Отрадно богородичный женский монастырь Мордовия

18 марта 2015 года Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский провел расширенное совещание по вопросу возрождения женской монашеской пустыни-скита на териттории с.Шейн-Майдана Атяшевского района . На Архиерейском подворье п.Атяшево прошла первая часть совещания, на которой Владыка Вениамин обсудил вопросы благотворительной помощи для строительных работ в Шейн-Майданском скиту. Следующей частью рабочей встречи стало посещение строящегося скита.

Село Шейн-Майдан Ардатовского уезда возникло в XVII в. и принадлежало боярину Алексею. Некоторое время в XVIII в. владелицей села была Екатерина Скавронская, жена Петра Великого, впоследствии императрица Екатерина I. Затем село по частям перешло к разным помещикам. По описям XIX в., в Шейн-Майдане значились 225 дворов и 1600 крепостных душ обоего пола. Идея возведения нового каменного храма принадлежала помещику П. А. Ижорину, испросившему на то благословение прп. Серафима Саровского. К нач. 1830-х храм в целом был готов, однако прп. Серафим сказал благотворителю, что на месте сем будет не приходская церковь, а монастырь. Обитель была создана игуменией Феофанией (Сыпиной) по благословению чуфаровского старца Игнатия Вершина в 1899. К 1902 число сестер в общине выросло до 40 чел. Собранных средств хватило, чтобы начать реконструкцию храма и заложить келейный корпус. 12 января 1903 епископ Никанор освятил храм в честь иконы Божией Матери «Отрада», а в 1911 был освящен второй храм, Илиинский, деревянный зимний. Монастырь сумел к 1917 обзавестись обширным хозяйством, в т. ч. прудовым. Окончательно разогнанный в начале 1920-х, Шейн-Майданский монастырь почти полностью был уничтожен, а последние оставшиеся строения были заняты хозяйственными структурами и школой крестьянской молодежи (1926).



Главная » О районе

  • Почётные граждане района

Ардатовский муниципальный район расположен в юго-западной части Нижегородской области. На западе район граничит с Навашинским, Кулебакским, Выксунским районами, на юге с Вознесенским, Дивеевским, на востоке с Арзамасским, на севере – с Сосновским районом. Районный центр — поселок городского типа Ардатов. Расположен на реке Лемети, в 160 км от Нижнего Новгорода. Ближайшая железнодорожная станция Мухтолово – 30 км.
Общий характер климата – умеренно-континентальный. По агроклиматическому районированию территория Ардатовского муниципального района относится к четвертому агроклиматическому району – умерено тепловому, влажному. Гидротермический коэффициент равен 1,2%.

Ардатовский муниципальный район – это одно из древнейших поселений, является муниципальным образованием в составе Нижегородской области. Район относится к группе южных сельскохозяйственных районов.

Территория района занимает выгодное транспортно-географическое положение на железнодорожной магистрали Москва-Казань, пересекающей район с запада на восток, автодорогах республиканского и областного значения, обеспечивающих внесение связи. Все центральные усадьбы связаны с районным центром дорогами с твердым покрытием, развиты средства современной связи.

История народонаселения Ардатовского района

Археологические находки на территории Ардатовского района (Саконские и Личадеевские стоянки первобытного человека) показывают, что наш район заселялся людьми с VII-III тысячелетия до нашей эры. Со II по IX века происходило заселение края мордовскими племенами, а также кипчаками, поволжскими финнами, волжскими булгарами. Это было связано с проходившими по нашему краю торговыми путями (Великий шелковый путь), и развитием скотоводства в поймах рек Теши, Иржи, Лемети.

С IX-XII веков в крае появляются славянские переселенцы. Они научили коренные племена земледелию, изготовлению железных орудий труда и оружия.

На наши, богатые лесом, рыбой и зверем, места претендовали с востока татарские племена, а с запада и севера – русские князья.

Ардатовские земли видели поход Святослава на усмирение Волжской Булгарии, татаро-монгольские полчища, проходившие в 1237 году на Русь, посольские караваны и русских князей, ехавших по «царской сакме» (дороге) в Орду за ярлыками на правление Русью, поход Ивана IV Грозного на Казань в 1552 году.

Граница между Русским государством и Золотой Ордой с XIII по XVI века проходила по р.Теше.

Название Ардатов связано с легендой о проводнике Ардатке, который провел войска Ивана Грозного через леса нашего края и получил за это мордовское селение, которое назвали «Ордатовой деревней», ставшей впоследствии дворцовым селом.

Но есть серьезная версия, что название Ардатов связано с Ордой, так как это было первое приграничное золотоордынское поселение.

Местные историки предположили дату основания Ардатова – 1552 год, год, когда по нашему краю прошло войско Ивана Грозного, и год разгрома Казанского ханства.

После похода 1552 года мордовские земли были отданы царем в поместное владение русским князьям, боярам, татарским и мордовским мурзам и служивым людям, в основном Свияжским жильцам. (Свияжск – русская крепость под Казанью). Изввестными землевладельцами были князья Одоевские, Волконские, Ромодановские, графы Блудовы, татарские мурзы Мокшеевы, Тарбедеевы и др.

В XVIII веке в Ардатовском крае имелись железоделательные заводы, поташное производство, суконная фабрика.

Название «Ордатова деревня» впервые встречается в «Арзамасских поместных актах» за 1578 год.

С конца XVI века и по 1779 год селение Ардатов было сначала деревней, затем ясашным и удельным селом. Первая деревянная церковь Знамения Пресвятой Богородицы была построена около 1610 года.

В 1779 году по указу Императрицы Екатерины II Ардатов становится уездным городом. В уезде насчитывалось 40 волостей, в которых проживали более 120 тыс. человек. По количеству населения он занимал 4 место, а по площади – 3 место в Нижегородской губернии.

В начале ХХ века Ардатов уже не тот: появились купеческие торговые ряды, крахмальные заводы, мукомольные и маслобойные ветряные мельницы, большое количество кузниц. Построены женская и мужская гимназии, крестьянский поземельный банк, здание Земской управы, перестроена городская больница. К 1917 году в Ардатове и Ардатовском уезде работало 8 железоделательных, 3 винокуренных, 8 лесопильных, 9 крахмалотерочных заводов, имелось более 600 различных мелких производств и более 200 торговых заведений. В уезде насчитывалось 20 кредитных товариществ, 9 ссудо-сберегательных касс, 9 страховых и около 30 потребительских обществ.

Главным занятием жителей уезда было земледелие. Возделывались лен, конопля, рожь, гречиха, горчица, картофель, репа.

В 1923 году Ардатовский уезд был ликвидирован, Ардатовская волость территориально вошла в Арзамасский уезд.

В 1929 году создан Ардатовский район. Ардатов утратил значение города и стал селом – районным центром.

Из истории Ардатовского муниципального района:

1931 г. – решением Ардатовского РИК введено всеобщее начальное образование

— в районе открыты первые 12 детских площадок.

1933 г. – в райцентре началась трансляция радио

— тираж районной газеты «Колхозная правда» достиг 5220 экз. при периодичности 12 номеров в месяц.

1937 г. – открыта районная колхозная школа, где готовили животноводов, полеводов, счетоводов.

1938 г. – открылось пассажирское сообщение в районе.

1940 г. – в районе создано 93 колхоза.

1941-1945г.г. — на фронты Великой Отечественной войны ушли около 10,5 тыс. жителей района, из них 500 женщин. С войны не вернулись 5,5 тыс. солдат. Среди ардатовцев были награждены более 3000 человек боевыми и 1740 человек трудовыми наградами, а Моисеев Н.С., Попков А.И., Муравьев А.Т. и Макаров К.В. стали Героями Советского Союза.

В память об их подвиге воздвигнут памятник воинам — ардатовцам.

1947 г. – началось радиовещание в домах Ардатова

— РПС открыл колбасное производство

— райпромкомбинат освоил производства: сапоговаляльное, спичечное, столярное, санное, гончарное, бондарное, ложечное, металлоремонт, шерстобойное, овчинное, швейное.

1948 г. – началась электрификация Ардатовского района

— в районе введено всеобщее семилетнее образование.

1949 г. – проведено укрупнение колхозов. Вместо послевоенных 68 колхозов стало 18.

1959 г. – на улицах и в квартирах Ардатова зажегся промышленный свет. Район был электрофицирован через 10 лет.

1964 г. – открылась первая строительная организация – хозрасчетный ремстройучасток.

В конце 60-х годов началась газификация района. В настоящее время построено около 80% всех газопроводов и внутридомовых газораспределительных сетей.

1989 г. – открытие нового здания Ардатовской центральной больницы на 250 коек и поликлиники на 650 посещений в смену.

2007 г. – открытие нового здания районного узла электросвязи

2008 г. – открытие нового здания Дома-интерната для граждан пожилого возраста и инвалидов.

2008 г. – здание Мухтоловской районной больницы

— в период с 2008 года по 2016 год — 78 молодых специалиста приобрели жилье в рамках областной программы «Меры социальной поддержки молодых специалистов», из них: специалисты образования – 60, работники культуры – 9, специалисты здравоохранения – 7, участковые уполномоченные – 1, специалисты социальной политики — 1;
— 2010-2012 годы – капитально отремонтированы 40 многоквартирных домов в р.п.Ардатове за счет средств Федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства согласно Федерального закона № 185-ФЗ;
— 2010-2016 годы – 46 ветеранов Великой Отечественной войны приобрели жилые помещения на предоставленную единовременную денежную выплату.
— 2010 год – газифицировано село Докукино
— 2011-2016 годы – построены 4 многоквартирных дома, из них: 2 дома в р.п.Ардатове и 2 дома — в р.п. Мухтолове в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда»,
— 2011-2016 годы – построены 5 новых животноводческих дворов и 8 реконструировано в рамках районной программы развития производительных сил и областной программы стабилизации и увеличения поголовья крупного рогатого скота.
— 2013 год — построен физкультурно-оздоровительный комплекс «Рубин» в р.п.Ардатове;
— 2014 год — газифицировано cело Котовка,
— 2015 год — газифицировано село Леметь,

Охраняемые природные территории

Всего на территории Ардатовского муниципального района находится 20 особо охраняемых природных территорий:

  • Мухтоловский природный комплексный заказник. Площадь – 9,4 тыс.га. Организован в 1994 г.;
  • Личадеевский природный комплексный заказник. Площадь – 6,1 тыс.га. организован 18.04.1996г.;
  • Участок хвойно-широколиственных лесов около с.Туркуши. Площадь – 14,6 га. Организован 15.03.94г.;
  • Участок хвойно-широколиственного леса по реке Ломовка. Площадь – 480,8 га, охранная зона 637,2га. Организован 15.03.94г.;
  • Участки хвойно-широколиственных лесов около с.Березовка. Площадь – 105,7 га, охранная зона 273,3 га. Организован 15.03.94г.;
  • Участок хвойно-широколиственного леса около реки Сиязьма. Площадь 20,6га, охраняемая 45 га. Организован 15.03.94г.;
  • Озеро Большое (Пустынное). Площадь – 45,6 га, охранная зона 63,3 га. Расположено на землях Мухтоловского лесхоза;
  • Озеро Комсомольское (Пионерское). Площадь – 6,4 га, охранная зона 36,1 га. Расположено на землях Мухтоловского лесхоза.
  • Озеро Нуксинское. Площадь – 15,1 га., охранная зона 56,6 га. Расположено на землях Мухтоловского лесхоза;
  • Озеро Чарское. Площадь – 195,9 га. Расположено на землях Мухтоловского лесхоза;
  • Болото Пустынное. Площадь 224,2 га, охранная зона 115,7 га. Расположено в истоке реки Нукс, на землях Мухтоловского лесхоза.
  • Болото Светлое. Площадь 84,0 га, охранная зона 302,4 га. Расположено на землях Мухтоловского лесхоза.
  • Балахонинская пещера. Площадь – 0,9 га. Охраняет Личадеевское лесничество Мухтоловского лесхоза. Старый заброшенный гипсовый карьер, у подножья восточной стенки которого располагается карстовая пещера;
  • Парк в р.п.Ардатове. Площадь – 2 га. Расположен в центре поселка. В старой части парка сохранилась группа лип в возрасте 100 лет;
  • Парк – сад в д.Четвертово. Площадь – 9 га. Старинный парк декоративно – плодового типа с каскадом прудов;
  • Парк у п.Мыза. Площадь составляет 15 га. Усадебный парковый комплекс первой половины 19 века, парк декоративно-плодового типа и пруд с тремя островками;
  • Виноградовская роща. Площадь–80 га.;
  • Парк с.Котовка. Площадь 10 га, старый парк с прудом, примыкающий к естественной дубраве;
  • Фрагменты старинного парка с.Личадеево. Площадь – 1,5 га.

Праздники7 Октября 2019

Епархиальная паломническая служба «Архангел» приглашает 14 октября в праздник Покрова Пресвятой Богородицы побывать на Радово-Покровском подворье Соловецкого монастыря под Архангельском.

Поездка займет один день, паломники вернутся в Архангельск уже к 14 часам.

Покровское подворье Соловецкого монастыря расположено на реке Лодьме в лесу в 22-х километрах от Архангельска по Талажской дороге. Ближайший населенный пункт — деревня Ижма в 6 км.

Урочище Радовое было передано администрацией Приморского района фермеру Мелешко. Силами своей семьи освоить 46 гектаров земли не удалось. Фермер решил отказаться от нее и передать Церкви. Божиим промыслом этот человек пришел на Архангельское подворье Соловецкого монастыря и рассказал, что на своей земле он строить ничего не будет, потому что в определенном месте над рощицей (в центре обители) он видел несколько раз в воздухе Пресвятую Богородицу с омофором в руках. Сказал, что у него возникает страх, когда он начинает какие-либо работы. Просил принять от него участок земли в несколько десятков гектаров. А на Архангельском подворье Соловецкого монастыря в 1995 году уже образовалась женская община. 22 июня 1998 года сестринская община (6 человек) выехала в Радово. Недостроенный дачный домик вскоре превратился в храм. С этого и началась монашеская обитель.
Узнать подробности и записаться в поездку можно по телефону 8 (911) 658 98 22 или в группе «Архангела» ВКонтакте: https://vk.com/arh_palomnik.

Пресс-служба Архангельской епархии

Епархиальные отделы: Паломнический отдел

«Некто инок Иона избрал место для своего пустынножительства в Закудемском стану, в Мордовском Елховском угодье, при речке Пасмуровке. В этом месте, называвшемся Каржалейским врагом, на Белой горе, находились пустые бортные знамёна, которые состояли в окладе у живших близ этого места крестьян. Когда к иноку Ионе собралось довольно братии, он решил на избранном месте воздвигнуть храм во имя Нерукотворенного образа Спаса и построить при оном монастырь. В 7161 (1653) году Иона обратился с просьбой о дозволении ему построить церковь и монастырь к царю Алексею Михайловичу и получил на сие указ и вместе грамоту от патриарха Никона». Такими словами архимандрит Макарий в труде «Памятники церковных древностей» начинает историю «монастыря, который, по причине местности, получил название Спасской пустыни Белой горы». Вскоре после основания обители первые иноки «встретили нужды в отношении к содержанию и стали заботиться о средствах к оному».

В 1660 году настоятель пустыни строитель Феодосий с братией «били челом царю Алексею Михайловичу в том, что поелику крестьяне, владевшие пустыми бортными знаменами, все уже померли и в окладный оброк никто оных не берет, то не благоугодно ли будет пожаловать их теми бортными знаменами, хотя бы с окладным за оные оброком. По этому их прошению велено им было пользоваться бортнями со взносом оброчных денег». Ещё через пять лет указом царя Алексея Михайловича на пропитание и строение Спасской пустыни было отмежёвано «лесу вдлину надве версты, а поперег в версту с четвертью из мордовскаго бортнаго олховскаго ухожья». Вместе с лесом монастырь получил находящиеся в нём сенные покосы по берегам речек Елховки и Лепески и пахотные земли, «а прежними бортными знаменами стал владеть безоброчно». Царское благоволение способствовало увеличению пустыни. К единственному рубленному топорами пятиглавому храму во имя Нерукотворного образа Спаса прибавилось ещё два: пятиглавый – в честь Казанской иконы Божией Матери и одноглавый – Святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Вокруг монастыря соорудили деревянную ограду с башнями, на территории его – деревянные хозяйственные постройки. К середине XIX века, как отмечает архимандрит Макарий, «из церквей сохранилась одна деревянная о пяти главах, построенная в 1664 года, но другой пятиглавой церкви уже нет, хотя и заметны следы ее развалин».

Первыми строителями монастыря возводились и каменные сооружения. В их числе монастырская ограда и шатровая колокольня, от которых до наших дней сохранились лишь руины. Эти постройки, датируемые 1664 годом, были древнейшими образцами каменного зодчества на территории Вадского района. Колокольня представляла собой восьмерик, вырастающий из мощного кубического основания, по верху которого располагались арочные окна с полосами железа для подвешивания колоколов. Шатровую крышу колокольни венчала небольшая главка с крестом… Пожалованных царём Алексеем Михайловичем угодий умножившейся монастырской братии не хватало, и настоятели вынуждены были вплоть до начала XVIII века арендовать у соседей-помещиков и крестьян сенокосные земли по берегам речки Пасмуровки, а также мельницы, обустроенные на ней. Большое число выдержек из официальных бумаг, свидетельствующих об этом, приведено в «Действиях Нижегородской губернской учёной архивной комиссии» (Заседание 17 октября 1887 года. т. 1, вып. 1). Спасскую пустынь Белой горы окружали земли разных владельцев: господ Шереметевых, Голицыных, помещиков Бутурлиных, Колычевых, Коровиных… В округе располагались сёла и деревни: Борисово Поле, Починки, Отерево, Шершово, Сидоровка, Елховка, Маргуши. Некоторые из крестьян вышеозначенных селений отнимали у монастыря угодья и наносили обиды монастырской братии.

В 1692 году игумен пустыни всемилостивого Спаса Отеревской, что на Зелёных горах (так теперь звалась обитель) Maкapий с братией били челом великим государям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу на крестьян села Борисова, принадлежавших боярину князю Голицыну и стольнику Сомову: «В нынешнем, государи, в 200 году июня в 24 день посылал я, богомолец ваш, братию свою с работники на поляну Лепеску косить сено, а они – крестьяне Василей и Илья с товарищи, собравшись многолюдством с дубиньем, и нас, богомольцев ваших, с работники с тое поляны сбили, и перебили многих старцев, и переграбили, и косить тою поляну не дали». А в 1713 году на крестьян села Шершова и деревни Сидоровки, насильственно захвативших монастырские покосы близ речки Елховки, жаловался царю Петру Алексеевичу архимандрит Иоасаф: «…от того их насильства мы, богомольцы твои, разоряемся в конец…» В разные годы настоятели монастыря обращались с просьбами об обуздании распустившихся крестьян не только к царям, но и к богатым влиятельным людям. Мольбам иноков внимали и государи, и помещики, предписывая для крестьян строгие наказания и запреты на дальнейшие ссоры с монастырём. Однако Спасская пустынь вновь и вновь терпела обиды от соседей-мирян. В таких условиях, как говорится в челобитной к Борису Петровичу Шереметеву, монахи могли «помереть голодною смертию, в конец разориться и из обители все врознь разбрестись». Однако несмотря на трудности, монастырь просуществовал практически до конца XVIII столетия, не единожды поменяв своё название. Так, с 1718 года обитель называлась Спасовым монастырём Зелёных гор, а с 1730 – Спасо-зеленогорским монастырём.

По данным книги архимандрита Макария, «кроме основателя монастыря Ионы и строителя Феодосия было в обители семь игуменов: Афанасий, Макарий, Кирилл, Павел, Исайя, Феодосий и Пётр, восемь архимандритов: Иоасаф, Адриан, Иоанн, Кассиан, Феофилакт, Варсонофий, Никанор и Иосиф…

Под ведением обители, до издания штатов в 1764 году, было 113 душ. После того монастырь ещё оставался некоторое время на собственном содержании, но вскоре был упразднён. Вероятно, бедность и немноголюдность явились главными причинами его ликвидации. Церкви обители, по прошению крестьян, были обращены в приходские, а окружавшая его слобода Спасъ Белые Горы переименована в село Спасъ Зелёныя Горы. В 1797 году подле бывшей монастырской ограды на новом месте сельскими прихожанами была построена каменная одноглавая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом святителя и чудотворца Николая. К ней отошла и старинная колокольня строителя Феодосия, ставшая сельской. «На месте бывшего монастыря, с 1800 года началась и постепенно образовалась женская община, состоящая из немалого числа сестер». Так заканчивается повествование архимандрита Макария. И этими же словами можно начать историю второй жизни обители.

О первоначальном основании женской общины имеется немного сведений, и связываются они с жизнью преподобного Серафима Саровского. Поселившись в 1778 году в Саровской пустыни, Серафим, по поручению бpaтии, почти каждогодно приезжал на знаменитую в то время Зеленогорскую ярмарку для закупки мёду и нужных обители вещей. Бывавши здесь, он всегда обхаживал место, где находился упразднённый мужской монастырь и скорбел о запустении его. Однажды, во время прогулки своей, Серафим заметил небольшую келью в углу монастырской ограды, в которой поселился какой-то человек для спасения души своей. Возрадовался духом Серафим, прозревая в этом событии начало возрождения обители. Предчувствия преподобного оправдались. С начала нового XIX века, по благословению Преосвященного Apxиепископа Нижегородского Вениамина, здесь стали жить: вдова Мавра Матвеевна, Стефанида Корниловна, Татьяна Макарьевна, Татьяна Петровна и Ульяния Михайловна. Жизнь обитательниц, по сказанию многих их последовательниц, была по образу келейной монастырской и отличалась необыкновенною простотою. Жилища келейниц именовались Спасо-Зеленогорской богадельней. Молитвенницы имели совместный стол и одежду, а к богослужениям, за неимением собственного храма, ходили в приходскую церковь, священник которой был их духовным наставником. Утешением и лекарством в болезнях считали они для себя употребление трав: зверобоя, душицы и липового цвета; чай употребляли весьма редко, а в прочем содержались чрез Христово подаяние. Саровский старец Серафим содействовал им своими молитвами, советами и другими разного рода пособиями до блаженной кончины своей в 1839 году.

Спасо-Зеленогорская женская община была одной из трёх, которым преподобный Серафим покровительствовал по велению явленной ему Божией Матери (две другие – Дивеевская и Ардатовская). В Зеленогорской общине с некоторых пор подвизалась и блаженная старица Ирина Зеленогорская (Лазарева), до того монашествовавшая сначала девять лет во Флоровском Киевском монастыре, а позже, шесть лет в Дивеевской общине под руководством старца Серафима, называвшего её своей духовной дочерью. Ирина отличалась величайшим смирением, беспрекословным послушанием, трудолюбием и, в то же время, весёлым характером. По благословению отца Серафима, она перешла в Зеленогорскую общину, где прожила до самой своей кончины в особо убогой келье. Кроме келейных и церковных молитв, она несла крест Христа ради юродства и много страдала от неразумных людей. Обладала Ирина Зеленогорская дарами прозорливости и телесного врачевания, чему имеется немало свидетельств. Сведения о кончине старицы, как и о её возрасте, противоречивы. В разных источниках указываются: 22 апреля 1843 года, 1899 год и даже начало XX века. Погребена старица на зеленогорском монастырском кладбище при церкви. В 1816 году участница общины Стефанида Корниловна подала прошение к Нижегородскому Епархиальномy начальству о признании богадельни, в которой подвизались к тому времени 25 человек, общиною. Но лишь в 1842 году, 12 июня Указом Святейшего Синода обитель утверждена общиною и принята под покровительство духовного и гражданского начальства. Ей было дозволено принимать на своё имя пожертвования и приношения, как и всякому православному монастырю. Последний жилой монастырский домПервой начальницей общины стала старейшая его обитательница Параскева Иосифова, родившаяся в 1784 году в семье крепостных близлежащего села Борисово Поле. Вероятно, она и добилась для богадельни статуса общины. По смерти Параскевы в 1847 году сёстры общины избрали новую начальницу – Варвару Федотову, уроженку села Крутой Майдан. Как и её предшественница, Варвара была грамотной. Благодаря её хлопотам община получила в пользование часть земель, некогда принадлежавших мужскому монастырю. Теперь сестричество могло обеспечивать себя продовольствием. При Варваре Федотовой общиной был построен и собственный храм. В 1873 году документы Зеленогорской общины подписывались Анной Кротковой, сведений о которой пока не найдено. Расцвет общины, укрепление хозяйства и последующее превращение её в монастырь произошли уже при Пелагии Алексеевой (Пелагии Алексеевне Скрипкиной) – первой игуменье Зеленогорского монастыря, носившей в постриге имя Таисия. Она родилась около 1830 года на хуторе Паники Михайловской станицы Новочеркасского округа и была дочерью казака Войска Донского. Поступила в общину в 1851 году, когда ей был 21 год. Указом Духовной консистории она была утверждена в должности настоятельницы 4 октября 1883 года.

После первых пяти лет настоятельства Пелагии Алексеевой (по данным нижегородского епархиального Адрес-календаря за 1888 год) общине принадлежит всё та же деревянная церковь в честь Нерукотворного Спаса, но теперь обитая тёсом, водружённая на каменный фундамент, с оштукатуренными стенами в алтаре. Есть и новая каменная двухэтажная церковь, построенная в 1849 году на благотворительную сумму. Главный престол – в честь иконы Божией Матери «Споручницы грешных». В тёплом приделе, отделённом капитальною стеною, престол во имя Святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В нижнем этаже церкви – храм в честь Успения Божия Матери. При церкви имеется новая каменная колокольня с шестью колоколами, самый большой из которых весил 102 пуда, и с кельей под ней. Среди монастырских реликвий в Адрес-календаре указывается несколько богатых икон и крестов Господних с частицами святых мощей, старинные грамоты, челобитные и письма. Опись насчитывает семь деревянных, на каменных фундаментах, многокелейных корпусов различного назначения, один каменный двухэтажный корпус, предназначенный для пекарни… 7 июля 1893 года последовал Указ Святейшего Синода, по которому Зеленогорская община возведена в третьеклассный монастырь. 5 сентября 1893 года настоятельница Пелагия Алексеева пострижена в монашество (наречена именем Таисия), а 17 декабря 1893 года возведена в сан игуменьи. В 1903 году монахини Спасо-Зеленогорского монастыря во главе с настоятельницей матушкой Таисией принимали важное участие в торжествах прославления покровителя и благодетеля обители преподобного отца Серафима, проходивших в Сарове и Дивееве. А игуменья была даже удостоена беседы с государем Николаем II. К началу XX века монастырь имел немалый капитал в процентных бумагах, дорогое имущество и великолепно налаженное хозяйство. В трёх верстах от монастыря, недалеко от деревни Чегодаевка, был хутор. Земля его занимала территорию от ручья Вашкилей до ручья Парного по направлению к Новосёлкам. На хуторе располагался дом с деревянным флигелем на каменном постаменте для проживающих там скотниц, служебные здания, скотный двор, два кирпичных завода с сараями, рига для молотьбы, сенница. Караулки и хутора были обустроены в рощах Поновая, Просека и Большая пустая, что прилегают к речке Серёже… В собственности обители находились два подворья: первое – дом в Нижнем Новгороде, полученный по духовному завещанию от титулярной советницы А. В. Никольской, второе – дом в Арзамасе, подаренный общине игуменьей матушкой Таисией ещё в год вступления её в сестричество… 9 июля 1905 года пожаром в монастыре было уничтожено четыре корпуса и почти всё имущество с убытком свыше 60 тысяч рублей. Но от этого потрясения обитель, по-видимому, довольно быстро оправилась. По данным за 1907 год, население монастыря составляло более 300 человек, во владении находилось 538 десятин земли.

В 1914 году разобрали относительно новую монастырскую колокольню с целью построить более мощную и водрузить на неё именной колокол весом 212 пудов, подаренный одной из благотворительниц. Временный приют колокол нашёл на деревянном постаменте. Но новой колокольне так и не суждено было подняться к небесам, причиной чему стали революционные события 1917 года, лишившие монастырь собственности. Колокол же, рухнувший во время первой неудачной попытки его возвышения и треснувший, был водружён местными крестьянами на старинную колокольню строителя Феодосия, относящуюся к сельской приходской Казанской церкви. Треснул колокол… лопнул и весь уклад монастырской жизни. В 1918 году игуменья Таисия обращается в органы советской власти с просьбой защитить имущество обители от разграбления… Но что толку просить защиты у самих воров? Все земли, весь скот обители в 1919 году отбираются образованным на чегодаевском монастырском хуторе советским хозяйством «Красная Звезда». Позже в монастырских зданиях, что находились близ Чегодаевки, был открыт детский дом шизофреников.

«Под нужды социального обеспечения» новая власть экспроприировала и двухэтажный монастырский жилой корпус, поместив туда дом призрения. Монахини продолжали работать на собственных землях, но продуктами их труда отныне распоряжались новые хозяева. В молодой советской стране уездные исполнительные комитеты (УИКи) заключают договора с монастырями о перерегистрации их под другими названиями (общины верующих, трудовые артели, советские сельские хозяйства…). 19 сентября 1927 года издан циркуляр НКВД РСФСР № 351 «О порядке закрытия молитвенных зданий и ликвидации культового имущества». В соответствии с ним, Арзамасский УИК в течение весны и лета 1928 года в одностороннем порядке разрывает все договоры с общинами и артелями, мотивируя это тем, что общины верующих – это не монастыри и им монастырское имущество никогда не принадлежало. Судьба Спасо-Зеленогорской женской обители окончательно была решена постановлением Президиума ГИКа от 1 марта 1929 года с грифом «Секретно». В виду того, что в окрестных селениях, да и в самом селе Зелёные Горы имелись действующие приходские церкви, культовые здания монастыря становятся «ненужными». «Бессмысленно простаивающее ничейное» добро незамедлительно пускается «в дело». О том, как это происходило, рассказала старейшая жительница Зелёных Гор Анна Александровна Поздеева. По её словам, летний собор, стоявший по центру монастырского комплекса, был разобран до основания. Кирпич храма вывозили на Вад и использовали при строительстве районного Дома культуры.

Сегодня ничего не напоминает о соборе: на месте, где он стоял – заросли деревьев. Зимнюю же церковь просто разломали и в годы Великой Отечественной войны перестроили в детский дом. Для нужд детдомовцев приспособили и несколько стоящих рядом келейных корпусов. Другие монастырские постройки, находящиеся со стороны деревни Отерево, приспособили под школу и школьный спортзал. Ещё одно здание, с современным пристроем, использовалось под столярный цех, пока в 2005 году в нём не случился пожар. Монастырская ограда стояла какое-то время и после разорения обители, но, в конце концов, добрались и до неё. Сначала древний кирпич пошёл на строительство колхозного двора, а потом на нужды тех, кто посмелее да понаглее. Монастырский священник, после упразднения обители, перешёл служить в сельскую приходскую церковь, настоятель которой к тому времени умер. Бывшие монахини разбрелись кто куда, а некоторые из них остались жить в селе, продолжая тайком проводить богослужения, отпевать умерших, и даже лечить односельчан. В последней четверти XX века нашёлся в селе отчаянный безбожник, пожелавший снести старинную колокольню 1664 года постройки. Но все попытки обрушить её с помощью трактора оказались тщетными. Однако то, что не смогла осилить тракторная мощь, направляемая безмерной человеческой гордыней, сделало обыкновенное время. В 1998 году колокольня рухнула. В настоящее время немногие здания монастыря, неоднократно перестроенные в советские годы, представляют собой руины. Сохранилась арка въездных ворот и обрывки монастырской стены полутораметровой толщины. Вместо 350-летней колокольни строителя Феодосия, ещё недавно числившейся в списке памятников Горьковской области – хаотичная груда камня. Лишь одно двух-этажное келейное здание с каменным низом и деревянным верхом выполняет функции обыкновенного жилого дома. Но никаких келий с подвижниками, ищущими спасения своея души, окрест намоленной Зелёной Горы не видно. Свято место… пусто.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *