Паломничество по святым местам России

Путешествие к святым местам

У каждой религии есть священные места, и каждый верующий считает своим долгом хотя бы раз в жизни посетить их. Путешествие к святым местам (или, другими словами, паломничество к святым местам) — это возможность прикоснуться к священному, подкрепить свою веру и взглянуть в прошлое. У наших предков не было подходящего транспорта для преодоления огромных расстояний (что часто необходимо для паломничества), но у нас он есть.

Путешествие к святым местам — это глубоко личное дело каждого. Мы предлагаем широкий выбор путешествий к святым местам для каждого.Паломничество к святым местам может быть разным. Это может быть поездка по важным монастырям или храмам нашей страны, или же путешествие в другую страну. Во многих странах есть святые места: собор св. Петра в Риме или Миланский собор, Нотр-Дам де Пари и собор св. Витта в Праге, храмы Индии и Тибета. В Украине множество святых мест: Свято-Успенская Святогорская лавра, Украинский Афон (село Манява), Собор святого Юра (Львов), Ильинская церковь (Чернигов) и многие другие. В Израиле это: Стена Плача, Иерихон, Вифлеем и Голгофа.

Духовный туризм — это важное событие в жизни каждого человека. Святые места подпитывают человека жизненными силами и поездка в святое место – это, в первую очередь, духовное событие для человека. Духовный туризм с нашей помощью — это близость к истокам и впечатления, которые не забудутся никогда.

«Никто не возвращается из путешествия таким, каким он был раньше», — гласит старинная пословица. Действительно, любые путешествия, а особенно — долгие, расширяют «горизонты»: дают возможность увидеть новые места, другие обычаи, познакомиться с людьми, которые никогда бы не встретились в обычной жизни… А значит, дают человеку шанс измениться.

Но есть особые поездки — паломнические, куда люди устремляются в поиске своего духовного пути. «Паломничество принципиально отличается от любого другого путешествия. По сути это путь к Богу, личный и трудный», — уверена Мария Александрова, историк и пилигрим со стажем.

Способы совершения паломничества бывают разные: кто-то предпочитает автобус, кто-то — самолет, а некоторые выбирают долгий пеший путь… И хотя пути разные, но их цель чаще всего сводится к одному — познать себя. Да, есть путешественники, чей «путь к себе» больше связан с религиозным поиском, но очень многие выбирают пеший маршрут, чтобы на отдыхе обдумать свою жизнь и узнать себя настоящего.

Путь пилигрима

В современной России наблюдается всплеск интереса к паломничеству. «Люди заинтересовались им еще в 80-е годы, в 90-е, во время «религиозного ренессанса», интерес усилился, а сейчас практически достиг своего пика», — считает Юрий Минулин, директор паломнической службы «Радонеж».

В России немало святых мест. Едут и идут, например, в Дивеево, Троице-Сергиеву лавру, в храмы на Соловки и Валаам. Самые посещаемые из «заграничных» — Святая земля, итальянский Бари, Греция, Синай (Египет). Есть даже те, кто только ради этого оформляет загранпаспорта. «Был случай, когда, вернувшись из Иерусалима, гражданин оставил у нас свой загранпаспорт, сказав, что он ему больше не понадобится», — вспоминает Юрий Минулин.

В Европе тоже немало популярных пеших паломнических маршрутов. Например, знаменитый путь Камино, ведущий к могиле апостола Иакова в испанском Сантьяго-де-Компостела, главная часть которого пролегает по Северной Испании. К этой святыне ведут 16 различных путей, которые начинаются во Франции, Португалии, разных городах Испании.

«Они так и называются Португальский, Французский, Северный и так далее», — делится инженер из Иваново Дмитрий Шикалев, прошедший по Камино шесть раз. Самый популярный из них — Французский — 800 км. Считается, что этот путь можно преодолеть за 32 дня. Но, конечно, не все могут пройти такое расстояние — многим приходится сокращать маршрут.

«Каждому паломнику выдается особый «паспорт» — креденсиаль, в котором ставятся печати-отметки о прохождении пути в тех населенных пунктах, где он побывал», — рассказывает Дмитрий. С этим паспортом человек может воспользоваться дешевым паломническим приютом — альберге, который стоит всего 5–6 евро за ночь. Этот ночлег — муниципальный и самый простой, но если вы хотите переночевать покомфортнее, то можно отправиться в частные альберге или остановиться в гостинице.

Дойдя до Сантьяго-де-Компостела, паломник предъявляет в паломническом офисе свой паспорт с отметками и после проверки печатей получает особую грамоту-компостеллу, подтверждающую, что он прошел путь святого Иакова. «Для этого не обязательно идти весь путь, но нужно пройти минимум 100 последних километров или проехать 200 километров на велосипеде», — предупреждает Дмитрий.

Вторая по популярности паломническая дорога в Европе — Дорога франков (Виа Францисгения), которая была проложена еще в Средние века. По ней жители Англии и Франции следовали в Рим, а итальянцы — на север, в Кентербери. Есть и так называемый «Путь добрых людей», тропа, идущая из Франции в Каталонию. «Все эти маршруты прекрасно организованы и не требуют специальной подготовки», — успокаивает Мария Александрова, прошедшая всеми этими путями.

Дорогами русских святых

В России возможности для пешего паломничества не столь многочисленны, как в Европе. Пешее паломничество россияне в основном совершают во время крестных ходов. Самые многочисленные идут от Москвы до Троице-Сергиевой лавры, по району Дивеево, из Екатеринбурга в Ганину Яму, к месту, где были обнаружены останки царской семьи. И, конечно, знаменитый Великорецкий крестный ход в Кировской области, ежегодно собирающий около 40 тыс. паломников, которые за неделю проходят порядка 200 км.

«С утра, перед тем как отправиться в путь, паломники собираются на литургию, затем на молебен, — рассказывает журналист Константин, прошедший Великорецким крестным ходом. — Впереди идут алтарники с хоругвями, дьяконы с кадилами, батюшки и хор». Идут быстро. Бывалые советуют брать с собой подстилку или туристический коврик, чтобы не сидеть на холодной земле. Крестным ходам стараются помочь местные администрации — дежурят машины скорой помощи, раздают воду. Когда доходят до конечного пункта — немного отдыхают, после чего служат благодарственный молебен, а потом — всенощную. «Нагрузки иногда бывают большие, люди проходят в день по несколько десятков километров. Конечно, необязательно идти весь путь — чувствуешь, что сил маловато, — пройди часть. Главное ведь не физкультура, а польза для души», — рассказывает Константин.

«Неоднократно пройдя по Камино и по другим европейским дорогам, мы с подругой поняли, насколько пешее паломничество отличается от туризма. И у нас родилась идея создать подобный маршрут в России», — рассказывает Мария Александрова. Вместе с компанией энтузиастов несколько лет назад она начала развивать Тропу Сергия Радонежского. Путь начинается от Хотьково, на первом этапе совпадая со Старой Переяславской дорогой, дальше через лавру, Гремячий Ключ, Стефано-Махрищский монастырь в Киржач. Планируется дальше через Владимир, Муром и потом в Дивеево, соединяя две православные святыни. «Мы хотим сделать дорогу для всех, обустроить ее, обеспечить паломников нормальным ночлегом и приготовить обед», — говорит она.

Затея эта — абсолютно некоммерческая, поэтому и движется медленно. «Все делается усилиями добровольцев, которым важны идеи этой дороги. Нам помогают те, кто прошел паломническими путями и понимает, как это должно быть устроено», — рассказывает Мария Александрова. Энтузиасты уверены, что дорога сослужит хорошую службу местным жителям. «Мы знаем, какой доход получают от паломников жители регионов, через которые идут тропы. И знаем, в каком бедственном положении находятся наши сельские приходы и монастыри, и очень хотелось бы помочь им», — говорит Мария Александрова.

С верой в сердце

Конечно, паломничество по святым местам популярно не только у христиан. Самый главный паломнический маршрут у мусульман — хадж в Мекку, ежегодно собирающий миллионы людей верующих со всего мира, тоже предполагает пеший участок. «Огромное количество паломников предпочитают пройти из Мекки до палаточного городка в долине Мина пешком, хотя это и необязательное условие», — рассказывает Абдурахман Наумов, преподаватель российского Исламского университета, четыре раза совершивший хадж.

Подобно тому, как каждый верующий мусульманин в своей жизни должен совершить хадж, каждый буддист просто обязан совершить религиозный обход (кору) вокруг священной горы Кайлаш. «Это одна из главных святынь Тибета. Ежегодно тысячи паломников направляются к ней со всего света. Они верят, что Кайлаш является центром Вселенной, — рассказывает Татьяна Тоберт, которая занимается организацией пеших туров в Гималаи.

Есть пешие маршруты и по Непалу. «Почти все паломничества будут трудным путешествием по горам, ведь в этом районе находятся 8 из 14 высочайших вершин мира», — предупреждает Тальяна Тоберт. Поэтому люди, которые направляются к духовной святыне, как правило, на время становятся туристами, и, наоборот, любой длительный поход в горы, даже без какого-либо духовного подтекста, оборачивается своего рода паломничеством. «Нередко те, кто приезжает сюда туристами, возвращаются глубоко духовными людьми. Гималайская земля — это еще и место глубоко укорененных традиций таких древних религий, как индуизм и буддизм», — говорит она.

А вот в иудаизме традиция пешего паломничества перестала существовать уже давно — с момента разрушения Второго Храма в Иерусалиме, которое датируется 70-м годом новой эры. «До этого евреи, согласно предписанию Торы, на главные праздники совершали паломничество в Иерусалим и приносили жертвы в Храме. Однако сегодня в иудаизме нет понятия паломничества как религиозной обязанности», — рассуждает Александр Борода, президент Федерации еврейских общин России. И все же Иерусалим и в целом Израиль для евреев остаются центром паломничества и духовного притяжения и в наши дни. Религиозные евреи столетиями ездят к знаменитой Стене Плача, на могилы праотцев в Хевроне. Принято посещать также могилы праведников и мудрецов еврейского народа, расположенные, как в самой Святой земле, так и за ее пределами в разных частях света. «В России, например, распространены поездки в Любавичи, где зародилось хасидское движение ХАБАД-Любавич», — рассказывает он.

Европа, и не только

Есть среди любителей длительных пеших путешествий и те, кто не ставит перед собой религиозную цель, а просто хочет отправиться в долгий путь, чтобы проверить себя на прочность и узнать чужую культуру. И таких троп по всему миру хватает. Только в Европе есть девять маршрутов, специально разработанных Европейской ассоциацией любителей ходьбы. Так называемые E-маршруты, охватывающих почти все европейские страны. Один из них — голубая тропа в Италии — одиннадцатикилометровый путь, пролегающий по побережью Средиземного моря. Популярность ей принес автор путеводителя Рик Стивс, который с восторгом описал эти места. Подобные размеченные тропы можно найти от Скандинавии до Великобритании.

Прекрасные многодневные пешие маршруты есть и у нас, в Кавказском заповеднике. Найти попутчиков, гида и оплатить путешествие можно онлайн или прямо на месте в туристическом офисе.

Интересующиеся культурой Японии устремляются пешком к вулкану Фудзияма по тропе Йошида длиной 13 км. Этот путь пользуется большой популярностью — ежегодно на ее вершину поднимаются 300 тыс. человек. Те, кто хочет пройти дорогой древних инков, отправляются в Перу и идут знаменитой дорогой на Мачу-Пикчу или по горной дороге Кордильера-Бланка. В Израиле можно пройти пешком по национальному маршруту протяженностью около тысячи километров. Он лежит через огромную пустыню с библейскими ландшафтами и ведет в Тель-Авив и Иерусалим.

Огромное количество пеших маршрутов есть в США, наиболее раскрученные из них — Континентал-Дивайд, проходящий вдоль скалистых гор от Нью-Мексико до Монтаны, и его восточный «собрат» Аппалачский маршрут. Для вулканологов и любителей северной экзотики существует маршрут Лёйгавегюр в Исландии. Он проходит недалеко от тех мест, где недавно извергался вулкан, заблокировавший воздушное движение над Атлантикой и Европой.

Один из самых удивительных маршрутов — ликийская тропа в Турции идет 500 км по Средиземноморскому побережью от Фетхие до Антальи. «Самое захватывающее зрелище на этом пути — знаменитые «огни химеры», языки пламени, вырывающиеся из-под земли», — восхищен Илья, увлекающийся пешим туризмом.

На планете существует множество маршрутов, куда стремятся тысячи людей со всего мира. «Оставшись наедине с природой, забываешь, кто ты в обычной жизни, вырываешься из привычной «матрицы» и волей-неволей погружаешься в себя как никогда глубоко и иногда находишь в своей душе то, чего совершенно не ожидал», — справедливо подытожил в разговоре с корреспондентом феномен пешего паломничества один из путешественников.

Христианское паломничество зародилось в IV в., Когда через несколько веков кровавых гонений христианство стало не только разрешенной, но и официальной, государственной религией и римский император-христианин Константин Великий поднял из небытия город Иерусалим, оскверненный язычниками. Еще недавно запущеная римская провинция Элия Капитолия (такое название носил Иерусалим течение двух веков гонений на христианство) и целая Палестина, засияли величественными базиликами, что запечатлевали каждое событие земной жизни Господа Иисуса Христа. В Иерусалиме были построены храмы Гроба Господня, Воскресения и Вознесения Христова, Честного Креста Господня, в Вифлееме — церковь Рождества Христова. С тех пор и по сей день Иерусалим — Святой город, а целая Палестина — Святая земля. С тех пор Иерусалим — величайшая святыня всего христианского мира и главный центр христианского паломничества.

Христиане не были изобретателями паломнической традиции. Они унаследовали ее от иудаизма, где существовал священный обычай посещать на праздник Пасхи Иерусалимский храм — величайшую святыню иудеев. В свое время двенадцатилетний подросток по имени Иисус, сын Марии и Иосифа из Назарета, как -то потерялся и, к счастью, был найден в храме именно во время такого паломничества, когда святая семья уже возвращалась домой. Об этом нам рассказывает Евангелие.

Впоследствии ученики и последователи Иисуса Христа, свидетели Его чудесного воскрешения, как к новой святыни отправлялись в Иерусалим, чтобы поклониться прежде Гробу Господню. Они также делали это на праздник Пасхи, но уже не иудейской, а новой, Христовой Пасхи, празднуя событие Его Перехода от смерти к жизни. Это были первые христианские паломники.

Местами для посещения и поклонения становились также местности и реалии, связанные с жизнью и деятельностью святых апостолов, христианских мучеников и прежде всего — Иисуса Христа. Город Назарет, в котором находился грот (остатки жилища) и источник Девы Марии, у которых архангел Гавриил возвестил Ей о рождении у Нее Сына Божия, стал третьим по значимости после Иерусалима и Вифлеема.

В период расцвета «священной археологии», как называют археологическую и реставрационную деятельность императора Константина Великого и его последователей (IV в.), в Палестине были найдены немало евангельских святынь — реликвий, связанных с событиями, о которых рассказывает Новый Завет. Крест, на котором вниз головой распяли апостола Петра, риза Богородицы, камни, которыми избит до смерти первомученик Стефан, реликвии, связанные со Страстями Господа, — столб бичевания, терновый венец, титло с надписью «Иисус Христос Царь Иудейский», святые лестницы, которыми Христос поднимался на суд к Пилату, гвозди, которыми Он был прибит к кресту и — самое святое! — Частицы Животворящего Креста Господня — такие реликвии были бесценными объектами благоговейного почитания. Впоследствии эти и другие новонайденные святыни расходились по разным уголкам христианского мира, часто их перевозили с места на место по несколько раз (бывало, что и насильственным способом), и каждая местность, принимавшей реликвию на хранение, становилась одновременно святым местом, местом паломничества.

Христиане чествовали и ветхозаветные святыни. Так, на Синайском полуострове (часть Египта) они посещали Неопалимую купину — куст, в пламени которого — как свидетельствует Ветхий Завет — Господь впервые явился Моисею. Со временем вокруг этой святыни возник христианский монастырь Неопалимой купины, который впоследствии стал известен всему миру как монастырь святой великомученицы Екатерины, нетленные мощи которой являюется второй реликвией этой обители.

***

Определенной вехой в истории христианского паломничества стал VIII век, когда назрела необходимость богословского обоснования благоговейного отношения к реликвиям, икон и святых мест. Тем более, что в Церкви Христовой возникло целое течение противников уважительного отношения к святыням, которые считали такие проявления набожности идолопоклонством. Тогда и состоялся Седьмой Вселенский церковный собор, участники которого осудили иконоборчество как ересь и сформулировали один из главных догматов Церкви: святые места, как и святые иконы, являются образами, что в таинственный способ соединяют нас с Первообразом — Христом, а потому заслуживают чествования и поклонения (в смысле осуществления перед ними поклона как жеста уважительного отношения). Причем честь и поклонение принадлежат Лицу, которое изображено на иконе или с которым связана определенная реликвия или место, а не самому изображению или месту. С тех пор реликвии, иконы и святые места, как видимые знаки Божьего присутствия, стали центральными в церковной традиции богочествования.

***

Шли века, христианство распространялось по миру все дальше от Иерусалима, где проповедовал сам Христос, и возникла первая христианская община, а, следовательно, все длиннее путь нужно было преодолеть, чтобы добраться до Святого города новым и новым новообращенным народам. Сегодня сложно себе даже представить те трудности, которые преодолевали давние паломники на пути в Святую землю. Тысячи километров, долгие месяцы изнурительного путешествия! Не каждый из них был уверен, что вернется домой живым. Не каждый, в конце концов, и возвращался. Опасности морского пути или пути через пустыню, угроза стать жертвой диких зверей, непогоды, дорожные болезни … Именно поэтому, отправляясь в паломничество, давний христианин полностью вручал свою жизнь в Божьи руки и совершал истинный подвиг веры. Тот же, кто погиб, так и не увидев Святой земли, твердо знал, что Господу было важным искренность его намерения, которая приравнивалась к самому подвигу.

Чрезвычайная трудность осуществления паломничества со временем вызвала отношение к нему именно как к покаянной жертве Богу, прочно связав в сознании христиан паломничество и покаяние. Древнее украинское слово проща (синоним к слову паломничество), которое происходит от слова прощать, лучше отражает сущность представлений о цели паломничества — получить Божье прощение, отпущение грехов.

В католической традиции со временем это породило понятие места отпущения- святого места, паломничество к которому в установленное Церковью время (преимущественно на определенный праздник) обещает так называемое наказуемое облегчение, то есть не только прощение грехов, доступное христианину через исповедь, но и облегчение покаянных страданий, которые будет испытывать душа уже после смерти человека, находясь в чистилище.

Каких еще благ искали паломники на своих путях? С давних времен многие письменных памятников донесли до нас свидетельства паломников, которые описывают многочисленные случаи исцеления от тяжелых недугов, утверждения в вере и даже обращения к святой христианской жизни. Самым ярким примером последнего стала святая Мария Египетская (IV в.), молодая проститутка, которая случайно оказалась среди паломников, направлявшихся в Иерусалим, и после посещения храма Честного Креста Господня пережила глубокое обращение, впоследствии став примером святой сдержанной жизни. Неслучайно святую Марию Египетскую молитвенно вспоминают в период Великого поста, как символ глубокого покаяния и подъема с глубокого греховного падения до высочайших вершин святости.

В период раннего Средневековья, когда религиозному сознанию был присущ крайний буквализм, паломничество использовалось даже с исправительной целью. Так, наказанием для тяжелых преступников была принудительное паломничество в отдаленные святые месте, путь к которым был особенно опасным.

***

После Святой земли вторым по значимости местом паломничества стал для христиан древний Рим. Именно с Римом связана жизнь святых апостолов, он не раз упоминается в книге апостольских Деяний Нового Завета. В Риме каждый камень был вымыт кровью первых христианских мучеников, гонимых и преследуемых, замученных и растерзанных хищными зверями, но непреклонных в своей преданности Христу. Здесь в глубоких катакомбах, огибающих город, было похоронено около 8 тыс. таких страстотерпцев. Именно в Риме погибли мученической смертью два наибольших Христовых ученика — Петр и Павел. Величественные базилики — Петра и Павла (Сан Пьетро и Сан Паоло), Иоанна Крестителя (Сан Джованни ин Латерано), Святой Марии Великой (Санта Мария Маджоре) и многое другое, стали хранилищами важнейших христианских реликвий. Здесь сберегаются мощи двенадцати апостолов Иисуса Христа, самых известных христианских святителей, многочисленные евангельские святыни: Ясли Иисуса Христа, святые лестницы, цепи апостола Петра …

Рим по праву назвали Вторым Иерусалимом, и паломничество в Вечный город стало таким же важным, как и посещение Святой земли.

***

Еще одним центром христианского паломничества в IV в. стал Константинополь. Задуманный и построенный Константином Великим собственно как крупнейший центр христианства, его новая столица, Константинополь назвался Новым Римом. Сюда император привез многочисленные реликвии, построив для их хранения и почитания новые большие храмы.

Величайшим собором города Константина был храм Святой Софии Премудрости Божией, который так поражал воображение своими невиданными размерами и роскошью украшений, породил немало легенд об участии в его строительстве небесных сил. Это было настоящее «небо на земле», с которым древнерусское летописное предание связывает крещения Украины-Руси. Ведь именно пораженный величием Святой Софии, князь Владимир Великий принял христианство. Именно в Константинополь в XI в. отправился первый паломник земли украинской — святой Антоний Печерский, который вернулся в Киев, зажженный идеей создания на Руси первого монастыря, который впоследствии прославится как Киево-Печерская Лавра.

***

История христианского паломничества во всем повторяет историю Церкви Христовой — с ее расцветом и кризисами, делениями и противостоянием нехристианском миру. В этой истории было немало трагических событий, которые на долгие века делали неприступными для христиан важнейшие святыни. Сам Иерусалим множество раз захватывали мусульманские народы. Чтобы освободить Святой город от неверных течение XII — XIII веков, в Палестину отправлялись специальные воинские формирования, призванные мечом освободить Гроб Господень от нечестивцев. Такие военные мероприятия, известные в истории под названием крестовых походов, считались также паломничеством, и участие в них обещало прощение и отпущение грехов.

Аналогична и судьба Константинополя, который, пережив многочисленные набеги и разрушения со стороны язычников и мусульман, окончательно упал под напором турок и с ХVст., является турецким городом, известным под названием Стамбул…

***

Однако, с любовью создана Господом, вся земля — святая. И видимо именно поэтому на свете не существует ни одного уголка, который бы не имел своего святого места, куда направлены паломнические пути. Это монастыри, прославленные святой жизнью своих жителей, храмы, где хранятся чудотворные иконы — особые иконы, усердная молитва перед которыми приносила и приносит чудесное освобождение от различных бед и болезней, места чудесных явлений Пресвятой Богородицы и др. Во все времена люди всегда стремились и стремятся посетить эти известные и менее известные святыни, а потому история паломничества будет продолжаться.

Обогащайтесь духовно с нами!

Патриарший паломнический центр УГКЦ

КУЛЬТУРОЙ

ОГИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ

2019/2(36)

JOURNAL OF CULTURAL RESEARCH

ISSN 2222-2480

Электронное периодическое рецензируемое научное издание

■ыходит с 2010 года

Культурная политика

Житенёв С.Ю.

Современное состояние паломничества и религиозного туризма в России: правовые и организационные аспекты

Аннотация. В статье представлена краткая история возрождения и развития православного паломничества в России в начале 21 в. Обоснованы и изложены определения паломничества и религиозного туризма. В статье отражена деятельность, направленная на законодательную поддержку религиозного паломничества на территории России, а также работа по созданию системы богомолья, которая могла бы соответствовать новым правовым нормам.

Ключевые слова: православное паломничество, религиозный туризм, Русская Православная Церковь, Паломнический центр Московского Патриархата, история паломничества, святые места, христианские святыни, паломническая инфраструктура, традиционные религии.

Летом 2019 г. исполняется двадцать лет со времени создания Паломнического центра Московского Патриархата на базе гостиницы «Университетская». Паломнический центр МП был создан в 1999 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под общим руководством Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Патриарха Московского и всея Руси). Деятельность Паломнического центра МП развивалась благодаря слаженной и профессиональной работе команды во главе с С.Ю. Житенёвым и при эффективной поддержке заместителя председателя ОВЦС МП епископа Егорьевского Марка (Головкова), ныне митрополита Рязанского и Михайловского.

Паломнический центр МП ежегодно проводил общецерковные паломнические конференции, организовал курсы повышения квалификации для сотрудников паломнических служб епархий, монастырей и приходов, содействовал созданию и становлению новых паломнических структур во всей полноте Русской Православной Церкви. По инициативе С.Ю. Житенёва было возобновлено издание старейшего отечественного церковного издания — журнала

http://cr-joumal.ru/rus/journals/471 .html&j_id=39

«Православный паломник», который выходит с 2001 г. до настоящего времени. Паломнический центр МП управлял церковной гостиницей «Университетская» и Православным просветительским комплексом, созданном на базе бывшего кинотеатра «Литва». Здесь постоянно собиралась православная общественность Москвы, ветераны Великой Отечественной войны, проводились художественные выставки и музыкальные конкурсы.

Гостиница «Университетская» трудами всего коллектива Паломнического центра стала известной столичной гостиницей паломнического класса. В помещениях центра останавливались участники церковных Соборов, проводили свои заседания, собрания и конференции Межрелигиозный совет России, Союз православных граждан России, Императорское Православное Палестинское Общество, Российское Дворянское Собрание, а также многие церковные, образовательные и общественные организации. В Паломническом центре Московского Патриархата ежегодно проводились научно-практические конференции по развитию паломничества, а также велись исследования по истории и богословию православного паломничества. До 2010 г. в Паломническом центре МП велась активная издательская деятельность по выпуску научно-методической и просветительской литературы по паломнической тематике. В частности здесь в 2007 г. была издана первая систематическая история русского православного паломничества, за создание которой автор был удостоен премии 2009 г. памяти митрополита Макария (Булгакова) .

В результате широкой дискуссии ученых, богословов и организаторов паломничества (руководителей паломнических служб и отделов), которая проходила в 2002-2010 гг. в Паломническом центре МП, были сформулированы основные понятия и определения паломничества как традиционной религиозной деятельности и религиозного туризма как деятельности коммерческой и просветительской.

Религиозный туризм представляет собой светское путешествие с культурно-познавательными целями, но при этом его участники не совершают обязательных для паломников сакральных ритуалов . Он является подвидом культурно-познавательного туризма, а также коммерческой деятельностью по организации посещения туристами, находящихся вне обычной среды проживания, религиозных и достопримечательных мест, связанных с культурным и природным наследием, относящимся к существующим и ушедшим в историческое прошлое верованиям и религиям. Религиозный туризм осуществляется в форме туристских и экскурсионных поездок к религиозным и иным объектам, но при этом совершение сакральных ритуалов не входит в программу или носит факультативный характер.

«Паломничество является традиционным видом религиозной деятельности, которое представляет собой путешествие верующих людей с целью посещения и поклонения святыням, находящимся вне пределов их постоянного места жительства. <…> Паломнические путешествия в мировых и национальных религиях традиционно подразделяются на два вида: внутренние и зарубежные. Внутреннее паломничество предполагает путешествие верующих людей к святым

местам, расположенным внутри определенных регионов или государств. Зарубежное или выездное паломничество предполагает путешествие представителей той или иной религии к святыням, находящимся за границами их государства, в других регионах и даже других континентах. По своему составу паломничество подразделяется на три типа: индивидуальное, групповое и массовое. К последнему в православной традиции относят прежде всего крестные ходы» .

Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании 20 апреля 2005 г. имел суждение по итогам проведения II Общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», в котором, в частности, было определено: «Участники конференции обсуждали пути решения проблем, которые встают сегодня перед церковными паломническими службами. Была особо отмечена недопустимость коммерциализации паломничества, его превращение в подобие светского туризма, необходимость законодательного разделения понятий «паломничество» и «туризм».

Постановили:

1. Выразить удовлетворение итогами состоявшейся конференции.

2. Признать необходимым продолжить проведение работы по развитию паломничества, созданию и укреплению церковных паломнических служб».

Важно отметить, что в том же году Межрелигиозный совет России на своем заседании поддержал решения Священного Синода Русской Православной Церкви.

В настоящее время весь мир, в том числе и наша страна, находится в затяжном экономическом кризисе, усугубленном цивилизационными проблемами, вызванными крахом политики мультикультурализма в Европе и безответственной внешней политикой доминирования в мире США. В этой сложной обстановке объективно сокращаются паломнические и туристские потоки к святым местам Вселенского Православия, зарубежные поездки стали значительно дороже и в ряд стран — небезопасны. Однако путешествия православных паломников к зарубежным христианским святыням продолжаются, они еще не остановились, хотя такой поворот событий может произойти в случае продолжения и развертывания военных действий на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. В этой связи многолетняя деятельность Русской Православной Церкви по возрождению православного паломничества на территории России, а также по подготовке кадров и созданию церковной паломнической инфраструктуры при монастырях и храмах в настоящее время дает важный положительный результат. Как и много веков назад, когда на пути русских паломников встал османский «железный занавес», они обратились к родным отечественным святыням, так и ныне сотни тысяч современных богомольцев совершают путешествия к святым местам России.

Святейший Патриарх Алексий II писал об этом: «Отрадно видеть рост интереса к паломничеству со стороны чад нашей Церкви. Для значительного числа людей паломничество стало не просто одной из православных традиций, но регулярной потребностью души. Необычайный размах получили в последние годы многодневные крестные ходы тысяч верующих к святым местам, что по своей сути является одной из традиционных форм паломничества. <…> Показателем живого интереса к паломничеству является активное обсуждение этой темы не только на общецерковном уровне, но и на местах. <…> Мы должны помнить, что смысл паломничества заключается не в суетном стремлении увидеть многоликий мир культур и цивилизаций. Смысл паломничества — в смиренном и искреннем желании с молитвой и благоговением прикоснуться к святыням христианства» .

Необходимо отметить, что в 2005 г. Паломнический центр МП на основании решения Святейшего Синода РПЦ разработал и представил на рассмотрение Священноначалия и православной общественности проект поправок в российской законодательство о развитии паломничества и определении его юридического статуса. Однако только в июне 2019 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла поправки в Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», согласно которым паломническая деятельность получила правовой статус и будет отделена от туризма. Впервые в истории России паломничество как религиозная деятельность получила законодательное регулирование и правовую поддержку.

Законопроект предполагает, что этой деятельностью смогут заниматься исключительно религиозные организации. «Мы заинтересованы, чтобы паломническая деятельность была максимально прозрачна и понятна для простых граждан, чтобы на нее не распространялись мошеннические схемы, — сказал председатель Комитета Госдумы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов. — Мы законодательно закрепляем идею о том, что паломничество не является туристской деятельностью. С принятием Закона будет введена ответственность религиозных организаций за осуществление паломничества, мы надеемся, это поможет исключить любые проявления экстремизма. Мы не хотим, чтобы под видом паломничества велась пропаганда экстремистских взглядов» . Представленные поправки в отечественное законодательство юридически четко определяют различие между паломничеством и религиозным туризмом, что дает возможность религиозным паломникам, по крайней мере, на территории нашей страны, быть уверенными в возможности беспрепятственно поклоняться святым местам всех традиционных религий России.

По версии Межрелигиозного совета России к традиционным религиям на территории нашей страны относятся: Русская Православная Церковь, Центральное Духовное управление мусульман России и другие мусульманские центры, Буддийская традиционная Сангха России, Федерация еврейских общин России и Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России. Каждая из этих традиционных религий самостоятельно решает вопросы организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

паломничества и религиозных путешествий, тем более что вновь принятые поправки в российское законодательство позволяют им это делать беспрепятственно.

В настоящее время в Московской Патриархии подготовлены два проекта важных паломнических документов: «Положение о Патриаршей комиссии Русской Православной Церкви по развитию православного паломничества» и «Положение о ведении единого реестра паломнических служб (центров) Русской Православной Церкви». Появление проектов этих документов показывает, что Священноначалие Русской Православной Церкви готовится к реализации поправок в российское законодательство о развитии паломничества и стремится создать церковную систему, которая могла бы соответствовать новым правовым нормам.

Важную роль в деле развития православного паломничества играют современные технологии предоставления услуг в организации богомолья и специальная инфраструктура путешествий, которые должны создать и овладеть как представители Русской Православной Церкви, так и других религий. Высокий уровень предоставляемых услуг не противоречит содержанию религиозного паломничества, потому что они не затрагивают внутренней сути этой древней традиции, а только отражают определенный культурный уровень современного общества, неотъемлемые социальные гарантии для людей, а также требования безопасности во время путешествий. А возможность проявить личное благочестие для каждого паломника в святом месте всегда найдется.

Итак, развитие паломничества в России зависит от многих условий и обстоятельств, связанных, прежде всего, с дальнейшим совершенствованием правовой поддержки богомолья, созданием паломнической инфраструктуры и повышением уровня религиозной культуры современного общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

Житенёв С.Ю. История русского православного паломничества в X-XVII веках : Монография. -М.: Индрик, 2007. — 480 с.

Там же. С. 28.

Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Приветствие участникам Четвертой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность» // Православный паломник. — 2008. — № 1. — С. 3.

© Житенёв С.Ю., 2019. Статья поступила в редакцию 25.06.2019.

Житенёв Сергей Юрьевич,

кандидат культурологии,

советник директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва), президент Международной общественной туристской академии, действительный член Международной Славянской Академии, e-mail: zhitenev@bk.ru

Zhitenev S.

Current state of pilgrimage and religious tourism in Russia: legal and organizational aspects

Паломническая служба Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям

Описание:

Паломническая служба Московской Патриархии действует при Управлении Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

Служба помогает организовать паломничество в Святую Землю (Израиль, Палестина, Иордания) епархиям и приходам в любые удобные сроки. Также организует индивидуальные программы паломничества.

Паломничество совершается ежемесячно и приурочено к церковным праздникам.

В Святой Земле попечение о паломниках оказывает Русская духовная миссия. Паломники размещаются в гостинице в Вифлееме, Горненском монастыре (в июле) и, совершая паломничество по Иордании, останавливаются в русском Странноприимном доме у реки Иордан вблизи места Крещения Господа.

С момента подачи прошения Паломническая служба берет на себя заботы по организации паломничества и заказу билетов Москва — Тель-Авив — Москва. В Москве и Святой Земле паломников встречают и провожают.

В сопровождении насельниц Горненской обители паломники посетят монастыри, храмы Святой Земли и те места, где проходила земная жизнь Христа Спасителя, Божией Матери и великих угодников Божиих.

С 21 по 28 мая служба помогает осуществить паломничество к мощам свт. Николая в Бари и св. апостола Андрея в Амальфи, поклониться христианским святыням в Риме.

Для организации паломничества необходимо предоставить в Паломническую службу следующие документы: ксерокопия загранпаспорта, письменное благословение священника или заполненный бланк прошения.

Документы принимаются за 3 месяца до поездки (можно прислать по факсу или эл. почте ps.uzu@patriarchia.ru, ludapalomnik@mospatr.ru).

План паломничества на 2020 г.

Примерная программа пребывания на Святой Земле (10 дней, с Иорданией)

Бланк прошения

Паломничество в Бари и к христианским святыням Италии (18-25 сентября 2019 г.)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *