Патриархат в церкви

22 августа 2010 года, в праздник Собора Соловецких святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

За братской трапезой после богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился с речью к архиереям и священнослужителям, сопровождавшим Его Святейшество в дни пребывания на Соловках, братии монастыря и высоким гостям.

Святейший Владыка выразил радость по поводу того, что в ходе Первосвятительского визита состоялись две архиерейские хиротонии, причем на высочайшую степень церковного служения были возведены пастыри, не искавшие почестей, но всю свою жизнь отдавшие «смиренному, не очень заметному, но искреннему служению Господу».

По словам Его Святейшества, «есть о чем подумать» в связи с тем, что сонм архиереев Русской Церкви пополнили такие люди, как архимандрит Пантелеимон (Шатов) — благочестивый пастырь, до пострига много лет несший приходское послушание и воспитавший четырех дочерей, и архимандрит Вениамин (Лихоманов) — «монах, духовник, скромный, образованный человек, который никогда не кичился своим образованием и смиренно служил в тех местах, куда его направляли».

«Самое отвратительное в Церкви — это монашеский карьеризм, — подчеркнул Предстоятель. — Я думаю, две хиротонии, которые были совершены на Соловках, — очень ясный сигнал всем нашим монахам, у которых голова от архиерейства кругом идет и которые считают, что жизнь не состоялась, если к тридцати годами они еще не архимандриты».

«Всякий нездоровый карьеризм в Церкви — это то, что нужно искоренять, и с Божией помощью мы этим будем заниматься, — сказал Святейший Владыка. — И всех, кто очень хочет стать епископом, хочу предупредить: Патриарх видит это и навряд ли вы станете епископами. А епископами станут те, кто к этому не стремится».

Святейший Владыка отметил, что хиротонию отца Пантелеимона предполагалось совершить 10 августа в Новодевичьем монастыре, однако в те дни столица была охвачена дымом лесных пожаров и к Его Святейшеству обратились с просьбой отменить Патриаршее богослужение, чтобы избежать большого стечения народа и не подвергать опасности здоровье людей. Предстоятель позвонил отцу Пантелеимону и сообщил, что хиротония переносится. «Он мне смиренно говорит в ответ: «А может, вообще ее отменить?» — рассказал Патриарх. — Спасибо вам, владыка Пантелеимон, за эти слова — они мне душу согрели».

«Думаю, что нам нужно так относиться к архиерейскому служению: пал на тебя жребий — принимай, не падает жребий — занимайся тем, чем занимаешься, — добавил Предстоятель Русской Церкви. — Ведь пред Богом все мы встанем в ряд не по порядку хиротоний, и не по количеству крестов, и не по тому, в митре ты служил или в камилавке. Там, может быть, Патриарх встанет за уборщицей и будет ей в глаза заглядывать и говорить: «Марья Ивановна, ты уж помолись за меня…»»

«Мы должны очень ясно понимать, что наша церковная карьера есть относительная вещь, не имеющая никакой прямой связи с нашим спасением, — напомнил Святейший Патриарх Кирилл. — Дает Бог силы и разумение, обратил на тебя внимание соборный разум Церкви — будешь и епископом, и митрополитом, и Патриархом. Нужно тебе быть там, где ты несешь свое служение, — неси его с дерзновением, молитвой и любовью».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Кирилл (справа) вручил митрополиту Иоанну (Реннето) патриаршую и синодальную грамоту о воссоединении церквей. Фото с сайта www.patriarchia.ru

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 3 ноября в храме Христа Спасителя вручил митрополиту Дубнинскому Иоанну (Реннето) патриаршую и синодальную грамоту о восстановлении единства Архиепископии православных приходов русской традиции в Западной Европе с Русской православной церковью. Одновременно лидер европейских верующих русской традиции, до того пребывавший в сане архиепископа, был удостоен митрополичьего клобука за «стояние в канонической истине» и «пастырские труды, приведшие к восстановлению церковного единства». По словам парижского архиерея, присоединение к РПЦ было хоть и вынужденным, но необходимым шагом. «Когда я узнал о решении упразднить архиепископию, я испытал шок. Мы задумались о том, что будет дальше. В Константинополе меня просили ее уничтожить, а все наши приходы распределить по греческой митрополии. Но, согласно старинным текстам, есть два пути – путь жизни и путь смерти. Мы выбрали путь жизни. Во время визита мы почувствовали любовь патриарха, митрополитов, священников, которые нас принимали», – пояснил митрополит Дубнинский журналистам 4 ноября, накануне отлета в Париж.

Отвечая на вопрос «НГР», ощутил ли он давление российского государства и властей на церковь, о котором последователей эмигрантского митрополита Евлогия (Георгиевского) предупреждали противники «московского пути», Реннето подчеркнул: «Нормально, когда церковь и государство сотрудничают по различным социальным вопросам». «Это есть во Франции, это есть и в России. Патриарх Кирилл нам сказал, что в России церковь отделена от государства. Государство не за и не против церкви, они находятся в соработничестве. Я думаю, что так живут все церкви во всех государствах. Мы уважаем то, как церковь и государство в России действуют вместе, и надеемся, что Русская церковь будет уважать нашу манеру взаимодействия с государством во Франции», – сказал он. Еще одним камнем преткновения, не позволившим части западноевропейских приходов русской традиции уйти под омофор Московского патриарха, был вопрос о полном «подчинении» общин воле главы РПЦ. «Действительно, многие у нас еще думают, что возвращение в лоно Русской церкви – это своего рода подчинение. На самом деле никакого подчинения нет – речь идет об общении в вере, общении в богословии, общении в евхаристии. За все то время, что мы были в России, мы не почувствовали, что над нами хотят властвовать, мы ощутили скорее братство», – пояснил митрополит Иоанн «НГР». По его мнению, когда это поймут и те, кто еще опасается Москвы и Московского патриархата, число общин в архиепископии может увеличиться. Пока же в юрисдикцию РПЦ перешли 60 приходов и более 90 клириков. «Но мы еще надеемся, что к нам присоединятся и другие», – добавил он. При Константинопольском патриархате точно осталось около 10 общин, «остальные пока думают и выбирают».

Впрочем, даже некоторые из тех представителей архиепископии, кто в эти ноябрьские дни был в Москве, пока с осторожностью восприняли свой новый «путь жизни». «Не секрет, что в свое время мы страдали и от Российской Федерации, и от Русской церкви. У нас были суды, мы боролись за наши храмы в Ницце и Биаррице, у нас были проблемы в Италии и в Англии. Это правда, и это не может просто так исчезнуть из нашей памяти. Поэтому пока мы очень осторожны, но другого выхода у нас не было. Сейчас наш единственный путь – с Русской православной церковью. Все другие церкви, с кем мы вели переговоры, не хотели ссориться с Константинополем. А Русская церковь была в том положении, когда уже не опасалась какого‑либо наказания за неподчинение патриарху Варфоломею», – рассказал «НГР» секретарь совета архиепископии Николай Лопухин.

Среди тех, кто в эти дни приехал на торжества в Москву, были и потомки русских эмигрантов, которые после революции 1917 года вынуждены были покинуть Россию и нашли убежище в странах Западной Европы, создав там в начале 1920‑х годов архиепископию. Позже она была преобразована в так называемый русский экзархат и с 1999 года находилась в канонической юрисдикции Константинопольской церкви, пока последняя не решила ее ликвидировать. Для князя Андрея Трубецкого, прямого наследника двух старейших дворянских родов России – Голицыных и Трубецких, нынешнее вручение патриаршей грамоты долгое время казалось несбыточной мечтой. «Для меня как потомка русской эмиграции архиепископия всегда имела огромное значение. Я был крещен в этой епархии, и, несмотря на то что позже я перешел в Корсунскую епархию Московского патриархата, наша эмигрантская жизнь всегда была связана с архиепископией и Русской православной церковью за рубежом. И то, что в 2007 году к Русской церкви вернулась Русская зарубежная церковь, а сегодня – архиепископия, которая во многих странах Западной Европы имеет огромное влияние, – это историческое событие и большой праздник», – сказал он в разговоре с «НГР».

Недоброжелатели утверждают, что к Москве сегодня присоединились преимущественно потомки русских, осевших в Западной Европе. Однако, например, доктор богословия и профессор из Нидерландов Йост ван Россум, также член делегации от архиепископии, рассказал «НГР», что к русским и России он имеет лишь духовное отношение: «Благодаря русскому священнику в Нидерландах я в юности узнал о русской литературе, полюбил Достоевского, узнал русскую православную духовность.

Совсем ребенком я ходил в протестантскую церковь, но никогда не чувствовал себя ее членом. Ни в одной другой церкви я не чувствовал себя так, как церквах русской традиции. В Париже, когда я начал преподавать в богословском Свято‑Сергиевском институте, я понял, что именно эта литургическая традиция мне наиболее близка». Впрочем, и сам митрополит Иоанн (Реннето) – урожденный француз, который познакомился с русской духовностью через русское богословие и русскую философию. «Моя первая встреча с русской душой – это чтение Николая Бердяева. Потом я читал Лосского и других великих представителей русской эмигрантской мысли. Я видел, что мне, западному человеку, дает прикосновение к русской мысли. Я никогда не сожалел о своем выборе, и все это дало мне силу вступить в этот сложный диалог о судьбе нашей архиепископии. Нам было очень важно сохранить ее как живую свидетельницу русской духовности и русского характера православия», – поведал Реннето.

Первая совместная литургия патриарха Кирилла и митрополита Дубнинского Иоанна была омрачена тем, что в ходе торжественного богослужения глава РПЦ, перечисляя по диптиху имена предстоятелей других поместных православных церквей, не упомянул не только Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея, евхаристическое общение с которым было разорвано в конце 2018 года из‑за создания Православной церкви Украины (ПЦУ), но и не назвал имени главы Элладской православной церкви архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима II. 21 октября греческий иерарх направил мирную грамоту главе ПЦУ митрополиту Епифанию (Думенко), таким образом официально признав эту структуру. Ранее Синод Московского патриархата предупредил, что прервет общение с теми иерархами Греции, которые признают «неканонические раскольничьи сообщества» Украины.

«В это время некоего канонического помрачения в сознании многих просветляется каноническое сознание Русской православной церкви, нашедшей в себе силы преодолеть последнее разделение, порожденное гражданским нестроением в России начала века двадцатого» – так описал происходящее патриарх Кирилл. Вычеркнув имя Элладского иерарха из поминального списка РПЦ, он выразил надежду, что когда‑нибудь расколы в православии будут преодолены. Пока же на Русской церкви лежит «особая историческая миссия»: Московский патриархат «ответственен за судьбу православия в мировом масштабе». «Пусть Господь всех нас объединяет в силе духа, в силе веры, вне зависимости от того, где мы живем – в столице, за границей, или где‑то в российской глубинке, или на Украине, или в Белоруссии… Мы все – единая Русская православная церковь, несущая огромную ответственность не только за религиозную судьбу своих чад, но в каком‑то смысле, не побоюсь сказать, и за судьбу веры православной во всем мире», – заявил он 4 ноября во время торжественного богослужения в Успенском соборе Московского Кремля.

«То, что патриарх Кирилл не упомянул предстоятеля Элладской церкви, – это боль для всех нас. Думаю, даже для патриарха Кирилла. Единственный выход из сложившейся ситуации я вижу в собрании всех поместных церквей и решении украинского вопроса», – сказал «НГР» Николай Лопухин. «Я, например, за то, чтобы в Украине была своя автокефальная церковь, но не поддерживаю те методы, которыми она была образована. И в этом большая вина патриарха Варфоломея и митрополита Эммануила Адамакиса. Последний разрушил нашу архиепископию, разрушил церковную стабильность в Украине, при этом его собственная митрополия находится в очень плачевном состоянии».

Митрополит Иоанн (Реннето), в свою очередь, уверен, что в будущем «все православные сойдутся». «То, что произошло в Украине, потрясло всю православную церковь, не только Русскую церковь. Я имел возможность общаться с представителями других православных церквей, и я смог убедиться в том, что все очень скорбят. Я очень глубоко сожалел о том, что соборность не сработала, а это именно то, что могло спасти от этого недоразумения, чтобы снова начать общение на экклезиологических основах, в уважении к истории, учитывая желание народа Божия. Но я уверен, что в будущем Святой Дух скажет: вам нужно соединяться, так продолжать нельзя. Но единство не будет решением сверху, это будет решение народа Божия, это церковный путь в православии», – заявил он.

Пока митрополит Дубнинский надеется на «православную соборность», глава Кипрской православной церкви архиепископ Хризостом II выразил недоумение в связи с решением патриарха Кирилла разорвать евхаристическое общение с архиепископом Иеронимом. «Я считаю это решение патриарха Московского неприемлемым. Мы не отсекаем память о другом патриархе только потому, что не согласны с его позицией. Только если он станет еретиком, мы расстанемся с ним. И я знаю, что ни константинопольцы, ни афиняне не являются еретиками. Это, конечно, не значит, что я с ними согласен», – приводит слова архиепископа Хризостом греческое информагентство «Ромфея». Предстоятель Кипрской церкви также заметил, что его церковь придерживается нейтралитета, «поскольку не согласна ни с позицией Москвы, ни с позицией Константинополя».

По мнению настоятеля церкви Божией Матери Державной в Шавиле протоиерея Живко Панева, который также прибыл в Москву вместе с делегацией архиепископии, высказанная Хризостомом II позиция может свидетельствовать о том, что Константинополь давит на греческие церкви, заставляя их признать ПЦУ. «Я думаю, что все греческие церкви, которые в той или иной мере зависимы от Константинополя, рано или поздно признают ПЦУ. Греки всегда осуждали Русскую церковь за ее национализм, но при этом сами сегодня поступают так же. Для них Константинополь – это вершина всего в православном мире, и они готовы будут сделать то, что он им велит» – такое мнение выразил в разговоре с «НГР» французский священнослужитель. Поминать или нет Иеронима во время литургии, по его словам, митрополит Иоанн (Реннето) будет решать «самостоятельно».

Синод Русской Православной церкви на заседании 25 июля утвердил порядок избрания кандидатов для рукоположения в епископы. За последние четыре года архиереями Московского патриархата стали более 117 человек. «Отсутствие такого порядка при определенных условиях могло приводить к ошибкам», — пояснил, открывая заседание, патриарх.

Ранее порядок избрания епископа упоминался в Уставе Русской Православной церкви (гл. XV): «Кандидаты в архиереи избираются в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование».

Принятый Синодом документ закрепляет уже существующую практику и требования. По сравнению с требованиями, закрепленными Уставом Русской Православной церкви, в нем появляется одно существенное уточнение, связанное с образованием: теперь ставленник должен иметь ВЫСШЕЕ богословское образование (в Уставе — «богословское образование»).

На Поместном Соборе 1917/18 гг. тоже говорилось о порядке избрания епископов и требованиях к кандидатам. В частности, в принятом в феврале 1918 года Определении Собора «Об епархиальном управлении» в гл. II «Об епархиальном архиерее», говорится:

«15. Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной церкви, управляющий епархией при соборном содействии клира и мирян.

16. Избрание епархиального архиерея производится следующим образом. По освобождении епархиальной кафедры, прежде замещения ее, архиереи округа, или, при отсутствии округов, Священный Синод Российской церкви, составляют список кандидатов, в который, после канонического одобрения, включаются и кандидаты, указанные епархией. По обнародовании в епархии списка кандидатов, архиереи округа или архиереи, назначенные к участию в избрании епархиального архиерея Священным Синодом, клир и миряне епархии совместно производят по особым Правилам выборы кандидата, голосуя одновременно за всех, указанных в списке, причем получивший не менее 2/3 голосов считается избранным и представляется на утверждение высшей церковной власти. Если никто из кандидатов при таковом голосовании не получит указанного большинства голосов, то производится новое голосование о каждом из кандидатов, указанных первым голосованием, в отдельности, и высшей церковной власти представляются кандидаты, получившие не менее половины избирательных голосов.

Прим.1. В исключительных и чрезвычайных случаях, ради блага церковного, допускается назначение и перемещение архиереев высшей церковной властью.

Прим. 2. В епархиях, где должна быть широко развита миссионерская деятельность и проживает значительное число инородческого населения, епархиальные архиереи должны быть избираемы из кандидатов, опытных в миссионерском деле; при неосуществлении же этого, в таковые епархии архиереи могут быть назначаемы высшей церковной властью.

Прим. 3. В заграничные миссии архиереи назначаются Священным Синодом».

Таким образом, согласно Определению Поместного Собора 1917/18 гг., в избрании архиерея принимают участие клир и миряне. Определение «Об епархиальном управлении» 1918 года устанавливает возрастной ценз для ставленника «не моложе 35 лет». Нынешний документ закрепляет возраст «от 30 лет». По Определению 1918 года ставленник в епископы не обязан быть монахом, но может быть избран и из «не обязанных браком лиц белого духовенства и мирян, причем для тех и других обязательно облечение в рясофор, если они не принимают пострижения в монашество». В нынешнем документе речь идет исключительно о монахах.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *