Пантелеймона храм

Рукописная икона Пантелеймона Целителя. На золотом фоне иконы изображена поясная фигура святого великомученика Пантелеймона Целителя. Взгляд святого устремлен на зрителя. Пантелеймон одет в красный гематий поверх синего хитона. Где красный цвет гематия святого символизирует мученический подвиг, кровь пролитую за Христа. Цвет синего хитона олицетворяет небесную чистоту великомученика. Колористическое решение иконы подчиняется общей гармонии образа, удачно построенного на контрасте алого, темно синего и золотого цвета. В левой руке Пантелеймон Целитель держит лекарский ларец, в правой мерную ложечку.

Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя. Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность.

Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику святого Пантелеймона.

Икона Пантелеймона Целителя выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.

Рукописная икона Пантелеймона Целителя: выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, темпера, олифа. Иконописец: Осипов Александр. 2016 год. Сергиев Посад.

Великомученик Пантелеймон целитель

Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник и це­ли­тель Пан­те­ле­и­мон ро­дил­ся в Вифи­нии (Ма­лая Азия) в го­ро­де Ни­ко­ми­дия в се­мье знат­но­го языч­ни­ка Евстор­гия и был на­зван Пан­то­лео­ном (что зна­чит «по все­му лев»), так как ро­ди­те­ли же­ла­ли ви­деть его му­же­ствен­ным и бес­страш­ным юно­шей. Мать, свя­тая Евву­ла (па­мять 30 мар­та), вос­пи­ты­ва­ла маль­чи­ка в хри­сти­ан­ской ве­ре, но ра­но окон­чи­ла свою зем­ную жизнь. То­гда отец от­дал Пан­то­лео­на в язы­че­скую шко­лу, а за­тем обу­чал его ме­ди­цин­ско­му ис­кус­ству у зна­ме­ни­то­го в Ни­ко­ми­дии вра­ча Ев­фро­си­на. От­ли­ча­ясь крас­но­ре­чи­ем, хо­ро­шим по­ве­де­ни­ем и необык­но­вен­ной кра­со­той, юный Пан­то­ле­он был пред­став­лен им­пе­ра­то­ру Мак­си­ми­а­ну (284–305), ко­то­рый за­хо­тел оста­вить его при­двор­ным вра­чом.

В это вре­мя в Ни­ко­ми­дии тай­но про­жи­ва­ли свя­щен­но­му­че­ни­ки пре­сви­те­ры Ер­мо­лай, Ер­мипп и Ер­мо­крат, уцелев­шие по­сле со­жже­ния 20 ты­сяч хри­сти­ан (па­мять 28 де­каб­ря) в Ни­ко­ми­дий­ской церк­ви в 303 го­ду и стра­да­ний свя­щен­но­му­че­ни­ка Ан­фи­ма (па­мять 3 сен­тяб­ря). Из ок­на уеди­нен­но­го до­ми­ка свя­той Ер­мо­лай неод­но­крат­но ви­дел бла­го­об­раз­но­го юно­шу и про­зор­ли­во про­ви­дел в нем из­бран­ный со­суд бла­го­да­ти Бо­жи­ей. Од­на­жды пре­сви­тер по­звал Пан­то­лео­на к се­бе и на­чал с ним бе­се­ду, во вре­мя ко­то­рой из­ло­жил ему ос­нов­ные ис­ти­ны хри­сти­ан­ской ве­ры. С этих пор Пан­то­ле­он стал еже­днев­но за­хо­дить к свя­щен­но­му­че­ни­ку Ер­мо­лаю и с на­сла­жде­ни­ем слу­шал то, что от­кры­вал ему Бо­жий слу­жи­тель о Слад­чай­шем Иису­се Хри­сте.

Од­на­жды, воз­вра­ща­ясь от учи­те­ля, юно­ша уви­дел ле­жав­ше­го на до­ро­ге мерт­во­го ре­бен­ка, уку­шен­но­го ехид­ной, ко­то­рая из­ви­ва­лась тут же ря­дом. Ис­пол­нив­шись со­стра­да­ния и жа­ло­сти, Пан­то­ле­он стал про­сить Гос­по­да о вос­кре­ше­нии умер­ше­го и умерщ­вле­нии ядо­ви­то­го га­да. Он твер­до ре­шил, что в слу­чае ис­пол­не­ния его мо­лит­вы станет хри­сти­а­ни­ном и при­мет Свя­тое Кре­ще­ние. И по дей­ствию Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти ре­бе­нок ожил, а ехид­на раз­ле­те­лась на кус­ки на гла­зах удив­лен­но­го Пан­то­лео­на.

По­сле это­го чу­да свя­той Ер­мо­лай кре­стил юно­шу во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха. Семь дней про­вел но­во­кре­ще­ный у сво­е­го ду­хо­нос­но­го учи­те­ля, впи­ты­вая в свое серд­це бо­го­от­кро­вен­ные ис­ти­ны свя­то­го Еван­ге­лия. Став хри­сти­а­ни­ном, Пан­то­ле­он ча­сто бе­се­до­вал со сво­им от­цом, рас­кры­вая ему лжи­вость язы­че­ства и по­сте­пен­но под­го­тав­ли­вая к при­ня­тию хри­сти­ан­ства. В это вре­мя Пан­то­ле­он уже был из­ве­стен как хо­ро­ший врач, по­это­му к нему при­ве­ли сле­по­го, ко­то­ро­го ни­кто дру­гой не мог ис­це­лить. «Свет гла­зам тво­им воз­вра­тит Отец све­та. Бог ис­тин­ный, – ска­зал ему свя­той, – во имя Гос­по­да мо­е­го Иису­са Хри­ста, про­све­ща­ю­ще­го сле­пых, про­зри!» Сле­пец тот­час же про­зрел, а вме­сте с ним ду­хов­но про­зрел и отец свя­то­го – Евстор­гий, и оба с ра­до­стью при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние.

По­сле смер­ти от­ца свя­той Пан­то­ле­он по­свя­тил свою жизнь страж­ду­щим, боль­ным, убо­гим и ни­щим. Он без­мезд­но ле­чил всех об­ра­щав­ших­ся к нему, по­се­щал в тем­ни­цах уз­ни­ков и при этом ис­це­лял страж­ду­щих не столь­ко ме­ди­цин­ски­ми сред­ства­ми, сколь­ко при­зы­ва­ни­ем Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Это вы­зва­ло за­висть, и вра­чи до­нес­ли им­пе­ра­то­ру, что свя­той Пан­то­ле­он хри­сти­а­нин и ле­чит хри­сти­ан­ских уз­ни­ков.

Мак­си­ми­ан уго­ва­ри­вал свя­то­го опро­верг­нуть до­нос и при­не­сти жерт­ву идо­лам, но из­бран­ный стра­сто­тер­пец Хри­стов и бла­го­дат­ный врач ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном и на гла­зах им­пе­ра­то­ра ис­це­лил рас­слаб­лен­но­го: «Во имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста, встань и будь здо­ров», – про­из­нес свя­той Пан­то­ле­он, и боль­ной тот­час вы­здо­ро­вел. Оже­сто­чен­ный Мак­си­ми­ан при­ка­зал каз­нить ис­це­лен­но­го, а свя­то­го Пан­то­лео­на пре­дал же­сто­чай­шим му­кам. «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте! Пред­ста­ни мне в эту ми­ну­ту, дай мне тер­пе­ние, чтобы я до кон­ца мог вы­не­сти му­че­ние!» – мо­лил­ся свя­той и услы­шал го­лос: «Не бой­ся, Я с то­бой». Гос­подь явил­ся ему «во об­ра­зе пре­сви­те­ра Ер­мо­лая» и укре­пил пе­ред стра­да­ни­я­ми.

Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­то­лео­на по­ве­си­ли на де­ре­ве и рва­ли те­ло же­лез­ны­ми крю­ка­ми, об­жи­га­ли све­ча­ми, рас­тя­ги­ва­ли на ко­ле­се, бро­са­ли в ки­пя­щее оло­во, ввер­га­ли в мо­ре с кам­нем на шее. Од­на­ко во всех ис­тя­за­ни­ях му­же­ствен­ный Пан­то­ле­он оста­вал­ся невре­ди­мым и с дерз­но­ве­ни­ем об­ли­чал им­пе­ра­то­ра. Гос­подь неод­но­крат­но яв­лял­ся свя­то­му и укреп­лял его. В это же вре­мя пе­ред су­дом языч­ни­ков пред­ста­ли пре­сви­те­ры Ер­мо­лай, Ер­мипп и Ер­мо­крат. Они му­же­ствен­но ис­по­ве­да­ли Слад­чай­ше­го Гос­по­да Иису­са и бы­ли обез­глав­ле­ны (па­мять 26 июля).

По по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­то­лео­на при­ве­ли в цирк и бро­си­ли его на рас­тер­за­ние ди­ким зве­рям. Но зве­ри ли­за­ли его но­ги и от­тал­ки­ва­ли друг дру­га, ста­ра­ясь кос­нуть­ся ру­ки свя­то­го. Ви­дя это, зри­те­ли под­ня­лись с мест и ста­ли кри­чать: «Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский! Да бу­дет от­пу­щен непо­вин­ный и пра­вед­ный юно­ша!» Разъ­ярен­ный Мак­си­ми­ан при­ка­зал во­и­нам убить ме­ча­ми всех, кто сла­вил Гос­по­да Иису­са, и да­же убить зве­рей, не тро­нув­ших свя­то­го му­че­ни­ка. Ви­дя это, свя­той Пан­то­ле­он вос­клик­нул: «Сла­ва Те­бе, Хри­сте Бо­же, что не толь­ко лю­ди, но и зве­ри уми­ра­ют за Те­бя!»

На­ко­нец, обе­зу­мев­ший от яро­сти Мак­си­ми­ан при­ка­зал от­ру­бить ве­ли­ко­му­че­ни­ку Пан­то­лео­ну го­ло­ву. Во­и­ны при­ве­ли свя­то­го на ме­сто каз­ни и при­вя­за­ли к мас­лич­но­му де­ре­ву. Ко­гда ве­ли­ко­му­че­ник на­чал мо­лить­ся Гос­по­ду, один из во­и­нов уда­рил его ме­чом, но меч стал мяг­ким как воск и не на­нес ни­ка­кой ра­ны. По­ра­жен­ные чу­дом, во­и­ны за­кри­ча­ли: «Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский!» В это вре­мя Гос­подь еще раз от­крыл­ся свя­то­му, на­звав его Пан­те­ле­и­мо­ном (что зна­чит «мно­го­мило­сти­вый») вме­сто преж­не­го име­ни Пан­то­ле­он, за его ве­ли­кое ми­ло­сер­дие и со­стра­да­тель­ность. Услы­шав Го­лос с Неба, во­и­ны упа­ли на ко­ле­ни пе­ред му­че­ни­ком и про­си­ли про­ще­ния.

Па­ла­чи от­ка­за­лись про­дол­жать казнь, но ве­ли­ко­му­че­ник Пан­те­ле­и­мон по­ве­лел вы­пол­нить при­каз им­пе­ра­то­ра. То­гда во­и­ны со сле­за­ми про­сти­лись с ве­ли­ко­му­че­ни­ком, це­луя его ру­ку. Ко­гда му­че­ни­ку от­сек­ли го­ло­ву, то из ра­ны вме­сте с кро­вью ис­тек­ло и мо­ло­ко, а мас­ли­на, к ко­то­рой был при­вя­зан свя­той, в этот мо­мент про­цве­ла и ис­пол­ни­лась це­ли­тель­ных пло­дов. Ви­дя это, мно­го лю­дей уве­ро­ва­ло во Хри­ста Иису­са. Те­ло свя­то­го Пан­те­ле­и­мо­на, бро­шен­ное в ко­стер, оста­лось непо­вре­жден­ным, и то­гда ни­ко­ми­дий­ский стра­сто­тер­пец был по­гре­бен хри­сти­а­на­ми на близ­ле­жа­щей зем­ле схо­ла­ста Ада­ман­тия.

Лав­рен­тий, Вас­сой и Про­ви­ан, слу­ги ве­ли­ко­му­че­ни­ка, на­пи­са­ли по­вест­во­ва­ние о жиз­ни, стра­да­ни­ях и кон­чине ве­ли­ко­му­че­ни­ка. Па­мять свя­то­го Пан­те­ле­и­мо­на из­древ­ле чтит­ся пра­во­слав­ным Во­сто­ком. Уже в IV ве­ке бы­ли воз­двиг­ну­ты хра­мы во имя свя­то­го в Се­ва­стии Ар­мян­ской и Кон­стан­ти­но­по­ле. Кровь и мо­ло­ко, ис­тек­шие при усе­че­нии свя­то­го, хра­ни­лись до Х ве­ка и по­да­ва­ли ве­ру­ю­щим ис­це­ле­ния.

Чест­ные мо­щи ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на ча­стич­ка­ми разо­шлись по все­му хри­сти­ан­ско­му ми­ру. Осо­бен­но мно­го их на Свя­той Го­ре Афон. Чест­ная и мно­го­це­леб­ная гла­ва его хра­нит­ся в Рус­ском Афон­ском Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре, в со­бор­ном хра­ме, по­свя­щен­ном его име­ни.

Чудотворная икона Пантелеймона Целителя. В Ни­ко­ми­дии на­ка­нуне 27 июля – дня па­мя­ти свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка – со­вер­ша­ет­ся тор­же­ствен­ный крест­ный ход с чу­до­твор­ной ико­ной свя­то­го. Ты­ся­чи лю­дей – пра­во­слав­ных хри­сти­ан и ино­слав­ных – ар­мян, ка­то­ли­ков, и да­же ма­го­ме­тане съез­жа­ют­ся сю­да и при­во­зят сот­ни боль­ных, ко­то­рые по­лу­ча­ют ис­це­ле­ние по мо­лит­вам свя­то­го.

По­чи­та­ние свя­то­го му­че­ни­ка в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви из­вест­но уже с XII ве­ка. Ве­ли­кий князь Изя­с­лав, в Свя­том Кре­ще­нии Пан­те­ле­и­мон, имел изо­бра­же­ние ве­ли­ко­му­че­ни­ка на сво­ем бо­е­вом шле­ме и его за­ступ­ни­че­ством остал­ся жив в сра­же­нии 1151 го­да. Под ко­ман­до­ва­ни­ем Пет­ра I рус­ские вой­ска одер­жа­ли в день па­мя­ти ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на две мор­ских по­бе­ды над шве­да­ми: в 1714 го­ду при Ган­гау­зе (Фин­лян­дия) и в 1720 го­ду при Грен­га­ме (неболь­шая га­вань на Аланд­ских ост­ро­вах).

Икона Пантелеймона Целителя, в чем помогает

Еще при жизни святой Пантелеимон прославился чудесными исцелениями болящих. Не случайно икона Пантелеймона Целителя представляет нам образ врача, святой изображен с лекарским ларцом. И сейчас, находясь перед престолом Божиим, он доносит наши молитвы Господу, о исцелении телесных и духовных немощей. По молитвам больных перед иконой святого Пантелеймона, происходят чудесные исцеления, о чем есть множество свидетельств. Святому Пантелеймону молятся готовящиеся к операции не только пациенты, но и их врачи. Его просят о укреплении здоровья своих родных и близких. Перед иконой великомученика не утихают благодарственные акафисты получивших исцеление больных и страждущих.

В цер­ков­ной кни­ге «Кондак», хра­ня­щей­ся в Ни­ко­ми­дий­ской мит­ро­по­лии, за­фик­си­ро­ва­но две ты­ся­чи ав­то­гра­фов гре­ков, ту­рок, ита­льян­цев и ар­мян, по­лу­чив­ших ис­це­ле­ние по мо­лит­вам ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на.

Имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на при­зы­ва­ет­ся при со­вер­ше­нии Та­ин­ства Еле­освя­ще­ния, освя­ще­ния во­ды и мо­лит­ве о немощ­ном. Па­мять его осо­бен­но тор­же­ствен­но со­вер­ша­ет­ся в Рус­ском Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре на Афоне. Со­бор во имя его по­стро­ен в 1826 го­ду по ти­пу древ­них Афон­ских хра­мов. В ал­та­ре, в дра­го­цен­ном ков­че­ге, хра­нит­ся глав­ная свя­ты­ня оби­те­ли – гла­ва свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на. За 8 дней до празд­ни­ка на­чи­на­ет­ся пред­праздн­ство.

В эти дни по­сле ве­чер­ни по­ют­ся мо­леб­ные ка­но­ны на 8 гла­сов, при­ме­ча­тель­но, что для каж­до­го дня име­ет­ся осо­бый ка­нон. В день празд­ни­ка со­вер­ша­ет­ся тор­же­ствен­ное все­нощ­ное бде­ние и ты­ся­чи го­стей и па­лом­ни­ков участ­ву­ют в Бо­го­слу­же­нии. По ру­ко­пис­ной Афон­ской служ­бе на­пе­ча­та­ны при­пе­вы на 9-й песне ка­но­на ве­ли­ко­му­че­ни­ку. По древ­ней тра­ди­ции па­лом­ни­ки Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви еже­год­но со­вер­ша­ют по­езд­ки в Гре­цию и на Свя­тую Го­ру Афон к дню па­мя­ти свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на.

Великомученику Пантелеимону молятся:

• о помощи в избавлении от алкоголизма, наркомании и иных зависимостей;
• о людях находящихся под воздействием злых духов;
• с просьбой об излечении от рака (для онкологических больных);
• о проведении успешной медицинской операции;
• о благополучной, здоровой беременности;
• о благополучных родах и рождении здорового ребенка;
• об избавлении от чревоугодия, о похудении и избавлении от лишнего веса

Купить икону Пантелеймона Целителя

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Пантелеймона Целителя. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу. Бесплатная доставка по Москве. При желании икона Пантелеймона Целителя может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Храм в плане имеет форму равноконечного креста, что символически означает, что Крест Христов – основа Церкви и ковчег спасения для людей. Пять глав храма являют образ Спасителя с четырьмя евангелистами. Верхняя часть храма представляет собой восьмигранный сруб, завершающийся шатровым куполом.В день Светлого Христова Воскресения юбилейного 2000 г. в храме была совершена первая Божественная литургия. В храме установлена крестильная купель с подогревом воды. В ней совершается Крещение с полным погружением. Приходом по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия издается газета «Пантелеимоновский Благовест».

Проезд: от Москвы с Казанского вокзала до станции «Ильинская», далее пешком по ул. Театральная до храма или автолайном № 16, остановка у прихода храма св. вмч. и целителя Пантелеимона; от Москвы с Казанского вокзала до станции «Отдых», далее с автовокзала автобусом № 23 или автолайном № 6, № 18 до храма св. вмч. и целителя Пантелеимона; от станции метро «Выхино» с автовокзала автобусом или автолайном № 424, № 478 до г. Жуковского, остановка у прихода храма св. вмч. и целителя Пантелеимона; от станции метро «Кузьминки» автобусом № 441 или автолайном № 525 до г. Жуковского, остановка у прихода храма св. вмч. и целителя Пантелеимона.

Московская обл., Раменский р-н, Жуковский, ул. Гагарина, 77а

В феврале 2018 года в нашей обители появился приписной храм — освященный в честь великомученика и целителя Пантелеимона храм при больнице Академии Наук (ЦКБ РАН). Небольшой уютный храм, спроектированный архитектором Г.П. Писаревым, как ласточкино
гнездо, прилепился к стенам вестибюля больничного здания. В результате необычного архитектурного решения получилось, что, не являясь самостоятельным зданием, храм в то же время не занимает внутренних больничных помещений. Попасть в него можно не выходя на улицу, что удобно и для больных и для персонала. Снаружи храм украшают мозаичые
иконы и арочные окна. Внутри все обустроено добротно и продуманно. Резной золоченый иконостас, нарядная настенная роспись (художник Т.А. Солоимская) радует не только глаз, но и сердце приходящих сюда, в то же время настраивая на молитвенный лад.

Храм вмч. Пантелеимона был освящен на Пасхальной неделе в 2005 году. В работах по оформлению документации, строительству и духовному окормлению больных и персонала ЦКБ РАН, принял активное участие настоятель храма Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново протоиерей Владимир Тимаков. Это было связано с тем, что в
больнице трудился врачом-анестезиологом священник Зосимо-Савватиевского храма иерей Алексий Тимаков, который и обратился за помощью к своему настоятелю.

Новоосвященный храм был некоторое время приписан к храму прпп. Зосимы и Савватия, клирики которого и совершали здесь богослужения, вначале один раз в неделю, в будние дни, с тем чтобы участвовать в них могли и пациенты и те кто их лечит — врачи и персонал больницы. Со временем служить стали чаще, на Пасху освящались праздничные снеди, на Богоявление — желающие запасались Крещенской водой.

С февраля нынешнего года попечение о храме вмч. Пантелеимона при ЦКБ РАН несет Алексеевский монастырь. Настоятельница игумения Ксения, сестры обители не оставляют храм своим вниманием и заботой. Служат в храме вмч. Пантелеимона клирики обители. Совершаются регулярные богослужения.
ФОТОГРАФИИ

Реакция респондентов на массовое поклонение мощам великомученика Пантелеймона дает, кажется, основания говорить о том, что в вопросах веры российские граждане сегодня обнаруживают немалую толерантность – качество, впринципе не слишком свойственное нашим соотечественникам и очень редко демонстрируемое ими, когда речь заходит об иных социальных (а тем более – политических) проблемах. При этом россияне весьма далеки от единства всуждениях о том, как надлежит интерпретировать это событие: чуть более трети опрошенных видят в многочасовой очереди, выстроившейся перед Храмом Христа Спасителя, симптом духовного оздоровления нашего общества, немногим более четверти – симптом его духовного кризиса.
Вопрос: Одни считают, что массовое поклонение святым мощам великомученика Пантелеймона – признак нравственного, духовного оздоровления российского общества. Другие считают, что массовое поклонение святым мощам великомученика Пантелеймона – признак нравственного, духовного кризиса российского общества. С каким мнением – первым или вторым – Вы согласны?

Россияне в целом Считаете ли Вы себя верующим человеком, и если да, то к какому вероисповеданию (конфессии) Вы себя относите?
Не считаю себя верующим человеком (31%) Православие (56%)
С первым
Со вторым
Затр. ответить

Естественно, люди, считающие себя православными, чаще склоняются к первой точке зрения, тогда как неверующие – ко второй или не разделяют ни ту, ни другую позицию. Однако и те, и другие не слишком категоричны. Менее половины ‘православных’ полагают, что происшедшее свидетельствует о духовном оздоровлении, причем на двух респондентов, согласных с такой трактовкой, здесь приходится один, занимающий противоположную позицию. Что же касается атеистов, то среди них соотношение между относительным меньшинством, говорящим о духовном оздоровлении, и относительным большинством, заявляющим о кризисе, является практически таким же – примерно 1:2, – но почти половина неверующих не берется оценивать рассматриваемое событие в этих категориях.
Однако существеннее, пожалуй, иное. Судя по ходу обсуждения этого сюжета на фокус-группах, респонденты, видящие в очередях к мощам великомученика свидетельство кризиса, как правило, совершенно не склонны осуждать тех, кто стоит в этих очередях, обвинять их в невежестве, мракобесии и т.д. Эти люди, полагают многие участники дискуссий, идут приложиться к мощам ‘от отчаяния’, поскольку никак не могут решить свои житейские проблемы:

  • ‘Они отчаявшиеся, которые туда пришли’.
  • ‘Я просто считаю, что когда тяжело живется, всегда люди обращаются кБогу. Так всегда было испокон веков. Поэтому действительно – от тяжелой жизни, чтобы забыться, мне кажется’.
  • ‘Ну, они так вот потому, что уже не к кому обратиться. Люди настолько уже потеряли веру во всю эту жизнь, поэтому уже стали обращаться к Богу, к Пантелею пошли’.
  • ‘Не думаю, чтобы там были благополучные люди, в этой очереди’.
  • ‘С надеждой решить свои проблемы’.
  • ‘Сколько сейчас врачей, колдунов, а больных еще больше. Сколько обманули. А здесь на психику действует… он может даже в чем-то лучше себя почувствовать’.
  • ‘У людей столько проблем, и они, многие, совершенно не знают, как решить свои проблемы, они ищут, действительно,… где угодно, хоть у гадалки, асвятые мощи – это не гадалка, это более существенно’.
  • ‘Когда трудно нам в жизни, мы обращаемся к Богу’.
  • ‘Вот только на Бога надежда’.

Когда участница дискуссии в Петербурге сказала о том, что, возможно, тоже пошла бы приложиться к мощам, если бы для этого не надо было ‘отстоять больше пяти часов’ (кстати, в таком ключе высказывались многие), то сразу несколько человек прокомментировали:

  • ‘Значит, у Вас не было такой необходимости’.
  • ‘Да, не было такой необходимости…’

И респондентка, не дошедшая до храма, согласилась:

  • ‘Да, это уже как последняя надежда. Значит, мы еще терпимо – ходим, живем’.

На московской фокус-группе респондент, рассказывая о своем знакомом, ходившем к мощам великомученика, характеризовал его так:

  • ‘Я не могу сказать, что глубоко верующий, но человек, погрязший в крупных своих личных проблемах, вызванных именно общим состоянием общества. Человек бьется, как рыба об лед, и ясное дело, получив иконку там, приложившись к этому… У него появляется какая-то надежда, что хоть мощи помогут’.

И, отвечая на вопрос модератора о том, удивило ли его поведение приятеля, заявил:

  • ‘Меня это не удивило, я это одобряю, хотя я человек и неверующий’.

И далее:

  • ‘С моей точки зрения это было бы закономерно для любого человека внашем обществе’.

Все или почти все приведенные реплики принадлежат, несомненно, неверующим. Полагая, что массовое поклонение мощам великомученика обусловлено отчаянием людей, не нашедших иных способов решить свои проблемы, и именно в этом смысле – косвенным свидетельством социального и духовного кризиса, они ни в коей мере не осуждают последних и, более того, сочувствуют им. Эта сочувственная интонация отчетливо слышится в ряде высказываний. Когда же в ходе одной из фокус-групп модератор сказал: ‘Многие считают, что такое проявление – это темное общество…’, его немедленно перебили:

  • ‘Больное общество!’.
  • ‘Народ не темный, он больной. Всесторонне больной’.

Поправка принципиальная: в словах ‘темное общество’ заключено, безусловно, осуждение в адрес людей с ‘религиозными предрассудками’. Тезис же о том, что общество и народ ‘больны’, в российской политической культуре, традиционно возлагающей ответственность за любые социальные болезни на власть, на ‘сильных мира сего’, на внешние силы, на объективные обстоятельства – но не на сам народ, такого осуждения не содержит.
Даже немногочисленные участники дискуссии, взирающие на многочасовые очереди у Храма Христа спасителя с более или менее явным неодобрением, стараются адресовать это неодобрение не людям, пришедшим приложиться к мощам, а властям:

  • ‘Когда успеха в экономике нет, а война длится с прошлого века, а культурная жизнь тоже близка к сильному упадку, надо чего-то людям кинуть, чтобы было видно, что у нас в стране чего-то происходит хорошее, положительное’.

Один респондент даже усмотрел в происшедшем ‘руку Кремля’:

  • ‘Я думаю, что Путин знает, что его поддерживает часть православных. Вот именно на этом основано это. Это он такую кампанию ведет’.

Лишь пару раз в ходе дискуссий были обронены фразы о том, что ‘сейчас религия в моде’ – фразы, которые можно истолковать как косвенное осуждение людей, пришедших к мощам великомученика. И только одна участница фокус-группы, предварительно заявив, что ‘в душе у каждого человека есть Бог; вот именно в это надо верить’, произнесла антирелигиозную сентенцию:

  • ‘Нельзя ожидать неизвестно от чего и преклоняться неизвестно чему, моля о помощи’.

В целом же, повторим, подавляющее большинство участников дискуссий из числа неверующих демонстрировали полное расположение и сочувствие к тем, кто пришел к мощам. В то же время никто из участников фокус-групп не говорил о приезде мощей великомученика в Россию и оказанном им приеме как осудьбоносном, историческом событии, не произносил громких слов о духовном возрождении страны, не обличал атеистов.

Представляется, поэтому, что расхождения между гражданами, видящими в массовом поклонении этим мощам симптом духовного оздоровления, с одной стороны, и духовного кризиса, – с другой, не являются свидетельством некоего скрытого и потенциально опасного раскола между религиозной и светской культурой. Во всяком случае, никаких признаков агрессивности и фанатизма ни стой, ни с другой стороны в материалах групповых дискуссий усмотреть решительно нельзя. Даже абсолютно атеистически настроенный и решительно не верящий в чудодейственность мощей респондент из Воронежа, радикальный коммунист, непрерывно поминающий добрым словом Сталина, заявляет о том, что он, если бы у него была такая возможность, пошел бы приложиться к мощам, мотивируя это тем, что его кумир разрешил в 1941 г. провести крестный ход…
Вообще, как явствует из приведенных ниже данных, довольно многие респонденты, считающие поклонение мощам признаком духовного оздоровления, не верят в их чудодейственность и не хотели бы приложиться к ним, и в то же время – многие из числа видящих в таком поклонении проявление духовного кризиса, напротив, верят, что обращение к мощам может принести исцеление и утверждают, что пошли бы к ним, если бы смогли.

Россияне вцелом Массовое поклонение святым мощам великомученика Пантелеймона… – признак…
нравственного, духовного оздоровления нравственного, духовного кризиса
Если бы у Вас была такая возможность, Вы бы пошли или не пошли приложиться ксвятым мощам великомученика Пантелеймона?
Я ходил к мощам
Пошел бы
Не пошел бы
Затр. ответить
Вы верите или не верите, что обращение к святым мощам великомученика Пантелеймона может принести больному исцеление?
Верю
Не верю
Затр. ответить

В целом доля респондентов, заявляющих о неверии в чудодейственность мощей, несколько превосходит долю верящих в нее. Однако, судя по материалам групповых дискуссий, где этот вопрос достаточно подробно обсуждался, и твердая вера, и решительное отрицание встречаются сравнительно редко. Значительно чаще наши сограждане высказываются о чудодейственности мощей весьма осторожно и неоднозначно: Участники дискуссий охотно говорят об этом ‘психологическом моменте’, но так, что остается не вполне ясным, имеют ли они в виду самовнушение (как средство самоисцеления или самообмана) или веру как предпосылку исцеляющего воздействия мощей. Впечатление такое, что они и сами не вполне разделяют эти, принципиально разные точки зрения:

  • ‘Исцеление может принести все, что угодно’.
  • ‘Я думаю, что если человек верит, то
  • (мощи) должны помочь все-таки. Много зависит и от веры’.

  • ‘На человека может произвести эффект действия все, что угодно, в том числе и мощи, причем мощи сильнее, чем что-либо другое, даже если человек в это не верит’.
  • ‘Наверное, каждый человек, идя туда, имеет определенную цель. Он надеется на то, что эти мощи ему помогут. Возможно, помогают не те святые мощи, а тот настрой, который они дают. Мне кажется, что… если у тебя есть соответствующий настрой, то всё получится’.
  • ‘Если человеку приносит это какое-либо отключение, либо человек может просто воспрять духом, то это уже эффект’.

На вопрос о том, пошли ли бы они при возможности приложиться к мощам великомученика Пантелеймона, участники дискуссий отвечают, например, так: Такой, сугубо утилитарный подход к этому вопросу распространен весьма широко, и нередко он проявляется в том, что участники дискуссий, отвлекаясь оттемы, начинают заинтересованно обсуждать проблемы нетрадиционной медицины. Грань между проблемой эффективности разнообразных целительских техник, с одной стороны, и вопросом о возможности исцеления в результате обращения к мощам, – с другой, иногда оказывается для них просто незаметной.
Показательный пример. Отвечая на вопрос о том, верит ли она в чудодейственность мощей, участница фокус-группы заявляет:

  • ‘– Но моё мнение, что это абсолютный фарс в основном. Вот я работаю вотделе, у нас там был один никчёмный человек, пил, курил, знаем мы его. А сейчас экстрасенсом стал, бороду отпустил, верующий, к нему идут. Может, это и помогает, я не клевещу, но я не верю.

– Вы верите в чудотворные мощи? – возвращает ее к теме модератор.
– В это верю. Помогает. Я крестила внучку, она так плакала, минут 40, потом её святой водой умыли, в пеленочку замотали – она сразу успокоилась. Я не знаю, что произошло’.
Разумеется, некоторые участники дискуссий отвечают на вопрос однозначно:

  • ‘У меня мнение, что это все показуха. Я не верю’.

Но такая четкость позиции является редким исключением.
В целом, похоже, – хотя для такого утверждения, безусловно, требуются более веские аргументы, чем данные скромного исследования, посвященного частному вопросу, – что не только глубоко верующие, но и убежденные атеисты в нашем обществе весьма немногочисленны.
Но даже люди явно неверующие не склонны навязывать свое мнение тем, кто его не разделяет. ‘Я – нет, не верю, – говорит участница фокус-группы. – Но если человеку легче после этого, ну пусть идет, ну о чем разговор’.

  • ‘Мне кажется, это действительно личное дело’,

– вторит ей другой участник дискуссии. И весь ход фокус-групп свидетельствует о том, что постулат, согласно которому религиозные убеждения (или их отсутствие) – это частное дело гражданина, стал сегодня общепризнанным.

Храм вмч. и цел. Пантелеимона — относительно молодой больничный храм, построенный в 2000 году. Северо-Запад Москвы. Волоколамское шоссе, Покровское, Глебово, Стрешнево, Щукино. Здесь в тридцатые годы ХХ века начиналось строительство канала Москва — Волга. Сюда были согнаны тысячи заключённых, строились огромные бараки, в лагере НКВД люди жили, болели и умирали от невыносимых условий труда на строительстве канала. Медицинской помощи в первое время им ждать было неоткуда, разве что только от святого Пантелеимона. Ему молились, его небесным покровительством спасались.

Потом тут появилась больница, в которой подневольных строителей стали лечить. Рядом с ней, буквально на человеческих костях, стали расти и другие лечебницы, принадлежащие разным ведомствам, в том числе и железной дороге. В 1937 году канал был торжественно открыт. Правда, мы его знаем уже под другим названием — спустя десять лет, в 1947 году, в честь 800-летия столицы его переименовали в Канал имени Москвы. В год открытия канала Народный комиссариат путей сообщения постановил превратить свою больницу в крупный лечебный центр для железнодорожников и метростроевцев.

9 августа — день великомученика и целителя Пантелеимона, почитаемого на Руси едва ли меньше, чем Николай Чудотворец. А 15 августа 1937 года народный комиссар путей сообщения Лазарь Моисеевич Каганович подписал приказ следующего содержания: «Вновь выстроенную в Москве больницу Западной железной дороги организовать как Центральную клиническую больницу для оказания высококвалифицированной больничной помощи не только работникам дороги, но и рабочим и служащим железнодорожного транспорта всего Советского Союза, нуждающимся в серьёзной консультации и вмешательстве крупных медицинских сил. Подчинить эту больницу непосредственно Центральному врачебно-санитарному управлению НКПС». В декабре того же года больница была открыта. В течение долгих десятилетий она обозначалась на картах Москвы как ЦКБ № 1, хотя остановки трамвая и троллейбуса назывались более определённо: «Больница МПС». Весной 1997 года ЦКБ № 1 и ЦКБ № 3 были объединены в Центральную клиническую больницу МПС.

На рубеже тысячелетий персонал больницы обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с просьбой разрешить на территории клиники строительство православного храма в честь великомученика Пантелеимона. Святейший Патриарх с радостью откликнулся на эту просьбу. В течение трёх месяцев был зарегистрирован приход. Патриарх Алексий II и новый главный врач больницы Татьяна Григорьевна Мищерякова торжественно совершили закладку храма. В 1999 году указом Святейшего Патриарха протоиерей Стефан Жила стал настоятелем строящегося храма.

Одновременно был заложен фундамент нового главного корпуса. С этого дня Патриарх взял больницу МПС под своё особое покровительство, или, точнее сказать, — под своё духовное окормление. Наконец, строительство было закончено в самые невероятные сроки — за пять с половиной месяцев. Весной 2000 года храм был освящён Святейшим Патриархом. 30 декабря 2000 г. настоятелем был назначен иеромонах Гурий (Фёдоров). А осенью 2001-го в Россию прибыла честная глава великомученика и целителя Пантелеимона. Побывав во множестве русских храмов, она несколько дней находилась в Храме Христа Спасителя, куда приложиться к ней спешили толпы верующих. В присутствии самого святого, в честь которого открыт сей новый храм, состоялось как бы второе освящение этой больничной церкви.
В 2011 г. настоятелем храма назначен протоиерей Сергий Елисеев.
В 2018 г. настоятелем храма назначен иерей Пётр Михалёв.
Храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона возведён министерством путей сообщения России трудами Балтийской строительной компании. Освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 28 июня 2000 года. В 2000 году нам была подарена частица святых мощей из Свято-Пантелеимонова монастыря со Святой горы Афон.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *