Пастух

пастух

В Википедии есть страница «пастух».

Русский

В Викиданных есть лексема пастух (L141098).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. пасту́х пастухи́
Р. пастуха́ пастухо́в
Д. пастуху́ пастуха́м
В. пастуха́ пастухо́в
Тв. пастухо́м пастуха́ми
Пр. пастухе́ пастуха́х

пас-ту́х

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -пас-; интерфикс: -т-; суффикс: -ух .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Пастух

Значение

  1. человек, который пасёт скот ◆ Ответы, даваемые этой теорией на исторические вопросы, подобны ответам человека, который, глядя на двигающееся стадо и не принимая во внимание ни различной доброты пастбища в разных местах поля, ни погона пастуха, судил бы о причинах того или другого направления стада по тому, какое животное идёт впереди стада. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867—1869 г. ◆ Она попросилась к пастуху, чтобы пустил её коров стеречь, но пастух прогнал. Ф. М. Достоевский, «Идиот», 1869 г. ◆ Рос он у них как дикий зверёнок, не научили его пастухи ничему, напротив, семи лет уже посылали пасти стадо, в мокреть и в холод, почти без одежды и почти не кормя его. Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы», 1880 г.

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

  1. волопас, овчар, чабан, ковбой, табунщик

Родственные слова

Ближайшее родство

  • уменьш.-ласк. формы: пастушок
  • имена собственные: Пастухов
  • пр. существительные: пастушка, пастушонок
  • глаголы: пасти

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: herdsman; cattleman, stockkeeper
    • Исландскийis: hirðir
    • Испанскийes: pastor м.
    • Итальянскийit: pastore м.
    • Казахскийkk (арабск.): باقتاشى
    • Казахскийkk (кир.): бақташы
    • Немецкийde: Hirt м.
    • Палиpi: gopa
    • Таджикскийtg: подабон
    • Украинскийuk: пастух м.
    • Французскийfr: berger м., pâtre м., vacher м., pasteur м.
    • Хорватскийhr: pastir м.
    • Чешскийcs: pasák, pastýř, pastevec

    Анаграммы

    • Пстаху

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

      Пастух

      У этого термина существуют и другие значения, см. Пастух (значения). Иван Куликов. Пастушок. 1909 Чабан Ковбой в 1887 Гаучо пасут коров в провинции Корриентес, Аргентина.

      Пастух — человек, пасущий скот. Хороший пастух не только хорошо знает время и место пастьбы, но и правила ухода за животными, умеет оказывать первую помощь при заболеваниях и отелах и т. п.

      У славян — главный персонаж в обрядах и верованиях, связанных с защитой, сохранностью скота, особенно во время летнего выпаса. Считается причастным к тайнам общения с животным и растительным миром, посредником между людьми и «тем светом». Пастух выполняет целый ряд обрядовых действий, обеспечивающих благополучие стада. В некоторых славянских регионах пастух пользуется особым почитанием: на Русском Севере его считают колдуном, имеющим связь с лешим и другими потусторонними силами; в Карпатах главный Пастух (bača) выполняет функции местного знахаря, целителя, а кроме того — и колдуна, отбирающего молоко у овец из чужого стада.

      Этимология

      Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии.

      Согласно словарю Фасмера, русское и украинское чабан заимствовано из турецкого или крымскотатарского çoban «пастух», которое, в свою очередь, восходит к персидскому šubān «пастух». В табуне степная лошадь проводит всю свою жизнь, с момента рождения и вплоть до поступления под седло или в хомут, а киргизская — до самой смерти, так как по миновании хозяйственной нужды лошадь снова пускается в табун. Табун круглый год проводит в степи, создаёт свои законы и привычки в образе жизни, например, в отношении случки, защиты от буранов, волков и др. В Казахских степях на табун лошадей в 100—200 голов назначается обыкновенно один пастух, а на 600—800 гол. 3—4 пастуха, но если приходится отгонять лошадей на далекие расстояния от зимовья, то число пастухов увеличивается.

      Принадлежности пастуха-чабана: Герлыга — длинная палка с крючком в конце, для захвата овец за ноги, гайтан — пояс с висячим карманом (заман), щипчиками для вынимания у больных овец червей (джермела), рогом (для дегтя и синего камня, которым присыпаются раны овец) и ножом.

      В зависимости от страны пастухи имеют свою культурно-языковую специфику и название

      • Гаучо — (капмосы и пампасы — Аргентина, Уругвай, Южная Бразилия)
      • Гуасо — (Чили)
      • Сертанежу (области сертона, Северо-Западная Бразилия)
      • Льянеро (льяносы, Венесуэла)
      • Вакеро (Мексика, Юго-Запад США)
      • Чарро (Мексика)
      • Ковбой в США

      Новозаветная аллегория

      Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
      А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
      А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
      Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
      Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
      Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

      (Ин.10:11-16 )

      Также упоминается в притче о заблудшей овце у Луки (Лк.15:3-7) и у Матфея (Мф.18:12-14).

      См. также

      Молодой армянский пастух, П. Терлемезян, 1905 г.

      • Чабан
      • Пастушьи породы собак
      • Бандана — Банданы повязывают как на лоб, так и вокруг шеи (шейный платок), и первоначально они имели вполне практическое применение — защиты от пыли. Использующиеся испанскими вакерос, а позже американскими ковбоями (и то и другое — пастухи, перегонщики скота) банданы носились на шее, и могли быть быстро перемещены на лицо, закрывая нос и рот от поднимаемых перегоняемым скотом клубов пыли.
      • Флуер — народный духовой музыкальный инструмент. это древний пастушеский инструмент. Чабаны его используют для сбора коров и овец в стадо. Флуер часто присутствует в молдавских сказках, стихах, песнях.
      • Буколы
      • Гопала (в буквальном переводе с санскрита «пастух коров»)
      • Гопи
      • Пастух (село)
      • Кир II Великий (др.-перс. Куруш, что означает «Пастух») — персидский царь
      • Поклонение пастухов

      > Ссылки

      Пастух

      > Примечания

      Пастух на Викискладе

      Литература

  1. Плотникова А. А. Пастух // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 637. — ISBN 5-7133-1207-0.

В сказках, мифах и легендах самых разных народов часто встречаются такие персонажи, как пастухи. Люди данной профессии упоминаются даже в библии, и им отведена далеко не последняя роль. Но пастух кто это и в чем заключается его работа не всегда можно рассказать точно.

Кто такой?

Основная работа пастухов заключается в присмотре за скотом. Нужно точно знать во сколько и где именно должна проводиться пастьба. Конечно же, пастух должен не просто следить за животными, а еще и заботится о них, оказывать первую ветеринарную помощь в случаях ранений или заболеваний.

В славянской мифологии пастух является ведущим героем в сказаниях и ритуалах, имеющих прямое и косвенное отношение к защите и охране стада. Пастухов связывают с миром животных и растений, приписывают им способность общаться с природой, а также быть проводником между живыми и мертвыми.

Для того, чтобы со стадом все было хорошо, ему нужно проводить список определенных обрядов, способствующих этому.

На некоторых отдельных территориях проживания славян пастухи пользуются наибольшим почетом.

Например, на севере Руси их приписывают к колдунам, которые помимо всего прочего могут связываться и разговаривать с лешими и тому подобным существам. На Карпатских горах самый старый пастух, на местном наречии baca, помимо пастьбы скота занимался знахарством и целителем, слыл колдуном и лишал овец соседнего стада молока.

В западных странах пастухи имеют другие названия, которые отличаются от места их деятельности:

  • В Венесуэле пастухи называются льянерами или льяносцами.
  • На юго-западе Северной Америки — вакеро.
  • В Мексике — чарро.
  • В Соединённых Штатах– ковбой.

Пастух в России

Уже к концу XIX – началу XX вв. профессия пастуха постепенно стала угасать. Люди перестали нанимать для пастушества кого-то отдельно, вместо пастухов на пастбище отправляли детей или старых родственников тех, кто владел скотиной.

Пастушество за профессию не считали и относили их к низкому социальному статусу иерархической лестницы села. До самого конца оно принималось за маргинальную. Пастухами иногда нанимали детей и подростков.

Как уже было сказано, на Руси пастухов высоко не ставили, да и ласково к ним не относились. Их принимали как чужаков и нищих, уважения к ним не питали, а некоторые презирали. Часто ими были нищие и бездомные.

Данный род деятельности давал им постоянное место для жилья, самоопределение и немного денег. Помимо стариков, детей и нищих, из низов общества в пастухи подавались безземельные, иммигранты и эмигранты с других районов и деревень.

В некоторых случаях ими становились калеки, психически больные люди или люди с отклонениями. Пастушество было их альтернативой для обычной работы, которой занимались все нормальные крестьяне.

Вывод

В наше время далеко не секрет пастух кто это. Где-то к ним относились с уважением и почетом, где-то их презирали, а где-то их боялись. Сейчас редко можно встретить кого-то, пасущего стадо, а профессии пастуха как таковой и вовсе нет. Прогресс не остановить, и пастухи сменились специальными колхозами, где следят за скотиной и заботятся о ней.

Возможно вам будет интересна статья: Птицевод кто это такой

Пастух

Пастух евр. роэ. Предки евреев, во время патриархов были скотоводами и кочевали со своими стадами; потому часто Библия дает нам много картин из пастушеской жизни. Наблюдение за стадами поручалось не только слугам, но и сыновьям и дочерям знатных лиц (Быт 30.29, Быт 29.6, Исх 2.19). Рабство в Египте много содействовало приобретению привычки к оседлой жизни и мы часто видим, что те колена, которые еще имели склонность к кочевой пастушеской жизни, избрали себе подходящее для этого место на восточной стороне Иордана (Чис 32.1 и дал.). Но и помимо них, некоторые сохранили любовь к пастушеской жизни (1Пар 4.39 и дал., Иер 35.6 и дал.). Занятие пастухов, по библейскому описанию, было нелегко и даже опасно. Пастух должен был переносить и холод, и жару (Быт 31.40); заработок его был незначителен: может быть, он мог пользоваться некоторой частью продуктов, например, молоком (1Кор 9.7); так что он должен был довольствоваться простой пищей, например, ягодами сикоморы, рожками и, может быть, акридами и диким медом (Ср. Ам 7.14, Лк 15.16). Он постоянно подвергался опасности от диких зверей, например, льва и медведя (1Цар 17.34, Ис 31.4, Ам 3.12) и не был также в безопасности от нападения разбойников (Быт 31.39). Одежда и снаряжение пастуха состояли из плаща, вероятно, из овечьей шкуры (Иер 43.12), мешка с пищей, пращи с камнями (1Цар 17.40) и, наконец, посоха, который служил и оружием, и орудием для управления стадом (1Цар 17.40, Пс 22.4, Зах 11.7). Когда пастух пас стадо вдали от селения, то строил себе шалаш (Ис 38.12, срав. Песни 1:7). Иногда строили сторожевые башни для наблюдения за врагами и для защиты стад (2Пар 26.10, Срав. 27:4). Ежедневное занятие пастуха состояло в следующем: утром он выводил свое стадо из загона (Ин 10.4), идя перед своими овцами и клича их; придя на пастбище, он стерег стадо с помощью своих собак (Иов 30.1). Если какая-нибудь овца убегала, он искал ее до тех пор, пока не находил (Иез 34.12, Лк 15.4). Он должен был поить их из корыта (у колодца или прямо из ручья) (Быт 29.8, Быт 30.38, Исх 2.16, Пс 22.2). Вечером он вел их обратно в загон и пересчитывал (для того, чтобы удостовериться, что ни одна из них не пропала) при помощи своего посоха, под который овца пролезала (Лев.27.32, Иез 20.37), под рукою считающего (Иер 33.13). Тяжелая ответственность лежала и на том пастухе или стороже, который стерег ночью находящихся в загоне овец (Ин 10.3). Служба пастуха требовала много бодрствования (Лк 2.8) и заботы о молодых и слабых (Ис 40.11, Быт 33.13). У крупных владельцев, кроме пастухов, были еще надзиратели над пастухами; отсюда слово пастыреначальник (1Пет 5.4, 1Цар 28.7, Срав. Быт 47.6).

В качестве иллюстрации к Ин 10.1–16 приводим рассказ миссионера Хартлея, который путешествовал по Греции и восточным странам: «Вчера вечером», говорит он, «остановил внимание на тексте Ин 10.3, я обратился к своему слуге с вопросом, существует ли в Греции обычай давать прозвища овцам. Он ответил мне, что овцам дают имена и что они прислушиваются к пастуху, когда он называет их по имени. Сегодня утром я удостоверился в этом, когда шел мимо стада овец, и предложил пастуху тот же вопрос, что и своему слуге. Пастух дал мне такой же ответ. Тогда я попросил его позвать одну из своих овец; он исполнил это, и тотчас же одна из овец отделилась от стада и побежала к пастуху с такой радостью и готовностью, какой я никогда не наблюдал у других животных; я также удостоверился в том, что на чужой голос овцы не идут, а бегут от него. Пастух прибавил, что многие из его овец еще дики и не знают своего имени, но что через некоторое время они привыкнут и будут отзываться на свои имена».

Из жизни пастуха и его обязанностей в Библии взято много примеров; все они знакомы и всякому понятны. Цари и правители часто называются пастырями, подобно тому, как еще у Гомера цари назывались «пастырями народа». (Ср. 2Цар 5.2, Притч 12.10, Пс 77.71 и дал., Иер 2.8). В Ис 44.28 Бог называет Кира «Мой пастырь». Уже в Быт 49.24, в пророчестве Иакова Бог назван «Пастырем и твердыней (скалой) Израиля». Это название в дальнейшем встречается очень часто (Пс 22, Пс 79.2, Ис 40.11, Иер 31.10). В Иез 34 Иегова, в противоположность ложным пастырям Израилевым, изображает Себя, как верного Пастыря, и обещает поставить над ними одного Пастыря – раба Своего Давида (стих 23), – Того, Который, пришед, сказал: «Я Пастырь добрый» (Ин 10.11), «Великий Пастырь овец» (Евр 13.20), Который отдал Свою жизнь за овец (Ин 10.15, Мф 9.36) и Которого Петр называет «Пастырем душ (1Пет 2.25) и Пастыреначальником (1Пет 5.4), так как Он является Наставником для всех пастырей, т.е. учителей и блюстителей, которым Он поручил пасти Свое стадо, как Он положил это на сердце Петру после Своего воскресения (Ин 21.15 и дал., Еф 4.11). Подобно тому, как Иегова обещал в Иер 31.10 собрать рассеянного Израиля, как пастух собирает свое стадо, так и Иисус обещал собрать Своих рассеянных овец: «И будет одно стадо и один Пастырь» (Ин 10.16).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *