Палаты кремля

Древнейшая каменная гражданская постройка Москвы, сохранившаяся от дворца великого князя Ивана III. Построена в 1487-1491 годах архитекторами Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари. Название — от восточного фасада, обработанного граненым камнем.

Палата имела стрельчатые окна в готическом стиле и была похожа на дворец-крепость. Гости в верхние — парадные — покои поднимались множеством маршей торжественных, с золочёными решётками лестниц. Там им открывался огромный, высотою 9 метров и площадью 459 кв. метров зал, чей свод поддерживал один столп. Столп и порталы украшала деревянная золочёная резьба в ренессансном стиле, а стены — «бытейная и аллегорическая» роспись. В красном углу палаты располагался трон.

С западной стороны к главному залу примыкали Святые сени — с тайниками в углах: в них бояре и послы ожидали высочайшей аудиенции. С Соборной площади к сеням вело Золотое, или Красное, крыльцо — для самых торжественных выходов. Парапеты перил крыльца, площадки-«отдыхи» украшали золочёные фигуры львов.

Оформление окон относится к 1648 году. Основной объем занимает парадный зал, вход в который находится в Святых сенях, где сохранился первоначальный резной портал от декора XV века. Остальное оформление относится к XIX веку. Зал одностолпный, площадью 495 м2, высота его в центре 9 метров, живопись на стенах палаты выполнена в 1882 году палешанами братьями. Белоусовыми по описям конца XVII века. Четыре люстры сделаны в стиле новгородских паникадил в 1880 году на петербургской фабрике Ф.Шопена.

  • В Грановитой палате Иван Грозный праздновал завоевание Казанского ханства (1552);
  • В 1672 году царь Алексей Михайлович всех собирал на рождение сына Петра;
  • Петр Великий отмечал Полтавскую победу и в 1721 году заключение Ништадского мира, завершившего Северную войну;
  • Здесь заседали Земские соборы, проходили приёмы иностранных послов.

Для нехристианских послов была предназначена Золотая, она же — Средняя, лестница, справа от которой — богатый резной портал, ведущий в Золотую (Среднюю) палату — палату официальных приёмов. Её стены были расписаны космогоническими сюжетами, изображавшими аллегорически мир: ангелы и церкви, Христос и Богоматерь с младенцем, Спас Еммануил — Христос в отрочестве, солнце и луна, земля и море, ветры и времена года, добродетели и пороки в виде чистых дев и «жонок», притчи о двух драхмах, о ста овцах и многое другое. Сохранилась запись о появлении во дворце в середине XVI века каменных изваяний «по образцу Фидиевых».

Роспись Золотой палаты проводилась после венчания Ивана Грозного на царство — после 1547 года. Её библейская символика, содержание — отражение государственной идеи Москвы как Третьего Рима и попытка защититься от регулярных пожаров, уничтожавших кремлёвские постройки.
Парадные и торжественные обеды проходили в Столовой брусяной избе, сравнимой по размерам с Грановитой палатой. Современники писали, что при входе не различишь того, что «в конце делается». Своды держали чрезвычайной толщины деревянные золочёные колонны «числом 40», с резьбою в виде листвяных и травяных орнаментов. В 1662 году, при Алексее Михайловиче, избу выстроили новую, с богатой росписью в виде «звездотечного небесного движения… и бегов небесных… блуждающих комет и неподвижных звёзд».

(Красное крыльцо и Грановитая палата)
Во время Смуты царский дворец был разрушен — снесены крыши, выбиты двери, окна, повреждено убранство.

Красное крыльцо слева от здания палаты при советской власти разрушили и построили на его месте невыразительное здание кремлевской столовой. В 1994 году новой российской властью крыльцо восстановлено.

Двор или дворец государев (история). — Родоначальник государева двора — княжий стан, потом княжий двор, с необходимыми хоромами или клетями на случай приезда князя. Княжий Д., по летописным известиям X, XI и XII вв., состоял из клетей — летних княжеских покоев, и изб — зимних покоев. Некоторые из клетей носили особые названия: горенки, ложницы или одрины (спальни), гридницы (где происходили пиры), божницы (домовые храмы князей) и с XIII в. повалуши (для склада домашней рухляди), столовые, горницы, светлицы, сонники (летние спальни). Все эти клети или хоромы и избы ставились отдельно и соединялись сенями, Последние служили обыкновенно разделением хором на два этажа: верхний и нижний; все постройки (горницы и церкви) «на сенях» были уже во втором этаже. Князья занимали верхний этаж, который в XVI и XVII веках назывался просто «верхом»; в нижнем, т. е. в подклетях, древнейших порубах, жили «княжи слуги», «отроки», «детские» и все, составлявшие Д. княжий. Над клетями строились иногда чердаки и терема, которые составляли третий этаж. В древности красивые по постройке или местоположению княжие Д. назывались красными, а Д. Юрия Долгорукого — даже раем. По своему назначению и расположению княжеские и великокняжеские хоромы (дворы) до конца XV в. состояли из трех отделений: 1) помещение князя и отдельно для княгини, детей и родственников князя; 2) хоромы непоковые, назначенные для разных собраний, и 3) все хозяйственные дворовые постройки и службы. До конца XV в. все постройки были деревянные. В 1484 г. Иоанн III приказал Марку Руфу заложить новые каменные палаты, окончательно отстроенные только в 1508 г. Хотя в общем новая постройка сохранила тип прежних хором, но в ней, по отзывам современников, отразился итальянский характер архитектуры, а во внутреннем убранстве комнат — вкус Софьи, стремившейся к пышности. С течением времени, особенно после пожаров, довольно частых в XVI и XVII вв., многие деревянные Д. были заменены каменными строениями. Не было ни одного государя после Василия III, который бы не сделал каких-либо пристроек, новых палат, украшений в них и т. д. Все эти новые постройки сохраняли во многом прежний характер древнерусской архитектуры. Только Лжедмитрий I построил новые хоромы в «польском вкусе». При Алексее Михайловиче в царском дворце было сделано много разных улучшений, главным образом во внутреннем убранстве (немецкая и польская мебель, обои, фигурная немецкая резьба и т. д.). С наступлением XVIII в. государев Кремлевский Д., сделавшийся только местопребыванием императорского Д. во время нахождения его в Москве, постепенно приходил в упадок, и к нынешнему столетию от прежних хором остались лишь ничтожные части. Более всего сведений о внешнем и внутреннем виде государева Д. сохранилось от XVI (вт. пол.) и XVII вв. Первый представлял пеструю массу зданий самой разнообразной величины, разбросанных без всякой симметрии, теснившихся друг подле друга и возвышавшихся одно над другим. Общая пестрота увеличивалась еще от разнообразнейших крыш: двускатных, епанечных, в виде шатров, скирдов, бочек с гребнями и маковицами, башен и башенок, внешних резных украшений. Д. огораживался решеткой с воротами, на которых висели образа. Ворота были: Курятные (переименованы в 1658 г. в Троицкие), Колымажные, Воскресенские и Золотые или Гербовые, с башней, на вершине которой — двуглавый орел, а настенах — гербы областей Московского государства. До начала XVIII в. самой обыкновенной мебелью были лавки подле стен, иногда накрывавшиеся «полавочниками»; стены украшались «стенным подволочным письмом» («бытейскою стенописью»), а иногда «травами» и «аспидом». В приемных палатах государева Д. стоял еще, кроме лавок, трон (царское место), богато украшенный золотом, серебром и тканями. В красных углах стояли простые столы, дубовые или липовые, а с XVII в. — «немецкие и польские», на кривых резных ногах. Подле столов и лавок — скамьи и стольцы (табуреты). В последние годы XVII ст. появились вместо лавок стулья, на стенах зеркала, которые раньше хранились в чехлах, картины и «персоны» (портреты), для свеч — паникадила, шенданы.

Значение государева Д.

Княжий Д. был сначала простой вотчинною усадьбой, местом, где творились суд и расправа и жил начальник дружины. В XVI и XVII вв. он стал труднодоступным жилищем великого государя, чему много содействовало установление новых придворных обычаев и обрядов, заимствованных из Византии. Доступ во дворец имели только высшие сановники, обязанные сходить с лошади или экипажа за несколько саженей от дворца, да придворные чины, и только в приемные покои. Остальные являвшиеся ко двору — с челобитьями, напр., — оставались у лестниц ближайших комнат. Совершенно нельзя было являться во дворец с оружием и в болезнях. Все бояре, окольничие и думные люди обязаны были являться во дворец рано утром и после обеда в вечерню, собираясь в передней, где ждали выхода царя. После приема бояр царь шел к обедне, в сопровождении приехавших сановников, и после обедни начиналось «сиденье с бояры» (заседания царской думы). См. Грановитая палата, Передняя, Теремные покои.

Части государева Д. — Д. или дворцы: сытный, кормовой, хлебенной, казенный, потешный.

Двор сытный

приготовлял и сохранял разные питья про царский обиход. По словам Котошихина, он занимал более 30 погребов и ледников, «кроме погреба, что с фряжскими питьями», и несколько «деловых изб и палат» (сытная изба, пивоварня, браговарня, квасоварня, бочарня и др.). Кроме питей, в сытном Д. хранились виноград, арбузные и дынные полосы, фрукты, орехи и т. д.

Двор кормовой —

«поварня» с палатами: «курятной», отпускавшей кур и др. птиц, сушильной и др. В нем хранились и сосуды для кушанья.

Двор хлебенный,

или житный, приготовлял разного рода хлеб. В нем также были свои палаты и деловые избы: бурникова изба, в которой готовились хлебы недомерки и кольца; мучная палата, ледник, овощная и купецкая, где хранилась посуда и предметы дворцового обихода.

Двор казенный

сохранял казну государеву — золото и серебро в разных видах, большей частью в посуде, которой украшались царские столы; золотые, серебряные и шелковые ткани, сукна, шерстяные и бумажные ткани и мягкую рухлядь (меха). В одной из палат этого Д. — образовой — хранились иконы, кресты и другие святыни. Казенный Д. соединялся с дворцом госуд. переходами с западной стороны Благовещенского собора и особыми палатами, примыкавшими к собору с южной стороны. Все эти дворы были государственными учреждениями и находились в заведовании особого лица, при котором, для записки приема и расхода вещей, к его двору принадлежащих, и для производства суда и расправы между людьми его ведомства был учрежден приказ, подчинявшийся дворцовому приказу. См. Забелин, «Быт русских царей».

Двор потешный

— заменивший Потешную палату, построен при Алексее Михайловиче для потехи, для игр, к которым при нем присоединились еще «комидийныя действа», впервые данные в потешном Д. Но этой цели он стал служить только по смерти тестя Алексея Михайловича, И. Д. Милославского, которому был дан царем для житья. Через 10 лет он был переделан и увеличен пристройкой новых хором и теремов и обращен в жилой дворец, в котором по смерти Федора Алексеевича жили его сестры. В 1698 г. потешный Д. был обращен в полицейскую расправу. Во второй половине ХVIII в., когда все почти прежние дворцовые строения обветшали и были срыты, потешный Д. один оставался удобным жилищем для приезжавших в Москву императриц. В 1806 г. обращен в комендантский дом, существующий и теперь.

В. Р.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

На протяжении нескольких столетий в турецких городах существовала практика строить настоящие дворцовые палаты для птиц.
Эти домики для пернатых соседей крепились на внешней стороне значимых общественных зданий.

Птичьи жилища были подлинными произведениями искусства, благодаря декоративной лепке и сложным конструкциям. Размеры варьировались от одноэтажных до многоэтажных сооружений.

На протяжении многих лет скворечники носили разные названия, сохранившиеся в языке до настоящего времени. «Kuş köşkü» означает «птичьи павильоны», «güvercinlik» – голубятни, а «serçe saray» – ни много ни мало – дворец воробья.

Многие из домиков проектировались в эстетике, характерной для определённого архитектурного объекта – мечети, школы, фонтана, гостиницы или моста, а также периода истории османской империи.

Конструктивистские приёмы одновременно обеспечивали удобства пернатым обитателям и не давали птичьему помёту портить красоту и целостность стен.

Кроме того, дворцовые палаты для птиц выполняли и воспитательную функцию, поощряли в обществе любовь к живой природе. Существовало поверье, что красивые птичьи домики способствуют благополучию тех, кто их сооружает и поддерживает в целостности.

До наших дней дошли несколько примеров миниатюрного градостроительства, самый старый из них – дом для птиц на мосту Бююкчекмече в Стамбуле, который относится к XVI веку.

Музей Дизайна предлагает свои посетителям подборку исторических архитектурных шедевров с необычной, но очень благородной функцией.

Единодержавие, освященное церковью, союз государства и церкви составляют суть программы росписи главного великокняжеского собора. Роспись храма изначально была задумана как живописное оформление некрополя московского правящего дома. Изображенные здесь московские князья, первый ярус стенописи, и их предки, нижние ярусы столпов, находятся под защитой небесных сил, представленных в куполах, на сводах, верхних ярусах столпов и стен здания.

К середине XVII столетия стенопись времени царя Ивана IV сильно обветшала. Существующая ныне настенная роспись Архангельского собора была выполнена в 1652–1666 годах, в правление царя Алексея Михайловича. Перед началом работ было составлено описание композиций с указанием их местонахождения, что помогло сохранить идейный замысел и систему фресок XVI века.

По традиции вся стенопись разбита на отдельные пояса. В куполах, в барабанах представлены силы небесные, пророки, праотцы. На сводах – сюжеты из Нового Завета, связанные с земной жизнью Христа. Ниже – апостолы, святые угодники, воины-мученики, а также сцены чудес архангела Михаила, которому посвящен храм. Тема прославления архангелов раскрыта с большой полнотой: она начинается в куполах, расположенных над боковыми нефами, с поясных изображений архангелов Михаила и Гавриила. В тимпанах северной и южной стен, слева и справа от иконостаса, развернуты композиции, которые именуются «соборами архангелов». Наконец, этой теме посвящена значительная часть росписи северной и южной стен собора. За иконостасом представлены традиционные сюжеты, объясняющие символику литургии и причастия. Над алтарем – композиции Богородичного цикла, в том числе «Успение Богоматери».

В создании стенописи Архангельского собора принимали участие девяносто два художника, отобранные Симоном Ушаковым, знаменитым изографом XVII века. Среди них – Степан Резанец, Сидор Поспеев, Яков Казанец, Федор Зубов, Федор Козлов – мастера Оружейной палаты Московского Кремля; Иосиф Владимиров из Ярославля, Гурий Никитин и Сила Савин – из Костромы; искусные художники из других городов Руси.

Роспись Архангельского собора монументальна и величественна. Явственно чувствуется тяготение мастеров к масштабности и вместе с тем к простоте и ясности композиций.

Один из объектов ансамбля Большого Кремлевского дворца, сооружение было возведено примерно на рубеже XV–XVI веков. С годами здание перестраивали, по сохранившимся архитектурным деталям фасада можно судить о влиянии зодчества итальянского Возрождения. Особый интерес представляют интерьеры палаты, а конкретно исторические росписи стен и сводов, сюжеты которых рассказывают о житии святых.

В наши дни туристы не имеют возможности посетить палату и полюбоваться удивительными фресками — здание является частью резиденции президента. Однако, посетив территорию Кремля, можно увидеть фасад здания и рассмотреть его архитектурные детали.

История

Считается, что палата была элементом комплекса построек дворца, возводившегося в период правления Ивана III в. конце XV- начале XVI веков. Первое упоминание о ней встречается в исторических источниках в 1526 году в связи с описанием свадебной церемонии Василия III и Елены Глинской, тогда палату называли Наугольной. Позднее ее именовали также палатой царицы Ирины, имеется в виду Ирина Годунова — супруга царя Федора Иоанновича, при которой палату перестроили под парадный приемный зал.

Стены и своды здания изнутри были покрыты золотом, поверх которого были созданы фрески, после этого оно получило название Золотая Царицына палата. Она использовалась как тронный зал цариц, здесь они принимали представителей высшего духовенства, послов, приближенных. Во время государственных и церковных праздников в палате проводились церемонии, также в ее стенах организовывались приемы по случаю именин цариц, рождения и крещения царевичей и царевен, бракосочетания членов царской семьи, поминки по усопшим. Сенями Золотой Царицыной палаты служили Проходные, которые в XVII веке называли Жилецкой палатой (в ней располагалась дворцовая стража).

В современном архитектурном облике восточной стены палат царицы Ирины сохранились ордерный антаблемент и резные обрамления окон, по деталям можно определить, что над их созданием трудились итальянские зодчие. Со временем на сводах сооружения стали возводить верхние теремные церкви, из-за больших нагрузок во второй половине XVII столетия своды решили укрепить. Так появились подпружные арки, которые существенно изменили восприятие интерьеров палаты, отмечается, что после этого они утратили присущую им до этого гармонию и выразительность.

Успенский собор и Царицына палата, © Julia Alisova

В исторических документах есть описание палат, среди них встречаются восторженные отзывы о фресках на стенах и удивительной акустике — даже негромкие слова разносились звонко по помещениям. Такого эффекта удалось добиться благодаря использованию в кладке стен керамических горшков, которые скрепляли кирпичной крошкой на извести, эту находку обнаружили специалисты во время одной из реставраций.

В результате событий Смутного времени сооружению был нанесен серьезный ущерб, восшедший на престол Михаил Федорович Романов распорядился о восстановлении палат, в это время в них проводились серьезные реставрационные работы. В период правления Петра I здание использовалось как кладовая, позднее при подготовке к коронации Павла I была обновлена роспись стен.

В XX веке проводились исследование и реставрация фресок палаты. В наши дни палата используется как одно из помещений резиденции президента.

Верхоспасский собор над палатой, © Мария Пенина

Росписи

Исследователи полагают, что обнаруженные во время реставрации и открытые росписи относятся к XVII веку, первоначальные были уничтожены в период Смутного времени. В сюжетах росписей — житие святых, акцент на женских образах, ведь палата была тронным залом цариц. Встречаются здесь и растительные орнаменты. В интерьерах палаты можно увидеть изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и других. Особое место занимают житийные циклы святых жен, посвященные матери римского императора Константина I Елене, византийской императрице Феодоре, русской княгине Ольге, грузинской царице Динаре (исторический прототип — царица Тамара), сделавшим многое для распространения христианства.

Есть предположение, что это попытка создать собирательный образ защитницы христианской веры и ее святынь. Росписи во многом уникальны, так как в монументальной форме наиболее полно воспроизводят житийные циклы — литературные памятники. Выбор образов неслучаен — среди византийских цариц здесь можно увидеть русскую княгиню, что намекает на преемственность: Москва становится наследницей Рима и Константинополя, которые издавна считались центрами христианства.

Соборная площадь, © Нина Нина

Как добраться

Чтобы увидеть восточный фасад здания, выходящий на Соборную площадь, необходимо попасть на территорию Кремля, кассы музея располагаются в Александровском саду. Доехать до места можно на метро, рядом находятся станции «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад». Неподалеку есть и остановка общественного наземного транспорта — «Метро Библиотека имени Ленина».

Еще один вариант — поездка на такси, в столице можно воспользоваться приложениями Везет, Яндекс.Такси, Ситимобил, Gett, Максим и другими.

Дворцы Кремля, видео:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *