Отцы не раздражайте детей

Несколько лет благотворительный фонд «Вера» проводит Дни памяти для родителей, чьи дети умерли от неизлечимых болезней. В России не принято говорить о потерях и травмах, о них принято молчать. Специальный корреспондент «Ъ” Ольга Алленова провела два дня вместе с подопечными фонда «Вера» и поняла, для чего все это нужно.

«Забудьте и живите»

В подмосковный пансионат на два выходных дня приехали 43 семьи из разных российских регионов: Москвы, Брянска, Татарстана, Екатеринбурга, Белгорода, Дагестана, Ингушетии, Краснодара, Томска.

Первую встречу в актовом зале провела Нюта Федермессер, учредитель фонда «Вера», она стала называть имена умерших детей, чьи родители сидели в зале, и говорила, что эти дети тоже сейчас тут вместе с ними. Кто-то из родителей заплакал. «Мы здесь, чтобы вы перестали бояться говорить об этом,— сказала Нюта.— Мы живем в жестоком обществе, где сначала вам приходится скрывать свою боль, а потом вы должны доказывать, что у вас есть право жить дальше. Мне хочется, чтобы в эти два дня вы разрешили себе жить. Чтобы вы не боялись говорить о своей боли. И не боялись мечтать о будущем».

Первая встреча участников Дня памяти фонда «Вера»

Фото: vk.com/hospicefund/Дарья Глобина

Практику таких мероприятий фонд «Вера» перенял у западных стран, где существуют программы поддержки людей, переживающих потерю близкого человека. Цель у таких встреч психотерапевтическая — участники говорят друг с другом, не боясь непонимания, осуждения, и таким образом проговаривают свою боль. В обычной жизни для многих это невозможно.

Во время встречи Федермессер попросила родителей рассказать о чем они мечтают.

— Я ничего не хочу,— сказала женщина с бледным лицом.

— Я разучилась мечтать,— сказала другая. И заплакала.

— Любой ребенок хочет видеть маму счастливой,— сказала им Нюта.— Подумайте, чего бы вы хотели. Ради тех ангелов, которые сейчас с нами в этом зале.

— Море? — робко сказала первая женщина.

— Когда вы были на море в последний раз? — спросила ее Нюта.

— Я никогда не была на море.

— А ребенка бы свозили туда?

— Конечно. Если бы успела.

— Так поезжайте туда ради него.

И она обещала поехать.

А потом они заговорили о том, как их умершие дети изменили жизнь родителей.

Один папа сказал:

— Я больше ничего не боюсь. У меня нет страха. Мне больше нечего бояться.

Его жена заплакала рядом, и он ее обнял. Со смерти их ребенка прошло девять месяцев.

— У вас так много любви осталось,— сказала им Нюта.— Вы согреете этой любовью и себя, и других людей.

Молодая красивая женщина с прической и макияжем рассказала, что ее сын умер три года назад, и она приняла это лишь недавно, когда родила второго ребенка.

— Первое время мне приходилось заставлять себя причесываться,— вспоминала она.— Я ничего не хотела. Но родилась дочка, она мне помогла. Я себе никогда не позволяла полежать в ванной, сходить в спортзал, а сейчас позволяю. Я знаю, что мой ребенок видит меня и радуется.

Постепенно разговор перерос в проговаривание проблем: кто-то сказал, что после потери в его семье ребенка друзья стали прятать от него своих маленьких детей.

Кого-то беспокоят простые вопросы от посторонних вроде «сколько у вас детей?». «Сказать, что двое — спросят, а где второй? Сказать, что один — значит, предаешь своего ребенка, который ушел».

Мама умершей девочки сказала, что, отпрашиваясь на это мероприятие с работы, услышала от начальства: «Зачем вы это мусолите, забудьте и живите».

— Как это — забыть? — спросила она.— Как будто его и не было? Но он же был!

— Дети были и есть,— ответила Нюта.— Они остаются с вами.

Женщина кивнула, как будто и сама это знала.

Я познакомилась с молодой семьей из Казани. Весь вечер Дмитрий не спускал с рук грудную дочь, пока его худенькая жена общалась с сотрудниками фонда. Эту семью в «Вере» давно знают, Дмитрий даже разрешил Нюте Федермессер понянчить младенца, пока я брала у него интервью. Молодой отец улыбался, доброжелательно отвечал на мои вопросы и казался абсолютно счастливым. За время нашей беседы только однажды его губы дрогнули, и в глазах показались слезы.

«Мы хотели, чтобы наша дочь жила дома»

Его старшая дочь Ясмина родилась16 февраля 2016 года на 32-й неделе беременности. 8 марта девочку забрали домой. Сначала все было хорошо — она развивалась, стала поднимать голову. Но в три месяца развитие остановилось. Врачи говорили родителям: «Она же у вас недоношенная, чего вы хотите?» Семья настояла на госпитализации в детскую неврологию. В сентябре 2016-го пришел генетический анализ — спинально-мышечная атрофия (СМА) 1-го типа. Заболевание генетическое, протекает стремительно.

— Для нас это был шок,— вспоминает Дмитрий.— Врачи у нас в больнице с таким диагнозом не сталкивались. Медсестра одна нам как-то сказала: «Ой, вы уже всех достали, успокойтесь, выздоровеет ваша дочь». То есть она даже не понимала, что у нас ребенок паллиативный.

Они связались с фондом «Вера», который поддерживает семьи с паллиативными детьми по всей стране.

— Нам объяснили, что такое СМА 1-го типа,— вспоминает Дмитрий.— Мы поняли, что наша дочь не проживет долго.

В конце сентября 2016-го в Москву из Италии приехала специалист по СМА Кьяра Мастелла, и семья Ясмины тоже отправилась в столицу для встречи с ней. Эта поездка им помогла — они узнали, как реанимировать ребенка самостоятельно, при помощи мешка Амбу. Это важное знание, потому что часто, когда ребенок с диагнозом СМА начинает задыхаться, родители вызывают скорую, ребенка подключают к аппарату ИВЛ в реанимации, и он проводит там долгое время в неподвижном состоянии и одиночестве.

На семинаре Кьяры Дмитрий с женой узнали, что они имеют право выбрать паллиативный путь для своего ребенка. Это значит, что их ребенок будет жить столько, сколько ему отведено болезнью, и умрет естественным образом, без искусственного продления жизни. При этом ему облегчат боли, помогут справиться с одышкой и другим дискомфортом.

— В нашей стране многие врачи продолжают реанимировать паллиативных, умирающих детей, подключают их к аппарату ИВЛ, дети лежат в реанимации в одиночестве, с трубкой в горле, им может быть больно, плохо, страшно, но никто этого не увидит… Я не хотел, чтобы мой ребенок так страдал,— говорит Дмитрий.

Семья написала письмо в региональный минздрав, сообщив, что выбирает паллиативный путь и просит не оказывать реанимационные действия, когда их ребенок будет умирать.

— Врачи нас не поняли: как это мы не хотим продлить жизнь ребенку? — говорит Дмитрий.— А мы тесно общались с «Верой», их врач-консультант постоянно был с нами на связи. Наши врачи даже не знали, что такое мешок Амбу. У них был только один путь — реанимация, ИВЛ. А мы хотели, чтобы наша дочь жила дома, с нами. Чтобы ей не было больно. Чтобы у нее не торчала трубка из горла, в которой уже нет смысла.

Специалисты из фонда «Вера» объяснили, что у Ясмины может начаться одышка, и в этом случае понадобится морфин — он поможет ребенку дышать, снимет спазм. Но морфин ребенку не выписали.

— В Первой детской больнице Казани нам сказали, что морфин назначить могут только на консилиуме, и чтобы мы позвонили, когда ребенку станет плохо,— вспоминает Дмитрий.— Я спросил, а что, если это случится в выходные? Мне ответили, что надо будет вызвать скорую.

В выходные все и случилось. В пятницу вечером у Ясмины поднялась температура. В воскресенье Дмитрий стал звонить в больницу по тому телефону, который ему дали, чтобы получить морфин для дочери. Но никто не брал трубку. Вечером он связался с казанским хосписом им. Анжелы Вавиловой — наутро оттуда должны были прислать мобильную реанимацию и в понедельник отвезти Ясмину в хоспис.

— Мы не думали, что это серьезно, мы просто решили лечь туда подлечиться, там есть морфин, ребенку стало бы полегче,— говорит отец.

— Но в шесть утра в понедельник я проснулся — мне показалось, что дочка меня поцеловала. Смотрю — пульсометр пищит, сатурацию не показывает. У дочки взгляд такой стеклянный… Я ее трясу… А она уже не видит меня.

Дмитрий вытирает слезы руками, но глаза не становятся сухими.

Ясмине был год и один месяц.

Когда она умерла, отец позвонил в скорую. Ему ответили, что на смерть не приедут и надо звонить в милицию. Вскоре в квартиру пришли сотрудники УВД и инспекции по делам несовершеннолетних. Бабушка Ясмины поехала в больницу, чтобы взять справку о смерти, которая нужна для похорон. Справку, по словам Дмитрия, ей не дали, сказав: «Пускай сотрудники милиции дадут справку, что смерть естественная, тогда мы выпишем вам справку». Полиция, в свою очередь, ответила, что такие справки не дает.

— Прислали педиатра районного из поликлиники. Она зашла, встала у стены и застыла. Думаю, она никогда не видела умершего грудничка. Осмотрела дочку, но справку не выписала. С 6 утра до 14 часов дня мертвый ребенок лежал дома, какие-то толпы людей ходили обутые по квартире — кого только не было, вплоть до фармацевта. Без справки мы не могли хоронить дочь. В итоге нам в хосписе помогли — посоветовали написать отказ от претензий к больнице. В 14 часов дочку увезли в хоспис, там ее помыли, гробик заказали. Там нам и оформили все документы, справку о смерти выдали.

Претензии к больнице у Дмитрия есть.

— Морфин нам так и не дали. Как ребенок умирал — одному Богу известно. Она всю ночь умирала. Я потом написал жалобу на больницу за то, что не выдали нам морфин. Они на нас обиделись. После смерти дочки фонд «Вера» прислал нам материальную помощь, а больше никому до нас дела не было. Они все эти годы нас поддерживали. Я не знаю, как бы мы выжили без их поддержки.

В 2017-м, сразу после смерти Ясмины, ее семья продала квартиру, потому что больше не могла там жить. Они переехали в новый дом и решили родить ребенка.

— Мы с женой всегда очень хотели детей,— говорит Дмитрий.— Было страшно, вдруг мы носители этого гена и опять родится ребенок со СМА? В прошлом году мы решили сделать ЭКО, это бесплатная программа. Но генетический анализ эмбрионов очень дорогой. Деньги мы нашли, заплатили 400 тыс. руб. Нашей второй дочери сейчас восемь месяцев, она здорова. Но я никогда не забуду все, что мы пережили.

«Я сделала все, что могла, для моего мальчика»

Девушка в черном платье и черном хиджабе расплакалась в самом начале вечера памяти, когда назвали имя ее сына. Нюта Федермессер подошла и обняла ее, а еще одна мама, потерявшая ребенка, взяла Мадину за руку и не отпускала ее весь вечер. У Мадины Раджабовой большие выразительные глаза, мягкое восточное лицо, теплая улыбка. За эти два дня улыбалась она всего пару раз — когда рассказывала мне о своем сыне.

Участницы Дня памяти фонда «Вера»

Фото: vk.com/hospicefund/Дарья Глобина

Сабир рос обычным ребенком, развивался, гулил, улыбался маме. В полтора года стал терять навыки — сначала перестал ходить, потом сидеть, потом пропала речь, а потом совсем слег. Ему был год и восемь, когда невролог направил их в Москву в НИИ педиатрии. Мадина говорит, что там диагноз поставили ошибочный, и она поехала в РДКБ, к доктору Ирине Некрасовой — та и определила диагноз Сабира. Через два месяца, когда пришел результат анализов, он подтвердился: лейкодистрофия. Мадина изучала научную литературу, писала в Германию и Израиль, но там отказались их принять, сообщив, что трансплантация костного мозга уже не поможет, слишком поздно.

Они вернулись в Дагестан из Москвы, Сабир уже почти не двигался. Войти в дом они не смогли — муж Мадины сменил замки. Она ушла к маме. С мужем развелась.

— Он сказал, что это я сына таким сделала,— объясняет она коротко.

В интернете она нашла информацию о фонде «Вера», подписалась на их страницу в соцсетях, а потом написала в фонд. Через две недели Сабиру прислали аспиратор, который отсасывает мокроту из легких.

— Они все время звонили, интересовались самочувствием Сабира, я задавала им любые вопросы,— вспоминает Мадина.— Я была не одна, чувствовала их поддержку.

У Сабира начались боли, судороги. Он все время плакал. Его госпитализировали в инфекционное отделение, но не найдя инфекции, решили выписать. Мадина говорит, что если нет связей и денег, никто не поможет. У ее мамы связи были, и Мадину с сыном положили в республиканскую клиническую больницу.

— Там нас футболили из отделения в отделение,— вспоминает девушка,— никто с нами связываться не хотел. Одна докторша, Светлана Эммануиловна, сказала мне: «Езжайте в свое село, у вас там есть койка паллиативная».

Койка-то есть, а настраивать респираторное оборудование некому.

В итоге их перевели в паллиативное отделение Первой детской больницы в Махачкале, на улице Гагарина. О врачах этого отделения Мадина вспоминает с теплым чувством — говорит, что относились с пониманием, много работали, «чаи не гоняли», перерывы не устраивали. Мадина сама работает медсестрой в Дербентском районе, знает, как определить профессионалов.

— Сабир кричал от боли, и наш врач Аминат Загировна выписала ему морфин,— продолжает Мадина.— На морфине ему стало легче.

Но даже профессионалы не все могут. Однажды морфин в больнице закончился. Его нельзя было достать нигде, говорит Мадина. Она даже отправила родственницу в свое село, где Сабир стоит на учете и где ему должны выдать морфин по рецепту. Не дали. Морфина не было.

— Потом в больнице морфин опять появился, нам по рецепту снова стали его давать.

— Сабиру стало легче, он не кричал, он теперь спал или просто лежал, смотрел на меня своими красивыми глазами…

Они прожили в паллиативном отделении четыре месяца. Четыре месяца Мадина не спала, потому что другие дети в отделении умирали, когда их мамы спали.

— Сабир все понимал, все чувствовал,— уверена Мадина.— У него интеллект сохранный, он только двигаться не мог. Незадолго до смерти он посмотрел на меня, и из глаза слеза потекла… Я говорю, Сабир, ты почему плачешь? Молчит… Я руку положила ему на грудь, а у него сердце так медленно бьется и затихает…

Сабир умер в больнице, ему было четыре года. В реанимацию его не забрали.

— Когда он умирал, пришла реаниматолог, встала в дверях и смотрела, как умирает мой сын,— говорит Мадина.— У нее не нашлось ни одного слова для меня.

Но вообще в этой больнице очень хорошие люди работают.

Она до сих пор хранит одежду Сабира. Говорит, что не хочет замуж, не хочет детей,— ей кажется, что так она его предаст.

— Я бы хотела помогать другим. Хотела бы работать в «Вере», в хосписах, хотя бы волонтером. Это мне близко, я через это прошла, я была на месте тех мам, которые сейчас провожают своих малышей.

С мужем она больше не виделась.

— Я к этому человеку ничего больше не чувствую. Да, понимаю, что люди бывают слабые. Но я ничего у него не просила. Моя мама всегда была рядом со мной. Почему она смогла? Мне от него нужна была только моральная поддержка, просто несколько слов: «Не бойся, все будет хорошо». Но у него их не нашлось.

Мадина не жалуется на судьбу — говорит, что в ее жизни было так много любви к сыну, что только это стоит благодарности.

— Я сделала все, что могла, для моего мальчика. Но я не могла спорить с моим Богом. Я благодарна Ему за то, что Сабир был в моей жизни, был рядом, это часть меня, которая всегда со мной.

Если когда-нибудь выйду замуж, если у меня родится больной ребенок, я буду так же благодарна Аллаху за то, что мне есть кого любить.

«Все наши врачи знали, что мы выбрали паллиативный путь»

Ольгу Гусеву, невысокую девушку в толстовке и джинсах, я заметила сразу, хотя она сидела с мужем в заднем ряду актового зала. У нее большие серо-зеленые глаза и роскошные длинные волосы. Когда Нюта Федермессер спросила родителей, чего они хотели — не для своих детей, а для себя,— в зале повисла пауза. Тогда Ольга встала и прочла стихи собственного сочинения: «В моих руках двух ангелов не стало». И сказала, что прошло три года после трагедии в ее семье, она научилась жить, и хочет «стихов, подарков и свиданий». Ее муж смотрел на нее и улыбался.

Их первенец Кирилл родился в 2013-м в Краснодаре, роды были тяжелые, Ольга лежала в реанимации. Когда сыну исполнилось четыре месяца, Гусевым сказали, что у него атрофия мозга, «он будет овощем». Ольга все время рыдала, а муж говорил: «Ну что изменилось в твоем отношении к сыну от того, что тебе сказали? Ты меньше любить его стала?» Он ее успокоил, и потом они уже плакали гораздо меньше.

Болезнь у Кирилла развивалась стремительно, в полгода он уже оказался в реанимации на аппарате ИВЛ. Диагноза семья не знала — врачи предполагали то один, то другой. В реанимации он провел целый год. Познакомилась с фондом «Вера», Ольга узнала, что можно забрать ребенка из реанимации домой. Фонд купил для Кирилла аппарат ИВЛ, и в год и семь месяцев Кирилл вернулся домой. Вскоре родилась Алина — здоровый ребенок, 10 по шкале Апгар.

Но в четыре месяца Алина перестала гулить, потом — поднимать голову… и Ольга поняла, что все повторяется.

Они записались на платный прием к неврологу в Национальный медицинский исследовательский Центр Здоровья Детей (НЦЗД) и полетели в Москву. Ольга боялась лететь с ребенком одна, муж Роман полетел с ней и Алиной. Кирилла пришлось на это время госпитализировать. Через несколько дней Роман вернулся домой и позвонил Ольге из реанимации: «Кириллу стало хуже». Он забрал сына домой, открыл больничный лист.

Алине нужно было сдать генетические анализы, стоимость — более 100 тыс. руб. Фонд «Вера» помог собрать деньги, анализы сдали, результат обещали через шесть месяцев, и Ольга с дочерью вернулись домой.

Вскоре у Кирилла стали добавляться новые симптомы, отслоилась роговица глаза, и весной 2016-го его забрали в реанимацию. Врачи убедили Ольгу: «У него полиорганная недостаточность, мы его прокапаем, станет легче». Одновременно ухудшения начались у Алины — она перестала брать грудь.

Кирилл прожил в реанимации еще три недели. Ему было три года три месяца.

— Один раз я все-таки забрала его домой, но врачи пришли, опять убедили вернуться в реанимацию,— вспоминает Ольга.— У него тромбоциты были низкие, кровило все тело, нужно было переливание. Кирюша умер в реанимации. Умирал тяжело. Сначала кровь сочилась отовсюду, потом тело раздулось.

Он ничего не мог сказать, но я видела, что он мучается, что ему больно. Я в церковь ходила, молилась: ну пусть он скорее уйдет.

Ольга плачет.

— Когда мы хоронили Кирилла, я понимала, что Алина тоже умрет, и мы сразу взяли второе место на кладбище.

В августе, через три месяца после смерти Кирилла, пришел генетический анализ Алины — болезнь Краббе. Шансов у девочки не было.

— С Алиной мы сразу выбрали паллиативный путь, отказались от ИВЛ,— говорит Ольга.— Последние семь месяцев она была на кислородном концентраторе. Умерла она в два с половиной года. Кириллу мы искусственно продлевали жизнь на ИВЛ, последние месяцы он лежал совершенно неподвижный. Алине мы решили не продлевать. Все наши врачи знали, что мы выбрали паллиативный путь, я имела на это право. Если новый педиатр начинал меня воспитывать, я звонила в поликлинику и просила поменять мне врача, и присылали адекватного. Фонд научил меня всему.

Однажды ночью у Алины остановилось сердце. Ольга позвонила в фонд, Рома стал откачивать дочь мешком Амбу. Вызвали скорую. Реаниматологи «завели» сердце Алины через 45 минут после наступления клинической смерти.

— Я стояла в каком-то отупении и смотрела,— рассказывает Ольга.— Я забыла: в паллиативном протоколе написано, что уже через семь минут после остановки сердца нельзя проводить реанимацию паллиативного пациента.

Она хотела отказаться от госпитализации дочери, но врачи ее уговорили, Алину забрали. Она прожила в реанимации еще семь дней.

— Первые два дня глаза у нее были стеклянные,— вспоминает Ольга.— Ее к аппарату ИВЛ подключили, трубка в горле. На третий прихожу к ней — глаза живые. Она меня слышала, я видела, что она на мои слова реагирует. В реанимации мне жить нельзя, я могла только ее навещать. Я стала звонить в фонд, мы хотели забрать Алину домой, фонд пообещал передать нам аппарат ИВЛ. Еще я написала отказ от реанимационных действий. Я понимала, что если Алина станет уходить, ее начнут опять реанимировать. Я от этого отказалась.

На седьмой день она пришла к дочери и поняла, что та ее не видит.

— Я постояла, порыдала и ушла. Через 40 минут Алина умерла. Ее уже не стали реанимировать.

Ольга снова плачет.

Когда умерла дочь, Роман не хотел об этом говорить. Ольга могла говорить с подругами — мамами паллиативных детей, которые ее понимали, и муж знал, что ей есть с кем поделиться. Ольга знает, что мужу тяжело. Однажды она вернулась домой и увидела треснувший стол — ее муж разбил его кулаком. Но она никогда не слышала от него жалоб.

— С мужем мне повезло,— уверена Ольга.— Он ни разу не предлагал отказаться от ребенка. Он решал все вопросы — инвалидность, пособие, больницы. Я была дома с ребенком, а он все решал. При этом он и работал. Я даже толком не готовила, он покупал готовую еду. Ночью я вставала к Алине, он к Кириллу. Если я с Алиной в больнице — он с Кириллом дома.

В декабре 2017-го они записались в Школу приемных родителей. Отучились четыре месяца. Ольга хотела взять больного ребенка: «У нас уже есть опыт, и если не мы, то кто? Может, для этого наши дети и приходили в этот мир?» Но Роман был против. Он говорил жене, что хочет узнать, что такое нормальная жизнь и здоровый ребенок.

— А сейчас мы смотрим детей в банке данных, и он готов брать всех,— улыбается Ольга.— А я стараюсь более разумно подходить, оценивать наши силы.

Они не потеряли надежды родить ребенка. Знают, что есть бесплатная программа ЭКО, но генетический анализ очень дорогой, таких денег у Гусевых нет.

— Мы в любом случае хотим усыновить ребенка,— говорит Ольга,— мы это решили, еще когда Кирюша был жив. Ну а потом — как получится.

«Такая помощь должна быть выстроена на уровне государства»

Телеведущая Татьяна Лазарева

Фото: vk.com/hospicefund/Дарья Глобина

На второй день семьи играли в боулинг и бильярд, пекли пирожные под руководством телеведущей Татьяны Лазаревой, слушали песни артиста Дмитрия Харатьяна, катались на лошадях.

А вечером собрались в большом зале, где на экране появлялись портреты их детей, и зажгли свечи. Если в первый день все были скованны и напряжены, то теперь они не стеснялись друг друга, многие плакали, делились салфетками, обнимали друг друга.

Фото: vk.com/hospicefund/Екатерина Муравья

Ирина Черножукова, руководитель проекта «Помощь детям» фонда «Вера», рассказала мне, что с каждым годом все больше подопечных семей фонда готовы приезжать на такие Дни памяти. «За годы, что существует фонд «Вера», через нас прошли сотни таких историй,— Ирина тут же поправляет себя.— Я говорю «прошли», но это скорее фигура речи — никуда они не прошли. Мы помним каждого ребенка и продолжаем общаться с семьей».

Сотрудники фонда на этих Днях памяти тоже плачут. Плакала Нюта, и я ее хорошо понимала, потому что слушать, как люди, потерявшие самое дорогое в жизни, благодарят за поддержку и помощь, было невыносимо.

Эта благодарность — за то, что их не оставили в одиночестве. «Это очень важно — сделать все, чтобы семьи, столкнувшиеся с болезнью и смертью ребенка, не чувствовали себя оставленными, чтобы они знали, что им есть на кого опереться,— говорит Ирина Черножукова.— Знали, что горевать — это нормально. И что, принимая горе, проживая и разделяя его, все-таки можно разрешить себе мечтать, улыбаться, быть красивыми, жить. Это нормально, это правильно.

Поэтому наш День памяти — это семейный уикенд, где можно говорить обо всем без страха, что от тебя отмахнутся, выпускать в небо белые шары с именами тех, кто ушел и ради кого нужно продолжать жить».

Опыт общения сотрудников фонда с семьями, которые приезжают на День памяти, говорит о том, как важна людям поддержка специалистов на каждом этапе их сложной жизни с больным ребенком.

Актер Дмитрий Харатьян и участники Дня памяти благотворительного фонда «Вера»

Фото: vk.com/hospicefund/Дарья Глобина

«Но такая помощь должна быть не только благотворительной,— убеждена Ирина Черножукова.— Она должна быть выстроена на уровне государства. Помогая семьям с тяжелобольными детьми — обеспечивая их консультациями специалистов, необходимым медицинским оборудованием, средствами ухода, специальным питанием и многим другим, мы видим, что этой поддержки нужно в сотни раз больше. И потребность в этом больше, чем может осилить даже такой большой фонд, как «Вера». Нужны детские хосписы и выездные службы, обученные медики, которые знают, что такое паллиативная помощь, как снять боль и судороги у ребенка, как настроить аппарат искусственной вентиляции легких дома. Когда врач все это знает, он не боится помогать. А Дни памяти нужно проводить не только в Москве. Тогда родителям не приходилось бы ехать через всю страну, чтобы сделать такой трудный, но такой необходимый шаг после потери ребенка — разрешить себе жить дальше».

Несмотря на это, за те 168 лет, которые прошли с призвания первых миссионеров до организации первого кола в России, Святые последних дней из разных культур помогали подготовить путь для проповедования Евангелия людям в России. В 1895 году шведский миссионер Аугуст Хоглунд прибыл в Санкт-Петербург для обучения Йохана Линдлофа, который направил письмо в Скандинавскую миссию и попросил прислать к нему миссионеров после того, как он услышал о Церкви на своем родном финском языке. Проговорив со старейшиной Хоглундом ночь напролет, Йохан и его жена Алма буквально через два дня после знакомства с ним попросили разрешения креститься. 11 июня 1895 года старейшина Хоглунд пришел с ними к Неве. Поскольку им не удалось найти тихое, уединенное место для проведения крещения, они встали на колени и в молитве попросили Господа о помощи. Чудесным образом лодки и люди на берегу стали постепенно уходить. После крещения сестра Линдлоф сказала: «Я чувствую себя такой счастливой! Я знаю, что Господь простил меня»3. Йохан и Алма таким образом стали первыми новообращенными, крещенными в России.

Несколько лет спустя, ободренный обращением семьи Линдлоф и социальными реформами, запланированными российским правительством, старейшина Фрэнсис M. Лайман (1840–1916 гг.), член Кворума Двенадцати Апостолов, предложил направить миссионеров в Российскую империю. В 1903 году, служа президентом Европейской миссии, старейшина Лайман приехал в Россию и посвятил эту землю для проповедования Евангелия. 6 и 9 августа он вознес молитвы в Санкт-Петербурге и в Москве, попросив Господа благословить правительство страны и множество народов, населяющих эту империю, «в чьих жилах обильно течет Израильская кровь»4. Он также молился, чтобы «сердца искренних и честных людей обратились к поискам истины, и просил Господа послать слуг Своих, исполненных мудрости и веры, чтобы провозглашать Евангелие русским людям на их родном языке»5.

Старейшина Лайман направил миссионера Михаила Маркова в Ригу, Латвия, входившую в то время в состав Российской империи, и написал письмо в Главное управление Церкви, выразив надежду, что в Россию вскоре будут присланы миссионеры. Однако церковные руководители в Солт-Лейк-Сити почувствовали, что нужно тщательно взвесить все «за» и «против», прежде чем направлять миссионеров в Россию, где проповедование любого учения, отличного от русского православия, было противозаконным. Брату Маркову вскоре пришлось покинуть Ригу по требованию местных властей6. В конце концов социальная и политическая нестабильность в России, обостренная участием страны в Первой мировой войне, привела к серии революций и гражданской войне, которые захлестнули Россию волной насилия. Создание Советского Союза и холодная война в конце концов сделали невозможными любые дальнейшие попытки направить миссионеров в Россию.

Несмотря на это, даже в советский период Святые последних дней продолжали подготовку к проповедованию Евангелия в России. Одним из людей, принимавших участие в этой работе, был Андре Анастасьон, выходец из Одессы, Украина, который начал перевод Книги Мормона на русский язык после своего крещения в 1918 году. После посещения Москвы в 1970 году Андре написал: «Дважды ночью я выходил на Красную площадь и молил Господа открыть путь, чтобы донести Евангелие русским людям, которых я видел вокруг, – бедно одетых, хмурых, с опущенными головами»7. Первое издание Книги Мормона на русском языке, основанное на переводе Андре, было опубликовано в 1981 году. Со временем многие люди в России приняли послание Книги Мормона, стали пионерами в своей земле и помогли осуществиться надеждам и молитвам многих людей.

И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их в наказании и учении Господни

Отцы. О матерях не поминает, не потому, чтобы и им не принадлежала часть в попечении о детях, но потому, что труд этот у отца и матери неразделен и что говорится одному, то падает на обоих. Отцы — то же, что родители.

Не раздражайте чад. Образом своего на них действования не доводите их до того, чтоб они могли возыметь на вас неудовольствие, серчание, досаду, гнев. Гнев вообще грешен; гнев на родителей еще грешнее. Не вводите их в этот грех. Это бывает от излишней строгости, от неразборчивой взыскательности и каких-либо несправедливостей, — от чего всего детям иногда бывает теснее рабов. Почему в послании к Колоссянам в побуждение к нераздражению детей поставлено: да не унывают (3, 21). До христианства отцы слишком много власти являли над детьми: вошло в обычай так. В отсечение сего излишества и пишет так Апостол, чтоб между христианами не повторялось того, что обычно среди язычников.

Обязавши — не раздражать, чем, можно сказать, запретил всякое не соответствующее духу христианства действование на детей, — обязывает воспитывать. Настаивает же Апостол не столько на том, чтоб заставить воспитывать, ибо это и так делается повсюду, по закону естества, сколько на том, чтобы воспитывали их как должно. Двумя словами определяет это Апостол: в наказании и учении — παιδεια и νουθεσια. Если брать во внимание образ воспитания, то первым внушается педагогическая строгость, а вторым — сердечные материнские внушения и убеждения. Отсюда: воспитывать в строгости, с кротостию и нежностию. Если брать во внимание предметы или стороны воспитания, то первым указывается на образование нрава, а вторым — на вложение в ум здравых о всем понятий.

Норма для того и другого — дух христианства, чтоб и наказание, и учение были Господни. Итак, Апостол требует от родителей, чтобы они, соразмеряя строгость с кротостию, научали их и жить по-христиански, и смотреть на все глазами христианскими, или судить о всем христианским умом.

Святой Златоуст говорит на это место: «Не сказал: любите их; к этому влечет их, хотя бы они этого не хотели, самая природа, а потому излишне было полагать закон касательно этого предмета. Но что говорит? — не раздражайте чад своих, как это делают многие родители, лишая детей своих наследства, оставляя их без призрения, обращаясь с ними жестоко, как с рабами. Поэтому говорит: не раздражайте чад своих. Затем, что особенно важно, указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случае в нем же полагает причину послушания детей, когда говорит: воспитывайте их в наказании и учении Господни. Видишь ли, что, когда есть духовное добро, за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? — С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит: чти отца твоего и матерь твою, — слова, направленные к твоей пользе. Не говори: «Это слушание Писаний — дело монахов; ужели мне сделать его монахом? Нет надобности быть ему монахом!» Что это в тебе за страх, — боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. Ибо и мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся в Писании, а особенно детям, так как в этом возрасте еще многого не знают. Но, не зная Божественных истин, они знают, однако ж, нечто из сочинений языческих, изучая в них жизнь дивных, по их понятиям, героев, которые служили страстям и ничего доброго в пример и подражание не представляют. Итак, сын твой нуждается в этом спасительном руководстве, — в наказании и учении Господни.

Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училище, ничего не жалеть для такого их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господни не заботиться? За то-то сами мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными. Не будем же поступать таким образом и послушаем увещания блаженного Павла: станем воспитывать детей своих в наказании и учении Господни, подадим им пример благочестия, заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Писаний. Ах! я постоянно говорю это; только мне думается, не напрасно ли трачу слова свои? Но при всем том я не перестану говорить об этом: это — мой долг!

Доколе будем мы оставаться плотскими людьми? Доколе будем пресмыкаться по земле? Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господни. Кто прежде всего научается быть любомудрым, тот чрез это приобретает богатство, превосходящее всякое богатство, и величайшую славу. Не так полезно образовать сына, преподавая ему науки и внешние знания, посредством которых он станет приобретать деньги, сколько — если научить его искусству презирать деньги. Если хочешь сделать его богатым, поступай таким образом. Богат не тот, кто, заботится о большом стяжании имения и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды. Это внушай твоему сыну, этому учи его: в этом величайшее богатство. Не заботься о том, чтобы сделать его известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся о том, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее. Это возможно сделать и богатому, и бедному; этому научаются не от светских учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний. Не заботься, чтобы сын твой здесь пожил долго, но чтобы там удостоился жизни беспредельной и нескончаемой: давай ему великое, а не малое. Внимай словам Апостола Павла: воспитывайте их в наказании и учении Господни. Не ритором старайся сделать его, но научи его любомудрию. Если он не будет ритором, отсюда не произойдет еще никакого вреда, а при недостатке любомудрия самое обильное риторство не принесет никакой пользы. Благоповедение нужно, а не остроумие, — нравственность, а не сила речи, — дела, а не слова: это доставляет Царство, это дарует и действительные блага. Не язык изощряй, но очищай душу. Говорю это не с тем, чтобы запретить светское образование, но для того, чтобы не привязывались к нему исключительно».

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Ребенок должен быть избалованным. На то он и ребенок. Он должен получать все, что в ваших силах ему купить и дать. Только так он вырастет самостоятельным и счастливым человеком.
Счастье
Послушайте писателя Набокова, умного человека: балуйте своих детей. Вы не знаете, что их ожидает.
Детство – это очень короткий период в жизни вашего ребенка, когда вам полностью подконтрольно его счастье. Ни от кого, кроме вас, оно не зависит. И кстати, это тот единственный момент в его жизни, когда счастье его так недорого стоит.
Вы же действительно не знаете, как сложится его жизнь. Вы, конечно, очень этого хотите, но ведь совершенно не знаете, будет ли он счастлив, когда подрастет. Вот ровно для этого я его и не балую – строго говорите вы – чтобы он потом был успешен и счастлив. Это очень популярная педагогическая доктрина, но ведь в реальном мире она не только не работает, но даже вредна.
Именно то, как нас любили, как нас баловали и как нам не отказывали в детстве, мы вспоминаем с особенной теплотой. Воспоминания о счастливом детстве защищают нас от жестокой взрослой жизни.
Что бы с нами ни происходило дальше, мы хотя бы знаем. Помним, что в нашей жизни было время, когда мы были беззаветно счастливы. Не лишайте своего ребенка такого тотема.
Он должен помнить себя королем. Дайте ему возможность побыть абсолютно счастливым в детстве, чтобы он, взрослый, мог узнать это чувство.
Чтобы он, когда вырастет, не путал счастье со смирением и не думал, что абсолютного счастья не бывает, а бывает просто отсутствие несчастья.
Чтобы такого не произошло, ему должно быть с чем сравнить. А кристальное, эталонное счастье нужно научиться чувствовать в детстве. В этом заключается ваша главная родительская задача, а не в том, чтобы он ходил на английский и пианино.
Как ни странно, это намного тяжелее, чем кажется. Да, в денежном эквиваленте детское счастье обходится дешевле взрослого. Ему не «Бентли» и «Гуччи» нужны, а чаще всего игрушки и мороженое, но дело же не в этом. Дело в том, что ребенку нужно перестать говорить слово «нет». А так как это слово, к которому у очень многих родителей вообще сводится весь процесс воспитания ребенка, отучиться будет очень тяжело.
Если что-то, что ребенок хочет сделать или получить, не угрожает его жизни, то почему нет-то? Не нет, а да. Пусть получит удовольствие.
Пусть проживет еще один день счастливым человеком. И какая разница, что игрушек у него миллион, если ему сейчас нужна миллион первая. Это же вам ничего в общем-то не стоит. Вы просто боитесь его баловать. Остановитесь и подумайте, что вы делаете – вы боитесь доставить ребенку удовольствие.
Самоконтроль
Есть еще один важный момент, о котором забывают любители растить ребенка в строгости и лишениях. Взрослые, умеющие сами себя контролировать и дисциплинировать, вырастают только из по-настоящему избалованных детей. Только ребенок, которому немедленно покупали все, что он хотел, не вырастает голодным. С возрастом он сам учится себя останавливать. Ему и в голову не приходит что-то клянчить, потому что достаточно просто спокойно попросить и ты получишь все, что хотел.
И когда не надо тратить силы на клянчанье и капризы, оказывается, что вообще-то можно и не просить.
Взрослея, ребенок учится соизмерять свои желания, взвешивать их. У него нет потребности что-то просто вырвать из цепких родительских рук. Он начинает обдумывать, нужна ли ему эта вещь вообще. И если не нужна – не просит.
Вы наверняка обращали внимание на детей в магазинах, которые требуют купить им что-то, что им в общем-то и не хочется иметь. Их занимает сам процесс – как бы так покапризничать, чтобы что-то получить. «Хорошо избалованный» ребенок так вести себя не будет.
Он сам себя контролирует, сам дисциплинирует — а это то, чему нельзя научиться, и то, что так ценят во взрослых специалистах в любой профессиональной среде.
Не думайте, что этого не произойдет, не бойтесь. Чувство насыщения приходит ко всем детям. Просто к тем, кого баловать начали раньше, оно и приходит раньше. А потом наступит вот тот прекрасный момент, когда можно пройти мимо магазина игрушек и не зайти в него вообще, потому что «пап, ну что мы там не видели, пойдем лучше в парк».
Щедрость
А еще правильно избалованные дети растут совершенно не жадными. Им очень легко освоить концепцию того, как хорошо и приятно делиться. Как приятно что-то кому-то отдать. Им не кажется, что они чего-то лишились.
Они не боятся потерять материальное (им еще купят) и очень рано начинают понимать, какое это удовольствие – кому-то что-то подарить, отдать, кого-то обрадовать.
Балованные дети раньше сверстников понимают, насколько ценными могут быть такие нематериальные удовольствия, как быть

хорошим человеком.
Дайте своему ребенку возможность делать подарки другим. Покажите ему, как это приятно – быть щедрым, добрым человеком. И как это, в сущности, легко, если это чувство еще с детства не связано у тебя с чувством лишения.
Так из него вырастет человек, которому делать подарки другим намного приятнее, чем получать их самому.
Так и получится, что вы, кажется, ничего такого не сделали, просто купили на два грузовика и три куклы больше, чем вашему ребенку в реальности было нужно, а он вырос добрым, щедрым, хорошим человеком, которого с радостью берут на любую работу, потому что он сам себя может проконтролировать.
А еще он вырос человеком, который, когда рассказывает о том, какое счастливое у него было детство, – не врет.
Елена Осипова

3. Перцептивные механизмы делового общения: каузальная атрибуция, идентификация, рефлексия, эмпатия.

4. Роль эффекта восприятия в деловом общении. Эффекты и ошибки межличностного восприятия. Предрассудки и предубеждения, их психологические источники.

5. Понятие межличностного восприятия в общении. Роль эмоций в общении. Феномены аттракции и их значение в деловом общении.

Задания для самостоятельной работы:

подготовить доклады по темам:

1. Анализ классификации типов взаимодействия (Р. Бейлса, Т. Парсонса, Я. Щепаньского).

2. Концепция Дж. Кейнса о мотивах экономического поведения. Техника самопрезентации и виды распределения ролей.

3. Пространство межличностного взаимодействия.

4. Общение как взаимодействие (трансактный анализ Э. Берна, Т. Харриса и т. д.).

5. Трансакция – как единица взаимодействия, ее виды и структура, этапы общения.

Практикум: практические задания, ситуации и тесты по теме 2

обязательные: 1, 2, 3,4;

дополнительные: 5,6, 9,10,11,12;

Практическое занятие 3 по теме

«Средства делового общения: вербальные и невербальные».

Время занятия –1 час.

Цель проведения занятия – изучить вербальные и невербальные средства делового общения

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключается специфика вербальной и невербальной коммуникации?

2. Кто автор теории мотивации?

3. Перечислите компоненты невербальной коммуникации?

4. Каковы особенности спичрайтинга и копирайтинга и требования к их исполнителю?

5. Каковы этапы психологии восприятия?

6. Этические принципы общения по телефону.

7. Невербальные средства общения, их типы и функции.

8. Национальные особенности невербальных средств общения.

9. Чему можно больше верить: языку слов или языку тела?

10. Можно ли проверить истинность невербального языка? Если «да”, то

каким способом?

11. К чему может привести нарушение «территориального императива”?

12. О чем может поведать интонация собеседника?

Самостоятельная работа:

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы семинара:

1. Факторы, обуславливающие речевое поведение и взаимопонимание коммуникантов: коммуникативная компетентность, социальная ситуация, социальные роли, коммуникативный контекст, этнокультурные особенности, коммуникативная установка.

2. Понятие о коммуникационных барьерах. Сущность, особенности, причины и условия возникновения технических, межъязыковых, социальных, психологических барьеров в коммуникационных процессах.

Практикум: практические задания, ситуации и тесты по теме 3

обязательные: 1, 2, 3, 4,5

дополнительные: 6, 7, 9,10,11,12,13

Модели и стили делового общения. Специфика деловой коммуникации*.

Время занятия – 2 часа

Цель проведения занятия – с применением интерактивных форм обучения изучить существующие модели и стили делового общения, специфику деловой коммуникации

Примечание 1: Занятие проводится в форме метода учебной групповой дискуссии — обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении темы (тем), заданных преподавателем, выявлении положительных и отрицательных сторон обсуждаемых моделей менеджмента. При данном методе обучения студент (группа студентов) будет высказывать мнение и обосновывать (аргументировать) его.

Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых», предполагающий построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.

Вопросы для обсуждения:

Какие стратегии мышления вам известны? Какие жанры массовой коммуникации вам известны и какова их роль? Каковы особенности коммуникационной среды? Какие виды делового общения вам известны?

Самостоятельная работа:

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы практического занятия:

Коммуникативный процесс и его структура. Модель Лассуэла и ее роль для развития теории коммуникации. Линейные и нелинейные модели коммуникации. Социологические и психологические модели коммуникации.

Практикум: практические задания, ситуации и тесты по теме 4

обязательные: 1, 2, 3, 4,5

дополнительные: 6, 7,12,13,14,16,17,18

Практическое занятие 5 по теме

Речевое воздействие. Слушание в деловом общении*.

Время занятия – 2 часа

Цель проведения занятия – с применением интерактивных форм обучения раскрыть сущность и содержание речевого воздействия и слушания в деловой коммуникации.

Примечание 1: Занятие проводится в форме метода коллективного анализа ситуации (кейс-метод) — обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном рассмотрении и обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент (группа студентов) самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.

Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых», предполагающий построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы публичного выступления. Содержание и сущность.

2. Виды слушания. Особенности.

3. Раскрыть значение понятия «стереотип».

4. Трудности эффективного слушания. Причины и меры преодоления.

5. Приведите примеры искажений в оценке роли субъекта действия и охарактеризуёте.

6. Назовите и дайте анализ уровням слушания.

7. Что такое фильтры, влияющие на процесс слушания?

8. Назовите основные способы совершенствования навыков слушания

9. Какие группы вопросов Вам известны при моделировании собеседника?

10. Охарактеризуйте известные Вам типы собеседников.

Самостоятельная работа

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы практического занятия:

1. Соблюдение норм языка и культуры речи в деловой коммуникации.

2. Этика и психология речевой коммуникации.

3. Формулы речевого этикета в различных культурах.

Практикум: практические задания, ситуации и тесты по теме 5

обязательные: 1, 2, 3, 4,5

дополнительные: 6, 10,11,12,13,14,15,16

Семинарское занятие 6 по теме

«Деловое общение и ведение деловых переговоров»

Время занятия 1 час.

Цель и задачи: рассмотреть сущность психологических основ деловых отношений, механизмы воздействия в процессе делового общения.

Вопросы для обсуждения:

1. Поведение человека в организации и типы сотрудников. Детерминация поведения.

2. Психологические типы людей и их проявления в работе и общении.

3. Общая характеристика основных механизмов воздействия в общении.

4. Основные характеристики коллектива, его формирования и стиля управления.

5. Теории и типы лидерства.

Задания для самостоятельной работы

подготовить доклады на темы:

1. Феномен личного влияния. Феномен обратной связи в межличностном общении.

2. Трудности межличностного общения.

3. Мышление руководителя и принятие решения.

Практикум: практические задания, ситуации и тесты по теме 6

обязательные: 1, 2, 3,4;

дополнительные: 8, 9,10,11,12;

Семинарское занятие 7 по теме

Этика делового общения*

Время семинара – 1 час

Цель проведения занятия – с применением интерактивных форм обучения раскрыть и обсудить нормы и правила этики делового общения.

Примечание 1: Занятие проводится в форме метода коллективного анализа ситуации (кейс-метод) — обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном рассмотрении и обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент (группа студентов) самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.

Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «взаимодействие и сотрудничество», предполагающий обязательную организацию совместной деятельности студентов, которая, в свою очередь, означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад; в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Как соотносятся понятия этика и этикет?

2. Чем отличается деловой этикет от неформального?

3. Сформулируйте основные принципы делового этикета?

4. Что представляет собой деловая репутация?

5. В старинных русских пословицах, приведенных ниже, заложены определенные требования этикета. Как вы понимаете эти требования? Можно ли их использовать сегодня?

6. «Благовоспитанному сыну отцов приказ не ломит спину».

7. «Кричать, да спорить, да браниться во всяком месте не годится».

8. «А где как честь хранится строго, там не должно болтать-де много».

9. «Похвала доброт твоих быть должна в устах других».

10. Приведите свои примеры пословиц, поговорок, изречений по поводу соблюдения этикета.

11. Значение делового общения и его особенности. Формы и организация общения. Эффективность деловой коммуникации.

12. Сущность и виды бесед: деловая, кадровая, дисциплинарная, организационные беседы, беседы с посетителями. Модель организации деловой беседы.

13. Виды выступлений. Приемы, используемые для придания речи характера публичного выступления. Аргументация и структура выступления.

Самостоятельная работа:

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы практического занятия:

1. Сущность и содержание этики делового общения

2. Принципы этической аргументации в бизнесе

3. Особенности общения по Интернету.

4. Функция этикета при взаимоотношениях людей

Практикум: практические задания, ситуации и тесты по теме 7

обязательные: 1, 2, 3, 4,5

дополнительные: 6, 7,11,12,,15,16,17,18

Семинарское занятие 8 по теме

Барьеры в общении. Причины их возникновения.

Время семинара – 1 час

Цель проведения занятия – раскрыть сущность, содержание и причины возникновения барьеров в общении.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите сущность, виды и содержание основных коммуникативных барьеров общения.

2. Назовите причины барьеров в общении.

3. Пути их преодоления основных коммуникативных барьеров в деловом общении

4. Развитие процесса деловой коммуникации

5. Роль обратной связи в деловой коммуникации

6. Методы постановки целей в деловой коммуникации

7. Какие коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии преподавателя и студента в различных ситуациях общения?

Самостоятельная работа

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы семинара:

1. Слушание и мышление.

2. Правила убеждения. Особенности применения

3. Публичная речь. Правила построения и применения

4. Средства воздействия на аудиторию.

Практикум: практические задания, ситуации и тесты по теме 8

обязательные: 1, 2, 3, 4,5

дополнительные: 6, 7, 9,10,11,12,13,14,18

Семинарское занятие 9 по теме

«Документационное обеспечение делового общения».

Время семинара 2 часа

Цель и задачи: изучить формы деловой документации и порядок её ведения.

Вопросы для обсуждения:

1 Формы делового общения (деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, деловые дискуссии, публичная (ораторская) речь)) и их характеристики.

2. Виды документации при различных формах делового общения, порядок её оформления и ведения.

3. Работа с деловой корреспонденцией.

4. Протокол деловых переговоров: порядок ведения и хранения.

5. Деловая документация и степень её доступности. Грифы секретности документации.

Задания для самостоятельной работы:

подготовить доклады на тему:

Деловая документация и порядок её ведения.

Культура делового общения по телефону.

Порядок оформления протоколов.

Практикум: практические задания, ситуации и тесты по теме 9

обязательные 1,2,3,4;

дополнительные 7,8,9,10,11;

5.3. Заочная форма обучения

Семинарское занятие 1 по теме

«Деловое общение и его характеристика».

Время занятия 1 час

Цель и задачи: раскрыть понятие, виды, функции и цели делового общения, место делового общения среди других видов общения, виды делового взаимодействия.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, виды, функции и цели делового общения. Место делового общения среди других видов общения. Стороны процесса общения.

2. Определение делового общения с точки зрения специфики протекания в различных аспектах. Виды и уровни общения.

3. Деловое общение как прагматическая необходимость и как самоцель. Стратегии общения.

4. Деловое общение как социально-психологическая проблема.

5. Виды делового взаимодействия, специфика ролей в деловом общении, особенности коллективных субъектов делового общения.

6. Виды и уровни общения.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Риторика — как наука о содержании деловой коммуникации», «Современные представления о деловом общении: акцент на изучение механизмов воздействия» и «Суггестия и контрсуггестия, виды контрсуггестии и приемы ее преодоления ()».

Практикум: практические задания, ситуации и тесты по теме 1

обязательные: 1,2,3,4;

дополнительные: 5,6,7,8,9;

Семинарское занятие 2 по теме

«Общение как взаимодействие»

Время занятия 1 час.

Цель и задачи: раскрыть сущность общения как процесса взаимодействия, изучить содержание перцептивной и эмоциональной стороны делового общения.

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы и типы деловых взаимодействий. Ролевое поведение личности в общении.

2. Социально-психологическая роль как идеальная модель поведения (гендерные роли, ролевая структура группы, групповые взаимодействия).

3. Перцептивные механизмы делового общения: каузальная атрибуция, идентификация, рефлексия, эмпатия.

4. Роль эффекта восприятия в деловом общении. Эффекты и ошибки межличностного восприятия. Предрассудки и предубеждения, их психологические источники.

5. Понятие межличностного восприятия в общении. Роль эмоций в общении. Феномены аттракции и их значение в деловом общении.

Задания для самостоятельной работы:

подготовить доклады по темам:

1. Анализ классификации типов взаимодействия (Р. Бейлса, Т. Парсонса, Я. Щепаньского).

2. Концепция Дж. Кейнса о мотивах экономического поведения. Техника самопрезентации и виды распределения ролей.

3. Пространство межличностного взаимодействия.

4. Общение как взаимодействие (трансактный анализ Э. Берна, Т. Харриса и т. д.).

5. Трансакция – как единица взаимодействия, ее виды и структура, этапы общения.

Практикум: практические задания, ситуации и тесты по теме 2

обязательные: 1, 2, 3,4;

дополнительные: 5,6, 9,10,11,12;

«Средства делового общения: вербальные и невербальные».

Время занятия –1 час.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключается специфика вербальной и невербальной коммуникации?

2. Кто автор теории мотивации?

3. Перечислите компоненты невербальной коммуникации?

4. Каковы особенности спичрайтинга и копирайтинга и требования к их исполнителю?

5. Каковы этапы психологии восприятия?

6. Этические принципы общения по телефону.

7. Невербальные средства общения, их типы и функции.

8. Национальные особенности невербальных средств общения.

9. Чему можно больше верить: языку слов или языку тела?

10. Можно ли проверить истинность невербального языка? Если «да”, то

a. каким способом?

11. К чему может привести нарушение «территориального императива”?

12. О чем может поведать интонация собеседника?

Самостоятельная работа:

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы семинара:

1. Факторы, обуславливающие речевое поведение и взаимопонимание коммуникантов: коммуникативная компетентность, социальная ситуация, социальные роли, коммуникативный контекст, этнокультурные особенности, коммуникативная установка.

2. Понятие о коммуникационных барьерах. Сущность, особенности, причины и условия возникновения технических, межъязыковых, социальных, психологических барьеров в коммуникационных процессах.

Практикум: практические задания, ситуации и тесты по теме 3

обязательные: 1, 2, 3, 4,5

дополнительные: 6, 7, 9,10,11,12,13

Время занятия – 2 часа

Примечание 1: Занятие проводится в форме метода учебной групповой дискуссии — обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении темы (тем), заданных преподавателем, выявлении положительных и отрицательных сторон обсуждаемых моделей менеджмента. При данном методе обучения студент (группа студентов) будет высказывать мнение и обосновывать (аргументировать) его.

Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых», предполагающий построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие стратегии мышления вам известны?

2. Какие жанры массовой коммуникации вам известны и какова их роль?

3. Каковы особенности коммуникационной среды?

4. Какие виды делового общения вам известны?

Самостоятельная работа:

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы практического занятия:

Коммуникативный процесс и его структура. Модель Лассуэла и ее роль для развития теории коммуникации. Линейные и нелинейные модели коммуникации. Социологические и психологические модели коммуникации.

Практикум: практические задания, ситуации и тесты по теме 4

обязательные: 1, 2, 3, 4,5

дополнительные: 6, 7,12,13,14,16,17,18

Время занятия – 2 часа

Цель проведения занятия – с применением интерактивных форм обучения раскрыть сущность и содержание речевого воздействия и слушания в деловой коммуникации.

Примечание 1: Занятие проводится в форме метода коллективного анализа ситуации (кейс-метод) — обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном рассмотрении и обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент (группа студентов) самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.

Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых», предполагающий построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы публичного выступления. Содержание и сущность.

2. Виды слушания. Особенности.

3. Раскрыть значение понятия «стереотип».

4. Трудности эффективного слушания. Причины и меры преодоления.

5. Приведите примеры искажений в оценке роли субъекта действия и охарактеризуёте.

6. Назовите и дайте анализ уровням слушания.

7. Что такое фильтры, влияющие на процесс слушания?

8. Назовите основные способы совершенствования навыков слушания

9. Какие группы вопросов Вам известны при моделировании собеседника?

10. Охарактеризуйте известные Вам типы собеседников.

Самостоятельная работа

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы практического занятия:

1. Соблюдение норм языка и культуры речи в деловой коммуникации.

2. Этика и психология речевой коммуникации.

3. Формулы речевого этикета в различных культурах.

Практикум: практические задания, ситуации и тесты по теме 5

обязательные: 1, 2, 3, 4,5

дополнительные: 6, 10,11,12,13,14,15,16

Семинарское занятие 6 по теме

«Деловое общение и ведение деловых переговоров»

Время занятия 1 час.

Цель и задачи: рассмотреть сущность психологических основ деловых отношений, механизмы воздействия в процессе делового общения.

Вопросы для обсуждения:

1. Поведение человека в организации и типы сотрудников. Детерминация поведения.

2. Психологические типы людей и их проявления в работе и общении.

3. Общая характеристика основных механизмов воздействия в общении.

4. Основные характеристики коллектива, его формирования и стиля управления.

5. Теории и типы лидерства.

Задания для самостоятельной работы

подготовить доклады на темы:

1. Феномен личного влияния. Феномен обратной связи в межличностном общении.

2. Трудности межличностного общения.

3. Мышление руководителя и принятие решения.

Практикум: практические задания, ситуации и тесты по теме 6

обязательные: 1, 2, 3,4;

дополнительные: 8, 9,10,11,12;

Семинарское занятие 7 по теме

Время семинара – 1 час

Цель проведения занятия – с применением интерактивных форм обучения раскрыть и обсудить нормы и правила этики делового общения.

Примечание 1: Занятие проводится в форме метода коллективного анализа ситуации (кейс-метод) — обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном рассмотрении и обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент (группа студентов) самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.

Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «взаимодействие и сотрудничество», предполагающий обязательную организацию совместной деятельности студентов, которая, в свою очередь, означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад; в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Как соотносятся понятия этика и этикет?

2. Чем отличается деловой этикет от неформального?

3. Сформулируйте основные принципы делового этикета?

4. Что представляет собой деловая репутация?

5. В старинных русских пословицах, приведенных ниже, заложены определенные требования этикета. Как вы понимаете эти требования? Можно ли их использовать сегодня?

6. «Благовоспитанному сыну отцов приказ не ломит спину».

7. «Кричать, да спорить, да браниться во всяком месте не годится».

8. «А где как честь хранится строго, там не должно болтать-де много».

9. «Похвала доброт твоих быть должна в устах других».

10. Приведите свои примеры пословиц, поговорок, изречений по поводу соблюдения этикета.

11. Значение делового общения и его особенности. Формы и организация общения. Эффективность деловой коммуникации.

12. Сущность и виды бесед: деловая, кадровая, дисциплинарная, организационные беседы, беседы с посетителями. Модель организации деловой беседы.

13. Виды выступлений. Приемы, используемые для придания речи характера публичного выступления. Аргументация и структура выступления.

Самостоятельная работа:

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы практического занятия:

1. Сущность и содержание этики делового общения

2. Принципы этической аргументации в бизнесе

3. Особенности общения по Интернету.

4. Функция этикета при взаимоотношениях людей

Практикум: практические задания, ситуации и тесты по теме 7

обязательные: 1, 2, 3, 4,5

дополнительные: 6, 7,11,12,,15,16,17,18

Семинарское занятие 8 по теме

Барьеры в общении. Причины их возникновения.

Цель проведения занятия – раскрыть сущность, содержание и причины возникновения барьеров в общении.

Время семинара – 1 час

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите сущность, виды и содержание основных коммуникативных барьеров общения.

2. Назовите причины барьеров в общении.

3. Пути их преодоления основных коммуникативных барьеров в деловом общении

4. Развитие процесса деловой коммуникации

5. Роль обратной связи в деловой коммуникации

6. Методы постановки целей в деловой коммуникации

7. Какие коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии преподавателя и студента в различных ситуациях общения?

Самостоятельная работа

Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы семинара:

1. Слушание и мышление.

2. Правила убеждения. Особенности применения

3. Публичная речь. Правила построения и применения

4. Средства воздействия на аудиторию.

Практикум: практические задания, ситуации и тесты по теме 8

обязательные: 1, 2, 3, 4,5

дополнительные: 6, 7, 9,10,11,12,13,14,18

Семинарское занятие 9 по теме

«Документационное обеспечение делового общения».

Время семинара 2 часа

Цель и задачи: изучить формы деловой документации и порядок её ведения.

Вопросы для обсуждения:

1 Формы делового общения (деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, деловые дискуссии, публичная (ораторская) речь)) и их характеристики.

2. Виды документации при различных формах делового общения, порядок её оформления и ведения.

3. Работа с деловой корреспонденцией.

4. Протокол деловых переговоров: порядок ведения и хранения.

5. Деловая документация и степень её доступности. Грифы секретности документации.

Задания для самостоятельной работы:

подготовить доклады на тему:

Деловая документация и порядок её ведения.

Культура делового общения по телефону.

Порядок оформления протоколов.

Практикум: практические задания, ситуации и тесты по теме 9

обязательные 1,2,3,4;

дополнительные 7,8,9,10,11;

РАЗДЕЛ 6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

6.1 Состав образовательных технологий

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов.

По данной учебной дисциплине предусмотрены следующие образовательные технологии:

— лекции;

— семинарские и практические занятия;

— самостоятельная работа;

— подготовка к зачету;

— зачет;

Методические рекомендации по реализации образовательных технологий изложены в соответствующих разделах настоящего УМК.

6.2 Принципы отбора содержания и реализации образовательных технологий

Концепция изучения курса строится на следующих положениях:

комплексный подход к рассмотрению изучаемых процессов и событий;

сочетание анализа современного состояния рыночной экономики с историей ее предыдущего развития;

рассмотрение, как общих закономерностей, так и особенностей их проявления в конкретно-исторических и социально-политических условиях.

Программа изучения дисциплины предусматривает:

Курс построен на сочетании глубокой теоретической подготовки с кон­кретным анализом реальных ситуаций по принципу «практика — теория — но­вые стратегические и практические решения», организован по модульному принципу, суть которого — сочетание аудиторных занятий с самостоятельной проработкой тем. При этом используются активные и интерактивные формы проведения лекционных и практических занятий.

Лекционные занятия и самостоятельное изучение курса по настоящей программе проходят с использованием рекомендуемой литературы и источников.

Лекционный материал посвящается рассмотрению основных концептуальных вопросов: основным понятиям, категориям и подходам, а также вопросам, трактовка которых имеет особое значение для понимания сути учебной дисциплины и раскрывает компетентностный подход к ее изучению.

В учебном процессе наряду с традиционными формами обучения предусматривается использование различных активных и интерактивных форм и ме­тодов обучения (дискуссии, круглые столы, деловые игры, разбор практиче­ских ситуаций, тренинги, практикумы и др.). Для более эффективного усвоения студентами данной дисциплины предлагается необходимая учебная и методическая литература.

Самостоятельная работа предполагает изучение теории и практики и рекомендованных литературных источников, изучение по рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных вопросов, а также решение тестовых и практических заданий, выполнение контрольной работы, подготовку сообщений и т. д.

Кафедра осуществляет содержательно-методическое обеспечение самостоятельной работы: преподаватели проводят ин­дивидуальные и групповые консультации со студентами с целью оказания им помощи в усвоении основных тем, раскрывающих компоненты компетенций, изучаемых по данной дисциплине.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *