Пасха в 2021 году

Пасхалия

(45 голосов: 4.5 из 5)

См. разделы: ВЕЛИКИЙ ПОСТ, ПАСХА, ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

  • Никейский Собор и вопрос о Пасхе прот. Ливерий Воронов
  • Реформа календаря и пасхалии: история и современность прот. Владимир Хулап
  • Календарь и пасхалия прот. Владимир Хулап
  • В поисках удобного времени иерей Сергий Лепин
  • Пасха и пасхалия игумен Илия (Жуков)
  • Пасхалия НКС
  • Пасха Крестная

Пасха́лия – система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018-2030 годы (по новому стилю)

Год Пасха Вознесение Господне День Святой Троицы
2018 8 апреля 17 мая 27 мая
2019 28 апреля 6 июня 16 июня
2020 19 апреля 28 мая 7 июня
2021 2 мая 10 июня 20 июня
2022 24 апреля 2 июня 12 июня
2023 16 апреля 25 мая 4 июня
2024 5 мая 13 июня 23 июня
2025 20 апреля 29 мая 8 июня
2026 12 апреля 21 мая 31 мая
2027 2 мая 10 июня 20 июня
2028 16 апреля 25 мая 4 июня
2029 8 апреля 17 мая 27 мая
2030 28 апреля 6 июня 16 июня

***

Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени

Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.

Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).

Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?

Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.

Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в-третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского календаря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.

Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.

Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.

В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».

Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.

Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.

Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний — сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах2 и в более позднее время3. Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,— не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей — пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?

В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку»4. Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, — говорит он, — совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это»1. Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.

Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.

Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.

Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.

Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.

1 Κὶοι μὲν ἀπὸ τῆς Ζυρίας ̓επεἰσθησαν (Афанасий Александрийский. О соборах, V).

2 Доклад проф. В. В. Болотова на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5-е к журналам заседания Комиссии, с. 37—38.

3 Последний раз такое совпадение имело место в 783 г.

4 Migne, Р. G., 1. 20, соl. 1073.

Источник: Богословские труды. М., 1971. Сб. 7. С. 211. Воспроизводится в сокращении.

***

В постановлении Никейского собора 325 года сказано, что Пасха празднуется по такому правилу: ждем весеннего равноденствия, затем первого полнолуния и после него первого воскресения. По юлианскому календарю равноденствие считается случившимся 22 марта, но это неверное предположение — оно наступает на 13 дней раньше! Значит, празднование Пасхи по юлианской пасхалии нарушает постановление Никейского собора!
Виктор Тростников.

***

Для точного определения дня Пасхи на каждый год разработаны особые правила, именуемые «пасхалией». Согласно принципам Александрийской пасхалии, принятой на Востоке, день Пасхи приурочен к первому воскре­сенью после той 14-й луны, которая приходится не ранее дня Весеннего равноденствия, 21 марта. В настоящее время эти астрономические принципы на Право­сла­вном Востоке не соблюдаются из-за сохранения расчетов пасхалии по юлианскому календарю, отстающего от астрономического на 13 дней (в XX–XXI вв.), а также из-за навязанной византийскими канонистами постоянной зависи­мо­сти сроков христианской Пасхи от Пасхи иудейской.
Так, в 2002 году первое воскресе­нье после астрономического равноденствия (21 марта) и полнолуния (это еврейская Пасха, 15 нисана = 28 марта, четверг) пришлось на 31 марта. Это и был законный день Пасхи у западных христиан, и он соответствовал всем нормам пасхалии, принятым I Вселенским Собором 325 года. Но по юлиан­скому календарю это воскресенье датировалось 18-м марта и не могло быть пасхальным, т. к. условное юлианское «равноденствие», отстающее от истинного на 13 суток, еще «не наступило»! Поэтому право­славные праздновали Пасху уже после второго весеннего полнолуния (так будет в 2016 и 2021 году).
Так происходит в каждом 5-м, 8-м, 11-м, 16-м и 19-м годах 19-летнего цикла. Тем самым Православная Церковь «явно нарушает те же постановления, за выполнение которых всё ещё продолжает бороться».
Ю. Рубан

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Пасха в христианской религии считается торжеством торжеств и праздником праздников, от которой зависит все остальные праздники, так называемого Пасхального круга. Но, как известно этот праздник не имеет определенной даты празднования, а узнать как правильно определять день Пасхи каждый год, поможет нижеописанная статья.

Почему Пасха празднуется в разные даты

В православной религии существуют как преходящие праздники, то бишь дата празднования, которых не имеет четко установленного дня, так и непреходящие, а именно те празднования, которые совершаются в один и тот же день ежегодно.

Одним из главных переходящих праздников, от дня проведения которого зависит чуть ли не большая часть богослужебного годичного круга является Пасха. Как правило, от нее зависит дни празднования Пятидесятницы, праздника Входа Господнего в Иерусалим, Вознесение, начало поста Великого и не только. К этому дню христиане пекут куличи пасхи и красят яйца, убираются в доме.

Как определяется дата Пасхи

Для первых верующих людей было достаточно проводить празднование в первое воскресенье спустя 7 дней после иудейского Воскресения Христового. Но после того, как Иерусалим пал в руины и произошло рассеивание народа еврейского, был утерян их главный ориентир в виде созревших колосьев и перед ними возник вопрос, как выполнить расчет даты Пасхи. Ответ нашелся довольно быстро, евреи, а за ними и христиане стали использовать для определения дня празднования лунные и солнечные календари.

Стоить отметить, что определение деня Пасхи у православных — сложный процесс. Основное правило при этом формулируют так: «Воскресение Христово справляют весной в первое воскресенье после полнолуния, которое наступает вслед за весенним равноденствием».

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

То есть, при расчете необходимо учитывать такие факторы:

  • лунный календарь (обращение ночного светила вокруг земной оси);
  • солнечный календарь (то есть обращение нашей планеты вокруг Солнца);
  • общепринятый день празднества – воскресенье.

В случае если наступление полнолуния приходится раньше 21 марта (дня весеннего равноденствия), то по пасхальным учитывается последующая фаза луны. А если же пасхальное полнолуние приходится на воскресенье, то тогда Светлое Воскресение Христово отмечается в следующее воскресенье.

Математический метод

Следует отметить, что при вычислении дня Воскресения Христова также можно использовать и математический метод, который выглядит следующим образом:

  1. Необходимо поделить число текущего года на цифру 19, а получившийся остаток обозначить буквой «А».
  2. Остаток, который получен от деления числа текущего года на 4, обозначается буквой «B», а через букву «C» обозначить остаток от деления числа текущего года на 7.
  3. Величину 19xА+15 и затем разделяем на 30. Полученный остаток назовем буквой «D».
  4. Остаточное число при делении на 7 величины 2xB+4xC+6xD+6 именуем «E».
  5. Выражение 22+D+E – определяет, когда будет совершаться празднования для первого весеннего месяца, а для апреля – D+E-9.

Например: берем 1996 г. от деления которого на число 19 получаем остаток 1 (A). При выполнении деления на 4 остаток будет равен нулю (B). Деля число года на 7 в конечном и тоге в остатке получим 1 (C). При продолжении вычислений, получаем следующие значения: D=4, а E=6. Исходя из этого следует, что 4+6-9=1, то есть день празднование Воскресения Христово приходится на первое число второго месяца весны.

Господь всегда с Вами!

Поскольку Пасха все время выпадает на разные даты, у многих возникает вопрос: как считают, когда будет Пасха, от какого дня, и почему она празднуется в разное время? Например, в 2020 году православные отметят главное торжество 19 апреля, а в 2021 — 2 мая.

Объясняется все очень просто: Пасху всегда отмечают в первое воскресенье, которое приходится после первого весеннего полнолуния. Наглядные примеры того, как высчитывают дату Пасхи, как посчитать, когда наступит Светлое Воскресенье, от какого дня исчисляется дата главного праздника христиан — представлены в статье.

Как считается православная Пасха: правила и примеры

Чтобы определить, как отсчитывается день Пасхи, нужно исходить из 2 основных правил:

  1. Хотя календарная весна наступает 1 марта, христиане начинают вести отсчет с 20 марта. Это день весеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи равны с точностью до минуты (по 12 часов). Причем в этот же день наступает и так называемая астрономическая весна – уже на следующие сутки продолжительность дня становится больше долготы ночи. Так будет продолжаться до осеннего равноденствия (22-23 сентября).
  2. Начиная с этого дня нужно ожидать первого полнолуния. Его называют первым весенним, а также пасхальным. Как только Луна станет полной, в ближайшее же воскресенье будут отмечать Светлую Пасху.

Однако здесь возникает еще один вопрос. В 2019 году первое полнолуние состоится как раз 21 марта, а Пасху отметят только 28 апреля. В чем же дело?

Здесь нужно иметь в виду, что светская страна Россия живет по Григорианскому календарю (новый стиль), как и большинство других стран мира. Однако православная церковь до сих пор рассчитывает все дни по Юлианскому календарю (старый стиль), т.е. на 13 позже.

Классический пример – это тот самый старый новый год, который, как мы знаем, отмечается в ночь с 13 на 14 января.

Таким образом, с этой точки зрения очень просто понять, как высчитывается Пасха у православных:

  1. Исходим из того, что весна наступает 2 апреля (по старому стилю, т.е. по Юлианскому календарю, который до сих пор используется в православии).
  2. Определяем ближайшее к этой дате полнолуние по Лунному календарю.
  3. Ближайшее воскресенье – это православная Пасха.

Как высчитывается Пасха на каждый год: формула Гаусса

А теперь несколько слов о том, как же высчитать Пасху самостоятельно. Вообще можно даже не знать, когда именно наступает полнолуние. При этом дату можно определить на любой год – хоть на 10 лет вперед.

Для этого применяют так называемую формулу Гаусса. На первый взгляд она кажется довольно сложной, хотя на самом деле чтобы разобраться в ней, достаточно знать только простейшую арифметику.

Итак, для расчета нам понадобится определить 5 величин – назовем их условно A, B, C, D и E. Также нам нужен год, в который определяем день торжества. Для примера возьмем 2019.

Алгоритм, как считается день Пасхи в православии (т.е. по старому календарю) следующий:

  1. Делим 2019 сначала на 19. Получаем остаток 5 – это величина А.
  2. Делим 2019 на 4. Получаем остаток 3 – это величина В.
  3. Делим 2019 на 7. Получаем остаток 3 – это величина С.
  4. Теперь производим такие действия: (19*А+15)/30. От этого деления нам тоже нужно взять только остаток – это 20 (величина D).
  5. Теперь производим такие действия: (2B+4C+6D+6)/7. Снова берем остаток от деления – в данном случае он равен 4 (величина E).

Теперь нужно выбрать одну из этих формул:

  1. 22+D+E (так определяется дата в марте).
  2. D+E-9 (так определяется дата в апреле).

Чтобы понять, какую именно формулу выбрать, сделаем расчеты по каждой из них: в первом случае получается 22+20+4 = 46. Это число не подойдет, потому что в 1 месяце не более 31 дня. Значит, берем вторую формулу: 20+4-9 = 15. Теперь прибавляем 13, поскольку нужно учесть разницу между старым и новым стилем. Получаем 28 апреля – именно в этот день и будет отмечаться Пасха в 2019 году.

Почему отличаются даты православной и католической Пасхи

До 1054 года христианская церковь оставалась единой, однако именно в то время она распалась на Западную (католическую) и Восточную (православную). Тем не менее, христиане отмечали одни и те же праздники в одни и те же дни. Изначально они пользовались Юлианским календарем, введенным еще в 1 веке нашей эры при Гае Юлии Цезаре.

Однако тот календарь не совсем точно определил общую продолжительность года – ошибка составила всего 12 минут, однако даже этого хватило, чтобы породить большие неточности. В итоге в конце 16 века Папа Римский Григорий XIII подготовил и провел реформу для уточнения летоисчисления.

Поскольку со времен Гая Юлия Цезаря прошло почти 1500 лет, пришлось «сдвигать» время сразу на 10 дней. Образно говоря жители Италии, Испании и других стран того времени заснули 1 января, а проснулись уже 11 января. Вот такая занимательная математика.

Впоследствии православная церковь так и не перешла на Григорианский календарь (хотя Россия как светское государство, как и многие другие страны, живет именно по этой системе). Интересно, что мы присоединились к ней только после революции – в 1918 году. Но церковь продолжает отмечать все праздники по Юлианскому календарю, а в настоящий момент разница с новым стилем составляет уже 13 дней.

Многие верующие и просто интересующиеся люди задаются вопросом, насколько это правильно. То есть не следует ли вообще перейти на новую систему летоисчисления? В принципе это логичная постановка вопроса, однако реформа столь значительна, что пока православные не решаются на такие изменения.

Интересно, что католическая Пасха почти в половине случаев отмечается раньше православной. А еще в трети случаев эти даты совпадают – христиане по всему миру отмечают торжество вместе.

В остальное время разница составляет целых 5 недель, что превышает 1 лунный цикл. Вот такая своеобразная система отсчета появилась после изменения календаря.

С другой стороны, если узнать предысторию, все становится понятным. Поэтому и вопрос, как рассчитывается день Пасхи у православных, больше не возникает.

>Вопрос:

Как вычислить дату Пасхи? Моя бабушка умела вычислять дату Пасхи каким-то методом.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Правила, определяющие время празднования Пасхи были выработаны в III веке Александрийскою церковью и закреплены постановлениями I Вселенского (325 г.) и поместного Антиохийского (341 г.) соборов. Установление это сохраняет силу до настоящего дня: праздновать Пасху в первый воскресный день с наступлением полнолуния в день или сразу же после весеннего равноденствия. Святыми отцами при этом было строго определено совершать этот главный христианский праздник только после еврейской Пасхи. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Следовательно, Пасха не может быть ранее дня равноденствия, т.е. 21 марта (4 апреля по григорианскому календарю) и не позже 25 апреля (8 мая). В древней Церкви вычисление пасхального дня было поручено епископу Александрийскому, потому что александрийцы пользовались наиболее точным 19-ти летним циклом (открытым древнегреческим астрономом Метоном ,V в. до Р.Х.), после которого полнолуния и фазы Луны приходились на те же дни месяца, как и предыдущие.

Человек неграмотный сам вычислить время Пасхи не может. Ваша бабушка, по-видимому, совершала простейшее действие: с наступлением Великого поста по его продолжительности (48 дней) определяла день Светлого Христова Воскресения. Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777 – 1855). Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е – 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1(с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6 – 9 = 1апреля ( Юлианского календаря).

Как рассчитывается дата празднования Пасхи?

Христианская Пасха празднуется весной, но день празднования не является фиксированным, а определяется по лунно-солнечному календарю, — сообщает «irusalimprayer.blogrus.ru».

Расчет даты Пасхи сложен. Общее правило формулируется так: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние — это полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия.

В расчете, таким образом, участвуют следующие факторы:

• обращение Земли вокруг Солнца (солнечный календарь);

• обращение Луны вокруг Земли (лунный календарь);

• установленный день праздника — воскресенье.

Если полнолуние наступает раньше 21 марта (день весеннего равноденствия), то пасхальным считается следующее полнолуние. А если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Но поскольку Православная и Католическая Церкви используют разные календарные системы, то и даты Пасхи и связанных с нею праздников, как правило, бывают разными.

Дата Пасхи в Православии определяется в соответствии с 7-ым апостольскими правилом ( «Аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина»), правилом Первого Вселенского Собора 325 г в городе Никее («Признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев…» ) и 1-ым правилом Антиохийского поместного Собора о времени празднования Пасхи.

Из этих постановлений следует, что это празднование должно совершаться не ранее иудейской пасхи и не одновременно с ней; однако они не указывают ни календарной системы, ни месяцев, ни чисел — в них нет точного технического правила для определения времени празднования Пасхи.

В 1054 году Православная и Католическая Церкви окончательно разделились. Сложившаяся к тому времени православная пасхалическая традиция получила следующее запечатление в «Синтагмах» Матфея Властаря (XIV в.):

«Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания.

• Первое — мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия.

• Второе — не праздновать вместе с иудеями в один день.

• Третье — праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия.

• И четвертое — после полнолуния не иначе как в первый день седмицы

(то есть в воскресенье)».

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие этого изменился и весь календарь. В результате католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней, и опережает православную Пасху в некоторые года более чем на месяц, что противоречит православной традиции. За Римской Церковью последовали и западные протестанты.

В ответ на это было принято Определение Константинопольского Собора 1583 года, которое гласит: «Кто следует григорианской Пасхалии безбожных астрономов да будет анафема — отлучить от Церкви и собрания верных».

Чтобы вычислить день Пасхи, можно пользоваться пасхалиями — специальными таблицами, которые составляет церковь.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской пасхалии:

• Полнолуние (Y) = 21 марта + + 15)/ 30],

где — остаток от деления нацело m на n.

• Если значение Полнолуние (Y)

• Если значение Полнолуние (Y) ≥ 32, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.

• От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, даты которых меняются каждый год. Это переходящие праздники:

• Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — за неделю до Пасхи;

• Вознесение Христа — сороковой день после Пасхи;

• Троица (Пятидесятница) — пятидесятый день после Пасхи;

• День Святого Духа — следующий день после Троицы.

• В Православной Церкви день Пасхи в ХХ — ХХI вв. выпадает на период от 7 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля).

Немецкий математик Карл Фридрих Гаусс в XVIII веке предложил формулу для определения дня Пасхи по григорианскому календарю. Расчет производится по значению математических величин, обозначенных (для простоты) буквами а, б, в, г, д.

Каждая буква равняется следующему значению:

а — остатку от деления числа года на 19;

б — остатку от деления числа года на 4;

в — остатку от деления числа года на 7;

г — остатку от деления на 30 выражения 19а + 15;

д — остатку от деления на 7 выражения 2б + 4в + 6г + б.

Найденные значения «г» и «д» используются для окончательного решения задачи.

• Пасха отмечается после дня весеннего равноденствия и, следовательно, приходится на март или апрель.

• Если выражение г + д будет меньше числа 9, Пасха этого года будет в марте по старому стилю, а ее день будет равен 22 + г + д.

• Если же г + д больше 9, Пасха будет апрельской (по старому стилю), а дата ее празднования равна г + д — 9.При расчете не следует забывать, что в 1918 году Россия перешла на новый календарный стиль, который «обогнал» старый стиль на 13 дней. Следовательно, к рассчитанному числу нужно прибавить 13.

Таким образом, получаются следующие даты православной Пасхи:

И так далее…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *