Паисий святогорец о детях

Старец Паисий Святогорец почитается в Греции, как в России преп. Серафим Саровский.
Это 4 книга в его серии «Слова», но я поставила её на первое место почему-то и первой прочла. Почему?
Да откуда же мне знать 🙂 Наверное потому, что я узнала о нём в своё время от одной Матушки.
Эта книга просто кладезь поучений, нравственности и любви.
В первой части книги определяются основы, на которых строится любая семья (должна строиться): благородная, великодушная любовь и уважение супругов друг к другу. Терпение в трудностях, желание быть друг с другом, помогать и содействовать.
Во второй части идет речь об обязанностях и ответственности родителей за правильное воспитание детей и особенно подчёркивается важность родительского примера, этого «молчаливого назидания» родителями детей, а также роль матери в семье. Старец подчёркивает и то, что родительская нежность, любовь к детям — основные предпосылки для их естественного и нормального развития. Здесь и про разных семей пишет Старец — про бесплодных, про многодетных, про грех аборта. Благодаря этой части взращивается образ Настоящей женщины, девушки — терпеливой, верной, любящей своих детей. Знаете, такая девушка — идеал в нашем раздробленном мире. И у меня есть такие примеры, а я просто не соответствую, хотя и очень хочу.
Третья часть тома посвящена детям. В ней идёт речь об их радостях и трудностях — от младенчества до зрелости, а также об их обязанностях перед родителями. Уважение и любовь детей к родителям — не только в детском, но и в зрелом возрасте — есть залог того, что они получат благословение Божие.
В четвёртой части Старец даёт читателям простые и практические советы о духовной жизни в семье. Эти советы помогают детям и родителям ежедневно опытно переживать Евангелие — независимо от того, находятся они дома или на работе. Старец говорит и о том, что работа, которой занимается человек, не должна мучить его постоянной душевной тревогой, но содействовать его духовному совершенству.
Пятая часть посвящена различным испытаниям, которым подвергаются люди в своей жизни. Старец подчёркивает то, какое утешение и силу Бог даёт людям, если они не просто терпят ниспосланные им испытания, но и славословят за них Бога. Болезнь, увечье, клевета — это благословения для человека, который уловил глубочайший смысл жизни. Переживаемыми страданиями человек расплачивается за свои грехи или же зарабатывает себе небесную мзду.
Наконец, в шестой части собраны ответы Старца на вопросы о том, как правильно относиться к смерти и как к ней готовиться. Не в прямом смысле, конечно, а в течение жизни — трудом и молитвой. Старец разъясняет, в чём состоит истинное утешение людей, скорбящих о потере близких, и подчёркивает, насколько помогают усопшим заупокойные службы, молитва и милостыня, совершаемые об их упокоении. Просто и образно Старец рисует картину будущего Страшного Суда и вечной жизни.
Эти книги — сокровище! Так доступно, ясно о самых важных жизненных вещах ещё никто не писал. Или мне не встречалось. Книги старца Паисия Святогорца можно перечитывать денно и нощно. И необязательно быть православным или атеистом, можно просто прочитать ради интереса, и даже опуская религиозные моменты, останется ощущение любви и теплоты от взращивания себя как чистой и нравственной личности.
Я читала взахлеб, но останавливалась, чтобы переварить моменты книги. А так не могла остановиться.
Было всё. И невольно улыбалась, и невольно плакала, и много ответов нашла в его книгах, на те вопросы, на которые не могла найти ответы долгие годы.
Советую почитать, очень поучительные книги. И вы найдёте, и поймете. Многое. Иное.

Часть 1

Всем известно, что сегодня дети как никогда подвержены многочисленным опасностям и разного рода вызовам современной жизни. Эти вызовы уже не находятся где-то за стеной нашего дома, они проникли внутрь, в комнаты наших детей. Ведь достаточно включить телевизор или компьютер, подключиться к Интернету, и можно получить доступ к любого рода информации. Эта действительность, к сожалению, жестока и безжалостна, и наши дети, хотим мы того или нет, растут в этой атмосфере, и как бы мы их ни защищали, опасность всегда рядом. Пока они маленькие и слушаются нас, с ними все в порядке, но как только они становятся подростками, что с ними происходит? Это самый больной вопрос многих чутких и небезразличных родителей.

Тема, которой я хочу сегодня коснуться, это воспитание детей согласно учению старца Паисия. По Божиему благоволению нам было дано благословение знать блаженнейшего старца Паисия при жизни, видеть и слышать его, прикасаться к той благодати Святого Духа, что жила в нем. Через его богодухновенное слово и письма я попытаюсь рассказать вкратце учение преподобного о воспитании детей.

Как и все святые, старец Паисий определяет начало воспитания детей еще до их рождения: воспитание ребенка начинается с беременности, говорит старец. «Если носящая во чреве мать волнуется и расстраивается, то зародыш в ее утробе тоже беспокоится. А если мать молится и живет духовно, то младенец в ее чреве освящается. Поэтому женщина, будучи беременной, должна творить Иисусову молитву, читать что-то из Евангелия, петь церковные песнопения, не тревожиться душой. Но и близкие тоже должны быть внимательными, чтобы не расстраивать ее. В этом случае родившийся ребенок будет ребенком освященным, и родителям не придется испытывать с ним затруднений — ни пока он будет маленьким, ни когда подрастет»*.

Наша церковь всегда верила, а теперь и наука благодаря исследованиям и расшифровке генетического кода (ДНК) доказала, что мы имеем настоящего человека уже с момента зачатия внутри матери. Это значит, что воспитание начинается с первого момента вхождения нового человека в этот мир. Поэтому преподобный старец говорит совершенно точно о периоде беременности, ведь сегодня уже научно доказано, что эмбрион реагирует на воздействия, исходящие от психического состояния матери, а также от окружающей среды. Сегодня мы говорим о такой науке, как психология эмбриона, которая показывает, насколько важным является этот период жизни человека, который уже начинает принимать первые добрые и злые зерна, даже когда он еще в стадии зародыша. Однако следует помнить, что непосредственное влияние на развитие эмбриона человека оказывают прежде всего его родители, а в особенности беременная мать.

«У скольких же матерей, имевших святую жизнь, дети тоже были освящены! Взять для примера мать старца Хаджи-Георгия. Подвижническим было даже молоко этой благословенной матери, питавшей младенца Гавриила — так звали старца Хаджи-Георгия в миру».

Таким образом, родители несут ответственность за воспитание детей еще с эмбрионального периода их развития. «Если в то время, когда младенец еще находится в утробе матери, — говорил старец, — родители молятся, живут духовно, то малыш родится освященным. И если они помогут ему духовно, то он станет освященным человеком и в свою очередь будет помогать обществу».

Если воспитание ребенка начинается в утробе, то с еще большим усилием оно должно продолжаться, когда ребенок родится. Родители должны осознавать это великое благословение, этот дар, но в то же время и огромную ответственность, что они стали родителями нового человека, образа Божия в этом мире. «Бог, — говорит старец, — дал первозданным людям — Адаму и Еве — великое благословение быть Его сотворцами. Родители, деды, прадеды, в свою очередь, тоже являются сотворцами Бога, потому что они дают своим детям тело».

Отец и мать, с радостью принимающие в объятия своего новорожденного ребенка, одновременно берут на себя ответственность за воспитание этого нового человека. Они должны направить все свои силы, чтобы их дитя прежде всего стало подобием Бога Отца, свободно и с полной отдачей любило Христа, питаясь благодатью Святого Духа через святые таинства нашей Православной Церкви Христовой. Родители должны знать, что их маленькое чадо, каким бы ангелочком оно ни было, наследственно несет внутри себя последствия падения, разрушенный образ Божий и склонность его природы ко злу от юности его (См.: Быт. 8: 21). Поэтому, как говорит добрый учитель старец Паисий, «родители должны духовно помогать детям, когда те еще маленькие, потому что когда они маленькие, их недостатки тоже малы, и их легко отсечь. Они похожи на молодую картошку, кожица которой легко сходит, стоит только потереть. Однако если картошка полежит, то потом, чтобы ее очистить, потребуется нож, а если она еще и подпорчена, то надо врезаться этим ножом глубже».

Воспитание детей необходимо с малого возраста, потому что тогда закладываются добрые зерна, которые впоследствии принесут добрые плоды. Все мы знаем, как детские годы влияют на дальнейшую жизнь человека. Психологи, когда разбирают многочисленные психологические проблемы современного человека, всегда делают экскурс в то время, когда человек был ребенком, пытаясь отыскать там причины и травмы, влияющие на всю остальную жизнь. Таким образом, родитель должен знать, что воспитание подобно искусству медицины, которое через медикаментозное лечение поражает микробы, исцеляет и укрепляет организм. Преподобный старец Паисий в жизнеописании святого Арсения Каппадокийского, которое он написал, говорит, что святой Арсений в работе с детьми (будучи их учителем) применял такие методы воспитания, которые бы приумножали в них мужество, а одновременно и смиряли их страсти. Также он учил детей умной молитве: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» или «Во имя Христа и Богородицы». Когда же они совершали некую ошибку, он учил их говорить: «Грешен, Боже мой». Еще он говорил им отламывать от прутьев кусочки, используя их как четки, чтобы считать молитвы и поклоны, которые каждый имел в качестве правила. Так ум детей очищался непрестанной молитвой.

Здесь необходимо отметить значение духовного делания у детей, чтобы они имели дух храбрости, не боялись страстей и стяжали добродетели. Духовная трусость есть плод себялюбия. Себялюбие же, согласно святым отцам, есть результат маловерия. Святой Арсений практически помогал детям приобрести храбрость, чтобы в дальнейшем благодаря храброму духу, как говорит старец Паисий, смирили свои страсти и очистили свой ум непрестанным призыванием имени Христова и поклонами, поклоняясь единственному истинному Богу и нашему Спасителю. Еще очень важным моментом было и то, что преподобный Арсений учил детей иметь надежду и черпать силы из имени Христова и Богородицы, а также иметь мужество смиряться, когда совершают ошибки, осознавать и исправлять их, говоря: «Грешен я, Боже мой». Сколько зла происходит сегодня, когда родители из-за нездоровой любви постоянно стремятся оправдать своих детей, считая, что тем самым они проявляют свою любовь, воспитывая их в ложном мире самонадеянности и самооправдания, что, к сожалению, однажды приведет к разрушению их чада, когда уже ошибки и последствия такого воспитания станут перед родителями непреодолимой стеной.

Аскетическое воспитание, которое предлагает наша Православная Церковь, в основе своей имеет рассуждение и любовь. Оно исцеляет души наших детей, ограничивая их желания, борясь со страстями с первого же их появления и очищая их души и тела любовью Христовой. Конечно, важным моментом в воспитании является рассуждение, благодаря которому родители могут определить силы ребенка и не причинить ему вреда.

«Как-то у старца спросили:

— Геронда, иногда матери спрашивают нас, как и сколько должны молиться трех-четырехлетние дети?

Мудрый старец им отвечал:

— А вы им скажите: «Ты — мама, вот ты и гляди, на сколько у твоего малыша хватит силенок». Здесь устав ни к чему.

— Геронда, к нам в монастырь на всенощные бдения родители привозят малышей. Может быть, детям это утомительно?

— Во время утрени пусть они дадут детям немного отдохнуть. А на Божественную литургию пусть снова приводят их в храм. Матери, не давя на детей, должны с самого малого возраста учить их молиться… Родители с рассуждением должны помогать своим детям с младых ногтей приблизиться ко Христу и переживать высшие духовные радости с самого раннего возраста. Когда дети начнут ходить в школу, родители потихоньку должны учить их читать духовные книги и помогать им жить духовно. Тогда они будут подобны маленьким Ангелам и в своей молитве будут иметь большое дерзновение к Богу. Такие дети — настоящий духовный капитал для своих семей».

Добродетель рассуждения, согласно святым отцам церкви, есть плод смирения. Только смиренный человек может быть рассудительным, потому что, с одной стороны, своим смирением он притягивает благодать Святого Духа, которая освещает его путь, а с другой стороны, у смиренного человека нет пристрастия к тому, чем он занимается, и так он с доверием принимает Божию волю, а также еще уважает свободу личности другого человека, даже если этот другой человек — его маленький ребенок.

Эгоистичный и горделивый человек не имеет Божественной благодати. Он наполнен навязчивыми мыслями и предубеждениями и хочет, чтобы другие были такими, как он хочет, чтобы исполнялась его воля, а не то, что действительно будет утешением для Бога и для его ребенка. Поэтому такой родитель совершает ошибки, травмирует душу своего ребенка, что в конечном итоге приводит к негативным результатам и бунту. Он не принимает свободу личности своего ребенка, а также не берет в расчет и его силы. Родитель должен осознать и принять целебную силу воспитания, которое предлагает наша Церковь, чтобы он смог правильно воспитать своих детей.

Вот что по этому поводу нам говорит преподобный старец Паисий. Как-то его спросили: «Геронда, одна мать дает своему ребенку святую воду, а ребенок ее выплевывает. Что делать в этом случае?» Старец отвечал: «Ей надо молиться за ребенка. Возможно, она дает ему святую воду так, что это вызывает у него противление. Для того чтобы дети шли по Божиему пути, родители тоже должны жить правильной духовной жизнью. Некоторые родители, ходящие в церковь, стараются помочь своим детям стать хорошими детьми, но не потому, что их волнует спасение их души, а потому, что они хотят иметь хороших детей. То есть их больше беспокоит то, что будут говорить об их детях другие люди, чем то, что их дети могут попасть в вечную муку. Но как в таком случае поможет Бог? Задача не в том, чтобы дети шли в церковь из-под палки, но в том, чтобы они полюбили Церковь. Они должны делать добро не из-под палки, но почувствовать его как необходимость… Так они растут, имея благоговение и двойное здоровье, избегая душевных повреждений. Если родители закручивают своим детям гайки, будучи побуждаемы к этому страхом Божиим, то Бог помогает, и ребенок получает помощь. Однако если они делают это от эгоизма, то Бог не помогает. Часто дети страдают от родительской гордости».

Нерассудительная любовь родителей, ввиду ее эгоистичности и недостаточного доверия к Богу, искажает правильное воспитание и причиняет детям вред. Когда старца спросили, может ли мать нерассудительной любовью навредить своему ребенку, он ответил: «Конечно, может. К примеру, мать видит, что ее малыш не может научиться ходить, и говорит: «Как жалко бедняжку, ведь он не может ходить», и то и дело берет его на ручки, вместо того, чтобы, держа за руку, помочь ему пройтись самому. Спрашивается, как малыш выучится ходить? Конечно, такая мать движима любовью, однако многой заботой она вредит своему чаду… Любовь необходимо «тормозить» рассуждением. Настоящая любовь несвоекорыстна. Она не имеет в себе эгоистичного пристрастия и отличается благоразумием… Многие думают, что любят своих детей, однако на самом деле они их разрушают. К примеру, мать от чрезмерной любви осыпает своего ребенка поцелуями и говорит ему, предположим: «В целом мире нет такого прекрасного ребенка, как мой!» Тем самым она культивирует в нем гордость и нездоровую уверенность в себе. Потом такой ребенок не слушается родителей, будучи уверен, что все знает сам».

* Цитаты из книги преподобного старца Паисия Святогорца «Слова», том IV, «Семейная жизнь».

Продолжение следует…

№20 (341) / 22 мая ‘05

Духовные поучения

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ

– Геронда, как-то раз Вы сказали нам, что от любви человек растёт, зреет.
– Просто любить кого-то – это ещё мало.

Надо любить человека больше, чем себя самого. Мать любит своих детей больше, чем себя. Для того чтобы накормить детей, она остается голодной. Однако радость, которую испытывает она, больше той радости, которую испытывают её дети. Малыши питаются плотски, а мать – духовно. Они испытывают чувственный вкус пищи, тогда как она радуется духовным радованием.
Иная девушка до замужества может спать до десяти часов утра и при этом ещё рассчитывать на то, что мать подогреет ей молоко для завтрака. Сделать какую-нибудь работу такой девушке лень. Она хочет жить на всём готовеньком. Хочет, чтобы все её обслуживали. К матери у неё претензии, к отцу претензии, а сама наслаждается бездельем. Несмотря на то, что в её природе есть любовь, она не развивается, потому что не переставая принимает помощь и благословение от матери, от отца, от братьев и сестёр. Однако, став матерью сама, она начинает походить на самозаряжающееся устройство, которое чем больше напрягается в работе, тем больше заряжается – потому что в ней не переставая работает любовь. Раньше, дотронувшись до чего-нибудь грязного, она испытывала чувство брезгливости и тщательно мыла руки с душистым мылом. А сейчас, когда её младенец наложит в штанишки и их надо отстирывать, она испытывает такое чувство, словно берёт в руки мармеладные конфеты! Брезгливости она не испытывает. Раньше, когда её будили, она громко выражала недовольство тем, что её побеспокоили. Сейчас, когда её ребёнок плачет, она не спит всю ночь, и ей это не трудно. Она заботится о своём младенце и радуется. Почему? Потому что она перестала быть ребёнком. Она стала матерью, и у неё появились жертвенность, любовь.
Надо сказать и о том, что мать достигает большей любви и жертвенности, чем отец, поскольку отцу не представляется столько благоприятных возможностей приносить себя в жертву. Мать мучается с детьми, возится с ними больше, чем отец, но одновременно она «подзаряжается» от детей, отдаёт им всю себя. А отец и не мучается с детьми так много, как мать, но и не «подзаряжается» от них, поэтому его любовь не столь велика, сколь любовь материнская.
Сколько же матерей приходят ко мне в слезах и просят: «Помолись, отче, за моего ребёнка». Знаете, как они переживают! От немногих мужчин можно услышать: «Помолись, мой ребёнок сбился с пути». Да вот и сегодня приходила одна мать с восемью детьми. С каким же трепетом эта бедняжка подталкивала своих малышей вперёд и выстраивала их в рядочек, чтобы все они могли взять благословение. Увидеть отца, ведущего себя подобным образом, – большая редкость. И Россия удержалась благодаря матерям. Отцовское объятие – если в нём нет Благодати Божией – сухо. А объятие материнское – даже без Бога – имеет в себе молоко. Ребёнок любит своего отца и уважает его. Но и эта любовь к отцу увеличивается от нежности и тепла материнской любви.

ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К БЕЗДЕТНОСТИ

Если не имеющая детей женщина не относится к своему положению духовно, то она страдает. Как же я намучался с одной женщиной, не имевшей детей! Муж этой несчастной занимал высокий пост. Ей принадлежало несколько домов, которые она сдавала внаём. Кроме того, у них был большой дом, в котором она жила с мужем, взявшим за ней в своё время немалое приданое. Но всё ей было в тягость: и на рынок сходить, и пищу приготовить… Да и не умела она готовить-то. Сидя дома, звонила в ресторан и оттуда ей приносили готовые кушанья. Всё у неё было, однако она терзалась, потому что ничего её не радовало. Целыми днями она сидела дома: то ей было не так, это – не эдак. Одно делать – скучно, другое – тяжело… Потом её начинали душить помыслы, и она была вынуждена пить таблетки. Её муж брал работу на дом, чтобы ей было повеселей, а она, не зная, чем убить время, стояла у него над душой. Конечно, она надоела этому бедняге: ведь помимо всего прочего, человеку надо было и работу выполнять! Встретившись с ней, я ей посоветовал: «Не сиди ты целыми днями дома! Ведь так ты совсем заплесневеешь! Сходи в больницу, посети больных…» – «Да куда я там, отец, пойду? – ответила мне она. – Разве мне такое дело по силам!» – «Тогда, – говорю, – сделай вот что: как придёт время читать первый час, читай его, потом в свое время читай третий час и так далее. Положи и один-другой поклончик…» – «Не могу», – отвечает. «Эх, – говорю, – ну тогда берись-ка ты за Жития Святых». Я велел ей прочитать жития всех женщин, достигших святости, чтобы что-нибудь из прочитанного запало ей в душу и помогло. С превеликим трудом удалось вернуть её в нормальную колею, чтобы она не докатилась до сумасшедшего дома. Эта женщина привела себя в совершенную негодность. Мощный мотор, но масло в нём подзастыло.
Всем этим я хочу сказать, что женское сердце приходит в негодность, если та любовь, которую она имеет в своём естестве, не находит себе выхода. Ты погляди: у другой женщины может быть пять, шесть или даже восемь детей. За душой у несчастной может не быть ни гроша, однако она радуется. У неё есть и благородное великодушие, и мужественная стойкость. Почему? Потому, что она нашла свою цель.
Один случай врезался в мою память. У моего знакомого было две сестры. Одна вышла замуж очень юной и родила много детей. Эта женщина приносила себя в жертву. Помимо прочего, будучи портнихой, она шила одежду и таким образом оказывала милостыню беднякам. А на днях приехала и говорит мне: «У меня ведь теперь и внучата есть!». При этом её сердце трепетало от радости. А другая сестра замуж не вышла. Однако и духовной пользы из своего беззаботного положения она не извлекла. В каком же она находилась состоянии! Как она жила – лучше даже не спрашивать… Она ждала, чтобы старуха-мать её обслужила, да ещё и жаловалась, что та делает это недостаточно усердно. Видите как? Она не стала матерью, и поэтому у неё внутри ничего не изменилось. Но, помогая тем, кто находится в нужде, она могла бы пустить в дело ту любовь, которая уже присутствует в женском естестве, извлечь из неё пользу. Однако она этого не сделала.
Поэтому я говорю, что женщине необходимо приносить себя в жертву. Мужчина – даже если он не возделает в себе любовь, особого ущерба не терпит. Однако женщина, имея в себе любовь и не направляя её в нуж- ное русло, уподобляется включённому станку, который, не имея исходного сырья, работает вхолостую, трясётся сам и сотрясает других.

МАТЕРИНСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ

– Геронда, святитель Нектарий Эгинский в одном из писем к монахиням призывает их не забывать, что они женщины, и подражать преподобным женам, а не преподобным мужам. Почему Святитель так говорит? Может быть, потому, что женщинам не хватает выносливости?
– Кому? Эта женщинам-то не хватает выносливости? Да я просто диву даюсь, какая у них выносливость! Они ведь семижильные! Тело женщины может быть более слабым, чем мужское, но у неё есть сердце, и, работая им, она имеет такую выносливость, которая превосходит мужскую силу. Да, у мужчины есть телесные силы, но сердца, которое есть у женщины, у него нет. Как-то я наблюдал за одной кошкой, которая пришла ко мне в каливу со своими котятами. Тощая-претощая, рёбра можно было пересчитать. Однажды ко мне во двор забежала большая охотничья собака. Курд – так звали кота, задал стрекача, а кошка изготовилась к бою, выгнулась дугой, приняла угрожающую позу и была готова наброситься на пса. Я только диву дался: откуда у неё взялось столько смелости! Видишь: она защищала своих котят.
Мать страдает, выбивается из сил, но ни боли, ни усталости при этом не испытывает. Она принуждает себя , но, любя детей, любя свой дом, всё делает с радостью. Человек, который целыми днями лежит на боку, устаёт больше, чем она. Помню, когда мы были маленькими, наша мать должна была носить воду издалека, а ещё готовить, печь хлеб, стирать одежду, да к тому же работать в поле. При этом еще и мы – дети – не давали ей покоя: когда мы ссорились между собой, к её многочисленным делам и хлопотам прибавлялись ещё и судейские обязанности! Однако она говорила: «Это мой долг. Я обязана делать всё это и не роптать». Она вкладывала в эти слова добрый смысл. Она любила дом, любила своих детей и от дел и забот не выбивалась из сил. Она всё делала с сердцем, с радостью.
И чем больше проходит лет, тем сильнее мать любит дом. Её годы уже не те, что раньше, однако, несмотря на это, она жертвует собой всё больше и больше, чтобы и внучат вырастить. У неё остается всё меньше сил, однако она совершает все свои обязанности от сердца, и её силы превосходят даже силы её мужа, и те силы, которые сама она имела в молодости.
– Знаете, Геронда, женщины и в болезни отличаются большим хладнокровием, чем мужчины.
– Знаешь, в чём тут дело? Мать многократно сталкивалась с тем, что заболевал её собственный ребёнок. И поэтому она знает, что такое болезнь вообще, у неё богатый опыт в этом отношении. Она помнит, сколько раз у её малыша поднималась температура и сколько раз она опускалась. Она видела разные сцены: например, как задыхавшийся или терявший сознание ребёнок, стоило его немножко похлопать по щекам, приходил в себя. Мужчина всего этого не видит, и такого опыта у него нет. Поэтому, узнав, что у ребёнка поднялась температура или он побледнел, мужчина впадает в панику и начинает нервничать: «Ребёнок погибает! Что же нам теперь делать? А ну-ка, бегом звонить врачу!».

БЕРЕМЕННОСТЬ И КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ

Воспитание ребёнка начинается с беременности. Если носящая во чреве мать волнуется и расстраивается, то зародыш в её утробе тоже беспокоится. А если мать молится и живет духовно, то младенец в её чреве освящается. Поэтому женщина, будучи беременной, должна творить Иисусову молитву, читать что-то из Евангелия, петь церковные песнопения, не тревожиться душой. Но и близкие тоже должны быть внимательными, чтобы не расстраивать её. В этом случае родившийся ребёнок будет ребёнком освящённым и родителям не придётся испытывать с ним затруднений – ни пока он будет маленьким, ни когда подрастёт.
Потом, когда ребёнок родится, мать должна кормить его грудью – чем дольше, тем лучше. Материнское молоко даёт детям здоровье. Питаясь от груди, младенцы впитывают в себя не только молоко: они впитывают любовь, нежность, утешение, безопасность и таким образом становятся людьми с сильным характером. Но, кроме того, кормление грудью помогает и самой матери. Если матери не кормят своих детей грудью, то в их организме возникают аномалии, и это может привести и удалению груди.
В прежние времена, если у матери было молоко, то она могла кормить грудью и своего малыша, и соседского. А сейчас многим матерям тяжело покормить грудью даже собственных детей. Мать, которая бездельничает и не кормит ребёнка грудью, передаёт «микробы» безделья и праздности и ему. Раньше на банках со сгущённым молоком была нарисована мама, держащая в объятьях малыша, а сейчас на банках со сгущенкой изображают «маму», держащую в руках цветочки! Мамы не кормят детей грудью, и поэтому дети вырастают без утешения. Кто даст им нежность и любовь? Банка с молоком коровы? Малыши сосут соску, надетую на «ледяную», стеклянную бутылку, и их сердце тоже оледеневает. А потом, придя в возраст, они тоже ищут утешение в бутылке – в кабаках. Чтобы забыть свою душевную тревогу, они начинают пить и становятся алкоголиками. Если дети сами не получат нежности, то у них не хватит её и на то, чтобы передать её своим детям. Так одно влечёт за собой другое. А потом приходят матери и начинают просить: «Помолись, отче! Я теряю своего ребёнка».

РАБОТАЮЩАЯ МАТЬ

– Геронда, если женщина работает – это правильно?
– А что муж говорит по этому поводу?
– Он оставляет это на её выбор.
– Женщине не просто оставить свою работу и посвятить себя детям, если она получила образование до замужества. А вот женщина, образования не получившая и работающая на какой-то простой работе, может оставить её без затруднений.
– Геронда, я думаю, если женщина не имеет детей, то работа ей на пользу.
– Что же, по-твоему получается, если у неё нет детей, то она обязательно должна заниматься про-фессиональным трудом? Ведь есть так много других дел, которыми она может заниматься. Конечно, если у неё дети, то лучше ей сидеть дома. Ведь в противном случае как она сможет им помочь?
– Геронда, многие женщины говорят, что они вынуждены работать, потому что не сводят концы с концами.
– Они не сводят концы с концами, потому что хотят иметь телевизор, видеомагнитофон, личный автомобиль и тому подобное. Поэтому они должны работать, а результатом этого бывает то, что они не радеют о собственных детях и теряют их. Если трудится только отец и семья довольствуется малым, то такой проблемы не существует. А оттого, что работает и муж, и жена – якобы потому, что им не хватает денег, – семья распыляется и теряет свой действительный смысл. И что после этого остается делать детям? Если бы матери жили более просто, то и сами они не выбивались бы из сил, и дети их были бы радостными. Один человек знал семь иностранных языков, а его жена предпринимала страшные усилия, чтобы выучить четыре. А ещё она давала частные уроки и для того, чтобы быть в рабочей форме, жила на таблетках. Дети этой четы родились здоровыми, а выросли душевнобольными. Потом они стали прибегать к «помощи» психоаналитиков… Поэтому я советую матерям упростить свою жизнь, чтобы быть в состоянии больше заниматься детьми, которые в них нуждаются. Другое дело, если у матери дома есть какое-то дело, на которое она может переключаться, когда устаёт от забот с детьми. Сидя дома, мать может следить за детьми и заниматься каким-то другим делом. Это помогает семье избежать многих расстройств.
Сегодня дети «голодают» от недостатка материнской любви. Но даже родной материнский язык они не выучивают, потому что целые дни мать проводит на работе, а детей оставляет под надзором чужих – часто инородных – женщин. Дети из сиротского приюта, где среди воспитательниц окажется давшая обет безбрачия женщина из христианского сестричества, проявляющая к ним хоть немного нежности, находятся в положении в тысячу раз лучшем, чем те дети, чьи родители бросают их на попечение женщинам, получающим за это деньги! А знаете, к чему все это приводит? К тому, что если у ребёнка нет одной мамы, то у него есть целая куча нянек!

ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ МАТЕРИ

– Геронда, как домашняя хозяйка может упорядочить свои дела и заботы, чтобы иметь время и для молитвы? Какое соотношение должно быть между работой и молитвой?
– Женщины обычно не имеют меры в делах. Им хочется прибавлять к своим делам и заботам всё новые и новые. Имея много сердца, женщины могли бы очень успешно вести «домашнее хозяйство» своей души, но вместо этого они растрачивают сердце по пустякам. Представьте, что у нас есть, например, бокал, украшенный красивыми узорами, полосками и тому подобным. Если бы он не был украшен этими полосками, это не мешало бы ему служить своему предназначению. Однако женщины приходят в магазин и начинают объяснять продавцу: «Нет-нет, мне нужно, чтобы полоски были вот досюда и нарисованы не так, а вот как». Ну а уж если там нарисован цветочек, то их сердце начинает просто ликовать! Таким образом, женщина растрачивает весь свой потенциал. Редко встретишь мужчину, который обращал бы внимание на подобные вещи. Будь, к примеру, его настольная лампа коричневой или черной – мужчина этого даже не заметит. А женщина – она хочет чего-то красивого, она радуется, отдаёт этому красивому кусочек своего сердца. Другому «красивому» она отдает другой кусочек, но что потом остаётся для Христа? Зевота и усталость во время молитвы. Чем больше женское сердце удаляется от красивых вещей, тем больше оно приближается ко Христу. А если сердце отдано Христу, то оно обладает великой силой! На днях я встретился с женщиной, всецело вверившей себя Богу. Было видно, как в ней горит некое сладкое пламя! За любое дело она берётся горячо. Раньше эта женщина была совершенно мирским человеком, но по-доброму расположена, и в какой-то момент в её душу запала искра. Все свои золотые украшения и роскошные одежды она выбросила. Сейчас она живёт с удивительной простотой! Подвизается, совершает над собой духовную работу. Какой жертвенностью исполнены её поступки! Она стала «ревновать», «завидовать» святым – в добром смысле этого слова. Знаете, сколько чёток она протягивает в молитве, какие совершает посты, сколько времени отдаёт чтению псалтыри!… Удивительное дело! Подвижничество стало сейчас её пищей.
– Геронда, одна мать сказала мне: «Я телесно слаба и очень устаю. Ни дел своих не успеваю сделать, ни времени для молитвы у меня не остаётся».
– Для того чтобы оставалось время для молитвы, она должна упростить свою жизнь. С помощью простоты мать может очень преуспеть. Мать имеет право сказать «я устаю», если она упростила свою жизнь, а много трудится лишь потому, что имеет много детей. Однако если она теряет своё время, стараясь, чтобы её дом произвел впечатление на чужих людей, что тут скажешь? Некоторые матери, желая, чтобы каждая вещь в их доме красиво лежала на своём месте, притесняют, душат своих малышей тем, что не позволяют им сдвинуть с места стул или подушку. Они заставляют детей жить по законам казарменной дисциплины, и таким образом дети, родившись нормальными, вырастают, к несчастью, уже не вполне нормальными. Если неглупый человек увидит, что в многодетном доме каждая вещь лежит на своём месте, то он придёт к выводу, что здесь либо дети умственно отсталые, либо мать, отличаясь жестокостью и деспотизмом, принуждает их к военной дисциплине. В последнем случае в душе детей живет страх, и от этого страха они ведут себя дисциплинированно. Как-то раз я оказался в доме, где было много детей. Как же радовали меня малыши своими детскими шалостями, которые разрушали мирской чин, гласящий: «каждая вещь на своем месте». Этот «чин» есть величайшее бесчинство, весьма отнимающее силы у современного человека.
В прежние времена не было духовных книг, и матери не могли занять себя, помочь себе чтением. Сейчас издано огромное количество святоотеческих книг, многие из них переведены на современный язык, но, к сожалению, большинство матерей занимают своё время глупостями или же работают, чтобы свести концы с концами.
Вместо того чтобы скрупулезно и схоластично заниматься домашним хозяйством – вещами бездушными – матери лучше заняться воспитанием детей. Пусть она говорит им о Христе, читает им Жития Святых. Одновременно она должна заниматься и вычищением своей души – чтобы и она духовно сияла. Духовная жизнь матери незаметно, бесшумно поможет и душам её детей. Таким образом её дети будут жить радостно и сама она будет счастлива, потому что в себе она будет иметь Христа. Если мать не может выбрать время даже на то, чтобы прочитать «Святый Боже», то как освятятся её дети?
– Геронда, как быть, если мать имеет и много детей, и много работы?
– Но разве она не может, выполняя дела по дому, одновременно молиться? Меня к Иисусовой молитве приучила мать. Когда мы, будучи детьми, совершали какую-нибудь шалость и она была готова рассердиться, то я слышал, как она начинала вслух молиться: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Сажая в печь хлеб, мать произносила: «Во имя Христа и Пресвятой Богородицы». Замешивая тесто и готовя пищу, она тоже постоянно произносила Иисусову молитву. Так освящалась она сама, освящались хлеб и пища, которые она готовила, освящались и те, кто их вкушал.
У скольких же матерей, имевших святую жизнь, дети тоже были освящены! Взять для примера мать старца Хаджи-Георгия. Подвижническим было даже молоко этой благословенной матери, питавшей младенца Гавриила – так звали старца Хаджи-Георгия в миру. Эта женщина родила двух детей, а после они жили со своим супругом в девстве, любя друг друга как брат и сестра. Мать Хаджи-Георгия с детства отличалась под-вижническим духом, потому что её сестра была монахиней, подвижницей. Свою сестру-монахиню она часто посещала и, уже будучи замужем, приезжала к ней вместе со своими детьми. Отец Гавриила тоже был человеком благоговейным. Он занимался торговлей и поэтому большую часть времени проводил в путешествиях. Это давало его матери благоприятную возможность жить просто, не заботясь и не суетясь о многом, брать своего сына с собой и ходить вместе с другими женщинами на всенощные бдения, которые совершались иногда в пещерах, а иногда в разных часовнях. Поэтому впоследствии её сын достиг такой меры святости.
Благоговение матери имеет великое значение. Если у матери есть смирение, есть страх Божий, то всё в доме идет как нужно. Я знаком с молодыми матерями, лица которых сияют, несмотря на то, что ниоткуда эти женщины не получают помощи. Общаясь с детьми, я понимаю, в каком состоянии находятся их матери.

Предлагаем нашим читателям подборку цитат прославленного афонского подвижника на никогда не устаревающие темы.

О любви

Никто не может постичь, как Бог любит человека! Его любовь ни с чем не сравнима! Она не имеет границ! Она так велика, что если человек почувствует хоть малую ее часть, его сердце не выдерживает, растворяется, потому что сделано из глины.

* * *

Бог часто попускает прийти в изобилии Своей любви на Его творение, и тогда наша душа согревается, мы видим, насколько сладка Божественная любовь, насколько велика…

* * *

Чем больше очищается сердце, тем больше увеличивается его емкость и тем больше мы сможем принимать Божественной любви, безграничной, невместимой, неисчерпаемой.

* * *

Как только разовьются любовь и смирение, гордость и злоба придут в истощение и наступит агония страстей.

* * *

Самый легкий путь к спасению – это любовь и смирение. Если у нас их не будет, то мы будем судимы. Эти две добродетели преклоняют Бога на милость и возводят Его создания на Небеса.

О семье и детях

Насколько я понял, самые большие скандалы – и не только в семьях, но и в жизни государств – происходят от малозначащих вещей. В семье один из супругов должен смиряться перед другим, он должен не только подражать его добродетелям, но и терпеть его причуды. Относиться к происходящему подобным образом очень помогает размышление о том, что Христос принес Себя в жертву за наши грехи и что Он, будучи Безгрешным, терпит нас всех – миллиарды людей – тогда как мы, мучаясь от чужих причуд, погашаем задолженности за собственные грехи. Благий Бог устроил все так, чтобы, имея дарование, человек помогал другому, а имея недостаток, смирялся перед ним. Ведь у каждого есть свои дарования. Однако и недостатки у каждого тоже есть, и надо подвизаться для того, чтобы их отсечь…

* * *

…Брак, дойдя сегодня до такого состояния, которое мы видим, потерял свой смысл. Семьи распадаются ни с того ни с сего. Несколько дней назад ко мне в каливу пришел один совершенно замороченный человек. Сперва у него было двое детей от одной любовницы. Потом он ушел к другой. Та родила ему ребенка, и он с ней развелся. После этого он женился в третий раз. Его третья жена тоже была разведенной и тоже имела трех детей: двух от первого брака и одного внебрачного. От этой женщины у него родилось еще двое детей. «Постой-ка, постой, — остановил его я, слушая все это. – От скольких же мам все эти дети и от скольких отцов?»

* * *

Так вот и гибнут несчастные дети. Те из них, кто, отличаясь чуткостью, не может преодолеть расстройство от случившейся с ними беды, впадает в отчаяние, а некоторые даже кончают жизнь самоубийством. Другие, чтобы забыться, начинают пить. Третьи связываются с наркотиками. И где только они находят на все это деньги?..

* * *

Таковы вольные, распущенные дети прежнего поколения. Во что же превратятся другие – те малыши, родители которых развелись по закону об автоматическом разводе? Сколько же молодых, принимающих наркотики, прошли нынешним летом через мою каливу! Большинство этих несчастных – дети из распавшихся семей. Парню двадцать семь дет, а он находится в отчаянии и просит помощи! И знаешь, ведь детей из распавшихся семей видно издалека…

* * *

…Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам все! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу?..

О колдовстве

Одной женщине они сказали: «На тебя навели порчу. Давай придем к тебе домой и снимем с тебя порчу при помощи креста, который у нас есть». А люди, видя, как колдуны приходят на бдение, разговаривают о духовном думают: «Но раз они ходят по бдениям, то, значит, они люди верующие» — и открывают обманщикам свое сердце. Как же они морочат людям головы своим враньем!

* * *

Один такой лжец, желая обмануть девушку, сказал ей: «Отцу Паисию было видение о том, что мы с тобой поженимся. Так возьми же вот эту штучку и надень себе на шею. Но только не смотри, что там внутри!» И он дал ей какой-то колдовской талисман. К счастью, девушка не надела его на себя. «Ах, так, значит, отец Паисий занимается такими вот «штучками!» — вскипела она Недолго думая, села за стол и написала мне письмо — полное сильных выражений. Четыре страницы убористым почерком! Она отругала меня самыми последними словами! «Поругайся, поругайся, — приговаривал я, читая письмо, — ничего страшного. Для меня твоя ругань все равно что бальзам — ведь ты не дала себя обмануть и не надела на себя бесовскую ладанку!»

* * *

Они ставят на стол стакан с водой, вокруг чертят круг с алфавитом: альфа, вита, гамма и так далее. Потом погружают в воду пальцы рук и вызывают духа, то есть диавола. Стакан начинает ездить по столу, останавливается перед буквами и таким образом образуются слова. Дети, приходившие сегодня, вызвали духа и, когда он пришел, спросили: «Есть ли Бог?» — «Бога нет!» — ответил им диавол. «А ты кто такой?» — спросили дети. «Сатана!» — ответил он им. «А сатана есть?» — спросили дети. «Есть!» — ответил он им. То есть такая дурь, что ни в какие ворота не лезет! Бога нет, а диавол есть! А когда они снова спросили его, есть ли Бог, он ответил им: «Да, есть». То да, то нет. Так что и сами дети не знали, что подумать. Так устроил Бог, чтобы им помочь. А потом одна девушка из их компании взяла и разбила этот стакан. Она разбила его по промыслу Божиему, чтобы остальные ребята тоже пришли в чувство.

* * *

Сегодня многие, желая сделать кому-то зло, прибегают к помощи колдунов, которые используют восковых кукол. Восковые куклы — это все равно что игрушка, хобби колдунов.

* * *

Чтобы колдун исцелил больного? Человека, которого мучает бес, колдун может «исцелить» — посылая этого беса к другому человеку. Ведь колдун и диавол — это друзья-товарищи. Колдун говорит диаволу: «Выйди из этого человека и войди в того». То есть, изгоняя беса из человека, который находится под бесовским воздействием, колдун обычно посылает его в того из его родственников или знакомых, кто дал диаволу права над собой. Потом человек, имевший в себе беса, говорит: «Я страдал, а такой-то целитель меня исцелил». Вот колдуну и создается реклама. Но в конечном итоге вышедший из человека бес кружится по его родственникам и знакомым. Предположим, попав под бесовское воздействие, человек стал горбатым. Колдун может изгнать из этого человека беса и послать его в другого человека. Таким образом, горбатый человек выпрямится. Однако, если он стал горбатым в результате несчастного случая, колдун не может его исцелить.

О гневе

Если разражаешься, то должна посмотреть, нет ли в тебе страсти гнева. Одно дело, если человек в раздражении скажет резкое слово, потому что он устал, у него что-то болит, есть какие-то проблемы и т. д. Иной и на приветствие может ответить: «Да отстань ты!» — хотя ему ничего плохого не сказали, сказали только «здравствуй». Но человек устал, ему больно, поэтому так и реагирует. Ведь даже самый терпеливый ослик, если его перегрузить, будет лягаться.

* * *

Гневаешься, потому что думаешь, что всегда виноваты другие. В тебе гнев происходит от того, что ты принимаешь относительно других помыслы, приходящие слева.

* * *

Если будешь принимать помыслы, приходящие справа, то не будешь обращать внимания на то, что тебе сказали и как сказали. Будешь принимать ответственность на себя и не будешь гневаться.

* * *

Похоже, что в тебе есть скрытая гордость. Смотри, осторожно, ведь гнев несёт в себе самооправдание, гордость, нетерпение, наглость.

* * *

Сейчас и мухи раздражаются! У них упрямство, настойчивость! Раньше, если ты муху отгонял, она улетала. Теперь упорно сидит… Но правда и то, что сегодня и некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным.

* * *

Человек духовный может рассердиться, вознегодовать, закричать, но по серьёзному духовному поводу. Внутри у него нет зла, и другим он зла не причиняет. «Гневайтеся и не согрешайте» — не так ли говорит ли пророк Давид?

О молитве

Бог для того попускает случаться у нас разным нуждам и затруднениям, чтобы мы прибегали к Нему, но лучше, когда по любви ребёнок бежит к своему отцу или матери. Возможно ли представить ребёнка, знающего, как его любят родители, которого приходилось бы силой заставлять идти на руки к матери или отцу? Бог есть нежный Отец, и Он любит нас. Поэтому нужно с нетерпением ждать часа молитвы и никогда не насыщаться общением с Ним.

* * *

У Христа всего много, сколько ни воруй, Он ни в чём не имеет нужды, а ты вот не получаешь пользы. Не Христу нужна наша молитва, а нам нужна Его помощь. Мы молимся, потому что так общаемся с Богом, Который нас сотворил. Если не будем этого делать, то впадём в руки диавола, и тогда горе нам. Видишь, что говорит авва Исаак? «Бог не спросит с нас, почему мы не молились, но почему не пребывали с Ним в общении и таким образом дали право диаволу мучить нас».

* * *

Почувствуй потребность в молитве. Как телу, чтобы жить, нужна пища, так и душа, чтобы жить, должна питаться. Если она не будет питаться, то ослабеет, а потом наступит духовная смерть.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *