Откуда берутся мысли?

Казалось бы, они там всегда есть. Но стоит задаться вопросом «Откуда берутся мысли в голове человека?», как быстрого ответа и не находится! Что на этот счет говорит наука? Можно ли изгнать навязчивые или негативные думы, а взамен запустить только приятные и дельные?

Существует несколько точек зрения по этому поводу.

Божественный сигнал

Сторонники религиозной концепции уверены, что мысли в головы людям кладет либо Бог, либо дьявол. Мы их перевариваем и делаем выбор в дальнейших словах и поступках — он базируется на столпах веры и канонах совести.

Но это лишь одна из точек зрения — хотя бы потому, что в Библии написано иначе: согласно древним текстам, помыслы живут в сердце, а человек лишь черпает их оттуда как воду.

Впрочем, при любой из трактовок выходит, что человек — это не творец собственных мыслей.

Эзотерические подсказки

Тут еще больше разнообразных подходов. Например, есть мнение, что некий набор мыслей существует априори — как, например, комплект эмоций. Но вот кто посылает их человеку в голову, неизвестно.

Другая концепция предполагает, что между людьми и другими существами есть прочная связь: это могут быть другие люди, души почивших, астральные вредители. Они играют сознанием человека через сны, страх, и он подчиняется их воле.

Вибрационная версия

По этой теории, наши мысли, слова, эмоции — это тонкие формы энергии, и мы ее генерируем во Вселенную, в ноосферу. Она отвечает нам событиями знаками, совпадениями. Именно поэтому, например, когда мы вспомнили о каком-то человеке, он как-то внезапно проявляет себя сам. Или подсказка на терзающий вас вопрос сама собой всплывает на странице случайно раскрытой книги.

Это — синхронность с важной, но не причинной связью, и данное понятие впервые описал Карл Густав Юнг.

Кстати, за сутки в мозгу человека возникает примерно 60 тысяч мыслей, и каждая двадцатая сопровождается сильным эмоциональным всплеском. А если учесть, что на Земле живет около 7 млрд человек, можно представить себе, насколько бурлящим получается энергетически-информационный океан, откуда земляне черпают мысли! Недаром Лао Цзы говаривал: «Относитесь внимательнее к своим мыслям, они служат началом ваших поступков».

Отражение реальности

Так определяет мысли третья парадигма. Согласно одной из научных гипотез, вся окружающая нас информация обрабатывается определенными группами нейронов. Например, был проведен такой эксперимент. Обезьян научили разными способами реагировать на расположение предмета в комнате и на его цвет: в первом случае появлялись усиленные волны в одной зоне коры мозга, во втором — в другой. Попутно стало понятно, что эти альфа-волны подавляют прочую, несущественную на данный момент, мозговую активность. Получается, активизация определенных групп нейронов обуславливается целью.

… Нельзя сказать, правильные это теории или нет, хорошие они или плохие. Ясно одно: человечеству предстоит еще масса удивительных открытий, в том числе и возможностей нашего мозга. А пока можно начать с себя: познайте собственные скрытые ресурсы! В этом помогут увлекательные курсы и тренажеры от Викиум — например, «Развитие мышления». Всего за 11 уроков вы обретете острый ум, повысите быстроту реакции, усмирите поток спонтанных мыслей и научитесь четко формулировать точку зрения, чтобы убеждать, договариваться, побеждать в спорах, вести успешные продажи и пр. Эти навыки категорически полезны и в обычной жизни, вне офиса: человек с мобильным мышлением находит общий язык со всеми и никогда не оказывается в одиночестве.

по уму Православной Церкви для мирян и монахов

* Во имя Отца и Сына и Святаго Духа *

Дорогой друг!

Вступая в жизнь, ты воспринимаешь её через добрые или злые мысли и чувства. Очень часто злые мысли могут быть внезапными, назойливыми, смущающими тебя, лишающими мира, тишины и покоя. Цель их состоит в том, чтобы не только смутить, но стать постоянными, сделав тебя злым, породив в душе с юных лет безконечную муку и адскую боль. В таком нездоровом состоянии душа, неопытная в духовной жизни, наносит вред не только себе, но и окружающим

Злые мысли и чувства называются грехами. Грехи которые мы совершаем, могут быть одновременно против Бога, ближних и самого себя. Бог даровал нам совесть, определяющую поступки как злые, так и добрые. Если при твоём поведении тебе радостно и мирно, покойно и уютно, тепло и светло – значит, ты на верном пути. И наоборот: если тебе мрачно и тоскливо, уныло и печально, холодно, серо и неуютно – значит, ты нагрешил и тебе обязательно сразу нужно каяться перед любящим Господом, чтобы вернуть прежнее доброе состояние, через которое ты был с Ним. Это наука из наук, и превыше всяких наук. Называется она духовной жизнью и ею определяется вся дальнейшая внешняя жизнь.

Здесь предлагается тебе, православная душа, врачевство от хульных мыслей из сокровищницы духовного опыта Православной Церкви. Этот опыт распространяется не только на хульные помыслы, но может применяться в борьбе с любыми грехами в мысленной брани, то есть в войне, где мы с тобою воины.

Образ святителя Димитрия Ростовского. Боровиковский В. Л. 1825 г

«Если, по диавольскому навету, многие беспокоятся и смущаются от недобрых, особенно же хульных мыслей», пишет святитель Димитрий, «то полезно знать природу этих мыслей и понимать, когда они бывают греховны, а когда нет, чтобы научиться отгонять их от себя и врачевать свою душу. В злых мыслях нет никакого греха, если воля и разум человека не соглашаются с этими мыслями, даже ненавидят и гонят их. Но когда человек по своей воле услаждается злыми мыслями и принимает их к сердцу, тогда они становятся грехом смертным. Если же человек, смущаемый хульными помыслами, не принимает их, но колеблется, то, будучи неопытен и не зная разницы между помышлением и соизволением, терпит нападения от диавола.

Некоторые думают, что если им приходят помыслы о худом, то они уже и соизволяют на худое, и печалятся об этом. Но помышление не есть еще соизволение. Соизволение наступает, когда мы любим хульные мысли и услаждаемся ими, усердно желаем их и размножаем их в своем уме. Если же мы ненавидим их, не желаем их иметь, но они сами лезут нам на ум, а мы отвращаемся от них, тогда это верный знак, что нет нашего соизволения, и тогда они не должны смущать нашу совесть. Когда же они нас сильно беспокоят, а мы терпим, но не склоняемся к ним волей, тогда мы и получаем награду от Бога. У многих часто бывают помыслы неверия или хулы на Бога, или на Пречистую Богородицу, или на святых Божиих.

Бывает, когда человек посмотрит на Святые Тайны Христовы (Святые Дары) или на святые иконы, вдруг на него нападают хульные мысли, как тёмное облако, хоти он и не желает их. На таких злых помышлениях, находящих на нас помимо нашей воли, не следует останавливаться, но следует считать их за ничто и презирать их, как бы их и не было, и не возмущаться ими до скорби. Ибо наше смущение и скорбь будут радовать диавола. Тогда он наведёт на нас ещё больше хульных мыслей, чтобы смутить нашу совесть. Но если он увидит, что мы не придаём значения хульным мыслям, презираем их, и не скорбим, и не печалимся, то, посрамлённый, отбежит от нас, а мы останемся в покое — без смущения. Для нас достаточно только не соиз­волять этим злым по­мыш­ле­ниям. Вспомним книгу пророка Даниила: чего достигли те два скверных старца, которые восстали на чистую Сусанну, желая осквернить её (Дан. 13, 1–64). Ничего они не достигли, потому что Сусанна пренебрегла ими и не соизволила скверному их желанию. Точно так же и помыслы скверные и хульные не смогут причинить нам вреда, если мы отвергнем их, как Сусанна отвергла тех нечестивых старцев.

Многие люди, смущаемые хульными помыслами, не знают, что и делать им, и приходят в отчаяние, считая, что это есть их собственный грех, и почитая себя самих причиной тех лютых и мерзких помыслов, поэтому желаю дать о них пояснение.

Старый новый храм.Белюкин Д.А. 1995 г.

Хульный помысл есть искушение, посылаемое на человека богобоязненного, которое особенно смущает его тогда, когда он стоит на молитве или совершает чтолибо доброе.

Помыслы хульные не беспокоят человека, проводящего греховную жизнь: человека нерадивого, небогобоязненного, не заботящегося о своём спасении, — но нападают на тех, кто живёт, исполняя заповеди, в трудах покаяния и в любви Божией. Хульным искушением диавол доводит человека до устрашения; и если тот другим грехам не подвержен, то старается смутить его совесть; и если он в покаянии, то старается прервать покаяние; и если восходит от добродетели в добродетель, то старается воспрепятствовать этому и низринуть его; если же не сможет этого сделать, то старается хотя бы оскорбить и смутить человека.

Но разумный да рассуждает так.

1. Да не думает человек, что те мысли его собственные и от него самого исходят. Нет, они наносятся от диавола; он их начало и изобретатель. Как могут те хулы исходить из нашего сердца и воли, если мы ненавидим их и скорее желали бы себе какойлибо болезни, чем эти мысли? Отсюда верное убеждение, что хулы рождаются не от нашего произволения, так как мы их не любим и не желаем.

2. Всякий, кого беспокоят хульные помыслы, да не вменяет их себе в грех, но да считает их особенным искушением. Чем больше ктолибо будет вменять их себе в грех, тем больше обрадует врага своего, диавола, который будет торжествовать уже и о том, что както смутил совесть человека. Если бы кто сидел связанным среди людей богохульных, слышал бы их хульные слова на Бога, на Святые Тайны Христовы, на Пречистую Богородицу и на всех святых и хотел от них убежать, но не мог бы, потому что связан, не мог бы и ушей своих заткнуть от их хулы, имел ли бы он какойлибо грех оттого, что слышал их хульные слова? Поистине, не только не имел бы никакого греха, но сподобился бы от Бога многой похвалы, потому что, будучи связан и не имея возможности убежать, с тяжкой горестью слушал бы богохульные слова.

Подобное бывает и с теми, кому диавол досаждает хульными помыслами, а они не имеют возможности избежать их, или избавиться от них, или освободиться от духа хулы, бесстыдно и беспрестанно держащего в их уме хульные помыслы, а они этого не желают и сами помыслы ненавидят. Очевидно, что в таком случае они не только не имеют греха от нападения тех хульных мыслей, но и большую получают благодать от Бога.

3. Нужно молить Господа Бога, да удалит это искушение и отразит хульного духа. Если же нет, то кротко терпеть с благодарением к Господу, в полной уверенности, что не от гнева Божия, но от благости Его попущено нам это искушение, да претерпим его твёрдыми и несмущенными.

И Апостол Павел нечто подобное терпел, когда говорил о данном ему пакостнике плоти, о котором трижды молился, чтобы избавил от него Господь, но просимого не получил, а услышал: «Довольно с тебя благодати Моей» (2 Кор.12, 9).

Некто из великих отцов часто повторял: «Не соизволяю, не соизволяю». И когда ходил, или сидел, или чтолибо делал, или читал, или молился, часто и много раз повторял эти слова. Слыша это, ученик его спросил: «Скажи мне, отче, для чего ты эти слова часто повторяешь? Какая тайна у этих слов?» Старец отвечал: «Когда какойлибо злой помысл приходит в мой ум и я ощущаю его, тогда говорю ему: «Не соизволяю на тебя», — и тотчас тот злой помысл отбегает и пропадает без вести».

И всякий, кто страдает от духа хулы, сколько бы ни пришло на него хульных помыслов, легко может освободиться от них и отогнать их от себя словами: «не соизволяю». «Не соизволяю, диавол, на твои хуления; твои это мерзости, а не мои; я же не только не соизволяю на них, но и ненавижу их».

Итак, никто из имеющих наваждение от хульных помыслов, не смущайся и не отчаивайся, зная, что нам они служат больше на пользу, чем в соблазн, а бесам — в посрамление.

Итак, пусть человек не скорбит о беспокоящих его хульных мыслях, ибо если будет скорбеть, то этому будет радоваться враг его, который затем и наводит хульные мысли, чтобы опечалить и смутить человека; и когда достигнет этого — радуется. Если же человек презирает хульные помыслы, отвращается от них и даже посмеивается им, то диавол, посрамлённый, отбегает. Поэтому не должен человек смущаться и приходить в отчаяние от того, что находят на него хульные помышления, ибо за это терпение ожидает его венец.

Причастие.
Косничев А. Е. 2009 г.

Бог сотворил мир и законы, по которым он существует. Учёные не изобретают законы, а открывают то, что уже есть в природе. Внешний мир природы таким образом живёт по своим законам. Чтобы человек был счастлив, Господь дал ему нравственный, духовный закон, который действует так же непреложно, как и законы физической природы. О внутренней духовной жизни человека с её законами тоже есть своя наука и свои учёные: святые отцы, которые открывают эти законы и научают нас, как ими пользоваться для своего счастья. Как от нарушения законов физической природы она гибнет, так и от нарушения духовнонравственных законов, данных Богом для счастья, человек гибнет, превращаясь в живой труп, то есть — телом живой, а внутренне, душевно — мёртвый. Всякий раз, когда мы поступаем против совести, нарушая духовный закон, мы кладём груз на свою душу. Маленьких грехов не бывает — так как они со временем образуют большую гору, которая давит человека и мешает ему свободно жить. Бог дал покаяние, выражаемое совершеннейшей молитвой Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» и Таинство Исповеди, через которое мы эту тяжёлую ношу сбрасываем с себя.

Из основных духовных законов, которые сообщают нам наши учёные — святые отцы, мы тебе приведём основной в данном случае закон развития греха в душе человека:

прилог — простое слово или образ греха, являющийся уму;

внимание — когда ум увлекается явившимся образом, по страсти или безстрастно;

услаждение — когда ум начинает размышлять с удовольствием об этом грехе, отчего возникает

желание — когда воля склоняется ко греху;

решимость — когда она склонилась;

дело — когда совершённый грех становится очевидным».

Главное в развитии греха — обратить внимание на прилог. Это — покуда не наш грех, а лишь предложение нам греха лукавым. На нём не следует останавливать внимание, но, пока он безсильный, маленький и немощный, разбивать его сразу через неприятие его своей волей и противлением ему молитвой. Псалмопевец Давид, знавший законы духовной жизни, в своих псалмах Духом Святым писал: «Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень».

Святые отцы говорят: бей врагов молитвой Иисусовой; «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Всякий неотражённый греховный помысл записывается в нашей духовной памяти и получает развитие по ранее указанной схеме. Кроме Иисусовой молитвы мы можем против помыслов творить и другие молитвы, которые в каждом индивидуальном случае личной духовной жизни могут быть действенны. Но самой совершённой при этом в духовной брани остаётся молитва Иисусова. Преподобный Ефрем Сирин против помыслов советует читать молитву: «Господь да потребит тебя, бес нечистый и зловонный». Читаем и: «Отче наш», «Христос воскресе», «Богородице Дево, радуйся».

За невозможностью творить эти молитвы, можно и нужно говорить тогда кратко: «Слава Богу за всё». И тогда, будучи не источником славословия и благодарения, а противником Господа, злой демон отбежит от твоей души. Таким образом ты опытным путём узнаешь то, чему учит нас Святая Православная Церковь.

Аминь

Необходимый перечень учебников духовной жизни, которыми мы должны пользоваться каждый день: Евангелие, Псалтирь, Молитвослов, Добротолюбие, и из наших отечественных святых: прп. Серафим Саровский, свт. Тихон Задонский. Список может быть более систематизированным и уточнённым в определённой духовной и хроноло­гической последовательности.

А также неотвязчивые мысли воровства, ругательных слов, мщения, злорадства, любопытства, наркомании, пьянства, табакокурения, убийства, самоубийства и других грехов.
Младенцы в данном случае — прилоги греха, а камень — призыва­емый на помощь Христос.
Последние слова в этом мире святителя Иоанна Златоустого.

* Круг прп. Аввы Дорофея *

«Представьте себе круг… предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга — Бог;
радиусы же… суть пути жизни человеческой. Итак, на сколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же
мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».
«Не желай, чтоб делалось все по твоему желанию: желай, чтоб делалось как делается: таким образом будешь мирен ко всему. Впрочем, это относится к тому, в чем нет преступления заповеди Божией или отеческой».

Прп. Авва Дорофей. Душеполезные поучения

Просмотров: 1169

Молитва – это великое благословение, и нам обещано, что Небесный Отец всегда слушает нас, но часто нам нужно потрудиться, чтобы понять Его ответы1.

Задумайтесь вот о чем: Бог либо слышит вас, либо нет. Если Он не слышит вас, то, безусловно, нет смысла молиться. Но если Он слышит (а Он действительно слышит!), нам нужно выяснить, как по-настоящему общаться с Ним в молитве, понять Его ответы и преданно продвигаться вперед.

Если мы чувствуем, будто Он не слышит нас, возможно, нам нужно искать личного роста. Можно задать себе несколько вопросов: Чист ли я? Достойны ли мотивы моих поступков? Готов ли я делать то, чего Он просит2? Если вы положительно ответили на все эти вопросы, можете быть уверены, что «Господь Бог твой… даст тебе ответ на молитвы твои» (У. и З. 112:10). Помните: иногда ответы приходят неуловимым или неожиданным образом.

Если вы ответили отрицательно на один из этих вопросов, никогда не бывает слишком поздно! Внесите необходимые изменения в свою жизнь, чтобы Дух мог пребывать с вами. Будьте готовы действовать в соответствии с полученными побуждениями Духа.

И не забывайте, что все люди получают ответы по-разному. Молитесь, чтобы Святой Дух научил вас, как вы можете получить ответы. Возможно, сначала вам будет нелегко узнать их, но, подобно любому другому навыку, он совершенствуется при постоянной практике. Проявляйте веру и уповайте на то, что Небесный Отец всегда слушает вас.

Учитесь слушать Святого Духа. Люди слышат Святого Духа по-разному. Возможно, вы ожидаете услышать тихий, мягкий голос, а ответ приходит через чувства. Я знаю, что Святой Дух скажет вам все, что вам нужно знать – вам просто нужно слушать.

Элиза Дж., 13 лет, провинция Альберта, Канада

Однажды я очень сильно сомневалась, стоит ли идти на свидание с человеком, не принадлежащим к Церкви. Однажды в воскресенье на причастном собрании выступила сестра, которая словно обращалась прямо ко мне. В тот момент я получила подтверждение того, что Господь ответил на мою молитву. Раньше я сомневалась, не зная, как поступить, но после этого я получила утешение от Святого Духа, наполнившего мое сердце радостью и мужеством. Бог отвечает нам через чувства, мысли, Священные Писания и даже выступающих в церкви!

Кэрен В., 19 лет, Минас-Жерайс, Бразилия

Однажды я стал сомневаться, что Бог слышит мои молитвы, и затем я ощутил ответ в своем сердце. Я услышал, как кто-то поделился свидетельством о молитве, и ощутил влияние Святого Духа. Мой второй совет – обратиться к родителям, епископу или другому члену прихода. Вы даже можете молиться о помощи в этом вопросе.

Джошуа С., 13 лет, штат Орегон, США

Я знаю, что Бог слышит нас, поскольку молитва приносит в мое сердце чувство покоя, облегчения и любви. Я вижу, что Он изо дня в день бережет меня от опасности и защищает мою семью; я чувствую, что Он меня любит. Перед тем, как идти на занятия, я всегда повторяю девиз Общества молодых женщин; это помогает мне помнить, что я – дочь Небесного Отца, Который любит меня.

Николь М., 19 лет, Лима, Перу

Я знаю, что Небесный Отец слышит мои молитвы, благодаря этим словам из песенки Первоначального общества «Детская молитва» (Сборник песен для детей, стр. 12): «Отче Небесный, Ты со мной иль нет? Дашь ли на детскую молитву Свой ответ? Может, далёк дом Небесный Твой, но если молюсь я, рядом Ты со мной». Вспоминая эту песенку, я знаю, что Он слушает нас, поскольку чувствую влияние Духа и Его бесконечную любовь ко мне. Вспоминая о том, что Он любит меня, я чувствую утешение и знаю, что Он слышит мои молитвы.

Элейн Б., 16 лет, штат Северная Каролина, США

Небесный Отец всегда слушает наши молитвы, но иногда возникает чувство, что Он не отвечает нам так, как мы хотим, и тогда, когда нам удобно. Нам нужно быть готовыми подчинить свою волю Его воле и верить, что Он знает, что будет лучше для нас. Небесный Отец любит нас и всегда будет стараться помогать нам учиться и расти, когда Он отвечает на наши молитвы.

Мосия М., 17 лет, штат Юта, США

После молитвы можно прислушаться к чувствам и намерениям, которые приходят в ваше сердце. Одно из них может оказаться ответом на вашу молитву. Если мы молимся с истинным намерением и искренним сердцем, наш Небесный Отец ответит нам согласно нашей вере в Него. Он не станет отвечать, просто чтобы удовлетворить наше любопытство.

Джин-Клауди Н., 16 лет, Центральное Касаи, Демократическая республика Конго

Священные Писания учат нас, что Бог всегда будет слушать наши молитвы и ответит на них, если мы обращаемся к Нему с верой и истинным намерением. В своем сердце мы ощущаем подтверждение того, что Он действительно слышит нас, а также испытываем чувства покоя и умиротворения. Кроме того, мы можем чувствовать, что все будет хорошо, если мы следуем воле Отца. Если мы сомневаемся, что Он слышит нас, необходимо искать руководства в Священных Писаниях и спрашивать, истинно ли то, что мы прочитали.

Констанца Л., 20 лет, Био-Био, Чили

Ученые из Массачусетского технологического института и Бостонского университета приоткрыли тайну рождения мыслей в нашей голове. Теперь ученые знают, как колебания электрической активности позволяют мозгу формировать мысли и воспоминания.

Одна из самых больших загадок неврологии – это кодирование мыслей, восприятия, памяти, на клеточном уровне. Некоторые данные свидетельствуют о том, что каждый уникальный фрагмент информации записывают и воспроизводят конкретные ансамбли нейронов, однако до сих пор никто не знал, как эти ансамбли выглядят и образуются.

Новое исследование американских ученых проливает свет на то, как нейронные ансамбли позволяют нам мыслить. Ученые обнаружили определенные синхронизированные группы нейронов, которые кодируют специфические поведенческие правила.

В ходе эксперимента, ученые обучили обезьян реагировать на определенные объекты: их цвет и ориентацию в пространстве. Эта задача требует когнитивной гибкости — способности переключаться между двумя различными наборами правил поведения. Проще говоря, обезьянам приходилось сосредоточить внимание на определенной информации, игнорируя другую. В этот момент исследователи измеряли мозговые волны в различных местах по всей префронтальной коре головного мозга.

Мозговые волны генерируются ритмическими колебаниями электрической активности нейронов. Когда животные реагировали на ориентацию объекта, определенные нейроны колебались на высоких частотах, которые производят так называемые бета-волны. Когда обезьяны реагировали на цвет, бета-волны начинали генерироваться уже другим нейронным ансамблем. При этом некоторые нейроны принадлежали к обоим ансамблям, но каждый ансамбль имел свои уникальные характеристики.

Интересно, что исследователи также обнаружили колебания в низкочастотном диапазоне альфа-волн. По мнению ученых, альфа-волны помогают подавить определенную активность мозга, например активность нейронов, которые отвечают за осмысление ориентации объекта и мешают осмыслению его цвета. Полученные результаты объясняют, как именно мозг создает любые соответствующие поведенческие реакции на бесчисленное количество комбинаций стимулов, правил и необходимых действий. Мозг мгновенно синхронизирует нейроны и активизирует соответствующие нейронные ансамбли. Число таких нейронных ансамблей огромно и сравнимо с количеством возможных комбинаций 10-значных телефонных номеров.

Открытие американских ученых дает возможность понять некоторые особенности работы нашего сознания. Например, основной характеристикой сознания является его ограниченные возможности – попросту говоря, одновременно можно обдумывать ничтожном малое количество мыслей. Теперь ясно, что это связанно с ограниченным количеством информации, которое может поместиться в одном колебательном цикле. Если этих колебания будут нарушены, могут возникнуть различные неврологические расстройства, такие как шизофрения.

В настоящее время исследователи пытаются выяснить, каким образом эти нейронные ансамбли координируют свою деятельность, и как мозг переключается между различными мыслями. Некоторые нейробиологи предполагают, что за этот процесс отвечают глубокие структуры мозга, такие как таламус. В общем, одна из самых больших тайн науки остается пока не разгаданной, но ученые близки к получению ответа на извечный вопрос: что именно контролирует наши мысли.

Здравствуйте, Элла!
Вы задали интересный вопрос. В самом деле, утверждение о том, что «мысль материальна», звучит в наши дни настолько часто, что порою для многих людей оно приобретает авторитет аксиомы.
Чтобы определить, действительно ли это так, необходимо учитывать следующее. Согласно учению Церкви, абсолютная действенность мысли свойственна лишь всемогущему Богу: «знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов. 42, 2). Что же касается человека, он — существо ограниченное. Человеческая мысль не может именоваться «материальной»: она не «соткана» из материи, не имеет самостоятельного ипостасного бытия и не способна «действовать» сама по себе. Для того, чтобы человеческая мысль реализовалась, необходимо определенное действие, исходящее либо от самого автора мысли, либо от кого-то иного.
Вы пишите: «есть некая совокупность наблюдений — если четко сформулировано желание, то нередко сами обстоятельства начинают складываться так, чтобы это желание исполнилось». Но давайте задумаемся: кто может влиять на обстоятельства? На них, разумеется, может влиять человек и его окружение. Однако здесь речь идет не о действии мысли самой-по-себе, а о действиях участников процесса. Кроме того, эти действия всегда обусловленны теми или иными причинами. «…Мы часто желаем предаться блуду или сохранить целомудрие, или заснуть, или что-нибудь подобное; — пишет преподобный Иоанн Дамаскин, — и это — из числа того, что в нашей власти и что возможно. Но желаем мы и стать царями; и это не относится к тому, что зависит от нас. Желаем мы, может быть, и никогда не умереть; это — из того, что невозможно» .
Другое дело, когда мысль человека «подхватывается» и реализуется, например, высшей Божественной силой. В этом случае, и действительно, обстоятельства могут начать «складываться» так, что у неверующего в Провидение, в Промысл, создастся впечатление, будто всё происходящее в соответствии с его мыслью, происходит именно по силе его мысли. «В самом деле, — напоминает в этой связи ранневизантийский богослов Немезий Эмесский, — раз существует и то, что в нашей власти, и Провидение, то необходимо, чтобы то, что происходит, возникало и из того, и из другого, потому что если бы оно происходило только из одного, то другое не существовало бы; но раз то, что происходит, смешанно, то иногда оно совершается по нашей воле, иногда — по разуму Провидения, а иногда — по тому и другому» .
Разумеется, человеческая мысль может быть подхвачена и лукавыми духами (см. по настоящему поводу статью: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?). В этом случае обстоятельства также могут «сопутствовать» ей, но лишь в меру могущества злых темных сил и в меру попущения Божия.
Если бы человеческая мысль была настолько могучей и действенной, что «могла бы» выстраивать внешние обстоятельства как нечто обыденное, разве было бы у нас столько нищих (мечтающих о богатстве, но не обладающих им), столько бездомных (мечтающих о доме, но не имеющих крыши над головой), столько больных (мечтающих об исцелении, но, увы, не обретающих его) и т. д.?
Благодарю за вопрос!
1.Преподобный Иоанн Дамаскин. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. Изд. Индрик, 2002.
2.Немезий Эмесский. О природе человека. М.: Изд. Канон+, 2011.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *