Откуда санта клаус?

«Йоулу», по-фински, означает «Рождество». Слово происходит от древнегерманского «Йюле». Так в календаре древних германцев обозначался довольно продолжительный период традиционных праздненств. Постепенно слово и традиция вместе с германцами распространились по Скандинавии, откуда его позаимствовали финны.

С принятием христианства древний праздник трансформировался в Рождество, сохранив, однако, прежнее название. До сих пор в Северных странах, а также и в некоторых англоязычных, употребляют где целое слово, где только приставку «йюле», обозначающие принадлежность к Рождественской традиции.

Хороший пример такого праздничного словообразования — финское имя персонажа, появляющегося в доме в ночь перед Рождеством: Йоулупукки, или «рождественский козёл».

Ну, ладно «рождественский», но «козёл»-то почему?

Flikr / islandjoe / Xmas goat / Joulupukki

В Финляндии, как и в других странах, принявших христианство, местные языческие традиции постепенно преобразовывались в христианские. Среди прочих духов и божеств на территории языческой Финляндии, обитал некий персонаж, ежегодно посещавший дома, дабы пообщаться с подрастающим поколением, но имевший мало общего с современным склонным к полноте белобородым добряком в красном наряде. Указанный гражданин носил тулуп шерстью наружу а на косматой голове имел пару выдающихся козлиных рогов.

Главной целевой аудиторией дорождественского Йоулупукки были не хорошие мальчики и девочки, а, наоборот, их непослушные ровесники. Вместо мешка подарков за спиной он держал пучок розг под мышкой. У кого-то ещё есть вопросы, почему посещенные означенным господином финские чада от души именовали гостя «козлом» ( надо полагать, всё же, выдержав безопасную паузу после его ухода)?

Тем, кого заинтересовал образ финского языческого козлодеда рекомендуем фильм Rare Exports ( редкие экспортные товары – англ.), в русском переводе – «Санта-Клаус на продажу». Там весьма подробно описан сам персонаж, его привычки и пристрастия, а так же изложена оригинальная версия появления сонма современных Санта Клаусов.

Flikr / Lucas / Pohjoinen Tarustomme Joulupukki

Корни же самого Санта Клауса следует искать на территории Малой Азии – там, где нынче расположена Турция. Недалеко от столь милого сердцу многих россиян города Анталья можно посетить развалины поселения Мира, одного из важных центров древней Ликии и раннего христианства. На рубеже третьего-четвертого веков нашей эры тамошним епископом был Николай. Позже он был причислен к лику святых и приобрёл известность под именем Николая Чудотворца или Николая Угодника. Среди прочих его деяний в истории осталась привычка одаривать местных детей на 6-ое декабря, в День детей.

Об этом европейцам рассказали голландские моряки – Святой Николай почитается ещё и как покровитель мореходов. Как ранее древнегерманский праздник, традиция дарения понравилась, прижилась и со временем стала одним из атрибутов Рождества.

В 1809 году американский писатель по имени Вашингтон Ирвинг ( «Сонную Лощину» смотрели – ту, что с Джонни Деппом? В основу сценария лёг один из рассказов Вашингтона Ирвинга), в «Истории Нью-Йорка, рассказанной Дидрихом Никербокером» описывает Святого Николая, как бодрого и благодушного пожилого джентльмена, летающего над крышами домов на тележке. На лету он метким «трёхочковым» ( задолго до изобретения баскетбола, заметьте!) забрасывает подарки в мелькающие внизу печные трубы. В том же произведении Святой Николай указывает прибывшим в Новый Свет голландцам, где им основать Новый Амстердам, ныне более известный, как Большое Яблоко. У описанного Ирвингом господина есть, правда, один, по нынешним временам, непростительный недостаток – он курит трубку.

Project Gutenberg’s Twas the Night before Christmas, by Clement C. Moore / http://www.gutenberg.org/files/17135/17135-h/17135-h.htm

Развитие образа Санта Клауса продолжилось в Америке в 1822 году, когда Клемент Кларк Мур написал для своих детей стихотворение о Святом Николае.

В произведении тот летал уже на санях, запряженных северными оленями. Возможно, что оленья тема была навеяна общением автора с иммигрантами из стран Северной Европы.

Свой окончательный, хорошо знакомый нам облик, Санта Клаус приобрёл все в той же Америке в 1863 году. Американец Томас Наст нарисовал розовощекого белобородого деда в красной одежде, разъезжающего на санях, запряжённых оленями

И в 1863 году он все еще курил трубку …

http://www.henrylivingston.com/xmas/reindeer.htm

Хотя американцы целый век трудились над созданием законченного образа Санта Клауса, первыми до того, что старику со всем его многочисленным хозяйством – оленями, эльфами и горами подарков – надо где-то поселиться, додумались всё-таки финны.

Дело, возможно, в том, что финский Йоулупукки , в отличие от Санта-Клауса, женат. Про жену свою он, правда, распространяться не любит, однако достоверно известно, что она у него есть. Зовут её «баба Муори». В Рождественский сезон она вместе с эльфами сортирует и упаковывает подарки. В остальное время — ведёт йоулупуккино хозяйство и следит за тем, чтобы у мужа всегда было в распоряжении достаточное количество трудяг-эльфов. Если среди них вдруг приключается убыль, старуха Муори отправляется в лес, набирает там еловых шишек, загружает шишки в котёл, котёл на ночь укутывает теплым одеялом. К утру из шишек вылупляются эльфы, готовые немедленно приступить к выполнению своих обязанностей.

Главной из них от Рождества до Рождества является дистанционное наблюдение за детьми. Эльфы сидят в своей пещере под горой Корватунтури и составляют отчеты для шефа о поведении каждого ребенка на планете. Заметим, что на наш взгляд это довольно бессмысленная трата эльфьих сил и волшебных ресурсов, поскольку, как было сказано выше, Йоулупукки давным-давно не ходит по домам с розгами, а только разносит подарки. Так что , не при детях будет сказано, как себя не веди, шансы получить подарок гораздо выше, чем розги.

Flikr / Anssi Koskinen / Pukki ja Muori

Информация о том, где именно проживает Йолоупукки стала достоянием широкой общественности лишь через десять лет после обретения Финляндией независимости.

Маркус Раутио, известный также, как «дядюшка Маркус», был ведущим детских программ и руководителем всего вещания для детей и юношества в Финской радиовещательной Корпорации. В 1927 году он первым сообщил слушателям о том, что дом Йоулупукки/ Санта Клауса расположен в финской Лапландии на трёхглавой горе Корватунтури.

Нынче в аккурат по средней из трех вершин проходит государственная граница Финляндии и России.

Вскоре после того, как Санта Клаус получил постоянный вид на жительство в Финляндии, миру было явлено и его каноническое изображение.

Flikr / PROInsomnia Cured Here / 1955 Coca-Cola

Самый известный портрет рождественского деда нарисовал американец Хэддон Хаббард Сандблом по прозвищу «Санни» ( «Солнечный») для компании «Кока-Кола». Впервые Санта Клаус в том виде, в котором мы его с тех пор и знаем, появился на страницах «Сатердэй Ивнинг Пост» в 1931 году. Образом, придуманным Хэддоном, «Кока-Кола» ( и не она одна!) пользуется по сию пору. Стоит отметить, что родители Хэддона Сандблома эмигрировали в Новый Свет из Российской империи – из той её национальной окраины, что в XIX веке называлась Великим Княжеством Финляндским.

Папа художника был шведом с Аландских островов ( входивших тогда и входящих сейчас в состав Финляндии), мама — шведкой из материковой Швеции.

Сам Хэддон родился в 1899 году уже в Чикаго. В 20-ые годы прошлого века он организовал рекламное агентство. Его клиентами были компании «Форд», «Линкольн», «Максвелл Хауз», «Колгэйт», «Пальмалив» и многие другие. Но весь мир знает и помнит его благодаря одному-единственному персонажу, созданному по заказу «Кока-колы» к Рождеству 1931 года .

Да и самого этого персонажа во всем мире представляют именно таким, каким почти век назад его увидел Хэддон Хаббард Сандблом по прозвищу «Санни».

Текст: Алексей Чемоданов

В галерее «Роза Азора» антикварных игрушек фигурок дедов-морозов поменьше, чем сто. Однако выбор очень богатый. Деды самого разного размера — от 20 см до 55 см высотой, в разнообразнейших шубах, и непременно с белой бородой.

Некоторые держат мешок с подарками в руке, некоторые закинули его на плечо; и, что самое приятное, у всех без исключения дедов — разное выражение краснощекого лица. Есть серьезные и даже хмурые (похожие на своего дальнего прародителя Св. Николая), а есть веселые (что роднит их с современным Санта-Клаусом). Самый старый дед мороз сделан в 1952 году, самый молодой, в залихватски распахнутой шубе — в 1970-е годы на Воронежской фабрике игрушек. Все фигурки из ваты, покрытой лаком, а лица из папье-маше.
На целую толпу дедов морозов приходятся только две снегурочки — одна маленькая, с трогательными косичками, и побольше, в красной шубке (эта игрушка более поздняя, сделанная с использованием пластмассы). Интересно, что в фарфоровой пластике соотношение между двумя главными новогодними персонажами обратное — практически на каждой фарфоровой фабрике СССР делали снегурок, а фигурки деда мороза были гораздо менее популярны. Деды морозы в «Розе Азора» стоят от 630 до 2100 руб., снегурочки — дороже.
В «Розе Азора» есть множество разных старинных и просто старых елочных украшений. Например, стеклянные фигурки на прищепках, или украшения из бус. Последние начали делать в СССР в конце 1940-х, это модификация чешских елочных украшений, популярных в первые десятилетия ХХ века. Они состоят из мелких стеклянных шариков и трубочек, соединенных медной или стальной проволокой в разнообразные, чаше всего геометрические, формы. Продается также целая корзинка грибов из ваты — подосиновики, лисички и мухоморы.

Кукольный бал

В антикварном салоне «Елисей» продается целая коллекция одной из самых старых и ценных разновидностей елочных украшений — фигурок из ваты. Такие делали в Германии с конца XIX века, а перед революцией их начали производить и в России — на единственной в то время фабрике елочных игрушек в Санкт-Петербурге. Такие делали и в СССР в период с 1936-го до 1950-х годов. Эти фигурки изготавливали из скрученного прессованного хлопка, в реалистическом стиле. Потом их раскрашивали и покрывали лаком, придававшим поверхности жесткость (немецкие фигурки оставляли мягкими). Лица кукол и мордочки животных могли быть из глины, папье-маше или ткани, а на одежду иногда наклеивали кусочки слюды, отражающей свет зажженных свечей. В «Елисее» есть интересные фигурки и до-, и послереволюционного периода. Особенно интересные — две немецкие куколки и лебедь. Одна из куколок одета в тряпочный кафтанчик и колпачок, другая кокетливо приподняла юбочку. Цена одной игрушки — $30.

Кроме этого, здесь можно приобрести набор украшений для елки-малютки. Игрушки делали в начале 60-х для маленьких искусственных (это была модная новинка) елочек, которые ставили на стол в городских квартирах. Мини-игрушки обычно повторяют обычные елочные украшения. В набор часто включались игрушки из разных материалов (пластмасса, стекло, бумага). В «Елисее» продается абсолютно полный набор в оригинальной коробке за 6300 руб.

В гостях у сказки

В салоне «Антиквар на Мясницкой» большой выбор стеклянных фигурок на прищепках 1960-1970-х годов. Игрушки из стекла стали делать в СССР только в конце 1940-х годов, и они довольно быстро вытеснили игрушки из ваты. Разнообразие этих фигурок не знает границ — это звери и птицы (например, зайчик с барабаном), герои сказок (в их числе Красная Шапочка), фрукты и овощи, а также корзинки с цветами. Самые старые фигурки — самые красивые, они сделаны из тончайшего стекла и тщательно раскрашены в нежные тона. Чем позже сделана игрушка, тем она, к сожалению, грубее. Стеклянные фигурки на прищепках 1960-х годов стоят от 120 до 160 руб.
Кроме этого, на Мясницкой есть и парочка довоенных игрушек из ваты — поросенок и негритянка в ярком фартучке. Они стоят по 720 руб. каждая. Можно купить также пластмассовые навершия для елки в виде звезд — они кажутся довольно грубыми (и, если честно, противными), но в свое время игрушки из новомодной пластмассы были очень популярными.

Святитель Николай Мирликийский жил в последней трети III — первой половине IV века нашей эры и был епископом в городе Миры в Малой Азии. В сохранившихся списках его жития рассказывается, как святой воскресил умершего моряка, спас от казни несправедливо приговоренных, явился во сне торговцу хлебом и велел ему направить свой корабль к берегам страдавшей тогда от голода Миры. Епископ также тайно помогал беднякам. Однажды монеты, подброшенные им то ли в окно, то ли в печную трубу дома бедствующей семьи, случайно угодили в чулок — и благодаря такому приданому три сестры смогли выйти замуж.
В Средние века немецкие и голландские дети стали выставлять за дверь обувь и вывешивать чулки у камина в ожидании подарков от святого Николая в день его поминовения — 6 декабря. В XVI веке в Германии распространился протестантизм, и праздники в честь католических святых оказались под запретом. Отныне подарки детям предписывалось дарить на Рождество 24 декабря от имени младенца Иисуса. Память о Николае отразилась в образе Рождественского деда (Weihnachtsmann). Праздновать собственно 6 декабря продолжали некоторые голландцы, называвшие святителя Sinterklaas — Синтерклаас. С ними этот обычай попал в Новый Свет — колонию Новый Амстердам, сегодня Нью-Йорк. В 1822 году американец Клемент Кларк Мур написал стихотворение «Визит святого Николая», где впервые описал облик американского Санта-Клауса — толстяка эльфа с белой бородой, который передвигается по небу в санях, запряженных оленями, и забирается в дома через дымоход. Окончательно персонаж сформировался в 1931 году, когда художник Хэддон Сандблом, вдохновившись стихотворением Мура, нарисовал рекламный плакат для компании «Кока-Кола». Моделью для Санты стал пожилой друг художника, бывший продавец Лу Прентис.
В середине XX века этот образ распространился по всему миру, но в некоторых регионах Европы святого Николая по-прежнему изображают в епископском одеянии. Европейский Санта-Клаус не ездит на оленях, зато ему полагается свита. Голландского Синтерклааса сопровождает похожий на трубочиста слуга Черный Пит, который бросает подарки в трубу. Помощника немецкого Вайнахтсмана зовут Рупрехт, он носит мешок со сладостями для послушных малышей и розги для хулиганов. В альпийские города и деревни святой Николай является со стаей демонов Крампусов, которые пугают прохожих, напоминая о неизбежном наказании за плохие поступки.
В России к святителю Николаю было особое отношение. «Среди прочих святых они больше всего чтут Николая Угодника и воздают ему почти божеские почести», — сообщал итальянец Александр Гваньини в своем «Описании Московии» в 1578 году. Народ наделял святого языческой силой управителя земли и воды, ему молились об урожае. В случае войны у Николая Угодника искали защиты: исконно русский образ Николы Можайского изображает святителя с мечом в одной руке и крепостью в другой. Сохранилось множество фольклорных сюжетов о том, как святой спускался с неба на Русь. Один из них рассказывает, как Чудотворец помог мужику вытащить застрявший в грязи воз. За это Бог постановил служить Николе молебны дважды в год (19 декабря — Никола Зимний, 22 мая — Никола Вешний, или Летний), а святому Касьяну, отказавшемуся помочь тому мужику, молебен полагался лишь раз в четыре года — 29 февраля по старому стилю.
Николины дни широко отмечались на Руси, но традиции дарить детям подарки от имени святого не существовало. Рождественский дед попал в Россию в XIX веке благодаря немецким переселенцам. В 1929 году в СССР официально запретили праздновать Рождество. В канун 1936 года было решено проводить новогодние елки, и появился знакомый нам Дед Мороз — бывший Рождественский дед с чертами героя русских народных сказок Морозко. Через год на праздновании в Колонном зале Дома Союзов его впервые сопровождала Снегурочка. Как и Морозко, Снегурочка была персонажем из народных сказок, попавшим в XIX веке из фольклора в литературу и не имевшим никакого отношения к Рождеству и святому Николаю. Российский Дед Мороз стал единственным среди многочисленных «рождественских» дедушек, у кого действительно есть внучка.

С 2005 года официальный день рождения российского Деда Мороза отмечается 18 ноября. Эта дата была выбрана неслучайно: считается, что в этот день на родине Деда Мороза — в Великом Устюге — приходят морозы и наступает зима. При этом возраст старика точно неизвестен, более того, существует несколько версий рождения этого персонажа.

Вопрос-ответ Где живёт настоящий Дед Мороз?

Прообразом Деда Мороза считается славянское божество: повелитель холода и мороза. Образ этого духа отразился в славянском сказочном фольклоре, где он упоминается как Мороз, Студенец, Трескунец, Морозко, Зюзя. Славянские народы представляли себе это божество в виде старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Если учесть, что славянская мифология формировалась в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II–I тысячелетии до н. э., то возраст Деда Мороза может превышать 2000 лет.

Однако известный нам Дед Мороз — это не только повелитель зимы и мороза, но и добрый старик, который приносит детям подарки. Подобный образ показан в сказке «Мороз Иванович» Владимира Одоевского 1840 года, в которой впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Мороз Иванович описывается как седой старик, который живёт в ледяном доме и спит на перине из снега. Он покрывает снегом озимые всходы, как «тряхнет головой — от волос иней сыплется». Если брать во внимание попадание образа Деда Мороза в литературную традицию, то его возраст составляет чуть менее 180 лет.

Автор работ по истории Деда Мороза в России, филолог Елена Душечкина пишет, что образ Мороза, созданный Одоевским, ещё далёк от знакомого нам персонажа. По её словам, окончательно оформился он только к началу ХХ века, когда, помимо словесного описания, приобрёл узнаваемую визуальную форму. К этому времени фигура старика в шубе и с мешком в руках стала популярной ёлочной игрушкой, а также куклой в рекламных витринах, в форме лица Деда Мороза стали делать карнавальные маски. Только в 1910-е годы люди, переодетые в костюм Деда Мороза, начали появляться на детских праздниках. Если учесть время появления знакомого нам образа Деда Мороза, то персонажу чуть более 100 лет. Чем Дед Мороз отличается от Санта-Клауса? Инфографика Подробнее

Филолог Светлана Адоньева в своём исследовании истории новогодней традиции отмечает, что Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего праздника появился только в предвоенные годы. Этот образ возник при советской власти, которая к концу тридцатых годов после нескольких лет запрета вновь разрешила ёлки. Таким образом, Дед Мороз как атрибут именно новогоднего праздника существует примерно 80 лет.

Сколько лет Санта-Клаусу?

Определение возраста Санта-Клауса вызывает меньше трудностей, чем в случае Деда Мороза. Если учесть, что прообразом Санты является Святой Николай, он же Николай Чудотворец, то за дату рождения персонажа принимают дату рождения святого: 270 год н. э. Таким образом, Санта-Клаусу 1747 лет.

Известна также дата, когда Санта-Клаус стал героем литературного произведения. Это случилось в 1823 году, когда в Нью-Йорке была опубликована рождественская поэма «Учет посещения святого Николая». Её автор, писатель Клемент Кларк Мур, сочинил стихотворение для своих трех дочерей, в котором рассказал о весёлом старом эльфе, который путешествует на оленьей упряжке и приносит детям подарки, проникая в дом через дымоход. И это все о нем. 7 любопытных фактов из биографии Деда Мороза Подробнее

В популярную культуру образ Санта-Клауса попал после того, как американский карикатурист Томас Наст создал иллюстрацию с этим персонажем для Harper’s Weekly. 3 января 1863 года в этом журнале появилось изображение бородатого старика, одетого в костюм, раскрашенный в цвета американского флага. Это была политическая карикатура, которая отражала события Гражданской войны. Санта-Клауса в его традиционном костюме и с мешком игрушек в руках можно увидеть на более поздних иллюстрациях Наста 1880-х годов.

В начале 1890-х годов на улицах Нью-Йорка начали появляться бездомные в костюмах Санта-Клауса, которые собирали пожертвования. Эти деньги использовались благотворительной организацией «Армия спасения» для оплаты бесплатных рождественских блюд нуждающимся семьям.

Так кто же из персонажей старше?

Учитывая то, что точная дата появления прообраза Деда Мороза неизвестна, сравнивать его возраст с возрастом Санта-Клауса мы не можем. Что касается литературных образов, то описание близкого к современному Санта-Клауса было дано немного раньше, чем знакомого нам Деда Мороза. С визуальным образом старика-дарителя также сначала познакомились американцы, а потом уже жители России.

Несомненно, что самые любимые персонажи новогоднего праздника — это Дед Мороз и Снегурочка. Образ Деда Мороза в русском фольклоре складывался на протяжении многих веков. Историки склонны считать, что прототипом нашего Деда Мороза был восточнославянский дух холода Трескун, или, как его еще называли, Студенец. Больше похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных сказок Морозко, в более поздних версиях — Мороз Иванович, Мороз Елкич. Это Дух Зимы — строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом. К 1880-м годам в общественном сознании утвердился некий персонаж с мешком подарков у елки. Правда, звали его по-разному: Святочный старик, Рождественский дед или попросту Елочный дед. В литературной обработке Мороз Иванович появился в 1840 году в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского. Этот добрый седой старик одаривает Рукодельницу за хорошую работу «горстью серебряных монет», а Ленивицу проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. В поэме же Некрасова «Мороз Красный нос» главный герой злой, любящий «кровь вымораживать в жилах и мозг в голове леденить». В детской поэзии конца XIX века Дед Мороз — добрый волшебник. К началу ХХ века образ Деда Мороза как доброго дарителя елок и подарков окончательно закрепился. Традиционно Дед Мороз одет в длинную, по щиколотки, красную шубу, отороченную белым мехом. Сначала шуба его была синей (указывая на северное, холодное происхождение персонажа), на дореволюционных открытках можно встретить и белого Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красном костюме. Шапка его полуовальная в тон шубы. На руках у любимца ребятишек варежки. В одной руке он держит посох, а в другой — мешок с подарками.

Образ Снегурочки также оформился в XIX веке. В 1860 году Г.П.Данилевский опубликовал поэтический вариант русской народной сказки об ожившей снежной девочке. Официальной датой рождения Снегурочки стал 1873 год, когда А.Н.Островский переложил эту народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка». Так местом рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки. В 1874 году «Снегурочка» была напечатана в «Вестнике Европы», затем появилась опера, музыку к которой написал Н.А.Римский-Корсаков. Интересно, что при первом прочтении поэтичная драматическая сказка Островского не вдохновила композитора. Через пять лет, зимой 1879 года, Римский-Корсаков «снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем…». Первое представление «Снегурочки» состоялось 29 января 1882 года в Мариинском театре в бенефис хора русской оперы. Вскоре «Снегурочка» была поставлена в Москве, в Русской частной опере С.И.Мамонтова, а в 1893 году — в Большом театре. Опера имела громадный успех.

Образ Снегурочки и как дочки, и как внучки Мороза разрабатывался в детской и взрослой литературе, в изобразительном искусстве. Но именно благодаря красивой сказке Островского Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения — из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования от этого не потеряла. Внешний облик Снегурочки сложился благодаря трем великим художникам: Васнецову, Врубелю и Рериху. Это на их картинах Снегурочка «обрела» свои знаменитые наряды: светлый сарафан и повязку на голове; белое длинное снежное одеяние, подбитое горностаем, маленькую меховую шубку. До революции Снегурочка на празднике елки никогда не выступала в роли ведущей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *