Пантелеймона целителя

Великомученик и целитель Пантелеимон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евстрогия и христианки Еввулы. Мальчика назвали Пантолеон (т.е. лев) – родители хотели вырастить мужественного и бесстрашного сына.

Мать Пантолеона ушла из жизни, когда мальчик был еще отроком. Отец отдал сына учиться в начальную языческую школу, по окончании которой юноша начал изучать врачебное искусство у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Император Максимиан (284-305), узнав о способностях одаренного ученика, призвал его ко двору.

Напомним, что в 303 году шли гонения на христиан, было сожжено около 20 тысяч верующих христиан в Никомидийской церкви. После этого в городе тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Пантолеон часто проходил мимо их убежища, один из просвитеров позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере, это стало началом нового этапа в жизни юного целителя.

Однажды Пантолеон увидел на улице укушенного ехидной ребенка, в его случае медицина была уже бессильна. Пантолеон начал молиться Господу о том, чтобы тот даровал ребенку жизнь. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Бог услышал молитву целителя, и Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон, что означает Всемилостивый. Пантелеимон доказал и своему отцу Евстрогию, как вера и сильная молитва может спасать не только души, но и исцелять физические недуги. После того, как отец увидел, что сын молитвой исцелил слепца, он также уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.

Всю свою жизнь Пантелеимон посвятил страждущим, больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех, кто к нему обращался, посещал узников в темницах. Слухи о милостивом враче быстро распространились, все больше жителей города старались попасть к целителю Пантелеимону.

Императору донесли, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал своего любимого врача опровергнуть донос и принести жертву идолам, но Пантелеимон исповедовал себя христианином и на глазах императора молитвой исцелил расслабленного. Такого стерпеть Максимиан не смог, в злобе он велел казнить исцеленного, благодарившего Христа, а Пантелеимона предал жесточайшим мукам. Но вера целителя была крепка, что еще больше раззадоривало императора. Истерзанный великомученик был брошен на расправу диким зверям в цирке. Однако звери не тронули святителя, а стали зализывать его раны. Зрители, увидев такое чудо, скандировали: «Велик Бог христианский!». Император был в ярости. Охваченный злобой, он приказал своим воинам убивать всех, кто славил Христа, а великомученика Пантелеимона обезглавить.

Услужливые войны привязали святого к масличному дереву, но тот, не обращая внимания на боль и страдания, молился Господу. Вдруг послышался голос, он звал Пантелеимона по имени в Небесное Царство. Услышав это, воины осознали свою вину, упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Но Пантелеимон повелел им выполнить приказ императора.

Маслина, к которой был привязан святой, покрылась плодами, люди, присутствовавшие на казни, уверовали в Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось неповрежденным огнем и было погребено христианами. Слуги великомученика Пантелеимона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине святого великомученика.

Святые мощи великомученика частичками разошлись по всему христианскому миру, честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеимона.

Известно, что Русская Православная Церковь почитает святого великомученика с ХII века. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, сын святого Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Однажды, в битве 1151 года, это спасло ему жизнь.

При Петре I в праздник святого великомученика русская армия дважды одерживала победы в Северной войне – в 1714 году при Гангуте, что стало первой победой русского флота над шведами, и Гренгаме в 1720 году. Спустя два года император приказал построить храм во имя святого Пантелеимона в Санкт-Петербурге.

В конце XIX века праздник святого Пантелеимона был московским торжеством. Каждый год 9 августа (27 июля по старому стилю) крестный ход отправлялся из часовни к Богоявленскому монастырю.

В обычные дни православные москвичи ходили в Пантелеимоновскую часовню за освященным лампадным маслом, используя его в лечебных целях. Даже Марина Цветаева упоминала в своих стихах: «На каторжные клейма, на всякую болесть Младенец Пантелеймон у нас целитель есть».

В 1927 году, незадолго до закрытия часовни, здесь совершилось чудесное исцеление от рака больного иудея Григория Кальмановича, и это чудо привело его к христианству и принятию Святого Крещения. Болезнь находилась уже в той стадии, когда врачи сочли лечение бесполезным и определили срок оставшейся ему жизни в две недели. По пути из клиники Кальманович ехал мимо часовни и вдруг испытал неимоверное желание зайти в нее. Жена отговаривала: иудеям не место в христианском храме, но он все же зашел в часовню. Там шел молебен. Больной в слезах простоял всю службу перед образом целителя, а после с трепетом приложился к иконе. Боль отпустила. Григорий почувствовал себя здоровым. Когда врачи вновь осмотрели его, то не нашли никаких следов заболевания. Исцелившийся вернулся домой и немедленно отправился в местный храм, поведав свою историю священнику, и с радостью принял христианскую веру.

После революции власти запретили выносить чудотворный образ Пантелеимона на улицу в праздники. Часовня сначала была закрыта, а позднее и вовсе сломана вместе с крепостной стеной Китай-города. Чудотворный образ великомученика Пантелеимона и ковчег со святыми мощами из его часовни находится ныне в Воскресенском храме в Сокольниках.

В Русской Православной Церкви целитель Пантелеимон почитается не только как врач, но и как покровитель воинов. Ведь первое имя у целителя Пантолеон – «лев во всем». Многие в молитве обращаются к целителю Пантелеимону с просьбой о врачевании и душевных ран. Ведь порой они гораздо опаснее физических травм.

Подготовлено при поддержке издательства «Сибирская Благозвонница»

В Свято-Никольском соборе Алма-Аты хранится великая святыня – украшенный эмалями ковчег с многоцелебными мощами великомученика Пантелеимона – частью его честной главы.

Честные мощи великомученика – дар Свято-Никольскому собору епископа Туркестанского и Ташкентского Димитрия (Абашидзе), в схиме Антония, – прославленного на состоявшемся 14 июня 2011 года заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви в лике святых.
По просьбе православных верующих Туркестанской епархии епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе) в 1910 году направил настоятелю Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря просьбу – благословить жителей Семиречья частицей мощей великомученика Пантелеимона. Вскоре часть главы целителя Пантелеимона, а также частицы мощей святителя Григория Богослова и святителя Нифонта, Патриарха Цареградского, были переданы Кинотом святой горы Афон на Афонское подворье в Одессе, где их встретил посланный от епископа Димитрия диакон Никольской церкви города Верного Стефан Пономарев.
В день праздника целителя Пантелеимона, 27 июля (9 августа по новому стилю), святыни были торжественно встречены в десяти верстах от города Верного крестным ходом. Великий афонский дар — часть главы целителя Пантелеимона, частицы мощей святителя Григория Богослова и святителя Нифонта, Патриарха Цареградского — был принят у отца Стефана возглавлявшим шествие священником Александром Скальским. Близ города у Иверско-Серафимовской женской обители святыню земным поклоном почтил Преосвященный епископ Димитрий со всем духовенством. Владыка, прочитав молитву святому Великомученику, поднял над головой ковчег и вошел под приготовленный в виде изящной часовни балдахин, несомый хоругвеносцами. Войска длинной цепью сопровождали святыню и духовенство. За святыней следовал губернатор, военный хор всю дорогу исполнял «Коль славен».
Крестный ход прибыл в Свято-Никольский собор. Владыка вошел в алтарь и на святом престоле поставил ковчег со святыней. Началась Божественная Литургия, после которой Его Преосвященство, подняв святые мощи, крестным ходом проследовал вокруг церкви на соборную площадь, где при огромном стечении народа совершил молебен с водоосвящением, прочитал акафист и затем со святыней возвратился в церковь. «Нынешний день, – говорил в благодарственном слове староста Свято-Никольского собора, – навсегда останется в памяти нашего прихода. Нам кажется, что ныне вся вселенная разделяет наше торжество и воздает хвалу величию Божию».

Святой Великомученик Пантелеймон целитель

При жизни св. Пантелеймон был врачом от тяжелых гнойных болезней. Христиане верят, что икона Святого Великомученика является чудотворной. У иконы Пантелеймона просят помощи не только православные, но и люди иного вероисповедания, верящие в чудодейственные свойства иконы. К его образу обращаются с просьбой исцелить не только физические, но и душевные раны. Икона Святого целителя Пантелеймона защищает от множества недугов и оберегает жизнь верующего. Икону Пантелеймона целителя дарят родным и близким друзьям, а также ее принято покупать в подарок врачам, военным и морякам.

Наша фабрика «Гливи», в отличие от работ других иконописных мастерских, предлагает заказать икону Святого Пантелеймона, изготовленную из настоящего итальянского мрамора. В нашем салоне в Минске также можно купить икону Пантелеймона в подарок врачу или военному по случаю важного события, такого как юбилей или профессиональный праздник, а также болеющему близкому человеку.

Святой Пантелеймон целитель биография (история)

Если опираться на мартирологические записи, не может быть каких-либо сомнений в том, что великомученик с таким именем существовал в реальности, не смотря на то, что житие Святого Пантелеймона изобилует множеством событий, которые могут интерпретироваться нашими современниками не иначе как фантастические. При рождении нареченный Пантолеоном, будущий Святой родился в Никомедии, городе, располагавшемся на подступах к Константинополю на берегу Мраморного моря. Его отец Евстрогий был знатным язычником, тогда как мать, Святая Еввула была тайной христианкой, пытавшейся воспитывать сына в вере, вплоть до самой своей кончины, случившейся незадолго до начала великих гонений на христиан со стороны императора Диоклетиана. После ее смерти, Пантелеймон отошел от христианской веры и будучи отроком был отправлен отцом в школу для язычников, а позже был представлен знаменитому, в то время, врачу Евфросину, чтобы постигать основы врачебного мастерства.

На этом поприще он достиг значительных успехов, причем настолько, что его заметил сам император Максимиан, возжелавший видеть талантливого врача при своем дворе. К вере же Пантелеймон вернулся благодаря усилиям пресвитера Ермолая Никомидийского, заметивший юного врача, когда Ермолай, скрываясь в некоем доме от гонений вместе с Ермиппом и Ермократом, проводил проповедь среди язычников, в числе которых и был юный Пантелеймон.

Святой Альфонс Лигуори писал об этом инциденте:

«Он изучал медицину с таким успехом, что император Максимиан назначил его своим врачом. Однажды, когда наш Святой беседовал со Святым священником по имени Ермолай, последний, восхищаясь его похвальными успехи в изучении медицины, произнес следующее так: «Но, друг мой, в чем польза всех твоих достижений в этом искусстве, когда ты не знаешь ничего о науке спасения?»

Этим выражением началась долгая беседа, в которой Ермолай объяснил юному Пантелеймону основные постулаты веры христианства, а в завершении сказал, что для того что бы быть по-настоящему счастливым, нужно быть христианином. Согласно житию Святого Пантелеймона, некоторое время спустя произошел один случай, когда Пантелеймон, во время прогулки обнаруживает лежащего на земле ребенка, погибшего от укуса ядовитой змеи. Ужаснувшись, Пантелеймон, в порыве внезапного вдохновения произносит: «Во имя Иисуса Христа, восстань!» После чего ребенок просто открыл глаза, как будто от долгого сна и пошел, а Пантелеймон сразу же отправился на поиски Святого Ермолая, от которого он впоследствии получил таинство крещения и свое имя — Пантелеймон.

Став истинно верующим Пантелеймон решил, что этот секрет счастья необходимо передать отцу, за неверие которого он сильно печалился. Однажды Евстрогий спросил его о причине скорби, и в сердцах Пантелеймон ответил:

«Отец блажь нашей религии вызывает у меня глубокую обеспокоенность. Если наши боги были простыми людьми, как они впоследствии могли стать божествами? Опять же, многие идолы образуются из той же глины, из которой мы создаем обычные горшки. Как же тогда мы можем принести жертву этим идолам, которые являются не более чем слепыми статуями?»

Отец Пантелеймона остался глубоко поражен этими словами юного Святого. Вскоре после этого к лекарю пришел слепой человек, дабы найти излечение от его хвори, ибо лекарства от других целителей не возымели эффекта. Пантелеймон, недолго думая, вознес молитву Иисусу Христу и человек в тот же момент был излечен от своей слепоты. После этого чуда как бывший слепой, так и отец были обращены в веру и впоследствии крещены.

Позже Пантелеймон распределяет все свое имущество среди своих слуг и бедных людей и начинает, без оплаты за свою работу, исцелять, чем вызывает большое недовольство у своих бывших коллег, так как своими действиями лишил их существенной части доходов. Важно отметить, что в те времена была эпоха великих гонений на христиан и их веру, из-за чего многие попадали в тюрьмы, где страдали от множественных ран и болезней. Так как Пантелеймон был достаточно мягкосердечным молодым человеком, то вполне естественно, что он постоянно посещал тюрьмы, где лечил заключенных, не жалея сил и времени, что, естественно, подняло его популярность среди людей до немыслимых пределов.

В последствии, от группы практикующих врачей на Пантелеймона поступает донос императору Максимиану, в котором указывается что он, помимо всех его злодеяний, является еще и верующим христианином. Император был поражен этому известию и, не поверив, сначала послал за тем самым слепым, которому помог Пантелеймон. По прибытии, исцеленный от слепоты человек был допрошен самим императором об обстоятельствах его исцеления Пантелеймоном. Человек честно рассказал о случившемся и признал, что после этого он стал христианином.

Максимиан напрасно пытался переубедить человека, что он был исцелен не Иисусом Христом, а богами. В конце концов человек молвил:

«Как это возможно, о император, что боги, которые сами слепы, способны дать зрение другим?»

Удрученным этим ответом, император тут же приказывает отрубить человеку голову и приказал привести к нему Пантелеймона. После доставки последнего во дворец, Максимиан упрекает лекаря за принятие христианской религии, несмотря на то, что он окружил его вниманием, всяческими почестями и богатствами. В конце концов их долго разговора юный Святой сказал следующее:

«Ваше величество возможно не осведомлено, но всех нас беспокоит происхождение этих богов, их страсти и их преступления. Как мы можем почитать их как богов рода человеческого, если они проявляют себя только тогда, когда мы не почтительны к ним? О император, если только один истинный Бог и он является Богом христиан. Дайте нам в Вашем присутствии дать доказательство истинности нашей веры.»

Император Максимиан согласился с устроить испытание между ним и языческими жрецами и попросил привести человека, пораженного неизлечимой болезнью. Призванные в тот же зал идолопоклонники пытались молиться своим богами, приносить им жертвы ради ниспослания чуда, но все было тщетно. Но как только Пантелеймон осенил крестным знаменем больного человека вместе с молитвой, человек сразу подскочил и прокричал:

«Я исцелен! Я вылечен! Нет другого бога, кроме бога христиан!»

Император напрасно старался убедить людей, лицезревших это чудо, что это чудотворное исцеление было результатом действия заклятий или магии. Более того, после этого большое количество людей уверовали в Христа, что окончательно разъярило Максимиана, после чего тот приказал вывести Пантелеймона на одну из площадей, где приказал с особым рвением истязать его. Факелы гасли, не достигая его тела, целителя пытались рвать железными крюками, колесовать, бросать в сосуд с кипящим оловом, но ничто не могло повредить его тело. В гневе император приказал бросить Пантелеймона с камнем на шее в море, но это также не возымело какого-либо эффекта. Даже дикие звери, к которым Пантелеймон был брошен на съедение, лишь лизали ему ноги.

В конце концов, Пантелеймон был приговорен к отсечению головы и был привязан к оливковому дереву где должен был быть рассечен мечами палачей, но их оружие не наносило никакого вреда, как будто было сделано из воска. Так продолжалось до тех пор, пока Пантелеймон не услышал глас с небес и не попросил палачей исполнить их работу. Согласно житию, из раны вместо крови потекло молоко, а дерево покрылось плодами. Что касается Святого Ермолая, вместе с Ермиппом и Ермократом, то они были казнены еще до Пантелеймона.

Мощи Святого Панталеона были переведены в Константинополь, а затем привезены во Францию. До наших дней сохранилась пробирка с кровью Святого, которая была сначала в городе Равелло, в Неаполитанское королевстве, а позже была перевезена в монастырь в Мадриде в 1616 году. Особенностью данной реликвии является то, что каждый год, 27 июня, кровь целителя переходит в жидкое состояние, по аналогии с кровью священномученика Януария в Неаполе. Глаза великомученика хранятся в Пантелеимоновом монастыре на Афоне, а многочисленные частицы мощей разбросаны по многим городам в РФ.

Икона Пантелеймона целителя значение. Иконография

В латинском жизнеописании, отредактированной в Деянии Святых (Акты Святых), Панталеон был целителем императора Максимиана, который обезглавил его, когда тот отказался отречься от своей христианской веры (июль, том 6, 412-421, Деяния Святых). За исключением нескольких статуй XIX века, Святого Панталеона изображают безбородым молодым человеком, что на самом деле редко можно встретить в православной иконописи, но благодаря этому удается сделать образ Пантелеймона целителя достаточно достоверным.

На самых ранних изображениях Святой указывает на книгу с крестом на ней, а между его грудью и правой рукой зажат некий медицинский инструмент. Существенная часть последующих иконописцев изображают инструмент тонким и вытянутым или вовсе в виде ложки, а сам инструмент находится непосредственно в правой руке, тогда как в левую руку обычно помещается коробка с медикаментами, напоминающей собой некую реликвию. Данная коробочка напрямую отсылает к целительству, которым Пантелеймон занимался при жизни. Если брать за основу более поздний внешний вид медицинского инструмента, то можно заметить, то он напоминает аналоги, которые использовались в средневековой хирургии для лечения катаракты, что может быть связано с историей в жизнеописании, в которой Пантелеймон лечит слепого (Деяния Святых, июль, том 6, 413-14).

Реже инструмент заменяется крестом или оливковой ветвью. В случае ветви, тут имеет место быть отсылка, ведь после того, как Пантелеймон был убит, оливковое дерево, к которому он был привязан, стало плодоносить (Деяния Святых, июль, том 6, 420), в то время как крест говорит о мучениской смерти целителя и уподобляет его Иисусу Христу. Еще реже Святого изображают с пером в правой руке, являющим собой, согласно одной из версий, весь тот багаж знаний и мудрость во врачебном деле, что он успел накопить за годы обучения в языческой школе. Иногда в изводе может присутствовать меч, выступающий одновременно как символ мучениства, так и символ, отсылающий на прежнее языческое имя — Пантолеон, чей дословный перевод звучит как «лев во всем», из-за чего его считают покровителем воинов.

Святого Пантелеимона чаще всего изображают в классических облачениях лекарей — сине-зеленой накидке с золотыми нарукавниками, голубой рубахе и бордовом плаще. В отдельных случаях через левое плечо Святого может быть перекинута узкая белая лента, своим внешним видом напоминающая орарь диаконов, согласно одному из толкований, символизирующий собой ангельское служение. Цвета, используемые при изображении целителя достаточно традиционны. Красный (бордовый), символизирует как любовь к людям, так и жертву, уплаченную Святым за свои убеждения, голубой – вечную чистоту, зеленый – вечную жизнь, а коричневый, в цвет которого иногда окрашивают плащ, говорит о конечности жизни на земле.

Существует групповое изображение 14 Святых Помощников, среди которых изображается и Святой Пантелеймон. На них руки Пантелеймона держат макушку головы, в которую вонзен шип. В некоторых источниках утверждается, что тут он изображается как тот, кто призван исцелять от головных болей. В тех же источниках утверждается, что в реальности перед казнью руки великомученика Пантелеймона были пригвождены к его голове, но в существенном количестве агиографических и литургических материалов об этом событии ничего не указано, включая «Жизнь самых известных церковных Святых» за авторством Святого Альфонса Лигуори. Примечательным является то, что шип всегда показан вставленным между двумя пальцев. Более вероятно подобная связь между целителем и головными болями возникают из-за множества чудотворных исцелений, приписываемых Святому Пантелеймону как вовремя его жизни, так и после его кончины. Особенно примечательная заметка в жизнеописании, согласно которой он мог излечить тех, кто испытывал страдания (дословно, «которые были обеспокоены болью», Деяния Святых, июль, том 6, 415).

В чем помогает икона Пантелеймона

Каждому Святому соответствует та добродетель, которой он занимался при жизни на земле. Пантелеймон получил дар исцелять, опираясь на свои познания в медицине и силу своей веры.

Пантелеймону возносят молитвы:

  • О здравии и исцелении себя или облегчении боли;
  • О здравии ребенка;
  • Об успокоении души;
  • О придании сил;
  • О исцелении душевных мук.

В церкви можно заказать молитву за тех, кому нездоровится. Они называются: сорокоуст, молебен. Также у иконы целителя Пантелеймона можно зажечь свечу и сотворить акафист. Просить Пантелеймона Целителя может любой человек, какой бы он ни был веры, ибо Святой одаривает своей милостью всех, кто нуждается в помощи. Но не отказываетесь от лекарств, а помощь Святого рассматривайте как очищение своей души от грехов. В иконостасе образ Пантелеймона принято размещать на восточной стороне, так, чтобы он был повернут лицом к входной двери.

Изготовление иконы Святого Пантелеймона целителя на заказ в Минске

Изготавливаемые нами на заказ иконы являются штучными и единственными в своем роде, что диктуется природой натурального камня, уникальный рисунок которого не будет повторяется даже в пределах одной плиты. В своей работе при производстве икон мы всегда опираемся на оригинальные изображения иконописцев и стараемся сделать так, чтобы рисунок камня сочетался и выгодно подчеркивал образ Святого .

Существенная часть работы производится без какой-либо механической обработки, а иконы Святых в объемно-рельефной и комбинированной техниках исполнения фактически имеют минимальный уровень художественной росписи, сводящейся к позолоте и прорисовке некоторых элементов.

При изготовлении икон мы используем исключительно натуральные материалы, такие как элитный итальянский мрамор, травертин, полудрагоценный оникс или даже кварцит. У нас Вы можете заказать икону Святого Пантелеймона в следующих техниках:

  • Иконы с рельефом.
  • Иконы выполненные с помощью сочетания нескольких сортов камня
  • Иконы в технике «под старину»
  • Плоскостные гравированные иконы, выполненные с применением художественных красок и потали

В нашем салоне в Минске Вы можете купить икону Святого Пантелеймона целителя, выбрав одну из тех, что есть в наличии.

Святой великомученик и целитель Пантелеимон — один из самых почитаемых святых Православной Церкви: едва ли мы найдем храм, где не было бы иконы святого. Среди раннехристианских целителей это пресвятое имя занимает особое место.

С древнейших времен св. Пантелеимон считается покровителем врачей. Молитвы болящих, с верой обращенные к нему, приносят облегчение исцеляют от физических и духовных недугов.

Память святого празднуется 9 августа по новому стилю

Житие

Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном (что значит «по всему лев»), так как родители желали видеть его мужественным и бесстрашным юношей. Мать, святая Еввула (память 30 марта), воспитывала мальчика в христианской вере, но рано окончила свою земную жизнь. Тогда отец отдал Пантолеона в языческую школу, а затем обучал его медицинс-кому искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отличаясь красноречием, хорошим поведением и необыкновенной красотой, юный Пантолеон был представлен императору Максимиану (284—305), который захотел оставить его придворным врачом.

В это время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 тысяч христиан (память 28 декабря) в Никомидийской церкви в 303 году и страданий священномученика Анфима (память 3 сентября). Из окна уединенного домика святой Ермолай неоднократно видел благообразного юношу и прозорливо провидел в нем избранный сосуд благодати Божией. Однажды пресвитер позвал Пантолеона к себе и начал с ним беседу, во время которой изложил ему основные истины христианской веры. С этих пор Пантолеон стал ежедневно заходить к священномученику Ермолаю и с наслаждением слушал то, что открывал ему Божий служитель о Сладчайшем Иисусе Христе.

Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая извивалась тут же рядом. Исполнившись сострадания и жалости, Пантолеон стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет христианином и примет святое Крещение. И по действию Божествен-ной благодати ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах удивленного Пантолеона.

После этого чуда святой Ермолай крестил юношу во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Семь дней провел новокрещенный у своего духоносного учителя, впитывая в свое сердце богооткровенные истины святого Евангелия. Став христианином, Пантолеон часто беседовал со своим отцом, раскрывая ему лживость язычества и постепенно подготавливая к принятию христианства. В это время Пантолеон уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто другой не мог исцелить. «Свет глазам твоим возвратит Отец света. Бог истинный, — сказал ему святой, — во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!» Слепец тотчас же прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец святого — Евсторгий, и оба с радостью приняли святое Крещение.

После смерти отца святой Пантолеон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, посещал в темницах узников и при этом исцелял страждущих не столько медицинскими средствами, сколько призыванием Господа Иисуса Христа. Это вызвало зависть, и врачи донесли императору, что святой Пантолеон христианин и лечит христианских узников.

Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но избранный страстотерпец Христов и благодатный врач исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного: «Во имя Господа Иисуса Христа, встань и будь здоров», — произнес святой Пантолеон, и больной тотчас выздоровел. Ожесточенный Максимиан приказал казнить исцеленного, а святого Пантолеона предал жесточайшим мукам. «Господи Иисусе Христе! Предстани мне в эту минуту, дай мне терпение, чтобы я до конца мог вынести мучение!» — молился святой и услышал голос: «Не бойся, Я с тобой». Господь явился ему «во образе пресвитера Ермолая» и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантолеона повесили на дереве и рвали тело железными крюками, обжигали свечами, растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Однако во всех истязаниях мужественный Пантолеон оставался невредимым и с дерзновением обличал императора. Господь неод-нократно являлся святому и укреплял его. В это же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Они мужественно исповедали Сладчайшего Господа Иисуса и были обезглавлены (память 26 июля).

По повелению императора святого великомученика Пантолеона привели в цирк и бросили его на растерзание диким зверям. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Видя это, зрители поднялись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский! Да будет отпущен неповинный и праведный юноша!» Разъяренный Максимиан приказал воинам убить мечами всех, кто славил Господа Иисуса, и даже убить зверей, не тронувших святого мученика. Видя это, святой Пантолеон воскликнул: «Слава Тебе, Христе Боже, что не только люди, но и звери умирают за Тебя!»

Наконец, обезумевший от ярости Максимиан приказал отрубить великомученику Пантолеону голову. Воины привели святого на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик начал молиться Господу, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Пораженные чудом, воины закричали: «Велик Бог христианский!» В это время Господь еще раз открылся святому, назвав его Пантелеимоном (что значит «многомилостивый») вместо прежнего имени Пантолеон, за его великое милосердие и сострадательность. Услышав Голос с Неба, воины упали на колени перед мучеником и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора. Тогда воины со слезами простились с великомучеником, целуя его руку. Когда мученику отсекли голову, то из раны вместе с кровью истекло и молоко, а маслина, к которой был привязан святой, в этот момент процвела и исполнилась целительных плодов. Видя это, много людей уверовало во Христа Иисуса. Тело святого Пантелеимона, брошенное в костер, осталось неповрежден-ным, и тогда Никомидийский страстотерпец был погребен христианами на близлежащей земле схоласта Адамантия.

Лаврентий, Вассой и Провиан, слуги великомученика, написали повествование о жизни, страданиях и кончине великомученика. Память святого Пантелеимона издревле чтится Православным Востоком. Уже в IV веке были воздвигнуты храмы во имя святого в Севастии Армянской и Константинополе. Кровь и молоко, истекшие при усечении святого, хранились до Х века и подавали верующим исцеления.

Честные мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру. Особенно много их на Святой Горе Афон. Честная и многоцелебная глава его хранится в Русском Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в соборном храме, посвященном его имени.

В Никомидии накануне 27 июля — дня памяти святого великомученика — совершается торжественный крестный ход с чудотворной иконой святого. Тысячи людей — православных христиан и инославных — армян, католиков и даже магометане съезжаются сюда и привозят сотни больных, которые получают исцеление по молитвам святого. В церковной книге «кондак», хранящейся в Никомидийской митрополии, зафиксировано две тысячи автографов греков, турок, итальянцев и армян, получивших исцеление по молитвам великомученика Пантелеимона.

Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с XII века. Великий князь Изяслав, в святом Крещении Пантелеимон, имел изображение великомученика на своем боевом шлеме и его заступничеством остался жив в сражении 1151 года. Под командованием Петра I русские войска одержали в день памяти великомученика Пантелеимона две морских победы над шведами: в 1714 году при Гангаузе (Финляндия) и в 1720 году при Гренгаме (небольшая гавань на Аландских островах).

Имя святого великомученика Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и молитве о немощном. Память его особенно торжественно совершается в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Собор во имя его построен в 1826 году по типу древних афонских храмов. В алтаре, в драгоценном ковчеге, хранится главная святыня обители — глава святого великомученика Пантелеимона. За 8 дней до праздника начинается предпразднство. В эти дни после вечерни поются молебные каноны на 8 гласов, примечательно, что для каждого дня имеется особый канон. В день праздника совершается торжественное всенощное бдение и тысячи гостей и паломников участвуют в Богослужении. По рукописной афонской службе напечатаны припевы на 9-й песне канона великомученику. По древней традиции паломники Русской Православной Церкви ежегодно совершают поездки в Грецию и на Святую Гору Афон к дню памяти святого великомученика Пантелеимона.

В нашем храме частица мощей святого целителя Пантелеимона появилась в 1999 году, из Верхотурского мужского монастыря при игумене Тихоне (Затёкине). Он дал частичку мощей, которая была специально оформлена в ковчежец для почитания.

Жизнеописание

Житие рассказывает, что святой великомученик Пантелеймон родился в Вифинии в городе Никомедии (в Малой Азии). Семья была богатой и знатной, но родители исповедовали разные религии: отец Евсторгий был язычником, а мать, святая Еввула, — христианкой. Сына назвали Пантолеоном, что означает «по всему лев». Мать воспитывала сына по христианским законам, но после ее ранней смерти отец отдал Пантолеона в языческую грамматическую школу. Там юноша стал изучать медицину у известного врача Евфросина. Пантолеон был очень красивый юноша, а также славился красноречием и хорошим поведением. После представления императору Максимилиану (284–305) он стал придворным врачом.

В те времена в городе тайно проживали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 тысяч христиан в Никейском храме в 303 году. Святой Ермолай увидел благообразного юношу, когда тот проходил мимо по улице, позвал его и стал расспрашивать о родителях, о вере и жизни. В своих беседах Ермолай излагал истины христианской веры, которыми Пантолеон искренне проникся, от святого же он узнал, что лучше всего лечить именем Христовым. Как-то Пантолеон увидел, как ядовитая змея укусила маленького ребенка. Он прочитал над умирающим молитву, призвал имя Христа, и тем вылечил его. Тогда Пантолеон принял христианство, его окрестил святой Ермолай и нарек именем Пантелеймон. После причастия Пантелеймон семь дней познавал Богооткровенные тайны. Он хотел, чтобы и отец его Евсторгий стал христианином. Но тот все отказывался. Тогда Пантелеймон на его глазах излечил слепого, сказав: «Свет глазам твоим возвратит Отец света, Бог истинный, во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!». Увидев это, Евсторгий крестился сам.

Пантелеймон лечил не только лекарствами, но и силой Божией, и этим обращал многих в христианство. Он посвятил свою жизнь убогим и страждущим, часто повторяя: «Всецелебная сила моя и слава Христос есть Истинный Бог». Слава о бескорыстном враче быстро разнеслась по городу. Жители шли к нему, оставляя других врачей, что вызвало зависть и недовольство. Кто-то донес императору, что Пантелеймон христианин.

Максимилиан, призвав святого Пантелеймона, просил принести жертву языческим богам. Но тот не соглашался, говоря, что не может отречься от сильного перед бессильным. Он предложил найти больного человека и посмотреть, кто сможет исцелить его: он или жрецы. Как ни старались языческие жрецы, они не смогли помочь тяжело больному. Тогда святой Пантелеймон сказал: «Во имя Господа и Христа, встань и будь здоров», и больной выздоровел. В ярости император повелел казнить исцелившегося, а Пантелеймона подвергнуть пыткам. Его повесили на дереве и рвали тело железными крючьями, обжигали свечами, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее, но Господь незримо был с ним, помогая перенести муки. Тогда святого бросили в цирк к разъяренным тиграм, но те лишь лизали его раны. Видя, что ничто не может сломить волю Пантелеймона, его решили казнить. Когда мученику отсекли голову, из раны вместе с кровью истекло молоко, а маслина, к которой он был привязан, процвела и исполнилась целительных плодов. Святой великомученик и целитель Пантелеймон погиб в 305 году и был погребен в земле схоласта Адамантия. Со временем честные мощи его частицами разошлись по всему свету. На Афоне хранится честная и многоцелебная глава святого, она находится в драгоценном ковчеге в соборном храме Русского Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *