Отпевание в церкви

Содержание

Кого не отпевают в церкви

Проводы покойного в загробный мир сопровождаются отпеванием. Конечно, данный обряд не является прямым пропуском в Рай, однако отпустить грехи, в которых покойный не успел покаяться во время исповеди еще при жизни, может. Священник читает молитву над телом, тем самым прощая человеку все его пороки и плохие деяния.

После этого свиток с молитвой кладется в правую руку умершего. Если в связи с определенными обстоятельствами (инфекция, смерть в другом городе) отпевание проводилось заочно, то данный свиток можно положить к покойному немного позже. А если отпущение грехов прошло уже после похорон, то свиток с молитвой достаточно закопать на месте захоронения.

Однако православная церковь отпевает не всех. Руководствуясь церковными канонами, священник имеет право отказать в отпевании тех людей, которые умерли после сильного алкогольного опьянения либо в результате употребления наркотических средств.

Также церковь отказывает в отпевании человеку другой веры, тем, кто с издевкой и пренебрежением относился к религии, и некрещеным. Если вы не знаете, крестили ли человека при жизни, постарайтесь выяснить это, отыскав крестных родителей. Запрет на отпевание лежит даже на младенце, который просто не успел пройти обряд крещения. Если ребенок умер еще в утробе матери, церковь также откажет в отпевании.

Всем известно, что по православным канонам нельзя отпевать самоубийц, так как добровольный уход из жизни является самым страшным грехом. Самоубийц запрещено упоминать на панихиде, за них нельзя подавать записки. Даже хоронить таких людей на церковных кладбищах считается нарушением православных канонов. Однако и среди самоубийц есть исключения. К ним относятся психически больные люди, которые не могут отдавать отчета своим действиям. Также люди, погибшие в результате трагической случайности: по незнанию съели ядовитые грибы или ягоды, упали с высоты. Также разрешается отпевать человека, который пожертвовал своей жизнью ради спасения других.

Однако для того, чтобы добиться отпевания, вам необходимо будет доказать факт благородной жертвы, случайности или психологического заболевания. Для этого нужно будет подать прошение на имя архиерея, в котором следует детально описать обстоятельства смерти, а также приложить медицинскую справку.

Бывает и такое, что человек намеренно решает уйти из жизни, прыгая с высокого здания. Однако после падения еще остается живым на некоторое время и попадает в больницу. Если за это время перед смертью он успеет покаяться в своем поступке, то батюшка сможет провести отпевание.

Отказ в отпевании не должен значить для вас, что о покойном следует забыть. Домашней молитвой, добрыми поступками и милостыней вы сможете помочь душе дорогого вам человека.

Особые варианты отпевания

Считалось большим несчастьем умереть без церковного напутствия. Таким образом душа умершего лишалась посмертного покоя и возможности встречи в близкими в «горнем мире».

Благой милостью Господней считалась смерть в глубокой старости, в кругу семьи, после исповеди и отпущения грехов. Среди князей и аристократии было в обычае предсмертное пострижение в монашество. Схиму принимали с целью снискать покой своей душе. Похороны происходили не под тем именем, с которым человек прожил всю жизнь, а под монашеским, полученным на смертном одре. Этот обычай пришёл на Русь из Византии – считалось, что схима облегчает расплату за земные грехи, невольно совершаемые власть имущими.

Считалось, что за умерших «правильно», надо радоваться – ведь человек благодаря своей праведной жизни и смерти поднялся к Божественному престолу. Однако далеко не всегда имелась такая возможность. Внезапные смерти без покаяния и причащения на Руси случались довольно часто. Спустя какое-то время после сражений местные крестьяне находили останки погибших, нередко объеденных волками, но с нательными крестиками на шее или в полусгнившей руке… Крестики передавали в церковь, и по ним было возможно идентифицировать останки. По мертвецам служили заупокойную панихиду и хоронили: воин, погибший за отчизну, несомненно был праведником, и его христианское погребение было долгом, а не милостью. Эта традиция сильна до сих пор, и существуют отряды энтузиастов, которые по историческим документам разыскивают места гибели воинов Великой Отечественной, останки по возможности идентифицируются и захораниваются.

При взятии городов вражеской армией, во время эпидемий чумы или стихийных бедствий, люди массово умирали без покаяния, и даже имена их бывали неизвестны. Таких покойников складывали в общие могилы – скудельницы, и отпевали сразу всех, молясь за их души.

Возможно было заочное отпевание в случае, если человек пропал без вести, но шансов выжить у него было крайне мало: допустим, при кораблекрушении или в дальнем походе. Если говорить точнее, заочно о погибших служится панихида, ибо отпевание подразумевает церковный ритуал над телом, которое являлось вместилищем души.

В каких случаях проводят отпевание после погребения: описание церемонии

Отпевание после похорон – это заочный обряд прощания с умершим человеком. Его задача – облегчить процесс перехода души покойного в мир иной после смерти. Чин проводится в православии после погребения, имеет свои запреты и правила.

Зачем нужна процедура после похорон

читать еще:

  • Как молятся на панахиде
  • Отпевают ли усопших перед кремацией

Отпевание — напутствие умершему, элемент проводов в иной мир, звучит как молитвы от лица живых за душу почившего родственника, друга. Действо помогает в загробной жизни, но не гарантирует прощения грехов. По традиции чин проводится в день погребения, но возможны отступления от правил.

Бывают случаи, когда родственники по каким-то причинам не успевают провести обряд перед захоронением. Допустимо провести заочное отпевание. Церемония помогает обеим сторонам. Живые родственники смиряются с утратой, получают надежду на скорую встречу после смерти. Душа покойного заручается поддержкой любящих людей перед Господом.

Отказ от обряда не приведет к неприкаянности, но душе будет сложнее войти в Царствие Небесное, родственники примут на себя тяжкий грех. Важно провести отпевание, даже если не удалось сделать на похоронах.

В каких случаях проводят таинство отпевания после погребения

В православной традиции месса умершего происходит единожды — во время похорон или после них. Если процедура начата в рамках погребения, то следующие сорок дней продолжаются чтения Псалтыри.

Когда похороны проходят без молитв, то чин нужно выполнить скорее после процедуры, желательно до сорока дней после смерти. Четких временных границ не существует. Усопшего можно отпевать в полгода или через несколько лет. Отложенное должно иметь серьезные причины.

Отсутствие тела. Подобное происходит во время войн, вооруженных конфликтов, природных катаклизмов, террористических актов, несчастных случаев. Тело не опознается либо не обнаруживается. Совершить традиционное отпевание у гроба на третий день после смерти на похоронах невозможно.

Так же поступают с безвестно пропавшими людьми. Их хоронят заочно, а тело позже.

Физическая удаленность. Бывает, что люди умирают вдали от домов. Возникают проблемы при перевозке тела: требуются средства, время. Человека в таком случае хоронят на месте гибели.

Бывают ситуации с удаленностью церкви от поселения, с невозможностью служителю церкви добраться до места;

Отсутствие родства. Обнаружение неопознанного тела завершается похоронами.

Упущенный момент. Существуют категории людей, которым отказано в отпевании: отрекшиеся от церкви, иноверцы, самоубийцы. Возможное получение разрешения на проведение происходит после похорон — требует времени.

Отпевание человека после захоронения проводится один раз. Нельзя путать с панихидой – регулярными поминками усопших. Ее следует проводить периодически:

  • на третий день;
  • девятый;
  • сороковой день;
  • полгода;
  • ежегодно в день смерти;
  • в день рождения, именины почившего;
  • по церковным праздникам.

Память, внимание к умершему родственнику через много лет сделают загробную жизнь спокойнее. Узнав о смерти близкого, нужно посетить храм. Узнайте у священнослужителей, как помочь душе почившего в извечной жизни.

Что необходимо сделать для обряда родственникам

Отпевание усопшего после похорон требует от родственников действий:

  1. Посетить храм, обратиться к работнику церковной лавки.
  2. Подать необходимые сведения, узнать время проведения службы.
  3. Подготовить требуемое (купить свечи), сообщить друзьям, родственникам.
  4. Посетить службу отпевания.
  5. Зажечь свечи, помолиться за покойного.
  6. Получить землю для могилы, урны с прахом.
  7. Землю высыпать крестообразно на могиле усопшего.

Искренняя молитва, зажженные в храме свечи (символ извечной жизни) помогут душе в загробном существовании. Молитвы продолжать читать дома у икон.

Заочное отпевание отличается отсутствием тела. Последование выполнения чина идентично обычному.

Можно вынести проведение процедуры от алтаря к месту захоронения. Договариваются заранее со служителями церкви.

Вариант проведения чтения молитвы вне храма во время похорон связан с денежными, материальными затратами. Оплатить надо:

  • дорогу в обе стороны для всех участников;
  • проезд священника с необходимыми предметами обряда;
  • дополнительную поездку на место захоронения для подготовки могилы.

Поездки к отдаленным местам требуют организации ночлега, отдыха, питания всех участников. Необходимо рассчитать расходы, обсудить детали.

читать еще:

  • Заупокойный канон об усопшем
  • Как осуществить заочное отпевание

Часто у родственников возникает вопрос о необходимости проведения пышных поминок, приобретения дорогостоящего кладбищенского реквизита, проведения отпевания. Помните о душе. Ей неважно, насколько дорогим будет гроб. Погибшего мало интересует цена креста на могиле. Память, забота о посмертном существовании любимых людей наполнит радостью их пребывание в бестелесном мире.

Как проходит церемония

Правильная подготовка к похоронам

Отнеситесь серьезно к выполнению чина отпевания. Не полагаться на случайные знания, информацию от непроверенных источников. Обратитесь к служителям церкви, в которой планируется проведение обряда. Они помогут распланировать действие, приобрести необходимые вещи. Выбирать дату, время так, чтобы смогли присутствовать близкие покойному люди.

Нуждаетесь в совете специалиста? Получите консультацию эксперта онлайн.
Задайте свой вопрос прямо сейчас! Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы

Проведение отпевания

В установленное время участники собираются у алтаря, зажигают свечи. При выполнении последования чина читают молитвы с глубокой верой, желанием сделать прекрасной извечную жизнь. Принимайте участие во всеобщем молении, не отвлекайтесь, объедините свои мысли с молитвой священнослужителей.

Не должно удивлять присутствие в храме посторонних людей. Коллективное отпевание – норма.

Завершение похорон

После завершения церемонии необходимо забрать ритуальные принадлежности. Они участвуют в продолжении процедуры на месте захоронения. Узнайте у священника, как поступать дальше. Можно оставить пожертвование в храме.

Сопроводить покойного в лучший мир поможет регулярная молитва, милостыня с воспоминаниями о нем.

Выполнение чина на кладбище не отличается от церковного.

Отказ в проведении отпевания после похорон

Отпеть человека после похорон можно по прошествии года. Срока давности у памяти нет. Отказать могут, если покойник:

  • был отличной от православия веры;
  • не был крещен;
  • являлся атеистом;
  • отрекся от церкви;
  • родился мертвым;
  • был особо опасным преступником.

Серьезный повод к отказу — наличие особого пункта внутри завещания покойного. Человек может своей волей запретить проведение церковных действий над телом.

Традиция запрещает проведение обряда над телом самоубийцы. Исключение — в случае:

  • смертей во спасение;
  • вследствие психического расстройства, болезни.

Для подтверждения потребуется предоставление документов. После получения разрешения от епархиального управления можно будет провести похороны. Приходской священник не уполномочен самостоятельно принимать решение.

Запрещено обманывать священнослужителей с целью отпеть любой ценой. Душе не поможет такая служба.

Не отчаиваться, если разрешения не удалось получить. Облегчить грехи покойного можно при помощи усердной, искренней молитвы, подаяний с упоминанием его имени.

Смерть человека непоправима, с точки зрения земного бытия. Отпевание после или во время похорон дает шанс, надежду на извечную жизнь, скорую встречу. Такие мысли будут греть душу живым людям.

ЧТО ТАКОЕ ОТПЕВАНИЕ?

Смерть – это неотъемлемая часть жизни. И хотя все мы рано или поздно сталкиваемся с потерей близких людей, понять этот процесс человеческим разумом невозможно.

Никто, кроме Бога, не знает, каким таинственным образом душа при зачатии связывается с телом и как она покидает его. Поэтому после смерти близкого человека мы стараемся скрупулёзно соблюдать все известные нам традиции и ритуалы, связанные с проводами человека в последний путь…

Сразу отметим: большинство погребальных традиций, ритуалов и обрядов никакого отношения ни к Православию, ни к церковным традициям не имеют.

А вот отпевание усопшего – несомненно, самый нужный и важный обряд, о котором обязательно должны позаботиться родственники умершего.

Любые дела христианин сопровождает молитвой, обращаясь к Богу за Его благословением.

Мы молимся Богу перед сном и сразу после пробуждения. Мы молимся перед и после принятия пищи, перед началом всякого дела и по завершении его.

Когда мы рождаем ребёнка, мы крестим его и тем самым вводим в вечную жизнь через воцерковление.

Когда мы женимся – совершаем таинство венчания и так далее.

Когда умирает близкий нам человек, душа усопшего переходит в новый, совершенно иной мир.

Мы не знаем, раскаялся ли он в своих грехах перед смертью, не забыл ли покаяться в чём-то важном. Поэтому мы усиленно за него молимся и в своих заупокойных молитвах просим о том, чтобы его душа была прощена и вошла в Царствие Небесное.

Таинство смерти человека сопровождается особым молитвенным чином, самой важной, самой торжественной частью которого является отпевание.

Всё начинается с причастия умирающего Святых Христовых Тайн (если это возможно). Когда человек умирает, читается канон на исход души, – чтобы душа человека укрепилась в столь страшный для неё час разлучения с телом.

Перед самим отпеванием в храме совершается панихида – краткое молитвословие за усопшего.

Затем проводится сам чин отпевания, но и им ничего не кончается: впереди у нас 40 дней очень важных молитвословий за человека – домашних молитв (особое чтение псалтири за усопшего) и молитв церковных – на Божественной Литургии и отдельное чтение так называемых «сорокоустов».

Отпевание приносит такую пользу душе усопшего, какую не принесут ей ни «минута молчания», ни поминальная трапеза с ритуальной рюмкой водки «для усопшего», ни какие-то ритуальные принадлежности – дорогие памятники, венки, цветы и прочее.

Поэтому, отпевая усопшего, мы действительно совершаем для него благое дело – самое лучшее и желанное для него в этот момент!

Кроме того, чин отпевания полезен и для нас.

Ведь случается, что мы хороним не только людей, умирающих от старости, но и детей, супругов, друзей.

И в тот момент, когда произошедшее кажется страшным, противоестественным, несправедливым, заупокойные молитвы являются большим утешением для человека, который находится в глубокой скорби.

К сожалению, в наше время мы сталкиваемся с тем, что люди не хотят отпевать усопшего, оправдывая своё нежелание финансовыми трудностями, с которыми всегда связаны проводы человека в последний путь.

ДАЁТ ЛИ ОТПЕВАНИЕ КАКИЕ-ЛИБО ГАРАНТИИ?

Как известно, существует семь церковных таинств.

Это – таинства Крещения и Миропомазания, таинство Покаяния (исповедь), таинство Причащения (Евхаристия), таинство брака, таинство Елеосвящения (Соборование), таинство священства (хиротония).

Например, после совершения таинства Крещения, мы можем утверждать, что человек стал христианином, что он теперь – часть Церкви.

После хиротонии мы можем утверждать, что человек стал священником и так далее. Таинство всегда что-то гарантирует.

Отпевание же не является церковным таинством!

Отпевание – это особый молитвенный чин, который вовсе не гарантирует того, что человек непременно попадёт в рай.

Отпевание не является условием спасения души.

Душа может наследовать рай и БЕЗ отпевания.

Например, некоторые монахи, относились с величайшим пренебрежением к своей персоне: завещали бросить своё тело в ров, в помойную яму, чтобы бездомные собаки съели их кости и так далее.

Можно также вспомнить праведного отрока Артемия Веркольского, которого убила молния, и односельчане, посчитав такую смерть карой небесной, даже не стали его хоронить и просто прикрыли хворостом. А спустя 28 лет обнаружили, что его тело нетленно…

И, тем не менее, отпевание для умершего человека – это главный и самый большой подарок, который мы можем ему преподнести.

«ЗАОЧНОЕ ОТПЕВАНИЕ»

Отпевать после похорон можно только в исключительных случаях.

Скажем, матрос погиб на корабле – и его тело было опущено в море.

Или солдат погиб на войне – и его похоронили в ближайшем месте.

Это также касается людей, умерших от инфекционных заболеваний, погибших в результате стихийного бедствия (когда тела не найдены или от них ничего не осталось), либо в случае отсутствия рядом храма и священнослужителей.

Возможно также, что в связи с историческими событиями, наши родители, бабушки или дедушки были похоронены не надлежащим христианину образом, – тогда тоже можно объяснить священнику ситуацию и совершить чин отпевания – в Церкви или на кладбище.

Однако если родственники собираются назначить отпевание после похорон из-за того, что они, по каким-либо соображениям, не сочли нужным отпеть усопшего как положено – это, конечно, неправильно.

Такое (так называемое «заочное») отпевание особой пользы для усопшего не принесёт.

Вообще, «заочное отпевание» усопших до сих пор является некоторым камнем преткновения в церковной догматике.

На самом деле такого понятия, как «заочное отпевание», не существует – ведь сам обряд предполагает молитвы, свершающиеся над телом покойного.

В этом заключен глубокий смысл.

Тело умершего, которое было Священным Сосудом для его души, в последний раз приносят в храм – чтобы почтить его земную жизнь и облегчить переход в Царство Божие.

Поэтому «заочное отпевание» усопших, по большому счёту, не имеет никакого смысла для души покойного.

До 1941 года подобная формулировка даже никогда не встречалась, но война внесла свои коррективы в церковную практику.

В храмы стали часто приходить матери убитых солдат, тела которых захоронили далеко от родной земли. Некоторые считались пропавшими без вести, поэтому единственным способом почтить их память было отпевание.

Священнослужители шли на встречу скорбящим близким, и проводили обряд заочно. Хотя на самом деле заочное отпевание является панихидой, а не отпеванием в прямом смысле этого слова.

Поэтому если вы имеете все возможности, то обязательно проведите обычное церковное отпевание, – так вы сделаете для души покойного истинно доброе дело, в котором он очень нуждается.

КОГО НЕЛЬЗЯ ОТПЕВАТЬ В ЦЕРКВИ?

Существует особая категория людей, для которых обряд отпевания является недоступным.

В первую очередь, это относится к иноверцам и людям, которые когда-то были крещены в Православии, но отвергли Бога и прожили свою жизнь вне Церкви.

Запрещено отпевать и тех, кто завещал похоронить себя без этого обряда («на моих похоронах – никаких попов, чтоб ладаном и не пахло!»). В этом случае воля усопшего выполняется неукоснительно.

Церковь не отпевает людей, которые сознательно не приняли крещение или приняли таковое не в канонической церкви, – потому что они не были членами Церкви, не были её частью.

Вот почему, если есть такая возможность, необходимо беседовать со своими некрещеными родственниками и близкими людьми и пытаться способствовать их крещению – хотя бы для того, чтобы наша совесть была спокойна, что мы были рядом и сделали всё, что от нас зависело, чтобы спасти человека. А дальше – всё зависит от свободной воли самого человека.

Церковь не может отпевать людей, которые сознательно пошли на самоубийство.

Дело в том, что человеческая жизнь является Даром Божьим, и только Бог решает – когда прекратить земной путь души.

Актом самоубийства человек как бы демонстрирует своё равенство Богу и явным образом идёт против Его воли.

Исключение тут составляют только люди, покончившие с жизнью в состоянии помрачения рассудка.

Не относятся к самоубийцам люди, самоубийство которых есть акт самопожертвования – ради спасения других людей (скажем, подвиг Александра Матросова) или в безвыходной ситуации ради гибели врагов (например, случаи, когда воины бросались с гранатой под вражеские танки или совершали самоподрыв в окружении врагов).

Церковь не отпевает людей, которые жили как явные безбожники, противники Церкви, хулители веры и Бога.

Но за таких людей можно молиться келейно (дома) – в надежде, что Господь простит им тяжкие грехи хулы и богоотступничества.

Делать это нужно потому, что нам неведомы тайны души, неведомы последние часы и минуты их жизни, которые могут быть сокрытыми от нас мгновениями раскаяния.

Нам неведомы тайны Божественного Промысла и Правосудия.

Поэтому молиться о них всё равно нужно – к этому побуждает нас любовь к этим людям и наше христианское сострадание к ним.

Отдельный вопрос: можно ли отпевать наркоманов, алкоголиков и вообще людей, страдавших тяжкой зависимостью, погубившей, в конечном итоге, их души?

Вопрос непростой.

С одной стороны, люди, которые страдают наркотической, алкогольной и другой тяжкой зависимостью, в своё время сознательно на это пошли.

С другой стороны, важно понимать, что задача Церкви – не погубить, а, по возможности, оправдать человека. И такие люди не относятся к тем, кого Церквью отпевать запрещается.

Где получить разрешение на отпевание людей, которые скончались не по-христиански?

Разрешение на отпевание берётся только в том случае, если вопрос о том, можно ли отпевать человека или нельзя, – спорный.

Приходской священник не в праве решать такие вопросы сам.

Такие вопросы решает правящий архиерей.

Скажем, если самоубийство было совершено в состоянии психического расстройства – то нужно обратиться в епархиальное управление, чтобы архиерей дал своё благословение и объяснил, как дальше молиться за усопшего.

В этом случае родственникам покойного необходимо подать прошение в Епархиальное управление и приложить к прошению все сопутствующие документы, объясняющие ситуацию.

ОТПЕВАНИЕ МЛАДЕНЦЕВ

Считается, что дети до семи лет не имеют сознательных грехов, поэтому Церковь отпевает крещёных младенцев по особому чину, в котором просит Бога принять младенческую душу в Царство Небесное.

Также священник молится об утешении родителей ребёнка и о том, чтобы безгрешная душа стала заступником перед лицом Господа за души своих родных и близких.

К ВОПРОСУ ОБ ОТПЕВАНИИ НЕКРЕЩЁННЫХ МЛАДЕНЦЕВ

«Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 14 июля утвердил чин отпевания некрещёных младенцев»… «Некрещёных младенцев разрешили отпевать в церкви»… «Чин отпевания станет обязательным для всех приходов Русской Церкви»…

Подобные заголовки, с соответствующей ссылкой на пресс-службу Патриархии, в середине июля заполонили информационное пространство и в православной среде в очередной раз заговорили об апостасии РПЦ…

Памятуя о том, КАК сегодня работают с информацией светские СМИ, я решил найти первоисточник.

А именно: Журнал Священного Синода РПЦ №60 от 14.07.2018.

Так вот, в нём речь идёт о «ПОСЛЕДОВАНИИ ОБ УСОПШИХ МЛАДЕНЦАХ, НЕ ПРИЕМШИХ БЛАГОДАТИ СВЯТАГО КРЕЩЕНИЯ».

То есть об отпевании не сказано ни слова.

Более того, в том же Журнале №60 по поводу некрещёных младенцев сказано, что таковых Церковь не поминает за Божественной Литургией.

Иными словами, отпеванием это Последование назвали светские журналисты, не особо разбирающиеся в церковных вопросах, но весьма охотно ищущие темы для церковных скандалов.

Сам текст Последования представляет собой серии молитв об утешении родителей, которые потеряли своего ребёнка.

90% молитв – это молитвы именно об утешении родителей и лишь 10% – о усопшем младенце.

Согласитесь, что даже в силу такой пропорции просто нелепо говорить о каком бы то ни было «отпевании».

Речь идёт о разработанном Синодальной богословской комиссией РПЦ чинопоследования об утешении родителей, в силу каких-либо трагических причин потерявших ребёнка.

В этом Последовании нет прямых прошений о даровании усопшему младенцу Царства Небесного. Вместо этого Церковь просит «даровати ему жизнь будущаго века».

Поэтому хотелось бы пожелать православным людям не лить воду на мельницу околоцерковных кликуш и быть уверенными в том, что Церковь прекрасно помнит слова Христа: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

Церковь также помнит слова Послания Восточных Патриархов (1723 г.) о том, что каждый ищущий спасения – должен родиться во Христе в Таинстве святого Крещения.

По этой причине Церковь априори не может поминать у Престола Божия людей, которые не являются Её членами.

О посмертной же судьбе некрещёных младенцев Церковь отвечает словами святителя Василия Великого: «Таковы не осуждены и не прославлены».

Что конкретно это означает – Святитель не объясняет. Да и не может объяснить.

Жизнь человека, его смерть и посмертная участь – это сферы Божественного Промысла, Который не может постичь человеческий разум.

Видимо поэтому многие святые люди испытывали невозможность описать словами открывшиеся им реалии духовного мира.

Достаточно вспомнить реакцию апостола Павла, которому Господь лишь издали показал Царство Божие – как, скажем, некий человек увидел бы прекрасный город с его окраины.

Но даже это видение апостол Павел, этот искуснейший оратор, мастер слова, не смог описать никакими другими словами, кроме этих: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Утверждённый Священным Синодом чин Последования об усопших младенцах являет собой подлинное «богослужение любви и сострадания» по отношению к людям, переживающим тяжёлое горе, но ни в коем случае не является чином «отпевания» некрещёного младенца.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОТПЕВАНИЯ

В Церкви нет определённых правил, регламентирующих временной промежуток, который займёт отпевание.

Если вам очень важно знать заранее, сколько времени длится отпевание усопшего – поговорите со священником. Он точно скажет вам о том, как будет проходить сам чин и на какое время он растянется.

В среднем отпевание длится около 45 минут, но это время, по разным причинам, может быть как уменьшено, да и увеличено.

В любом случае, ключевым моментом здесь являются именно молитвы священнослужителя над телом покойного. А о времени этих молитв нигде ничего не сказано.

ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ДО ОТПЕВАНИЯ?

С момента смерти близкого человека следует немедленно начинать читать Псалтирь.

Читать её желательно непрерывно (днём и ночью) до самого отпевания.

Делать это может абсолютно любой православный человек, имеющий навык чтения Псалтири по усопшим (на каждой «Славе» произносится прошение об упокоении новопреставленного (имя) и о прощении ему вольных и невольных грехов).

Само отпевание традиционно проводится на третий день после смерти.

Это связано с православным учением о состоянии души усопшего до 3-го, 9-го и 40-го дня с моменты его кончины.

Весь этот период – период особых молитв Церкви об усопшем, в которых Церковь, как чадолюбивая Мать, ходатайствует о своём чаде, шествующем на Суд Божий.

Сопровождать гроб с покойным до храма должны все родственники – во главе со священником.

ЧТО НАДЕТЬ НА ОТПЕВАНИЕ?

На отпевание священнослужители надевают белые облачения – как на крещение и другие Таинства Церкви.

Как и крещение (духовное рождение человека во Христе), так и отпевание являются важнейшими событиями в жизни человека.

Земная смерть человека (временное разделение души и тела) является рождением в Вечность. Умирающий человек видит Свет, и этот Свет – Христос.

Поэтому священнослужители, как жёны-мироносицы, которые в белых одеждах шли ко гробу Господа, также надевают белые облачения.

Приходящие же на отпевание, как правило, надевают чёрные траурные одежды, – что в корне противоречит христианской традиции отношения к смерти.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА ОТПЕВАНИИ?

Если человек не знаком с церковными службами, то чаще всего, приходя на отпевание, он становятся лицом не к алтарю, а ко гробу, и всю службу не сводит глаз с усопшего.

Это, конечно, неправильно.

К сожалению, такая история повторяется из раза в раз – хотя в столь тяжёлый для человека момент, сложно от него чего-то требовать.

Но всё же отпевание – это молитвословие, которое совершается в храме, и поэтому пришедшие должны искренне молиться за усопшего, прислушиваясь к словам священника и хора, пытаться вникнуть в них.

Такая искренность способна многократно усилить возносимые к Богу молитвы.

После того, как священнослужитель прочитает разрешительную молитву, и листок с её текстом вложит в руку покойного, каждый из родственников может подойти ко гробу и проститься с усопшим.

В первую очередь необходимо поцеловать икону на груди усопшего, а затем – венчик на его челе.

В этот момент можно попросить прощения и сказать последние слова…

На заключительном этапе отпевания священник с молитвой закрывает лицо покойного саваном и крестообразно посыпает его тело освящённой землей.

Ранее в этот момент гроб закрывали крышкой и заколачивали. Сейчас это можно сделать на кладбище непосредственно перед захоронением.

ОТПЕВАНИЕ НА ДОМУ

Отпевание усопшего дома оправдано в следующих случаях:

  • смерть от инфекционного заболевания;
  • отсутствие возможности транспортировки тела до храма;
  • крайне тяжёлое физическое и эмоциональное состояние ближайших родственников.

Как происходит отпевание усопших в этом случае?

Сам обряд ничем не отличается от церковного, но стоит позаботиться о специальном убранстве помещения.

Вам нужно будет обязательно поставить поминальный столик и подсвечники.

Также в комнате должны быть иконы (священник подскажет вам, какие именно из них должны быть при отпевании).

Помимо дома и храма отпевание можно проводить в зале ритуальных услуг и кладбищенских часовнях (если таковые имеются на территории кладбища).

Священники считают, что этот вариант является одним из самых приемлемых и удобных для родственников покойного.

СТРАХИ И СУЕВЕРИЯ

Современный человек наполнен массой суеверий и страхов, концентрация которых порой доходит до абсурда именно в погребальных ритуалах.

Поэтому необходимо знать те вещи, которые не стоит делать православным христианам при погребении своих близких.

В первую очередь Церковь осуждает обилие венков и музыку при погребении.

Венки из искусственных цветов, как и сами искусственные цветы, на которых делают весьма доходный бизнес работники ритуальных услуг – категорически недопустимы в местах упокоения православных христиан!

Хотите проявить к душе усопшего почтение – приходите на отпевание с ЖИВЫМИ цветами.

Посадите на могиле цветы-многолетники – они будут символизировать собой победу жизни над смертью (а какую «жизнь» символизирует мёртвая пластмасса?).

Музыка также не является богоугодным сопровождением покойного в мир иной – его душа нуждается только в молитвах и песнопениях, а не в надрывных звуках валторн.

Столь популярная традиция ставить на поминках рюмку водки и хлеб «для усопшего», носить «завтраки» на его могилу – также не имеет ничего общего ни с Православием, ни со здравым смыслом.

На поминках вообще недопустимо употреблять крепкий алкоголь!

Поминальная трапеза – это последний пир от имени усопшего, на который он позвал всех своих родных и близких, чтобы они вспомнили о нём всё хорошее и добрым словом проводили его в Вечность.

Церковь порицает и такие языческие традиции, как завешивание зеркал, протирание полов после выноса гроба из дома, брошенные в могилу монеты, запрет на поминальной трапезе пользоваться вилками, положение в гроб к покойному каких-либо его личных вещей.

Все эти суеверия показывают степень ограниченности людей, не имеющих веры и даже минимальных знаний православного учения о человеке.

Отпевание усопших – это тот ритуал, без которого не может закончиться земной путь православного христианина.

Имейте в виду, что ответственность за его проведение целиком и полностью ложится на плечи родственников покойного.

Они должны позаботиться о том, чтобы всё было сделано в соответствии с церковными законами.

Конечно же, пережить уход из жизни близкого человека очень сложно. Но, главное, что должны помнить православные христиане – смерть не является концом!

Она – всего лишь переход души в другой мир.

И как бы мы ни любили усопшего, нельзя забывать о том, что наш общий Отец Небесный любит его ещё больше. И уж если Он попустил смерть близкого нам человека – значит, в этом есть высший смысл, который откроется нам только в Вечности.

Подготовил священник Александр Каневский

Tagged with: некрещеные младенцы, обряды, отпевание, погребение, смерть, смысл, традиции, чин

Заочное отпевание

Одним из важнейших христианских таинств считается чин погребения. Его значение приравнивается принятию крещения. Как младенец осеняется Божьей благодатью – так и усопший очищается с помощью отходных молитв от земной скверны и предстаёт перед Господом перерождённым. Потому самым большим наказанием для православного считается быть захороненным, но не отпетым.

Таинство отпевания

Традиционно отпевание проводится в церкви или на кладбище непосредственно перед закрытием крышки гроба. Отходные молитвы читаются в определённом порядке и нараспев. Отсюда и второе название чина погребения – отпевание. Священники настаивают на очном проведении службы, которому должна предшествовать последняя исповедь и причастие. Ведь отпущение грехов даётся только тем, кто в них искренне раскаялся при жизни.

Случается, однако, так, что не только сам человек не успел освободить свою душу от тяжести прегрешений, но тело его реально отсутствует. Например, корабль, на котором он совершал круиз, потерпел крушение. Или случилось непредвиденное погодное явление – тайфун, оползень, наводнение. Родственники усопшего при этом беспокоятся о подобающих христианину похоронах, с проведением всех надлежащих религиозных обрядов. Для таких случаев в храме заказывают батюшке заочное отпевание погибшего.

Почему возникла потребность заочного отпевания

Обряд заочного отпевания стал востребован в начале прошлого века, когда на поле брани гибли воины. Редко какой солдат был удостоен почестей быть отправленным на Родину для погребения. Чаще всего захоронения были братскими, и религиозная служба проводилась в общем порядке. Бывало и так, что товарищи по оружию рыли яму, говорили наспех прощальные слова, а уже на следующий день воевали в ином месте. На могиле оставался лишь памятный знак. А случалось, что пилот погибал в воздухе, танкист – в горящей боевой машине, а пехотинец подрывался на мине. Фактически смерть была установлена, а останков, которые следовало предать земле, не было.

Кого отпевают заочно?

Ввиду массовости подобных инцидентов священнослужители ввели обычай заочно отпевать ушедших из жизни воинов. Позднее его стали применять и для других категорий граждан:

  • пребывавших на момент смерти в исправительных учреждениях (исправительной или воспитательной колонии, колонии-поселении, тюрьме, лечебно-исправительном учреждении)
  • пребывавших на момент смерти в лечебном учреждении закрытого типа (психоневрологическом, инфекционном, туберкулёзном и т.п.)
  • погибших в результате авиакатастрофы, путешествия на водном, железнодорожном или автомобильном транспорте
  • погибших в результате теракта
  • погибших из-за природных явлений (цунами, лавины, грозы и т.п.)
  • погибших в результате несчастного случая, когда тело найти не представляется возможным или есть фрагменты останков;
  • умерших вследствие инфекционной болезни

Также заочное отпевание проводят:

  • при перезахоронении ранее не отпетого праха
  • после кремации без совершения над телом полагающихся религиозных обрядов

Как совершается таинство заочного отпевания?

Чин погребения проводимый заочно включает в себя тот же самый перечень молитв, что и обычный. Проводится обряд в любой день, за исключением особых христианских праздников – Рождества, Пасхи и Троицы. Вместо тела отпевают пригоршню земли. Ею крестообразно посыпают могилу, где захоронен ранее не отпетый покойник, или родственное захоронение. Последнее символизирует упокоение рядом с предками, воссоединение после кончины с членами своей семьи. После кремации землю пересыпают в урну к праху.

Если усопший ещё не упокоен или предполагается проведение перезахоронения, то служба проводится также над венчиком и разрешительной молитвой. Впоследствии эти ритуальные атрибуты укладывают на лоб и в руки почившему, а землю рассыпают крестом на саван.

Земля для проведения обряда может быть взята с реальной могилы отпеваемого или предоставлена священнослужителями. Её не требуется оплачивать. Прихожане вносят пожертвования только за совершение обряда.

Лучшим вариантом будет присутствие родных на религиозной службе. Таким образом будет проявлено уважение к почившему, а Господу будут произнесены искренние заупокойные молитвы близких. Во время службы следует держать зажжёнными свечи, а огарки оставить в церкви.

Когда священник вправе отказать в заочном отпевании?

Заочное отпевание не проводится в тех же самых случаях, как и для обычного ритуала. Чин погребения не читается над:

  • иноверцами
  • атеистами
  • богоборцами
  • самоубийцами (при подозрениях испрашивают позволения у управляющей епархии)
  • некрещёнными (в т. ч. младенцами)
  • изъявившими прижизненную волю остаться не отпетым

Кроме того, священники вправе отказать родственникам в заочном отпевании, если:

  • покойный был ранее отпет. Религиозный обряд совершается по смерти единожды и не служит дополнительным пропуском в Рай.
  • точно не установлена смерть человека. Для пропавших без вести читаются живительные молитвы. Таким образом родственники помогают заблудшей душе найти пристанище на Небесах или отыскать обратную дорогу домой живущему.
  • ничто не мешает совершить очное отпевание. Часто члены семьи преставившегося ввиду лени или других малозначимых обстоятельств желают провести службу заочно. Подобная практика категорически порицается батюшками.

Помощь в проведении заочного отпевания

Похоронный дом Ritual.ru берёт на себя переговоры с православным священнослужителем относительно проведения заочной формы обряда. Подробности вы можете узнать по многоканальному круглосуточному телефону +7 (495) 100-3-100 – Центральная Диспетчерская Служба RITUAL.RU.

Возможно, вам будет интересно:

  • Отпевание
  • Панихида
  • Поминовение

Заочное отпевание усопшего: в каких случаях его проводят

На третий день после смерти православного христианина над его телом единожды совершается заупокойное богослужение, в народе именуемое отпеванием. Значение этой церковной службы настолько высоко, что во времена становления христианства её причисляли к Таинствам.

Последование мертвенное мирских тел

Первое заблуждение, связанное с отпеванием заключается в неверном светском названии этого чина, поскольку в Требнике он известен как «последование мертвенное мирских тел».
Это молитвенное чинопоследование зовётся в миру отпеванием вследствие того, что значительная часть его молитв не проговаривается, а поётся.
Церковнослужители не видят ничего страшного в том, что данный чин в обществе называется альтернативным словом, главное для них, чтобы люди понимали важность этого священнодействия для душ усопших родственников.

Отпевание – это не пропуск в рай

Существует расхожее мнение, что совершая отпевание, священники автоматически открывают для умершего дорогу в рай. Протоиерей Алексей Митюшин, как и все церковники, заявляет, что это ошибочное предположение. Проводя чин «последование мертвенное» служители Веры напутствуют душу почившего, освобождая её от грехов, в которых он не успел или позабыл покаяться при земной жизни, просит Всевышнего удостоить его Царства Небесного. Но лишь Господь вершит Суд и решает, кого пускать в рай, а кого оставить в земле, из которой взят каждый из нас.
Отпевания – это своего рода заступничество родственников за покойного перед Богом и одновременно попытка облегчить страдания души от тех испытаний, которая она неминуемо должна пройти после смерти.
Соборно молясь во время отпевания, родные утешают душу усопшего, поэтому этот чин слывёт главным подарком, который могут сделать любящие люди для покинувшего этот мир человека.
К слову некоторые монахи, не желая облегчать свой путь к спасению, завещали не проводить этот чин над их телами, а попросту отдать их после смерти на съедение бездомным собакам или выбросить в помойную яму.

В церковной практике существует такое понятие как заочное отпевание, когда в силу определённых причин над покойным нельзя было совершить важный чин вовремя с соблюдением всех заведённых ритуалов.
К таким исключительным эпизодам можно отнести трагические случаи, когда после смерти человека не удаётся найти его тела, такое может произойти в результате террористического акта или авиакатастрофы, серьезной автоаварии или кораблекрушения, гибели на войне или признания мёртвым без вести пропавшего родного.
Ввиду этих объективных причин священники могут совершить чин отпевания в церкви без принесения в него тела усопшего, но в присутствии чистосердечно молящихся об упокоении его души родных.
Однако в последнее время, участились случаи неверной трактовки заочного отпевания, которое рассматривается как своего рода отсрочка, когда родственники покойника заказывают такое богослужение уже после погребения из-за отсутствия у них времени, лености или желания сэкономить на транспортных расходах по доставке гроба в храм.
Причём зачастую они просто оплачивают заочное богослужение и покидают церковь, считая, что, таким образом, они позаботились о душе покойника.

Земельный обряд

Священник Алексий Плужников обращает внимание верующих на заблуждение относительно первостепенной ценности погребальной земли, которой после совершения чина отпевания батюшка крестообразно посыпает тело умершего перед накрытием крышки гроба.
В случае заочного отпевания родственникам усопшего даётся благословлённая трижды земля, которую они должны посыпать на могилу близкого человека.
По его словам в церковном Уставе нет никакого указания, на то, что эта земля обладает каким – либо сакральным свойством. До 1917 года практически на каждом кладбище России был храм, в котором и проводилось отпевание, после чего священнослужитель шёл вместе с похоронной процессией к могилке и в момент опускания в неё гроба, трижды брал лопатой землю и бросал её в яму. Этим действом священник демонстрировал собравшимся истину, что из земли мы сотворены и в землю же возвратимся.
Таким образом, в земельном обряде нет никакой святости, а его роль несколько возросла в советское время, когда верующие не имея возможности открыто отпевать усопших, обращались в немногочисленные действующие храмы за их заочным отпеванием, после которого священники давали им горсть земли, чтобы они сами завершили обряд.
В наши дни земля превратилась в едва ли не центральный объект отпевания, для получения которой находят время даже не сознательные родственники, заказывающие заочное отпевание.

Их не отпевают

Лица, совершившие акт самоубийства, по церковным канонам не могут быть отпеты в храме. Но если родственники самоубийцы смогут предъявить церковнослужителям доказательства наличия у него психического расстройства, а в епархиальном управлении им выдадут специальное разрешение, то священник сможет провести чин отпевания.
Не признаются самоубийцами люди, лишившие себя жизни по неосмотрительности (непреднамеренное отравление, падение, потопление), а также те, кто пошёл на греховный шаг в состоянии алкогольного опьянения и острого психопатического припадка.
Вместе с тем церковного чина «Последование мертвенное» лишаются люди, погибшие от ранений, полученных при совершении разбойного нападения, поскольку эти преступники причисляются к самоубийцам.
А женщины, умершие во время родов или в первые сорок дней после них, вопреки устоявшемуся мнению, могут быть отпеты в храме с соблюдением всех правил.

Белые одежды

Поскольку отпевание символизирует собой рождение души для Вечной Жизни, священники, совершающие этот обряд, всегда облачаются в праздничные белые одежды, резко контрастирующие с чёрными траурным одеянием родственников покойника.
Белый цвет, вобравший в себя все оттенки радуги, всецело соответствует тексту заупокойных молитв, в которых для усопшего испрашивается упокоение с праведниками, ходящими в белых ризах.

Отпевание усопшего: порядок и правила

Когда душа человека уходит в иной мир, близким, даже, если они являются членами Церкви, тяжело пережить утрату. В такие моменты хочется сделать что-то для усопшего, помочь ему пройти трудный путь мытарств и встретиться с Господом. Можно ли это сделать, если человек уже мертв?

В Евангелии от Луки мы встречаем слова утешения: «Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы».

Бог сотворил нас для райского блаженства и бессмертия, но человек отверг бесценный дар Господа. Грехопадение, которое совершили Адам и Ева обрекло все человечество на тление и смерть. Святой Апостол Павел говорил о том, что вместе со грехом смерть вошла в мир. Человек поражен смертью, как болезнью. Но Господь милостив. Чтобы спасти человечество, Он послал в мир Сына Своего Единородного — Господа нашего Иисуса Христа. Претерпев страдания и смерть за грехи человечества, Спаситель заключил новый союз человека с Богом, открывающий нам путь на Небо через символ победы над смертью — Крест Господень.

У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть для православных — лишь начало нового пути. «Для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение», — говорил Апостол Павел.

Отпевание в церкви, виды отпевания

Существует шесть видов отпевания:

  1. младенцев — для христиан не достигших 7-летнего возраста;
  2. мирских человек;
  3. монашеское — для монахов (в том числе иеромонахов);
  4. иерейское — для лиц в иерейском сане, а также епископов;
  5. архиерейское — по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
  6. в первую седмицу Пасхи.

Суть отпевания

Чинопоследование христианского обряда погребения умерших неразрывно связано с мыслью о грядущей встрече со Христом. Тело человека — храм его души, а земная жизнь — лишь дверь в будущую жизнь, вечную жизнь. Умершего человека называют «усопшим», потому что во время второго Пришествия Христа души людей вновь соединятся с их телами. Тело человека укрывают саваном в знак исполнения обета чистоты и непорочности жизни, которые человек дал Господу во время Таинства Крещения. Тело усопшего укрывают саваном, в знак того, что он жил под покровом Церкви.

В правую руку покойного вкладывают крест — символ вечной жизни, на грудь полагают икону Спасителя, а на лоб — бумажный венчик с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Креститель. Венчик — предзнаменование Небесного Венца, который полагается всем, кто был верен Богу.

Молясь об упокоении усопшего, близкие читают над гробом Псалтырь. Когда тело переносят в храм, над умершим совершают чин отпевания. В храме гроб с телом стоит посреди церкви ногами к алтарю. По четырем сторонам гроба зажигают свечи.

На могиле христианина у ног покойного ставится Крест. Родственники и близкие умершего поминают его за совместной трапезой.

На какой день после смерти совершается отпевание

Погребение человека проводится на третий день после кончины. Отпевание по православному обычаю также совершается на третий день с момента смерти.

Первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Поминовение усопших – лучи света в мрачное царство мертвых

Как проводят отпевание

Чин отпевания состоит из песнопений, в которых отображается земной путь человека. За преступление заповеди Господа, человек изгоняется из рая, возвращается в землю, из которой был взят. Тем не менее, человек остается образом и подобием Творца, поэтому Церковь молит простить человеку его грехи и принять в Царствие Небесное. Святая Церковь молится за усопших, даруя им надежду на посмертное прощение грехов.

Чтобы совершить отпевание нужно:

  • знать волю самого покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме или просят не отпевать их, в таком случае вопрос свободы воли человека выходит на первый план. Церковь не отпевает тех, кто сам этого не хотел);
  • убедиться, что покойный был крещен;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить все документы о покойном;
  • предоставить в храме все документы, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • все нужное для отпевание обычно можно приобрести заранее в церковной лавке.

Троицкая суббота: расцветем, прорастем, воскреснем

Можно ли отпевать в морге

Если при морге есть часовня, принадлежащая к Русской Православной Церкви, то отпевать человека можно в ней. К сожалению, нередко случается, что при морге человека отпевает священник, не имеющий канонического статуса. Перед отпеванием лучше уточнить принадлежит ли часовня при морге к той или иной епархии Церкви.

Отпевание обычно проходит по определенному канону.

  • После прочтения Начальных молитв, погребение мирянина начинается псалмом 90-м: «Живы́й в по́мощи ́, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся…».
  • После него читается или поется полностью 17 кафизма: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…» с припевами. Псалом 118 разделён на три статьи (части), к каждому стиху первой статьи припев: «Аллилуиа», к каждому стиху второй статьи припев: «Помилуй раба Твоего (или рабу Твою)», к каждому стиху третьей статьи припев: «Аллилуиа», между статьями священник произносит заупокойную ектенью («Поми́луй нас. Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…»). При пении Непорочен, присутствующие на отпевании стоят с зажжёнными свечами.
  • После 17 кафизмы (118 псалма), поются тропари пятого гласа: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…»
  • После тропарей пятого гласа священник произносит заупокойную ектенью.

  • После чего поется седален за упокой.

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего (или рабу Твою или раб Твоих), и сего (или сию или сих) всели во дворы Твоя, / якоже есть писано: / презирая яко благ прегрешения его (или ея или их) вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче….

  • Затем читается 50-й псалом.
  • По прочтении 50 псалма поется заупокойный канон 6 гласа; после каждого ирмоса по четыре тропаря, припев к первому тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко второму тропарю: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (или душу усопшия рабы Твоея или раб Твоих), к третьему тропарю: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», к четвёртому «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». После третьей песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется седален:

Вои́стинну суета́ вся́ческая, житие́ же сень и ́, и́бо всу́е мяте́тся всяк земноро́дный, я́коже рече́ Писа́ние: егда́ мiр приобря́щем, тогда́ во гроб всели́мся, идеже́ вку́пе ца́рие и ни́щии. Те́мже, Христе́ Бо́же, преста́вльшагося ра́ба Твоего́ или преста́вльшуюся рабу Твою или преста́вльшихся раб Твоих) упоко́й, я́ко Человеколюбец.

и поется богородичен седальна.

После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется заупокойный кондак:

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́ (или ду́шу рабы́ Твоея́ или ду́ши раб Твои́х), иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

и заупокойный икос:

Сам еди́н еси́ безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка: земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже пове́лел еси́, созда́вый мя и реки́й ми: яко земля́ еси́, и в зе́млю оты́деши: а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилуия́.

  • После канона священник произносит заупокойную ектенью.
  • Затем поются восемь заупокойных стихир Иоанна Дамаскина. Каждая из стихир поется на свой глас Осмогласника, начиная с первого и кончая восьмым гласом.
  • После заупокойных стихир следуют Блаженны.
  • Прокимен: «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния.» Стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́».
  • Читается Апостол, 270 зачало (1Фес. 4:13–17).
  • Также читается соответствующее место из Евангелия от Иоанна, зачало 16 (Ин. 5:24–30).
  • После чтения Евангелия произносится ектения об упокоении: «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя об этом, услышь и помилуй…».
  • После чего начинается прощание с усопшим. Поются стихиры второго гласа, подобен «Егда́ от дре́ва»:

Прииди́те, после́днее целова́ние дади́м, бра́тие, уме́ршему…

Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему — подходят по очереди к гробу и целуют «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках, перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.

  • Затем читается Трисвятое и Отче наш
  • Поются тропари 4 гласа:

Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́ (или ду́ши рабы́ Твоея́), Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю (их) во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче…

  • Произносится ектения об упокоении, после чего священник произносит:

Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (усо́пшей рабе́ Твоей) имярек, и сотвори́ ему́ (ей) ве́чную па́мять.

Хор трижды поёт: «Вечная память.» После чего священник читает прощальную молитву.

С пением «Святый Боже…» гроб с телом усопшего выносится из храма. Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле — посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает Молитву разрешительную. Гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями или закрывается с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могила засыпается землей. На место, под которым находятся ноги покойника устанавливается Крест.

Кого нельзя отпевать

В Русской Православной Церкви не отпевают:

  • некрещеных (если люди сами при жизни не захотели стать членами Церкви за них всегда можно помолиться келейно);
  • иноверцев;
  • богоборцев;
  • отрекшихся от Христа;
  • самоубийц (исключение – лишение себя жизни, во время психического заболевание, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • до недавнего времени не отпевали и некрещеных младенцев, но недавно был подготовлен специальный чин.

Можно ли отпеть заочно

Отпевать усопших можно и заочно. Заочно отпевание проводится в случаях, когда:

  • Покойного хоронят в спешке, например, в ситуации военных действий, в братской могиле.
  • Когда люди погибли во время ЧС, при крупной катастрофе или крушении.
  • После похорон, если отпевание не совершили в нужное время.
  • При отсутствии в доступе храма Русской Православной Церкви.

Отпевание дает «гарантию попадания» в рай?

Отпевание не гарантирует то, что человек непременно попадет в рай. В вере не может быть никаких гарантий, но это именно то, что можно сделать на земле для человека, который уже ушел в иной мир. И надежда на милость Божию не угасает вместе со смертью человека.

Живые могут и после отпевания продолжать молиться за усопшего. Поминальная трапеза объединяет за столом всех, кто знал и любил человека в совместной молитве. Одно из главных блюд поминального стола — кутья из зерен пшеницы или риса. Подобно зерну человек полагается в землю и истлевает, чтобы родиться вновь для вечной жизни. Мед и сладости в кутье символизируют сладость райского блаженства.

Отличие отпевания от «обыкновенной» молитвы за усопшего

Молитва об усопших несет ту же миссию, что и отпевание, но в случае с отпеванием за душу человека молится вся Церковь, подавая людям надежду на посмертное прощение грехов. Особыми днями поминовения становятся третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. В третий день, вспоминая воскресение Христа, Церковь просит Господа воскресить человека для вечной жизни. В девятый день Церковь просит о причислении умершего к лику угодников Божьих. В сорокой день совершается молитва о том, чтобы Иисус, вознесшийся на Небо, вознес в Царствие Небесное. По желанию родственников человека могут поминать в молитве сорок дней после его смерти. Такое поминовение называют сорокоустом.

Смерть — не конец человека, а лишь переход его души в жизнь вечную. При всеобщем воскресении мертвые оживут от звуков трубы архангела.

> Что такое отпевание?

Что такое отпевание?

Протоиерей Алексей Митюшин, настоятель храма Живоначальной Троицы в Кожухово

Отпева́ние – это богослужение, во время которого Церковь молитвенно провожает усопшего в мир иной, просит у Бога прощения его грехов и дарования ему упокоения в Небесном Царстве. Отпевание – народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что большая часть молитв в нем поется. В Требнике отпевание именуется «последованием мертвенным» (“последованием погребения”).

Какое значение имеет отпевание для скончавшегося? Любые дела, от самых, казалось бы, незначительных до более важных, христианин сопровождает молитвой, обращаясь к Богу за Его благословением. Когда мы просыпаемся, отходим ко сну, садимся за трапезу, мы читаем молитвы; когда мы рождаем ребенка, мы крестим его и тем самым вводим в вечную жизнь, когда женимся – совершаем таинство венчания и так далее. Тем более, когда наш близкий человек умирает, мы усиленно за него молимся. Мы не знаем, раскаялся ли человек в своих грехах перед смертью, не забыл ли покаяться в чем-то важном. И поэтому просим о том, чтобы его душа была прощена и вошла в Царствие Небесное.

Душа усопшего переходит в новый, совершенно иной мир, и проводить ее туда, дать “последнее целование”, нужно достойно. Таинство смерти, как часто его называют, сопровождается особым молитвенным чином – и отпевание является самым важным и, можно сказать, торжественным моментом при погребении тела человека. Отпевание – это то, что приносит пользу душе усопшего. Эту пользу не принесут ни, скажем, минута молчания, какие-то особенные ритуальные принадлежности – венки, цветы и прочее, потому что это что-то упрощенное, а бывает и показное. Отпевая же усопшего, мы, действительно, совершаем для него благое дело.

Кроме того, чин отпевания полезен и для нас. Мы и понимаем, что смерть – это начало вечной жизни, но если Сам Господь плакал, когда его друг Лазарь умер, как не плакать и нам? Ведь случается, что мы хороним не только людей, умирающих от старости, но и детей, супругов, друзей, что кажется нам противоестественным, несправедливым и прочее. Молитвы, которые поются во время отпевания, являются утешением для человека, который находится в скорби.

Еще, совершая отпевание, мы соприкасаемся с вечностью, представляем себя лежащими во гробе, думаем о том, как мы пойдем на Суд к Богу. Бывает, например, что некоторые девушки рассуждают так: я буду, грешить, а потом, как Мария Египетская, покаюсь. Конечно, такая точка зрения недопустима, но, кроме того, мы можем попросту не успеть. Поэтому отпевание назидательно: оно напоминает нам, что нужно быть христианами.

Зачем отпевать усопших?

Молясь за человека, мы верим, что Господь услышит наши молитвы. Тем более, что Сам Иисус Христос сказал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Поэтому мы надеемся, что когда мы соборно молимся на отпевании о прощении человеку грехов “вольных и невольных”, поем “Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего”, Господь пребывает посреди нас.

Важно понимать, что отпевание – это звено в большой цепи духовного делания, которое нам необходимо совершить за наших умерших, любимых людей. Поэтому недостаточно просто прийти на отпевание, постоять с угрюмым лицом и с гвоздиками в руках и снова начать заниматься своими житейскими делами. Все начинается с приуготовления человека к таинству смерти – с причастия умирающего Святых Христовых Таин (если это возможно). Дальше, когда человек умирает, читается канон на исход души – чтобы душа человека укрепилась в такой трепетный час. Перед отпеванием в храме совершается панихида – краткое молитвословие за умершаго. И вот наступает сам чин отпевания – самый важный чин молитв. Опять же, этим ничего не кончается: впереди у нас 40 дней очень важных молитвословий за человека, чтения псалтири дома и молитв на Божественной Литургии.

Дает ли отпевание гарантии, то душа попадет в рай?

Есть семь церковных таинств – это таинства Крещения и Миропомазания, таинство Покаяния (исповедь), таинство Причащения (Евхаристия), таинство брака, таинство Елеосвящения (Соборование), таинство священства (хиротония). После совершения таинства Крещения, например, мы можем утверждать, что человек стал христианином, что он теперь – часть Церкви, после хиротонии мы можем утверждать, что человек стал священником и так далее. Таинство всегда что-то гарантирует. Отпевание же не является церковным таинством: это особый чин или молитвословие, и мы не можем быть уверены в том, что человек непременно попадает в рай.

Это должно подтолкнуть нас к тому, чтобы не делать одной рукой добрые, а другой грешные дела. Человек может заниматься восстановлением храма, и, в то же время, вести распутную жизнь – но после смерти и похорон со всеми почестями, вероятнее всего случится как в одной притче, когда ангел не впустил богача в рай, вернув ему все деньги, которые он жертвовал на храмы. Поэтому пользоваться тем, что ты помогаешь Церкви, бессмысленно. Это относится ко всем, не только к тем, кто жертвует средства. Говорят, например, что мыть пол в храме – большая благодать. Но нужно понимать, что только это уборщицу не спасет. Купить билет в Царствие Небесное нельзя.

Нужно ли отпевание?

Может ли душа попасть в рай и без отпевания?

Конечно. Отпевание не является условием спасения души. Некоторые монахи, например, относились с величайшим пренебрежением к своей персоне: завещали бросить свое тело в ров, в помойную яму, чтобы бездомные собаки съели их кости и так далее. Можно также вспомнить праведного отрока Артемия Веркольского, которого убила молния, и односельчане, посчитав такую смерть карой небесной, даже не стали его хоронить и просто прикрыли хворостом. А спустя 28 лет обнаружили, что его тело нетленно.

Но не нужно воспринимать отпевание как неважное действо, потому что для умершего человека это главный подарок, который мы можем ему преподнести. В наше время мы сталкиваемся с тем, что люди не хотят отпевать усопшего, так как это связано с немалыми затратами на транспорт и прочее. И если бедной старушке, которая все последние годы жила, молясь и мечтая скорее отойти ко Господу, ничего не будет от того, что ее не отпоют, то, конечно, для ее родственников, пожелавших сэкономить, это может стать тяжким грехом.

Как отпеть после похорон?

Можно, но только в исключительных случаях. Скажем, матрос погиб на корабле, и его тело было опущено в море, или солдат погиб на войне, и его похоронили ближайшем месте – в таких случаях усопших отпевают после похорон. Возможно также, что в связи с историческими событиями, наши родители, бабушки или дедушки были похоронены не надлежащим христианину образом – тогда тоже можно объяснить священнику ситуацию и совершить чин отпевания – в Церкви или на кладбище.

Однако если родственники собираются назначить отпевание после похорон из-за удобства – это, конечно, неправильно.

Где получить разрешение на отпевание?

Разрешение на отпевание берется, если вопрос о том, можно ли отпевать человека или нельзя, спорный. Например, если речь идет о самоубийстве. Приходской священник не в праве сам решать, отпевать ему в таких случаях или нет. Такие вопросы решает архиерей. Скажем, если самоубийство было совершено в состоянии психического расстройства – то нужно обратиться в епархиальное управление, чтобы архиерей дал свое благословение и объяснил, как дальше молиться за усопшего.

Кого нельзя отпевать в Церкви?

Мы не можем отпевать людей, которые сознательно не приняли крещение – потому что они не были частью Церкви. Нужно иметь это в виду и, если есть возможность, стараться беседовать со своими некрещеными родственниками и близкими людьми и пытаться способствовать их крещению – хотя бы чтобы совесть была спокойна, что мы были рядом и сделали все что, от нас зависело. А дальше все зависит от свободной воли самого человека.

Так же мы не можем отпевать людей, которые пошли на самоубийство, и людей, которые жили как явные безбожники.

Но и за них можно молиться, чтобы Господь простил им тяжкие грехи. Потому что у Бога обителей много. Мы можем молиться за них келейно (дома), можем молиться про себя в храме.

Можно ли отпевать наркоманов?

Наверняка, люди, которые страдают наркотической или алкогольной зависимостью, сознательно на это пошли. Но важно понимать, что задача Церкви – не погубить, а, по возможности, оправдать человека. И такие люди не относятся к тем, кого Церкви отпевать запрещается.

Как вести себя на отпевании?

Если человек не знаком с церковными службами, то чаще всего, приходя на отпевание, он становятся лицом не к алтарю, а ко гробу, и всю службу не сводит глаз с усопшего. Это, конечно, неправильно. К сожалению, такая история повторяется из раза в раз – хотя сложно чего-то требовать от человека в тяжелый для него момент.

Но все же отпевание – это молитвословие, которое совершается в храме, и поэтому пришедшие должны молиться за усопшего, прислушиваться к словам священника и хора и пытаться вникнуть в них.

Что надеть на отпевание?

Священнослужители надевают белые облачения, когда крестят и отпевают – потому что оба эти события являются важнейшими в жизни человека, большими праздниками. Когда человек умирает, он переходит в жизнь вечную, он видит свет, и этот свет – Христос. Поэтому мы, как жены-мироносицы, которые в белых одеждах шли ко гробу Господа, тоже надеваем белые облачения.

А черный цвет – не богослужебный: даже постовые облачения священников выделяются бело-серебряной вышивкой.

Приходящие на отпевание, как правило, надевают черные траурные одежды, хотя это не относится к христианской традиции. Однако не так просто уйти от светских правил в современном мире: во-первых, чаще всего смерть близких людей воспринимается нами как трагедия, а не как праздник, а во-вторых, если все придут на отпевание в черном, а один человек придет в светлом, он может стать причиной для негодований и осуждений.

Материал подготовила Дарья Баринова

Другие тексты, связанные с отпеванием и поминовением усопших, читайте в рубрике Отпевание, поминовение усопших

Разрешенные дни для похорон по православным традициям

В какие дни хоронят а в какие нет должен знать каждый, кто провожает в последний путь умерших близких или знакомых. Нужно правильно организовать и провести похоронную процессию при определенных жизненных обстоятельств.

На какой день после смерти хоронят православных

Обряд захоронения умершего человека — старинная процедура, к которой прибегают все народы мира. Христиане верят, что после смерти тело остается на земле, а

душа улетает в рай или ад. Церковь считает, что смерть является определенным этапом вечного существования человека. Провести душу в царство небесное необходимо правильно.

По православным традициям и верованиям хоронят покойника на третий день после смерти по причинам:

  1. Обрываются связи души и тела. С ангелом-хранителем нематериальная составляющая человека отправляется в родительский дом к Господу.
  2. Третьи сутки имеют связь с Троицей. По церковным канонам поминки разрешается проводить после захоронения усопшего.
  3. В течение трех дней шок у родственников уменьшается, проясняется ум, возвращается способность здраво мыслить.

На первый и второй день после смерти не хоронят умерших по двум причинам:

  1. Душа не успела отделиться от материальной составляющей человека. После раннего проведения ритуала она будет испытывать шок.
  2. За короткий промежуток времени невозможно успеть подготовиться к обряду по причине организационных причин, нестабильного эмоционального состояния родственников.

Летом церковь разрешает хоронить усопших на 1-2 день.

4-7 день выбирается для похорон, если:

  1. Человек умер при странных обстоятельствах, требующих проведения вскрытия. Тело из морга можно забрать через 4-7 дней.
  2. Смерть произошла после ДТП, тяжелого заболевания. По причине бумажной работы родственники получают тело усопшего через несколько дней.

По христианским законам лучше не тревожить лишний раз душу, проводить ритуал погребения вовремя.


В какие дни недели не принято хоронить

При погребении мертвого ориентироваться на день недели.

День недели Хоронят ли
Понедельник Первый день недели считался несчастливым. Не рекомендовалось начинать новые дела, проводить поминки. Хоронить в понедельник разрешается только самоубийц.
Вторник Второй день недели считается благоприятным для проведения ритуала захоронения. Главное условие — отсутствие церковного праздника.
Среда Нет запрета хоронить усопших.
Четверг Церковь разрешает хоронить умерших естественной смертью.
Пятница Пятница — поминальный день. Церковь разрешает проводить захоронения. Исключением является Страстная пятница, большие православные праздники. Чтобы не набраться греха, нужно подождать до следующего дня.
Суббота Умерших хоронят в субботу.
Воскресенье По поводу воскресенья существует множество спорных вопросов. Бытует мнение, что Бог седьмого дня недели отдыхает. Нельзя нарушать его покой. Церковь скептически ставится к мнению незнающих христиан. Хоронить в воскресенье по православным традициям не запрещено. Исключение составляют большие праздники, которые совпали с выходным днем недели (Троица, Покрова Пресвятой Богородицы, Пасха, Рождество).

Существуют правила проведения обряда. Чтобы правильно провести душу в небесное царство, необходимо посоветоваться с представителями церкви.


В каких случаях разрешается хоронить в выходные дни

Запрета на захоронения усопших в выходные дни нет. Библия не запрещает хоронить в субботу и воскресенье. Суеверие о запрете похорон по выходным дням появилось по причинам:

  1. На субботу и воскресенье выпадает много больших праздников, которые являются табу для проведения ритуала погребения.
  2. По выходным дням на кладбище находится много народу. Одни люди наводят порядок на могилах. Другие приходят навестить умерших родственников. Вследствие большого количества людей похоронную процессию стараются перенести на будний день недели.
  3. Инстанции, связаны с оформлением посмертной документации, по выходным не работают. Покойного не хоронят пока бумаги не будут готовы.

Факторы мешают проведению ритуала. Родственникам приходится переносить похороны на другие дни недели.

Нуждаетесь в совете специалиста? Получите консультацию эксперта онлайн.
Задайте свой вопрос прямо сейчас! Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы

Если все нюансы по поводу усопшего улажены до выходных, законы православия не запрещают отдавать тело покойного земле.

Похороны на праздники

Верующие иудеи, католики, православные чтят церковные праздники. Согласно верованиям нельзя работать по праздничным дням, чтобы избежать наказания Господнего за свои греховные деяния. По обычаю похороны требуют выполнения огромной работы:

  1. Покупки гроба, креста, венки, свечи.
  2. Выбора дня погребения.
  3. Приготовления пищи.
  4. Приглашения священников к отпеванию.
  5. Подготовки тела умершего к захоронению.
  6. Сообщения печального известия близким родственникам, знакомым.
  7. Поиска и подготовки места захоронения.

Если ритуал отпевания и захоронения выпадает в день церковного праздника, лучше его перенести, иначе можно разгневать Бога.

Святой день Почему не хоронят
Рождество 7 января родился Иисус Христос. Умерших стараются не хоронить в данный день, чтобы не осквернить образ Бога. Если имеются важные причины для проведения обряда погребения на Рождество, нужно спросить совета у священнослужителей. Православные сильные верой и духом должны избежать похорон 7 января.
Пасха Пасха считается днем воскресения Иисуса Христа. Если православный человек умирает на вербную неделю, перед большим праздником, считается, что на него взошла Господняя благодать. Но люди не хоронят усопшего в святой день, чтобы не разгневать Бога.
Покров Пресвятой Богородицы Богородица накрыла головы людей покрывалом, что стало символом защиты и утешения. Умерших не хоронят на большой праздник, чтобы избежать греха, не разгневать Матерь Божью.

читать еще:

  • Что такое саван
  • Для чего берут землю с кладбища

Хоронить на покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Пасху — согрешить и обидеть создателя. Незнающим людям лучше прислушиваться к народным приметам и церковным законам, чтобы достойно провести усопшего на небеса. Если не получилось избежать праздника в день похорон, помните — каждый может быть прощенным.

Похороны в воскресенье: можно или нет?

Когда мы сталкиваемся с организацией похорон, то стараемся сделать все по правилам. Соблюдение традиций – дань уважению безвременно покинувшему близкому. Принято похороны проводить на третьи сутки после смерти.

Почему принято хоронить на третий день?

Разные религии предъявляют свои требования к процедуре погребения. Ислам считает, что тело покойного необходимо похоронить до следующего заката солнца. Вместе с уходящим солнцем душа прощается и покидает тело.

Православие предусматривает организацию похорон на 3-й день после смерти. С чем это связано?

В православных канонах есть такое понятие как Третина. Оно называет третий день после смерти. Библия гласит, что три дня спустя Иисус Христос воскрес. Также происходит воскрешение каждого человека.

До этого душа умершего находится возле тела. По этой причине нельзя хоронить покойника раньше срока. Тело будет похоронено, а душа останется маяться. Организовывать траурную процедуру позже, на 4-ые или 5-ые сутки, церковь допускает. Она учитывает разные обстоятельства. Например, ожидание приезда родственников издалека или затянувшееся вскрытие. Поминки тогда сдвигаются по датам. А вот молитвы и службы в церкви переносить не рекомендуется.

Похороны в воскресенье под запретом?

Существует поверье, что нельзя организовывать похороны в воскресенье.

Точки зрения есть у двух сторон:

  • народная версия или суеверье;
  • мнение церкви.

Народный взгляд на похороны в воскресенье

Языческие верования остались давно в прошлом, однако православные верующие сохранили некоторые моменты. Ряд ритуалов и примет передаются из поколения в поколение несмотря на то, что давно потеряли смысл.

Многие люди, особенно пожилые, искренне верят, что хоронить человека в воскресенье нельзя. Суеверие связано с тем, что в этот день недели у Господа выходной.

Есть и рациональное объяснение. Практически все ритуальные службы могут осуществить погребение во все дни, кроме воскресенья.

Мнение церкви

Большинство священников отвечают на вопрос о возможности похорон в воскресенье утвердительно. Они считают, что нет ограничений ни на день недели, ни на время суток проведения траурной процессии.

Единственное пожелание – похороны должны проходить на третий день после смерти или чуть позже.

Преподобный Пелусиотский в своем учении подробно изложил то, как должны проходить похороны. Он пишет, что в пятницу Господь «испустил дух», а в воскресенье «восстал».

Еще пример, который свидетельствует о возможности похорон в воскресенье: святителя Тихона, который считается последним Патриархом Российской Империи, похоронили в Вербное воскресенье.

Однако церковь может отказать в проведении похорон и поминании усопших.

В какие дни нельзя хоронить?

В православном уставе есть дни, в которые не стоит хоронить и отпевать покойника.

Согласно православным канонам нельзя организовывать похороны:

  • на Рождество;
  • на Пасху;
  • на Крещение;
  • в дни святых угодников.

По поводу Пасхи мнение расходится. С одной стороны, хоронить человека в этот день нельзя, но умереть на Пасху – Божий подарок. Людей, которые умерли в этот день, хоронят по особым пасхальным правилам.

Организовывать похороны на Рождество также не стоит. Эта дата – День Рождения Иисуса Христа. О проведении похорон в этом случае стоит переговорить со священником. Он посоветует, как себя вести в сложившейся ситуации.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *