Откровения – это что?

Промышленный районный суд города Смоленска признал охранников общежития Смоленского государственного медицинского университета виновными в гибели студенток из Индии при пожаре в 2016 году, сообщает старший помощник руководителя регионального Следкома по взаимодействию со СМИ Наталья Зуева.

Новость по теме В суд переданы 15 томов дела о гибели индийских студенток в Смоленске

Приговор сотрудникам контрольно-пропускной службы общежития №2 вынесен по ч.3 ст.219 УК РФ (нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц). Один из мужчин проведет в колонии-поселении три года и два месяца, второй – ровно три года.

Пожар вспыхнул 14 февраля 2016 года около семи часов утра. В здании сработала сигнализация, а также адресный дымовой пожарный извещатель в комнате – очаге возгорания, где жили погибшие. Однако сотрудники КПП не восприняли сигнал всерьёз.

«Один из контролеров перевел систему оповещения о пожаре в ручной режим, что исключило автоматическую подачу оповещения в помещениях общежития, а также срабатывание речевого пожарного оповещателя», — рассказала Наталья Зуева.

Таким образом, как установлено в суде, охранники не приняли оперативных мер для локализации пожара и оповещения жителей общежития о ЧП, не инициировали эвакуацию людей и не вызвали оперативные службы, в то время как огонь и дым продолжили распространяться по зданию.

В пожаре погибли две студентки из Индии 1994 года рождения, которые учились на четвертом курсе и жили в комнате рядом с очагом возгорания. С признаками отравления продуктами горения в больницу доставили еще одну студентку из этой же страны.

Причиной возгорания стало короткое замыкание в блоке питания ноутбука.

Напомним, дело по факту гибели девушек возбудили сразу после ЧП, расследование вел отдел по особо важным делам. Обвиняемые охранники частично признали свою вину в случившемся в июне 2016 года. В суд на рассмотрение были переданы 15 томов дела.

Пожар в общежитии был заснят на видеокамеру с соседнего здания, на часовом видео видны все этапы возгорания и спасательной операции.

Философия религии: аналитические исследования. 2019. Т. 3. № 1

Весь номер в формате PDF

ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Georg Gasser. Divine Revelation: A Modest Metaphysical Account

Keywords: powerful particulars; divine powers; divine omnipresence; revelation and salvation; analytic theology

DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-5-18

И.С. Вевюрко. Концепция богодухновенности Священного Писания в эпоху патристики

Статья посвящена разбору проблемы восприятия феномена Божественного Откровения в ту эпоху, когда складывались основные принципы его православного (но в немалой степени также католического и протестантского) истолкования. О «концепции» в ней говорится не в смысле позитивного учения, но в смысле суммы непротиворечивых высказываний, общие основания которых выясняются при помощи проблемной постановки вопроса. Мысль отцов Церкви о Божественном Откровении рассматривается с точки зрения восприятия ими как содержательной, так и формальной стороны библейского текста. Подтверждая ранее сделанные целым рядом отечественных исследователей выводы о том, что святым отцам не свойственна теория «диктовки» (или крайнего вербализма), автор статьи уточняет смысл категорий «слуха» и «видения», а также халкидонской аналогии в том понятии об источниках богооткровенного текста, которое господствовало в период патристики.
Ключевые слова: вдохновение, Библия, пророчество, патристика, герменевтика, экзегетика

DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-19-38

Л.Э. Крыштоп. Немецкие просветители о Божественном Откровении и Священном Писании

Статья посвящена рассмотрению развития взглядов немецких просветителей на Божественное Откровение и Священное Писание. Последовательно анализируются представители раннего Просвещения (в лице Шпенера и основанного им учения пиетизма) и позднего Просвещения (неологи, Реймарус и Лессинг). При этом как для ранних, так и для поздних просветителей был характерен ряд черт, роднящих их друг с другом. Прежде всего, это подчеркивание значимости практического компонента (добродетельной жизни) и нивелирование значения теоретического компонента (абстрактных теоретических размышлений) религии. В то же время не менее отчетливо выражены и отличия, ярче всего прослеживающиеся в их отношении к Писанию. Так, у пиетистов и умеренных неологов мы видим обращение к Писанию как к объективному критерию проверки истинности религиозных переживаний и теоретических выводов. Для более радикально настроенных неологов мы усматриваем выделение в Писании разного вида истин, лишь немногие из которых признавались вечными и необходимыми для спасения. У Реймаруса наблюдается радикальная историческая критика Писания и отказ ему в богодухновенности. Лессинг, во многом в полемике с Реймарусом, вырабатывает свою концепцию Откровения. Он продолжает ряд важных для последнего тем, однако в целом приходит к менее критичному взгляду на Писание (не отказывая ему полностью в богодухновенности) и к догматам христианского вероучения.
Ключевые слова: Священное Писание, Откровение, богодухновенность, неология, историческая герменевтика, пиетизм, Шпенер, Реймарус, Лессинг

В статье рассматриваются философия религии и философская теология, представленные в позднем творчестве Н.А. Бердяева с точки зрения намеченной мыслителем идеи «критики откровения». Во вступительной части дается краткий обзор осмысления понятия откровения, предпринятого в отечественной философской мысли. В первом подразделе статьи рассматриваются обуславливающие представления Бердяева об откровении понятие «трансцендентального человека» и характерное для его онтологии противопоставление свободы и бытия. В дальнейшем анализируется его концепция «критики откровения», рассматриваемая автором статьи как базовый элемент методологифилософа. На этой основе рассматриваются такие элементы философии религии мыслителя, как его понимание откровения, веры, мифа, отношения религии и мистики, религии и философии, истории религии. В заключительной части статьи рассматриваются элементы философской теологии Бердяева: его переосмысление понятий догматаи авторитета, соотношения апофатического и катафатического богословия и другие топосы. Философия религии и философская теология Бердяева рассматриваютсяв контексте развития русской и европейской мысли середины XX в.
Ключевые слова: Н.А. Бердяев, философия религии, философская теология, откровение, вера, миф, догмат

DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-57-78

СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУРСЫ

С.А. Коначева. Христологическая интерпретация Откровения в герменевтической теологии Э. Юнгеля

Статья посвящена интерпретации Откровения в герменевтической теологии Э. Юнгеля. Выявляется основополагающее значение христологии для доктрины Откровения. Автор рассматривает трактовку Откровения в ранних экзегетических работах Юнгеля, в контексте тринитарного учения и в соотношении с естественной теологией. Показано, что для Юнгеля язык Нового Завета «приводит к речи» Откровение, Откровение интерпретируется как «языковое событие». Проанализированы возможности соотнесения герменевтической проблематики с теологией Откровения. В теологии Юнгеля, как и в догматике Барта, тринитарный догмат предпослан интерпретации Откровения. Откровение представляет собой самоинтерпретацию Бога, событие, в котором невозможно разделить форму и содержание. Христоцентризм в понимании Откровения позволяет Юнгелю уйти как от непримиримого противопоставления Бога и сотворенного мира, свойственного Барту, так и от полагания плавного перехода между ними, характерного для традиционной естественной теологии.

Ключевые слова: Откровение, герменевтическая теология, языковое событие, соответствие, естественная теология, опыт

DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-79-91

С.С. Корякин. Дискуссия об авторитете, богодухновенностии безошибочности Библии в современном протестантизме

Статья посвящена учению о безошибочности Библии, а также вопросам библейской богодухновенности и авторитета в современной протестантской традиции. Исследуя историю вопроса, автор показывает, что учение о безошибочности Священного Писания возникло как реакция на утверждения католиков о непогрешимости Папы Римского и Церкви, а также на либеральные тенденции в богословии. На примере «Чикагского заявления о библейской безошибочности» излагаются ключевые моменты данного учения. В ходе критического анализа автор показывает основные проблемные аспекты современного учения о безошибочности (представляемые такими фундамен талистами, как Г. Линдселл), которое неверно воспринимается как основание христианской веры, навязывает библейским текстам чуждый им критерий истинности, дает неверные герменевтические установки исследователям, апеллирует к несуществующим первоначальным библейским рукописям. В заключение автор приходит к выводу, что авторитет и богодухновенность Библии не могут основываться на доказательстве безошибочности библейских текстов, но должны утверждаться на вере, подкрепленной свидетельством о преображающем воздействии Божьего Слова в жизни христианской общины.

Ключевые слова: безошибочность, непогрешимость, богодухновенность, авторитет, Библия, Священное Писание, «Чикагское заявление о библейской безошибочности», первоначальные рукописи, А. Ходж, Б. Уорфилд, Г. Линдселл, Й. ван дер Меер, П. Ахтемайер

DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-92-116

ТЕКСТЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

В статье рассматриваются предложенные в виишишта-адвайте основания соответствия понятию «откровение» и экзегетические принципы работы со «священным текстом». Как известно, фрагмент «Брахма-сутр» о невозможности возникновения в (II.ii.40-13) трактуется как опровержение «неортодоксальной» агамической традиции панчаратры, хотя опровергаемая доктрина в упомянутом фрагменте никак не обозначена. В силу того, что Шанкара и Бхаскара связали этот фрагмент с панчаратрой, это отождествление стало общепринятым вплоть до появления в X-XI вв. «Агамапраманьи» Ямуначарьи, посвященной утверждению авторитетности панчаратры («Агамапрамнья» букв. «Об авторитетности агам»). В статье изложены логические аргументы в защиту панчаратры, изложенные Ямуначарьей в трактате «Агамапраманьи», а также экзегетические принци¬пы толкования священных текстов Рамануджи, изложенные им в «Ведартхасамграхе».
Ключевые слова: вишишта-адвайта, Рамануджа, откровение, шрути, Ямуначарья, «Агамапраманья», панчаратра, индийская философия, «Шрибхашья»
DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-117-126

Ямуначарья. Агамапраманья (пер. с санскрита и коммент. Р. Псху)

Евгений Шилов, свящ. Откровение и пророчество в «Сумме теологии» Фомы Аквинского

В статье проводится анализ учения Фомы Аквинского об Откровении и пророчестве, опираясь на главный его труд — «Сумму теологии». Особое внимание уделяется вопросам второй части второй части (II—II), где автор поднимает тему благодатных даров, среди которых он выделяет пророчество как Божественный дар, связанный со знанием. Именно через пророчество, по мысли Фомы, преимущественно транслируется Божественное Откровение для человеческого рода. В пророчестве Фома различает две фазы: вдохновение и откровение. Обе фазы происходят в уме пророка, который через возвышение ума и благодаря посреднической роли ангелов воспринимает Божественное послание. Несмотря на терминологическое и понятийное многообразие в описании Фомой Откровения и пророчества, его мысль предельно ясна и может быть систе -матизирована в единую, цельную картину.
Ключевые слова: Откровение, пророчество, Фома Аквинский, вдохновение, ангелы, просвещение

DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-130-138

Фома Аквинский. Сумма теологии (пер. с лат. и коммент. иерея Евгения Шилова)

РЕЦЕНЗИИ

А.Г. Небольсин. Композиция Откровения Иоанна Богослова как «открытого произведения»

Рецензия посвящена монографии, касающейся сложного вопроса о композиции Откровения Иоанна Богослова. В науке предложено много вариантов структурирования книги, и о консенсусе в этой области говорить нельзя. Автор рецензируемого труда, отталкиваясь от идей Умберто Эко об «открытом произведении», предлагает свое видение архитектоники Апокалипсиса, включающее в себя элементы разных версий его построения. Венчающий исследование план библейской книги призван отразить всю ее повествовательно-драматургическую многоплановость.
Ключевые слова: Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис, Умберто Эко, откры¬тое произведение, композиция текста, литературоведение, герменевтика
DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-153-163

А.Б. Сомов. Ли Мартин Макдональд о каноне Священного Писания в иудаизме и христианстве

Статья посвящена вышедшей в 2017 г. четвертой, дополненной и переработанной редакции книги американского исследователя Ли Мартина Макдональда «Формирование библейского канона». Работа Макдональда посвящена теме происхождения, развития и формирования списка священных книг, из которых составлен корпус Священного Писания в иудаизме и христианстве. Макдональд обсуждает общие вопросы, связанные с понятием богодухновенности священных текстов и с основными терминами, относящимися к данной тематике, а также историю формирования канона в иудаизме и христианстве. Автор статьи показывает, что Макдональду удалось разобрать основ¬ные этапы формирования библейского канона.
Ключевые слова: Библия, Ветхий и Новый Завет, Септуагинта, канон, богодухновенность, откровение, иудаизм, христианство
DOI: 10.21146/2587-683Х-2019-3-1-164-173

Александр Фокин 13192 5 лет назад Веду канал про историю СССР https://t.me/USSResearch Доцент ТюмГУ, кандидат исторических наук, stand-up котик, игрок в ЧГК Пользователю можно задать вопрос АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Это значит, что в основе данных религий, обычно к регалиям откровения относят ислам, христианство и иудаизм, лежит Откровение — «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку». Откровение ниспосылалось Богом людям и могло быть получено ими только благодаря экстраординарному религиозному опыту общения с Богом, каковой и приписывается традицией Моисею («беседовавшему» с Богом на горе Хорив (Синай)), Иисусу Христу (единородному Сыну Божьему в христианстве и одному из пророков в исламе) и Мухаммаду, получившему кораническое откровение от Бога или непосредственно, или через посредство ангела Джебраила (Гавриила).

В этом плане они, традиционно, противопоставляются дхармическим религиям (индуизм, буддизм), которые верят в некий универсальный закон бытия.

Александр Фокинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 7 0

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *