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге как о Творце и Промыслителе вселенной.

Кроме того, после грехопадения естественное богопознание отягощено еще и тем, что отношения между человеком и окружающим его миром исказились, и человек далеко не всегда созерцает в мире красоту и гармонию, к тому же и сами познавательные способности человека после грехопадения ослабели и помрачились.

Следующей после естественного откровения ступенью богопознания является познание из Священного Писания и творений святых отцов. Этот вид богопознания занимает промежуточное положение между познанием естественным и познанием сверхъестественным.

По своему источнику — это сверхъестественное знание, потому что Священное Писание есть Слово Божие, однако по способу усвоения оно является естественным, и следовательно, ведение, которое мы приобретаем через изучение Священного Писания или творений святых отцов остается естественным и ограниченным. Из Священного Писания мы приобретаем знания о Боге, но знание о Боге и знание Бога вещи далеко не однозначные.

Преподобный Симеон Новый Богослов обличает тех, «которые говорят и думают, что знают Сущую Истину, Самого Бога, из внешней мудрости и из письмен изучаемых, и что сими средствами они стяжевают познание сокровенных тайн Божиих, которые открываются только Духом».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

а) осуществление поворота от объяснения сущности природы к философии человека;

б) разработка диалектики как умения ставить вопросы и давать ответы;

в) этические проблемы связал с политикой.

16.Эллинистическая философия, утверждающая, что жизнь людей предопределена судьбой, которую познать и изменить нельзя: «Знаю и подчиняюсь.»:

а) скептицизм; 6) стоицизм; в) эпикуреизм.

17.Отец христианской Церкви, автор труда «о граде Божьем», в котором выдвинул идею универсальности исторического развития человечества в соответствии с волей Божьей:

а) К. С. Ф. Тертуллиан;

б) Ф. Аквинский;

в) А. Августин.

18.Что раскрывает догма Божественного откровения?

а) «верить, чтобы понимать»;

б) «понимать, чтобы верить»;

в) «человек свободен в выборе добра и зла».

19.Назовите основные направления схоластики:

а) патристика и апологетика; 6) реализм и номинализм; в) рационализм и эмпиризм. 20.Сопоставить:

представителей и направление философии

а) А. Августин; а) концептуализм;

б) Ф. Аквинский; б) отец христианской церкви;

в) П. Абеляр. в) основоположник томизма.

А — б, б – в, в — а

21.Назовите главную особенность средневековой философии:

а) космизм;

б) геоцентризм;

в) антропоцентризм.

22.Какое направление эпохи Возрождения утверждало: «Не уход от мира и мирских забот, а достижение истинного блаженства, земного совершенства — предназначение доли человека»?

а) натурфилософия;

б) идеология реформации;

в) гуманизм.

23.Произведение монаха, написанное в тюрьме, где были изложены идеи об идеальном государстве:

а) «Утопия»;

6) «Город солнца»; в) «Кодекс природы».

24.Главная особенность натурфилософии эпохи Возрождения:

а)обожествление и одухотворенность природы;

б) человек и космос едины;

в) философия природы.

25.Назовите страну — родину реформации:

а) Италия;

б) Германия;

в) Швейцария.

26.Кто из представителей эпохиВозрождения считал, что «Жизнь —это река в половодье, которой надо противостоять»?

а) Э. Роттердамский;

б) Н. Макиавелли;

в) Ф. Петрарка.

27.Сопоставить:

направление философии и утверждение

а) рационализм; а) «Мир есть комплекс моих ощущений»;

б) сенсуализм; б) «Я мыслю — значит, я существую»;

в) субъективный идеализм, в) «Нет ничего в уме, чего прежде не было в наших чувствах»

а – б, б — в, в — а

28.К какому понятию можно отнести следующее определение: «первооснова всех конкретных вещей,всего сущего»?

a) материя; б) субстанция; в) бытие.

29.Немецкий мыслитель XVII в., чье учение является «вершиной» европейского рационализма:

а) Г. В. Лейбниц;

б) Б. Спиноза;

в) Р. Декарт.

30.В чем сущность детерминизма?

а) мир — это Бог, растворенный в природе;

б) в основе Бытия лежат несколько начал;

в) все в мире причиннообусловлено и причинносвязано.

31.Кто из представителей Нового времени разрабатывал теорию «Естественного права» и «Общественного договора»?

а) Т. Гоббс, Д. Локк;

б) Д. Юм, Д. Беркли;

в) Р. Декарт, Ф. Беэкон

32.Мировоззрение XVII — XVIII вв., объясняющее мир с точки зрения законов механики, как универсальных законов бытия:

а) метафизика;

б) механицизм; в) диалектика.

33.Сопоставить:

имя мыслителя и форму правления

а) Вольтер; а) демократическая республика;

б) Ш. Монтескье; 6) «просвещенная монархия»;

в) Ж. Ж. Руссо. в) конституционная монархия.

А – в, б – б, в — а

34.Позиция, с которой французский материализм XVIII в. рассматривал религию:

а) деизм;

б) пантеизм;

в) атеизм.

35.Французский просветитель XVIII в., редактор «Энциклопедии», цель которой видел в распространении знаний:

а) Д. Дидро;

б) Ж. Ж. Руссо;

в) Вольтер.

36.В чем сущность философской системы Гегеля?

а) мир развивается по своим естественным законам;

б) мир есть результат непрерывного развития абсолютной идеи;

в) мир есть результат творения Бога.

37.Представитель немецкой классической философии, утверждавший, что «Мир — это «вещь в себе», который нельзя познать»:

а) Л. Фейербах;

б) Г. В. Ф. Гегель;

в) И. Кант.

38.Сопоставить:

имена мыслителей и их принципы

а) И. Кант а) «материалистическое понимание истории»;

б) Л. Фейербах; б) «категорический императив»;

в) К. Маркс. в) «Этика разумного эгоизма».

А -б , б -в , в — а

39.Назовите один из диалектических законов Гегеля, с помощью которого К. Маркс и Ф. Энгельс обосновывали неизбежность и закономерность наступления коммунистического общества:

а) «Закон отрицания отрицания»;

б) «Закон единства и борьбы противоположностей»;

в) «Закон перехода количественных изменений в качественные».

40.Кто из представителей философии XIX в. утверждал: «Философылишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменит его»?

а) Г. В. Ф. Гегель;

б) Л. Фейербах;

в) К. Маркс.

41. Назовите европейского философа первой половины XIX в., которого считают родоначальником философии экзистенциализма:

а) С. Кьеркегор;

б) О. Конт;

в) А. Шопенгауэр.

42. Основные черты неклассической философии XIX — XX вв.:

а)иррационализм и волюнтаризм;

б) фидеизм и идеализм;

в) интуитивизм и бессознательное;

г)все перечисленное выше.

43. Какое направление западной философии утверждало: «Человек не выбирает свою эпоху, но выбирает себя в ней»?

а) феноменология;

б) прагматизм;

в) экзистенциализм. 44. Сопоставьте:

имена мыслителей и их учения

а) Ф. Ницше; а) «Полезность истины»;

б) А. Камю; б) «Учение о сверхчеловеке»;

в) У. Джемс. в) «Бунтующий человек».

А – б, б -в , в — а

45. Кто из философов XIX в. считал религию (христианство) виновницей искажений в культуре подлинно человеческих ценностей, разрушительницей «инстинкта жизни»?

а) Л. Фейербах;

б) Ф. Ницше;

в) 3. Фрейд.

46. Представителем какого направления в русской социальной мысли был Г.В. Плеханов?

а) русского утопического социализма;

б) марксизма;

в) экономизма.

47. Какой путь (изменения)-жизни видела русская религиозная философия?

а) путь нравственного совершенствования человека;

б) изменение внешних условий жизни людей;

в) путь следования авторитетам церкви.

48.Сопоставьте:

Мыслителя и направление русской философии

а) В. Вернадский; а) «Философия всеединства»;

б) В. Соловьев; 6) «Интуитивизм»;

в) С. Франк. в) «Позитивизм».

А — б, б – а, в — в

49.Автор «Философических писем», основоположник русской историософии:

а) К. С. Аксаков;

б) И. В. Киреевский;

в) П. Я. Чаадаев.

50.Творчество в философском понимании Н. Бердяева — это:

а) средство осознания свободы, процесс продолжения творения мира;

б) проявление внутреннего духовного мира, средство его самовыражения;

в) средство для развития гармоничной личности, возможность реализовать свои способности.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *