Паисий святогорец фильм 6

Аудио

На вопросы телезрителей отвечает игумен Киприан (Ященко), главный редактор просветительского журнала «Покров». Передача из Москвы.

— Отец Киприан, Вы сняли документальный фильм о старце. Как появилась эта идея?

— Старца Паисия я сам очень почитаю, как многие и в Греции, и в России. Это любимейший старец, который смог очень внятно и просто изъяснить ту особенность духовности, в которой мы сейчас пребываем, борьбу и особые милости, которые Господь нам дает. Книги отца Паисия переведены миллионными тиражами. Прочтя эти книги, я был очень тронут, даже всячески подражал старцу.
Когда я был на Афоне, старец уже почил, и один из его учеников-продолжателей, старец Ефимий обратился с просьбой поучаствовать в экранизации жития Паисия Афонского по одноименной книге. Честно говоря, я всячески отказывался: «Это же греческий старец, почему русские должны делать такой фильм об афонском монахе?» Он ответил: «Русские – это вселенский народ, а старец сам – вселенский». Удивительно, что старца канонизировали два месяца назад с титулом преподобный Паисий, вселенский чудотворец. Огромное влияние на канонизацию оказал Вселенский Патриарх.

12 июля 2014 года праздновалось 20-лет со дня кончины старца и 90 лет со дня рождения. Мы были у него на родине в Коннице, встречались с его родственниками, со множеством людей, которые принимали участие в съемках. Была фактически премьера этого фильма в Греции. На Афоне мы встретили одного из помощников Вселенского патриарха и подарили ему фильм на греческом языке. Мы рады, что этот фильм повлиял на Вселенского Патриарха, который тоже очень любил старца, приезжал к нему, советовался. Элладская Церковь тоже причислила Паисия к лику святых. Наш фильм предвосхитил эту канонизацию, отразил то большое почитание, которое оказывают старцу Паисию люди разных народов.

— Прошло ведь не так много времени для канонизации. Обычно необходимо 30, 50, 100 лет, чтобы человека прославили в лике святых, а тут беспрецедентно малое время — 20 лет. Неужели Паисий Святогорец настолько великий святой и чудотворец?

— Мы получили благословение от афонского старца на съемку фильма. Когда готовили ее, составили перечень людей, которые его знали, старцев афонских. Начав встречаться с ними, услышали неожиданные формулировки. Например, его ближайший сосед, старец Рафаил сказал: «Если всех монахов на Афоне «выжать», то из всех них старца Паисия не получится». Многие говорят, что такой старец бывает здесь раз в 400-700 лет. Даже для Афона это уникальное явление, которое, как некоторые говорили происходит раз в 1000 лет. По благодати и тем деяниям, которые он совершил в своей жизни, его можно сравнить с Серафимом Саровским. В фильме есть Афанасий Раковалис, подобный Мотовилову, которому Серафим открыл благодать Духа Святого, как она действует, кто такой Бог, показал действие Бога.

Любого приходящего к нему человека, старец Паисий мог научить молиться. К нему тайно приходили ночью некоторые игумены с просьбой: «Батюшка, я духовник, мне надо учить братию молиться, а я сам молиться не умею». А он отвечает: «Это так просто!», и за несколько минут молитва посещала просящего. Старец действительно был в простоте, и, казалось, не было такого дела, которого он не мог совершить. Это великое знамение наших времен – старец, который помогает всякому скорбящему. Его судьба уникальна.
Когда мы приехали на Афон, то почти все монахи отказались сниматься на камеру, сказав: «Афон проповедует молчание». Старец Паисий тоже проповедовал молчание, но тем не менее ради того, чтобы помочь и спасти некоторых, покидал Афон и приезжал на материк. Он открыл несколько исихастириев, духовно опекал несколько монастырей, и если появлялся на праздник, собирались тысячи людей. В прошлом году в день памяти старца, 12 июля, мы приехали на его могилку в Суроти. Сто двадцать тысяч человек приехало в этот день. Это примерно столько же, сколько паломников приехало к нам на празднование 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Но мы три года готовились, а здесь каждый год приезжают сотни тысяч людей только лишь приложиться к крестику на могилке, почтить старца, побыть на службе, причаститься. Такое удивительное почитание, мало с кем из святых можно сравнить.

Еще один, может быть, не очень каноничный, но хороший пример: в прошлом году, когда мы ездили по Греции, очень во многих монастырях и храмах на самом видном месте, прямо в иконостасе уже была уже икона Паисия с нимбом. Мы удивлялись, как же они выставляют икону с нимбом, а он еще не канонизирован? Хотя и у нас почитаются Феодосий Кавказский и другие местночтимые святые. Когда я спросил игумена, почему он выставляет икону Паисия с нимбом, тот ответил: «То, что его не могут канонизировать – это проблемы Синода, а мы его уже почитаем как святого». У России важная и удивительная связь с Афоном в почитании подвизавшихся там русских подвижников, и в следующем году мы будем праздновать 1000-летие пребывания русских на Афоне.
Мало кто знает, что подвиг Паисия – подвиг жертвенности. Он все время хотел уединяться, быть с Богом, но Матерь Божия сказала: «Оставь свое уединение и иди к людям, помогай им, проповедуй». Духовником старца Паисия был Тихон – русский монах. Именно он дал такое направление: не отказывать людям, которые к нему приходят. Действительно это был настоящий старец, его келья – неухоженный сарай, который Паисий специально содержал так, чтобы лишь крыша не текла и ветер не продувал, дабы не замерзнуть. Он сам делал в ней ремонт и все на свои деньги. Все, что от рукоделия зарабатывал, то и тратил на себя, а других денег, которые ему жертвовали, на себя не использовал.

Старец заливал фундамент покосившейся кельи, и только разводил цемент, приходил какой-нибудь посетитель, тогда он все бросал и начинал беседовать с пришедшим. Цемент застывал — он опять разводил, и так было 5 раз в течение дня, а послушники недоумевали: «Батюшка, они подождут, давайте бетон зальем!» А Паисий отвечал: «Да пропади пропадом этот бетон, люди намного важнее!» Эта позиция, что люди намного важнее, даже не у всех наших батюшек является доминантой. Действительно, если пришел человек – брось всё! И если даже он был болен, с температурой, не выполнил свои правила, или у него были какие-то послушания, но к нему приходил человек, то старец его принимал. Как свидетельствуют многие: «Никто от него не уходил неутешенным». Приходили много больных, и раковых в том числе, и по его молитвам люди исцелялись. Причем исцелялись не только телесно, но и духовно: после каких-то колдовских действий или после каких-то тяжелых жизненных ситуаций, когда преодолеть это было выше человеческого естества. Особо старец помогает в дорожных происшествиях.
Паисий для нас – идеал современного монаха-подвижника. Когда он был военным, то служил радистом, и перенес это на свою духовную жизнь, ведь радисту главное – держать связь. И в духовной жизни главное – установить связь с Богом и ее удержать.

Он явил величайший подвиг нестяжания. Например, на Афоне он не пользовался автомобилем, ходил пешком, был против различных достижений цивилизации, считал, что это потеря времени и потеря духа. Паисий оказался великим богословом. Не книжным богословом, как многие сейчас блистают разными знаниями, сами того не исполняя. Что он говорил – то и делал, и в этом была его сила. Его образование было 3 класса начальной школы, ни в каких семинариях и академиях он не учился. Мне приходилось встречаться с профессорами Афинского и Фессалоникийского богословских факультетов, которые были его духовными чадами. Профессора не только духовно окормлялись, они приезжали и брали благословление у Паисия на научные исследования, спрашивали, как писать статью, книгу, как раскрыть богословские понятия; его авторитет был очень высок именно в научном богословском мире. Это нас удивляет: мы обычно привыкли пользоваться различными профессорскими званиями, авторитетами, кто ярко говорит, кто хорошо цитирует, а тот, кто живет по Евангелию, – такой авторитет не всегда принимается у нас во внимание.

Паисий оставил после себя множество пророчеств, и сейчас мы о них снимаем седьмую серию. Несколько серий сделаны специально для детей, скоро они выйдут в свет. Каждое воскресенье мы служим молебен Паисию, стараемся ему молиться, чувствуем его поддержку, и у многих прихожан уже произошли явные чудеса, которые укрепили их в вере. Мне хотелось бы призвать наших телезрителей: этот год – год особого прославления Паисия Святогорца, и, если возможно, в храмах служите ему молебны, дома читать акафисты, во вновь строящихся храмах сделать пределы в честь Паисия Афонского, чтобы его почитали. Есть ряд инициативных общественных организаций, которые хотели бы в начале июля в день особого почитания Паисия, день его кончины, провести особое совместное молебное действие. Может быть, телеканал «Союз» нам в этом поможет, чтобы все вместе помолились в одно время. Мы хотели бы сделать массовое паломничество 12 июля в Суроти и в Конницу, на его родину. Предполагается провести семинар, где люди могли бы обменяться тем, какое влияние оказал Паисий на современное практическое богословие.

Старец оставил после себя удивительные заповеди блаженств. Мы выпустили книгу по фильму, так как есть ряд людей, которые не смотрят кино в силу разных причин. В книге 70 страниц, и каждая – это год жизни Паисия. Старец говорил: «Блаженны радующиеся, когда их несправедливо обвиняют. Именно в этом заключается признак святости». А радуемся ли мы, когда нас несправедливо обвиняют? У нас сразу же происходит защитная реакция, оправдания, многие даже не в силах не потерять мир в душе и тишину сердечную. А Паисий предлагает радоваться тому, что Господь через внешние обиды дает нам напоминания о наших грехах и, претерпев их, мы можем получить благодать, которая простит множество наших грехов. Но для этого должна быть не беспричинная радость, а радость о том, что, претерпев это, он уже здесь, а не в аду будет искупать свои грехи.
Старец сказал о блаженстве: «Блаженны проповедующие Евангелие не словами, но живущие им и проповедующие Евангелие своим молчанием». На телеканале «Союз» многие проповедуют Евангелие словами, но еще более блаженны люди, которые живут молча и, может быть, не выступают по телеканалу «Союз», но вся их жизнь – это проповедь Евангелия. Моя бабушка была безграмотная, не умела читать, не знала молитв, но всякое ее действие было связано с тем, что она постоянно обращалась к Богу. Прежде чем что-то сделать она говорила: «Господи, благослови!». Когда чистила картошку, то говорила: «Господи, очисти мою душу грешную, как я очищаю эту грязную картошку». У нее было постоянное памятование о Боге, постоянно предстояние пред Богом. Когда я начал знакомиться со святыми отцами, понял, какой высокой духовной жизнью жила моя бабушка. Проповедовать словами она не могла, потому как и читать не умела.

Старец говорит: «Блаженны сподобившиеся жить незаметно, стяжавшие великие добродетели и не стяжавшие себе даже малого имени». Как это парадоксально звучит в нашем мире, где многие устремлены к тому, чтобы сделать себе имя, достигнуть званий, быть известным, популярным, быть кем-то. Паисий так и жил — незаметно и всегда тяготился всякой своей известностью.

«Блаженны возлюбившие Христа больше всего в мире и живущие вдали от мира, рядом с Богом в райской радости еще здесь, на Земле», — говорил старец. Он был глубоко убежден, что в Великий пост мы испытываем изгнание из рая. Великий пост, как написано в нашем журнале, это идеальные условия для подготовки к жизни в раю. Как считал Паисий, в раю можно жить уже и здесь, на земле: Царствие Небесное внутри нас.

В память о старце Паисии хотел бы прочитать малоизвестную эпитафию, которую он сделал на своей фотографии: «Моя любовь к вам, к счастью, такого рода: она духовна, подобна ангельской. Для нее не существует расстояний, и связь между нами не прервется ни в этой жизни, несмотря на то, что мы находимся вдали друг от друга, ни в жизни будущей, лежащей в еще более дальних далях, которые тоже станут близкими, потому что нас соединяет любовь – Христос». Хотелось бы пожелать нашим телезрителям, чтобы их дружба и любовь с Богом была такая же крепкая, как у старца Паисия, и с его помощью они обрели такие же свойства и подобия, как преподобный старец Паисий.\

Мы рекомендуем посмотреть шести серийный фильм «Паисий Святогорец», снятый по его житию, который телеканал «Союз» уже показывал, и почитать его книги, выпущенные издательством «Святая гора». Рекомендуем также альбом «Старец Паисий Афонский. Путь к святости».

— Где все это можно приобрести?

— Альбом выпущен нашим издательством «Покров», которое выпускает журнал «Покров», в каждом номере которого печатается рассказ о каком-нибудь подвижнике. Например, мы рассказали о схимонахине Феодосии, совершенно неизвестной подвижнице, по духу подобной блаженной Матроне. Журнал «Покров» можно найти в каталоге «Роспечати».

— Некоторые очевидцы утверждают, что старец насквозь видел души приходящих к нему. Давал духовные советы, говорил, что творится в душе человека и как выйти из сложившейся ситуации. Также делал глобальные предсказания, даже в геополитическом плане.

— Да, старец очень многих сразу называл по имени и тотчас отвечал на вопрос, с которым они пришли. У него было духовное видение, но он очень печалился о тех, кто приходил к нему с глупыми вопросами. Как-то к нему пришли молодые люди с просьбой: «Батюшка, покажи чудо!». Он взял ножик и говорит: «Наклоняйся, голову отрежу, а потом ее прикреплю». Они говорят: «А можно что-нибудь полегче?». Старец ответил: «Вы же чуда хотите!».

Осталось около трехсот пророчеств после смерти Паисия, половина из которых уже осуществилась. Многие из них имеют геополитический аспект. Мы хотели сделать серию фильма о тех пророчествах, которые должны осуществиться, ведь ему были открыты все события, вплоть до пришествия антихриста. Он даже собственноручно написал, как будет осуществляться пришествие антихриста, и это переведено на русский язык, опубликовано. Описал, как будет проходить принятие числа 666. Мы посоветовались с духовниками, старцами афонскими, и они не благословили снимать фильм и вести публичный разговор о тех пророчествах, которые еще не сбывались. Это касается стран, правителей, к этому даже проявляют интерес разведка этих стран. Они сказали, чтобы мы говорили о тех пророчествах, которые уже осуществились. По этому поводу сейчас готовится фильм, который, надеюсь, покажут на телеканале «Союз». В течение лета мы его снимем, и осенью он будет готов.

— Вы начали работу над фильмом, когда старец Паисий еще не был прославлен в лике святых. Что Вами двигало на тот момент?

— С одной стороны, благословение. С другой, можно сказать, курьезный случай, неожиданный для меня. Мы сильно не надеялись, но на этот фильм государство выделило нам довольно приличные деньги — несколько миллионов.

— Случайного в этом мире нет ничего.

— Да. Их надо было потратить и через пару месяцев уже дать отчет фильмом. Поэтому нам было некогда размышлять, а срочно ехать снимать и переводить в кинематографический материал. У нас было много смущений, потому что после Паисия не осталось почти никакой съемки, только случайные фотографии: он запрещал себя фотографировать, записывать, и кинематографического наследства практически никакого не осталось. Мы были в смущении, потому что когда приехали на Афон, у нас отобрали камеры, потом, конечно, когда мы показали бумагу, что можно снимать и ездить везде, тут же вернули.

— Святые отцы афонские не дают благословения на съемку, но у вас получилось 6 серий. Это парадоксально. Кто снимался в этих фильмах?

— Мы обратились в Священный Кинот, правительство Афона, за тем, чтобы нам дали разрешение. Они заседали два раза по нескольку часов, никак не могли решить, и с перевесом в один голос все-таки отказали официально дать благословение. Секретарь Кинота посоветовал обратиться к игуменам монастырей, которые могут дать благословение снимать на своей территории. Таким путем мы и пошли. В конце декабря мне пришлось встречаться с руководством Кинота, и там уже очень хорошо относились. Сейчас мы готовимся к съемке фильмов об Иосифе Исихасте, Силуане Афонском и других афонских старцах, которые будут проводиться уже с благословения.

— Кто участвовал в съемках фильма про Паисия Святогорца?

— Родственники, монахи Кутлумуша, где он был в последнее время, старец Гавриил, ближайший его сосед, врачи, которые лечили Паисия; участвовали почти все игумены монастырей, в которых он жил. Но была очень большая трудность с тем, чтобы они появились в экране. По древней афонской традиции на камеру они не снимаются. Нам показывали греческие фильмы, которые снимались про Афон, где показывают только ноги до пояса или до бороды, человек разговаривает, а лицо не показывают, потому что старец не хочет, чтобы его лицо видел весь мир.

— Что лично Вам запомнилось во время съемок фильма? Были какие-то интересные моменты?

— Паисий два года жил на Синае, как монах-отшельник. Когда мы позвонили Владыке Синайскому благословиться, он сказал: «Какой фильм!? Здесь война идет, стреляют, убивают, здесь столько блокпостов, даже с фотоаппаратом проехать нельзя, а с камерами до нас никто не может доехать». Мы ответили: «Вы нас благословите, если мы доедем?». Он пообещал, что если мы доедем до монастыря с камерами, он будет считать это благословением Паисия на съемку фильма. Договорившись с посольством России в Египте, вместе с его секретарем мы сели в машины и приехали с камерами в монастырь. Владыка очень изумился. Но все равно съемки фильма проходили ночью, в закрытой келье, потому что время практически военное, и он не хотел, чтобы кто-то из его окружения знал, что проводится съемка. Тем не менее благословил нас. Мы с ним беседовали всю ночь почти до утра. Он очень много нам дал, в том числе ключи от кельи Галактиона и Епистимии, где отшельничал Паисий. Была такая благодать, что даже съемочная группа не желала уходить. Знамений было много: то у нас отбирали камеры, то тут же возвращали, и не просто возвращали, а давали документ о том, что они могут действовать. Это нас только укрепляло в том, что надо снимать!

— Как долго длилась работа над фильмом?

— Мы снимали два года все 6 серий. В фильме рассказаны все основные события от рождения до смерти, и после смерти старца — это его видео-житие.

— Как точно называется это фильм?

— «Паисий Святогорец». Можно свободно найти его на YouTube, либо купить запись более хорошего качества в наших магазинах.

— Буквально через неделю у Вас будет творческая встреча в Сокольниках в выставочном центре. Расскажите о ней.

— 26 марта 2015 года с 17.00 до 19.00 в Сокольниках, в 11 павильоне будет проходить беседа для тех, кто желает получить православное образование. Пройдут также открытые уроки с методикой построения и содержанием занятий по православному образованию.
30 марта с 17.00 до 19.00 в этом же павильоне будет проводить занятия отец Никодим (Шматько). Будет обсуждаться в целом вопрос о нашем образовании, поскольку сейчас у нас великое время, как говорил мой духовник отец Кирилл: «Самое главное наше дело – передать православную традицию детям, следующему поколению». Если мы передадим, то у нас будет православная страна, православное общество, правительство, и наши враги ничего не смогут с нами сделать, ведь с нами будет Бог.

— О каких курсах Вы говорили?

— Высшие богословские курсы Московской духовной академии уже существуют 15 лет с благословения Патриарха Алексия. Мы проводим курсы повышения квалификации для преподавателей Основ православной культуры, воскресных школ и катехизаторов. Прямо у входа в Лавру у нас появилась гостиница, есть возможности готовить любых церковных специалистов в любом направлении по заказу епархии, приходов, благочинных общественных организаций. По благословению патриарха Кирилла у нас создан Центр дополнительного образования Московской духовной академии, и главное его направление – подготовка специалистов в области катехизации. Мы набрали первую группу и, думаю, будем работать постоянно. В дальнейшем будем готовить специалистов в области молодежной деятельности, помощников настоятелей приходов по социальной работе.

Каждый образованный, интеллигентный человек, каждый сын и дочь Русской Православной Церкви, который чувствует в себе силы потрудиться на этом поприще, должен получить соответствующее образование и помочь. Сейчас особое благодатное время, для того чтобы приходы расцвели, и на каждом было хорошее разностороннее образование, не только для детского сада и начальной школы, но и для подростков, молодежи, пенсионеров. Патриарх нас призывает трудиться, чтобы было полноценное общение, полноценная семья, чтобы батюшка мог нести служение у Престола и благословлять, а дальше инициативу должны взять миряне и потрудиться. Подготовить таких мирян, обобщить и распространить опыт Церкви – это сегодняшняя задача. Мы думаем, что это происходит по молитвам преподобного Сергия, который призывает в Лавру, потрудиться на ниве церковной и таким образом стяжать особую благодать для спасения души.

Однажды я приехал на Афон и, встретившись с одним сподвижником Паисия Афонского, начал рассказывать о наших проектах, журнале, курсах, издательстве, о кинофестивале «Лучезарный Ангел». Он долго слушал, потом помолчал и сообщил, что перед смертью Паисий собрал всех своих учеников и сказал: «Вы сейчас должны идти в мир, собрать деятельных людей, и пусть они призывают к Богу через конкретные дела, конкретные проекты, нельзя сидеть и отшельничать в пещерах. Молитесь за них, благословляйте и направляйте, помогайте им духовно. И они так быстрее спасутся и многих людей приведут ко спасению души».

— Старец Паисий пророчествовал о будущем России?

— Да, он говорил, что это будет великая держава и что невзгоды вскоре прекратятся. Но при условии, что нам много нужно молиться, каяться.

— Если наш народ обернется к Богу и начнет вести полноценную духовную жизнь, то Господь еще продлит эти времена, и в России будет все хорошо?

— Даже если соль будет соленой, даже если та десятина, которая ходит в храм, будет сейчас по-настоящему поститься, приносить жертву Богу, искренне молиться, будет стремиться к тишине, к миру в своей душе, ведь Паисий говорил так: «Один человек, который живет правильно, может спасти весь народ».

— Так говорил преподобный Серафим Саровский, которого Вы сравнили со старцем Паисием: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся».

— Каждый из наших телезрителей может поучаствовать в этом деле, если будет преодолевать, нести свой крест скорбей, болезней, обстоятельств, крест своих внутренних страстей, несовершенств, грехов, последствий греховной жизни. Если он одержит победу и понесет свой крест без ропота, то вся Церковь выиграет в этом: и приход, и епархия, тогда и наша Церковь, и Вселенская будут укрепляться. Молитва одного человека – это не мало. Старец Паисий один шел через насмешки, непонимания, обвинения в прелести – и вот теперь мы его почитаем. Можете попробовать на своем опыте, обратитесь к Паисию, по-простому помолитесь ему, и вы увидите, что он очень близок и может помочь во множестве вещей, которые мы сами разрешить не можем.

В пору больших потрясений обязательно всплывают (задним числом) пророчества Нострадамуса, Ванги на злобу дня. Вон, дескать, когда событие-то было предписано! К патриархам ясновидения тут же пристраиваются современные оракулы-звездочеты, вытаскивают из рукава свои якобы сбывшиеся туманные прогнозы.

Однако после гибели Су-24 в Сирии сенсацией стало предсказание монаха со Святой горы Афон о схватке Турции с Россией. В Интернете внезапно стал популярным документальный фильм «Армагеддон — война, которая скоро начнётся. Пророчества старца Паисия Святогорца». Снятый греками еще несколько лет назад.

Чтобы отделить зерна от плевел, «Комсомолка» встретилась с писателем Юрием Воробьевским, автором книг и документальных фильмов про Афон, его старцев.

РАДИСТ БОГА

— Прошу не ставить Паисия на одну доску с Вангой, — первым делом заявил мне Воробьевский. — Православная традиция говорит о неких предвидениях, пророчествах, идущих от Бога и совсем из другого источника. Из преисподней. Критерием является, как правило, личная святость предсказателя. Известен случай с митрополитом Нафанаилом, которого Ванга сама пригласила для совета. На митрополите был крест-мощевик с частицей Честного Креста Господня. Едва гость вошел в дом, слепая провидица истерично закричала изменившимся голосом: » ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу! Я не хочу, чтобы ЭТО было в моем доме!» » Испугалась креста. С чего бы? Признаком святости ясновидящей многие считают храм, который Ванга построила в родной деревне на свои деньги. Но эта часовня не освящена Болгарской православной церковью, как положено с новыми храмами. Тоже красноречивый факт. А строить можно, что угодно.

Паисий же более сорока лет провел в аскетических подвигах на Святой горе Афон. Один из самых уважаемых греческих старцев, его почитают и в России. О старце написано: «Правая рука ему отказывалась служить от бесчисленных крестных знамений, которые он совершал, молясь по чёткам. Однако для того, чтобы дать руке отдохнуть, он молиться не переставал. Чётки он перекладывал в правую руку, а крестное знамение начинал совершать левой… Старец уподоблялся воину, который бился с врагом любым способом, с «оружием правды в правой и левой руке». В январе 2015 г Священный Синод Вселенского Патриархата причислил его к лику святых. Паисий включен в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Это принципиальная разница между Паисием и Вангой.

В молодости, до Афона, он 3.5 года служил радистом в греческой армии. Монахов называл «радистами Бога», а святую молитву — противовоздушной обороной человека.

Не случайно, думаю, многие пророчества афонского старца связаны с военной тематикой, терминологией.

Писатель Юрий Воробьевский, автор книг и документальных фильмов про Афон, его старцев.

«ОДНОЙ НОГОЙ ТУРКИ В МОГИЛЕ»

— И что конкретно Паисий говорил про русско-турецкую войну?

— В документальном греческом фильме про скорый Армагеддон приводятся впечатляющие слова старца, что турки носят поминальную кутью с собой в поясе. По-нашему говоря, одной ногой стоят в могиле. Начнется всё со столкновения в Средиземном море. Вмешаются русские, и произойдет то, что предвещал еще святой Косма Этолийский в 18 веке… Сбудутся слова из старинной песни, ставшей гимном греков, боровшихся против турецкого владычества:

Помоги, святой Георгий,

Помоги, святой Косма,

Вновь нам взять Константинополь

И святой Софии храм.

— Георгия Победоносца знаю. А кто такой Косма?

— Известный греческий монах, православный проповедник. Турки повесили его в 1779 г как русского агента. Канонизирован Вселенским патриархатом в 1961г. Святой мученик Косма помимо прочих деяний известен своими пророчествами. Например, еще в 18 веке говорил про железных птиц, то мирно летающих по небу, то изрыгающих огонь – нынешняя авиация, бомбардировщики. Предвещал дома, в которых будут жить несколько деревень- современные многоэтажки. Телефонную связь: «Весь мир будет опоясан одной ниткой, люди будут разговаривать из одной дальней местности с другой, например, из Константинополя с Россией». А как тебе такое пророчество? «Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться, как обычные люди, и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас».

Когда Грецию недавно поразил долговой кризис, менялись правительства, лидеры Европы обсуждали греческую проблему, в Афинах вспомнили слова Космы: «Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять».

ПРЕЕМНИК ПРОРОКА КОСМЫ

— Точно пророк! Особенно про воров городских понравилось!

— Большинство предсказаний святого Космы, постриженика афонского монастыря Филофей, сохранилось до наших дней. Что-то из них известно по книгам, рукописям и кодексам XVIII–XIX веков. Во время Второй мировой войны учитель одной из школ Северного Эпира нашел сборник из 72 пророчеств, записанных в Коране на албанском языке. Предсказания святого были столь жизненно необходимы, что люди не хотели расставаться с его словами даже в период жестоких гонений и «спрятали» их в священной книге мусульман.

«Желаемое придет к вам в третьем поколении, его увидят ваши внуки,» — сказал Косма в Эпире. Освобождение этой греческой провинции случилось во время Балканской войны 1912–1913 гг., когда еще были живы внуки тех, к кому обращался святой.

«Впереди еще много страданий. Не забывайте моих слов: молитесь, действуйте и будьте стойкими. До тех пор, пока этот рубец на платане не закроется, ваше селение будет порабощенным и несчастным». Это было сказано в эпирской деревне Цараплана. Местные жители с тех пор, как услышали пророчество, ежедневно ходили к платану и смотрели, не зарубцевалась ли рана. Прошло более 130 лет, и вот в 1912 году по округе пронеслось радостное известие: «Свершилось! Пророчество святого исполнилось!» И люди не обманулись в своих ожиданиях: через несколько месяцев они получили долгожданную свободу.

«Сначала придут красные колпаки, потом на 54 года их сменят англичане, а затем будет греческое государство». Пророчество об освобождении Ионических островов произнесено святым на острове Кефалония. Эти слова исполнились с поразительной точностью: вслед за венецианцами островами стали владеть французы (в народе их называли «красные колпаки»), их на 54 года (!) сменили англичане, и только затем Ионические острова получили долгожданное освобождение.

Это то, что сбылось. А из пророчеств Космы, которые должны сбыться в будущем – разгром турок, освобождение Константинополя (по — русски Царьград). Бывшей столицы православной Византийской империи. В 1453 г захватчики переименовали его в Стамбул. Сделали столицей Османской империи.

«Турки дойдут до шестимильной зоны, — говорил Косма. — Из них одна треть погибнет, одна треть уверует в Христа, а одна треть уйдет в Коккини Милья (легендарное место где-то в Мессопотамии)»

Паисий Святогорец продолжил пророческую традицию святого Космы. Заявлял, что Город (Константинополь) отдадут грекам в результате войны России и Турции. Турки, неоднократно говорил Паисий, будут уничтожены и стерты с карты навсегда. Потому что это страна, которая не имеет Божьего благословения. Её разделят на три-четыре части.

Вот что сказал старец, когда однажды его по горячим следам спросили о событиях в бывшей Югославии: «Сегодня ради турок европейцы создают независимые государства с мусульманским населением (Боснию, Герцеговину). Однако я вижу, что они в будущем деликатно разделят и саму Турцию: восстанут курды и армяне, и европейцы потребуют признания независимости и права этих народов на самоопределение. Они скажут тогда Турции: «Мы вам уже когда-то сделали одолжение, теперь подобным образом должны получить независимость курды и армяне”.

Расшифровал он и загадочное «шестимилие» Космы. «Однажды, пишет духовное чадо Паисия, я встретил его несколько смущенным и расстроенным. Он угостил меня и сам начал разговор:

– Пришли сюда некие и начали мне говорить, что начнется война, турки войдут в Грецию и нас прогонят за шесть миль до Коринфа (таким образом они своим испорченным помыслом истолковали пророчество Космы Этолийского)… Хотя и не люблю говорить на тему пророчеств, но они вынудили меня объяснить им значение шестимилия, о котором говорит святой Косма, а это не что иное, как шесть миль морского шельфа. Это та тема, из-за которой мы в последние годы грыземся с Турцией и из-за которой в конце концов «схватимся”. Однако они не войдут в Элладу: они продвинутся только на эти шесть миль, и тогда на них найдёт великое бедствие с севера, как говорят писания, и все их замыслы рухнут».

— С севера – из России?

— Да. Старец верил в нашу страну: «Сегодня русские переживают тяжелые времена… Но вот увидишь, они справятся с трудностями и снова создадут сильное государство». (М. Раковалис «Отец Паисий сказал мне…» с.114).

— Юрий, лично общаться со старцем на Афоне доводилось?

— Нет. Я впервые приехал в Грецию в 1995 г. Спустя год после его смерти. И ничего не знал тогда о старце. Нас, паломников, привезли на могилу монаха. Возникло удивительное чувство к Паисию. После посещения могилы стал много читать о нем. Выяснилась такая подробность: мой старший сын родился в один день с ним. Впоследствии много раз бывал на Афоне, встречался с людьми, которые хорошо знали Паисия, ходили к нему за духовным советом.

Для большинства россиян пророчества Паисия только сейчас, после гибели нашего бомбардировщика, стали откровением, сенсацией. Россия живет своими тревогами, проблемами: Крым, Украина, теперь Сирия. Для меня тоже череда терактов, крушений самолетов, локальных войн была лишь некой хроникой трагедий. Когда же пришло известие о турецкой ракете, сбившей Су-24, сердце захолонуло: неужели началось? Я ведь прекрасно знаю пророчества Святогорца.

Афонская книга Юрия Воробьевского «Незримые старцы»

— Каюсь, Юрий, пару лет назад я вполглаза пробежал их в твоей афонской книге «Незримые старцы». Посчитал ненаучной фантастикой. Разве может быть конфликт с Турцией, любимым местом отдыха россиян? Бред! Теперь смотрю иначе на слова старца: «Начнется всё со столкновения в Средиземном море. Вмешаются русские…» Сирия – Средиземноморье. Правительство Асада из последних сил борется с запрещенным в России Исламским Государством. Вмешались русские. Турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик. Погиб пилот. Ситуация обострилась.»

— Хочу подчеркнуть: Паисий пророчествовал на Афоне не для красного словца, желания покорить публику, обрести славу. Он был очень скромным человеком, аскетом. Делился откровениями в беседах с учениками, духовными чадами. Пророчества – не личные фантазии старца. Он был всего лишь «радистом Бога». Имел редкий дар передавать людям знания с небес, ничего не добавляя от себя.

Пророчества эти ходят не в виде молвы. Они зафиксированы в его книгах. Издательство «Святая Гора» перевело на русский 6 томов «Слова» Паисия. Есть воспоминания его учеников. Один из самых авторитетных источников — «Житие старца Паисия Святогорца» афонского иеромонаха Исаака, который хорошо знал святого. Есть документальный фильм про Армагеддон, известный в Греции. В России же до последних дней он был за ненадобностью.

— Когда может начаться русско-турецкая война?

— Точный срок неизвестен. Можно судить лишь по косвенным признакам. «Однажды группа детей, учеников Афониады, решила пойти к старцу и спросить его о том, возьмут ли греки Константинополь и доживут ли они, дети, до этих времен, — пишет иеромонах Исаак. — Они пришли в каливу отца Паисия, взяли угощение, но задать вопрос боялись. Один делал знаки другому, тот – третьему. Но в конце концов, никто так и не решился спросить старца. Тогда старец сказал им сам: «Ну что, молодцы? О чем вы хотите спросить? О Константинополе? Возьмем мы его, возьмем, да и вы до этого доживете».

«Ты, как инженер, будешь участвовать в восстановлении Константинополя», — говорил старец в 1991 году одному студенту из Ксанфи.

— Получается, на нашем веку это может случиться?

— Выходит, так. Но разгром Турции Россией — лишь этап грядущей мировой войны.

«Когда русские спустятся в Проливы (Босфор и Дарданеллы), тогда другие государства Европы скажут: не пойти ли и нам туда? Запад потребует у России вывести свои войска. Россия откажется, и тогда против неё начнут собирать силы. Начнется Мировая война, и у русских будут потери. Мы будем наблюдать резню, города станут трущобами.»

Вот еще одно его пророчество: » Средний Восток станет ареной сражений, и даже китайцы перейдут реку Евфрат. С двухсотмиллионной армией они дойдут до Иерусалима. Россия будет продолжать войну после гибели Турции и остановит эти войска под Иерусалимом.»

«Мир, — подчеркивал старец, — всегда управляется Словом Божиим, им не управляют ни американцы, ни европейцы. Они могут господствовать недолго. Бог им разрешает, чтобы они наказали сами себя. Произойдут события, которые потрясут народы. Это ещё не будет Второе Пришествие, но люди вернутся к вере и будут просить, чтобы им рассказали о Христе.»

В Греции очень любят предание об основании Константинополя. При закладке города император Константин видел необычное знамение: из норы вдруг выползла большая змея, но тут с неба ниспал орел, схватил ее когтями и взмыл ввысь. Змея стала обвиваться вокруг птицы и, в конце концов, одолела. Они упали на землю, но люди, убив змею, освободили орла. Император созвал мудрецов, дабы они разъяснили это знамение. Их собор постановил, что орел — символ христианства, а змея — противоборствующего ему зла. И раз змея одолела орла, город будет впоследствии захвачен врагами, но так как люди убили змею и освободили царственную птицу, напоследок христиане снова овладеют городом и воцарятся в нём.

СКОЛЬКО РУССКОЙ КРОВИ ЛИТЬСЯ?

— Двоякое чувство вызывают пророчества о грядущей битве за Константинополь, — сказал в завершение беседы писатель Юрий Воробьевский. — С одной стороны, торжество православия. С другой … «В Городе прольётся столько крови, что в ней сможет плавать трехлетний бычок». Это пророчество святого Космы было дополнено старцем Паисием: «В Константинополе будет жестокая битва между русскими и европейцами. Прольется много крови». *(Χριστόδουλος Αγιορείτης, ιερομοναχος. Σκέυος Εκλογής. Άγιον Όρος, 1996. Σ. 207).

Кровь, в которой будет плавать трехлетний бычок, это ведь и наша кровь. Много ли ее осталось у русских после вековых схваток с Турцией, Крымской, двух мировых войн? Великий композитор Георгий Свиридов в книге «Музыка как судьба» очень тонко заметил, что в советской литературе слово «русский» вновь стало появляться, кажется, у Симонова — именно в годы Великой Отечественной, Когда потребовалась кровь. Всегда ситуацию в мире спасала русская кровь. Неоправданно обильно пролитая. Покрытая пластом чёрной неблагодарности… Мне жалко русской крови.

Воробьевский прав. Сколько можно литься русской крови ради чужих интересов? Понятно, мечта о былом величии Византии, возвращении Константинополя у греков генетическая. Но, судя по пророчествам Паисия, сами они воевать не будут. «Константинополь возьмем назад, но не мы сами. Из-за того, что опустилось большинство нашей молодежи, мы не способны на такое. Однако Бог устроит так, что другие возьмут Город и отдадут его нам… Греческие войска будут охранять границы. Они не будут участвовать в войне, ибо всякий, кто вступит в эту бойню, погибнет». Вот уж действительно, имеющий уши да услышит!

Армагеддон — война которая скоро начнётся. Пророчества старца Паисия Святогорца

КСТАТИ

Старец предвидел развал СССР

Однажды господин Д.К. посетил старца Паисия. В то время СССР был сильной и могущественной державой, и никто не мог даже предположить, что он может разрушиться (дело было еще в эпоху Брежнева). Между прочим, старец сказал ему: » Увидишь, что скоро СССР развалится.»

Господин Д. возразил: » Но такую крепкую мощь, геронда (старец – Ред.), кто сумеет развалить? И до ноготка его не смеют дотронуться.

— Увидишь!

Старец предсказал, что очевидцем развала СССР станет и сам господин Д., несмотря на его преклонный возраст. «Знай, что и Турция развалится, — продолжил старец Паисий. — Будет война, которая продлится два тайма. Мы будем победители, потому что мы – православные». (Из книги Афанасия Зоитакиса «Житие и пророчества Космы Этолийского. М., 2007).

КТО ЕСТЬ КТО

Житие Святогорца

Родился 25 июля 1924 года в турецкой Каппадокии в Малой Азии. Перед финалом Малоазийской катастрофы, когда 2 миллиона турок и греков были насильно переселены с родных мест. В сентябре семья Паисия поселилась в Греции. Крещен святым Арсением Каппадокийским. Который дал младенцу свое имя Арсений и предсказал монашеское будущее. После школы получил профессию плотника, 3.5 года служил радистом в армии. В Греции тогда шла гражданская война. В 1950 г пришел на Святую гору Афон, чтоб навсегда посвятить себя служению Богу. Известен аскетизмом, духовными наставлениями, чудесами, пророчествами. Один из самых уважаемых греческих старцев. Умер 12 июля 1994 г. Похоронен в основанном им Свято-Иоанно-Богословском монастыре, неподалеку от Салоник. Могила старца стала святыней православного мира. 13 января 2015 года Священный Синод Вселенского Патриархата единогласно постановил причислить Паисия к лику святых.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Юрий Воробьевский, 59 лет. Член Союза писателей России. Был политическим обозревателем ТАСС. Основоположник отечественного жанра телевизионных конспирологических расследований (программы «Черный ящик» и «Тайны века» на канале «Останкино»). Один из создателей журнала «Русский дом». Автор двух десятков публицистических книг и такого же количества документальных фильмов. Презентация новых книг Юрия Воробьевского состоится 9 декабря в музее Ар Деко (Москва, Лужнецкая наб д 2/4, подъезд 2. Метро «Воробьевы горы»). Начало в 18.30.

МНЕНИЯ

Нам точно нужна эта война?

Ульяна СКОЙБЕДА

Раньше мне казалось, что фраза: «Россия вступила в войну неподготовленной», — это из учебников истории. Что-то про непроходимую тупость царизма и непреодолимые международные обстоятельства столетней давности, в непреодолимость которых, при этом, не верилось. «Как могли вступиться за чужие интересы? — думали мы, школьники. — На что рассчитывали горе-правители, если народ бедствовал, а поставщики-капиталисты сразу стали наживаться и поставлять на фронт гнилое сукно?» (подробности)

Озабоченным войной… по самые утюги

Александр ГРИШИН

Странная вещь происходит вокруг. Люди, которые больше всех неистовствовали и радовались «Крымнаш!» и «в воздух чепчики бросали», объединились с представителями либерального разума, как затянувшими свою тоскливую песнь «все пропало» еще несколько лет назад, так к посейчас только распевшихся по-настоящему(подробности)

«…А после войны с Турцией поедем отдыхать в Таиланд»

Владимир ВОРСОБИН

Вокруг, если прислушаться, говорят о войне.

Не то чтоб нервно. А так, словно живет мужик русский тысячу лет, и встал он как-то утром, и ему сообщают – опять турки.

«Ну что ж» — говорит русский, генетикой припоминая, что хоть давно с ними не воевал, но что-то такое было…(подробности)

Незримые старцы Афона

— Древнее и самое загадочное предание знаменитой греческой горы Афон — аскеты, получившие от Бога дар становиться невидимыми, — рассказывает писатель, сам много лет посещающий Святую Гору. — Таков ответ старцев на любопытство всепроникающего мира. На пустое общение у них нет ни минуты (подробности)

Версия: бомбардировщик Су-24 сбили в Сирии, чтобы завладеть чудо-оружием

Любопытную версию уничтожения российского бомбардировщика турками предложил американский публицист Пол Крейг Робертс . В прошлом — один из главных архитекторов «рейгановского экономического чуда», а ныне критик Обамы (подробности)

Паисий Святогорец. 1 серия

Фильм первый посвящен началу земного пути Старца Паисия Святогорца — рождению в селении Фарасы, крещению преподобным Арсением Каппадокийским, детству и юности в горах Коницы, службе в армии во время гражданской и Великой Отечественной войны. О Старце Паисии рассказывают: игумен Ефрем Ватопедский, брат Старца Паисия Рафаил Эзнепидис ; сослуживец старца Паисия, ныне-монах Арсений; писатели Афанасий Раковалис и Лазарь Келекиди и другие.

Паисий Святогорец. 2 серия

Фильм второй посвящен началу монашеского пути Старца Паисия Святогорца — первому посещению Афона, принятию пострига и восстановлению обители Стомион ради исполнения обета, данного им в юности Пресвятой Богородице. О Старце Паисии рассказывают: митрополит Лимассольский Афанасий, сослуживец старца Паисия, ныне — монах Арсений ; писатель Лазарь Келекиди, родственники Старца Паисия, жители г.Коницы, настоятель обители Стомион архимандрит Косьма и другие.

Паисий Святогорец. 3 серия

Фильм третий посвящен пребыванию Старца Паисия на Синае, в монастыре святой Екатерины, аскетирии святых Галактиона и Епистимии, его подвигу безмолвия и отшельничества, духовной борьбе и особой любви к ближним — бедуинам, насельникам монастыря, паломникам. О Старце Паисии рассказывают: игумен монастыря святой Екатерины епископ Синайский Дамиан, насельник монастыря святой Екатерины монах Павел и другие.

Паисий Святогорец. 4 серия

Фильм четвертый посвящен возвращению Старца Паисия на Афон, где он стал послушником русского старца Тихона, его отшельнической жизни в кал иве Честного Креста и переходу в монастырь Ставроникита для восстановления монашеской жизни братии. О Старце Паисии рассказывают: игумен монастыря Предтечи Господня Иоанна в Пиерии архимандрит Порфирий, митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий и другие.

Паисий Святогорец. 5 серия

Фильм пятый посвящен пребыванию Старца Паисия в Афонской келлии Панагуда, расцвету его духовной жизни. «С того момента, как вставало солнце, и до самого заката, шли потоки людей всякого рода — бедные и богатые, образованные и неграмотные, полицейские, военные, сенаторы, епископы и патриархи, анархисты и революционеры — всякие люди шли. И со всеми этими людьми Старец находил общий язык…» Писатель Афанасий Раковалис.

Паисий Святогорец. 6 серия

Фильм шестой посвящен последним годам земной жизни Старца Паисия, когда он был вынужден покинуть Афон и оставаться на материке. В это время Старец Паисий основал женские и мужской монастыри в окрестностях Салоник, духовным наставлением и теплой молитвой утешал и исцелял множество людей, неся мученический крест тяжелой болезни.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *