Отмолить человека

13418 Чувствует ли что-нибудь человек, когда за него молятся и какие чувства он может испытывать?

Подробности Опубликовано 07.09.2017 07:16

13418 Чувствует ли что-нибудь человек, когда за него молятся и какие чувства он может испытывать?
_Молитва_
Здравствуйте, скажите батюшка, чувствует ли что-нибудь человек, когда за него молятся и какие чувства он может испытывать, т.е действует ли на него читаемая за него молитва (читаем о вразумлении, о покаянии его) .Сам он не знает, что за него молятся, (живет во зле, зависти и ненависти ко всем). Молимся молитвой по соглашению около двух месяцев, но отношения с человеком только ухудшились. Спасибо.

  • Ответить

27.08.17 Sun 10:58 — протоиерей Анатолий ГармаевNew
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)
Я знаю какое-то число случаев, когда взрослый сын или муж кричали на мать, жену: «Прекрати молиться за меня». В другом случае человек угрожал: «Если ещё будешь молиться за меня, я сожгу все твои иконы». Знаю ещё семью, в которой каждый раз, когда мать начинала читать псалтирь за свою дочь, та врывалась в комнату и накидывалась на мать. Все приведённые здесь случаи относятся к одержимости. В последнем — открытое беснование дочери. В первом — тихая одержимость, которая в повседневности воспринимается близкими, как черта характера. Одержимость в этих чертах характера открывается, когда за человека начинают молиться.
Почему же молитва, на которую раздражается бес, не помогает человеку отложиться от беса? Тут тоже всё просто. Отложиться от беса — куда или к кому. Просто отложиться нельзя. Куда-то или во что-то или к кому. Куда-то — это значит, в среду церковных людей, туда, где собираются или где живут верующие. Признак этих собраний — тема разговоров: а) о вере, о спасении, о жизни по заповедям; б) о святых, о подвижниках; в) о нуждах, бедах, горестях или радостях знакомых им людей; г) об устроении Церкви, Отечества. Здесь нет пересудов, сплетен, политических, экономических или спортивных новостей, нет анекдотов, нет в разговоре соревнования, соперничества, горжения друг перед другом, комплиментов и проч.
Мимо бесов отложиться во что-то — это в церковную жизнь в храме и дома. А к кому-то — ко Христу, Матери Божией, к святым, ангелам. Потому, что всякий раз при любом из этих отложений — искренних, по-детски, и с чаянием небесной жизни — в ответ идёт поддерживающая благодать Бога. Тогда и бесу не по силам такой человек и человек сам чувствует, что Божие, к которому он склоняется, реально для него есть жизнь, не скука, не томление. Если человек не имеет этих трёх: куда-то, во что-то и к кому-то — тогда он остаётся при себе — своих грехах, страстях — охваченный бесом, сведённый с ним. За человека молятся, а ему нечем повернуться к этой помощи. Упрямству, своенравию дороже с бесом быть, нежели с Богом.
Есть люди не одержимые бесами, но преданные своим страстям. Родные и близкие таких людей направо и налево подают за них записки о здравии на проскомидию, заказывают сорокауст. В ответ на это человек, за которого подали, ввергается в свои страсти с нарастающей одержимостью. Только одержимость у него не бесами, а страстями. Про таких людей говорят, да и сам человек говорит о себе — одержимые идеей, или блудной страстью, зрелищами (телевизор), компьютерными играми, или модой на что-то (одежда, машины). Мы подаём за него на проскомидию, а он, отрекшийся когда-то от Бога и до сих пор оставаясь в этом отречении, весь предан своей страсти или страстям. Чем он будет реагировать на наши молитвы? Тем, что у него есть — страстями, т. е. ввергаясь в них с ещё большею силою. Поэтому в прежние времена на проскомидию подавали имена только верных, т. е. постоянных участников церковных богослужений. Как на молитву реагируют младенцы, одержимые страстями, наверное, уже всем давно известно. Когда их приносят в храм, они на одних молитвах богослужения ведут себя спокойно, молча, но на других вдруг начинают кричать, устраивать истерики. При этом, молитва закончилась, они умолкают. Выраженно и ярко это происходит на литургии: когда читается Евангелие, когда поют херувимскую, когда призывается Святой Дух на преложение даров на престоле и, наконец, когда этих младенцев подносят к причастию. Только что за два метра до чаши он спокойно сидел или лежал на руках. Когда до чаши осталось меньше метра, он вдруг начинает кричать, вырываться из рук, изгибаться дугой назад, пока его схватят, скрутят ему руки, с силой разожмут стиснутый рот и вольют Кровь Господню. Некоторые сразу успокаиваются, другие продолжают кричать до самой запивки.

У себя в храме я таких младенцев не причащаю. Я спрашиваю родителей, читали ли вы покаянный канон, чтобы причастить ребёнка? Нет, отвечают они. А вы исповедовались ради того, чтобы причастить ребёнка? Нет, — говорят они, — мы же только его хотим причастить. А когда сами причащались? Год или года два назад. Понимаете, что так нельзя. То, что происходит с ребёнком, это не столько он таков, сколько вы, его родители. Будете вы готовиться к причастию, будет вместе с вами и он готов. Причащать же ребёнка в осуждение нельзя. Кто-то обижается на это и с этого времени ходят в другие храмы. Кто-то начинает готовиться и семья ради ребёнка начинает воцерковляться. Увы, таких очень мало.
Из всего сказанного можно сделать вывод: одержимые бесами и одержимые страстями точно реагируют на молитвы, которые за них приносятся. А в наше время чаще реагируют противлением молитве. Что же теперь? Не молиться за них? Как же, не молиться, наоборот, нужно молиться. Без помощи свыше может ли человек сам войти в церковную жизнь? «Не вы меня избрали, а Я вас избрал». (Ин.15,16) — говорит Господь — «И те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» (Ап. 17,14). Поэтому «молитесь друг за друга»,(Иак. 5,16) — призывает нас апостол Иаков, «молитесь во всякое время духом» (Еф. 6,18) — присоединяется к нему апостол Павел. «Молитесь также и о нас, — просит он своих собратьев по вере (Кол. 4,3). За одержимых страстями, неверующих и нецерковных наших близких, но крещёных, Церковь молится. В монастырях имена таких людей подают на псалтирь, в приходских храмах принимаются простые записки, не на проскомидию. Сами верующие читают дома молитвы — псалтирь, акафисты, каноны, специальные молитвы святым. В городе Болгар прот. Владимир Головин благословляет чтение акафистов по соглашению по дням недели, так что на молитву в 20 и в 21 час по всей России одновременно становятся десятки тысяч верующих. В понедельник они молятся архангелу Михаилу, во вторник св. Иоанну Предтече и так до субботы. И у немалого числа людей в результате такой многотысячной молитвы менялась жизнь — семьи укреплялись, человек оставлял вредные привычки. Конечно, не у всех, но у тех, кто был так или иначе готов к переменам. Кроме этого во время литургии оглашенных в любом храме произносится молитва об оглашенных. В это время стоящие в храме пусть про себя мысленно молятся о своих близких, в том числе и о не крещённых, но ими оглашаемых, т. е. так или иначе посвящаемых в вопросы веры. Приведу пример и из своей жизни. Когда мой отец узнал от меня же, что я крестился, он выгнал меня из дома. Сказал, что у него больше нет сына. Было это примерно в 1984 году. Два года я просил о нём знакомых мне священников в Москве и монахов в Троице-Сергиевской Лавре. Они молились о нём. В итоге старец Наум в Лавре, я тогда окормлялся у него, неожиданно для меня говорит: «Поезжай к отцу завтра». «На самолёт будут ли билеты», — говорю ему. Он ничего не ответив, по своему обыкновению встал и вышел в коридор к ожидавшим его людям. Билет нашёлся. Кто-то отказался от него и кассир выдала его мне. Прилетел в Улан-Удэ. Дверь открыл отец. Говорю: «Я приехал». Глаза его наполнились слезами. Он позвал меня в дом. Мы обнялись. Радовались и плакали оба. Это был результат двухлетних молитв. Ещё через одиннадцать лет, я, будучи уже священником, крестил его, Сергия, маму Софию и сестру Надежду. В 2013 году привёз его к себе в Влгоград. Ему был 91 год. Здесь за два с половиной года он прошёл удивительный путь воцерковления и освоения Иисусовой молитвы. За день до своего дня рождения, прожив 94 года, он причастился и мирно отошёл ко Господу. Мама и сестра умерли раньше. Об этом есть фильм «Дедушка». Его можно посмотреть на YouTube «Православная Отрада» https://www.youtube.com/watch?v=b6sjVHZ1Y0k . И это тоже результат молитв многих людей за него. Сам бы он так не смог.
Так действие молитвы слышат и чувствуют люди одержимые бесами и страстями. Чувствуют ли молитву за них люди без явного одержания, хотя и грешные, и страстные? Чувствуют. На этом построены все живые отношения духовников с чадами. «Батюшка, помолитесь за нас, за меня — у меня то-то и то-то». Проходит время и люди благодарят: «Спаси вас Господи, батюшка. Дело поправилось, или операция прошла успешно, или я выздоровела, или дети выправились». Такие слова мы постоянно слышим и сами их говорим в ходе церковной жизни. Здесь нет выдумки, напротив, действенность молитв друг за друга делает церковную жизнь реальной и явственной. Вера, а вместе с нею религиозный опыт, реальность опыта подвигают верующих людей молиться друг за друга. Но много чаще и с большею ревностью люди обращаются к Богу не только от себя, но просят Бога услышать молитвы за нас тех людей, которые близки к Нему. «Молитвами святых отец наших, молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых, Господи, да совершится у нас или с нами то-то и то-то». «Молитвами апостолов милостиво очисти вся прегрешения наша» — молимся мы на службах. Ко множеству разных святых с множеством разных нужд обращается церковный народ на молебнах, которые десятки тысяч священников совершают каждую неделю. Тысячи людей не один раз заказывающие эти молебны, чувствуют ли на себе помощь, получают ли просимое? И чувствуют и получают. Иначе давно бы перестали ходить на молебны. Подобным же образом обращаются люди не только к тем, кто уже на небе, но и к тем, кто ещё не там, а пока на земле — это к старцам и старицам. «Помолитесь о нас» и старцы, и старицы молились во все прежние времена и молятся сейчас. Многое что происходит по их молитвам. Есть и в моей жизни опыт удивительного участия во мне блаженной Любушки (Сусаниной), архимандрита Кирилла (Павлова) и протоиерея Валериана Кречетова. Их молитвы дали мне опыт покаяния, какого без них я никогда бы не узнал. Об этом есть мой рассказ, который размещён на YouTube «Православная Отрада» — «Тридцать лет с архимандритом Кириллом (Павловым)», на 9-й и 40-й день после его смерти https://www.youtube.com/watch?v=FNgNZYAmTzI . Или аудиозапись на сайте otrada-volga.ru.
Что чувствовал и пережил Николай Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом Саровским, когда преподобный молился за него, об этом все знают. Подобное же участие света благодати пережил юноша Алексей, когда два дня находился при сорокаградусном морозе в карцере концлагеря вместе с отцом Арсением. Должны были замёрзнуть и умереть. Но вместо этого жили, укрытые божественным светом. Рассказ об этом в известной всем книге «Отец Арсений».
В воспоминаниях архимандрита Ефрема о духовном отце, преподобном Иосифе Исихасте в книге «Моя жизнь со старцем Иосифом» (М. Ахтырка, 2012 г.) есть два случая, когда старец спросил, кто пойдёт, а Ефрем вызвался поднять с берега на высоту 60 м. бочонок с маслом в 40 кг., а в другом случае благословил сходить в Карею — 4 часа хода — выполнить поручение и вернуться в назначенное время, меньшее, чем требуется для перехода туда и назад. Взвалив бочонок на плечи и сделав шаг, Ефрем пошатнулся, он был после тяжёлых трудов по повалке леса, и понял, что не пройдёт и десяти шагов, не то, чтобы подняться на высоту к скиту. «Матерь Божия, помоги, старец благословил, как я не выполню его благословение» — взмолился он. Помощь пришла. По мере подъёма бочонок делался всё легче и легче. Последние метры он буквально влетел на площадку скита и поставил бочонок к ногам старца и братьев. Старец завёл его в свою келейку и Ефрем увидел на полу лужицу — это были слёзы его духовного отца, который вымаливал у Матери Божией помощь послушнику. Такая была у старца молитва, а в ней любовь к Матери Божией и забота о своём послушнике. То же случилось и с переходом до Кареи и назад. Правда Ефрем опоздал на несколько минут. И тем не менее — невозможное сделалось возможным. Потому, что была молитва обоих: старца и послушника. А по их молитве и участие Божие в избранных Его.
Разве не об этом звучат слова на каждом богослужении, когда клирос поёт о таком Господе, Который Свои желания исполняет в избранниках Своих — «исполняющаго во благих желания Твоя». И в конце литургии священник берёт в руки дискос с вынутыми за многих людей частицами и высыпает их в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых твоих,» , т. е. тех, кто молится на небе в этот день, чья память празднуется Церковью и кто молится на земле, в данный час собранные в храме. Их молитвами омываются в Крови грехи поминаемых. «Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники и путь грешных погубит» опять же молитвами всех, участвующих в богослужении. Такова сила молитвы искренно верующих людей. Но вместе с этим и предуготовленность тех, за кого молятся, на ком совершаются эти плоды молитвы.
Каждый день всякий верующий человек в утреннем правиле дома читает символ веры, а в нём слова о свойствах Церкви: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». «Во единую», как раз и значит единую в молитве. Церковь молитвою едина. В какой бы храм по разным городам России мы бы ни зашли, мы услышим те же молитвы богослужения, какие звучат и в нашем, родном для нас храме. Больше того, в какой бы иной православной стране мы бы ни зашли в храм, и там мы услышим те же молитвы богослужения, какие слышим и в своём храме. Отличие их только в том, что произноситься и петься они будут на языке того народа. А содержание их будет то же. И Господь, подтверждая это «едино» Своей Церкви, будет поддерживать эту единую молитву вседействующею благодатью Своею. И невозможно, чтобы в эту единую молитву, а через неё в единую Церковь вошла или вклинилась бы молитва какая угодно иная не православная. Тогда отходит благодать Божия и молитва совместная с католиками или протестантами, тем более с сектантами, и уж совсем очевидно, с людьми других верований, делаются произведением чисто человеческим. Да, прекрасно и профессионально исполненным, да, вполне искренним, и даже с верою, что люди молятся не кому-нибудь, а Богу — но при всём при этом больше, чем человеческим произведением эта молитва ничем иным не будет. Молитва к Богу, но Бога в ней не будет. Поэтому все правила святых отцов и святых соборов Церкви запрещают совместные моления с кем бы то не было, кроме православных. Такие молитвы и есть бездейственные. Красота пения, чтения в них будет, а благодати Божией не будет. Если не будет благодати, тогда такие совместные действия не принадлежат Церкви. Это действия, далеко отстоящие от Церкви.
Как же почувствовать, когда молитва в собрании религиозных людей совершается в Церкви, а когда вне Церкви? Если вместе молятся люди разных религий или разных христианских конфессий, очевидно, что такие действия не принадлежит Церкви. Какие бы при этом атрибуты видимой церковности не были бы привлечены для такой молитвы. А о внутреннем различении на уровне чувства — это уже большой и дополнительный разговор, потому что попытки различения — это уже путь к самообману, в итоге — к прелести. Правильно — держаться Бога, держаться с покаянием. Но об этом потом.

О молитве можно послушать мою проповедь на сайте otrada-volga.ru от 20 августа 2017 г. «Молитва — преображение — сила» . http://otrada-volga.ru/audiog
Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев

— Существует ли обряд развенчания в православной церкви? Если да, то кто имеет право развенчаться и как это сделать?

Ольга, г. Орёл

— Такого обряда нет. Но иногда люди обращаются к архиерею с просьбой их развенчать. Это нужно делать, когда кто-то из бывших супругов создаёт новую семью и хочет венчаться снова. Тогда архиерей может дать благословение на развенчание. Но лучше избегать этого. Венчание — ​это таинство. Господь духовной нитью связывает две души. Что Он свяжет, человек уже не может развязать. Если развелись повенчанные супруги — ​это большой грех. Во время второго венчания, которое в церкви называют «необузданным блудом», Божья благодать на пару уже не сходит, она бывает единожды.

— Почему женщинам не принято заходить в храм в брюках и с непокрытой головой?

Марина Фёдоровна, г. Мценск

— Так предписывает церковный устав. В Священном Писании написано, что муж является главой семьи и главой над женой. Поэтому он может войти в храм с непокрытой головой, а женщина, дабы показать своё смирение, что она подвластна мужу, голову должна покрывать. Вообще, заходя в храм, женщина должна быть одета очень скромно. Потому что даже ангелы прельщались и соблазнялись, когда видели рядом красивую женщину. Также в Библии говорится, что мужчине нельзя ходить в женской одежде, а женщине в мужской. Но для Господа главное сердце и чистые помыслы человека, входящего в храм, а не его одежда. Выгнать из храма человека не имеют права, во что бы он ни был одет.

— Могут ли живые родственники отмолить самоубийцу?

Сергей Микишин, г. Орёл

— Вообще молиться за самоубийц в храме нельзя. Это возможно лишь в том случае, если есть разрешение правящего архиерея, а человек, совершивший самоубийство, имел психические расстройства. Если верить в силу молитвы, отмолить можно любого грешника. Господь сказал: «Что вы искренне попросите, всё будет вам дано».

— Можно ли молиться Богу своими словами, а не читать конкретные молитвы?

Екатерина, г. Орёл

— Можно. Главное, чтобы слова и просьбы исходили от сердца. Господь знает все наши нужды.

— Как православная церковь относится к таким предсказателям, как Нострадамус, Ванга?

Иван, г. Орёл

— На земле действительно есть люди, обладающие даром пророчества и предсказания. Но ни один человек, которому эта сила дана Богом, никогда об этом не скажет явно, не будет выставлять свой дар на публику и тем более брать за это деньги. Есть ещё и бесопрорицания, о которых написано в Священном Писании. К ним относится деятельность многочисленных гадалок, которые привораживают мужчин и женщин, делают заговоры «на смерть», снимают венцы безбрачия. Ходить к ним считается грехом.

— Правда ли, что собака считается нечистым животным и её в доме лучше не держать?

Пётр Кабанов, пос. Колпна

— Согласно церковному учению собака действительно оскверняет жилище человека. Даже есть такое правило: если собака забежала в алтарь, то храм нужно полностью переосвящать. А у мусульман ещё строже — ​если ты погладил собаку, то в храм вообще нельзя заходить. Лучше, чтобы это животное жило на улице.

— Нательный крестик висит на шее на чёрной верёвочке. Недавно мне сказали, что мирянину нельзя носить крест на верёвочке чёрного цвета, мол, это только для монахов. Правда ли это?

Мария, г. Орёл

— Это неправда. Крестик можно носить на чём угодно, как нравится человеку. Не имеет значения и металл, из которого сделана нагрудная цепочка.

Если человек регулярно исповедуется, причащается, молится, соблюдает все церковные законы, он находится под защитой Бога.

— Рождественский пост приходится на празднование Нового года? Как быть тем, кто постится? Нельзя ли нарушить пост в новогоднюю ночь?

Антонина, г. Орёл

— Нежелательно. Если для человека так важно отметить Новый год, конечно, можно это сделать, но потом нужно обязательно покаяться. А вообще, сегодня продаётся огромное количество постных продуктов, которыми можно утешиться. Тем более что во время поста разрешено есть рыбу.

— В социальной сети ко мне на страницу заходят люди, у которых на главном фото изображены свечи, гадальные принадлежности, хрустальные шары. Я православный. Могут ли мне нанести вред колдуны по фотографии, или православному, крещёному человеку такие люди не страшны?

Галина, г. Орёл

— Если человек регулярно исповедуется, причащается, молится, соблюдает все церковные законы, он находится под защитой Бога, тёмные силы не смогут воздействовать на него. А вообще, на человека действительно можно навести порчу — ​этот ритуал и его воздействие невозможно объяснить. Здесь есть вмешательство дьявола и бесовской силы, которые тоже имеют большое влияние. Чтобы защититься от этого, нужно носить крестик, осенять себя крестным знамением, молиться. От святости бесовская сила бежит.

— Что означает обряд соборования? И можно ли собороваться здоровому, а не больному человеку?

Антонина, пос. Нарышкино

— Соборование — ​это не обряд, а одно из таинств церкви. Апостол Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5:14) — ​эта молитва с помазанием исцелит болящего. Во время соборования читаются молитвы о покаянии, во время этого таинства человеку прощаются забытые грехи. В наше время, наверное, нет абсолютно здоровых людей, поэтому соборование пойдёт на пользу любому мирянину. Все люди грешны, а значит, духовно нездоровы. А соборование — ​таинство и для тела, и для души.

— Надо ли на исповеди подробно пояснять свои грехи или можно ограничиться просто их перечислением: чревоугодие, сребролюбие и т.д?

— Можно просто перечислить их. Но если батюшка спросит, при каких обстоятельствах грешил человек, или у него самого есть такая потребность, то рассказать нужно.

— Хочу, чтобы у меня был духовный отец. Как это осуществить?

Кристина Викторовна, г. Орёл

— Прежде всего нужно помолиться Богу, чтобы он благословил и дал знак, к какому священнику лучше обратиться. Ведь к одному батюшке у человека сердце может быть расположено, к другому закрыто. После молитвы Господь обязательно укажет путь к священнику, который станет духовным отцом. Потом нужно подойти к нему и попросить его стать вашим наставником.

— Как справиться с болью после ухода из жизни близкого человека? Что происходит с душой умершего после отделения от тела? Почему мы поминаем усопших на 9-й и 40-й день смерти?

Светлана Николаевна, г. Болхов.

— Справиться с болью и успокоиться можно молитвой и чтением Псалтыри. Что касается души, то, по церковному учению, до трёх дней душа находится на земле и посещает места, где человек находился во время земной жизни. Согласно откровениям святых, как правило, душа эти три дня находится около своего тела, ведь она его очень любила. На третий день ангелы ведут душу на первое поклонение к Богу, а с третьего по девятый день она находится в раю с ангелами. В девятый день ангелы ведут душу на второе поклонение к Богу, с девятого по сороковой день душа вместе с ангелами опускается в ад, где смотрит, как страдают грешники за свои грехи. В 40-й день душа попадает на третье поклонение к Господу, и Бог совершает временный суд, куда отправить душу — ​к праведникам или к грешникам. В эти дни очень важно молиться за усопших. Мы, живые, можем вымолить у Бога прощение для души, даже если у неё было много грехов.

— Говорят, что материнская молитва очень сильна. Правда ли это и почему она так сильна?

Яна, г. Орёл

— Это правда. Материнская молитва может вымолить даже со дна моря, ведь сама материнская любовь очень сильна. Никто так не любит своего ребёнка, как мать. Если она просит Бога о чём-то, то со всей душой и сердцем. А Он обязательно слышит её и помогает.

Страсти, грехи искореняются не просто отказом следовать им, но делами им противоположными.

— Почему младенца принято крестить только на 40-й день? Нельзя ли раньше?

Ольга, г. Дмитровск

— Можно крестить его и раньше, даже в день рождения. Только обязательно нужно прочитать молитву о его матери. Вообще рождение ребёнка отлучает женщину от Церкви, после родов она становится нечистой, ей не разрешено посещать храм. Только после сорока дней женщина имеет право пойти в церковь с младенцем, над ней должны прочитать молитву, которая дальше даёт ей разрешение посещать храм и участвовать во всех таинствах.

— Считается ли грехом жить супругам в невенчанном браке? Говорят, что это может отразиться на здоровье будущих детей?

Роман, пос. Знаменка

— Да, это считается грехом и блудом. Такой грех может распространиться до седьмого поколения. Из-за этого могут болеть и жить несчастно дети, внуки, правнуки невенчанной пары.

— Перед причастием принято поститься три дня. Можно ли причаститься, если по каким-то причинам постился всего один день?

Маргарита Олеговна, г. Орёл.

— Можно. Иногда на это благословляет сам священник, например, если человек серьёзно болен. Бывает, что причащают и вообще без поста. Нужно об имеющихся на это причинах рассказать батюшке, а он примет решение.

— Моя дочь хочет выбрать профессию музыканта, но я слышала, что инструментальная музыка считается неправедным занятием для православных. Так ли это?

Ольга, г. Орёл

— Нет, это не так. Наоборот, хорошая музыка часто настраивает человека на прекрасное, благостное состояние. Находясь в нём, хочется совершать хорошие поступки, дарить людям счастье. У нас много православных композиторов. Кстати, многие музыканты стали священнослужителями. Часто в воскресных школах мы проводим утренники, на которых почти всегда звучит музыка. Кроме того, есть много духовных песнопений, положенных на музыку Петра Чайковского, Дмитрия Бортнянского, митрополита Илариона (Алфеева) и других композиторов.

— Правильно ли считать свои болезни наказанием за грехи? И могут ли дети расплачиваться за грехи родителей?

Пётр, г. Орёл

— Конечно, не все, но многие болезни действительно даются человеку за грехи, причём не только за свои, но и за родительские. Особенно если родители занимаются блудом и прелюбодеянием, колдовством, посылают людям проклятия. Есть понятие «духовная наследственность». Например, если дедушка с бабушкой совершали революцию, разрушали храмы, за их грехи будут расплачиваться несколько поколений. Это проклятье рода. Именно поэтому очень важно молиться об упокоении душ умерших, чтобы вымолить прощение для них. Если им грех простится, то снимется и с близкого человека. Духовная связь очень сильна.

— Что даёт человеку освящение жилища?

Екатерина, г. Орёл

— Это духовное ограждение квартиры от злых духов, бесов, людей с нечистыми помыслами. Батюшка окропляет жилище святой водой, кадит ладаном, на стенах наносит кресты, смазывает их маслом. А во время молитвы священник просит, чтобы Господь приставил к этому жилищу ангела-хранителя. Но, к сожалению, это духовное ограждение разрушают сами же хозяева квартиры, если там курят, заводят собаку, совершают блуд, ругаются матом.

— Как побороть равнодушие к людям и к делам?

Олег, г. Ливны

— Для того чтобы иметь любовь к людям, преодолеть эгоизм, необходимо делать дела любви, даже не имея её. И тогда Бог, видя эти усилия, даст любовь как награду… Так примерно говорил преподобный Амвросий Оптинский. Причём совет этот в рамках духовной закономерности, на которую указывали практически все святые отцы: страсти, грехи искореняются не просто отказом следовать им, но делами им противоположными. Скупость — ​милостыней, объедение — ​воздержанием и тому подобное. Всё это требует усилий… И что важно — ​не эпизодических «под настроение», а постоянных.

Зачем молиться за ближних

Часто спрашивают: зачем молиться за ближних, если Бог и без этого знает потребности каждого человека?

Между всеми людьми существует неразрывная связь, и воля Создателя такова, чтобы мы об этом помнили. Поэтому мы должны молиться не только о спасении своей души, но и о спасении наших братьев и сестер. В каждой молитве необходимо вспоминать о них.

Кто такие ближние? Под этим понимаются не только наши родные и друзья. Ближние – это все люди, которые нас окружают, в том числе и те, кто испытывает по отношению к нам недобрые чувства. За последних молиться особенно трудно, и тем не менее так завещал нам Иисус: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас» (Мф., 5:44).

Настоящий христианин понимает, что изначально плохих людей не существует. Господь создал человека по Своему образу и подобию, а значит, все мы в основе прекрасны. Люди совершают дурные поступки не потому, что плохи они сами, а потому, что поддаются греху. Таким образом ненавидеть врагов неправильно. Напротив, мы должны с удвоенной силой молиться об их спасении, потому что они сами губят себя своими греховными действиями.

Ненависть к другим людям создает препятствие между нами и Богом. Приблизиться к Нему мы сможем лишь в том случае, если простим и полюбим своих врагов, если будем искренне молиться за них.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Любовью служите друг другу.

Эти слова, сказанные почти 2 тысячи лет назад апостолом Павлом галатам (Галл. 5, 13), определяют основы поведения христиан в храме и дома, взаимоотношений между собой и языческим миром. Божественная любовь была основой и сутью, мерилом и образцом жизни христианина.

Будучи основаны на христианской любви, на Законе Божием, основы православного этикета, в отличие от светского, являются не только суммой правил поведения в той или иной ситуации, но путями утверждения души в Боге.

Как вести себя с ближними

В жизни человека-христианина все начинается – каждое утро, и любое дело – с молитвы, и все завершается молитвой. Молитва определяет наши отношения с ближними, в семье, с родными. Привычка перед всяким делом или словом от всего сердца просить: «Господи, благослови!» — убережет от многих недобрых дел и размолвок.

Если вас кто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо, по-вашему, не спешите выяснять отношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а помолитесь об этом человеке – ведь ему еще тяжелее, чем вам – на его душе грех обиды, может быть, клеветы – и ему нужно помочь вашей молитвой, как человеку тяжело больному. От всего сердца помолитесь: «Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою)…/ имя / и его (ее) молитвами прости моя прегрешения. Как правило, после такой молитвы, если она была искренней, гораздо легче придти к примирению, а бывает, что человек, обидевший вас, сам первый придет просить прощения.

При беседе умейте внимательно и спокойно слушать другого, не горячась, если даже он высказывает мнение, противоположное вашему, не перебивайте, не спорьте, стараясь непременно доказать свою правоту.

…Входя в дом, надо сказать: «Мир вашему дому!», на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!» Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!»

За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!» или «Спаси тебя Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить не обязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен!».

Как приветствовать друг друга. За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники.

Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем приходящим со словами: «Христос воскресе, радость моя!»

В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!», на кануне праздника — «Со святым вечером», в праздники — «С Рождеством Христовым», «С вознесением Господним» и т.д.

Монастырские корни имеет форма приветствия «Благословите!» — причем не только священника.

Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела-хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать ангела-хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!». Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией!», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.

Обращение к священнику. Как взять благословение. К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем – так, как оно звучит по-церковнославянски с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо (как это принято у большинства церковного народа) – «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец»…Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.

Обращение «благословите» — это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не приято здороваться словом «здравствуйте». Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, поклонившись, встать перед священником, сложив руки ладонями вверх – правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» — и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует – мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас…И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей…

Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением – то есть «креститься на священника».

Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга.

В Православной Церкви в официальных случаях (во время доклада, выступления, в письме) принято к священнику-благочинному обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря (если он игумен или архимандрид) обращаются – «Ваше Высокопреподобие» или «Ваше Преподобие», если наместник иеромонах. К епископу обращаются – «Ваше Преосвященство», к архиепископам и митрополитам — «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально – «владыко», а к наместнику монастыря – «отец наместник» или «отец игумен». К Святейшему Патриарху принято обращаться «Ваше Святейшество». Эти наименования, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека – священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.

(Из книги протоиерея Андрея Устюжанина «Как вести себя верующему».)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *