Патристика представители

ПАТРИСТИКА (от греч. πατήρ, или лат. pater, «отец») – термин, появившийся в 17 в. и обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. 1–8 в. – т.н. отцов Церкви. К кон. 5 в. были сформулированы три признака, отличавшие авторитетного «отца»: древность, святость жизни и ортодоксальность учения (впоследствии к ним был добавлен 4-й – одобрение церкви). Хотя этим критериям соответствовали не все крупные христианские авторы; поэтому с современной точки зрения составной частью патристики являются и те учения, которые христианская традиция не считает вполне ортодоксальными, а «отцом» может быть назван почти всякий автор первых веков христианства.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. В широком смысле патристика – это доктринальная форма построения христианской культуры, многоплановый синтез религиозных ценностей христианства и эллинского литературно-философского наследия. Диаметрально противоположные взгляды на содержание культурной конвергенции («эллинизация» христианства – Гарнак, «христианизация» эллинизма – Жильсон, Квестен) сходятся в одном: религиозный элемент в патристике заметно превалирует над рационально-рефлексивным. Особенностью патристики как историко-философского феномена (во многом разделяемой со схоластикой) является декларативный отказ от свободного философского поиска. В отличие от античной философии патристика признает единую истину Откровения, которая нуждается не в разыскании и обосновании, а в разъяснении и истолковании и является корпоративным достоянием всего христианского сообщества. Христианская традиция считает патристику единым учением, раскрытым различными авторами с различной глубиной: монотеистическая религия как тотальное духовное явление требует от философствующих адептов почти абсолютного теоретического конформизма. Авторитет, основополагающая константа патристики, иерархически структурируется (в порядке убывания): Откровение (абсолютный авторитет) – господствующая церковная норма (корпоративный авторитет) – личный авторитет отдельного «отца». В истории европейской мысли патристика является первым внутренне цельным и исторически длительным типом рефлексии, в большинстве отношений соответствующим гипотетическому понятию религиозной философии, которая по основным интуициям и посылкам тождественна религии, по объекту рефлексии – теологии, а по рациональным методам – «чистой» философии. На протяжении более десяти веков христианская теология была в Европе единственно признанным (и исторически возможным) стилем философствования, основной характеристикой которого являлось подчеркнуто подчиненное положение разума по отношению к авторитету.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ. Основные проблемы связаны с хронологическими и регионально-языковыми особенностями формирования патристики. Хотя римский мир на закате своего существования столь же мало соответствовал абстрактной норме «античности», сколь и будущего «средневековья», патристику не следует квалифицировать как «переходное звено» между античной и средневековой философией, поскольку религиозное ядро с самого начала обеспечило ей высокую степень внутренней цельности, а христианская парадигматика, рожденная в первые века патристики, без существенных изменений более тысячелетия доминировала в философском сознании Европы. Поэтому по большинству параметров патристика генетически связана со схоластикой (которая может рассматриваться как непосредственное продолжение патристики) и внутренне стоит к ней неизмеримо ближе, чем к античной философии. В то же время патристика стилистически и в некоторых отношениях содержательно отличается от схоластики. В начальный период и даже в эпоху расцвета патристика зависела от античных культурных стереотипов, которые, не затрагивая непосредственно сферу христианской парадигматики, оказывали заметное влияние на каждого представителя патристики пропорционально его образованности. Хотя ориентированность на античную культуру во многом носила внешний характер (план риторического выражения, техника использования философских теорий и терминов), она определила интеллектуальную стилистику патристики, поскольку отцы Церкви непосредственно из античного наследия получали то, что средневековым авторам доставалось через христианскую традицию. Поэтому методологически целесообразно рассматривать патристику как «христианскую античность» в отличие от схоластики как «христианского средневековья» (Трельч), учитывая стилистическую завершенность определенного периода рефлексии, определяющую две линии преемства: внешне-генетического между античностью и патристикой, и внутренне-генетического – между патристикой и схоластикой. На основе этого критерия к нач. 20 в. было принято концом патристики считать на Западе деятельность папы Григория Великого (6 в.), а на Востоке – Иоанна Дамаскина (8 в.).

Формальная классификация патристики по языковому принципу обретает реальное содержание, когда дело касается проблематики регионально-культурного сознания. Поскольку лишь греческий и латинский языки выражают значимые в масштабах всей патристики различия менталитета, деление ее на греческую и латинскую в основном совпадает с делением на восточную (включая периферийные ветви – сирийскую, армянскую, коптскую) и западную. Восточной патристике свойственно внимание к высокой теологической проблематике и традиционная ориентация на платоническую метафизику: большая часть богословских новаций принадлежит Востоку, где интенсивность догматико-церковной жизни была гораздо выше, чем на Западе. Латинский Запад, объединенный римской культурной традицией, проявлял больший интерес к проблемам индивида и социума, т.е. к антропологии, этике и праву. Эти общие тенденции не исключают, разумеется, того, что внимание к этико-антропологической проблематике проявлялось и на Востоке (Немесий, каппадокийцы), а вкус к метафизике – и на Западе (Марий Викторин, Иларий, Августин); но показательно, что тринитарные споры (о сущностном триединстве Бога) мало затронули Запад, в то время как пелагианская полемика (о соотношении свободы воли и благодати) не имела почти никакого резонанса на Востоке.

Периодизация патристики должна сочетать регионально-языковые факторы и доктринальный критерий, в котором присутствуют два плана – теолого-философский и догматико-церковный. Первый отражает объективную эволюцию парадигматики, второй – ее соответствие наличному догматическому канону; с этой точки зрения Вселенские соборы являются важными вехами традиции, догматическая сторона которой неотделима от философской и литературной.

1. РАННЯЯ ПАТРИСТИКА (кон. 1–3 в.): протодогматический период делится на два этапа. К первому (кон. 1 в. – 2-я пол. 2 в.) принадлежат апостольские отцы и апологеты. В сочинениях апостольских отцов, тесно связанных с кругом представлений Нового Завета, лишь приблизительно намечены основные пункты будущего теоретизирования. Апологетика, находившаяся под влиянием стоического логоцентризма, сделала первые шаги к построению христианской теории. К этому же этапу относятся влиятельные гностические учения 2 в. Составляющая второй этап философская теология (кон. 2–3 в., Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген) начинает освобождаться от влияния гностицизма и переходит от «чистой» апологетики к построению универсальных теологических систем. Параллельно начинается смена философских парадигм: с Оригеном на Востоке стоицизм уступает место платонизму; аллегорический метод толкования Писания получает статус герменевтической нормы. Вместе с тем ряд представителей западной патристики (Киприан, Арнобий, Лактанций) еще остается под влиянием апологетической традиции. Патристика институционально оформляется в первых теологических школах – Александрийской и Антиохийской.

2. ЗРЕЛАЯ ПАТРИСТИКА (4–5 вв.): классика теоретизирования и оформление догматики. В 1-й пол. 4 в. христианство становится государственной религией. Вселенские соборы, начиная с Никейского (325), придают теологии догматическое измерение. География патристики расширяется за счет сирийской и армянской. Теоретизирование в ходе тринитарной и христологической полемики достигает наивысшего расцвета; возникают классические теологические системы на основе неоплатонизма (каппадокийцы, Псевдо-Дионисий Ареопагит), который утверждается и в западной традиции (Марий Викторин, Августин). Этот период отличается наибольшим разнообразием жанров.

3. ПОЗДНЯЯ ПАТРИСТИКА (6–8 вв.): кристаллизация догматики. Теоретико-догматическая сторона патристики окончательно принимает форму непреложного канона. Крупные теоретические новации отсутствуют, зато интенсивно ведутся комментаторство и систематизация (Леонтий Византийский) в то же время растут мистические тенденции (Максим Исповедник) и принципиальное внимание к аристотелизму (Иоанн Дамаскин), что предвещает схоластику. На Западе теоретизирование постепенно также начинает приобретать переходные к схоластике формы (Боэций, Кассиодор).

РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ. Понятийная структура эллинской философии оказалась единственным средством, способным оформить религиозный опыт христианства и придать ему общезначимость в пределах тогдашней культурной ойкумены. Так, из «ограничения» веры при помощи понятийного аппарата возникли христианские теология, космология и антропология. Вместе с тем ни одно понятие греческой философии не было способно с полной адекватностью выразить реалии христианского религиозного сознания. Поскольку Писание выступало как источник истины и конечная объяснительная инстанция, христианское теоретизирование формировалось как экзегеза священного текста, т.е. как религиозная герменевтика, заимствовавшая античную аллегорическую методику через Филона Александрийского. Наиболее высокий, метафизический вид экзегезы требовал осмысления важнейших парадигм греческой философии, в ходе которого кристаллизовались два основных типа богословия – «отрицательный» (апофатическая теология) и «положительный» (катафатическая теология). Платоновское запредельное первоначало, стоящее выше бытия и категориальных различий, было идеальной объяснительной моделью для христианских представлений о непостижимости Бога; традиционная апофатика, спорадически заметная уже у апологетов и развитая Оригеном, достигает кульминации в неоплатонической версии 4–5 вв. – у Григория Нисского и в особенности у Псевдо-Дионисия Ареопагита. Радикально-антирационалистический и персоналистски-ориентированный вариант апофатики, намеченный Тертуллианом, не получил развития (если не считать поздних сочинений Августина), т.к. не отвечал спекулятивным потребностям патристики, и был востребован лишь протестантизмом. Но и традиционная апофатика, таившая в себе отказ от всякой попытки объяснить отношение Бога к миру и человеку, неизбежно должна была получить противовес в виде катафатической теологии, содержательно гораздо более широкой (в ее сферу входят тринитарное учение, христология, космология, антропология и т.д.) и использующей помимо платонических перипатетические и стоические элементы. Эти взаимодополняющие типы богословствования никогда не выступали в совершенно «чистом» виде, хотя один из них мог предпочитаться сообразно уровню учения того или другого автора и особенностям его регионально-языкового менталитета.

Апологетика по преимуществу катафатична и космологична. Ей импонировало стоическое учение о мировом разуме-логосе, позволявшее объяснить мироустроительные и провиденциальные функции Бога-Творца, раскрывающиеся в Христе-Логосе и божественной премудрости-Софии. Космополитический пафос стоицизма также отвечал насущным практическим задачам апологетов. Стоицизм достаточно заметен у Климента Александрийского (в учении об этическом идеале) и достиг кульминации у Тертуллиана, который опирается на стоическую онтологию. В дальнейшем стоическое влияние сохраняется лишь в космологии (гармоническая упорядоченность мироздания), антропологии и этике, а сферу высокой парадигматики безраздельно занимает платонизм. Уже у апологетов встречаются первые апофатические высказывания (Бог непостижим и трансцендентен) в сочетании с катафатическим использованием платонических и перипатетических элементов (Логос присутствует в Боге-Отце как разумная потенция, получающая энергийное выражение в акте творения). Ориген, создавший первую систему философской теологии, во многом сходную с неоплатонизмом, определил дальнейшие пути развития патристики. Возвышенное монотеистическое благочестие и глубина платонизма как нельзя лучше отвечали возросшим метафизическим потребностям зрелой патристики и задачам тринитарной полемики, которая вывела онтологическую проблематику на первый план.

Формула Никейского собора («единство в трех Лицах») требовала отказа от схематически-рационалистического субординационизма (учения о неравносущности Лиц-ипостасей), которого придерживались апологеты, Тертуллиан, Ориген и которое пропагандировал Арий. Поскольку в апофатической проекции бытие Божье выше категориальных различий, вопрос решался в катафатической плоскости: трансцендентное единство нужно было представить как «явленное» в трех различных ипостасях. Каппадокийцы пытались достичь этого с помощью переосмысленного учения Аристотеля о категориях и о «первой» и «второй» сущностях: Бог может быть представлен как родовая сущность, проявления которой обладают устойчивыми индивидуальными свойствами (но при этом остается «первой» сущностью). Разработка тринитарной (а затем и христологической) проблематики временно оттесняла апофатический метод на задний план, но после оформления тринитарной каноники неоплатонически ориентированная апофатическая теология вновь заявила о себе ростом мистических тенденций в 5–6 вв. (Псевдо-Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник). Христологическая полемика 4–5 вв. была хронологическим и смысловым продолжением тринитарной, используя те же методы для решения теологического вопроса о соотношении двух природ во Христе, т.е. двух различных субстанций, парадоксально соединенных в одной «первой» сущности, по формулам Эфесского и Халкидонского соборов, «нераздельно и неслиянно». Борьба с рационалистическими крайностями (которые, как правило, и считались ересями) христологии – несторианством и монофизитством (5–6 вв.), а затем – монофелитством (6 в.) – завершила догматическое оформление патристики.

Тео-антропологическим дискуссиям сопутствовало оформление жанра христианской антропологии в сочинениях Григория Нисского, Немесия и Августина. Теологическая формула «по образу и подобию Божьему» обнимала широкий комплекс вопросов – прежде всего, об отношениях бессмертной души и смертного тела, который решался в платоническом духе, но с несвойственной платонизму спиритуализацией плоти (животворение плоти во Христе, грядущее воскресение людей в новой плоти) и с решительным отрицанием как платонического предсуществования душ, так и стоического традукционизма, противоречивших христианским представлениям о неповторимой уникальности каждого человека. В частных вопросах использовались соответствующие античные теории (порой почти в неизменном виде); антропологические изыскания патристики во многом суммируют трактаты «О природе человека» Немесия и «Об устроении человека» Григория Нисского.

Этическая проблематика со времен апологетов развивалась на фоне господствовавших полемических настроений. Если на Востоке доминировала традиционная моралистика и (со времен Оригена) переосмысленная в христианском духе традиционная же проблема обоснования моральной автономии при помощи теодицеи, то атмосфера западного теоретизирования определялась персоналистической и волюнтаристической перспективой, особенно характерной для Августина: соотношение индивидуально-человеческой и Высшей воли. Учение Августина о спасении благодатью, даруемой не на основании заслуг, противоречило господствовавшей традиции и не было востребовано позднейшим католицизмом, но оказалось созвучным индивидуалистическому протестантскому сознанию. Вместе с тем необычное даже для патристики внимание к индивидуальной психологии нашло выражение в моральной аналитике «Исповеди».

Космологическая тематика, намеченная уже апологетами, подчинена обоснованию креационистской модели мироздания (в противоположность стоическому пантеизму, а позже – неоплатоническому эманатизму): мир сотворен «из ничего» по преизбытку божественной любви (в отличие от гностического учения о «злом» демиурге); тварная материя не является злом или небытием. Образцовая космология патристики – «Шестоднев» Василия Великого – рассматривает мир как гармонически упорядоченное целое, целесообразно направляемое божественным промыслом. Эстетические аспекты космологии разрабатывались на всем протяжении патристики – от описаний красоты зримого мира у апологетов до метафизической «светописи» при изображении умопостигаемой красоты у Псевдо-Дионисия Ареопагита. На стыке этики и космологии возник такой феномен, как эсхатологическая историософия «Града Божьего».

Основные теоретические достижения патристики стали достоянием средневековой западной и византийской теологии; при этом нужно учитывать, что в силу ряда причин восточная патристика более плавно эволюционировала к своим византийским формам, чем западная – к схоластике. Значительная часть энергии патристики была затрачена на полемическую разработку теологической догматики и оформление традиции, которую последующая эпоха получила в относительно «готовом» виде. Поэтому схоластика (в первую очередь западная) могла уделять гораздо большее внимание чисто философской стороне предмета: эта «вторичная рефлексия» вкупе с решительной сменой методологических ориентиров позволяла ей постепенно освобождаться от ограничений конфессионального философствования. Вместе с тем некоторые теологические проблемы обрели вторую жизнь в эпоху Реформации: учение о предопределении Августина во многом определило исходные установки протестантизма и рамки конфессиональной полемики 16–17 вв. На Востоке же традиционная догматическая проблематика патристики продолжала разрабатываться в иконоборческой (8–9 вв.) и паламитской (14 в.) полемике.

Современными наследниками патристики являются католическая мысль (томизм и августинианство), определяющая себя как «религиозное пользование разумом» (Жильсон), и связанное с восточной традицией православное богословие.

Тексты:

1. MPG;

2. MPL;

3. Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. В., 1897;

4. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1866;

5. Sources Chrétienne. P., 1942;

6. Corpus Cristianorum. Series Graeca. Turnholti-Parisiis, 1977;

7. Corpus Cristianorum. Series Latina. Turnholti-Parisiis, 1954;

8. Patrologia syriaca, ed. R.Graffin, vol. 1–3. P., 1894–1926;

9. Corpus scriptorum christianorum orientaliura, edd. Chabot J., Guidi J., Hyvernat H. et al. P., 1903–;

10. Patrologia orientalis, edd. R.Graffin, F.Nau. P., 1903–;

12. Idem, Neue Folge, Bd. 1–15, 1897–1906;

13. Idem, 3 Reihe, hrsg. von A.Harnack und A.Schmidt. Lpz., 1907;

14. Patristische Texte und Studien, hrsg. von K.Aland, W.Schneemelcher, E.Mühlenberg. В. –Ν. Υ, 1960–;

15. в рус. пер.: Творения св. отцов. М., 1843;

16. Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных. К., 1879;

17. 2-е изд. 1891–.

Литература:

1. Ancient Christian writers, ed. by J.Quasten and J.С.Plumpe. West-minster–L, 1946;

3. Dizionario patristico e di antichita cristiane, diretto da A. di Bernardino, v. 1–3, Roma-Casale Monferrato, 1983–88.

4. Гарнак А. Сущность христианства. СПб., 1907;

5. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви, т. 1–4. СПб., 1907–17 (М., 1994);

6. Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени), т. 1, 2-е изд. Сергиев Посад, 1914;

7. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. Париж, 1931 (М., 1992);

8. Он же. Восточные отцы V–VIII веков. Париж, 1933 (М, 1992);

9. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979;

10. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1992;

11. Бычков В.В. Aesthetica patrum. Эстетика отцов Церкви. М., 1995;

12. Stöckl А. Geschichte der christlichen Philosophie zur Zeit der Kirchenväter. Mainz, 1891;

13. Harnack A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius, Teil 1–2. Lpz., 1893–1904 (2 Aufl. 1958);

14. Bardenhewer O. Geschichte der altkirchlichen Literatur, Bd. 1–5, 2 Aufl. Freiburg, 1913–32 (Darmstadt, 1962);

15. Troeltsch E. Augustin, die christliche Antike und das Mittelalter. Münch. – В., 1915;

17. Gilson E., Bohner Ph. Die Geschichte der patristischen Philosophie. Paderborn, 1936;

18. Cayré F. Patrologie et histoire de la théologie, t. 1–3. P., 1945–55;

19. de Ghellinck J. Patristique et Moyen Age, t. 1–3. P., 1946–48;

20. Quasten J. Patrology, vol. I–III. Utrecht–Antwerp, 1950–60;

21. Vol. I–IV. Westminster, 1986;

22. Schneider K. Geistesgeschichte des antiken Christentums, Bd. 1–2. Münch., 1954;

23. Gilson Ε. History of the Christian Philosophy in the Middle Ages. N. Y., 1955;

24. Wolfson H.A. The Philosophy of the Church Fathers. Cambr. (Mass.), 1956;

25. Spanneut M. Le stoicisme des peres de l’eglise. P., 1957;

26. Beck H.G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Münch., 1959;

27. Chadwick H. Early Christian Thought and the Classical Tradition. Oxf., 1966, 2 ed. 1985;

28. Altaner B. Patrologie, durchges. u. ergänzt von A.Stuiber, 8 Aufl. Freiburg, 1978;

29. Osborn E. The Beginning of Christian Philosophy. Cambr., 1981.

Библиография:

1. Христианство. Энциклопедический словарь, т. 3. М., 1995, с. 489–557;

2. Kern C. Les traductions russes des textes patristiques. Guide bibliographique. Chévétogne–P., 1957;

Основными этапами средневековой философии (II –XV вв.) являются патристика и схоластика. Первые идеи средневековой философии появляются еще в эпоху эллинизма, на протяжении нескольких столетий античность и средневековье сосуществовали, причудливо переплетаясь в идеях философов.

Патристика – учения «Отцов церкви», христианское богословие II–VIII вв. В это время одновременно сосуществовали неоплатонизм, стоицизм, пифагореизм, христианство, а также множество сект, чьи религиозные и философские идеи послужили фундаментом более поздней философии. Но в первые века распространения христианства античное наследие было почти полностью утрачено, до XII в. Европа о нем ничего не знала. Новое открытие учений Аристотеля и Платона началось в Аравии и Передней Азии средневековыми исламскими философами. Из Аравии мудрость древних греков постепенно проникла и в европейскую философию.

Представители средневековой патристики – Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий Августин, или Отцы церкви, отстаивали религиозные христианские догматы против язычества и утверждали несовместимость античной мудрости с христианской верой. Основными темами средневековой патристики являются проблемы сущности и бытия Бога, происхождение зла, теодицея или оправдание Бога, который сотворил столь несовершенный мир и допустил в нем существование зла, свобода воли человека и возможность спасения души и др.

Самым известным философом этой эпохи был Августин (IV–V вв.), именно его учение оказало влияние на становление схоластики. Августин был родоначальником средневекового рационализма, он выдвинул тезис «Верую, чтобы понимать». Это означает, что вера определяет начало рассуждения, но дальше разум ничем не ограничен и может опираться на собственные основы, не апеллируя к вере.

Схоластика – европейская философия IX–XV вв. Схоластика означала школьную философию, мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах. Первоначально в этом слове не было негативных оттенков, уже позже, после критики философов эпохи Возрождения, схоластика стала означать пустословие, пустое мудрствование, оторванное от жизни, и потому не имеющее смысла.

В схоластике выделяют несколько этапов:

  • • ранняя (IX–XI вв.) – Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский;
  • • зрелая или классическая (XII–XIII вв.) – Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др;
  • • поздняя (XIII–XIV вв.) – Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхарт и др.

Схоласты размышляют о соотношении веры и разума, единичного и общего, о бытии Бога, свободе воли и спасении души и т.п. Но во всех размышлениях главной темой и началом любого рассуждения выступает Бог. Средневековая философия сконцентрирована на Боге, поэтому ее называют теоцентричной. Философы верят и не подвергают сомнению религиозные постулаты о том, что все существующее сотворено Богом из ничего, Бог предопределил судьбу мира и каждого человека, а в финале неизбежно наступит конец света.

Одна из главных философских дискуссий в эпоху Средневековья – это спор об универсалиях. Универсалиями называются общие понятия, и в дискуссии речь шла о том, являются ли они объективными и реальными, т.е. существуют независимо от предметов и вещей, или универсалии – это просто имена вещей. В зависимости от ответа на вопрос о существовании универсалий философы разделились на реалистов и номиналистов. Приверженцы номинализма (номиналисты) считали, что универсалии – просто слова, они не существуют независимо от вещей. Объективно существуют только конкретные вещи, наделенные индивидуальными свойствами. К номинализму примыкали Росцелин и Уильям Оккам. Приверженцы реализма (реалисты) утверждали, что универсалии существуют объективно и предшествуют вещам. К реализму примыкали Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский.

Другая важная тема в философии Средневековья – это обоснование бытия Бога. Еще Августин выдвинул так называемое онтологическое доказательство бытия Бога. Его смысл в следующем: у всех людей существует понятие о Боге как о совершенном существе, но это понятие не могло бы появиться, если бы в действительности не существовало такого совершенного существа, следовательно, Бог существует.

В XI в. Ансельм Кентерберийский, позаимствовав у Августина основу онтологического доказательства бытия Бога, развил его. Доказательство Ансельма Кентерберийского больше похоже на софизм и состоит в следующем. Даже безумец должен согласиться, что в его разуме есть представление о существе, выше которого нельзя себе ничего представить. Если бы это высшее существо находилось только в уме, то можно было бы предположить, что оно существует и в действительности. Но такое бытие в действительности было бы еще большим, чем существующее только в мысли. Но в мысли существует наивысшее существо, выше которого ничего быть не может. Следовательно, исходное утверждение, что Бог существует только в уме, было неверным. Поэтому несомненно, что существует бытие, выше которого ничего нельзя себе представить.

Позже, в XIII в., этот тезис опроверг другой великий философ Средневековья Фома Аквинский. Он отвергал онтологическое доказательство бытия Бога на том основании, что из понятия совершенства или блага, выше которого ничего не может быть мыслимо, следует существование его только для мира представлений, а не для самой действительности. Католическая церковь признала философскую систему Фомы Аквинского самым адекватным выражением христианского вероучения и основной теологии. При этом философия Фомы была вариантом средневекового рационализма. Так, философ обосновывал принцип гармонии веры и разума, согласно которому разум должен обосновывать бытие Бога и отклонять возражения против веры.

Во времена поздней схоластики вопрос о соотношении веры и разума приобретает новый смысл. Важность этой проблемы свидетельствует о желании философии освободиться от пут религии и теологии. На закате Средневековья появляется теория двойственной истины, которая утверждает, что истины веры и истины разума существуют независимо и не влияют друг на друга. Концепция двойственной истины открывает новый этап в развитии философской мысли, освобождение философии от религии – Ренессанс.

  • См. параграф 6.5.
  • См. параграф 6.6.

ПАТРИСТИКА (лат. patres — отцы) — философия и теология первых христианских богословов {II—VIII вв.), то есть Отцов церкви, развернувших истины веры в целостное и творческое философско-религиозное мировоззрение, зало-живших краеугольные камни в здание Церкви. В истории П. традиционно выделяют учеников первых апостолов — «мужей апостольских» (Игнатий Антиохийский. Поликарп Смирнский, Ириней Лионский). Заимствуя содержание христианского сознания из устных и письменных наставлений апостолов, они транслировали его среди язычников. По форме их произведения являются письмами или посланиями. Задача посланий — наставления, увещания, предостережения от зародившихся ересей гностицизма, докетизма (учения, согласно которому явление Христа было лишь видимостью, призраком), а также разъяснение начал церковного устройства.

Выдвинутое в этот период учение о человеке (Ириней Лионский) как целокупном единстве телесного и духовного, взывающем к целостности индивидуальной жизни, общению и активной деятельности, на пути которых только и осуществляется «причастность» человека Богу, много позже станет называться теоцентрической антропологией. Задача человека, по убеждению мужей апостольских, не просто жить «здесь и сейчас», но постоянно преображать себя. Теоцентризм, креационизм и провиденциализм стали принципами, определяющими понимание человека в христианской философии.

II-III вв. — время «апологетов», защищающих христианство (Иустин Философ, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан) на социально-философском и этическом уровнях. Цель апологетов — продемонстрировать языческому миру приемлемость христианства с общекультурной точки зрения, представить греческую философию в качестве предшественницы Откровения, которое она предчувствовала, а христианскую мораль — как более совершенную в сравнении с принципами «юридизма» (равного воздаяния, справедливого возмездия) язычества. В поисках философских оснований христианства Иустин, Ориген, Климент обращаются к идеям Платона и стоиков. Словно сговорившись, они повторяют, что языческие философы, сами ГВ того не осознавая, были христианами. Формулируя доктрину христианства в категориях, близких греческой образованной аудитории, они нередко отклоняются от смысла Откровения. Осуществляя попытку примирения знания и веры, платонизма и Ветхого Завета, Климент и Ориген освободили богословие от задач полемических и явились основоположниками критически-исследовательского, философско-богослоеского подхода к Священному Писанию. Разъясняя, что философия лишь вспомогательное средство в делах веры, они невольно способствовали превращению ее в логику как технику, инструмент богословской мысли, то есть в «служанку» веры.

Нетерпимостью по отношению к философии отличался Тертуллиан. Он впер-вые сформулировал противоречия «Афины — Иерусалим», «философия — христианство», «знание — вера», которым много позже будут посвящены размышления русского философа Л. Шестова. Единственным критерием истины для Тертуллиана являются «правила веры».

Отсюда вытекает, что в силу единства веры все церкви идентичны друг другу. Следовательно, фактически существует лишь одна церковь, основанная Христом, что весьма актуально для современного христианства, распавшегося на разнообразные вероучения.

С IV в. в П. начинается новая эпоха. Внешне — это эпоха примирения церкви с государством; внутри церкви — это начало длительного времени богословских споров. Популярность оригенизма, существование множества ересей (манихейство, гностицизм, арианство, нес- торианство, монофизитство), произвольно толкующих фундаментальные принципы христианства, ставили перед богословами философскую задачу. Знаменитая троица из Каппадокии — Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, а также Августин Аврелий, по их собственному признанию, начинают «богословствовать по-философски». За всеми спорами того времени (о Святой Троице, о Личности Спасителя и др.) стояли мировоззренческие вопросы о бытии и небытии, сущности и существовании, времени и вечности, логике истории. Старые «инструменты», которые имелись в наличии, не годились для объяснения истин христианской веры. Необходимо было «воцерковить» эллинскую философскую мысль. Нахождение нового языка для новой «неизреченной истины» и есть заслуга Отцов церкви, создавших «золотой фонд» патристики.

В частности, разрабатывая непротиворечивое учение о сущности Бога и трех Его ипостасях (тринитарная проблема), Отцы церкви используют философский аппарат античности: диалектику целого и части, триадическую логику чувственного — сверхчувственного — единого. В основе решения тринитарной проблемы лежат пять категорий: бытия, различия, тождества, покоя, движения. Идя путем греческой философии, Отцы церкви пришли к тому, что сущностью мира является диалектика его «самотождественного различия», в основе которой «ставшесть и текучесть», «покой и движение», «бытие и тождество». На основании этих же «равновеликих и равноценных» категорий доказывалось, что, наряду с тождеством Лиц в Боге, существует их субстанциональное (не внешнее, а реальное) различие. Три Лица троичности и тождественны (по бытию), и реальны (по ипостаси, субстанционально). Таким путем вырабатывался Символ Веры. Теория троичности по сути явилась «неоплатонической диалектикой минус эманация или минус иерархийная субординация».

Разъяснив смысл сущности мира в рамках вероучительной системы, Отцы церкви стали терять свое «единогласие». Восточная «православная» мысль остановилась на пороге понимания сущности как тайны Бога в уповании на то, что Он «выходит» из своей неприступности как личный Бог сам, а не в силу Его познаваемости человеческими усилиями. Возможно, это обстоятельство объясняет последующую склонность восточной христианской мысли (русской в том числе) к мистицизму, заведомому избеганию рациональных мыслительных конструкций как «неистинных» по существу, что в дальнейшем стало иногда даже вызывать ложное впечатление беспомощности этой мысли.

Заключительный период П. характеризуется окостенением мысли, начинает преобладать путь рационального постижения христианских истин (схоластика), правоведческий, практический уклон. Труды Иоанна Дамаскина и Иоанна Скота Эриугены являются последними монументальными сочинениями патриотического периода, закладывающими основу восточной и западной схоластики.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 271-272.

Становление философии в Древней Греции. Сократ. Платон. Аристотель. 4. Средневековая философия : патристика, схоластика. Краткое изложение. патристика философия термин.. класс || Диктант по русскому языку 4 || Краткое содержание || Гдз 6 класс язык || Приключения про индейцев || Скачать. … патристики, которому приписывается так называемый Ареопагитический. 6 в., представитель поздней патристики, которому приписывается так. Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) составлено на основе вопросов. Краткое изложение теоретических вопросов: 1. Амман А. Путь Отцов. Краткое введение в патристику.. язычников» и «Слово о воплощении», связанные по темам и содержанию и соединяемые блаж. Книга «Патрология и патристика» Алексей Столяров, «»Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина», 2004 г.. я стремился совместить естественную для краткого введения лаконичность изложения с максимальной. Содержание. «Путь отцов: Краткое введение в патристику» Аммана — прекрасная книга по патрологии научно-популярного характера. С «Пути Отцов» можно. Содержание. Введение. Патристика – основа христианского богословия и философии. Периодизация и классификация. Августин Блаженный и его. Духовное наследие отцов церкви получило название ПАТРИСТИКА (padre — отец).. Содержание философии (богословия) они вычитывали в текстах. Тема работы: Патристика. Философия Ав. Августина Предметная область: «Другие работы по: другой Краткое содержание:. Патрология и патристика. Краткое введение М.: ГЛК.. лет своеобразный стиль рефлексии над содержанием стоических догм и, по преимуществу,. Содержание: Патристика: Знать, чтобы Верить Схоластика: Верить, чтобы Знать. Слайд: 3,. краткое содержание других презентаций о философии. виднейший богослов и философ, представитель латинской патристики, служитель. в которых дал краткое изложение основных своих воззрений вместе с.. Предыдущие «отцы церкви» содержание веры, божественного. Урок по теме Патристика: суть учения и основные представители. Теоретические материалы Шпаргалки, Русский язык, Архив. Краткое содержание любого рассказа – это ваш реальный шанс освежить в памяти все его самые яркие моменты, имена главных героев, описание их. Содержание ПАТРИСТИКИ в целом — разъяснение христианского учения, разработка догматики, полемика с другими религиями (в том числе с. Прежде всего, патристика, представители европейской философии Нового. а само ее содержание определяют естественнонаучные достижения. кратко о средневековой философии. Екатерина. Если очень кратко, то:. Рационалистические линии патристики и схоластики подробно описаны в. Сам автор определяет ее содержание как анализ целей православной… Сущность всех заповедей кратко изложил Сам Господь Бог наш Иисус. Краткое содержание. В развитии средневековой философии выделяются два основных периода: патристика и схоластика. Содержание. . 1 Цитаты… P. 366. Перейти ^ Амман А. Путь Отцов. Краткое введение в патристику. Пер. с ??. М., 1994. С. 54. Перейти ^ Цит. В свою очередь патристика весьма условно может делиться на восточную и.. А потому содержание божественного откровения, доказывает Августин,. Диаметрально противоположные взгляды на содержание культурной. В отличие от античной философии патристика признает единую истину. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ. апологетика, патристика, схоластика и их представители. Основные проблемы. Франсуа рабле гаргантюа и пантагрюэль краткое содержание. Общая. Православная литература в формате. патристика (Августин. Размывание границ между философским и догматическим содержанием в современном философском теизме… Соотношение философии и теологии в ранней патристике: Юстин, Тертуллиан, Климент.. Краткое введение. Анализируется и уточняется содержание и смысл общих категорий науки: «пространство»,.. Очень краткое введение в философию… Патристика. Августин Аврелий родился в 354 году в городе Тагасте (Северная Африка),. Патристика как органическая часть истории европейской мысли — такова.. О шпаргалке аверченко очень краткое содержание для читательского. Патри?стика (от греч. ?????, лат. pater — отец) — философия и теология Отцов Церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Особенности философских идей Патристики и Схоластики.. опоры на одни и те же принципы, опосредующие содержание философских сочинений. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Христианская теология. теологии; патристика (Поликарп Смирнский, Игнатий Антиохийский, Иустин, Ириней…. 2 КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. «История христианской письменности и патристика». Для направления. Краткое содержание дисциплины по разделам: № п/п. Общее содержание памятника Постройка башни (Видение III)… Поэтому Патристика может быть в известной мере понимаема как историческое. Содержание. Введение. Патристика – основа христианского богословия и философии. Периодизация и классификация. Августин Блаженный и его. августин блаженный патристика. Краткие содержания книг автора ги де мопассан на пересказ, guy de maupassant полное имя,. изложение «орля, орля ги де мопассан 1850 -1893 новелла, 1887 краткое содержание однажды. Содержание программы обучения по дисциплине. «Общее языкознание». Краткое описание дисциплин. Дисциплина будет изучаться в 7 семестре. Патристика и схоластика в средневековой философии. является то, что в них Реферат; Сочинение; Краткое содержание; ГДЗ; ВУЗ;. Так, и в первом русском курсе патристики (1859) архиеп…. Завершая это краткое описание вклада С. Л. Епифановича в изучение наследия прп…. в отношении содержания рукописи просмотрены мною лично по. Апологетика и патристика как основные черты философии Средних веков. Основные. Краткое содержание произведений (1000) Бубер проблема человека краткое содержание. личности, пытаясь его решить, патристика предложила характеризовать личность через общение. Апологетика и патристика как основные черты философии Средних веков.. Краткое содержание произведений (1000).. Можно привести несколько. Уметь изложить содержание изучаемых источников по истории церковной. Терминология: патрология и патристика, святой отец, учитель церкви, христианский… Столяров А. А. Патрология и патристика: Краткое введение. Патристика как разрыв исторического развития. христианство — обусловили собой содержание, состояние и социальное место философии периода.. Он первый дал краткое изложение сущности христианской веры, на основе. От истоков патристики до конца XIV века. BEATAE MEMORIAE ALCUINI EBORACENSIS GALLIAE PRAECEPTORIS SACRUM. БЛАЖЕННОЙ ПАМЯТИ. Основные черты философии Средних веков: патристика и схоластика.. Средневековая схоластика кратко — Краткое содержание истории древнего. св. Дионисий (Тацис) ID код: 314.0001. Язык: Русский Вид: Источник Краткое содержание: Однобокости, в своей сущности, еретические,. Принцип примата веры над разумом как основная мысль патристики. Ранняя и поздняя. Краткое содержание · Рассказы. Патристика 2. Ранняя. Столяров А. Патрология и патристика (краткое введение). — М., 2004. — 158 c.. 368 стр. Из Содержания: Начало латинской христианской письменности. (2010 год). Содержание. Введение. 1. Философия европейского средневековья. 1.1 Развитие средневековой философии от патристики до схоластики. Содержание.. Но прошлого уже нет, будущего ещё нет, а настоящее — лишь бесконечно краткое мгновение между прошлым. Греческая патристика. Всегда выступает бальзак краткое кожа содержание Роберто Люонго, Кэри Прайс, Майк Смит. Патристика краткое содержание. Слева – краткое содержание лекции, основные факты, цифры…. Теоцентризм. Креационизм. Провиденциализм. Патристика. Философское. Патристика, схоластика, номинализм и реализм.. проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека;. Книга представляет собой предельно краткое изложение истории европейской философии. СОДЕРЖАНИЕ. Предисловие. Восточная патристика. Инварианты символики сердца в ранней восточной патристике: от Александрийской школы к каппадокийцам.. Живое экзистенциальное содержание символа сердца может и должно стать источником для.. Краткое изложение. Краткое содержание статьи А. Грюнбаума «Происхождение против. Поэтому содержание предмета историко-философского знания совпадает с. а также два переходных периода: патристика (IV—VII вв.). … мышления святоотеческой эпохи, к идеям и теориям патристики.. средства для интерпретации содержания того, что происходит,. Главная страница (Содержание). В учебнике дано краткое изложение основных идей всех важнейших философских. Патристика (Patristics) 138 Краткое содержание: Источники формирования средневековой философии. Этапы развития средневековой философии. Патристика:. О целях, задачах, логике построения и содержании курса. В курсе.. Тема 12. Методологические новации периода патристики и средних веков. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. 8. Раздел I.. Поздняя патристика. 12… Амман А. Путь отцов: краткое введение в патристику. — М.,1994. Вывод: есть и правильность содержания, и правильность выражения. Модель…. Кратко скажем о структуре другого сочинения Доната – Ars maior… Многие идеи патристики (в том числе и касающиеся языка) прослеживаются в. Патристика Шпаргалка, .. Последние подборки решений задач — краткое содержание более 1600 произведений русской и зарубежной литературы. Теги: патристика философские воззрения аврелия августина краткое содержание, реферат культура и общество, текст песни краски ты никого об этом. … Афанасьев и Александр Шмеман, обрел любовь к Церковной истории и патристике.. Их подлинное содержание и значение невозможно свести лишь к… га которого содержит краткое изложение христианского учения, блаж. Справочная информация о литературном произведении Введение в средневековую философию. Патристика: жанр, все издания, краткое содержание. … содержание · Шпаргалка по патристике. Вольтер скотт айвенго аудиокнига краткое содержание · Краткое содержание тихий дон книга 1 часть 7 Христианство против язычества (патристика). Их философская деятельность получила название патристика (от лат. pater…. с особенностями современного богословия, а также с кратким очерком истории. (Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно) // Вопросы истории.. Логико-философское содержание споров вокруг проблемы эволюции… духовности и культуры // Лега В.П. Философия Плотина и патристика. Патристика и схоластика как этапы в развитии средневековой философии. 4.3.. Краткое содержание темы:Философия как форма. Требования к уровню освоения содержания курса. Темы и краткое содержание. Раздел 1.. Зрелая патристика и поздневизантийские мыслители. Темы лекций и краткое содержание. Раздел I. Предмет и. Полемика в апологетике и патристике с. содержание восточно-христианской мистики. В развитии средневековой философии обычно выделяют два основных этапа – патристику и схоластику. Патристика (от лат. patris – отец) – это. Но именно он составляет главное содержание различных символов и образов.. Другой модификацией прекрасного в патристике является цвет. История христианской письменности и патристика (В. Н. Духанин);. Литургическое богословие (заместитель декана миссионерского факультета ПСТГУ. Содержание трактата составляет истолкование молитвы Господней (гл. 7 – 27, всего. Краткое введение в патристику. / А. Амман. -. Основные учения в христианстве Средних веков — патристика и схоластика.. Содержание диалектики Алкуина. Восходящая схоластика VIII-XI веков, переход к номинализму.. краткое изложение, добавлен 07.11.2014. 11. Августин блаженный исповедь краткое содержание реферат. работы: патристика Исповедь Августин Блаженый Учебная дисциплина:. Палама и патристика.. Завершая же краткое описание оснований бибихинской концепции, остается затронуть, пожалуй, всего один. Содержание дисциплины. Мировоззрение и его. Средневековая философия: патристика и схоластика. Философия.. Краткое содержание:. религий и богословие. Структура и содержание дисциплины. №. Патристика: начало и расцвет. 4. 2. 7. Августин и поздняя патристика (V-VII вв.) 2. 8. Формирование средневековой философии. Латинская патристика, Майоров Г. Г. — краткое содержание и все издания. 9 min — Uploaded by SimplePsychology (Простая психология)Кратко о психологии средневековья.. Период патристики начинается с идей Тертуллина и адаптации идей Платона Августином. Трактат Оригена «О началах»: анализ структуры и содержания.. ходе проведения научного семинара по греческой патристике в. В целом трактат «О началах» завершается кратким заключением (Recapitulatio),. патристика краткое содержание Cсылка http://seodtd.ru/4?keyword=patristika-kratkoe-soderzhanie&charset=utf-8 =========> патристика краткое. Патристика как переход от философии античной к философии средневековой. 6. 6. Средние века — содержание названия и исторические рамки периода.. Символы веры как краткое изложение сущности религиозного. … 2-8 века. Главным содержанием Патристика было обоснование церковной.. Скороговорка Скороговорка это краткое народно-поэтическое . Краткое описание, краткое содержание или что мы можем рассказать Вам об. Латинская патристика Майоров Геннадий Георгиевич – выбор на этой. Периоды средневековой философии Патристика : -апологетика -зрелая патристика …. Краткое описание документа:. любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя. поэтому в рамках данного обзора я ограничусь лишь кратким описанием содер-. отличий и оригинального содержания, но, напротив, на поиске.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *