Паисия величковского

Крины сельные или цветы прекрасные. Паисий Величковский

Книга Крины сельные или Цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания. О заповедях Божиих и о святых добродетелях. Преп. Паисий Величковский. Духовно-просветительское сочинение, автором которого стал Преподобный Паисий Величковский, знакомит читателя с основными христианскими заповедями и святыми добродетелями, учит главным моральным принципам истинной религиозно-нравственной жизни, дает представление о том, каким следует быть мировоззрению христианина.

Предисловие

Слово 1. Краткое изложение мыслей, располагающих к покаянию.

Слово 2. Борьба против уныния, лености и расслабления.

Слово 3. Умилительное поучение, отсекающее всякое превозношение и гордость человеческую и обращающее душу во источники слез.

Слово 4.О благодати Божией.

Слово 5. О чувствах душевных и телесных, о добродетелях и какая добродетель от какой рождается. О больших и начальных добродетелях. Если кто эти добродетели исполнит, тому и прочие все подчинятся.

Слово 6. О вере.

Слово 7. О любви.

Слово 8. О посте.

Слово 9. О воздержании.

Слово 10. О бдении.

Слово 11. О молитве Иисусовой.

Слово 12.О смирении и смиренномудрии.

Слово 13. О безмолвии и молчании.

Слово 14. О нестяжательности.

Слово 15. О рассуждении.

Слово 16. О страстях и пагубных пороках и о том, какие от каких рождаются.

Слово 17. О телесных страстях. Отчего они происходят и чем побеждаются.

Слово 18. О том, чтобы со вниманием пребывать всегда.

Слово 19. Сокращенная речь о всех душевных и телесных страстях.

Слово 20. О бесстрастии.

Слово 21. О чистоте сердечной и душевной.

Слово 22. О помрачении ума, то есть нерассудительности.

Слово 23. О трезвости ума, то есть внимательности.

Слово 24. О молитве Иисусовой, которая скоро вселяет благодать и удобно спасает душу.

Слово 25. О том, чтобы никогда ни о чем не заботиться.

Слово 26. О непрестанной молитве.

Слово 27. Четыре связующие добродетели.

Слово 28. О том, чтобы заботиться о внутреннем, в излишние же попечения не вдаваться, но непрестанно молиться Богу.

Слово 29. Вопрос: чем сохраняется трезвость ума, отчего происходит сонливость и холодность нашей мысли, угашающая святую теплоту в душе и усердие к Богу?

Слово 30. О сне. Как должно бороться со сном желающим хорошо потрудиться ради Бога в уединенной жизни.

Слово 31. О том, чтобы молиться с великим вниманием во псалмах и молитвословиях.

Слово 32. О смущении и страхованиях бесовских.

Слово 33. О том, чтобы терпеть напраслину и всякое укорение и досаждение.

Слово 34. О том, чтобы терпеть скорби.

Слово 35. О разнообразии браней бесовских и о том, как отсечь начало прилога всякого помысла и похоти.

Слово 36. О различных скорбях и тяготах от бесов.

Слово 37. О страховании.

Слово 38. О том, чего особенно боятся бесы.

Слово 39. Краткие избранные святоотеческие слова о необходимейших предметах.

Слово 40. Что такое — инок?

Слово 41. О том, что полезно бежать от миpa.

Слово 42. О том, что есть от Бога внушение или вражий прилог.

Слово 43. О несомненной вере.

Слово 44. Увещание.

Слово 45. Заключение.

Паисий Нямеций (Величковский). Архимандрит, преподобный.

Преподобный Паисий (в миру Петр Величковский) родился 21 декабря (по ст.ст.) 1722 года на Украине в глубоко религиозной семье потомственных священников. С 13 лет поступил в Киевскую академию. В 17 лет Паисий бежит из Академии, чтобы, наконец, осуществить свою тайную мечту — начать иноческую жизнь под руководством старца. Приняв постриг в одном из украинских монастырей, прожив некоторое время в молдавских скитах, Паисий решился покинуть родину, идти на Афон. Но на Святой горе Паисий не находит духоносного наставника. Кроме того, иноки славяского племени находились в особо тяжелом положении из-за недружелюбного отношения к ним греков.

Поселившись в убогой келии, питаясь хлебом и водой, да и то через день, Паисий провел четыре года в одиночестве и безмолвии. Его утешением и путеводной звездой становятся рукописи святоотеческих писаний, которые он находит в монастырских библиотеках болгарских и сербских обителей Когда в его одинокую келью пришел юный Виссарион, Паисию уже было что сказать новоначальному иноку. Через несколько лет рядом с первыми учениками жило уже 50 монахов. Уступая просьбе братии, Паисий принял сан священника, и стал настоятелем славяно-молдавского братства в Ильинском скиту– 1758 г. в возрасте 36-ти лет. Испытав многократные притеснения со стороны инославных, отец Паисий принял мужественное решение вернуться в Молдавию. По благословению митрополита Молдавского в Яссах получил в 1763 году Свято-Духов монастырь в Драгомирне в Буковине, где установил строгий общежительный порядок, причём богослужение совершалось и на церковнославянском, и на румынском.

После того как Драгомирня по окончании русско-турецкой войны (по договору 1774 года) перешла к Австро-Венгрии, управлял Секульским монастырём, откуда в 1779 году перешёл в Нямецкий (близ города Тыргу-Нямц (рум. Târgu Neam?)). В 1790 году в Нямецком монастыре, который к тому времени был занят российскими войсками, архиепископом Екатеринославским и Херсонским (кафедра тогда была в Полтаве) Амвросием (Серебрениковым), за год до того назначенным местоблюстителем «Молдо-Влахийской экзархии», был возведён в сан архимандрита. Житие в Нямецком монастыре преподобый Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула – общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам.

Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви. До конца своей жизни Паисий не прекращал переводческого труда. Его переводы с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду.

15 ноября ( по ст.ст.) 1794 года, на 72 году, старец тихо скончался. Он был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.

Автор переводов книг и сочинений:

«Добротолюбие»,

переводы сочинений преподобных Исаака Сирина, Феодора Студита, Варсонофия, Максима Исповедника, святителя Григория Паламы

«Восторгнутые класы» — сборник из творений святителя Иоанна

Прп. Паисий (Величковский). Прижизненный портрет

Паисий (Величковский) (1722 — 1794), архимандрит Ня́мецкого монастыря, преподобный

Память 15 ноября, в Соборах Молдавских и Полтавских (Укр.) святых, а также Афонских преподобных, преподобных русских Святогорцев и преподобных отцов-колливадов Афонских (Греч.)

Родился в 1722 году в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни.

Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину — скит святого Илии. В 1758 году был рукоположен в священный сан.

В 1763 году преподобный Паисий с 64 монахами переселился обратно в Молдавию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и был поставлен настоятелем монастыря Драгомирны. За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и др.).

Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны в 1774 году отошла к римо-католической Австрии. Авва Паисий, не видя возможности мира духовного для православных в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию — 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Молдавский Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлии, то ему было повелено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 году, оставив часть братии в Секуле.

Прп. Паисий (Величковский). Прижизненный портрет

Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула — общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного умножилась, были иноки более чем 10 национальностей и число их к 1790 году возросло до 10 тысяч человек. В то время это была самая многолюдная обитель Православной Церкви. В 1790 году преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты.

На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского. Преподобный Паисий приводил многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», которая есть и моление, и исповедание веры. «Умно-сердечная молитва — для преуспевающих, для средних — пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных — послушание и труд», — поучал старец.

Многотрудная жизнь старца подходила к своему земному концу. Поболев перед кончиной, он с миром преставился 15 ноября 1794 году, пожив 72 года. Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.

Его переводы с греческого на славянский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в славянской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, «Ответы» преподобных Варсонофия и Иоанна, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, «Восторгнутые класы» — сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое.

Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.

Молитвословия

Прп. Паисий (Величковский)

Тропарь, глас 2

Стра́нен быв на земли́,/ Небе́снаго Оте́чества дости́гл еси́,/ преподо́бне о́тче Паи́сие,/ добротолю́бия подви́жниче,/ ве́рных научи́л ум к Бо́гу возводи́ти/ и се́рдцем к Нему́ взыва́ти:/ Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий,// поми́луй мя, гре́шнаго.

Кондак, глас 8

Избра́нный и́ноческаго жития́ ревни́телю,/ я́ко пчела́ многотру́дная, писа́ньми оте́ческими ду́ши на́ша снабди́л еси́,/ коего́ждо наставля́я на путь спасе́ния./ Сего́ ра́ди зове́м ти:/ ра́дуйся, Паи́сие прему́дре,// ста́рчества духо́внаго в стране́ на́шей возроди́телю.

Использованные материалы

  • «Преподобный Паисий Величковский», страница календаря на портале Православие.Ru:
  • Минея дополнительная. Выпуск 1. — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2005, с. 77 (молитвословия)

Житие святого преподобного Паисия Величковского. Акафист
Год издания: Не указан Жанр или тематика: Православие Издательство: Ставропигиальный монастырь св. прп. Паисия Величковского. Севастополь Язык: Русский Формат: PDF/DjVu Качество: Отсканированные страницы Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 15 Описание: Житие святого преподобного Паисия Величковского с акафистом преподобному Паисию Величковскому.
Преподобный Паисий канонизован за святую подвижническую жизнь, как молитвенник, совершитель и учитель умной Иисусовой молитвы, как восстановитель в русском монашестве спасительного подвига старчества, как духовный писатель, оставивший в своих трудах назидательный пример для восхождения чад церковных по пути духовного совершенства.
Кондак 13
О, преподобне и богоносне отче наш Паисие, великий подвижниче и угодниче Христов. Приими сие малое приносимое ти хваление и умоли Господа, да избавит нас от всяких бед, скорбей, враг видимых же и невидимых, нечаянныя смерти и вечныя муки, да сподобимся вкупе с тобою радости святых вечно воспевати Спасителю нашему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Примеры страниц Оглавление Житие святого преподобного Паисия Величковского
Акафист преподобному старцу Паисию Величковскому Кондак 1 Икос 1 Кондак 2 Икос 2 Кондак 3 Икос 3 Кондак 4 Икос 4 Кондак 5 Икос 5 Кондак 6 Икос 6 Кондак 7 Икос 7 Кондак 8 Икос 8 Кондак 9 Икос 9 Кондак 10 Икос 10 Кондак 11 Икос 11 Кондак 12 Икос 12 Кондак 13
Молитва преподобному старцу Паисию Величковскому
Тропарь преподобному Паисию Величковскому Тропарь, глас 2 Кондак, глас 6
ИСТОРИЯ СТАВРОПИГИАЛЬНОЙ ОБИТЕЛИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ ВЕЛИЧКОВСКОГО В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ Download

Войдите на сайт, чтобы увидеть полную информацию.

Как скачивать · Правила трекера

День памяти: 15 ноября
Преподобный Паисий Величковский

Архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Родился он в 1722 г. в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни.

Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину — скит св. Илии. В 1758 г. в возрасте 36 лет был рукоположен в священный сан. В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и поставлен настоятелем монастыря Драгомирны.

За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и др.). Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны (1774 г.) отошла к католической Австрии. Авва Паисий, не видя возможности мира духовного Восточной Церкви в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию — 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлии, то ему было повелено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 г., оставив часть братии в Секуле.

Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула — общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного умножилась, были иноки более чем 10 национальностей и число их к 1790 г. возросло до 10 тыс. человек. В то время это была самая многолюдная обитель Восточной Православной Церкви. В 1790 г. преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты.

На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского. Преподобный Паисий приводил многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», которая есть и моление, и исповедание веры. «Умно-сердечная молитва — для преуспевающих, для средних — пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных — послушание и труд», — поучал старец.

Многотрудная жизнь старца подходила к своему земному концу. Поболев перед кончиной, он с миром преставился в 1794 г., 15 ноября, пожив 72 года. Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.

Его переводы с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, «Восторгнутые класы» — сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое. Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *