Отрок и младенец возраст

Рубрика: Церковный этикет

Почему в Церкви различают возраст детей

В Православной Церкви существуют определенные правила. Как прихожанин должен себя вести во время богослужений, как следует поститься и молиться, как подготовиться к исповеди и причастию. И многие другие моменты, связанные с церковной жизнью, подробно описаны. Но эти правила в основном составлены для взрослых людей. «А как же вести себя в духовном плане детям? С какого возраста ребенок осознанно грешит и как на это реагировать взрослым? Когда нужно приучать ребенка к исповеди? До какого возраста ребенок считается младенцем?” – эти вопросы актуальны для каждого православного родителя.

«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их” (Мк.10:13 – 16).

Младенец в храме

Младенец – отрок – юноша

Сразу отметим, что не существует отдельного сформированного устава относительно детей как участников церковной жизни. Но существуют нормы поведения и установившиеся традиции, как должен себя вести ребенок в различные периоды своего взросления.

В православии существует определенная система детских возрастов: младенец – отрок – юноша. В Православной Церкви человек воспринимается как развивающаяся личность. Поэтому и подход к духовному воспитанию ребенка в разных его возрастах имеет существенные различия.

Святой Иоанн Кронштадский говорил: «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, …греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они по неведению и невразумлению не утвердились в греховных навыках и пристрастиях…”.

Младенец

До какого возраста ребенок считается младенцем? Младенцем в христианстве принято считать ребенка, не достигшего семилетнего возраста. Существует богословская точка зрения, что до 7 лет ребенок носит в себе зародыш греха, но еще не несет за него личной ответственности. То есть с самого раннего возраста плохие поступки ребенка связаны с его природными склонностями. Он не руководствуется моральными нормами, о которых еще ничего не знает.

Такие черты характера, как злость, раздражительность, эгоизм, мстительность, зависть присущи и маленьким детям. Но взрослый человек способен контролировать свои эмоции, справляться с ними, понимает, что такое грех и покаяние. Маленькому ребенку этому только предстоит научиться с помощью родителей и других взрослых.

Именно по этим причинам младенцам до 7 лет разрешается приступать к причастию без исповеди. Надо помнить, что каждый ребенок индивидуален. Кто-то взрослеет быстрее, а кто-то лишь к 10 годам осознает, что такое грех и может приносить покаяние в содеянном. Поэтому лучше со своим духовником или священником, к которому ходите на исповедь, обговаривать, как поститься и когда начинать исповедоваться подросшему младенцу.

Также детям до 3 лет можно не соблюдать пост, в том числе и перед причастием. После трехлетнего возраста в этом вопросе существуют значительные послабления.

Еще один тревожащий родителей момент – в какое время приходить на утреннее богослужение и приводить ребенка. Большинство священников сходятся во мнении, что в первое время после крещения младенца можно приносить в храм непосредственно перед причастием, постепенно увеличивая время нахождения на богослужении. Родителям следует наблюдать, сколько времени ребенок может спокойно, не капризничая, проводить в храме. Если же младенец плачет и бегает во время богослужения, тем самым мешая молиться окружающим, лучше выйти на улицу и успокоить.

Отрок

До скольки лет ребенок считается отроком? С 7 до 14 лет ребенок является отроком. Именно 7 лет принято считать отправной точкой во взрослении ребенка. Он уже может делить свои поступки на хорошие и плохие. Он уже способен нести ответственность за совершенные грехи. Поэтому следует попробовать подготовить ребенка к исповеди, объяснить смысл покаяния и поста.

При подготовке к первой исповеди ребенок вместе с родителями должен проанализировать свои поступки. А в дальнейшем приучать его к самостоятельности в столь важном делании. Но все дети индивидуальны. И если очевидно, что 7-летний ребенок еще не готов к самостоятельной Исповеди, не дозрел до нее, не нужно настаивать. Нужно постараться неспеша подготовить его к Исповеди.

Возраст отрочества является очень важным в формировании как в целом личности, так и православного христианина. Родителям важно прививать отроку любовь к богослужениям и молитве, к посту и чтению Священного Писания. Но самое главное – это своей жизнью показывать пример, как должен жить настоящий христианин. Без личного примера родителей любое православное воспитание обречено на провал.

Юноша

С какого возраста отрок в православии становится юношей? В 14 лет наступает церковное совершеннолетие. С этого возраста юноша считается взрослым человеком, который уже прошел стадию наивного, детского мышления, но еще не достиг мудрости мужа.

Молодые люди открыты новым познаниям и с юношеским максимализмом готовы перенимать опыт от авторитетных для них людей. Поэтому очень важно, чтобы родители и священнослужители таковыми для юношей и были. В этом возрасте часто возникает первый «кризис веры”, который нужно принять как неизбежную данность. В это время важно не отвратить юношу от Церкви своими неосторожными действиями.

Разумеется, такое возрастное деление условно. Не нужно распространять принцип, до какого возраста ребенок считается младенцем, на всех детей. Взросление каждого отдельного ребенка происходит разными темпами. Важно уделять неокрепшему уму должное внимание, постепенно объясняя что такое хорошо, а что плохо. Затем что такое грех и покаяние. Что значит брать ответственность за свои поступки и так далее. И тогда есть надежда, что духовное семя упавшее на благодатную почву, пусть не сразу, но принесет добрые плоды.

Как сказал Христос: «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать” (Мф, 13:23).

Предпринимателями могут быть и дети — это разрешено законом, но вступление во взрослую жизнь имеет свои ограничения.

У детского возраста есть своя, гражданско-правовая, классификация. До 14 лет — это малолетние, а с 14 до 18 — несовершеннолетние.

За детей, не достигших возраста 14 лет, почти все сделки совершают от их имени только родители, усыновители или опекуны. Ребёнок может распоряжаться, например, карманными деньгами и совершать, какие либо покупки, определяемые как мелкие бытовые сделки.

До 14 лет ребенок может также совершать сделки, направленные на безвозмездное поучение выгоды. Другими словами, получать подарки. Но, если договор дарения требует государственной регистрации, а это, в частности, договоры дарения недвижимости (квартиры, дома, земельного участка), то такие договора, могут заключаться от их имени только родителями, опекунами и попечителями.

У несовершеннолетних детей свобод не в пример больше. Для тех, кому с 14 до 18, к тому, что доступно «малолеткам» прибавляется возможность распоряжаться своими доходами, осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

Кроме того, Гражданским кодексом установлено, что несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по таким сделкам (в пределах разрешённого списка — распоряжение доходами и т.д.) Для остальных сделок требуется письменное согласие их законных представителей.

Таким образом, возможность зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя открыта с 14 лет, но с согласия его родителей, усыновителей или попечителя. Оформляется такое согласие в нотариальном порядке.

После соответствующей государственной регистрации несовершеннолетний предприниматель может самостоятельно вступать в договорные отношения в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Свободное плавание сопряжено с риском налоговых нарушений, поэтому возникает вопрос: кто будет нести ответственность за неуплату налогов, например, 14-летнего предпринимателя.

Налоговым кодексом предусмотрено, что физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения с шестнадцатилетнего возраста. Данное положение не предусматривает исключений для каких-либо случаев. Получается, что два года занятия предпринимательской деятельностью полностью освобождены от каких либо штрафных санкций. Но это вовсе не означает «карт блаш» для ИП в возрасте 14 и 15 лет.

Налоговое законодательство одними штрафами не ограничивается. Например, неуплата налога сопровождается 20% штрафной прибавкой, однако, обязанность по уплате самого налога от этого «не испаряется». К тому же, есть такой компенсационный механизм по защите государственных доходов, как пени. Пени рассчитываются исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования. Переводя на кредитный язык, сейчас это порядка 10% годовых.

Несмотря на юный возраст, применяются и другие обеспечительные меры по взысканию налога, например, такие как приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество.

Помимо налоговых перипетий, существуют и договорные обязательства, нарушение которых может привести к появлению штрафных санкций, неустоек и т.д. Опять же, немаловажно определить, кто будет «платить по счетам» — подросток-предприниматель или его родители.

Еще раз подчеркнём, что несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причинённый вред на общих основаниях. Без собственного «страха и риска» предпринимательская деятельность как таковая невозможна.

Но есть одна тонкость, которая вмешивается в сущность предпринимательской деятельности несовершеннолетних. Дело в том, что в случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещён полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Вина родителей — понятие сложное, и ещё в советской юридической практике отмечалось, что вина родителей может заключаться, например, в безответственном отношении к воспитанию, результатом которого стало неправильное поведение детей, повлекшее за собой вред.

Таким образом, предпринимательская деятельность несовершеннолетнего подростка не разрывает его связь с родителями.

По мере взросления, с 16 лет, появляются новые возможности, не дожидаясь совершеннолетия, вступить во взрослую жизнь. Для этого требуется признание полной дееспособности, и тогда родители, усыновители и попечитель больше не несут ответственности по обязательствам такого несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда. Единственным субъектом ответственности становиться сам несовершеннолетний, признанный полностью дееспособным.

Объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, дееспособным обозначается юридическим термином «эмансипация» и производится с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.

На пустом месте этого сделать нельзя, нужны обоснования. В качестве таковых может быть вступление в брак, работа по трудовому договору или осуществляемая предпринимательская деятельность, т.е. наличие собственных доходов. Это серьёзный шаг по смене собственного статуса, демонстрирующий материальную независимость и желание жить самостоятельно.

Кроме того, инициатива должна исходить от самого подростка. Для этого требуется его собственное письменное обращение в органы опеки. Что касается принятия решения о возможности эмансипации, то будут учитываться не только объективные имущественные факторы, но и оценка уровня жизненного опыта, а так же мотивы и осознанность такого поступка.

Во всяком случае, говоря о предоставленных детям возможностях осуществлять предпринимательскую деятельность, надо осознавать, что «стороной договора» выступает подросток, который обладает меньшим потенциалом для надлежащего исполнения договора, и, возможно, меньшей степенью социальной ответственности, чем взрослый человекАндрей Жильцов
Директор СБК «Профит»

Быть матерью или отцом – одна из распространенных общественных ролей. Однако люди нередко, погружаясь в эту роль, забывают, что функция истинного родителя не выполняется. Обеспечивая потребности ребенка, оберегая его от опасности и планируя время, родители часто отождествляют себя с этой частью функции, в результате чего она становится гипертрофированной и переходит в роль. Удовлетворение детских потребностей превращается в баловство, стремление оградить от опасностей – в излишнюю опеку. Разъяснения, что нужно делать, а что нет, приобретают форму жесткого контроля и давления.

Далай-лама: «Женщины, кормите своих детей грудью!»

На протяжении тысячелетий родители воспитывают своих детей так, как когда-то воспитывали их. Самой важной составляющей воспитания во все времена и в разных странах была любовь. Но времена меняются, меняется и качество любви. Восточные духовные практики причину изменений видят в неверной расстановке приоритетов. Людьми обуревают страсти и привязанности. Страсть заработать много денег, добиться признания, славы, обрести власть. Многие женщины привязаны к работе, не жалеют себя даже будучи беременными, выходят на работу сразу после родов, хотя для полноценного развития малютки его необходимо кормить грудью и как можно больше держать на руках. В конечном итоге вырастают дети, которые почему-то не любят своих родителей, начинают мстить и сдают их в дом престарелых. Это может быть следствием того, что вместо того, чтобы общаться с ребенком, мама много работала.

В один из приездов Далай-ламы в Америку на вопрос журналистов «Какое ваше главное послание?» он ответил: «Женщины, кормите своих детей грудью!» Кормление грудью не только способствует эмоциональному сближению матери и младенца, но очень важно для психического здоровья женщины, оно завершает процесс психо-эмоциональных изменений в организме. Если этот процесс не завершился нормально, то у мамы может развиться некорректируемое нарушение в психике, называется «продолжающиеся роды». И даже когда ребенок вырастет, женщина продолжает как бы его «рожать», относится как к маленькому и чрезмерно опекать. Такое отношение может нанести непоправимый вред ребенку. Вот почему так важно естественным путем завершить роды.

Каждый человек рано или поздно начинает задумываться о смысле жизни, о своем предназначении, а к старости подводит некоторые итоги. Часто поиски счастья не увенчаются успехом, но, оказывается, счастье всегда рядом, а самый большой вклад в развитие человечества – это воспитание счастливого потомства. Еще Бернард Шоу сказал: «Самая большая услуга, которую человек может оказать стране и обществу, – это, пожалуй, вырастить детей». Когда в одной семье много детей – это счастье. Люди, рожденные в бедных многодетных семьях, обычно очень талантливы. Поскольку ребенку легче развивать неординарные способности и характер в том доме, где много детей и где благодаря этому стимулируется развитие каждого. А отсутствие материальных средств как нельзя лучше подталкивает обрести их. Дети – это будущее, а здоровое потомство – гарантия мира и благополучия в обществе. Государство, в котором разрушается институт семьи, неизбежно погибнет. Об этом знали древние мудрецы во времена ведической цивилизации, поэтому огромное значение придавали семье.

Аюрведа: как оградить, но не подавить

Древнейшая из медицинских систем аюрведа особое внимание уделяла здоровью и воспитанию детей. Чтобы ребенок родился физически и психически здоровым, родителям необходимо задолго до зачатия готовиться к физическому и ментальному очищению. Примерно за год родители начинают чистить свой организм от шлаков, а сознание – от гнева и обид. В дальнейшем здоровье женщины во время беременности играет главную роль в развитии полноценного ребенка.

Матери на протяжении всей беременности и в первые 2-3 месяца жизни ребенка рекомендуется контролировать не только образ жизни, но и мысли и чувства, так как ребенок все впитывает. Несмотря на любые жизненные трудности нужно сохранять спокойствие и целостность. Лучшим лекарством для малыша с момента зачатия является внимание матери. Поэтому в ведические времена после родов мать оставалась наедине с младенцем на протяжении двух месяцев. Не разрешалось показывать дитя даже близким родственникам и друзьям. Так как в первые месяцы жизни иммунная система человека еще не сформирована и не может защитить от разных инфекций и энергоинформационных заражений.

Сразу после рождения и в ближайшие восемь месяцев ребенок должен находиться с матерью в непосредственной близости, тело к телу, чтобы сохранить вакуум защищенности на всю оставшуюся жизнь. Аюрведическая наука в отношении детского здоровья придерживается принципов целостности, индивидуальности и естественности. Нельзя ломать малыша и переделывать его программу под свои нереализованные желания и мечты. Человек приходит уже со своей заложенной программой, и задача родителей – помочь эту программу оптимально выполнить. Одной из главных причин, почему у ребенка закрывается будущее, является излишняя опека и страх за него.

Если родитель не занимается своими детьми, то у него также будущее закрыто. Например, отец много работает, с детьми общается мало или видит их только спящими. Материальное благополучие семьи не может быть его оправданием, так как детям отцовская любовь нужна не меньше материнской. Сосредоточенность только на одной сфере жизни не позволяет мужчине развиваться гармонично. Природа не прощает пренебрежительного отношения к детям, включаются защитные механизмы, и у отца могут возникнуть проблемы со здоровьем, трудности в общении с близкими или финансовый крах.

Ведущая роль в воспитании и обучении детей принадлежит матери, но гармоничной атмосферы в семье нельзя достичь только материнскими усилиями. Поэтому воспитанием детей должны заниматься оба родителя, тогда ребенок получит мужскую и женскую энергии. От отца отпрыску необходимо получить здоровую строгость и дисциплину, а от матери – ласку, заботу и поддержку. Неосознанно дети видят в своих родителях пример для подражания, поэтому последние должны проявлять уважение друг к другу. Для девочки необходимо видеть уважение матери к отцу, так вырабатывается уважение к противоположному полу. Мальчику важно видеть готовность и желание отца защищать семью и нести ответственность. Сидя за обеденным столом, например, семья не начинает трапезу, пока не начнет отец (эта традиция существовала и в древней Руси). Если родители разведены, то они не должны говорить плохо друг о друге при детях. Иначе в подсознание детей будет заложена программа, что противоположный пол плох. Многим может показаться, что эти знания старомодны, но это естественные мужские и женские качества. Выбирая путь сопротивления своей природе, человек приходит к дисгармонии и проблемам.

Осознанное родительство

В различных мировых религиях, будь то христианство, буддизм, иудаизм, суфизм или ислам, семье и взаимоотношениям внутри ячейки общества отводится центральное место. Семья должна быть крепкой супружеской любовью, священной родительской властью, детской почтительностью и послушанием. Из чистой семейной жизни складываются столь же чистые начала государства. Поэтому воспитание детей начинается с воспитания самих родителей. Дети являются всего лишь зеркалом семейных отношений. Знания о правильном подходе в воспитании в том или ином возрасте помогут родителям пройти этот удивительный процесс легко и радостно.

Восточные мудрецы говорили, что к ребенку до пяти лет нужно относиться как к царю и не наказывать его. В этот период формируется базовое доверие к миру и тип нервной деятельности. Поэтому в этот период нужно как можно чаще брать малыша на руки, садить на колени, проявляя максимум любви и заботы. Но с пяти до пятнадцати лет нужно использовать «палку для воспитания». Это относится только к мальчикам, девочек бить запрещено. Этот же подход практиковался в английской системе воспитания. До 15 лет с мальчиками обращались очень строго, даже секли розгами, но после 15, когда ребенок сформировался как личность, с ним общались как с джентльменом. Если подходящее для верного воспитания время с 5 до 15 лет упущено, воспитывать потом будет уже поздно. Тогда ребенок сам начнет воспитывать родителей. После 15 лет к отроку нужно относиться, как к другу, прекратить наказывать и контролировать. Иначе он воспримет это как унижение. Предложить помощь мальчику со стороны матери, если он о ней не просил, рассматривается как оскорбление и признание его некомпетентным и несостоятельным. Для девочки, напротив, предложение помощи, особенно со стороны отца, означает заботу и проявление любви. Так она будет больше доверять мужчинам.

Родители, особенно мать, ставит воспитание детей на первое место. В любом возрасте ребенок получает много любви, если даже ошибается, ему указывают на неправильное действие, а не на то, что он плохой. Дети развиваются в соответствии со своими талантами и желаниями, а не в угоду эгоистичным мотивам родителей: «Мой ребенок должен быть артистом или бизнесменом». Главное, чтобы он состоялся как гармоничная личность.

Как не превратить функцию родителя в роль?

Восточная психология дает несколько советов родителям:

Нужно научиться выслушивать своего ребенка. Слушать – значит отдавать. Уделяя человеку время, мы проявляем уважение к нему. Существует два типа внимания: бесформенное и имеющее форму. Внимание, основанное на форме, связано с действием: «Ты сделал домашнее задание? Убери со стола. Помой посуду». Такое внимание тоже должно быть, но, если в отношениях с ребенком нет ничего другого, это говорит об отсутствии жизненно важного измерения. Бесформенное внимание основано на присутствии. Когда вы слушаете своего ребенка, прикасаетесь или помогаете ему, вы спокойны и предельно внимательны, вы присутствуете в настоящем моменте и не хотите ничего другого. Вы принимаете своего ребенка и создаете пространство любви. В этот момент вы словно не отец и не мать, а сам покой. От умения слушать зависит половина успеха.

Быть духовным наставником для детей. Родители на собственном примере задают ребенку нужное направление. Просто делать – всегда мало, если родитель забывает быть. Хорошо, когда в семье есть традиции, например, кататься на велосипедах по выходным, петь караоке или по вечерам читать и обсуждать книгу (или смотреть фильм). Пример родителей вдохновит детей с удовольствием заниматься в творческих студиях или спортивных секциях. Важно беседовать с детьми на духовные темы о будущем и смысле жизни, научить отдавать и бескорыстно служить людям. Вместе участвовать в благотворительных мероприятиях.

Почаще выбираться на природу. Никакие компьютеры не сравнятся с костром у палатки и подвижными играми. Такие выезды расширяют кругозор, прививают любовь ко всему живому, помогают выйти негативной энергии и объединяют семью.

Максимально оградить подростка от телевизора и компьютерных игр. Не надо бояться слова «нет», ведь любая нормальная мать запретит ребенку наркотики, а компьютерные игры сродни зависимости. В большинстве компьютерных игр каждый жестокий поступок совершается множество раз. Научные исследования подтвердили, что неоднократно совершенная жестокость в виртуальном мире не остановит человека от совершения ее в реальном, автоматически. В период 11-15 лет, когда формируется личность, очень важно уберечь подростка от пагубного влияния жестоких игр и агрессивных фильмов. Позже, когда он окрепнет и сформируется, он сам сможет противостоять злу, но если ребенок в этом возрасте будет надломлен, ему будет труднее жить в будущем и приносить добрые плоды людям.

Мама должна учить дочерей женским секретам, кулинарии, рукоделию, а папа обучать сына разным ремеслам и навыкам, чтобы будущий мужчина мог строить и чинить сломанные вещи.

Очень важно научить ребенка уважать старших, почитать родителей и бабушку с дедушкой. Хорошо, когда все члены семьи собираются за ужином каждый день и обсуждают текущие вопросы. Без уважения к старшему поколению, без благодарности за появление на свет невозможно дальнейшее счастливое существования.

Любой ребенок всей душой хочет, чтобы мать и отец были для него, прежде всего, людьми, а не играли хоть и добросовестно роли родителей. Заработанные деньги, слава и власть – явления временные, после смерти они вряд ли кому-то понадобятся. По-настоящему бесценным, тем, что можно оставить после себя на земле является заложенное в детях свое продолжение. Когда зерно выращено на ниве воспитания бережно, оно приносит богатый урожай. Так и хорошо воспитанный ребенок принесет пользу людям и зародит новое зерно. Много хорошо проросших зерен даст счастливый род, счастливую страну, счастливую нацию и счастливую планету.

3.1. Зачем в храмах пишут записки?

– Записка о здравии или упокоении – это просьба верующего человека к священнослужителям вознести свою молитву о конкретном человеке во время богослужения. Фактически это стремление прихожан молиться о своих близких вместе со всей Церковью.

3.2. Как правильно написать в храме записку?

– Вверху записки изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «Об упокоении». Далее крупным разборчивым почерком перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10–15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании.

К имени поминаемого, написанному в родительном падеже, допускается добавление слов: «младенца», «отрока» (для детей). Имена детей следует писать в полной, соответствующей святцам (не сокращенной или уменьшительно-ласкательной) форме, например, «Михаила», а не «Миши» или «Мишеньки».

Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».

В заупокойных записках перед именем усопшего в течение 40 дней после кончины обычно добавляют слово: «новопреставленного».

3.3. За кого нельзя подавать записки?

– Записки в храме не подают за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных, иноверных, за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

3.4. Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?

– Во время проскомидии (в переводе с греческого «принесение») – подготовительной части Литургии – за тех людей, имена которых написаны в записках о здравии и об упокоении, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии после причащения мирян опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

3.5. До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?

– До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это можно указать сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».

3.6. Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?

– Так писать не принято. Ведь лишь один Бог в полной мере знает духовное состояние каждого человека.

3.7. Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?

– В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егора в Крещении нарекают именем Георгия; Светлана нарекается обычно Фотинией в честь святой преподобной Фотинии Палестинской или Фотиной в честь мученицы Фотины Самаряныни; Оксана – Ксенией в честь святой преподобной Ксении или блаженной Ксении Петербургской.

В том случае, если не известно, с каким именем был крещен человек, следует написать имя, данное при рождении, с указанием, что этот человек был крещен (например, «о здравии Артура (крещ.)»).

3.8. Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

– Нельзя. Неродившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут имена только крещеных православных христиан.

В этом случае следует подавать записки о здравии беременной женщины (например: «о здравии непраздной Елены»).

3.9. Что такое «заказная обедня»?

– Народные названия не всегда точно обозначают суть явлений, событий, предметов. Обедней в народе называют Литургию – по времени ее совершения и по обычаю древних христиан после Литургии собираться на совместную трапезу. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии. Такие записки подаются в алтарь до начала службы, прочитываются поименно, с изъятием частиц из просфор на проскомидии, подготовительной части Литургии, затем эти имена молитвенно произносятся на ектении во всеуслышание диаконом, повторяются у престола священником (если нет диакона, то только священником), а после Литургии еще поминаются о здравии на молебне или об упокоении на панихиде.

Однако в разных храмах и практика поминовения по запискам может быть различной.

3.10. Что такое сорокоуст и как его заказать?

– Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или об упокоении во время Литургии. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.

3.11. Что такое годовое, полугодовое поминовение?

– Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение определенного периода времени: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет. Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *