Содержание
Рукописная икона Пантелеймона Целителя. На золотом фоне иконы изображена поясная фигура святого великомученика Пантелеймона Целителя. Взгляд святого устремлен на зрителя. Пантелеймон одет в красный гематий поверх синего хитона. Где красный цвет гематия святого символизирует мученический подвиг, кровь пролитую за Христа. Цвет синего хитона олицетворяет небесную чистоту великомученика. Колористическое решение иконы подчиняется общей гармонии образа, удачно построенного на контрасте алого, темно синего и золотого цвета. В левой руке Пантелеймон Целитель держит лекарский ларец, в правой мерную ложечку.
Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя. Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность.
Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику святого Пантелеймона.
Икона Пантелеймона Целителя выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.
Рукописная икона Пантелеймона Целителя: выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, темпера, олифа. Иконописец: Осипов Александр. 2016 год. Сергиев Посад.
Великомученик Пантелеймон целитель
Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном (что значит «по всему лев»), так как родители желали видеть его мужественным и бесстрашным юношей. Мать, святая Еввула (память 30 марта), воспитывала мальчика в христианской вере, но рано окончила свою земную жизнь. Тогда отец отдал Пантолеона в языческую школу, а затем обучал его медицинскому искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отличаясь красноречием, хорошим поведением и необыкновенной красотой, юный Пантолеон был представлен императору Максимиану (284–305), который захотел оставить его придворным врачом.
В это время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 тысяч христиан (память 28 декабря) в Никомидийской церкви в 303 году и страданий священномученика Анфима (память 3 сентября). Из окна уединенного домика святой Ермолай неоднократно видел благообразного юношу и прозорливо провидел в нем избранный сосуд благодати Божией. Однажды пресвитер позвал Пантолеона к себе и начал с ним беседу, во время которой изложил ему основные истины христианской веры. С этих пор Пантолеон стал ежедневно заходить к священномученику Ермолаю и с наслаждением слушал то, что открывал ему Божий служитель о Сладчайшем Иисусе Христе.
Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая извивалась тут же рядом. Исполнившись сострадания и жалости, Пантолеон стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет христианином и примет Святое Крещение. И по действию Божественной благодати ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах удивленного Пантолеона.
После этого чуда святой Ермолай крестил юношу во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Семь дней провел новокрещеный у своего духоносного учителя, впитывая в свое сердце богооткровенные истины святого Евангелия. Став христианином, Пантолеон часто беседовал со своим отцом, раскрывая ему лживость язычества и постепенно подготавливая к принятию христианства. В это время Пантолеон уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто другой не мог исцелить. «Свет глазам твоим возвратит Отец света. Бог истинный, – сказал ему святой, – во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!» Слепец тотчас же прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец святого – Евсторгий, и оба с радостью приняли Святое Крещение.
После смерти отца святой Пантолеон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, посещал в темницах узников и при этом исцелял страждущих не столько медицинскими средствами, сколько призыванием Господа Иисуса Христа. Это вызвало зависть, и врачи донесли императору, что святой Пантолеон христианин и лечит христианских узников.
Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но избранный страстотерпец Христов и благодатный врач исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного: «Во имя Господа Иисуса Христа, встань и будь здоров», – произнес святой Пантолеон, и больной тотчас выздоровел. Ожесточенный Максимиан приказал казнить исцеленного, а святого Пантолеона предал жесточайшим мукам. «Господи Иисусе Христе! Предстани мне в эту минуту, дай мне терпение, чтобы я до конца мог вынести мучение!» – молился святой и услышал голос: «Не бойся, Я с тобой». Господь явился ему «во образе пресвитера Ермолая» и укрепил перед страданиями.
Великомученика Пантолеона повесили на дереве и рвали тело железными крюками, обжигали свечами, растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Однако во всех истязаниях мужественный Пантолеон оставался невредимым и с дерзновением обличал императора. Господь неоднократно являлся святому и укреплял его. В это же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Они мужественно исповедали Сладчайшего Господа Иисуса и были обезглавлены (память 26 июля).
По повелению императора святого великомученика Пантолеона привели в цирк и бросили его на растерзание диким зверям. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Видя это, зрители поднялись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский! Да будет отпущен неповинный и праведный юноша!» Разъяренный Максимиан приказал воинам убить мечами всех, кто славил Господа Иисуса, и даже убить зверей, не тронувших святого мученика. Видя это, святой Пантолеон воскликнул: «Слава Тебе, Христе Боже, что не только люди, но и звери умирают за Тебя!»
Наконец, обезумевший от ярости Максимиан приказал отрубить великомученику Пантолеону голову. Воины привели святого на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик начал молиться Господу, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким как воск и не нанес никакой раны. Пораженные чудом, воины закричали: «Велик Бог христианский!» В это время Господь еще раз открылся святому, назвав его Пантелеимоном (что значит «многомилостивый») вместо прежнего имени Пантолеон, за его великое милосердие и сострадательность. Услышав Голос с Неба, воины упали на колени перед мучеником и просили прощения.
Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора. Тогда воины со слезами простились с великомучеником, целуя его руку. Когда мученику отсекли голову, то из раны вместе с кровью истекло и молоко, а маслина, к которой был привязан святой, в этот момент процвела и исполнилась целительных плодов. Видя это, много людей уверовало во Христа Иисуса. Тело святого Пантелеимона, брошенное в костер, осталось неповрежденным, и тогда никомидийский страстотерпец был погребен христианами на близлежащей земле схоласта Адамантия.
Лаврентий, Вассой и Провиан, слуги великомученика, написали повествование о жизни, страданиях и кончине великомученика. Память святого Пантелеимона издревле чтится православным Востоком. Уже в IV веке были воздвигнуты храмы во имя святого в Севастии Армянской и Константинополе. Кровь и молоко, истекшие при усечении святого, хранились до Х века и подавали верующим исцеления.
Честные мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру. Особенно много их на Святой Горе Афон. Честная и многоцелебная глава его хранится в Русском Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в соборном храме, посвященном его имени.
Чудотворная икона Пантелеймона Целителя. В Никомидии накануне 27 июля – дня памяти святого великомученика – совершается торжественный крестный ход с чудотворной иконой святого. Тысячи людей – православных христиан и инославных – армян, католиков, и даже магометане съезжаются сюда и привозят сотни больных, которые получают исцеление по молитвам святого.
Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с XII века. Великий князь Изяслав, в Святом Крещении Пантелеимон, имел изображение великомученика на своем боевом шлеме и его заступничеством остался жив в сражении 1151 года. Под командованием Петра I русские войска одержали в день памяти великомученика Пантелеимона две морских победы над шведами: в 1714 году при Гангаузе (Финляндия) и в 1720 году при Гренгаме (небольшая гавань на Аландских островах).
Икона Пантелеймона Целителя, в чем помогает
Еще при жизни святой Пантелеимон прославился чудесными исцелениями болящих. Не случайно икона Пантелеймона Целителя представляет нам образ врача, святой изображен с лекарским ларцом. И сейчас, находясь перед престолом Божиим, он доносит наши молитвы Господу, о исцелении телесных и духовных немощей. По молитвам больных перед иконой святого Пантелеймона, происходят чудесные исцеления, о чем есть множество свидетельств. Святому Пантелеймону молятся готовящиеся к операции не только пациенты, но и их врачи. Его просят о укреплении здоровья своих родных и близких. Перед иконой великомученика не утихают благодарственные акафисты получивших исцеление больных и страждущих.
В церковной книге «Кондак», хранящейся в Никомидийской митрополии, зафиксировано две тысячи автографов греков, турок, итальянцев и армян, получивших исцеление по молитвам великомученика Пантелеимона.
Имя святого великомученика Пантелеимона призывается при совершении Таинства Елеосвящения, освящения воды и молитве о немощном. Память его особенно торжественно совершается в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Собор во имя его построен в 1826 году по типу древних Афонских храмов. В алтаре, в драгоценном ковчеге, хранится главная святыня обители – глава святого великомученика Пантелеимона. За 8 дней до праздника начинается предпразднство.
В эти дни после вечерни поются молебные каноны на 8 гласов, примечательно, что для каждого дня имеется особый канон. В день праздника совершается торжественное всенощное бдение и тысячи гостей и паломников участвуют в Богослужении. По рукописной Афонской службе напечатаны припевы на 9-й песне канона великомученику. По древней традиции паломники Русской Православной Церкви ежегодно совершают поездки в Грецию и на Святую Гору Афон к дню памяти святого великомученика Пантелеимона.
Великомученику Пантелеимону молятся:
• о помощи в избавлении от алкоголизма, наркомании и иных зависимостей;
• о людях находящихся под воздействием злых духов;
• с просьбой об излечении от рака (для онкологических больных);
• о проведении успешной медицинской операции;
• о благополучной, здоровой беременности;
• о благополучных родах и рождении здорового ребенка;
• об избавлении от чревоугодия, о похудении и избавлении от лишнего веса
Купить икону Пантелеймона Целителя
В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Пантелеймона Целителя. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу. Бесплатная доставка по Москве. При желании икона Пантелеймона Целителя может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Храм в плане имеет форму равноконечного креста, что символически означает, что Крест Христов – основа Церкви и ковчег спасения для людей. Пять глав храма являют образ Спасителя с четырьмя евангелистами. Верхняя часть храма представляет собой восьмигранный сруб, завершающийся шатровым куполом.В день Светлого Христова Воскресения юбилейного 2000 г. в храме была совершена первая Божественная литургия. В храме установлена крестильная купель с подогревом воды. В ней совершается Крещение с полным погружением. Приходом по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия издается газета «Пантелеимоновский Благовест».
Проезд: от Москвы с Казанского вокзала до станции «Ильинская», далее пешком по ул. Театральная до храма или автолайном № 16, остановка у прихода храма св. вмч. и целителя Пантелеимона; от Москвы с Казанского вокзала до станции «Отдых», далее с автовокзала автобусом № 23 или автолайном № 6, № 18 до храма св. вмч. и целителя Пантелеимона; от станции метро «Выхино» с автовокзала автобусом или автолайном № 424, № 478 до г. Жуковского, остановка у прихода храма св. вмч. и целителя Пантелеимона; от станции метро «Кузьминки» автобусом № 441 или автолайном № 525 до г. Жуковского, остановка у прихода храма св. вмч. и целителя Пантелеимона.
Московская обл., Раменский р-н, Жуковский, ул. Гагарина, 77а
В феврале 2018 года в нашей обители появился приписной храм — освященный в честь великомученика и целителя Пантелеимона храм при больнице Академии Наук (ЦКБ РАН). Небольшой уютный храм, спроектированный архитектором Г.П. Писаревым, как ласточкино
гнездо, прилепился к стенам вестибюля больничного здания. В результате необычного архитектурного решения получилось, что, не являясь самостоятельным зданием, храм в то же время не занимает внутренних больничных помещений. Попасть в него можно не выходя на улицу, что удобно и для больных и для персонала. Снаружи храм украшают мозаичые
иконы и арочные окна. Внутри все обустроено добротно и продуманно. Резной золоченый иконостас, нарядная настенная роспись (художник Т.А. Солоимская) радует не только глаз, но и сердце приходящих сюда, в то же время настраивая на молитвенный лад.
Храм вмч. Пантелеимона был освящен на Пасхальной неделе в 2005 году. В работах по оформлению документации, строительству и духовному окормлению больных и персонала ЦКБ РАН, принял активное участие настоятель храма Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново протоиерей Владимир Тимаков. Это было связано с тем, что в
больнице трудился врачом-анестезиологом священник Зосимо-Савватиевского храма иерей Алексий Тимаков, который и обратился за помощью к своему настоятелю.
Новоосвященный храм был некоторое время приписан к храму прпп. Зосимы и Савватия, клирики которого и совершали здесь богослужения, вначале один раз в неделю, в будние дни, с тем чтобы участвовать в них могли и пациенты и те кто их лечит — врачи и персонал больницы. Со временем служить стали чаще, на Пасху освящались праздничные снеди, на Богоявление — желающие запасались Крещенской водой.
С февраля нынешнего года попечение о храме вмч. Пантелеимона при ЦКБ РАН несет Алексеевский монастырь. Настоятельница игумения Ксения, сестры обители не оставляют храм своим вниманием и заботой. Служат в храме вмч. Пантелеимона клирики обители. Совершаются регулярные богослужения.
ФОТОГРАФИИ
Реакция респондентов на массовое поклонение мощам великомученика Пантелеймона дает, кажется, основания говорить о том, что в вопросах веры российские граждане сегодня обнаруживают немалую толерантность – качество, впринципе не слишком свойственное нашим соотечественникам и очень редко демонстрируемое ими, когда речь заходит об иных социальных (а тем более – политических) проблемах. При этом россияне весьма далеки от единства всуждениях о том, как надлежит интерпретировать это событие: чуть более трети опрошенных видят в многочасовой очереди, выстроившейся перед Храмом Христа Спасителя, симптом духовного оздоровления нашего общества, немногим более четверти – симптом его духовного кризиса.
Вопрос: Одни считают, что массовое поклонение святым мощам великомученика Пантелеймона – признак нравственного, духовного оздоровления российского общества. Другие считают, что массовое поклонение святым мощам великомученика Пантелеймона – признак нравственного, духовного кризиса российского общества. С каким мнением – первым или вторым – Вы согласны?
|
Естественно, люди, считающие себя православными, чаще склоняются к первой точке зрения, тогда как неверующие – ко второй или не разделяют ни ту, ни другую позицию. Однако и те, и другие не слишком категоричны. Менее половины ‘православных’ полагают, что происшедшее свидетельствует о духовном оздоровлении, причем на двух респондентов, согласных с такой трактовкой, здесь приходится один, занимающий противоположную позицию. Что же касается атеистов, то среди них соотношение между относительным меньшинством, говорящим о духовном оздоровлении, и относительным большинством, заявляющим о кризисе, является практически таким же – примерно 1:2, – но почти половина неверующих не берется оценивать рассматриваемое событие в этих категориях.
Однако существеннее, пожалуй, иное. Судя по ходу обсуждения этого сюжета на фокус-группах, респонденты, видящие в очередях к мощам великомученика свидетельство кризиса, как правило, совершенно не склонны осуждать тех, кто стоит в этих очередях, обвинять их в невежестве, мракобесии и т.д. Эти люди, полагают многие участники дискуссий, идут приложиться к мощам ‘от отчаяния’, поскольку никак не могут решить свои житейские проблемы:
- ‘Они отчаявшиеся, которые туда пришли’.
- ‘Я просто считаю, что когда тяжело живется, всегда люди обращаются кБогу. Так всегда было испокон веков. Поэтому действительно – от тяжелой жизни, чтобы забыться, мне кажется’.
- ‘Ну, они так вот потому, что уже не к кому обратиться. Люди настолько уже потеряли веру во всю эту жизнь, поэтому уже стали обращаться к Богу, к Пантелею пошли’.
- ‘Не думаю, чтобы там были благополучные люди, в этой очереди’.
- ‘С надеждой решить свои проблемы’.
- ‘Сколько сейчас врачей, колдунов, а больных еще больше. Сколько обманули. А здесь на психику действует… он может даже в чем-то лучше себя почувствовать’.
- ‘У людей столько проблем, и они, многие, совершенно не знают, как решить свои проблемы, они ищут, действительно,… где угодно, хоть у гадалки, асвятые мощи – это не гадалка, это более существенно’.
- ‘Когда трудно нам в жизни, мы обращаемся к Богу’.
- ‘Вот только на Бога надежда’.
Когда участница дискуссии в Петербурге сказала о том, что, возможно, тоже пошла бы приложиться к мощам, если бы для этого не надо было ‘отстоять больше пяти часов’ (кстати, в таком ключе высказывались многие), то сразу несколько человек прокомментировали:
- ‘Значит, у Вас не было такой необходимости’.
- ‘Да, не было такой необходимости…’
И респондентка, не дошедшая до храма, согласилась:
- ‘Да, это уже как последняя надежда. Значит, мы еще терпимо – ходим, живем’.
На московской фокус-группе респондент, рассказывая о своем знакомом, ходившем к мощам великомученика, характеризовал его так:
- ‘Я не могу сказать, что глубоко верующий, но человек, погрязший в крупных своих личных проблемах, вызванных именно общим состоянием общества. Человек бьется, как рыба об лед, и ясное дело, получив иконку там, приложившись к этому… У него появляется какая-то надежда, что хоть мощи помогут’.
И, отвечая на вопрос модератора о том, удивило ли его поведение приятеля, заявил:
- ‘Меня это не удивило, я это одобряю, хотя я человек и неверующий’.
И далее:
- ‘С моей точки зрения это было бы закономерно для любого человека внашем обществе’.
Все или почти все приведенные реплики принадлежат, несомненно, неверующим. Полагая, что массовое поклонение мощам великомученика обусловлено отчаянием людей, не нашедших иных способов решить свои проблемы, и именно в этом смысле – косвенным свидетельством социального и духовного кризиса, они ни в коей мере не осуждают последних и, более того, сочувствуют им. Эта сочувственная интонация отчетливо слышится в ряде высказываний. Когда же в ходе одной из фокус-групп модератор сказал: ‘Многие считают, что такое проявление – это темное общество…’, его немедленно перебили:
- ‘Больное общество!’.
- ‘Народ не темный, он больной. Всесторонне больной’.
Поправка принципиальная: в словах ‘темное общество’ заключено, безусловно, осуждение в адрес людей с ‘религиозными предрассудками’. Тезис же о том, что общество и народ ‘больны’, в российской политической культуре, традиционно возлагающей ответственность за любые социальные болезни на власть, на ‘сильных мира сего’, на внешние силы, на объективные обстоятельства – но не на сам народ, такого осуждения не содержит.
Даже немногочисленные участники дискуссии, взирающие на многочасовые очереди у Храма Христа спасителя с более или менее явным неодобрением, стараются адресовать это неодобрение не людям, пришедшим приложиться к мощам, а властям:
- ‘Когда успеха в экономике нет, а война длится с прошлого века, а культурная жизнь тоже близка к сильному упадку, надо чего-то людям кинуть, чтобы было видно, что у нас в стране чего-то происходит хорошее, положительное’.
Один респондент даже усмотрел в происшедшем ‘руку Кремля’:
- ‘Я думаю, что Путин знает, что его поддерживает часть православных. Вот именно на этом основано это. Это он такую кампанию ведет’.
Лишь пару раз в ходе дискуссий были обронены фразы о том, что ‘сейчас религия в моде’ – фразы, которые можно истолковать как косвенное осуждение людей, пришедших к мощам великомученика. И только одна участница фокус-группы, предварительно заявив, что ‘в душе у каждого человека есть Бог; вот именно в это надо верить’, произнесла антирелигиозную сентенцию:
- ‘Нельзя ожидать неизвестно от чего и преклоняться неизвестно чему, моля о помощи’.
В целом же, повторим, подавляющее большинство участников дискуссий из числа неверующих демонстрировали полное расположение и сочувствие к тем, кто пришел к мощам. В то же время никто из участников фокус-групп не говорил о приезде мощей великомученика в Россию и оказанном им приеме как осудьбоносном, историческом событии, не произносил громких слов о духовном возрождении страны, не обличал атеистов.
Представляется, поэтому, что расхождения между гражданами, видящими в массовом поклонении этим мощам симптом духовного оздоровления, с одной стороны, и духовного кризиса, – с другой, не являются свидетельством некоего скрытого и потенциально опасного раскола между религиозной и светской культурой. Во всяком случае, никаких признаков агрессивности и фанатизма ни стой, ни с другой стороны в материалах групповых дискуссий усмотреть решительно нельзя. Даже абсолютно атеистически настроенный и решительно не верящий в чудодейственность мощей респондент из Воронежа, радикальный коммунист, непрерывно поминающий добрым словом Сталина, заявляет о том, что он, если бы у него была такая возможность, пошел бы приложиться к мощам, мотивируя это тем, что его кумир разрешил в 1941 г. провести крестный ход…
Вообще, как явствует из приведенных ниже данных, довольно многие респонденты, считающие поклонение мощам признаком духовного оздоровления, не верят в их чудодейственность и не хотели бы приложиться к ним, и в то же время – многие из числа видящих в таком поклонении проявление духовного кризиса, напротив, верят, что обращение к мощам может принести исцеление и утверждают, что пошли бы к ним, если бы смогли.
|
В целом доля респондентов, заявляющих о неверии в чудодейственность мощей, несколько превосходит долю верящих в нее. Однако, судя по материалам групповых дискуссий, где этот вопрос достаточно подробно обсуждался, и твердая вера, и решительное отрицание встречаются сравнительно редко. Значительно чаще наши сограждане высказываются о чудодейственности мощей весьма осторожно и неоднозначно: Участники дискуссий охотно говорят об этом ‘психологическом моменте’, но так, что остается не вполне ясным, имеют ли они в виду самовнушение (как средство самоисцеления или самообмана) или веру как предпосылку исцеляющего воздействия мощей. Впечатление такое, что они и сами не вполне разделяют эти, принципиально разные точки зрения:
- ‘Исцеление может принести все, что угодно’.
- ‘Я думаю, что если человек верит, то
- ‘На человека может произвести эффект действия все, что угодно, в том числе и мощи, причем мощи сильнее, чем что-либо другое, даже если человек в это не верит’.
- ‘Наверное, каждый человек, идя туда, имеет определенную цель. Он надеется на то, что эти мощи ему помогут. Возможно, помогают не те святые мощи, а тот настрой, который они дают. Мне кажется, что… если у тебя есть соответствующий настрой, то всё получится’.
- ‘Если человеку приносит это какое-либо отключение, либо человек может просто воспрять духом, то это уже эффект’.
(мощи) должны помочь все-таки. Много зависит и от веры’.
На вопрос о том, пошли ли бы они при возможности приложиться к мощам великомученика Пантелеймона, участники дискуссий отвечают, например, так: Такой, сугубо утилитарный подход к этому вопросу распространен весьма широко, и нередко он проявляется в том, что участники дискуссий, отвлекаясь оттемы, начинают заинтересованно обсуждать проблемы нетрадиционной медицины. Грань между проблемой эффективности разнообразных целительских техник, с одной стороны, и вопросом о возможности исцеления в результате обращения к мощам, – с другой, иногда оказывается для них просто незаметной.
Показательный пример. Отвечая на вопрос о том, верит ли она в чудодейственность мощей, участница фокус-группы заявляет:
- ‘– Но моё мнение, что это абсолютный фарс в основном. Вот я работаю вотделе, у нас там был один никчёмный человек, пил, курил, знаем мы его. А сейчас экстрасенсом стал, бороду отпустил, верующий, к нему идут. Может, это и помогает, я не клевещу, но я не верю.
– Вы верите в чудотворные мощи? – возвращает ее к теме модератор.
– В это верю. Помогает. Я крестила внучку, она так плакала, минут 40, потом её святой водой умыли, в пеленочку замотали – она сразу успокоилась. Я не знаю, что произошло’.
Разумеется, некоторые участники дискуссий отвечают на вопрос однозначно:
- ‘У меня мнение, что это все показуха. Я не верю’.
Но такая четкость позиции является редким исключением.
В целом, похоже, – хотя для такого утверждения, безусловно, требуются более веские аргументы, чем данные скромного исследования, посвященного частному вопросу, – что не только глубоко верующие, но и убежденные атеисты в нашем обществе весьма немногочисленны.
Но даже люди явно неверующие не склонны навязывать свое мнение тем, кто его не разделяет. ‘Я – нет, не верю, – говорит участница фокус-группы. – Но если человеку легче после этого, ну пусть идет, ну о чем разговор’.
- ‘Мне кажется, это действительно личное дело’,
– вторит ей другой участник дискуссии. И весь ход фокус-групп свидетельствует о том, что постулат, согласно которому религиозные убеждения (или их отсутствие) – это частное дело гражданина, стал сегодня общепризнанным.
Храм вмч. и цел. Пантелеимона — относительно молодой больничный храм, построенный в 2000 году. Северо-Запад Москвы. Волоколамское шоссе, Покровское, Глебово, Стрешнево, Щукино. Здесь в тридцатые годы ХХ века начиналось строительство канала Москва — Волга. Сюда были согнаны тысячи заключённых, строились огромные бараки, в лагере НКВД люди жили, болели и умирали от невыносимых условий труда на строительстве канала. Медицинской помощи в первое время им ждать было неоткуда, разве что только от святого Пантелеимона. Ему молились, его небесным покровительством спасались.
Потом тут появилась больница, в которой подневольных строителей стали лечить. Рядом с ней, буквально на человеческих костях, стали расти и другие лечебницы, принадлежащие разным ведомствам, в том числе и железной дороге. В 1937 году канал был торжественно открыт. Правда, мы его знаем уже под другим названием — спустя десять лет, в 1947 году, в честь 800-летия столицы его переименовали в Канал имени Москвы. В год открытия канала Народный комиссариат путей сообщения постановил превратить свою больницу в крупный лечебный центр для железнодорожников и метростроевцев.
9 августа — день великомученика и целителя Пантелеимона, почитаемого на Руси едва ли меньше, чем Николай Чудотворец. А 15 августа 1937 года народный комиссар путей сообщения Лазарь Моисеевич Каганович подписал приказ следующего содержания: «Вновь выстроенную в Москве больницу Западной железной дороги организовать как Центральную клиническую больницу для оказания высококвалифицированной больничной помощи не только работникам дороги, но и рабочим и служащим железнодорожного транспорта всего Советского Союза, нуждающимся в серьёзной консультации и вмешательстве крупных медицинских сил. Подчинить эту больницу непосредственно Центральному врачебно-санитарному управлению НКПС». В декабре того же года больница была открыта. В течение долгих десятилетий она обозначалась на картах Москвы как ЦКБ № 1, хотя остановки трамвая и троллейбуса назывались более определённо: «Больница МПС». Весной 1997 года ЦКБ № 1 и ЦКБ № 3 были объединены в Центральную клиническую больницу МПС.
На рубеже тысячелетий персонал больницы обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с просьбой разрешить на территории клиники строительство православного храма в честь великомученика Пантелеимона. Святейший Патриарх с радостью откликнулся на эту просьбу. В течение трёх месяцев был зарегистрирован приход. Патриарх Алексий II и новый главный врач больницы Татьяна Григорьевна Мищерякова торжественно совершили закладку храма. В 1999 году указом Святейшего Патриарха протоиерей Стефан Жила стал настоятелем строящегося храма.
Одновременно был заложен фундамент нового главного корпуса. С этого дня Патриарх взял больницу МПС под своё особое покровительство, или, точнее сказать, — под своё духовное окормление. Наконец, строительство было закончено в самые невероятные сроки — за пять с половиной месяцев. Весной 2000 года храм был освящён Святейшим Патриархом. 30 декабря 2000 г. настоятелем был назначен иеромонах Гурий (Фёдоров). А осенью 2001-го в Россию прибыла честная глава великомученика и целителя Пантелеимона. Побывав во множестве русских храмов, она несколько дней находилась в Храме Христа Спасителя, куда приложиться к ней спешили толпы верующих. В присутствии самого святого, в честь которого открыт сей новый храм, состоялось как бы второе освящение этой больничной церкви.
В 2011 г. настоятелем храма назначен протоиерей Сергий Елисеев.
В 2018 г. настоятелем храма назначен иерей Пётр Михалёв.
Храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона возведён министерством путей сообщения России трудами Балтийской строительной компании. Освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 28 июня 2000 года. В 2000 году нам была подарена частица святых мощей из Свято-Пантелеимонова монастыря со Святой горы Афон.