Откровение

Откровение и откровенность. Эти слова различаются по значению, употреблению и стилистической окраске. Разберёмся в этом.

Значение паронимов. Откровение и откровенность.

Откровение. Откровенность.
Значение.
Неожиданное открытие, выявление чего-нибудь; прозрение, вдохновение; состояние искреннего расположения; истина, открывающая волю Божию. Это свойство откровенного человека, его искренность, прямота, правдивость.

Откровенность – это и признание, откровенное сообщение.

Употребление в речи.
Стилистически различное, в зависимости от конкретного значения слова. Стилистически нейтральное слово.
Употребляется в книжной лексике, хотя в определённом значении используется и в разговорной речи. (Признание его было откровением для нас). Может активно употребляться в книжном, деловом, разговорном, художественном стилях.

Примеры.

Великое откровение явилось человеку в чувстве красоты: откровение гармонического единства между понятием и формою, между внутренним чувством и внешним образом. (В.П. Боткин).

Откровенность как манипуляция

Многие привыкли думать, что откровенность – это приз, который вручается вам за особые заслуги. Но те, кто научился пускать свои откровения в тираж, бравируя своей искренностью, могут преследовать совершенно иные цели – манипулятивные.
Откровенность в награду и в нагрузку

Откровенность тешит тщеславие: стоит доверить человеку секрет, как посвященный чувствует себя гораздо более значительным и важным, чем раньше. И заметим: не нужно тратить ни душевных сил, ни денег, ни времени, чтобы дать другому шанс почувствовать себя лучше. Этот прием откровенности как доверия хорошо освоен многими начальниками. Они экономят немало средств, посвящая своих подчиненных в те или иные планы, а иногда под сурдинку такого доверия получают за совершенно бесплатно полноценные консультации и советы. Подчиненный осчастливлен доверием, при таком хорошем отношении начальства разве можно просить повысить зарплату или дать отпуск?
Откровения ловят на крючок наивных, провоцируя на ответные действия. «Как мне доверяют, что рассказывают такое – теперь я должен…». Частенько наивный начинает делать именно, то, что ему предписывает партнер, например, жалеть и не грузить своими проблемами, вечно входить в положение и так далее. Мужчина, который после первых минут знакомства, жалуется на жену и детей, часто получает не только сочувствие, но и вполне реальную выгоду: этап ухаживания стремительно перетекает к тому, чтобы вам поделиться наболевшим, пожалеть страдальца и вовремя стать ему ближе.
Шокировать и победить

Откровенность в выказывании своего отношения к кому-либо (будь то симпатия или антипатия) тоже может стать способом управления. Редкая поп-песня обходится без признания в любви, которое в реальной жизни наверняка собьет с ног, например, «Я только вижу тебя, и уже встает». Те, к кому обращены подобные признания, могут упустить из виду тот факт, что выбор такой формы обусловлен стремлением быстрее достигнуть цели и убедить вас, что такая стремительность оправдана. Получается, что ничего и не остается, как последовать за таким темпом, даже если это и не очень соответствует вашим желаниям.
Откровенничая, человек шокирует, повергая наши табу серьезному испытанию. Такое откровение мало чем отличается от банального «взять на понт» — а вам слабо не удивится, не ужаснуться, не пуститься в нотации… Поскольку табу есть у всех – то важно сообщить нечто такое, что действительно деморализует партнера, и тем самым делает менее защищенным от манипуляции. А манипуляция проста – вы эмоционально реагируете на откровенность, а ваш визави получает право уничижить ваши эмоции: «Да, жизни ты еще не знаешь… вот и ужасаешься», «Не нравится – не слушай, я то думал, что ты поймешь меня» — такие фразы всегда заготовлены у откровенничающего в ответ на неловко выраженную эмоциональную реакцию.
Неловкость возрастает – а за такой реакцией наступает, скажем по-научному, снижение скорости умственных процессов (по простому – вы временно обалдеваете), что позволяет откровенничающему переспорить вас, убедить в несостоятельности вашего мнения и навязать свое. Иногда достаточно сделать свою речь чуть физиологичней – например, почаще рассказывать о своем цикле или работе кишечника, а иногда – и впрямь выбирать тему, которая закрыта для многих настолько, что любая «чухня», придуманная откровенничающим, будет усвоена безо всякого сомнения к искренности говорящего…
Откровения – лучший способ разговорить другого. Например, вам доверительно рассказывают обо всех абортах и несчастных любовях, за чашкой кофе или сигаретой. Вы в ответ делитесь своими злоключениями, пусть даже и коротко – а через некоторое время до вас доходят такие истории с вашим участием, о которых вы и слышать не слышали…
Откровенность – неплохой способ понизить вашу самооценку за счет сравнения с другим. Часто именно к этому результату сводятся многочисленные признания в изменах – ведь даже если приговарить: «И все таки, ты самый лучший», в первую очередь в голове оседают слова: «И все таки». Вообще признания в плохих поступках, которые косвенно касаются того, кому признаются, мало, чем отличается от игры на понижение ставок.
Обнажиться, чтобы утаить

Откровенность – лучший способ утаить свою тень и представить себя с лучшей стороны. За головокружительными признаниями некогда рассмотреть такие неприглядности поведения человека как необязательность или поверхностность суждений. Часто искушенные в манипуляции откровенностью любят попризнаваться в собственных недостатках: «Вот, мол, какой я истерик, да, могу и разрыдаться, и обматерить, если что не по мне», но это те недостатки, которые должны восприниматься другими исключительно как продолжение главных достоинств – способности к сильным чувствам, например. Получается, что откровенность помогает строить тот образ, который кажется привлекательным, и который, действительно, привлекает других, а также оправдать неприглядность поведения.
Откровенно об откровенности

Психологический результат, к которому стремится тот, кто откровенничает, всегда один и тот же – контроль в отношениях, втягивание вас в ту коммуникацию, которая удобна откровенничающему. Самые искушенные «откровенники» используют сразу несколько способов ловить людей в силки псевдодоверия. Приходится сталкиваться и с тем, что человек даже не отдает отчет, что вместо доверия использует откровения для контроля над отношениями.
Почему же мы ловимся на откровенность? Потому что часто путаем откровенность с искренностью и доверием – большинство из нас догадывается, что есть (или, по крайней мере, должны быть) такие качества, чтобы отношения развивались и шли на пользу всем участникам. Только вот в чем это доверие состоит? И так нелегко определиться с тем, что есть доверие или искренность, что откровенные признания и воспринимаются как приглашение к доверительным отношениям.
Доверие начинается с доверия к себе и умения вслушиваться в свои желания, страхи, отношение к другим. Тот, кто доверяет себе, лучше понимает, чего он ждет от окружающих, что в поведении других людей нравится, а что нет. Доверие как раз и состоит в том, что вы можете отпустить контроль в отношениях на волю самих отношений. Получается, что доверие строится на признании того, что вы в силах контролировать, а что нет, и принятии того, что все контролировать – даже не неразрешимая задача, а скорее ненужная цель.
Но легко сказать – труднее достигнуть. Доверие требует времени и немалого опыта совместной деятельности, когда можно приглядеться к человеку и понять его. Наверное, и впрямь трудно строить доверительные отношения – если откровенность остается одним из действенных инструментов управления людьми. Откровенность уместна в ситуации доверительных отношений – иначе любая откровенность становится средством борьбы за контроль, и неслабым средством, а значит ранящим наше душевное здоровье.
Если вы чувствуете, что на вас давят откровенностью, попробуйте:
• Спросить: «Ты считаешь, мне стоит это знать?». Если человек делится с вами «без задней мысли», он пояснит, зачем рассказывает вам нечто сокровенное, а если скажет: «Не хочешь – не надо», «Я тут тебе душу открываю, а ты…», то чутье вас не подвело, и на вас действительно пытаются надавить доверием.

• Спросить: «А что еще мне стоит узнать?». Если вы чувствуете, что вам рассказывают не все или преподносят информацию в определенной «тональности» – тогда вам или дадут больше информации, или, возможно, переключаться с откровения на другую тему.

• Не давать оценку откровению – «замалчивать» тему, сказать, что вы не намерены обсуждать такие сложные вопросы, возможно, сославшись на то, что мало компетентны или тема вам не кажется понятной.

• Поинтересоваться, чем вы заслужили такую честь, и действительно ли достойны ее. Можно даже сообщить другому, что вы далеко не уверены в своей способности таить секреты.

Просмотров страницы: 449

Сущий на Небесах, сотворивший человека по образу и подобию Своему, хочет видеть в нем Свое отражение. Любящий Господь постоянно пребывает с людьми, только не все пускают Его в свою жизнь.

Познать сущность и характер Создателя, для того чтобы стать тем, кем Он нас сотворил, Его подобием, следует научиться слышать откровения Творца.

Зачем людям даны Откровения от Бога

Творец сотворил человека для славы Своей, чтобы тот, пройдя земной путь, который очень короток по сравнению с Вечной жизнью, воссел с Вездесущим на Небесах.

Божественное откровение

Без Всевышнего Создателя, Божьих посланий невозможно прожить жить в святости и покорности, преобразовываясь в Его образ и подобие. Понять, что такое Божественное Откровение, и научиться его слышать можно несколькими путями:

  • чтением Библии;
  • пребыванием в молитве;
  • исследованием жизни святых;
  • регулярным посещением храма;
  • воцерковлением.

Как правильно молиться:

  • Какой иконе молиться о здоровье
  • Как правильно молиться православным
  • В чем смысл обращаться к Богу

Имея Божественное откровение, православный верующий живет полноценной жизнью, получая ведение и «питание» от Творца. Бог открывается людям по мере их духовного роста. (Втор. 29:29). Тщетно пытаться самостоятельно постигнуть тайну и безграничность Святой Троицы, Ее единство.

Важно! Без Божественных Откровений все попытки вникнуть в тайны созданного Создателем мира, по словам блаженного Августина, подобны попыткам ладонями перенести море в песочную ямку.

Как Бог открывается людям

Любовь к Своему созданию стала одной из причин появлений открытий Бога перед людьми. Творец хочет спасти всех людей и проводить с ними время на новой земле.

Когда человечество стало забывать своего Творца, выбрав для поклонения множество божков, Сущий сотворил Свой народ, еврейский. Первым евреем на земле был Авраам, верный и послушный Богу человек, умеющий слышать и слушать Создателя мира и поклоняться ему.

Еврей означает странник, вышедший из земли своей.

Авраам

Благодаря открытию Создателя перед людьми, его видениям через Авраама, его сына Исаака и внука Иакова, Творец вывел из Египта многомиллионный народ, который выжил в пустыне, проведя там 40 лет, благодаря видениям святого Духа и умению слышать голос Создателя.

Вседержитель открывает Себя в природе, в естественном мире. Все процессы в организме человека взаимосвязаны, невозможно человеческим разумом осознать уникальность этого явления. Подчинены Божьему порядку и все кругообороты, происходящие в природе, человеческое вмешательство, которое не по воле Творца, кончается катастрофой.

В окружающем мире Бог проявляется Себя в порядке, закономерных повторениях, целесообразности. Прекрасный, яркий, разноцветный мир природы является гимном Создателю. Открыть Всевышнего людям призвана Библия, Священное Писание, наполненное Божьими Откровениями.

Библия, Священное Писание

В Новом Завете, через Иисуса Христа, Сына Божьего, Творец открывается, как любящий Отец, Наставник, Спаситель и Целитель.

Умение читать Божьи открытия укрепляют человеческую веру, наполняют духовной силой, дарят уверенность в завтрашнем дне. Послания церквям, написанные более 2 тыс. лет тому назад, наполнены духовным руководством для современных православных верующих. Господь многие Свои послания, такие как Откровения Иоанна Богослова, книга пророка Даниила и другие, передал в зашифрованном виде, прочитать их могут люди, познавшие сущность и природу Сущего.

Важно! Читая Библию, погружаясь в ее глубины, каждый человек может найти в ней личные послания от Творца, помогающие изменить характер, научиться любить людей, стать послушным Слову и верным Богу.

Божьи послания наполнены:

  • советами;
  • предостережениями;
  • рецептами счастья;
  • описаниями грядущих событий;
  • картинами рая и ада.

Все письма Создателя людям поражают своим единством в разнообразии языков, на которых писалось святое Писание, временем написания и формами подачи мыслей Творца.

Через Святое Писание Вседержитель передал людям план спасения и наследования вечной жизни.

О текстах Библии:

  • Послание к галатам святого апостола Павла
  • Псалом Давида 58
  • Апостол Павел о любви

Основные пути Богооткровений

Открытие Создателя людям через Свои послания акцентируется на желании Самого Творца открыться людям, чтобы они имели спасительную веру и почитали Его.

По мнению архимандрита Софрония, люди не могут познать Всевышнего, если он Сам не откроется им.

Митрополит Иларион подчеркивает, что Высшая Сущность может говорить, слышать, видеть, мыслить и помогать. Творец встречается со Своими детьми лицом к лицу. Иларион называет Иисуса живым откровением, Создателем, который пришел на землю явить Бога людям через Себя и Свои откровения.

Всевышний открывается в Библии через Свои имена. На протяжении множества веков люди слышали Сущего, Вечного, Истинного, Праведного, Спасающего, Святого и Справедливого Творца. Он явил себя в Сыне — Спасителе, Целителе, через Красоту, Любовь, Жизнь, Мудрость.

Иисус Христос

Через Иисуса Бог явился миру в плоти (1Тим.3:16), оставаясь при этом неразгаданной до конца тайной, познание которой будет длиться вечно.

Три этапа Богооткрытий людям

  1. Впервые Творец открывает Себя в Ветхом Завете через пророков, судей, царей и других людей. Этот этап Богоявления называется подготовительным.
  2. Центральной частью Божественных откровений является Новый Завет, в котором через Иисуса Христа православные верующие могут увидеть сущность и характер Сущего, как подтверждение Ветхозаветных открытий.
  3. Откровение апостола Иоанна является заключительной частью явления и посланий от Творца, изложенные в Святом Писании.

Великий Создатель продолжает открываться людям на протяжении всей истории существования созданного Богом мира.

Как Бог являет Себя миру

Апостол Павел писал, что Бог многообразно открывает Себя миру. (Евр.1:1)

Из преданий Ветхого Завета известно, что Бог представлялся в образе несгораемого куста, лестницы, по которой ходили ангелы, столпом, сопровождавшим евреев по пустыни, в тихом дуновении ветра.(3Царст 19:9-12).

Моисей и неопалимая купина

Господь, открывший Свои требования в Десяти заповедях, дал скрижали Моисею, представив Себя в огне раскатами грома и молний, трубным гласом и густым облаком.

Аврааму Бог открылся в лице трех старцев, как прообраз Святой Троицы.

Радость и честь видеть Святую Троицу в облике одетых в белые, светящиеся одежды старцев была дарована святому отцу Александру Свирскому в 1507 году. Сейчас на месте этого явления около Рощинского озера построен храм.

Иисус Христос неоднократно открывался людям, показываясь им в светлом облике в больницах, тюрьмах, на войне, в тяжелые моменты жизни. Иисуса, восходящего к Отцу на облаке, видели многие люди, получившие в этом подтверждение Божественных посланий.

«Возлюбленный, как видишь в Трех Лицах Глаголющего с тобою, построй церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы… Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам тебе».

Читая Откровение Иоанна, записанное во время пребывания апостола перед престолом Божьим более 2 тыс. лет назад, православный люд понимает, что сейчас настало время, когда конец земного существования близок.

Скоро придет время зверя и будет начертание на правой руке и лбу, возможно, это современные чипы, и выстоявший до конца спасется. Об этом предупреждает Библия. Это открыто в послании, переданном землянам через апостола Иоанна.

Милостивый Создатель в Своем Откровении подтвердил, что будет новая земля, новый мир, на которой будут жить праведники.

Совет! Божественные Откровения следует исследовать каждому православному христианину, чтобы иметь веру и пройти весь путь с уверенностью попасть в Царство Вечной Жизни, держась путеводной звезды — Библии. Божественное откровение в православии

ОТКРОВЕНИЕ БИБЛЕЙСКОЕ

ОТКРОВЕНИЕ БИБЛЕЙСКОЕ

самораскрытие Божества и возвещение Им Своей воли человеку. По учению Церкви, Свящ. Писание в целом, как вдохновенное свыше, является письменной фиксацией О. (см. ст. Боговдохновенность). В то же время в рамках самой Библии описаны многообр. пути и средства, с помощью к–рых О. приходит к людям.

Т.н. «естественное» О. и библейское О. БИБЛИЯ не ограничивает О. пределами народа Божьего (Церкви). Божество и Его воля в известной степени открываются и язычникам (Числ 22; Дан 4; РИМ 1:18–20). Поэтому, по словам архиеп. *Иннокентия (Борисова), всякая религия «есть уже откровение». Даже если принять во внимание, что религ. сознание язычества затемнено, «в умах некоторых людей оно может проясняться, очищаться и усовершаться до того, что сии люди в сравнении с другими могут почитаться светилами. Если сии люди в состоянии передать свою религию другим, то религия, сообщаемая ими, есть также откровение… Таким образом, учение философов о религии есть особенный вид откровения Божия». Тем не менее характер этого «естественного откровения» иной, нежели в религии библейской. Язычеству на высоких ступенях развития свойствен м о н и з м, в к–ром Божественное имманентно миру, неотделимо от него. Отсюда всякое О. мыслится внебибл. сознанием как м а н и ф е с т а ц и я Божества или обнаружение Его Бытия, разлитого в мире. Библейское же О. говорит о тайне трансцендентного, запредельного Бога, Который и н о п р и р о д е н твари. Внебиблейская мистика исходит из тождества мира и человека с Единым. В Библии открывается личностный Бог, абсолютно превышающий человека, никоим образом не тождественный ему. Опыт ветхозав. пророков показывает, что О. может противоречить мыслям и желаниям самого боговидца. Библ. О. не есть результат усилий человеческого духа постичь Реальность, а рождено опытом «вторжения» в тварный мир Бога, Который открывает Себя Сам. Почти всегда инициатива О. в Библии исходит от Бога.

Различные аспекты понятия О. в Библии. Как показал *БАРР, в Свящ. Писании нет того отвлеченно–богосл. обобщающего понятия об О., какое позднее было выработано на его основе христианской мыслью. В Библии О. всегда конкретно. Оно касается конкретных деяний Божьих в мире. Именно в этом смысле прор. Амос утверждает, что Бог не делает ничего, «не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (3:7). Библейское О. подразумевает сокровенность Божества и Его замыслов, к–рые могут быть познаны только тогда, когда этого хочет Бог. В О. познаются: 1) веления Божьи, 2) грядущее, в плане воздаяния или в плане *сотериологии. Апокалиптич. библ. традиция сосредоточена на предвечном Божественном замысле, к–рый выявляется в О. Лишь в редких случаях О. ВЗ касается внутренней тайны Божества. Даже в перечислении свойств Господа (Исх 34:5–7) все они касаются отношения Творца к человеку. «Видение» Бога как такового людям недоступно, за редчайшими исключениями в форме *Теофаний, явлений *Славы (ср. Ис 6). Поэтому ЕВАНГЕЛИСТ утверждает, что «Бога не видел никто никогда». Единственный, Кто явил Его — «Единородный сын, сущий в недре Отчем» (Ин 1:18). Когда Евангелие приоткрывает завесу внутрибожеств. бытия, это совершается для конкретной цели, для указания людям пути жизни (Ин 17:21).

Библейское О. характерно и тем, что его место и время четко определяются. Оно не есть некий перманентный процесс, а «вторжение» в мир Бога в переломные моменты истории. Таковы в ВЗ О. Аврааму, Моисею, пророкам. Те, кто жил после них, смотрели на данные им О. как на явления уникальные. Именно поэтому ЗАКОН и ПРОРОКИ стали мерилом религ. жизни для последующих поколений. Сокровенный Бог г о в о р и л с людьми, но это не может повторяться слишком часто. Ездра в 5 в. до н.э. уже не внимает непосредственно Слову Божьему, а обретает его в писанном законе. Во 2 в. Иуда Маккавей сознает, что время пророков миновало, хотя и надеется на приход пророка в будущем (1 Макк 4:44–46). Если в 8 в. до н.э. пророческое О. было обычной частью храмового богослужения, то в еванг. времена миссия Крестителя как пророка у многих вызывала удивление и сомнение (Ин 4:19 сл.). Следовательно, появление пророка рассматривалось уже как факт чрезвычайный.

О. во Христе знаменует начало новых О. В христианской среде вновь появляются пророки. Ап. Павел не только получает высшее О. о Христе и Его воле, но сверяет свои миссионерские пути с велениями Духа Божьего. АПОКАЛИПСИС ИОАННА, подобно ветхозав. апокалиптике, открывает смысл историч. событий, в к–рых действует Господь.

Герменевтический аспект проблемы О. Говоря о своем О., прор. Иезекииль ясно дает понять, что зримые образы, к–рые использованы им в описании Славы Божьей, есть лишь «подобия». Небесный Ковчег овит «как бы светом пламени», и сам престол, стоящий на Ковчеге, также есть «подобие» (1:5–26). Антропоморфные и натуроморфные образы ПИСАНИЯ указывают на кенотический характер Теофании и самого О. Толкуя Библию, св. отцы постоянно подчеркивали, что условный язык писания не притязает на абсолютно точное изображение Божеств. реальности. «Домостроитель нашего спасения, — пишет свт.*ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, — подобно глазу человека, выросшего во тьме, вводит нас в великий свет истины после постепенного к нему приобучения, потому что щадит нашу немощь» (О Св. Духе, 14). свт.*ИОАНН ЗЛАТОУСТ подчеркивает, что «Дух Святой, двигавший устами пророка, говорит нам обо всем приспособительно к слабости слушающих» (Беседы на Быт, III). Сама *богочеловеческая природа Свящ. Писания обуславливает участие человеч. творчества в *передаче О. «Представить себе, что пророки бездумно повторяли то, что Бог им диктовал, так же невозможно, как представить себе, что писатели священных книг были простыми стенографистами» (*МАККЕНЗИ). Сущность О. — в содержании провозвестия, а не в лит. средствах, с помощью к–рых оно возвещалось. Поэтому *экзегеза Библии должна учитывать эпоху, литературные *жанры, особенности автора и обстоятельства написания свящ. книг, чтобы адекватнее постигать сущность О. библейского. Избегая крайностей *вербализма, православное толкование Слова Божьего отклоняет и подход к нему с исключительно историко–литературной т. зр., ибо «в его исторически данной и временно обусловленной оболочке содержатся глаголы жизни вечной» (*БУЛГАКОВ). Только двуединый метод, включающий историко–литературное и религ. — богосл. толкование, соответствует двуединому характеру Библии — Слова Божьего, облеченного в слово человеческое.

 *А в е р и н ц е в С.С., О., ФЭ, т.4; *Б е р д я е в Н.А., Философия свободного духа, Париж, 1927, ч.1; прот.*Б у т к е в и ч Т., Религия, ее сущность и происхождение, т. 1–2, Харьков, 1902–04; *Г л а г о л е в С.С., Сверхъестеств. О. и естеств. Богопознание вне истинной Церкви, Харьков, 1900; З а у э р Э., На заре искупления мира, Корнталь, 1988; архиеп.И н н о к е н т и й (Борисов), О религии откровенной, Соч., СПб. — М., 1877, т.11; *К у д р я в ц е в — П л а т о н о в В.Д., Религия, ее сущность и происхождение, Соч., Серг. Пос., 1892, т.2, вып.3; Л о с с к и й Вл.Н., Догматич. богословие, БТ, 1972, сб.8; *Л ю т а р д т Х., Апология христианства, пер. с нем., Пг., 19152; прот. М е н ь А., Истоки религии, Брюссель, 19812; еп. *М и х а и л (Грибановский), Истина бытия Божия, вып.1, СПб., 1888; О., ЕЭ, т.12; О с т р о у м о в М.А., История философии в отношении к О., Харьков, 1886; *П а с к а л ь Б., Мысли о религии, М., 19022; *Р и г о Б., *Г р е л о П., О., СББ; *С о л о в ь е в Вл., О., НЭС, т.29; *С о л ь с к и й С., Сверхъестеств. элемент в новозав. Откровении по свидетельству Евангелий и Посл. св. ап. Павла, К., 1877; Ш е с т о в Л., Умозрение и О., Париж, 1964; иностр. библиогр. см. в HTG, Bd.3, S.253; NCE, v.12, p.436; ODCC, p.1182.

Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня. Н.Ф. Григоренко, М.А. Мень. 2002.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *