Отношение к религии

Как православие относится к людям, которые были крещены в православии, но потом сменили конфессию? В чем причина отказа от православия?

Кем считает церковь тех, кто переходит в другую конфессию? Если это православные христиане, которые перешли в другую конфессию, кем мы их считаем?

Мы считаем, что это люди, которые фактически отказались от своего православия. Хотя может быть они его и не знали. Но у них же должны быть крестные, у них должны быть родители, которые должны были их научить. Да и они сами-то должны были хоть немножко проявить стремление.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Молитва об исцелении от пьянства.

А то, знаете, как получается, вот жил-был человек, его крестили в детстве, вот он дожил, скажем, лет до 30, и, в общем-то, о христианстве он почти ничего и не знал. Никогда он толком ни Библию не читал, ни Евангелие, ни святых отцов. Никогда он этим не интересовался. К молитве обращался только когда прижмет, приспичит. В храм тоже, может быть, раз или два раза в год заглядывал, но не как равноценный участник богослужения, а просто в гости заглянул, поглядел, как в музей люди заходят или в театр, посмотреть, что там делается – экзотику немножко поглядеть.

Ну, вот такой вот он христианин, допустим. И тут к нему кто-то подходит, какие-то там проповедники христианские, скажем протестантские, которые ему говорят: «Вот у нас вот это, у нас вот то, а не хотите ли Вы узнать, мы Вас приглашаем». И вот потихонечку-потихонечку, глядишь, он туда пошел, они ему там все объяснили, все рассказали, и он – раз, и стал, прям, христианином. И сказал: «Вот, пока мне не встретились эти вот проповедники, я так и Христа не знал, а потом вот я узнал, я от православия отказался и принял (какую-то там) другую веру». Так, а чего ты от православия отказался – ты его и не знал, это православие. Ты от него отказался не тогда, когда ты принял другую веру, а когда ты жил безбожно. И даже не задумывался о том, а что это за православие такое, в которое тебя окрестили, что это за православие такое, которое является культурно-образующим элементом системы, государство-образующим элементом.

Собственно, это стержень, вокруг которого наше государство российское формировалось на протяжении столетий, и неплохо формировалось. Были, конечно, и минусы, но были и плюсы, были великие победы и достижения. И даже сам факт, что наше государство раскинулось на такие огромные территории, сам этот факт уже свидетельствует о чем? А очень о многом! А стержнем всего этого, идейным стержнем, была православная вера. Ну, были, конечно, и мусульмане, это все тоже присутствовало, но государство не расползлось, не раздробилось, как в Европе, например, на мелкие части, а вот такое огромное оно и существует. Это о чем говорит? О мощи, силе духа русского народа. А что ему давало эту мощь, эту силу духа? Православие. От чего ты отказался, – ты его и не знал никогда. Ну, жалко этого человека может быть, потому что, действительно, человек имел сокровище, православную веру, но он не ценил его абсолютно. В ноль вменял, и променял это сокровище на фантик, красивый красочный фантик. Как мы во времена перестройки поменяли наши продукты на западные фантики. Наши продукты были плохо оформлены, но зато были настоящими. Да, были обертки неказистые, простенькие, ну, мы и думали, что, а вот западная оберточка, у-у-у, какая, блестит да шуршит, ух ты! Вот мы на эти фантики и купились, как индейцы на бусы. А теперь едим те продукты… Вот так вот… Так и здесь.

Типы государств по отношению к реглигии

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РЕФЕРАТ

Типы государств по отношению к религии

по дисциплине теория государства и права

________________________

________________________

Приняла:

________________________

________________________

Астана – 2012 год

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Типология государства: понятие и назначение……………………………………………………………………4
  2. Типология государств по их отношению к религии………………………………………………………………………..5
    1. Светское государство…………………………………………………………………5
    2. Теократическое государство…………………………………………………………………8
    3. Конфессиональное государство…………………………………………………………………9
    4. Атеистическое государство……………………………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………………13

Библиография………………………………………………………………………14

Введение

Вопрос о типах государства и их классификации является актуальным и одним из основных в теории государства и права. Актуальность заключается в следующем: развитие и становление государственности у каждого общества и государства свои из-за следующих условий: географических; политических; религиозных таким образом главный вопрос типологии государства в их правильной классификации. На протяжении истории было изобретено много подходов к типам государства (основными являются формационный авторы К.Маркс, и Ф.Энгельс; и цивилизационный авторы А.Тойнби и У. Ростоу). И моя задача рассмотреть подходы и оценить их достоинства и недостатки. В специальной и учебной литературе сформировались два основных направления в освещении темы. Первое направление заключается в отказе от господствовавшей на протяжении десятилетий концепции общественно-экономических формаций как базовой для выделения и характеристики отдельных исторических типов государства и права под предлогом ее необоснованности, неактуальности, ошибочности. Привычными стали обращение к иным теоретическим конструкциям (например, цивилизационный подход). Именно рассмотрению данных подходов в типологии государства посвящена моя работа.

  1. Типология государства: понятие и назначение

История развития государственности насчитывает огромное количество государств, различных по своему происхождению, развитию и функционированию. В курсе теории государства и права придается особое значение классификации государств на определенные типы, объединяющие государство со сходным признаками на основании тех или иных факторов.

Типология – учение о классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы согласно наиболее общим и существенным признакам и свойствам объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов. В данном случае таким сложным объектом выступает государство.

Типология государства – это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще данному типу государств их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.

Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность. Учитывая большое количество государств в многовековой истории человечества и в современном мире, имеет важное значение проблема научной квалификации государства. Такая квалификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.
Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем неменее выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.
Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются: Количество властвующих в государстве; осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств в том, какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.
Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.

Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало объективной основой концептуального плюрализма типологии государств.

  1. Типология государств по их отношению к религии

Можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

    1. Светское государство

Светское государство. Понятие «светское государство» отражает отношение данного государства к религии. Светское государство — это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство.

В отличие от этого, государство может находиться и в иных отношениях с религией и церковью. Истории известны, особенно в древности, случаи, когда государственная власть непосредственно находилась в руках духовенства, церкви, а вся деятельность ее органов основывалась прежде всего на догматах соответствующей веры. Такое государство, выступающее прямой противоположностью светского, называется теократическим (от греч. theos — Бог и kratos — власть). В новейшей истории такими государствами были, например, Монголия до 1921 г. и Тибет до присоединения его к Китаю в 1951 г. Сегодня это — редчайшее исключение, представленное государством Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский. От теократического государства следует отличать государство клерикальное, в рамках которого религия, церковь не слиты с государством, но и при этом оказывают определяющее воздействие на все стороны общественной и государственной жизни, включая политику, судебную систему, систему образования и т.д. Ярким примером такого государства сегодня является Иран.

Для светского государства в принципе характерно признание церкви, религиозных объединений не государственными институтами, а институтами гражданского общества, общественными организациями и их отделение в связи с этим от государства. Вместе с тем в таком государстве обычно закрепляется: равноправие различных конфессий; свобода организации, функционирования и деятельности религиозных (как и атеистических) объединений в рамках, установленных законом; невмешательство государства в отношения граждан с церковью и во внутренние дела религиозных объединений, а также невмешательство церкви, религиозных объединений в дела государства, в политику, в местное самоуправление и т.д.; отделение государственной системы образования от церкви, религиозных объединений и признание ее светского характера и др.

Об общих основах взаимоотношения государства и религии уже говорилось при рассмотрении конституционных основ духовной жизни (§ 4 гл. 3). Дополним сказанное еще рядом соображений. Светский характер государства по-разному закрепляется в конституциях различных стран мира. В одних из них (например, во Франции и России) государство прямо и определенно именуется светским; другие содержат положения об отделении церкви, религиозных объединений от государства (например, ст. 41 Конституции Португалии); третьи говорят, что государство и церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере (например, ст. 7 Конституции Италии); четвертые провозглашают, что «никакая религия не может быть государственной» (ч. 3 ст. 16 Конституции Испании) или что «государство гарантирует, что не будет покровительствовать какой-либо религии» (ч. 2 ст. 44 Конституции Ирландии), и т.д.

Конечно, светское государство в чистом виде не может и не должно возводить какую-либо религию в ранг государственной (официальной), признавать ее обязательной или как-либо особо выделять ее или покровительствовать ей. Но в реальной жизни во многих демократических странах нередко официально признается особая роль той или иной религии, исходя из ее действительного места в реальной жизни соответствующего общества и государства. И от этого они не перестают быть светскими государствами, тем более что такое признание происходит на общем фоне демократических установлений о равенстве всех перед законом независимо от религиозной принадлежности, свободе вероисповедания, невмешательстве государства в дела церкви, нейтральности образования, уважения религиозных верований меньшинств и т.д. Так, в ст. 3 Конституции Греции в качестве господствующей в этой стране закрепляется восточноправославная религия и в то же время устанавливается (ст. 13), что: свобода религиозного сознания неприкосновенна; пользование личными и политическими правами не зависит от религиозных убеждений каждого; всякая известная религия свободна и осуществление ее культовых обрядов осуществляется беспрепятственно под охраной закона; отправление культовых обрядов, оскорбляющих общественный порядок или нравственные нормы, не допускается; прозелитизм (т.е. обращение других в свою веру) запрещается; служители всех известных религий находятся под таким же надзором государства и несут перед ним такие же обязательства, что и служители господствующей религии и т.д.

В Конституции Дании официальной церковью страны, пользующейся поддержкой государства, признается евангелическо-лютеранская церковь (ст. 4), устав которой устанавливается законом (ст. 66). И в то же время в ней отмечается, что: граждане имеют право учреждать религиозные объединения для отправления культа в соответствии со своими убеждениями при условии, что их вероучение и поступки не будут нарушать нормы морали и общественного порядка (ст. 67); никому не может быть отказано на основании его убеждений или происхождения в обладании полным объемом гражданских и политических прав и никто не может по указанным причинам уклоняться от соблюдения каких-либо общепринятых гражданских обязанностей (ст. 70); никто не может быть принужден делать частные пожертвования какой-либо иной церкви, помимо той, к которой он принадлежит (ст. 68); правила, относящиеся к религиозным сообществам, не входящим в лоно официальной церкви, также устанавливаются законом (ст. 69). Кстати сказать, статус светского государства не исключает на практике возможности оказания определенной материальной помощи церкви в целях обеспечения прав религиозных меньшинств. Особая, исключительно важная роль Грузинской Православной Церкви в истории грузинского народа закрепляется и в Конституции Грузии (ст. 9), в которой одновременно признается полная свобода убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства и др.

    1. Теократическое Государство

Теократическое Государство — особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. Истории известно немало примеровТеократическое Государство: в древности это Иудея, в период средневековья — халифаты Омейядов и Аббасидов, в Новое время — государство иезуитовв Парагвае (XVII в.), государство имама Шамиля в Чечне и прилегающих к ней районах в период Кавказской войны (XIX в.). Теократическое Государство до объединения Италии в 1870 г. была Папская область: до присоединения Тибета к КНР в 1951 г. Далай-лама (глава ламаистского духовенства) возглавлял и светскую власть в Тибете. В настоящее время примеромТеократическое Государство является государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная. исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.Хотя в целом ныне теократия является анахронизмом, в Новейшей истории есть примеры создания новых Теократическое Государство В результате «исламской» революции 1979 г. республиканское Теократическое Государство было создано в Иране. Вся фактическая власть в государстве перешла к руководителям шиитского духовенства во главе с аятоллой Р. Хомейни, что нашло отражение в Конституции 1979 г.Теократические тенденции сопровождаются усилением религиозной регламентации всех сторон общественной и личной жизни граждан, запретом любых оппозиционных организаций.От Теократическое Государство следует отличать так называемое клерикальное государство.

    1. Конфессиональное (клерикальное) государство

Конфессиональное (клерикальное) государство— государство с доминирующим положением религии и духовенства, их политическими, правовыми, экономическими и социальными привилегиями. В К. г. религия законодательно признана в качестве официальной идеологии, а соответствующая ей религиозная организация (церковь, духовное управление и т. д.) принимает участие в решении государственных вопросов, выполняет роль обоснования политики, является обязательным элементом государственной системы образования и воспитания, пользуется исключительным приоритетом и поддержкой государства, содержится за его счет. Процесс тесной интеграции религии и государства начался в Римской империи и продолжился в Средние века. Он сопровождался возникновением и укреплением привилегий духовенства как сословия со своими законами и судами. Высшие церковные иерархи участвовали в управлении государством, церковь обладала монополией на образование, епископы, клир и монастыри были наделены административной властью на определенных территориях. Однако, с другой стороны, это приводило к реальной зависимости церкви от светской власти. Взаимная интеграция религии (церкви) и государства всегда сопровождалась злоупотреблениями правами церковной власти и использованием религии в политических целях, что в 19 в. получило название «клерикализм». В настоящее время К. г. делятся на два типа: религиозные государства, включая теократии, и государства с государственной религией (церковью). К числу религиозных государств относятся Ватикан, ряд мусульманских государств (Иран, Саудовская Аравия), в которых ислам пронизывает все сферы государственной, общественной и личной жизни, не существует разделения между государством и религиозной общиной, религией и политикой, законом и религией, государственно-правовые и религиозно-нравственные институты тесно переплетаются при доминировании духовенства. Основными признаками таких государств являются: главенствующая роль мусульманского права в системе источников права и юрисдикции, обязанность глав государств проводить в жизнь принципы ислама, наличие специальных религиозно-политических органов, следящих за соответствием политических решений и законодательства требованиям ислама, назначение на государственные должности только мусульман; запрет или значительные ограничения деятельности неисламских религиозных организаций и немусульманской религиозной практики. Многие исламские идеологи, а также ряд ученых считают, что ислам не им ет разделения светских и духовных функций и повсюду способствует сохранению неразделимости религии и государства, духовной и светской власти. Во многом это обусловлено длительным сохранением ислама в качестве основы законодательства, а также тем, что более тысячи лет светская и религиозная власти сосредоточивались в одних руках: глава государства (халиф, султан или эмир) имел одновременно и титул эмира правоверных. Второй тип К. г. — государства с государственной религией (церковью). К ним относятся те государства, в конституциях или законодательстве которых закреплены государственный (официальный, традиционный, народный) статус конкретной религии или церкви. Они делятся на два подтипа а) с государственной церковью и б) с патронируемой государственной религией (церковью). Первый подтип характерен для стран, где доминирующей является одна из христианских церквей (Англия, Греция, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Шотландия). Государственная церковь в большей степени зависит от государства, хотя иногда наблюдается ее стремление к независимости. Вопросы церковного устройства и управления, финансирование церкви и религиозного образования государство считает своим делом. Церковь является частью государственного аппарата в отличие от других стран, где она — часть негосударственного сектора. Положение государственной церкви отличается от положения свободных церквей. Наиболее характерными признаками таких государств являются: совмещение поста главы государства и главы церкви; обязательная принадлежность некоторых должностных лиц государства к церкви; включение церковного права в систему права страны; регулирование государством вопросов внутренней структуры и управления церкви; вхождение представителей церкви в состав различных государственных органов; назначение государственными органами служителей церкви; государственное финансирование церкви; уплата гражданами церковного налога; признание церковнослужителей государственными служащими; выполнение церковью некоторых государственных функций; беспрепятственный доступ церкви в систему образования; наличие собственной юрисдикции церкви; иногда помимо государственной Церкви допускается существование других религиозных организаций, чей статус отличается от статуса государственной церкви. К др. подтипу К. г. относятся государства, в конституциях которых может быть предусмотрен государственный (официальный) статус религии или церквей, однако церковь не занимает в них такого положения как в странах Европы. Как правило, это латиноамериканские страны с сильными католическими традициями и влиянием католической Церкви. Финансируя церкви, оказывая им всяческую поддержку и обеспечивая беспрепятственный доступ в систему образования, государство при этом не вмешивается во внутреннюю деятельность католической церкви, не имеет прав в вопросах назначения священников. В ряде стран заключены конкордаты со Св. престолом (см. Папство), определяющие статус церкви и пределы государственного вмешательства в ее дела. Отношения религии (церкви) и государства не сводятся к подчинению церкви государству или наоборот. К этому же подтипу можно отнести государства, в которых государственной религией объявлен ислам: Алжир, Джибути, Египет, Марокко, Тунис и др. Ислам имеет преимущества в вопросах религиозной деятельности, финансирования, религиозного образования, религиозной юрисдикции и т.п. В то же время в отличие от ситуации в Иране и Саудовской Аравии в этих странах наблюдается достаточно терпимое отношение к другим религиям, представители которых могут легально действовать в стране. В законодательстве этих стран значительное место занимает светское, а не мусульманское право. Государство контролирует исламскую активность через строительство и финансирование мечетей, служителей культа, назначение имамов, поскольку опасается политизации ислама. В ряде стран (Бутан, Таиланд, Шри-Ланка) патронируемой религией являются буддизм и индуизм (Королевство Непал).

Типология государств по их отношению к религии

Взаимодействие государства и церкви обуславливается его двояким значением: как нравственно-религиозного и как юридического союза. В зависимости от того, какие права предоставляются церкви в ее взаимоотношениях с государством, можно определить четыре типа систем:

1. Теократия или приоритет церкви перед государством.

2. Господствующая церковь.

3. Признанные церкви.

4. Церкви терпимые.

По отношению к разным вероисповеданиям государство может применять различные системы.

В зависимости от отношения к церкви в современном мире выделяют:

1. Теократические государства.

2. Светские государства.

3. Клерикальные государства

4. Атеистические государства.

Теократическое государство – это государство, в котором его глава выполняет функции верховного священнослужителя, в стране установлена государственная (официальная) религия, а государственная власть принадлежит церкви. В теократическом государстве основным источником права являются религиозные нормы.

Признаками теократического государства являются:

1. Установление государственной религии, обязательной для всех.

2. Включение религиозных организаций в политическую систему.

3. Сращивание государственного аппарата и религиозных объединений.

4. Религиозный лидер возглавляет органы государственной власти и обладает полномочиями политической государственной власти.

5. Участие религиозных организаций в деятельности государственных органов, оказание влияния на их деятельность.

Сегодня такими государствами являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.

Светское государство – это государство, в котором отсутствует официальная религия, все религиозные объединения отделены от государственной власти и равны между собой.

Признаки светского государства:

1. Отсутствие обязательной (государственной) религии.

2. Невмешательство церкви в государственные функции.

3. Выполнение церковью исключительно духовных функций, направленных на удовлетворение религиозных нужд общества.

4. Отсутствие контроля в отношении граждан к религии.

5. Охрана государством законной деятельности религиозных объединений.

6. Отрицание религиозных норм в качестве источников права.

7. Гарантия свободы религии, обеспечение равенства всех религиозных объединений перед законом.

Закрепление светского государства отнюдь не означает умаления или ущемления свободы вероисповеданий. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо образом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений.

Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияние на принятие государственных решений.

Светскими государствами являются: Российская Федерация, Франция, Турецкая республика,

Клерикальное государство – государство, где власть сливается с церковью, однако в отличие от теократического государства в стране не запрещаются другие религии.

Государственная религия пользуется определенными льготами, в частности налоговыми, получает субсидии.

В конституциях или законодательстве клерикальных государств закреплен официальный статус конкретной религии или церкви. Они делятся на 2 типа:

1. С государственной церковью.

2. С патронируемой государственной религией.

Первый подтип характерен для стран, где доминирующей является одна из христианских церквей (Англия, Греция, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Шотландия). Государственная церковь в большей степени зависит от государства, хотя иногда наблюдается ее стремление к независимости. Вопросы церковного управления и устройства, финансирование церкви и религиозного образования государство считает свои делом. Церковь является частью государственного аппарата в отличие от других стран, где она – часть негосударственного сектора. Положение государственной церкви отличается от положения свободных церквей:

1. Совмещение поста главы государства и главы церкви.

2. Обязательная принадлежность некоторых должностных лиц государства к церкви.

3. Включение церковного права в систему права страны.

4. Вхождение представителей церкви в состав различных государственных органов.

5. Назначение государственными органами служителей церкви.

6. Государственное финансирование церкви.

7. Уплата гражданами церковного налога.

8. Признание церковнослужителей государственными служащими.

9. Выполнение церковью некоторых государственных функций.

10. Беспрепятственный доступ церкви в систему образования.

11. Наличие собственной юрисдикции церкви.

Иногда помимо государственной церкви допускается существование других религиозных организаций, чей статус отличается от статуса государственной церкви.

К другому подтипу клерикальных государств относятся государства, в конституции которых может быть предусмотрен государственный статус религии или церкви, однако церковь не занимает такого положения, как в странах Европы. Как правило, это латиноамериканские страны с сильными католическими традициями и влиянием католической церкви. Финансируя церкви, оказывая им всяческую поддержку и обеспечивая им беспрепятственный доступ в систему образования, государство при этом не вмешивается во внутреннюю деятельность католической церкви, не имеет прав в вопросах назначения священников. В ряде стран заключены конкордаты, определяющие статус церкви и пределы государственного вмешательства в ее дела.

Отношения религии и государства не сводятся к подчинению церкви государству или наоборот. К тому же подтипу можно отнести государства, в которых государственной религией объявлен ислам: Алжир, Джибути, Египет, Марокко, Тунис и др. Ислам имеет преимущества в религиозной деятельности, финансирования, религиозного образования, религиозной юрисдикции и т.п. В то же время, в отличие от ситуации в Иране или Саудовской Аравии, в этих странах наблюдается достаточно терпимое отношение к другим религиям, представители которых могут легально действовать в стране. В законодательстве этих стран значительное место занимает светское, а не мусульманское право. Государство контролирует исламскую активность через строительство мечетей и их финансирование, служителей культа, назначение имамов, поскольку опасается политизации ислама.

Атеистическое государство – это государство, в котором любая религия запрещена, а религиозные объединения преследуются по закону. В таких государствах запрещается издание и распространение любой религиозной литературы, проповедование и агитация. Церковь лишена имущества, священнослужители привлекаются в ответственности. Таким государством был бывший СССР.

Вернуться на главную страницу…

Как относились русские к представителям других религий

1) «Об обязанных крестьянах»
2) «О вольных хлебопашцах»
3) «Об учреждении IIIотделения Собственной Е.И.В. Канцелярии»
4) «О введении всеобщей воинской повинности»
А2. Какое сословие было наиболее привилегированным в России в XIXв.?
1) боярство 3) купечество
2) дворянство 4) духовенство (священство)
А3. Какому государственному органу власти придавались функции высшей судебной инстанции и органа надзора за ад­министрацией согласно реформе 1802 г.?
1) Священному Синоду 3) Сенату
2) Верховному Тайному совету 4) Государственному совету
А4.Как в XIXв. назвали крестьян, имевших денежные средства и занимавшихся предпринимательской деятельностью?
1) посессионные 3) временнообязанные
2) капиталистые 4) черносотенные
А5.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите место встречи двух императоров, о которой идет речь.
«25 июня 1807 г. во втором часу дня состоялась первая встреча обоих императоров. На самой середине реки был ут­вержден плот с двумя великолепными павильонами. На фран­цузском берегу была выстроена вся гвардия, на русском — не­большая свита императора… Лодки отчалили от берегов, и на середине реки император и царь одновременно вошли в шатер мира. Стрелявшие еще 10 дней назад друг в друга гвардейцы кричат: «Ура!» Вчерашние враги обнялись…»
1) Ватерлоо 3) Аустерлиц
2) Тильзит 4) Санкт-Петербург
А6.В годы какой войны русской армией был осуществлен блистательный Тарутинский марш-маневр?
1) Смоленской 3) Ливонской
2) Северной 4) Отечественной
А7.В XIXв. зажиточные горожане могли участвовать в воп­росах управления городом через
1) городские думы 3) губных старост
2) мировых посредников 4) земские комитеты
А8. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о событиях которой идет речь
«Углицкий и Казанский полки, и пятая дружина болгарского ополчения с изумительно красивою стройностью двинулись вперед под густым огнем неприятеля. После блистательных атак Скобелев выстроил перед <Шипкой-Шейново> Владимирский полк… – Ну, братцы, за мной теперь. Ваши товарищи честно сделали свое дело, – кончим и мы как следует. – Постараемся… – Смотрите же… Идти стройно… Турки почти уже разбиты… благословясь, с Богом!»
1) русско-турецкая война 1806–1812 гг. 3) Крымская война 1853–1856 гг.
2) русско-турецкая война 1828–1829 гг. 4) русско-турецкая война 1877–1878 гг.
А9.По реформе 1861 г. крестьяне получили право
1) перехода в другие сословия
2) избирать и быть избранными в Государственную думу
3) выходить из общины и селиться в хуторах
4) на все земли помещика
А10.Прочтите отрывок из воспоминаний Н. Фигнер и ука­жите имя императора, о подготовке покушения на которого идет речь в документе.
«Одновременно с приготовлениями взрывов под Москвой, Александровском и Одессой, Комитет имел в виду еще одно на­значение в самом Петербурге… Комитет в Петербурге приготов­лял взрыв в Зимнем дворце, но это сохранялось в строжайшей тайне и находилось в ведении «Распорядительной комиссии» из трех лиц, избираемых членами Комитета из своей среды для дел величайшей важности. В то время этими тремя были: Ал. Ми­хайлов. Тихомиров и Ал. Квятковский, от которого однажды я услыхала загадочную фразу: «В то время, как идут все эти при­готовления, здесь личная храбрость одного может покончить все». Это был намек на Халтурина, который впоследствии рассказывал мне, что в Зимнем дворце ему однажды случилось быть наедине с государем, и удар молотка мог уничтожить его на месте».
1) Павел Петрович 3) Николай Павлович
2) Александр Павлович 4) Александр Николаевич
А11. Что из названного произошло в XIX веке?
1) упразднение патриаршества 3) провозглашение России империей
2) учреждение коллегий 4) отмена крепостного права
А12. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе
1) славянофилы 3) декабристы
2) марксисты 4) народовольцы
А13. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?
1) Государственный Совет 3) Высочайший Сенат
2) Государственная Дума 4) Святейший Синод
А14. Начавшийся в России в 30-е гг. XIX в. промышленный переворот способствовал
1) появлению первых мануфактур
2) появлению первых общероссийских ярмарок
3) уменьшению численности городского населения
4) формированию фабричных центров
А15. Представители русской общественной мысли с конца 1830-х – 1850-х гг., считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались
1) западниками 3) славянофилами
2) социал-демократами 4) декабристами
А16.Укажите изменения, преобразования, которые были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.
A) отмена рекрутского набора в армию
Б) ограничение барщины тремя днями в неделю
B) создание губернских и уездных земств
Г) запрещение продавать крестьян без земли
Д) введение института присяжных заседателей
Укажите верный ответ
АБГ 2) АВД 3) БВГ 4) ВГД пожалуйста помогите

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *