П чесноков биография

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Попова, Елена Викторовна, 2011 год

2. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

4. Алексеева Г. Древнерусское певческое искусство (музыкальная организация знаменного распева). Владивосток, 1983.

5. Артемова Е. О внутренних тенденциях нового направления в русской духовной музыке // Науки о культуре — шаг в XXI век. М., 2001.

7. Игумен Андроник (Трубачев)//Журнал Московской Патриархии, 1997, №9.

8. Асмус М. Диакон Сергий Трубачев как церковный композитор. Вступительная статья//Полное собрание богослужебных песнопений. Том 1. М., 2007.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

10. Березина И. Традиции русской церковно-певческой культуры в творчестве современных композиторов Санкт-Петербурга // Культурологические исследования. СПб., 2004.

11. Богомолова М. Русское безлинейное многоголосие: Автор, дисс. на соиск. уч. степ. докт. иск. М., 2006.

12. Божественная Литургия. Для приходских храмов и духовных школ. М., 1996.

13. Бражников М. Древнерусская теория музыки. Ленинград, 1972.

14. Бражников М. Русская певческая палеография. СПб, 2002.

15. Владимирский Ф. О новой церковно-музыкальной литературе // Хоровое регентское дело. 1911, №4.

16. Владимирцева Н. Традиции православной музыки в современном композиторском творчестве // Теория, методика и практика музыкального исполнительства и педагогика. Саратов, 2002.

17. Волков Ю. Диссертация. Полготовка, защита, оформление. М.,2005.

18. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.

19. Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность. Система. История. Сергиев-Посад, 1998. Т.1 и т.2.

20. Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983.

21. Гоголь Н. Духовная проза/Сост. и коммент. В.Воропаева, И.Виноградова. М., 1992.

22. Гончаренко Е. Музыка и духовное возрастание церкви: Сб. статей/ Христианский центр «Логос». М., 2002.

23. Гуляницкая Н. Русское гармоническое пение. М., 1995.

25. Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки ХХвека. М., 2002.

26. Гуляницкая Н. Руководство к изучению основ музыковедения. М, 2004.

27. Гуляницкая Н. Духовная музыка в творчестве современных композиторов. М., 2006. (рукопись).

28. Гуляницкая Н. Методы науки о музыке. М., 2009.

30. Гуляницкая Н. О музыкальной деятельности диакона Сергия Трубачева. Доклад в МДА (рукопись). М., 2010.

31. Гусейнова 3. Певческие циклы Обихода // Византия и Восточная Европа: Литургические и музыкальные связи. М., 2003.

32. Гущина Е. М.М. Ипполитов-Иванов: Литургия св. Иоанна Златоуста (ор. 37) в контексте стилевого развития цикла. М., 2006.

34. Дебольский Г. Дни богослужения православной церкви. В 2х т./ Протоиерей Г. С. Дебольский. СПб., 1901.

35. Русское церковное пение XI-XX вв.: исследования, публикации 1917-1999 / Сост. Н. Денисов и др. М., 2001.

36. Денисов Н. Традиционное пение в православном храме // Труды московской регентско-певческой семинарии 2002-2003. М., 2005.

37. Дынник М. Хоровая музыка московских композиторов -Н.Сидельникова, Ю. Буцко, Р. Леденева: стиль и исполнение. М., 2003.

38. Хоровая музыка композиторов Москвы: Каталог-справочник / Сост. и общ. ред. Ю. Евграфова. М., 2005.

39. Жирмунский В. Введение в литературоведение. Курс лекций. М.,2004.

40. Заболотная Н. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI-XI V веков: Основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001.

41. Зверева С. Александр Кастальский. М., 1999.

42. Зверева С. Русское церковно-певческое зарубежье как область научных исследований // Русские музыкальные архивы за рубежом. М., 2004.

43. Музыка, обращенная к Богу. Распечатка текста интервью радиостанции «Радонеж» (2005 год).

44. Иларион (Алфеев), епископ Венский и Австрийский. Божественная литургия. М., 2006.

45. Иларион (Алфеев), епископ Венский и Австрийский. Всенощное бдение. М., 2006.

46. Ильин И. А. Православие и искусство. М., 1994.

47. Интервью с митрополитом Иларионом // «О музыке, о Церкви, о себе». (Радиостанция «Радонеж», 17.12.2006).

48. Интервью с митрополитом Иларионом // «Как композитор стал монахом, а епископ — композитором». (Газета «Труд», 05.12. 2007).

50. Архиепископ Иларион (Алфеев). Православие. Том 2. М., 2009.

51. Ильин А. Композитор сумел донести слово // Истина и жизнь. М., 2002. №2.

52. Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992.

53. Кастальский А. Особенности народно-русской музыкальной системы. М., 1923.

54. Кастальский А. Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. М.,1909.

55. Киприан И. (Керн). Литургика. М., 2002.

56. Ковалев А. От Березовского до Рахманинова: феномен русской литургии // Информация 2(54). М., 2001.

58. Ковалев А. Литургия И. Златоуста как новый этап в развитии жанра // Муз. академия. М., 2005, №4.

59. Коваленко Н. Псалом как художественный источник творчества русских поэтов и композиторов. С.И. Танеев как автор сочинений на тексты псалмов. Екатеринбург, 2004.

60. Компанейский Н. О стиле церковных песнопений//Русская музыкальная газета. 1901, № 38.

61. Конотоп А. Русское строчное многоголосие XV-XVII веков. Текстология. Стиль. Культурный контекст. М., 2005.

62. Кузин А.Ф. Кандидатская диссертация. М., 2009.

63. Крылова В. Русская кантата «на случай» конца XIX начала XX века: поэтика жанра. Автореф. дисс.М., 2009.

64. Лебедева-Емелина А. Русская хоровая культура второй половины XVIII века. М., 1993.

65. Левашов Е. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова, 1825-1917: Исторический очерк, нотография, библиография. М., 1994.

66. Левая Т. История отечественной музыки второй половины XX века. Санкт-Петербург, 2008.

67. Лисицын М. О новом направлении в русской церковной музыке. СПб., 1908.

68. Лисицын М. Обзор и перечень всех духовно-музыкальных сочинений для смешанного хора. СПб., 1912.

69. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

70. Лихачев Д. Развитие русской литературы X-XVII веков. Л., 1973.

71. Лосев А. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.

72. Лосев А. Музыка как предмет логики. М., 2008.

73. Лосева О. От церковной музыки к музыке духовной. Эскиз новой истории реквиема // Зап. искусство. ХХв. СПб., 2001.

74. Лотман Ю. Семиосфера. СПб., 2000.

75. Лотман Ю. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

76. Львов А. О свободном, несимметричном ритме. СПб., 1849.

77. Малацай Л.В. Александр Никольский. Творческая биография. М.,2010.

78. Маслов И. Лекции по литургике. М., 2002.

79. Медушевский В. О церковной и светской музыке//Музыкальное искусство и религия. М., 1994.

80. Металлов В. Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский. М., 1912.

81. Металлов В. Осмогласие знаменного распева: Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым попевкам. М., 1900.

82. Металлов В. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1915/1995 (репр.).

83. Металлов В. Строгий стиль гармонии: Опыт изложения оснований строгого и строгоцерковного стиля гармонии. М., 1897.

84. Николаева О. Современная культура и православие. М., 1999.

85. Никольский А. О церковности духовно-музыкальных сочинений// Хоровое и регентское дело. 1909. №3.

86. Никольский А. Формы русского церковного пения. Петроград,1915.

87. Паисов Ю. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. М., 2004.

88. Паисов Ю. Мотивы христианской духовности в современной музыке России//Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Вып.1. М., 1999.

89. Паисов Ю. Хоровое творчество Георгия Дмитриева. М., 2007.

90. Парфентьев Н. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре российского государства XVI-XVII вв.: школы, центры, мастера. Свердловск, 1991.

93. Пожидаева М. Раннее русское многоголосие троицкой традиции. М., 2006.

94. Покровский Д. Словарь церковных терминов. М., 2001.

95. Полный православный Богословский энциклопедический словарь/изд. П. Сойкина. СПб, 1900.

96. Православный богослужебный сборник. М., 1991.

97. Православная Москва в начале ХХв. // Статьи, документы и материалы. М., 2001.

98. Преображенский А. Указатель песнопений, опубликованных в России между 1793 и 1896 гг. Екатеринослав, 1897, 2/1900.

99. Преображенский А. Вопрос о единогласном пении в русской церкви XVII века. Памятники древней письменности и искусства. СПб., 1907.

100. Преображенский А. К кончине C.B. Смоленского // Хоровое регентское дело. СПб., 1909.

101. Преображенский А. Словарь русского церковного пения. М.,1896.

102. Протопопов В. Музыка русской литургии. Проблема цикличности: исследование. М., 1990.

103. Разумовский Д. Церковно-русское пение//Русская духовная музыка в документах и материалах. T.III.

104. Рахманова М. Духовная музыка Н. А. Римского-Корсакова // Музыкальная академия. 1994, № 2.

106. Рахманова М. Об улучшении церковного пения в России // Труды московской регентско-певческой семинарии 2002-2003. М., 2005.

108. Романовский Н. Хоровой словарь.М., 2005.

109. Русская музыка и XX век: Коллективная монография / Ред.-сост. М. Арановский. М., 1997.

110. Скабалланович М. Толковый Типикон.М., 2003.

112. Скребков С. Русская хоровая музыка XVII-начала XVIII века. М.,1969.

113. Смоленский С. Вступительная лекция по истории церковного пения (читанная в Московской консерватории 5 окт. 1889 г.) // Хоровое регентское дело, 1911.

114. Степанов Ю. Константы: словарь русской культуры, опыт исследования. М., 1997.

115. Тараева Г. Христианская символика в музыкальном языке // Музыкальное искусство и религия. М., 1994.

116. Томашевский Б. Теория литературы. Учебное пособие. М., 1999.

117. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность // Сб. статей, исследований, интервью. М.,1999.

118. Трубачев С. Богослужебное пение Русской Православной Церкви // Избранное. Статьи и исследования. М., 2005.

119. Трубачев С. Возвращение к истокам // Избранное. Статьи и исследования. М., 2005.

120. Трубачев С. Из истории певческой культуры Сергиева Посада // Избранное. Статьи и исследования. М., 2005.

121. Трубачев С. Исконные ритмы души. Музыка в жизни П.А. Флоренского //Избранное. Статьи и исследования. М., 2005.

122. Трубачев С. Песнопения панихиды в русской музыке // Избранное. Статьи и исследования. М., 2005.

123. Труды Московской регентско-певческой семинарии 2000-2001: Сб. статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2002.

124. Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки. СПб., 2001.

125. Успенский Н. Образцы древнерусского певческого распева. Ленинград, 1968, 2/1971.

126. Федосова Э. Проблема духовности. История. Теория. Эстетика // Музыкальное искусство и религия. М., 1994.

127. Флоренский П. Сочинения. М., 1996.

128. Флоренский П. Иконостас. СПб., 2006.

129. Фроловский Г. Пути русского богословия. Париж, 1980.

130. Франтова Т. Религиозные начала в современном композиторском творчестве // Музыкальное искусство и религия. М., 1994.

131. Хватова С. Русский духовный концерт второй половины XX в.: Автореф. дис. на соиск. уч.ст. канд. иск. Ростов-на/Д., 2006.

132. Хоровая музыка композиторов Москвы. Справочник. М., 2005.

133. Христианство. Энциклопедический словарь/Ред. С.С.Аверинцев. М., 1995. Т. I-III.

134. Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток-Русь-Запад. Гимнология / Сост. Лозовая И. М., 2003.

137. Чистяков Г. Священная немая музыка псалмов // Слово и музыка: памяти А.В. Михайлова. М., 2001.

138. Шиндин Б. и Ефимова И. Демественный распев: монодия и многоголосие. Новосибирск, 1991.

139. Шмеман А. Великий пост. Париж, 1986.

140. Шмеман А. Исторический путь православия. М., 1993.

141. Шмид В. Нарратология. М., 2003.

142. Шпет Г. Герменевтика и ее проблемы//Контекст.1990. М., 1990.

143. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.,1998.

144. Belyayev V. Early Russian Polyphony // Studia memoriae Belae Bartok sacra. Budapest, 1957.

145. Dudgeon P. Lifting the veil: the biography of Sir John Tavener. London, 2003.

146. Gardner J. On the Synodal Chant Books of the Russian Church and their Usage in Today’s Practice. NY, 1987.

147. Gardner J. Stilistische Richtungen im russischen liturgischen Chorgesang, 1962.

148. Haydon G. John Tavener: glimpses of paradise. London,1995.

149. Hillier P. Arvo Part. Oxford; New York, 1997.

150. Lazarevic S. An Unknown Early Slavic Modal Signature. Byzantinoslavica, xxv (1964).

155. Skrebkov S. Stylistic evolution in 17th-century Russian choral music // Musica antiqua Europae orientalis, 1966.

156. Swan A. Die russische Musik im 17. Jahrhundert’ // Jb für Geschichte Osteuropas, new ser., 1964.

157. Swan A. Russian Music and its Sources in Chant and Folk-Song. New York, 1973.

У любого хормейстера, руководителя хора, постоянно существует потребность и необходимость в пополнении репертуара своего коллектива произведениями различных эпох, стилей и жанров. В связи с этим большой интерес вызывает и духовная музыка современных композиторов.

В данном сборнике представлены хоровые сочинения современных композиторов ХХ века из различных стран: Скандинавии, Прибалтики, Италии, Польши, Украины, Белоруссии, России. В оригинале они написаны для смешанного состава хора. Переложения сделаны для детского (женского) хора с целью ознакомления молодежи с музыкой, звучащей на различных международных хоровых форумах, в концертных залах Европы.

Сборник состоит из двух разделов. Духовные песнопения на латинском языке, где большинство из них написаны на адаптированные тексты по мотивам библейских сюжетов. Авторская музыка с такими текстами в ХХ веке широко использовалась в репертуарах хоров и стала неотъемлемой частью светских концертов. Они различны по стилевой палитре, формообразованию и опираются на современные гармонические и мелодические средства, гибки по динамическим и темповым ресурсам.

Во втором разделе представлены песнопения православных служб на церковно-славянском языке.

Все духовные сочинения, вошедшие в данный сборник, могут исполняться в концертах, а православные песнопения — и в храме во время служб.

Раздел I

Ж. Депре. DA PACEM (посмотреть ноты)
Д. Палестрина. ЦВЕТЫ И ТРАВЫ
О. Лассо. TIBI SOLI PECCAVI
Т. Морли. SING WE AND CHANT IT
Й. Крюгер. NUN DANFET ALLE GOTT
Г. Горчицкий. SEPULTO DOMINO
Ф. Шуберт. HEILIG. Слова Й. Нойманна
Ф. Лист. SALVE REGINA
Ф. Лист. SALVE REGINA
В. Штенхаммер. SEPTEMBER. Из цикла «Три хора a cappella». Слова И. Якобсона
В. Штенхаммер. HAVDE JEG EN DATTERSON, O JA! Из цикла «Три хора a cappella»
О. Олсон. PSALMUS CXX. Из цикла «Шесть латинских гимнов»
О. Олсон. PSALMUS CXX. Из цикла «Шесть латинских гимнов»
Л. Виргили. O SALUTARIS HOSTIA
А. Волпи. OREMUS PRO PONTIFICE
Б. Бриттен. UBI CARITAS
В. Мишкинис. GLORIA IS PSALMES

Раздел II

РАДУЙСЯ, РОССКО ЗЕМЛЕ. Кант XVIII века. Обработка Т. Мынбаева
Д. Сарти. ДНЕСЬ ВСЯКА ТВАРЬ. Хоровой концерт (посмотреть ноты)
Г. Ломакин Сарти. РАДУЙТЕСЯ, ЛЮДИЕ. Хоровой концерт
С. Дегтярев. БЛАГОСЛОВИ ДУШЕ МОЯ ГОСПОДА
Н. Соколов. МИЛОСТЬ МИРА
А. Аренский. ОТЧЕ НАШ
А. Аренский. ОТЧЕ НАШ
Г. Рютов. СЕ НЫНЕ. Хоровой концерт
П. Чесноков. МАТИ БОЖИЯ. Хоровой концерт
П. Чесноков. МАТИ БОЖИЯ. Хоровой концерт
А. Кошиц. СВЯТЫЙ БОЖЕ
К. Стеценко. СВЯТЫЙ БОЖЕ
Н. Куликович. ПЛОТИЮ УСНУВ
О. Ходоско. МИЛОСТЬ МИРА
О. Ходоско. ТЕБЕ ПОЕМ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *