Отношение к старости

Как правильно относиться к старости, как не бояться старости, стареть?

У меня был знакомый атлет, которому было за 60, который тренировался себе и мог, например, лежа выжимать 200. Его почтительно называли «дедом», а он , бывало, все приговаривал: «О возрасте надо забыть — нет его». А Кашпировский как-то заметил: «Почему мы начинаем после 60 дряхлеть, начинает «песок сыпаться»? Потому что вот такую себе даем установку». А установка должна быть «лет до 100 расти нам без старости». Еще пример — известный хирург академик Углов. Когда ему исполнилось 100, то он продолжал практику хирурга и говорил безо всякого позерства, что «совершенно не устал от жизни»». Вот так и надо — быть по-юношески «распахнутым» к жизни хоть в 16, хоть в 60, и тогда будет вероятность вот так же быть и в 100. А классики педагогики отмечают, что для ребенка очевидно и естественно, что жизнь дана в первую очередь для радости, потом же мы за тяготами и невзгодами теряем эту способность, а это также один из признаков надвигающейся старости (не по годам, а по состоянию духа), вот и надо продолжать, «как бы жизнь ни била», поддерживать и культивировать у себя эту способность (в частности, постоянно возвращаться в воспоминаниях к тем моментам и периодам детства, когда жизнь казалась ну такой безоблачной, когда мы радовались весенним ручьям, первым проклевывающимся листочкам и прочей «ерунде»). Не «розовые очки на глаза нацеплять», а не допускать, чтоб «жизнь наша скотская» не нацепила на мутнеющие взоры грязно-серые, «кафкианские» очки». Есть такая песня (Немножко о себе) в репертуаре Клавдии Шульженко…

Ну и аксиоматично то, что «Плисецкая прописала» (и не только она). Когда прима-балерину современности спросили, как ей удается в такие годы «держать марку», то она коротко ответствовала: «Никаких тут секретов. Активность и движение, активность и движение. И — не жрать». (В отношении вредных привычек все ясно «по умолчанию»).

LiveInternetLiveInternet

  • (0)
  • ВЕРА (23)
  • Икона (3)
  • Молитва (5)
  • Полезные советы и знания (7)
  • Праздник (1)
  • Разное (7)
  • Вера, молитва (176)
  • Видео (56)
  • Все для дома (9)
  • Все о цветах и не только… (181)
  • ДОМ, ДАЧА И МНОГОЕ ДРУГОЕ (45)
  • Идеи для творчества (10)
  • Интересные факты (5)
  • Интерьер (2)
  • Полезности (8)
  • Ремонт (6)
  • Сад-огород (2)
  • Сад-огород на подоконнике (11)
  • Дом, интерьер (27)
  • Из истории (1)
  • ЖИЗНЬ (526)
  • Без комментариев (63)
  • В жизни не без юмора (22)
  • Истории из жизни (50)
  • Мнение (46)
  • Мой адрес — Советский Союз (42)
  • Новости (36)
  • Политика (15)
  • Судьба (20)
  • Здоровье (672)
  • Известные и неизвестные (562)
  • ИЗВЕСТНЫЕ И НЕИЗВЕСТНЫЕ1 (26)
  • Интересно (657)
  • ИНТЕРЕСНО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО (47)
  • ИСКУССТВО (543)
  • Имя (5)
  • Интересные факты (13)
  • История картины (13)
  • ИСКУССТВО1 (78)
  • Имя (39)
  • Интересные факты (4)
  • История картины (9)
  • История скульптуры (1)
  • Просмотр для души (24)
  • Художественный промысел (1)
  • ИСТОРИЯ, МИФЫ, ЗАГАДКИ (426)
  • История (290)
  • Мифы и загадки (7)
  • ИСТОРИЯ, МИФЫ, ЗАГАДКИ (37)
  • Из истории (22)
  • Мифы и загадки (15)
  • КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР (118)
  • Города и населенные пункты (8)
  • Достопримечательности (9)
  • Мир на ладони (фото) (57)
  • Мосты (3)
  • Музеи, выставки, фестивали (2)
  • Острова (2)
  • Парки, скверы, аттракционы (5)
  • Планета Земля (25)
  • Страна (6)
  • Экстравагантно (1)
  • Кинофильмы, спектакли, постановки (218)
  • Компьютер (21)
  • Красота (195)
  • Красота и здоровье (188)
  • КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ (194)
  • Интересные факты (9)
  • Масла (8)
  • Мёд (3)
  • Нетрадиционный подход (7)
  • Общие рекомендации (11)
  • Советы для здоровья (57)
  • Советы для красоты (44)
  • Травы и растения в помощь (27)
  • Упражнения (27)
  • КУЛИНАРИЯ (3386)
  • Заготовки на зиму (489)
  • Здоровье (48)
  • Из истории (25)
  • Интересно (26)
  • Красота (6)
  • Мороженое (31)
  • Напитки (131)
  • Полезные советы (43)
  • Рецепты для мультиварки (27)
  • Хлеб (67)
  • КУЛИНАРИЯ1 (449)
  • Ассорти (5)
  • Без выпечки (3)
  • Блины, лепешки (8)
  • Блюда из субпродуктов (2)
  • Блюда из яиц (1)
  • Выпечка (несладкая) (7)
  • Выпечка (сладкая) (26)
  • Десерты (10)
  • Для здоровья (34)
  • Заготовки на зиму (99)
  • Закуски (10)
  • Из истории (3)
  • Интересные факты (3)
  • Картофель (3)
  • Колбасы, мясные деликатесы (1)
  • Крем (1)
  • Кухни народов мира (9)
  • Масло (1)
  • Молочные блюда (3)
  • Мороженое (10)
  • Мясные блюда (26)
  • Напитки (алкоголь) (11)
  • Напитки (безалкогольные) (29)
  • Овощные блюда (7)
  • Пасхальный стол (7)
  • Паштеты (1)
  • Пицца (1)
  • Полезные советы (16)
  • Приправы (3)
  • Рецепты для мультиварки (11)
  • Рецепты из любимых фильмов и книг (1)
  • Рыбные блюда (5)
  • Салаты (25)
  • Соусы, подливы, маринады (14)
  • Супы (3)
  • Сыры (7)
  • Тесто (1)
  • Торты (11)
  • Фруктово-ягодные блюда (5)
  • Хлеб (21)
  • Шоколад, конфеты, мармелад (5)
  • МАНТРЫ, ЗАГОВОРЫ, ФЕН-ШУЙ (33)
  • МЕЛОМАНАМ (17)
  • Имя (7)
  • Интересные факты (2)
  • Музыкальная минутка (6)
  • О музыке и музыкантах (1)
  • Смотрим балет, слушаем оперу (1)
  • Мир на ладони (366)
  • Мода и стиль (293)
  • Бренд (4)
  • И такое бывает (1)
  • Из истории моды (18)
  • Модные советы и рекомендации (6)
  • Моду делают люди (13)
  • МОДА И СТИЛЬ1 (86)
  • Бренд (7)
  • Из истории моды (20)
  • Интересно (5)
  • Модные советы и рекомендации (49)
  • Моду создают люди (4)
  • Просто смотрим (1)
  • МОЁ (22)
  • мой город (138)
  • МОЙ ГОРОД (8)
  • МОЙ КОМПЬЕТЕР И ТЕЛЕФОН (11)
  • Молитва (0)
  • МУДРОЕ СЛОВО (111)
  • Мудрая мысль (16)
  • Притчи, сказки (31)
  • Фразы, цитаты, изречения (64)
  • Мудрость (127)
  • Музыкальная минутка (171)
  • Мультяшки (80)
  • Интересные факты (4)
  • История создания (6)
  • НАСТРОЕНИЕ (1584)
  • Для души (47)
  • Кошкоматрица (39)
  • Милота (21)
  • Пожелание (108)
  • Праздники (29)
  • Разное настроение (27)
  • Смешное чтиво (56)
  • Стихи (10)
  • Юмор (618)
  • НАСТРОЕНИЕ1 (206)
  • Для души (4)
  • Кошкоматрица (16)
  • Милота (8)
  • Пожелание, подарок (14)
  • Разное настроение (4)
  • Смешное чтиво (24)
  • Стихи (4)
  • Юмор (132)
  • О ЛЮБВИ (252)
  • О ЛЮБВИ1 (29)
  • О музыке и музыкантах (61)
  • О фильмах (68)
  • Планета Земля (105)
  • Плейкаст (7)
  • Поэтическая страничка (760)
  • Притча (76)
  • Проза (172)
  • Путешествие (254)
  • РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ (97)
  • РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ1 (19)
  • РУКОДЕЛИЕ (1994)
  • Вышиваем (91)
  • Вяжем (960)
  • Для вдохновения (4)
  • Интересные факты (4)
  • Красота (11)
  • Практические советы (120)
  • Своими руками (407)
  • Шьем (397)
  • РУКОДЕЛИЕ1 (672)
  • Вышивайка (33)
  • Вяжем (333)
  • Для вдохновения (2)
  • Интересные факты (3)
  • Красота (17)
  • Переделки (1)
  • Практические советы (20)
  • Своими руками (168)
  • Шьем (98)
  • Сад-огород (214)
  • СИНЕМА (22)
  • Кинофильмы, спектакли, постановки (2)
  • Любимые имена (19)
  • О фильмах (1)
  • Сказки Эльфики (42)
  • СЛОВО (296)
  • Ауди-книга (4)
  • Имя (7)
  • Поэтическая страница (110)
  • Проза (8)
  • Сказки Эльфики (166)
  • Советы на все случаи жизни (359)
  • СОВЕТЫ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ (13)
  • Танцы (47)
  • История танца (1)
  • Тест (42)
  • ТЕСТЫ, ЗАГАДКИ (4)
  • фен-шуй, мантры, заговоры (243)
  • Фразы и цитаты (269)

Отношение к старости в разных культурах

1. Отношение к старости в разные периоды развития человечества

Старость как социальную проблему следует считать феноменом XX века — до этого число пожилых людей было незначительно даже по самым оптимистичным оценкам. Средняя продолжительность жизни в первобытном обществе составляла 15–22 года, в Древнем мире — 20–30 лет. Незначительно увеличившись в Средние века и эпоху Возрождения (25–30 лет), в XVII–XVIII веках она в целом не превышала 40 лет. К концу XIX столетия средняя продолжительность жизни уже составляла 47–50 лет и постепенно росла в течение всего XX века. И уже в 1990-е годы «старение населения» начинает восприниматься как угроза социуму. Но и в предыдущие эпохи отношение к старости отнюдь не было однозначным.

Палеолитическое изобилие крупных стадных млекопитающих (мамонт, большерогий олень, шерстистый носорог, лошадь) и возможность при относительно незначительных затратах труда организовывать на них достаточно эффективные загонные охоты во многом предопределили относительно оседлый образ жизни. Учитывая небольшие размеры палеолитических локальных групп (20–25 человек) и незначительную продолжительность жизни, старость, безусловно, была довольно редким явлением. Сам факт более долгой жизни являлся гарантией превосходства ума и мужества данного человека над большинством. Пожилой человек был более сведущ практически во всех вопросах, нежели младшие соплеменники. Он следил за очагом, участвовал в требующем больших навыков процессе изготовления орудий труда, играл главную роль в воспитании подрастающего поколения . Нередко ему приписывались мистические свойства, наличие духов-покровителей. Он мог представляться окружающим зримым воплощением культа предков и восприниматься как всеобщий отец или мать рода. Всё это обуславливало непререкаемый авторитет старших членов общин, уважение соплеменников, доходящее до благоговейного трепета, до формирования культа старца . Имеющиеся палеолитические находки также подтверждают уважительное отношение к пожилым людям в первобытных коллективах. Например, полуслепой, больной артритом старик (стоянка Шанидар, Ирак) с высохшей рукой мог выжить только благодаря поддержке других членов группы.

Мезолитические племена (а также современные племена первобытной периферии) в силу изменившейся экологической обстановки вынуждены были вести преимущественно кочевую жизнь, как правило, довольствуясь относительно мелкой добычей. Опасность перенаселения территории племени заставляла коллектив заботиться как об ограничении рождаемости, так и о поддержании высокой смертности (в частности, практиковался и геронтицид — убийство стариков).

«Ренессанс» уважительного восприятия старости, позднее приведший к принципиальному изменению отношения к ней, происходит уже в обществах с производящим характером экономики и достаточным прибавочным продуктом, где в отношении коллектива к индивиду уровень трудоспособности последнего больше не играет определяющей роли. Уважительное отношение к пожилым основывается, не на возрасте как прежде, а на роли в общественной жизни или авторитете. Случаи геронтицида сходят на нет, появляется специальный геронтократический институт — совет старейшин. Зачатки власти старейшин, предположительно, появляются уже у неандертальцев.

Авторитет старейшин, как правило, был очень высок — например, у чеченцев особые камни для сидения старейшин на деревенской площади нередко привозились издалека с помощью быков, сиденья для самых старших были обработаны вручную. В их руках были сосредоточены законодательные, административные и религиозные функции. Власть вождя, не пользующегося поддержкой старейшин, обычно была неустойчива, возрастала вероятность его насильственного смещения и/или убийства. Иногда старейшина исполнял функции военного лидера.

Падение роли и авторитета совета старейшин на общегосударственном уровне при относительной устойчивости на местах может быть объяснено разрастанием и объединением локальных сообществ, а значит, появлением все большего количества людей, не имеющих со старейшинами ни кровнородственных, ни соседских связей (авторитет же базируется в первую очередь на личностных отношениях); концентрацией ключевых религиозных и законодательных функций в руках государства и его представителей (жрецов, юристов, судей и т. д.); наконец, появлением новых способов хранения знаний (письменность), системы образования, научных представлений о мире и профессиональных носителей такого рода знания — ученых.

С момента появления государства авторитет представителей старшего поколения возрастает. Наличие геронтологических компонентов в социальной политике некоторых государств выражается в виде льгот для пожилых и старых людей, освобождения их от налогов и общественных работ. Например, в инкской империи люди, достигшие 50-летнего возраста, работали значительно меньше других, а по достижении 60 лет освобождались от всякой трудовой повинности. В Древнем Египте и Римской империи состарившиеся солдаты обеспечивались государством земельными наделами, им выдавались единовременное или регулярное денежное пособие, даровалось право беспошлинной торговли, прочие льготы и привилегии, размер которых зависел от звания перед выходом в отставку и срока службы .

Государство не только брало на себя крупные расходы по лечению бедняков, содержанию специальных домов (богаделен) для престарелых, но и законодательно закрепляло обязанность детей заботиться о состарившихся родителях. Непочтительное отношение к ним во многих культурах считалось преступлением и наказывалось законом.

В новое время в европейских урбанизированных культурах с разрушением общины система коллективной поддержки нетрудоспособных приходит в упадок, усиливается дискриминация по половозрастным признакам, а нуклеарные семьи уже не в силах обеспечить своим старшим членам достойную старость. Общественная поддержка пожилых и старых людей в этот исторический период незначительна на фоне нарастающего мировоззренческого разрыва между поколениями.

В конце XVII и в XVIII веке намечается тенденция отделения домов для престарелых от больниц, появляются первые теории, ратующие за необходимость назначения пенсий по старости. Со второй половины XIX в. геронтология становится самостоятельной наукой, появляются первые серьезные статистические исследования старости. С этого же времени начинает осуществляться действительная социальная забота о нетрудоспособных. Одна из наиболее последовательных программ социального страхования была воплощена в Германии Отто фон Бисмарком в 1880-е годы. В целом же выплату пенсий и страхование от безработицы могли позволить себе лишь наиболее эффективные компании (например, железнодорожные). Несмотря на существование различных благотворительных организаций и небольших пособий, старость для рабочего XIX века была «настоящей катастрофой, прихода которой стоически ожидали».

Со временем помощь престарелым стала считаться не благотворительностью, а общественным долгом, но полная “реабилитация” старости происходит уже во второй половине XX в. Изменилось само содержание слова “старость”. Если раньше критерием старости являлась нетрудоспособность, то теперь – переход через законодательно оформленный формализованный возрастной порог, после которого человек имеет право на пенсионное обеспечение.

Для современной западной культуры характерно «исчезновение» старости — теперь это «человек в солидном возрасте», «очень хорошо сохранившийся». В США термин «пожилой» был заменен на «третий возраст». Здесь пожилые люди хорошо выглядят, ухожены, водят автомобили, много путешествуют, посещают специальные клубы для лиц «золотого возраста».

Однако такое отношение к старости характеризуется не ее принятием, а скорее избеганием. Так, американская писательница Стефани Фол, описывая образ жизни своих соотечественников, составила примечательный «список поступков, которые, с точки зрения жителей Нового Света, совершенно недопустимы»: старение, полнота и смерть. Старение в корне противоречит всем американским идеалам и понятиям. Лозунг для мужчин и женщин — «выгляди на двадцать лет моложе». Старики, которых называют «людьми старшего поколения», пытаются надуть урода с косой, подкрашивая волосы, натягивая джинсы, подтягивая кожу и подбирая животики. Американским постулатом в отношении старения можно считать высказывание Иваны Трамп, которая заявила: «Я всегда буду выглядеть на тридцать пять, но Дональду это обойдется недешево». По мнению Лишаева С.А., доктора философ. наук, профессора, данный молодежный культ у стариков уходит корнями в их же молодость, где они сами поглядывали на стариков с презрением или жалостью и теперь и им остается или жалеть и презирать себя за беспомощность и «никчемность», или до последней возможности «удерживать молодость».

В российской действительности старость устрашает болезнями, зависимостью, скукой, бедностью. Большинству людей свойственно оттягивать символический рубеж старости — выход на пенсию, за которым следует подмена прежней социальной активности жизнью семьи (если таковая есть) и, отчасти, политической жизнью. Погружение пожилого человека в жизнь семьи не всегда благо. Разные системы ценностей возрастных групп порождают конфликт поколений. С одно стороны, ускоренное появление знаний, навыков, технологий обесценивает жизненный опыт пожилых людей, а мода на практический атеизм дискредитирует свойственную старикам набожность и их возрастную склонность к аскетизму. С другой стороны, не способность пожилого человека адаптироваться к новым условиям жизни. Психологически усталый, неудовлетворённый прожитым, сформировавшийся как личность в атмосфере не приемлющей любой «инакости», российский пенсионер зачастую несёт в семью не сердечность и мягкость, а раздражительность и нетерпимость. Потеря статуса кормильца зачастую выливается в неосознанное желание сохранить авторитет в семье любыми средствами — от попыток психологического подавления прочих членов семьи до истерического поведения. Таким образом, вместо того, чтобы выступать в освящённой веками роли мудрого советчика и гасителя конфликтов, пожилой человек нередко становится на позицию ребёнка и создаёт в семье дополнительный очаг напряжения .

2. Отношение к старости в России

Русское «старый» или старославянское «старьць» восходит к индоевропейской основе со значениями «большой», «крепкий», «твердый», «сильный», что соответственно подразумевается не немощь, а наоборот, силу, могущество, господство. Это связано с тем, что старостью считался более ранний возраст, чем принятый в наши дни. В России XVIII века 55-летний фабричный работник считал себя стариком, а 56-летних официальные ведомости рассматривали как «престарелых». Та же ситуация была характерна и для верхов общества — в 1752 году М.П. Бестужев в одном письме писал: «я человек престарелый: родился я в 1689 году, и тако 63 год мне идет: лета немалые, более должно называть престарелые». Можно привести и ряд литературных примеров: в толстовской «Анне Карениной», гдеописываются события уже 70-х гг.XIX в., 34-летний Стива Облонский характеризует свою жену, «бывшую только годом моложе его», так: «истощенная, состарившаяся, уже некрасивая женщина». В другом месте брата Левина, Сергея Ивановича Кознышева, убеждают в том, что в нынешнее время «только в России люди в пятьдесят лет считают себя стариками», в то время как во Франции пятидесятилетний мужчина считает себя «в расцвете лет», а сороколетний — «молодым человеком», — и т.д. Даже в таком позднем произведении, как «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова (этот написанный в 1927 г. бессмертный роман в данном аспекте представляет ничуть не меньший интерес, чем более серьезные сочинения), при описании свадьбы Остапа Бендера и вдовы Грицацуевой сообщается, что «Молодая была уже не молода. Ей было не меньше тридцати пяти лет», а 50-летняя Елена Станиславовна Боур и 52-летний Ипполит Матвеевич Воробьянинов именуются не иначе, как «старик» и «старуха».

Дело в том, что продолжительность жизни была тогда столь невысока, что перешагнувший через 50-летний рубеж человек мог считать себя счастливчиком и, действительно, выглядел в глазах окружающих глубоким старцем. Во Франции XVIII в. продолжительность жизни составляла 25–27 лет, при этом, по разным оценкам, от 20 до 35% умирало в первый же год жизни, до 10 лет доживало 49–61%, до 25 лет – 42–55%, до 50 лет – 24–38%. В России ситуация была отнюдь не лучше – Ломоносов считал, что из каждого поколения «в три года умрет половина или еще по здешнему небрежению и больше», Екатерина II в своем «Наказе» писала, что «мужики большой частию имеют по двенадцати, по пятнадцати и до двадцати детей из одного супружества; однако редко и четвертая часть оных приходит в совершенный возраст», а Петербургская духовная консистория в 1747 г. сообщала, что в пределах епархии из 3211 новорожденных мальчиков в течение первого года жизни умерло 968 (и это еще по очень неполным данным). В середине XIX в. средняя продолжительность жизни крестьянина определялась А.В. Терещенко в 33 года; даже в последней четверти XIX в. в России до 5-летнего возраста доживали 550 чел. из 1000 (в Западной Европе того времени – более 700). До старости доживало еще меньше, можно привести такой фактический пример: в одном из имений П.П.Шафирова, отписанных в 1723 г. «на государя», из 375 душ м.п. возраст от года до 10 лет имели 108 (28,8%), от 10 до 15 лет – 52 (13,9%), от 15 до 60 лет – 186 (49,6%), и от 60 до 90 лет – 29 (7,7%) чел.; иными словами, лиц современного пенсионного возраста было всего 8%, а не от одной трети до половины населения, как это сегодня .

Литература:
1. Геворкян К.Г. Проблемы осмысления старости в условиях социокультурной трансформации // Вестн. обществ. наук. / НАН. РА. – 2011.
2. Лишаев С.А. Старость и современность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2007 — № 1 — с. 71-81.
3. Сахно Е.Г. Геронтократия и геронтофобия / Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конференции. Санкт-Петербургское философское общество. Серия “Symposium”. 2002 — № 24 — с. 77-79.
4. Смолькин А. А. Исторические формы отношения к старости / Стареть по-русски. 2005 — № 3 (24).
5. Шипилов А.В. «Старость» в прошлом и настоящем // Аналитика культурологии. 2012 — № 24.

Отношение к старости в разные исторические периоды.

Старость как социальную проблему следует считать феноменом XX века — до этого число пожилых людей было незначительно даже по самым оптимистичным оценкам. Средняя продолжительность жизни в первобытном обществе составляла 15–22 года, в Древнем мире — 20–30 лет. Незначительно увеличившись в Средние века и эпоху Возрождения (25–30 лет), в XVII–XVIII веках она в целом не превышала 40 лет. К концу XIX столетия средняя продолжительность жизни уже составляла 47–50 лет и постепенно росла в течение всего XX века. И уже в 1990-е годы «старение населения» начинает восприниматься как угроза социуму. Но и в предыдущие эпохи отношение к старости отнюдь не было однозначным.

Итак, начнем с самой древности.
Палеолит.
Можно предположить, что до преклонных лет в палеолите доживали лишь наиболее психологически уравновешенные и приспособленные к сложной социальной организации индивиды. Имеющиеся палеолитические находки позволяют говорить об уважительном отношении к пожилым людям в первобытных коллективах. Например, полуслепой, больной артритом старик (стоянка Шанидар, Ирак) с высохшей рукой мог выжить только благодаря поддержке других членов группы. Это обусловлено тем, что племена этого времени вели, преимущественно оседлый образ жизни. Дело в том, что в эпоху палеолита было изобилие крупных стадных млекопитающих (мамонт, большерогий олень, шерстистый носорог, лошадь) и следовательно на них было относительно легко охотиться. Недостатка в пище не было, поэтому старики «не мешали» племени, а напротив, занимались присмотром за селением и воспитанием детей.
Мезолит.
Мезолитические же племена (а также современные племена первобытной периферии) в силу изменившейся экологической обстановки вынуждены были вести преимущественно кочевую жизнь, как правило, довольствуясь относительно мелкой добычей; охота на немногочисленную крупную дичь с целью сохранения природных ресурсов региона порой находилась под долговременным запретом. Опасность перенаселения территории племени заставляла коллектив заботиться как об ограничении рождаемости, так и о поддержании высокой смертности (в частности, практиковался и геронтицид). Пищи было мало, она добывалась с трудом, так что старики в племени были экономически невыгодны.
Однако, пожилой человек все же был основным хранителем знаний и священных традиций первобытной локальной группы. Это справедливо для всех бесписьменных обществ. Знания стариков, реализуемые более молодыми и сильными соплеменниками, были одним из важнейших факторов развития, гарантией оптимальной успешности первобытной локальной группы.
Раннегосударственный период.
В раннегосударственных образованиях первые формы власти были тесно связаны со старейшинами, в чьих руках обычно сосредотачивались законодательные, административные, религиозные функции. Непочтительное отношение к родителям во многих культурах считалось преступлением и наказывалось по закону. В Вавилонии содержание матери порой выдавалось мукой, а не зерном — показательный момент, т. к. растирание зерна на зернотерке требовало приложения значительных усилий. В Древнем Китае убийство матери понималось как преступление, «оскорбляющее великие основы государства».
С момента своего появления государство стремится поддержать нетрудоспособных членов общества прямыми или косвенными методами. Для государств со значительной ролью бюрократического аппарата характерно наличие в их социальной политике геронтологических компонентов в виде льгот для пожилых либо освобождения их от налогов и/или прочих повинностей. Например, в инкской империи люди, достигшие 50-летнего возраста, работали значительно меньше других, а по достижении 60 лет освобождались от всякой трудовой повинности. Поля для нетрудоспособных обрабатывались сразу после храмовых полей и до «личных». В Древнем Шумере крупные расходы по лечению бедняков пытались брать на себя храм и государство. Еще в доконфуцианском Китае властные структуры в своей налоговой политике старались не обидеть вдов и сирот; после Конфуция понятие справедливости в суждении о налогах становится центральным, что находило свое проявление, например, в освобождении от общественных работ или запрете на садоводство для прочих возрастных категорий. Ранг китайского чиновника не понижался даже после оставления службы по старости. В трудах по социальной геронтологии уже давно нашел отражение тот факт, что специальные дома для престарелых были впервые организованы на Древнем Востоке

В эпоху Возрождения эвтаназия и суицид в пожилом возрасте начинают оправдываться в отличие от средневековой Европы. В Новое время в европейских урбанизированных культурах с разрушением общины система коллективной поддержки нетрудоспособных приходит в упадок, усиливается дискриминация по половозрастным признакам, а нуклеарные семьи уже не в силах обеспечить своим старшим членам достойную старость. Общественная поддержка пожилых в начале Нового времени была незначительна при все увеличивающемся разрыве между поколениями в мировоззренческих позициях. Положение пожилых в урбанистических индустриальных культурах изначально было маргинальным, рост уровня социальной мобильности негативно сказался на престиже пожилых.
Постепенно главную роль в поддержке нетрудоспособных начинает играть государство. Первый закон об ответственности государства за немощных и неимущих стариков был введен в Англии в 1601 году . Общественная поддержка пожилых в начале эпохи была сведена к минимуму — в спрессованном пространстве города физическая близость сосуществует с духовной отдаленностью при все увеличивающемся разрыве между поколениями в ценностях, идеалах, образе мыслей. В результате уже к XVI–XVII векам старик стал восприниматься как развалина, исчерпавший себя человек; в целом до XVIII века пожилые оставались чем-то смешным, лишь в XIX веке возникает образ респектабельного старца с богатейшим опытом жизни.

Однако, с тех времен отношение к старости в Европе изменилось коренным образом. Для современной западной культуры характерно «исчезновение» старости — теперь это «человек в солидном возрасте», «очень хорошо сохранившийся». В США не употребляется даже само слово «пожилой», его заменил термин «третий возраст». Здесь пожилые люди хорошо выглядят, ухожены, водят автомобили, много путешествуют, посещают специальные клубы для лиц «золотого возраста».

(«ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЯ К СТАРОСТИ»Антон Смолькин)

Геронтофилия

Смотреть что такое «Геронтофилия» в других словарях:

  • ГЕРОНТОФИЛИЯ — (от греч. geron род. п. gerontos старик и philia любовь, склонность), разновидность полового извращения, половое влечение к лицам старческого возраста … Большой Энциклопедический словарь

  • геронтофилия — сущ., кол во синонимов: 2 • влечение (56) • филия (70) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • ГЕРОНТОФИЛИЯ — (от греч. geron старый человек и philia любовь; син. геронтофи лизм), половое извращение, своеобразный вид фетишизма, при котором половое желание возбуждается не определенной личностью, а возрастом женщины. Г. любовь к старым женщинам в связи с… … Большая медицинская энциклопедия

  • ГЕРОНТОФИЛИЯ — см. Половые извращения. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

  • геронтофилия — Направленность полового влечения на лиц старческого возраста. Тематики сексология … Справочник технического переводчика

  • геронтофилия — (от греч. gérōn, род. п. gérontos старик и philía любовь, склонность), разновидность полового извращения, половое влечение к лицам старческого возраста. * * * ГЕРОНТОФИЛИЯ ГЕРОНТОФИЛИЯ (от греч. geron, род. п. gerontos старик и philia любовь,… … Энциклопедический словарь

  • геронтофилия — (gerontophilia; геронто + philia любовь, влечение) половое извращение в форме сексуального влечения к лицам старческого возраста … Большой медицинский словарь

  • геронтофилия — ж. Сексуальное влечение молодых людей к лицам преклонного возраста как вид полового извращения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ГЕРОНТОФИЛИЯ — (от греч. старик и любовь, склонность), разновидность полового извращения, половое влечение к лицам старческого возраста … Естествознание. Энциклопедический словарь

  • Геронтофилия — … Википедия

Сексуальное отклонение — это половое влечение, которое неприемлемо в современном обществе и отклоняется от общепринятых норм. В прошлых постах мы выкладывали список самых необычных фобий, а также просто интересные факты о сексе, но теперь хотелось бы представить список самых необычных сексуальных отклонений. Некоторые из них на слуху, а о некоторых вы даже никогда не слышали. Я думаю все знают, что такое некрофилия, зоофилия, педофилия и гомофилия. Поэтому пройдемся по более редким отклонениям.

Акротомофилия (Acrotomophilia) – сексуальное влечение к людям с ампутированными конечностями

Айлурофилия (Ailurophilia) – сексуальное влечение и привязанность к кошкам

Агалматофилия (Agalmatophilia) – сексуальное влечение к статуям, манекенам или другим неподвижным объектам

Апотемнофилия (Apotemnophilia) – желание или сексуальное возбуждение от ампутации здоровой части тела (конечностей, пальцев или гениталий)

Аквафилия (Aquaphilia) – возбуждение от воды и/или водного пространства, в том числе, от ванн и бассейнов

Копрофилия (Coprophilia) – сексуальное возбуждение от фекалий

Дакрайфилия (Dacryphilia) – сексуальное удовольствие, достигаемое за счет слез или рыданий партнера

Дендрофилия (Dendrophilia) – сексуальное влечение к деревьям и другим большим растениям

Эпроктофилия (Eproctophilia) – сексуальное возбуждение, вызванное испусканием кишечных газов

Эксгибиционизм (Exhibitionism) – достижение сексуального удовлетворения путем демонстрации голого тела, ягодиц и половых органов

Фекофилия (Fecophile) – сексуальное возбуждение от дефекации или созерцания испражняющегося партнера (обычно на себя)

Формикофилия (Formicophilia) – сексуальное возбуждение от маленьких насекомых, ползающих по телу (обычно по гениталиям)

Фроттеризм (Frotteurism) — получение сексуального удовлетворения путем трения или прикосновения к телу другого человека без его ведома

Геронтофилия (Gerontophilia) – сексуальное влечение к пожилым людям

Инцестофилия (Incestophilia) – сексуальное влечение к членам своей семьи

Инфантилизм (Infantilism) – сексуальное удовольствие, достигаемое при одевании, поведении или обращении к себе как к ребенку

Катоптронофилия (Katoptronophilia) – сексуальное желание заниматься сексом перед зеркалом

Майезиофилия (Maiesiophilia) – сексуальное влечение к беременным женщинам и родам

Минифеллафилия (Minifellaphilia) – сексуальное влечение к очень маленьким людям

Мизофилия (Mysophilia) – сексуальное влечение к грязным, запачканным и нечистым предметам или людям

Нарратофилия (Narratophilia) – сексуальное удовольствие от рассказывания эротических и возбуждающих историй

Непиофилия (Nepiophilia) – это еще хуже, чем педофилия. Сексуальное влечение к маленьким детям младше трех лет

Партенофилия (Parthenophilia) – сексуальное влечение к девственницам

Педиофилия (Pediophilia) – сексуальное влечение к куклам

Плюшофилия (Plushophilia) – сексуальное влечение к плюшевым игрушкам или людям в плюшевых костюмах

Раптофилия (Raptophilia) – сексуальное удовольствие от идеи быть изнасилованным

Савантофилия (Savantophilia) – сексуальное влечение к умственно отсталым людям

Скоптофилия (Scoptophilia) – сексуальное удовольствие от созерцания людей, занимающихся сексом

Ситофилия (Sitophilia) – сексуальное влечение к еде

Сомнофилия (Somnophilia) – сексуальное влечение к спящим людям и людям в обмороке

Стигматофилия (Stigmatophilia) – сексуальное влечение к людям, имеющим татуировки или шрамы на теле

Симфорофилия (Symphorophilia) – сексуальное удовольствие от инсценировки какого-либо несчастья, например, ДТП

Телефоникофилия (Telephonicophilia) – сексуальное удовлетворение от откровенных разговоров по телефону

Тератофилия (Teratophilia) – сексуальное влечение к уродливым и безобразным людям

Тунофилия (Toonophilia) – страсть к мультфильмам и их персонажам

Трихофилия (Trichophilia) – сексуальное возбуждение от волос

Тройлизм (Troilism) – сексуальное удовлетворение от наблюдения за своим сексуальным партнером, занимающимся сексом с другим

Вомерофилия (Vomerophilia) — сексуальное возбуждение, связанное с рвотными массами

Вуайеризм (Voyeurism) – сексуальное влечение к подглядыванию за людьми, занимающимися сексом, обнаженными или раздевающимися

Фетиш анорексии (Anorexia fetish) – страсть к очень худым женщинам, болеющим анорексией

Зелофилия (Zelophilia) – сексуальное возбуждение от чувства ревности

В общем сплошной ужас. Насколько у людей разнообразная и искалеченная психика.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *