Патриарх это определение

Как и почему у нас возникло патриаршество?

Сергей Перевезенцев: Патриаршество на Руси официально возникло в конце XVI века. Но еще в середине XV века произошла известная Флорентийская уния, на которой Константинопольский патриарх признал главенство Римского Папы и согласился исповедовать в Православной церкви католические догматы. Большинство православного мира (в том числе и в самом Константинополе) восприняло весть об унии крайне критически. И на Руси в том числе. Митрополита-грека, приехавшего в Москву с Флорентийского собора и объявившего эту весть, вскоре просто выгнали из страны. А когда в 1453 году турки-османы взяли Константинополь и Византийская империя погибла, на Руси это восприняли как Божье наказание за предательство веры. С конца XV века стало заметным стремление русских богословов, политиков и мыслителей утвердить идею о том, что в мире осталась только одна-единственная независимая православная держава — Русь, Россия. С этим нарастающим ощущением единственности соглашались и все восточные христиане, уповавшие на то, что Россия их освободит от турецкого владычества. В итоге в середине XV века утверждается автокефалия (независимое самоуправление) русской митрополии, а через 150 лет — и патриаршество, пятое вслед за четырьмя предшествующими. Константинопольский, Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский патриархи существовали с древности, где-то с IV века. На Руси они все именовались Вселенскими и почитались главными в решении богословских вопросов. Но до середины XVII века к греческой церкви сохранялось критическое отношение, считалось, что греки предали веру. Только церковная реформа патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в середине XVII столетия перенесла на Русь правила греческой церкви, но она же привела и к расколу, очень многие не приняли новшеств и стали «старообрядцами».

Сколько патриархов сегодня в мире, какова их иерархия и значимость?

Сергей Перевезенцев: Сегодня официально признается существование 15 поместных православных церквей. Во главе их не обязательно стоят патриархи, может стоять (как, например, в Элладской церкви) и архиепископ. В православной традиции нет правила единого главы всей церкви. Главы каждой из поместных церквей равны между собой и самостоятельны в принятии решений на подчиненных им церковных территориях. Вмешательство других церквей порождает политические конфликты. Такой конфликт как раз сейчас существует между Антиохийским и Иерусалимским патриархатами из-за православных приходов в Катаре.

Из него в том числе выросла невозможность собрать по-настоящему Всеправославный собор на Крите?

Сергей Перевезенцев: Да, это одна из причин отказа Антиохийской церкви от участия в Соборе на Крите. Конфликт по поводу некоторых канонических территорий существует и между Сербской и Румынской церквями. В 90-е годы был конфликт между Константинопольским патриархом и Русской православной церковью, когда часть эстонских приходов ушла под власть Константинополя. Хотя тот с канонической точки зрения не имел права брать под себя эти приходы. Но и эти конфликты подчеркивают важную вещь: в Православной церкви нет единого главы, которому все обязаны подчиняться. Это — с древности — традиция Римского Папы, и во многом именно она послужила разделению церквей в XI веке. Константинопольский патриарх отнюдь не является «главным» в Православной церкви, лишь «старшим по чести» — признается некое его старшинство, но не юридическое, а моральное.

Название патриарших титулов менялось?

Сергей Перевезенцев: Конечно. Патриарх он тоже епископ, а в епископский титул обычно включаются названия тех территорий, на которые распространялась власть той или иной церкви. После присоединения Малой и Белой Руси во второй половине XVII века Московский патриарх стал носить титул Патриарха Белой и Малой Руси. В XIX веке уже не было понятия Русь, говорили: Россия.

Но сегодня мы говорим «…всея Руси», однако слово «Русь» теперь стало обозначать весь мир, который духовно и культурно связан с нашей церковью?

Сергей Перевезенцев: Да, за этим стоит идея Русского мира. Не политического, не обозначенного государственными границами, не связанного ни с какой экспансией, но мира духовного. Под словом «Русь» подразумевается духовная связь людей, живущих в разных концах Земли, но исповедующих православие и признающих ценности русского мира как главные для себя.

Чем вы объясните почти двухвековой пропуск в истории патриаршества? Насколько было важно его возрождение в начале XX века?

Сергей Перевезенцев: В этот период русской истории Церковь оказалась подчиненной государству. Этот процесс начался задолго до правления государя Петра Первого. Еще во времена его отца, Алексея Михайловича, предпринимались попытки подчинить Церковь государству и в экономическом, и в политическом, и в судебном смысле, но окончательно эта тенденция возобладала в XVIII и XIX столетиях. Результаты были противоречивыми. С одной стороны, Церковь получала прямую государственную поддержку, например, в своей миссионерской деятельности на Востоке. Именно в XVIII и XIX веках прославились великие православные миссионеры — Иннокентий Иркутский, Иннокентий Московский, просвещавшие Сибирь и Аляску. Но, с другой стороны, на Церковь — в народном мнении- возлагались все государственные грехи. И это имело серьезное отрицательное значение. Недаром в конце XIX — в начале XX века и в русских интеллектуальных, и в священнических кругах возникает движение за восстановление патриаршества. Еще перед Первой мировой войной планировался Собор, на котором должен был быть решен этот вопрос. И государь Николай II это дело поддерживал. Война не дала его провести. И сегодня, мне кажется, Церковь должна быть самостоятельной организацией.

Что собой представляли патриархи как личности. Среди них есть святые. Наверное, есть и неудачники?

Сергей Перевезенцев: Быть патриархом — тяжелое дело. Он ведь несет духовную, нравственную, физическую, юридическую ответственность за всю Церковь. Не говоря уж о том, что человек, находящийся на этом высочайшем посту, должен быть идеалом нравственной чистоты. Потому что именно через него чаще всего воспринимается и сама церковь.

Надо сказать, что большинство глав Русской церкви, начиная с XI века (со времен первых митрополитов), были людьми очень высокой культуры, глубокими знатоками и последователями христианского вероучения. Трудно назвать кого-то, откровенно сделавшего что-то плохое. Правда, один епископ в начале XVII века, при Лжедмитрии I, согласился занять патриарший престол после того, как с него силой свели первого русского патриарха Иова и отправили доживать в монастырь. Но он потом сбежал из Москвы и сейчас не вспоминается среди патриархов.

Первый патриарх Московский Иов. В 1989 году прославлен как святой. Фото: wikipedia.org

Какое место занимает Патриарх Московский и всея Руси среди других патриархов?

Сергей Перевезенцев: Номинально — пятое. На первом месте стоят первые четыре. Но фактически Русская православная церковь сейчас самая многочисленная по числу воцерковленных людей. Ее приходы находятся по всему миру. Поэтому фактически Русская православная церковь сейчас занимает положение, равное Константинополю. И по авторитету она одна из самых влиятельных. Не случайно на довольно часто проходившие в последние годы встречи Константинопольского патриарха с Папой Римским никто не обращал внимания, а встреча Святейшего патриарха Кирилла с ним вызвала огромный ажиотаж.

История

Краткая история русского патриаршества

Патриаршество в Москве было учреждено в 1589 году. Первым патриархом был Иов. В 1721 году оно было упразднено. Последовал так называемый синодальный период в истории Русской православной церкви, когда ею управлял Священный синод. В 1917 году на Всероссийском поместном соборе патриаршество было восстановлено. Патриархом стал митрополит Московский Тихон (Беллавин).

Как менялось название патриаршего титула

Первый патриарх Иов именовался «святейшим Патриархом царствующаго града Москвы и Великаго Росийскаго царствия» и «Патриархом царствующаго града Москвы и всеа Русии».

«Всеа Руссии и всех северных стран Патриарх» — так обычно звучал титул до петровских времен. «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх» — так писал свой титул патриарх Никон. На гробнице патриарха Адриана его титул написан так: Архиепископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх.

Патриарх Тихон носил титул «Московский и всея России». Современная форма «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» была выбрана патриархом Сергием (Страгородским) в 1943 году, но она использовалась и в древности.

Кстати

Кандидат в патриархи должен быть по Уставу церкви архиереем РПЦ не моложе 40 лет, иметь высшее богословское образование и достаточный опыт церковного управления епархией. Сан патриарха является пожизненным.

Кубинка, Московская область, 14 июня 2020, 12:44 — REGNUM Решение стать настоятелем главного храма Вооружённых сил РФ в Кубинке принял патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Об этом 14 июня объявил сам глава Русской православной церкви после освящения храма.

После окончания церемонии великого освящения и первой Божественной литургии в соборе Воскресения Христова, патриарх Кирилл выразил желание стать настоятелем храма. По словам патриарха, теперь главный храм ВС России станет патриаршим собором.

«Я буду иметь особое попечение о свершении богослужения и о пасторской деятельности, которая будет совершаться в приделах этого храма, памятуя о том великом значении, о той роли, которую имеют для нашего народа Вооруженные силы, российская армия, Военно-морской флот и российская авиация», — отметил патриарх Кирилл.

Ранее ИА REGNUM сообщало о совершении патриархом Кириллом чина великого освящения собора Воскресения Христова в подмосковном городе Кубинка в парке «Патриот».

Читайте ранее в этом сюжете: Главный храм ВС России освятил патриарх Кирилл

История патриаршества на Руси.

Патриаршее достоинство было присвоено митрополиту Иову лично Вселенским патриархом Иеремией II в мае 1589 года (Иеремия прибыл в Москву 13 июля 1588 года, после чего последовали сложные переговоры с московским правительством, во время которых Иеремия фактически пребывал под домашним арестом); затем подтверждено соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах, о чём в Москву были посланы грамоты.

Значительную роль в исходатайствовании решения восточных патриархов сыграл Борис Годунов, фактически управлявший тогда Русским царством при царе Феодоре Иоанновиче. Единоличные действия Патриарха Иеремии в Москве вызвали реакцию на православном Востоке: крайне резко возражал против них, оспаривая их законность, авторитетный канонист и богослов Мелетий Пигас, ставший в 1590 году (после собора в Константинополе) Александрийским Патриархом. Он был убеждён, что действия Иеремии в Москве были обусловлены насилием и хитростью со стороны русских. Тем не менее, позже он был в числе подписавших грамоту 1593 года (на грамоте 1590 года подпись александрийского патриарха отсутствовала, ввиду междупатриаршества).

В Уложенной грамоте 1589 года, в частности, декларировалась известная по более ранним источникам концепция Москвы (точнее, «Росийского царствия») как «Третьего Рима»: «<…> Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде».

Как показали графологические исследования конца XX века, значительная часть подписей иерархов (кроме самого патриарха Иеремии II) на Грамоте 1590 года была поддельной (из 105 подписей участников Собора не менее 70 не подлинны: выполнены не указанными в этих подписях иерархами), что, вероятно, было вызвано спешкой; все подписи на акте Великого Константинопольского собора 1593 года (42 иерарха) — подлинные.

Желание московского правительства было в том, чтобы Московский патриарший престол занял третье, после Вселенского и Александрийского патриархов, место в диптихе, но такое требование было отвергнуто. Московскому патриарху было усвоено пятое место в диптихе, после патриарха Иерусалимского.

Соборная грамота 1590 года, которую в следующем году привёз в Москву Тырновский митрополит Дионисий и 20 июня вручили царю, гласила (по русскому переводу того времени): «<…> Пишем и обьявляем чрез сию соборную грамоту, первое исповедаем и совершаем в царствующем граде Москве поставленье и патриаршеское именованье поставленнаго господина Иева по сем совершаем и для того посылаем как пишем патриаршескую грамоту и пишем о всем явственно и изволили собором да поставленный Московский наперед сево господин Иев патриарх именуетца патриархом и почитаетца с ыными патриархи и будет чин на нем и в молитвах после с патриархом с Ерусалимским должная его поминати наше имя и иных, а в головах и началех держати и почитати апостольский престол Констянтинопольский как и иные патриархи. И то дарованное патриаршескую честь и имя да не токмо патриарху Московскому господину Иеву дано ноне утверждено непоколебимо произволили но и по нем поставляти Московским собором началных властей в патриархи да именуетца сыскав по правилом зачато от патриарха сего Московского господина Иева о Святом Дусе возлюбленному брату и сослужебнику нашего смиренья <…>»

Грамота 1590 года была отвергнута московским правительством ввиду 5-го места в диптихе. 12 февраля 1593 года в Константинополе в присутствии московского посла Г. Афанасьева состоялся новый собор восточных иерархов, в котором участвовали патриархи Константинопольский, Александрийский (временно управлявший также Антиохийской кафедрой) и Иерусалимский; собор признал законность учреждения в России патриаршества и подтвердил 5-е место Московского патриарха. Доставленный в Москву акт был признан московским правительством.

Церковная реформа Петра I

По смерти в 1700 году патриарха Адриана царь Пётр I воспретил избрание нового патриарха и после 20 лет «межпатриаршества» учредил Духовную коллегию, вскоре переименованную в Святейший синод, который, являясь государственным органом, исполнял функции общецерковного управления с 1721 по январь 1918 года, — с императором (до 2 марта 1917 года) в качестве «крайнего Судии сей Коллегии». В последовавший так называемый синодальный период органы церковно-административного управления в России рассматривались и как учреждения государственного управления.

Патриаршество в Православной российской церкви было восстановлено решением Всероссийского Поместного собора 28 октября (11 ноября) 1917; первым патриархом в послесинодальный период был избран Тихон (Беллавин), митрополит Московский.

Избрание в настоящее время

Согласно действующему уставу от 2000 года, сан патриарха является пожизненным; право суда над патриархом и низложения его, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит архиерейскому собору.

В период вакансии патриаршей кафедры священный синод избирает из числа своих постоянных членов местоблюстителя патриаршего престола. «Не позднее шести месяцев по освобождении патриаршего престола местоблюститель и священный синод… созывают поместный собор для избрания нового патриарха московского и всея Руси».

Кандидат в патриархи должен быть архиереем РПЦ не моложе 40 лет, обладать «высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления».

В 2011 году президиум межсоборного присутствия рассмотрел проект документа «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси» и решил разослать его в епархии для получения отзывов и опубликовать с целью дискуссии. Процедура избрания патриарха впервые была детализирована во внутреннем нормативном документе РПЦ — Положении об избрании Патриарха Московского и всея Руси, принятом 5 февраля 2013 года Архиерейским собором РПЦ.

В XX веке митрополит Тихон на патриарший престол был избран жребием из трёх предварительно утверждённых на поместном соборе кандидатов; в период жёсткого государственного контроля над делами РПЦ Сергий, Алексий I и Пимен были избраны открытым безальтернативным голосованием по одобрению правительства. Алексий II был избран на поместном соборе в 1990 году тайным голосованием, в первом туре которого участвовали три кандидата, утверждённые ранее архиерейским собором (причём поместный собор имел право добавить в этот список новых кандидатов), а во втором — два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре.

По избрании по традиции кандидата вопрошают, а он отвечает примерно по следующей формуле: «Преосвященнейший митрополит , священный и великий собор призывает твою святыню на патриаршество богоспасаемаго града Москвы и всея России» — «Понеже священный и великий собор судил мене, недостойному, быти в такове служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».

Патриарх вступает в сан в ходе специальной торжественной церемонии — интронизации, которая проводится через несколько дней после избрания.

Полномочия и статус в настоящее время

Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Возглавляет Русскую православную церковь. Форма обращения – Его Святейшество.

Официальная резиденция располагается в Даниловом монастыре.

Согласно действующему Уставу РПЦ (от 2000 года с позднейшими поправками), патриарх «имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчётен поместному и архиерейскому соборам <…> имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно с синодом, являясь его председателем». Патриарх созывает архиерейские и поместные соборы и председательствует на них, а также несёт ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет церковь во внешних отношениях, как с другими церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.

Согласно Уставу РПЦ, «внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зелёная мантия, две панагии, великий параман и предносный крест». Начиная с патриарха Алексия II стал использоваться Патриарший штандарт.

Патриарх Московский и всея Руси — епархиальный архиерей (правящий епископ) Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области; а также священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет всеми церковными ставропигиями.

Официальная резиденция патриарха и синода — Данилов монастырь в Москве (Даниловский вал, 22); рабочая с сентября 1943 года — Чистый переулок, 5 в Москве; летняя резиденция — в Ново-Переделкине (7-я улица Лазенки; бывшая усадьба Колычёвых в селе Спасское-Лукино) Западный административный округ Москвы. Последняя была передана Московской патриархии как подарок по случаю 75-летия патриарха Алексия I в 1952 году.

По сообщениям СМИ, с января 2000 года по распоряжению и. о. президента России Владимира Путина находится под охраной Федеральной службы охраны.

Неделя 29-я по Пятидесятнице

25 декабря ряд православных поместных церквей отпраздновали Рождество Христово по так называемому новоюлианскому календарю. Почему по так называемому? Потому что новоюлианский календарь — это фактически просто «красивая обертка» римско-католического григорианского календаря для православных христиан.

Сам стиль стал вводиться в результате революции в Константинопольской патриархии в конце 1921 года. Тогда власти США вопреки воле епископов, проголосовавших за другого кандидата, «протолкнули» на патриарший престол Мелетия Метаксакиса. За него была внесена крупная сумма денег. После этого был изменен весь состав Синода Вселенской патриархии. Вскоре был издан томос о преимущественном праве Константинополя осуществлять «непосредственный надзор и управление всеми без исключения православными приходами, находящимися вне пределов поместных православных церквей, в Европе, Америке и других местах». Вскоре была проведена и реформа календаря, утвердившая в Константинополе «новоюлианский» календарь.

Став в последующем патриархом Александрийским, Мелетий также издает томос, который распространил юрисдикцию Александрийского патриархата на всю Африку. Это противоречило правилам 1-го и 2-го Вселенских соборов (свод канонических правил), которыми руководствуется Церковь. По ним юрисдикция Александрийского патриарха распространяется лишь на Северо-Западную Африку (Египет, Ливия).

25—26 декабря 2019 года заседал Синод Русской православной церкви (РПЦ). На нем было принято решение о выводе приходов РПЦ из юрисдикции Александрийского патриархата с приданием им ставропигиального статуса (непосредственного подчинения патриарху Московскому и всея Руси Кириллу), которое является естественной реакцией РПЦ на деятельность патриарха Феодора. Теперь все африканские приходы, созданные для русскоязычной паствы и совершающие службы на церковнославянском языке, выходят из подчинения Александрии.

Хочется привести случай из недавней церковной истории в Африке, перекликающийся с современными событиями на Черном континенте: в Уганде в начале 2012 года священник и часть прихожан Александрийского патриархата, недовольные новоюлианским стилем, перешли в Русскую православную старообрядческую церковь (РПСЦ). Нужно отметить, что все православные приходы Восточной Африки (Уганда, Танзания, Кения) состоят не из греков, а из представителей местных народов. Только в одной Уганде на начало нулевых православных было 200 тыс. человек. Часть из них также ушла из Александрии к греческим старостильникам.

К юрисдикции греческих старостильников принадлежат и православные Южной Осетии. По конституции республики, «православие является основой мировоззрения осетинского народа».

Абахзия и Южная Осетия де-юре являются частью Грузинской православной церкви, но по факту там нет ни грузинского епископата, ни грузинских священников, а богослужение совершается на национальных языках.

Грузинская церковь

В канун Нового года в Грузии с официальным визитом находился «министр иностранных дел» Ватикана кардинал Пьетро Паролин. Это свидетельствует об активизации Ватикана в посредническом переговорном процессе путем мягкого давления на ГПЦ — с целью признания ПЦУ. Одновременно представители Тбилиси начали более активно заявлять о себе в Ватикане, который явно ввязывается в геополитическую грузинскую конструкцию. В целом Ватикан явно старается ускорить «европеизацию» грузин для интеграции этой страны в евро-атлантическое пространство.

В середине декабря новым послом Грузии в Ватикане стала Кетеван Багратион-Мухранбатони. Представитель древней аристократической фамилии, она уже занимала этот пост в 2004—2014 годах. А в 1991—2004 годах была президентом итало-грузинской ассоциации «Меч святого Георгия» в Риме и хорошо знакома со всей политической кухней католиков. При вручении верительной грамоты папе римскому Франциску новый посол подарила понтифику крест св. Нины. Нужно сказать, что Ватикан тратит значительные суммы на Грузию по гуманитарной линии. Благодаря папским стипендиям молодые грузины получают католическое богословское образование в Риме. Ватикан также выделяет стипендии талантливым грузинским музыкантам, чтобы они смогли продолжить обучение в ведущих консерваториях Италии.

В первый день своего визита Паролин встретился с премьером страны Георгием Гахарией.

«Основное внимание на встрече было уделено проблемам страны и ситуации на оккупированных территориях. Премьер-министр поблагодарил Святейший Престол за решительную поддержку территориальной целостности и суверенитета Грузии», — сообщает пресс-служба кабинета министров Грузии.

Паролин побывал на грузино-осетинской границе, посетил беженцев, встретился с патриархом-католикосом Илией II.

«Его визит сюда — это еще одно выражение твердой поддержки Святым престолом территориальной целостности и суверенитета Грузии», — сказала министр по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили. «Я встретился с папой и сказал, что еду в Грузию и на Рождество меня не будет в Риме. И как только я упомянул Грузию, у папы римского засияло лицо, и он велел передать сердечный поклон патриарху Грузии. Для меня большая честь передать вам поклон от папы, который находился в этом зале три года назад и которого вы приняли. Для меня большая честь сделать акцент на этом визите. Эта встреча усилила наши исторические отношения. Вы вспомнили, что у нас даже происхождение одно. Церкви, основанные братьями Петром и Андреем», — заявил Паролин на встрече с патриархом.

Отметим, что в Грузии живет около 100 тыс. католиков (2,7% населения страны). Католиками были и известные личности — Захарий Палиашвили, музыка которого была использована для гимна страны, Петр Меликишвили (Меликов), один из основателей и первый ректор грузинского университета.

Около 20 тыс. католиков Грузии — это армяне, принадлежащие к Армянской католической церкви, управление ими осуществляется из квазиепархии под названием «Ординариат Восточной Европы», находящейся в Гюмри (Армения). Но именно в Грузии находится орган управления католической церковью на Кавказе — «Апостольская администратура Кавказа». Ее глава, епископ Джузеппе Пазотто, открыто вмешивается в политические процессы. Во время агрессии Грузии против Южной Осетии он выступил против России, заявив:

«Людей оставили в одиночестве перед русским гигантом, а Запад только и знает, что говорит обо всем хорошо».

Подчиненный Пазотто приход находится также на территории Абхазии.

Несомненно, евро-атлантические силы — Госдеп США, Ватикан, — преследуя каждый собственные цели, будут пытаться давить на ГПЦ с целью признания ПЦУ. Но у ГПЦ есть проблемы с ее «каноническими территориями» Абхазией и Южной Осетией. Де-юре эти территории относятся к ГПЦ, а по факту там нет ни одного грузинского священника. РПЦ признает эти территории за ГПЦ. Православные Южной Осетии еще в 2005 году создали Аланскую епархию — структуру, которая принадлежит к одной из старостильных неканонических церквей Греции. Не урегулирован статус и у самопровозглашенной Абхазской православной церкви. Эти структуры давно тянутся к РПЦ, которая продолжает считать их территории частью канонической ГПЦ.

В случае признания ПЦУ Грузинской православной церковью по факту эти территории сразу же отойдут от нее в лоно РПЦ и будут ей признаны. Это прекрасно понимает и руководство ГПЦ.

Сербская церковь

Сербская православная церковь (СПЦ), несмотря на уговоры со стороны Фанара и давление Госдепа, отказывается признавать раскольническую ПЦУ. Американцы давят на болевую точку СПЦ — церковную юрисдикцию, которая распространяется на независимые Черногорию и Северную Македонию.

Однако в канун нового 2020 года власти Черногории спровоцировали раскол в СПЦ. Он развивается по украинскому сценарию. Власть в стране придерживается полностью прозападного курса и «вовремя» инициировала принятие закона «О свободе вероисповедания». Еще в начале июня президент Черногории Мило Джуканович сказал, что власть продолжит бороться за независимость черногорской церкви.

«Остался еще один важный шаг, которым мы исправим еще одну тяжелую несправедливость, причиненную Черногории в начале XX века. Это обновление черногорской автокефальной церкви. Нравится это кому-то или нет, но мы будем очень сосредоточенно работать над этим. Это полностью соответствует тем демократическим началам, на которых основывается Черногория», — заявил Джуканович.

Последние события как раз подтверждают его слова. Но президент этой страны не учел настроения верующих своей страны, которые вышли на массовые акции протеста, переросшие в гражданский конфликт с пострадавшими. В поддержку СПЦ на улицы вышли десятки тысяч людей в разных городах страны. Сербская община США призвала Дональда Трампа ввести санкции против политических лидеров Черногории, причастных к принятию скандального закона.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что принцип светского государства в Черногории «легко попирается ради определенных политических целей, в числе которых, несомненно, борьба с Россией».

СПЦ, помимо РПЦ, открыто поддержали Иерусалимская православная церковь и Фанар. Ожидается приезд в Приштину одного из архиереев Иерусалимской православной церкви — для духовной поддержки СПЦ и проведения совместной молитвы.

Константинопольский патриарх Варфоломей в интервью сербскому интернет-изданию Kurir заявил с привычным апломбом:

«Вселенский патриархат, как Церковь-мать, всегда любит своих детей, так же как любит своих детей каждая мать. Мы дали Сербской церкви автокефалию, и мы всегда любим и заботимся о СПЦ, как мать, которая заботится о своих детях. И когда некоторые дети иногда не слушают свою мать или, в данном случае, материнскую Церковь, она продолжает любить своих неблагодарных детей… В СПЦ есть епископы, которые в некотором смысле неблагодарны Вселенскому патриархату за все, что он сделал. Мы, как материнская Церковь, сожалеем, что некоторые епископы в СПЦ не принимают определенные вещи, но как материнская Церковь, как их родители, мы прощаем».

Не исключено, что в Северной Македонии власти страны тоже предпримут подобные действия. В стране также присутствует «независимая» раскольническая структура — Македонская православная церковь — Охридское архиепископство, с конца 1960-х годов стремящаяся к официальному церковному признанию.

Сергей Кулаков

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *