Отстоять службу в церкви

СЛУЖБА ЗАКОНЧИТСЯ.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Ответ, причем достаточно определенный, на первый вопрос дадут командиры и сослуживцы по подразделению, части (кораблю), а также своя собственная совесть и честь. Главными критериями при этом будут конкретные результаты боевой подготовки и личная дисциплиниро­ванность, отношение к товарищам по службе, ратные дела и поступки. В последний раз переступить порог контрольно-пропускного пункта с чистой совестью, с чувством исполненного долга к этому всегда стремился и стремится настоящий солдат.

Второй вопрос о том, что дает служба в армии тем, кто посвящает ей свои силы, знания, энергию, сложнее. Характер ответов на него зависит от многих обстоятельств. Но в любом из них есть и нечто общее, проверенное многовековой историей, опытом целых поколений, самой жизнью.

Слов нет, военная служба, как впрочем, и любое другое большое дело, требует полной самоотдачи и известных самоограничений. Но, ограничивая в одном, она позволяет самоутвердиться в другом не менее важном, приобрести то, что крайне трудно, а то и невозможно получить вне армии.

Первое, что приобретает военнослужащий, это чувство исполненного Долга. Это чувство возвышает человека, прежде всего в своих собственных глазах. В армии мы зачастую впервые осознаем себя гражданами своей страны, начинаем понимать высокий смысл Долга перед ушедшими, настоящими и будущими поколениями соотечественников.

Военная служба дает возможность максимально объективно оценить самого себя, свою способность и готовность быть полезным не только своим близким, друзьям, но и Родине, Отечеству, народу. Не зря говорят: «Попробуй исполнить свой долг и ты узнаешь, кто ты есть в действительности, на что ты способен».

Каждый гражданин, честно исполнивший свой воин­ский долг, приобретает ничем невосполнимое моральное право прямо и открыто смотреть в глаза соотечественников, не отворачивать стыдливо взгляд ни от убеленного сединами ветерана, ни от своего сверстника, ни от младшего брата. Отслужив в армии, ты сделаешь то, что должен и обязан сделать по Совести и по Закону.

Бесспорно сравнение военной службы со школой, в самом широком смысле этого слова, — школой духовного, нравственного, не говоря уже о физическом, возмужания. Но армия не только высшая школа исполнения воинского долга. Это и школа подлинной дружбы и товарищества. Нет светлее и прочнее уз, чем бескорыстное войсковое братство. Не существует урока жизни, который бы помог узнать не только себя, но и других людей так, как это позволяет сделать армейская служба — этот один из самых трудных и потенциально опасных видов человеческой деятельности.

Слабый духом в трудных условиях теряется и теряет, сильный, наоборот — закаляется и приобретает. Для первого армия — сплошная цепь утрат и нереализованных возможностей. Однако на деле большинство из них, как правило, оказываются мнимыми, кажущимися. Слабый вообще склонен к преувеличениям и мрачному прожектерству. Виновников своей никчемности он всегда ищет не в самом себе, а вокруг, во внешних обстоятельствах. Слабости всегда что-нибудь мешает, в то время как главным препятствием для реализации своих, по общему правилу завышенных, притязаний является она сама. Для слабого духом все не так, все не то, кроме пустоты своего собственного «Я».

Сильный даже из малого способен извлечь нечто существенное. В военной службе он находит для себя то, что трудно, а то и невозможно найти в подавляющем большинстве других сфер деятельности. И речь идет не только о духовном и физическом возмужании. Армия способствует вызреванию и самореализации скрытых возможностей и талантов личности. Не случайно из армейской среды вышли не только полководцы и флотоводцы, но и выдающиеся государственные деятели, писа­тели и художники, музыканты и скульпторы, ученые и конструкторы. Первопроходцы неизведанных географических широт в подавляющем большинстве — российские офицеры, солдаты и матросы. Они же первыми осваивали и воздушный океан, и подводные глубины, покорили кос­мическое пространство.

Среди армейских приобретений, жизненно необходи­мых любому деятельному человеку, на одном из первых мест стоит привычка к исполнительности, точности, порядку, — одним словом, — дисциплинированность. Те, кото­рые думают, что дисциплина нужна только в военной службе, сильно заблуждаются. Как писал известный рус­ский военный деятель ХIХ в. генерал Драгомиров, «разница между военной и гражданской дисциплиной в силе напряжения, но не в духе или основе ее» и «жаль того народа, который ею не проникнут». Ни одна область деятельности, ни одна профессия, работа, специальность и даже взаимоотношения в семье не могут быть результа­тивными и благотворными для человека, лишенного чув­ства ответственности, исполнительности, такта, то есть всего того, что охватывается емким понятием «дисциплина».

Взращенная военной службой привычка быть дисци­плинированным — важнейшее приобретение человека. Оно подготавливает к гражданско-общественной жизни и работе, открывает перспективы профессионального роста и карьеры в любой избранной сфере будущей деятельности. Именно по этой причине руководители предприятий, организаций, учреждений, кадровые органы при приеме на работу отдают предпочтение тем, кто прошел школу армейской жизни и на деле усвоил требования воинской дисциплины. Важно и то, что каждый бывший сержант, старшина, солдат, матрос, покидая армейские ряды, уно­сит с собой твердые навыки организаторской и трудовой деятельности, а нередко — и весьма дефицитную в граж­данских условиях специальность, и даже профессию.

Армия остается с солдатом на всю оставшуюся жизнь. Благодаря особому отношению государства к выполнившему воинский долг, он ощущает державную заботу и став военнослужащим запаса. Срок военной службы засчитывается ему в общий трудовой стаж. Он пользуется преимуществами при поступлении в государственные образовательные учреждения, имеет право восстанавливаться в прежней должности по месту работы до армии. Военнослужащим, проходящим службу по контракту, после достижения установленного возраста или срока выслуги назначается повышенная пенсия, предоставляются другие льготы и преимущества.

Иными словами, прошедший военную службу и дос­тойно выдержавший ее непростые испытания приобретает неизмеримо больше, нежели теряет.

Армия предлагает ответ и на вопрос «А что дальше?», чему посвятить себя после истечения установленного срока службы?

Прежде всего, можно заключить контракт с Мини­стерством обороны РФ в лице командира воинской части и продолжить службу на добровольной основе по освоенной или вновь избранной воинской специальности. Солда­ты, матросы, сержанты и старшины, проходящие службу по контракту, пользуются основными правами и льготами кадрового состава. Им выплачиваются соответствующее денежное содержание и предусмотренные надбавки к нему, а также единовременные пособия; гарантируются бесплатные питание и обеспечение вещевым имуществом, проезд в общественном транспорте, к месту проведения очередного отпуска и обратно, выделяется жилье (от отдельного помещения в казарме, общежитии до служебной жилплощади и постоянной квартиры, оплачиваемой в льготном исчислении). Эти военнослужащие освобождаются от уплаты подоходного и земельного налогов, налога на имущество, подлежат обязательному государственному страхованию. Выбор службы по контракту перспективен и с точки зрения возможности параллельного обучения в гражданских образовательных учреждениях или на подготовительных отделениях при них.

Военнослужащие, имеющие высшее или среднее образование, положительно проявившие себя в воинской службе и отвечающие предъявляемым в Вооруженных Силах требованиям, могут стать прапорщиками (мичманами). Не имеющие необходимого уровня образования направляются в специальные школы прапорщиков, где, проходя бесплатное обучение, находятся на положении курсантов военных училищ.

Наконец, для солдат, матросов, сержантов и старшин, окончательно решивших посвятить себя военной службе и стать офицерами, открыты двери в военно-учебные заведения Министерства обороны РФ — в воен­ные училища или институты, Военный университет или академии. Выпускники военно-учебных заведений, продолжительность бесплатного обучения в которых составляет от 3 до б лет, получают среднее или высшее военно-специальное образование и одну из престижных гражданских специальностей, соответствующих государственным образовательным стандартам. По окончании вуза им выдается диплом об образовании общероссийского образца и присваивается офицерское звание «лейтенант».

Но главное, выпускник военного учебного заведения получает одну из самых благородных и исторически почитаемых в народе профессий — профессию Родину защищать.

Служить честно, завершить службу достойно — значит стать Человеком, окрыленным чувством исполненного долга и устремленным в будущее. Личностью, способной достигать самых высоких жизненных целей.

В редакцию агентства «Минск-Новости» обратился читатель Василий Петрович. Он просит разъяснить порядок предоставления трудового отпуска за первый рабочий год и спрашивает, может ли работник уйти в отпуск, отработав в организации всего несколько месяцев.

– В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь трудовой отпуск – это промежуток времени, когда работник освобожден от исполнения трудовых обязанностей и который предназначен для отдыха и восстановления работоспособности, укрепления здоровья и иных личных потребностей работника (ч. 1 ст. 153 ТК), – поясняет юрист Ольга Шилкова. – Трудовой отпуск предоставляется за работу в течение рабочего года (ежегодно) с сохранением прежней работы и среднего заработка.

По ее словам, Василий Петрович был принят в организацию 13 февраля 2020 года, соответственно, рабочий год для него должен исчисляться с этого дня.

Учитывая, что по общему правилу трудовой отпуск за первый рабочий год предоставляется не ранее чем через 6 месяцев работы у нанимателя, право на отдых читатель будет иметь после 13 августа. В соответствии с законодательством до истечения шести месяцев работы наниматель обязан предоставить трудовые отпуска по желанию следующим категориям лиц:

  • женщинам перед отпуском по беременности и родам или после него;
  • лицам моложе 18 лет;
  • работникам, принятым на работу в порядке перевода;совместителям, если трудовой отпуск по основному месту работы приходится на период до 6 месяцев работы по совместительству;
  • матери (мачехе), отцу (отчиму), воспитывающим двоих и более детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);
  • работникам, получающим общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование, специальное образование на уровне общего среднего образования в вечерней или заочной форме получения образования;
  • в других случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашением или трудовым договором.

Работающим женам (мужьям) военнослужащих, по их желанию, трудовой отпуск предоставляется одновременно с отпуском их мужей (жен).

– Нужно отметить, что кроме случаев, изложенных выше, допускается предоставление отпуска пропорционально отработанной части рабочего года, но не менее 14 календарных дней, – уточняет О.Шилкова. – Соответственно, Василию Петровичу может быть предоставлен трудовой отпуск до истечения 6 месяцев с момента устройства на работу пропорционально отработанной части рабочего года, но не менее 14 календарных дней. Трудовые отпуска за второй и последующие годы предоставляются в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления трудовых отпусков. График утверждается нанимателем, а также согласовывается с профсоюзом, если такое согласование предусмотрено коллективным договором.

Справочно

Рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, – промежуток времени, равный по продолжительности календарному году, но исчисляемый для каждого работника со дня приема на работу.

Екатерина Циркун, информационное агентство «Минск-Новости»

Вчера к ночи, когда отправлялись с подружкой на Пасхальную службу, во дворе встретила соседку.

– Вы в церковь?
– Да!
– Счастливо вам отстоять!

Вот это «отстоять» – оно, конечно, дивное. Если не знаешь, зачем стоишь, то это именно подвиг терпеливого мучительного стояния. А если то, что называется «в теме», то как-то и «стоится» все же по-другому.

Зачем, чаще всего, люди ходят в храм. Постоять, написать записочки, поставить свечку и освятить куличи. Ритуальное хождение. Так принято. Так делали наши бабушки и теперь исполняем мы. Мы что-то такое сделаем – и нам за это что-то такое выдадут. Талон на счастье, гарантию на благополучие. Придется погрустить, когда однажды узнаешь, что все же «нет». Ходил по расписанию, но получил не то, чего сам себе придумал и ждал. Но ходил же? И стоял!

«Постоять» на все двунадесятые праздники. А лучше каждое воскресенье отправляться в храм. Отчитаться – прибыл, за галочку, в Небесной бухгалтерии нас посчитают.

Исповедь как билет на причастие. Свечка как просьба о благополучии. Записочка вместо прощения и молитвы. Все просто. Но самое сложное – это вытерпеть «стояние».

Часто женщины суетятся вокруг подсвечников. Или шепчутся с товарками. Спина болит, шею ломит. Лучше, конечно, как-то двигаться и хлопотать. Не получается в «стоянии» замереть. Бывалые прихожанки знают, когда можно присесть и знают, где есть скамеечки в храме. И точно помнят, когда должно встать. А в какой момент необходимо кланяться. Это неплохо, это даже хорошо. Но почему же так трудно?

Тяжелое это дело – два часа терпеть «стояние», если в храме жарко и душно. Кому-то и запах ладана не в радость. О чем поют и читают, разобраться нереально. Мысли приходят самые разные. Часто не совсем приятные. Можно поругаться мысленно с кем-то из близких, погоревать о своей нелегкой судьбе. Это так, чтобы время забить. Если служба непонятна и в сердце не идет.

У каждого человека свой путь. А у пути есть этапы. Через непонимание тоже надо пройти. Через сомнения, через печали. А можно ли когда-нибудь прийти к уверенности, тоже вопрос. К вере искренней и честной. Но была бы решимость идти. И знать бы, куда. Многим удается «зависнуть» на куличах. Ничего против куличей не имею. Но удивляюсь, когда ими подменяют смыслы.

Все-таки, забегая вперед, для тех, кто не «в теме», скажу, что это самое стояние может быть радостным и совсем не тягостным. Почему? Да просто потому, что знаешь, ЗАЧЕМ пришел.

Для начала, если что-то попросить и вымолить – уже не будешь смотреть на часы и тыкать пальчиком в айфон. Благо, что бабушки в храмах все меньше делают замечаний. Так что все честно. Стоишь перед Богом – а не перед сварливой бабулей и даже не перед строгим священником. Стоишь, как можешь. Или как хочешь?

Когда пришел поблагодарить Бога, порадоваться Ему, тело как будто перестает существовать. Отец Небесный помогает. Не дадите мне слукавить, кто испытал однажды, во время литургии часто перестает болеть голова и не беспокоят хронические болячки. Как так? А как будто бы паришь над своими бедами телесными, бытовыми, какими угодно. В окружении братьев-христиан сердце поет песню радости и соучастия.

Господи, мы здесь, Господи! Как нам с Тобой хорошо!

Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя. Фото с сайта tvc.ru

Один из моих уроков – поменьше жалеть себя и сосредотачиваться на своих неудачах и недомоганиях. Получается по-разному. Трудно собраться или выбрать время, чтобы поехать на литургию или всенощную. То одно, то другое мешает. И храм любимый далеко, в двух часах езды. Но никогда, ни разу я не пожалела об усталости или непонятно проведенном времени. Каждый раз это чудо, откровение, новые размышления, волшебные события. Стоит только отвлечься от себя как от «центра событий». Потому что в Церкви есть другая главная встреча – это встреча с Богом. А не стояние же с самим с собой. Даже если со слезами или с больной спиной. Слезы не мешают, Бог принимает нас в любом виде. Неудобства мельчают, комфорт не так уж важен.

Зависит от степени участия в происходящем. А это же личный выбор. И конечно опыт. Однажды каждый сможет попробовать и узнает, каково это.

Стоять перед Богом, участвовать в литургии. А не мучиться от того, что стоишь.

В этом смысле Пасхальная служба для меня – наверное, самая радостная, самая искренняя, самая наполненная отданием себя Богу. Усталости почти нет. А та, что есть какая-то нетягостная. В последний раз в конце службы хотелось привалиться на соседних «стоящих». Но больше ради смеха. Было очень жарко, я то снимала кофту, то надевала. Присесть было негде. Но все это было никак НЕ мучительно. И вот почему.

Радость! Радость и ликование! Всеобщее ликование захватывает любого ворчуна и нытика. Смех и улыбки до ушей. Вот это то самое – искупаться в «братской любви». Хотя вокруг вроде бы незнакомые люди. Но они все родные братья. Это восторг, а для кого-то открытие. У чувствующих себя посторонними, наверное, вызывает недоумение. Тому, может, достанется куличик, брошенный с алтаря. А другому – килограмм общей радости и веселья.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Если бы меня спросили, что делать тому, кто мучается «отстоять», я бы посоветовала пойти присесть, прилечь, пойти погулять за угол храма, вернуться, остаться, обратить внимание, обернуться, задуматься, прислониться к стеночке, где висит икона с любимым святым…

Чувствуйте себя свободнее. Потому что ради любви же все, ради благодарности, ради радости, а не ради пытки. Никто не осудит, никто не заругает. И вы себя не ругайте. Однажды все случится.

Христос Воскресе! Он среди нас!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *