Отношение к труду

Валеева Линара Галинуровна
магистр по направлению педагогическое образование
программа социально-экономическое образование
Научный руководитель:
Жукова Елена Дмитриевна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Уфа
Одним из наиболее важных структурных элементов современной экономики России является рынок труда. Смена экономической системы неизбежно принимает здесь особенно болезненные формы, поскольку для миллионов людей трудовая деятельность является основным источником дохода и главным полем личностной реализации.
На проблему включения молодежи в рынок труда отечественная научная мысль начала обращать внимание сравнительно недавно. В то время как за рубежом этим занимаются уже давно и на государственном уровне. Правительства многих государств осознают остроту проблемы молодежной безработицы и направляют огромные финансовые средства на адаптацию молодых работников к рынку труда. Затраты на содействие занятости молодежи осуществляются в первую очередь в целях совершенствования качественного состава рабочей силы и носят в основном долгосрочный характер, они определяют развитие национальных экономик на многие десятилетия вперед. Во всем цивилизованном мире общепризнано, что недовложения в образовательный, культурный и нравственный потенциал молодого поколения могут быть чреваты крайне негативными и тяжелыми последствиями, как для отдельной личности, так и для нации в целом .
Проблемы рынка труда не являются автономными и независимыми. Их состояние и развитие тесно связано со всем комплексом экономических и социальных проблем, существующих сегодня в российском обществе. Острота ситуации во многом определяется тем, что государство в кризисный период оказалось неспособным взять на себя роль лидера, стимулирующего позитивные общественные процессы. Более того, оно сняло с себя ответственность за социальное положение населения, в результате чего социальная политика государства в целом и на рынке труда, в частности, трансформировалась в большой набор хаотически осуществляемых мер по поддержанию социальной сферы и ее составляющих. Это во многом объясняется тем, что современный этап развития связан с появлением нового для нашей страны типа экономики, новых социальных и экономических институтов, а значит, и проблем, новых для России . Проблемы, обусловленные сменой экономической системы, весьма специфичны. В мировой теории и практике немного опыта их решения.
Одной из важнейших проблем является достижение как можно более полной занятости трудоспособного населения. Среди экономических и социальных проблем современной России большую озабоченность вызывает безработица молодежи. Проблема включения молодежи в трудовую сферу жизнедеятельности носит сегодня центральный характер, поскольку именно эта социальная группа будет определять качество человеческого потенциала России в ближайшие тридцать-сорок лет. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Недостатки трудового потенциала отчетливо видны уже сегодня, и если не будут предприняты адекватные меры, то экономическое развитие страны в ближайший период времени окажется просто невозможным, оно не будет обеспечено человеческими ресурсами. Если эта проблема не найдет своего решения, то даже улучшение инвестиционного климата в стране и наличие необходимых средств не смогут преодолеть ее негативного, тормозящего воздействия. Вполне очевидно и то, что очень близко от узко специальной молодежной трудовой проблематики лежит проблема самоопределения России в меняющемся мире, проблема политического свойства, если иметь в виду, что ее разрешение невозможно без предварительной постановки соответствующей цели на уровне принятия государством значимых решений.
Изучение проблем молодежного рынка труда в России сегодня как никогда актуально. Этот вопрос требует специального рассмотрения с точки зрения экономической и социальной политики в целом. Необходимо отметить, что молодежь по сравнению с другими возрастными когортами уже в силу своего социально-биологического статуса наиболее просто адаптируется к меняющимся условиям общественной жизни . Поэтому резкий поворот общественной системы к рыночным принципам ведения хозяйства привел к тому, что молодежь отказывается от перечня рабочих мест, которые с нынешней точки зрения – не престижны (недоходны), некачественны, и ищет разные варианты получения высоких доходов. В нынешних условиях подобные варианты в большинстве случаев не связаны с производственной сферой экономики, а порой носят и отчетливо выраженный криминальный характер. Но эти обстоятельства, следует признать, не отталкивают молодых людей.
Сложности с трудоустройством молодых людей объясняются их низкой конкурентоспособностью на рынке труда, обусловленной в основном недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, что приводит к отказу работодателя от услуг молодого человека. Преимущество при приеме на работу отдается квалифицированным работникам. К тому же сказывается нежелание работодателей иметь дополнительные организационные и финансовые трудности, связанные с профессиональным обучением молодых кадров, не имеющих необходимой для предприятия профессии. Кроме того, молодежь, вступающая в трудовые отношения на раннем этапе своей жизни, еще не вполне сформировала свой менталитет в отношении профессиональной подготовки, а также трудовой мотивации и этики.
Необходимо помнить, что молодежь, с одной стороны, наиболее социально активная часть любого общества, быстро реагирующая на любого рода нестабильность и наиболее полно вовлекающаяся в ее поддержание, а с другой стороны, выступая получателем обеспечивающей начальные условия воспроизводства информации от предыдущих поколений, молодежь выполняет, таким образом, уникальную, только ей присущую социально-экономическую функцию усвоения, творческой переработки, применения, обладания и передачи обновленных массивов такой информации поколениям, приходящим ей на смену. При прочих равных условиях, общество обладает тем большей степенью устойчивости к внешним (впрочем, и внутренним) возмущениям, чем больше возможностей предоставляется молодежи для исполнения указанной функции.
При первичном выходе на рынок труда у молодежи часто преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психологических состояний (тревога; состоянии депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. «Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи . Но все же вернее та точка зрения, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как на средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.
Регулирование молодежного рынка труда должно вестись по двум основным направлениям. Первое – это взаимодействие с работодателями, которых необходимо заинтересовать (прежде всего, экономически) в профессиональной подготовке и трудоустройстве молодых людей. С другой стороны, необходим комплекс мероприятий, посвященных собственно работе с молодежью, ее вовлечению в трудовую сферу.
Проблема включения молодежи в рыночно-трудовые отношения тесно связана с проблемой трудовых ориентаций молодежи, с определением ее приоритетов и потребностей, желаний и возможностей. Получило достаточно широкое распространение мнение о том, что острая ситуация с молодежной занятостью связана в первую очередь с отсутствием вообще каких-либо вакантных рабочих мест. Существует мнение, что при помощи некоторых методов (отправки работников на льготные пенсии, квотирования рабочих мест для молодежи и др.) удастся освободить часть рабочих мест, последние будут замещены молодыми людьми, и острота проблемы будет сглажена .
Очень важными показателями, отражающими положение молодежи на рынке труда, являются уровень экономической активности, уровни занятости и безработицы. В данном подразделе анализируются тенденции изменения ситуации с занятостью и безработицей молодежи в России. При этом идет сравнение молодежной когорты со всем экономически активным населением.
Особенно сложно проанализировать ситуацию с занятостью молодежи в возрасте до 16 лет. Представители данной категории молодежи, хотя и относятся по всем признакам к безработным (то есть ищут работу), не могут получить соответствующий статус. Это приводит к росту латентной занятости среди подростков.
Поскольку скрытые формы безработицы службами занятости не учитываются, можно предположить, что официальные показатели молодежной безработицы сильно занижены – далеко не все молодые люди в поисках работы обращаются в службы занятости. Причин здесь довольно много. Одни не хотят прибегать к помощи службы из-за мизерности пособия, другие – из-за незнания, как своих прав, так и возможностей служб занятости. Часто притязания молодых людей к рабочему месту весьма высоки. Но службы занятости могут предложить малооплачиваемые или непрестижные рабочие места. Иногда причиной является большая удаленность служб от мест проживания безработных. По мнению многих, унизителен сам статус безработного. В результате молодые люди предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, обходя регистрацию. Специалисты Института молодежи считают, что доля безработной молодежи в официальной статистике занижена как минимум на 20% .
Положение молодых специалистов на современном российском рынке труда особое. Недостаток практической деятельности, нет резервных накоплений, остро стоит вопрос жилья. Самая главная проблема – стойкое нежелание работодателя набирать сотрудников без опыта работы .
Приблизительно 50% выпускников вузов пребывают в «аморфном» состоянии. У них нет еще четкого представления о том, чем заниматься в жизни, насколько их знания и навыки нужны обществу в данный момент. Предел их возможностей – трудоустройство с окладом на уровне прожиточного минимума. Оставшаяся часть (около 35%) – это потенциально способные и перспективные специалисты. Но их главная проблема – незнание способов поиска работы, технологий личностного роста, границ своих возможностей.
Задачи службы занятости ВУЗа довольно обширны. Они содержат множество аспектов деятельности, которые направлены на встраивание вуза в систему формирования кадрового потенциала развития экономики. В основном — это получение выпускниками дополнительных знаний и навыков в области поиска работы, переговоров с работодателем, технологий планирования карьеры, правовой защищенности. Реальная ситуация на рынке труда сейчас такова, что выпускнику мало иметь отличные оценки по предметам. Даже небольшой опыт работы и организаторские способности могут оказаться решающими факторами для принятия положительного решения менеджером по кадрам компании. И еще очень важно уметь правильно вести переговоры с работодателем.
В условиях современного рынка труда государственный вуз сам должен учиться прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля на несколько лет вперед. Ошибка в прогнозе может привести к перепроизводству специалистов данного профиля, которые в будущем будут вынуждены работать не по специальности. Это означает, что средства, потраченные на их обучение, были израсходованы не эффективно.
Выпускники ВУЗов имеют серьезные проблемы с трудоустройством. Уменьшается количество выпускников, трудоустроенных по полученной специальности. Это во многом обусловлено неадекватностью их подготовки требованиям рынка труда. В некоторых ВУЗах начали работать свои службы занятости. Эта практика очень полезна и ее следует применять как можно шире . Негативные явления на молодежном рынке труда обусловлены неадекватностью качества и структуры подготовки молодых специалистов требованиям рынка. Учреждения профессионального образования недостаточно гибко реагируют на изменения потребностей экономики. В результате значительная часть выпускников профессиональных учебных заведений не трудоустраивается по базовой специальности. Появляется множество кандидатов на переобучение. Таким образом, средства на профессиональное обучение расходуются неэффективно. Можно ожидать, что проблема подготовки кадров будет усугубляться из-за осложнения демографической ситуации в России.
Литература:
1. Калибеков Д. Современные проблемы молодежи /Д. Калибеков // Вопросы экономики. – 2010.- №8.- С.18-25.
2. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы /О.А. Абрамова. – М.: Наука, 2009. – 192с.
3. Лещинская Г. Молодежный рынок труда / Г. Лещинская // Экономист.-2011.- №8. – С. 54-58.
4. Гордон Л.А. Клопов Э.В. Социальная эффективность и структура безработицы в Росси и / Л.А Гордон, Э.В. Клопов // Социс.- 2000.-№1.- С. 24-34.

§ 4. Отношение россиян к труду

«Что потопаешь, то и полопаешь»

«Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет»

Говорится с осуждением о неумном человеке, который чрезмерным усердием повредил делу

Своеобразное отношение русских ко времени влияет и на их отношение к труду. Сталкиваясь с русскими, зарубежные партнеры часто раздражаются и от их необязательности, но гораздо больше — от их неточности в следовании инструкции, приблизительности исполнения, когда работа выполнена кое-как, спустя рукава, со скрытыми изъянами, которые не видны сразу, а обнаруживаются, как правило, впоследствии.

Часто подобные «особенности русского менталитета» зарубежные партнеры воспринимают как «лень», незаинтересованность в результатах сотрудничества, как отсутствие истинного профессионализма. И что самое поразительное, как отмечают иностранцы, эти качества русских нельзя искоренить. Скорее, сами европейские партнеры изменят свое отношение к жизни и работе под влиянием русских партнеров, как ни смешно это звучит.

Все же расхожие домыслы о «природной лени» русских несправедливы, поскольку известно, что сами русские относятся к ленивым с презрением: «Кто ленится, тот не ценится», «Ленивые руки не родня умной голова». И вообще, «Ленивого хорошо за смертью посылать — не скоро придет».

Конечно, русские быстро обучаются и осваивают новые профессии, быстро продвигаются в информатике и новейших технологиях, овладевают европейским сервисом и менеджментом. Но психология работы у них остается неизменной. И не по причине их упрямства, а в результате того, что она связана с их традиционными этнокультурными особенностями, которые сформировались несколько веков тому назад. Только под влиянием кардинальной ломки последних лет стереотипы делового поведения и традиционные установки русских начинают меняться.

Разумнее тратить усилия не столько на борьбу с этими особенностями русских (и не впадать от них в панику), сколько постараться изучить их, понять и, в конце концов, по возможности, использовать себе во благо.

Представим себе такую ситуацию. Конец рабочего дня. Звучит сигнал о конце работы. В этой ситуации как будет действовать, например, немец? Он спокойно ровно в эту минуту выключит свой компьютер или отложит в сторону занесенный для удара молоток. Все! Завтра — новый рабочий день, новые задачи, вот тогда и продолжим работу. Стереотип поведения русского будет совершенно иной. Если ему не интересно, то и в течение рабочего дня он будет делать на работе все что угодно, только не трудиться, дожидаясь сигнала о конце рабочего дня: устраивать перекуры, пить чай, болтать с коллегами, а то и вовсе «слиняет» раньше положенного. Если же работа ему нравится и интересна, то он, скорее всего, просто не услышит этого сигнала. Забыв о времени, о семье, личных делах и планах на вечер, он будет работать хоть до утра. Причем финансовое удовлетворение для него — не самое важное.

Русские — энтузиасты, они способны «гореть» на работе. Если работа доставляет удовольствие, то они готовы работать и без денег, брать часть работы с собой домой на выходные или праздничные дни, получать маленькую зарплату и не менять место работы. По мнению аналитиков, для русских напряженность работы и величина зарплаты мало связаны между собой, а чаще даже независимы при выборе места работы. При опросе общественного мнения выяснилось, что половина работников, конечно, согласна трудиться за высокую зарплату, что естественно. При этом неважно, будет ли работа очень напряженная или нет.

Но зато для второй половины опрошенных самыми важными являются такие условия работы, как «атмосфера доброжелательности в трудовом коллективе», «возможность личного роста» (профессиональное обучение, повышение квалификации и т. п.), «сохранение здоровья», «нерегламентированность работы и рабочего дня» и др. В основе всех этих предпочтений того или иного труда лежит личная мотивация, а не стремление к высокому материальному доходу или соображения быстрой карьеры.

Если же работа неинтересна (монотонная, нетворческая, неперспективная), если в трудовом коллективе конфликтные отношения, то даже приличная зарплата не удержит русского на рабочем месте.

Начиная работать в России, нужно четко себе представлять не только круг экономических проблем, но и проблемы национальные, связанные с русской психологией и стереотипами поведения. Человеку, не знающему русской психологии, культуры и языка, работать с русскими партнерами не просто очень сложно, но даже нереально.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Результаты трудовой деятельности человека зависят не только от уровня развития его профессиональных качеств, физических возможностей человека и степени обеспеченности рабочего места средствами производства, но и от того, как человек относится к своему труду.

Отношение к труду может быть положительным, отрицательным и индифферентным. Оно оказывает большое воздействие на развитие производства и системы производственных отношений. Суть отношения человека к труду заключается в реализации трудового потенциала работника под влиянием осознанных потребностей и сформировавшейся заинтересованности.

Отношение к труду характеризует стремление человека максимально проявлять свои физические и интеллектуальные силы, использовать свои знания и опыт, способность для достижения определенных количественных и качественных результатов.

Отношение к труду является сложным социальным явлением, складывающимся в результате взаимодействия следующих элементов: мотивов и ориентаций трудового поведения (составляющие мотивационное ядро работника); реального или фактического трудового поведения и оценки работником трудовой ситуации (вербальное поведение).

Трудовое поведение работника характеризуется его социальной активностью, которая представляет собой меру социальной преобразующей деятельности работников, основанной на внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями. Социальная активность реализуется в социальной деятельности и соответствует трем формам ее проявления: трудовой, общественно-политической и познавательно-творческой.

Трудовая активность является зеркалом, отражающим отношение человека к труду. Трудовая активность – это основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в общественное производство и постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности, в дисциплинированности и инициативности.

Общественно-политическая активность выражается в расширении участия человека в общественно-политической деятельности, в управлении делами предприятия. Это участие в работе общественных организаций в обсуждении различных вопросов, в голосовании и т. п.

Познавательно-творческая активность проявляется в повышении образовательного и квалификационного уровня работника, в формировании личности с активной жизненной позицией.

При изучении механизма формирования и управления отношением человека к труду, необходимо учитывать факторы, формирующие отношение к труду. Эти факторы имеют разнонаправленное действие, они стимулируют или сдерживают увеличение трудовых усилий, использование работниками своих знаний и опыта, умственных и интеллектуальных способностей.

Удовлетворенность результатом труда – это степень, с которой хорошо выполненная работа и полученный результат приводят к получению работником удовлетворения и сопровождаются положительными эмоциями. Получаемые высокие результаты труда являются источником внутренней мотивации и приводят работника к удовлетворению от труда. Поэтому мотивация является определяющей в формировании отношения к труду, и формирует определенное трудовое поведение. Удовлетворенность результатом свидетельствует о том, что работник влияет на содержание труда, то есть вносит необходимые изменения для получения желаемого результата. Работник воспринимает полученные результаты и признает их как свой успех, получая внутреннее удовлетворение и повышая самооценку, что способствует развитию самоуважения и уверенности работника в своих силах.

Головчин М.А.

к.э.н., н.с. Института социально-экономического развития территорий (ИСЭРТ) РАН, г. Вологда

Соловьева Т. С.

м.н.с. ИСЭРТ РАН

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ТРУДУ КАК К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ1

Ключевые слова: молодежь, рынок труда, отношение к труду, ценности.

Keywords: youth, labor market, work ethic, values.

Развитие российского социума в постсоветский период связано с процессом переориентации на новую систему ценностей, в том числе и на образцы массового потребления во всех сферах (образовании, труде и т.д.), что во многом затрагивает молодое поколение. В результате значительных изменений в аксиологическом пространстве россиян заметную трансформацию претерпевает и ценность труда, которая для молодежи служат ядром трудовой мотивации.

Согласно данным исследования «Урал-2015» (N=950), для современной молодежи основными условиями выбора места трудовой деятельности являются: справедливая оплата труда (57%) и удобный график работы (54%). Квалификация рабочих мест, творческий характер профессиональной деятельности, трудовой коллектив значимы менее чем для половины молодых людей .

Заметные изменения происходят на рынке труда. За период 2000-2014 гг. показатели занятости среди молодежи 25-29 лет по России выросли на 7% (в Вологодской области — на 5%). В остальных возрастных группах уровень занятости снизился. Уровень безработицы среди молодежи имеет тенденцию к снижению, однако стоит отметить, что это может компенсироваться ростом и увеличением продолжительности скрытой безработицы3.

Для выявления ценностных ориентаций, в т.ч. и трудовых, молодого поколения ИСЭРТ РАН был проведен по-квартирный опрос в городах Вологде и Череповце и восьми районах области (Бабаевском, Великоустюгском, Воже-годском, Грязовецком, Кирилловском, Никольском, Шекснинском и Тарногском). В выборку исследования вошли 1000 чел. в возрасте 16-29 лет включительно (генеральная совокупность — 217 841 чел.).

Согласно данным социологического исследования, проведенного ИСЭРТ РАН в 2015 г., к работе в секторах материального производства более склоны пессимисты (те, кто не уверен в своем будущем), в основном за счет представителей возрастной группы от 16 до 18 чел. (75%). Оптимисты (те, кто уверен в своем будущем) же проявляют большую склонность к работе в организациях социального обслуживания (табл. 1).

Результаты опроса показали, что чертами, отличающими систему ценностей молодого поколения, являются:

— большее внимание к универсальным аспектам жизни (по классификации Шварца-Билски4): важность любви в молодежной среде оценивают на 4,5 из 5-ти баллов; среди всего населения области в целом — на 4,1 балла;

— меньший акцент на важности свободы и независимости — 3,9 баллов (среди всего населения области -4,3 балла);

— в оценках молодежи отношение к гедонистическим ценностям более прагматично, чем во мнениях всего населения (3,6 против 4,1 балла).

— менее важной вологодская молодежь для себя считает ценность творческой самореализации (3,7 балла). Это связано с тем, что в сложной экономической обстановке первостепенное значение начинают играть материальные ценности, духовные же отходят на второй план. Так, среди молодых людей, которым финансовых средств хватает лишь на повседневные затраты, творчество и искусство считают для себя ценным 54%; среди тех, кто не имеет затруднений с покупками — 64%.

1 Статья выполнена в рамках гранта РГНФ № №15-22-01013 «Профессиональное призвание: человеческий потенциал инновационного развития России и Беларуси 2015-2016 гг.».

Распределение ответов молодежи Вологодской области на вопрос: «В какой сфере производства Вы трудитесь в настоящее время?», в % от тех, кто работает, совмещает работу и учёбу

Сфера производства Среднее по опросу В том числе:

Оптимисты 16-18 лет Оптими-сты19-24 года Оптимисты 25-29 лет Пессимисты 16-18 лет Пессими-сты19-24 года Пессимисты 25-29 лет

Материальное производство* 48,8 40,0 43,2 48,5 75,0 44,1 46,6

Духовное (нематериальное) производство и обслуживание** 9,2 0,0 10,8 11,7 0,0 5,1 9,5

Социальное обслуживание*** 20,2 40,0 18,9 14,7 0,0 28,8 24,3

Распределение и обмен**** 19,8 20,0 27,0 22,7 25,0 18,6 16,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление ***** 1,8 0,0 0,0 2,5 0,0 1,7 2,7

Деятельность общественных и политических организаций****** 0,2 0,0 0,0 0,0 0,0 1,7 0,0

* Промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, ремонт, транспорт и т.д.

** Культура, искусство, связь, наука, образование, литература, средства массовой информации.

*** Здравоохранение, физическая культура, экология, нотариат, юриспруденция, правоохранительная деятельность, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание, соцобеспечение и страхование.

**** Финансово-банковская, посредническая деятельность и оказание услуг, охрана, торговля, трудоустройство, материально-техническое снабжение и сбыт.

***** Госаппарат, хозяйственное управление.

****** Технический аппарат, избирательные штабы, группы обслуживания и информационной поддержки.

Ценности достижения (к которым относится и трудовая деятельность) не входят в число главных приоритетов молодого поколения. Так, интересная работа находится на 4 месте в ранжированном списке наиболее важных аспектов жизни (4,2 балла из 5-ти возможных), уступая ценностям здоровья, материальной обеспеченности, счастливой семейной жизни, любви (4,5 балла), наличия хороших и верных друзей (4,4 балла), свободы, независимости (4,3 балла). При этом занятость в соответствии со своими интересами более ценной является для городских жителей (4,3 балла), чем для сельских (4 балла). Это может быть связано с тем, что сельская молодежь склона вести поиск работы руководствуясь не столько своими склонностями, сколько факторами оплаты труда и географического положения.

Необходимо отдельно отметить, что среди незанятой на рынке труда молодежи, распространено мнение о том, что специфической чертой молодого поколения является забота только о самом себе (таким образом высказались 40% респондентов). Это говорит о наличии опасного явления, когда особенности профессионального поведения порождают иждивенческие настроения, постепенно становящиеся частью мировоззрения.

В современном обществе труд является инструментальной ценностью, т.е. средством достижения жизненных целей, зачастую сугубо материальных. По данным опроса ИСЭРТ РАН, более 80% жителей области считают трудовую деятельность способом получения средств для собственного существования и существования своей семьи (табл. 2). Меньшая часть видит в работе возможность самореализации (64%), достижения жизненного успеха (61%), получения морального удовлетворениям, приобретения авторитета (52%).

Таблица 2

Распределение ответов жителей области на вопрос: «Ваша работа для Вас -это, прежде всего, способ…», в % от опрошенных

Вариант ответа Согласен Не согласен Затрудняюсь ответить

Прокормить себя (семью) 84,9 3,5 11,6

Заработать денег 82,1 4,4 13,6

Реализовать себя как личность 63,5 11,7 24,8

Достичь успеха 60,6 12 27,4

Получить новые знания 57,9 13,7 28,4

Получить моральное удовлетворение 56,2 14,9 28,9

Сделать карьеру 53,4 16,0 30,6

Заслужить уважение, признание 51,9 14,5 33,6

Чувствовать себя в безопасности 50,5 14,8 34,6

Заслужить любовь 32,9 27,8 39,4

Восприятие природы трудовой деятельности у молодежи в целом соответствует традиционным представлениям, которые транслирует население области (табл. 3). В основном, труд для молодежи — это возможность материального обеспечения (74%), что особенно характерно для вологжан 16-18 лет (90%).

Как потребность приносить пользу обществу труд воспринимается только 11% молодых людей. Закономерно, что на подобной позиции в большей степени (44%) стоят работники здравоохранения и соцобслуживания, так как работа в этой сфере предполагает некоторое самоотречение, альтруизм.

Отношение вологодской молодежи к труду, в % от тех, кто работает в настоящее время

Вариант ответа Среднее по опросу

Возможность для заработка 74,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ощущение своей полезности 11,4

Вынужденная необходимость 6,1

Внутренняя потребность 5,6

Возможность проявления творчества 2,0

Возможность для общения 0,4

Другое 0,2

Стоит отметить, что среди наиболее молодых респондентов высок процент тех, кто считает трудовую деятельность возможностью для творчества (10%). Со временем потребность проявления креативности в работе перестает играть какую-либо роль (в группе 25-29 лет — чуть более 1%), человек осознает свое место в производственной цепи, поэтому работа становится рутинной. Менее всего творческий характер труда важен для молодежи, занятой в социальном обслуживании, финансово-банковской деятельности, торговле, снабжении.

О преобладании прагматического отношения к труду свидетельствует и мнение молодежи о наиболее важных сторонах трудовой жизни. Достойный заработок и получение средств для существования являются важными для большинства молодых вологжан. Менее значимо желание чувствовать себя полезным и нужным.

Статусные мотивы (проявление творчества в рабочей деятельности, самореализация в профессии, самоутверждение в трудовом коллективе) более важны для молодых женщин, чем мужчин (83 против 72%). Преобладающая часть юношей (93%) в труде видит более приземленные, прагматические стороны — получение материального достатка, средств для существования.

Важным аспектом осознания труда как ценности является выбор профессии по призванию с опорой на чей-то образец (чаще всего, близких родственников — отца, матери). Результаты опроса свидетельствуют о том, что межпоко-ленческая связь в выборе профессии особо заметно проявляется в материальном производстве. В этом случае сильнее авторитет отца, чем матери: отцы 56% молодых людей, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д., также работают в этой сфере. Среди молодых людей, занятых в нематериальном производстве и социальном обслуживании, наоборот, сильнее пример матерей. Иная картина сложилась для работников аппарата управления. В этом случае большая часть отцов и матерей молодых людей являются промышленными рабочими, инженерами и служащими (60% — отцы и 70% — матери). Таким образом, результаты исследования говорят о том, что «профессиональные династии», в которых отец и мать — представители одной профессиональной группы, а дети идут по их стопам, в настоящее время является большой редкостью. Семейное дело обычно продолжается, если деятельность родителей либо выгодна материально, либо человек с детства питал интерес к работе отца или матери.

Создание условий для формирования профессионального призвания в обществе может обеспечить потенциал не только для стабилизации ситуации на региональном рынке труда, но и для улучшения социально-экономических трендов в субъекте Федерации. Поэтому, основой молодежной политики на среднесрочный период может стать поддержка трудовых династий в важных для экономического развития северного региона отраслях — сельское и лесное хозяйство, ветеринария и т.д. Реализации этого направления, к примеру, может способствовать проведение «Слетов профессиональных династий», популяризирующих идею передачи трудовых традиций от поколения «отцов» к молодому поколению.

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста

Т. И. Тарабарина

В статье дается характеристика понятия «отношение к труду» применительно к детскому возрасту. Кроме того, представлены исследования ученых по проблеме формирования положительного отношения к труду у дошкольников.

Ключевые слова: отношение положительное, индифферентное, негативное, компоненты познавательный, эмоциональный, поведенческий факторы, формирование, дошкольники, труд.

Formation of the Positive Relation to Work of Children of Preschool Age

T. I. Tarabarina

В настоящее время в психолого-педагогических работах отношение к труду рассматривается как «социально обусловленное, относительно устойчивое состояние познавательной (когнитивной), эмоциональной (аффективной) и поведенческой (действенной) готовности личности реагировать на всю совокупность элементов процесса труда» . Эта трактовка требует уточнения содержания названных компонентов применительно к детям дошкольного возраста. Так, когнитивный компонент, ориентирующийся на анализ исследований по дошкольной педагогике, составляют знания и представления о труде взрослых (В. И. Глотова, С. М. Котлярова, Г. П. Лескова), его общественной значимости (В. И. Логинова, Я. З. Неверо-вич), о тружениках (С. А. Козлова, С. М. Котлярова, А. Ш. Шахманова), о положительном отношении к труду (А. М. Виноградова, Г. Н. Година, Е. И. Радина). Кроме того, это осознание необходимости трудиться (Р. С. Буре, А. Д. Ша-това), умение использовать орудия труда (Л. Е. Образцова) и т. д.

Аффективный компонент включает в себя положительное эмоциональное отношение к целенаправленной деятельности (В. К. Котырло), склонность к работе (К. И. Исмаилова), желание трудиться на пользу людям, интерес к труду (Л. Е. Образцова), стремление принимать участие в труде (Д. В. Сергеева).

Поведенческий компонент представлен личностными качествами ребенка, влияющими на характеристику процесса труда: включение, способность к длительному сосредоточению (Л. Е. Образцова); готовность проявить усилие, направленное на преодоление трудностей (Д. В. Сергеева); отношение к полученному результату, удовлетворение от успехов (Р. С. Буре, С. М. Вольфсон, Я. З. Неверович).

Таким образом, понятие «отношение к труду» применительно к дошкольникам включает

а) наличие необходимых знаний и представлений (когнитивный компонент);

б) характеристику эмоциональной окраски деятельности ребенка в работе (аффективный компонент);

в) степень активности в деятельности (поведенческий компонент).

В современной психолого-педагогической науке выделяют положительное, индифферентное и негативное отношение к труду. Характер отношения определяется ориентированностью и уровнем развития его структурных компонентов — познавательного, эмоционального, поведенческого.

Существует мнение, что в дошкольном возрасте трехкомпонентная структура отношения к труду не является вполне сформированной в силу возрастных особенностей детей, поэтому не должна оцениваться однозначно (В. К. Котырло). Так, познавательный компонент в этом возрасте не может служить определительным признаком, поскольку он не сформирован окончательно. Поведенческий компонент отношения к труду в дошкольном возрасте носит непостоянный, ситуативный характер. У ребенка-дошкольника часто наблюдается зависимость поведенческого компонента от эмоционального, который, следовательно, и влияет на его поведение. По мнению В. К. Котырло, «правомерно рассматривать соотношение когнитивного и эмоционального как величину подвижную, изменяющуюся» . Автор считает, что чем младше ребенок, тем меньше в его отношении представлены знание и опыт, тем большее значение имеют эмоции. Кроме того, превалирование эмоциональной составляющей над когнитивной наиболее ярко проявляется там, где отношение становится регулятором поведения. Таким образом, как замечает В. К. Котырло, между терминами «отношение» и «эмоциональное отношение» применительно к дошкольному возрасту можно ставить

знак равенства. Признавая тот факт, что в дошкольном возрасте эмоциональный компонент является определяющим в системе отношений, мы считаем, что два других компонента также оказывают влияние на формирование отношений, ибо в этом возрасте происходит их становление. Таким образом, при формировании положительного отношения к труду необходимо ставить задачу развития всех трех его компонентов.

Известно, что при формировании положительного отношения к труду используются такие средства, как ознакомление с трудом взрослых, информирование о (его) общественной значимости и организация трудовой деятельности детей (с учетом возрастных и индивидуальных возможностей). Рассмотрим их подробнее.

Исследования показывают, что обогащение знаний детей о труде взрослых может проходить двумя путями. Первый путь — это показ труда представителей разных профессий; чтение детской литературы, содержащей рассказы о разных профессиях; проведение экскурсий на производство. Второй путь — непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей, в процессе которой взрослый не только сообщает детям конкретные знания, но и демонстрирует на собственном примере лучшие стороны труженика.

В отечественной педагогике достаточно хорошо изучен первый путь.

Так, в работах В. И. Глотовой, С. М. Котляро-вой, Г. П. Лесковой указывается на то, что процесс формирования у детей представлений о труде взрослых является одним из средств воспитания уважения и любви к труду. В ряде других работ также отмечается, что обогащение знаний детей о разных видах труда взрослых, о роли труда в жизни людей, об отношениях, возникающих в процессе труда, способствует воспитанию положительного отношения к труду (А. М. Виноградова, Г. Н. Година, Р. Н. Дзарасов, Е. И. Радина и др.).

Исследования С. А. Козловой, М. В. Крулехт посвящены изучению социального становления личности дошкольника. По мнению М. В. Кру-лехт, социальное становление происходит в ходе формирования системных знаний (об общественных явлениях, о жизни и трудовой деятельности людей и т. п.), что оказывает большое воспитательное воздействие на усвоение нравственных норм поведения, в том числе и на осознанное отношение к окружающему миру, к труду.

Кроме того, формирование представлений о труде взрослых повышает у детей интерес к трудовой деятельности, вызывает желание быть по-

хожими на тружеников, подражать им (В. И. Глотова, С. А. Козлова, С. М. Котлярова, А. Ш. Шахманова). Вместе с тем, в исследованиях доказана возможность усвоения дошкольниками элементарного понимания общественной значимости труда и необходимость формирования таких знаний именно в дошкольном возрасте (В. И. Глотова, Г. П. Лескова, В. И. Логинова, Я. З. Неверович и др.). Понимание общественной значимости труда взрослых оказывает влияние и на поведение детей, их отношение к собственной практической деятельности, побуждает включаться в труд.

Большое значение нравственно ценной мотивации трудовой деятельности в воспитании положительного отношения к труду придает Я. З. Неверович. Осознание общественных мотивов труда взрослых, по ее мнению, служит основанием для включения дошкольников в собственную трудовую деятельность. Как указывает Я. З. Неверович, путь побуждения детей к труду идет от осознания ими значимости труда взрослых к возникновению положительного отношения к людям труда, а затем и к формированию желания помогать взрослым в их труде. Продолжая эту мысль, Е. И. Радина замечает, что важно не только научить ценить труд, пробудить интерес к нему, но и воздействовать на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, старательно.

Важным является положение о том, какое влияние на детей оказывает их совместная деятельность со взрослыми. По мнению Е. И. Ради-ной, экскурсии и беседы (что часто встречается в практике) недостаточны для воспитания положительного отношения к труду. Современно звучат поставленные исследователем вопросы о необходимости и возможности организации совместной деятельности взрослых и детей. К такой форме организации детского труда Е. И. Радина советует привлекать не только воспитателей, но и других сотрудников детского сада. Совместная деятельность, где взрослый и дети выступают как партнеры по труду, не ведет к «перевзрослению» детей, перегрузке их непосильными делами и знаниями, а является мощным средством формирования нравственных качеств личности, в том числе положительного отношения к труду, доказывает Е. И. Радина.

Как было указано выше, формирование положительного отношения к труду происходит и в процессе трудовой деятельности дошкольников. Особенности воспитания у них умения и желания трудиться при организации разных видов

Исследования показывают, что успех в воспитании положительного отношения к разным видам труда (хозяйственно-бытовому, ручному, в природе) возможен только тогда, когда дети овладеют трудовыми навыками и умениями (Р. С. Буре, Г. Н. Година, Л. П. Ионова, Я. З. Не-верович). Процесс обучения необходимым навыкам и умениям авторы связывают с определенными возрастными периодами в жизни ребенка. Для обеспечения дифференцированного подхода в трудовом воспитании необходимо изучение индивидуальных возможностей ребенка, которые влияют не только на уровень его трудовых умений и навыков, но и на отношение к труду, готовность к деятельности (И. А. Арямов, Я. И. Ко-вальчук).

Исследователи отмечают, что формирование положительного отношения к труду у детей происходит только в процессе систематической трудовой деятельности. Систематичности включения дошкольников в трудовую деятельность можно достичь разными путями. По мнению Л. Ф. Островской, этому способствует выработка навыков самообслуживания и поддержание детской самостоятельности. Необходимость такого подхода автор объясняет особенностями психики ребенка — стремлением к независимости от опекающих его взрослых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г. Н. Година придает большое значение методам формирования навыков самообслуживания. Повседневность этого труда создает возможность для активного усвоения нужных навыков и систематического включения в труд, считает автор. Необходимым условием, позволяющим решать задачу воспитания, является постановка цели, имеющей значимость для детей. В этом случае трудовое задание становится средством ее достижения, что и побуждает даже младших дошкольников к овладению необходимыми действиями. Воспитательную значимость самообслуживания также подчеркивают Р. С. Буре, Л. А. Порембская.

Интересные положения о формировании детской самостоятельности приводят П. Поппер и

Й. Раншбург. Авторы определяют две альтернативные позиции взрослых к проявлению детской самостоятельности: подбадривающую и запрещающую. Они показывают, что у ребенка, научившегося ходить и манипулировать окружающими его предметами, проявляется очень сильная потребность в чувстве «собственной компетенции» (П. Поппер, Й. Раншбург). Эта потребность проявляется и в таком всем известном явлении, когда ребенку хочется участвовать в деятельности, и в частности в самообслуживании. И здесь очень важно, замечают исследователи, какая позиция выбрана взрослыми: подбадривающая или запрещающая. В первом случае у ребенка постепенно будет крепнуть чувство уверенности в своих силах, тогда как во втором — под влиянием запрета уверенность теряется или вообще не вырабатывается. Поддержка взрослых, положительная оценка ими возможностей детей, стимулирование «компетенции» позволит формировать не только положительное отношение к деятельности, но и необходимые качества личности (самостоятельность, ответственность, уверенность в себе).

Проблема формирования положительного отношения к труду рассматривается также в связи с изучением отдельных форм организации детского труда и их систематического использования в работе детского сада. По мнению А. Д. Шатовой, воспитывающий эффект могут иметь трудовые поручения. Разнообразие трудовых поручений по содержанию, объему, особенностям организации создает широкие возможности для систематического использования их в воспитательной работе с детьми, считает автор.

Возможность повседневного приобщения всех детей группы к посильному труду приучает их быть занятыми, находить себе полезное занятие, что создает в группе дружескую атмосферу и способствует воспитанию правильного отношения к труду, отмечает Г. М. Киселева. По данным З. Н. Борисовой, систематического включения дошкольников в труд можно добиться, организуя дежурства по столовой, по подготовке к занятиям, в уголке природы. Рассматривая коллективный труд как средство формирования положительного отношения к труду и взаимоотношений между детьми, Р. С. Буре рекомендует достигать частоты и регулярности включения в труд путем увеличения объема работы и разнообразия форм ее организации. Еженедельный коллективный труд, где дети старшего дошкольного возраста распределяются по звеньям и выполняют разную работу, наличие ежедневных

индивидуальных и общих поручений, разных видов дежурств с участием всех детей — все вместе взятое позволяет достичь такого результата.

Важным условием воспитания положительного отношения к труду является также наличие активных методов педагогического руководства (Л. Ю. Гордин, Л. В. Крайнова, Э. Ш. Натанзон и др.).

Существуют различные подходы к использованию методов педагогического воздействия. Например, Е. И. Радина предлагает такие методы, как правильная оценка детского труда, одобрение, поощрение, разумная требовательность, контроль и пр. М. А. Пановой разработана система дифференцированных педагогических воздействий, учитывающих особенности характера ребенка. В работах Л. Е. Образцовой предложена система педагогических воздействий, учитывающая индивидуальные характеристики отношения детей к труду и направленная на воспитание трудолюбия. Д. В. Сергеева связывает характер педагогических воздействий с уровнями сформированности положительного отношения к труду. В исследовании А. Г. Тулегеновой представлена система методов педагогического руководства и их постепенная смена, учитывающая динамику развития у дошкольников положительного отношения к труду.

Как известно, особенностью трудовой деятельности является ее результативность. На воспитательное значение этой стороны труда дошкольников указывает ряд авторов (Р. С. Буре, С. М. Вольфсон, К. Я. Вольцис, К. А. Климова, Я. З. Неверович, Д. В. Сергеева). Авторами замечено, что если ребенок видит результат своего труда, осознает его значимость для других, то это влияет на воспитание у него уважения и любви к труду.

Доказано, что формирование положительного отношения к труду в значительной степени обеспечивается условиями воспитания ребенка не только в детском саду, но и в семье (Д. О. Дзин-тере, Л. В. Загик, Т. А. Маркова, Л. Ф. Островская). Авторы исследований отмечают, что в семье имеются наиболее благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия, и подчеркивают важность систематической организации посильного труда в решении этой проблемы. На необходимость организации совместного труда родителей и детей указывала Л. В. Загик. Она подчеркивала, что дети учатся у родителей не только правильным трудовым приемам: в совместном труде между ними возникает обмен мнениями, проявляются чувства восхищения и

уважения мастерством взрослого, что важно для формирования положительного отношения к труду.

Сила семейного воспитания, по мнению Т. А. Марковой, связана в большей мере с наличием трех специфических факторов. Во-первых, оно носит глубоко эмоциональный, интимный характер, так как основано на родственных связях и привязанностях. В благоприятных педагогических условиях этот фактор оказывает сильнейшее влияние на формирование личности ребенка. Во-вторых, это фактор постоянства и длительности воспитательных влияний отца и матери, других членов семьи в самых разных жизненных ситуациях. И наконец, в-третьих, семейное воспитание создает естественные условия для включения детей в самые разнообразные семейные отношения и деятельность. Вместе с тем, Т. А. Маркова считает, что только объединение усилий семьи и детского сада, взаимосвязь и содружество воспитателей и родителей, «единые линии воспитания» позволяют осуществлять комплексный подход к формированию нравственных качеств личности, и в том числе положительного отношения к труду.

Таким образом, изучение педагогических исследований позволяет говорить о влиянии различных факторов на формирование у дошкольников положительного отношения к труду. Это обогащение знаний о труде взрослых, его общественной значимости; развитие мотивов труда; усвоение детьми трудовых умений и навыков; создание в процессе труда эмоциональной атмосферы; методы и приемы педагогического воздействия; единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания дошкольников.

В заключение хочется отметить, что отечественная педагогика накопила огромный опыт в деле трудового воспитания дошкольников. Более того, в 50-90 гг. ХХ века вопросы трудового воспитания детей затрагивали в своих исследованиях многие ученые. Однако в настоящее время этой проблеме, на наш взгляд, не уделяется должного внимания. Но хочется верить, что проблема трудового воспитания дошкольников найдет свое отражение и в современных научных исследованиях.

Библиографический список

3. Раншбург, И. Секреты личности / И. Раншбург, П. Поппер. — М. : Педагогика, 1983. — 157 с.

5. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / под ред. М. А. Васильевой. — М. : Просвещение, 1984. — 95 с.

6. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — Изд. 5. — М. : Политиздат, 1987. -590 с.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *