Печерская лавра пещеры

Дальние пещеры называются еще пещерами преподобного Феодосия, потому что в одной из них он подвизался некоторое время и по кончине своей был здесь погребен.

В келье преподобного Феодосия в Дальних пещерах находятся его каменное ложе и гроб, устроенный в углублении южной стены его церкви. Под верхней доской с изображением лика святого угодника Божьего внизу находится небольшое отверстие, через которое можно видеть могилу, 17 лет хранившую нетленные останки святого. Потом могила была раскопана руками блаженного Нестора, и останки преподобного Феодосия были перенесены в Успенскую церковь Киево-Печерской лавры.

Дальние пещеры находятся на расстоянии 100 саженей от Ближних, и ведет к ним через сад деревянная галерея, оканчивающаяся небольшой площадкой, на которой расположена каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построена она была в 1696 году на том месте, где раньше стояла деревянная церковь, сооруженная преподобным Феодосием.

В этой церкви почивают нетленные мощи преподобного Лонгина, вратаря Печерского (стражника при вратах), который за свою особую святость и великое послушание стяжал дар прозорливости. Он видел все помыслы и намерения людей и, сидя при вратах монастырских, пристально наблюдал за входящими в обитель: добрых одобрял и ободрял все их намерения, злых — укорял и обличал, а потом направлял на путь добродетели. Но еще больше преподобный Лонгин следил за входящими в свою душу помыслами и во все дни заботился о том, чтобы вступить в единение с Богом и войти в Царствие Небесное.

Над самым входом в пещеру в XIX веке была построена церковь во имя Зачатия Святой Анны, возведенная на месте обветшавшей, сооруженной еще преподобным Варлаамом. Из Зачатьевской церкви устроен вход в пещеру, которая, спускаясь ступенями с вершины холма, приводит в небольшую каменную башню, служащую преддверием пещеры. Святынями ее являются мощи святых угодников Божьих, мироточивые главы неизвестных по имени святых и три церкви, устроенные в разных местах пещеры. При входе в нее через башню паломники поклоняются нетленно почивающим мощам, среди которых мощи:

Преподобного священномученика Лукиана, в 1243 году пострадавшего от войск хана Батыя, как говорится в надписи на одной древней доске. Больше о преподобном Лукиане ничего не известно.

Преподобного Лаврентия, затворника, который возненавидел суету мирскую и захотел удалиться в темную пещеру, чтобы постом и молитвой сподобиться общения с миром ангельским.

Преподобного Мартирия, диакона, который за свою великую чистоту и постнические подвиги получил от Бога дар чудотворения, так что при жизни многие обращались к нему за помощью в своих делах и нуждах.

Преподобного Илариона, схимника, который, как полагают, и был тем пресвитером из церкви села Берестова, кто первым выкопал на холме пещеру, а потом стал митрополитом Киевским — первым из русских, а до того времени митрополитами были все греки. Это был пастырь благочестивый и просвещенный, а написанное им «Слово о законе и благодати» является первым дошедшим до нас авторским произведением древнерусской литературы. Оно представляет собой праздничную пасхальную проповедь, в которой митрополит Иларион живо, глубоко и с теплотой изъясняет превосходство Нового Завета, как завета всеобъемлющей спасительной благодати, дарованной людям Иисусом Христом; потом с радостным умилением изображает торжество Христовой веры в земле Русской и прославляет великого князя киевского Владимира.

Преподобного Феодора, князя Острожского. После многих трудов и подвигов Федор Данилович оставил прелесть и славу земного мира и принял святое иночество, отличался смирением и безмолвным подвизанием.

Преподобного Феофила, последнего епископа вольного Новгорода. Во время смут он постоянно призывал горожан не изменять православию и не отдаваться под власть литовцев, а также призывал примириться с великим князем московским Иваном III. Марфа Борецкая, жена новгородского посадника, волновала вече и народ, и в 1487 году епископ Феофил был посажен в Чудов монастырь, где он тяжело заболел. По преданию, во сне увидел Святого Нифонта, епископа Новгородского, который сказал ему: «Ты обещал поклониться святым печерским чудотворцам и не исполнил этого. За то Господь сократил годы твоей жизни. Разве ты не знаешь, что не исполнивший обета, данного Богу, не увидит лица Божия!»

Проснувшись, святой Феофан немедленно отправился в Киев, но болезнь продолжала преследовать его в пути. Он уже достиг берегов Днепра и неподалеку от города получил от Господа откровение, что не доберется живым до желанных пещер, и только тело его упокоится здесь. Святое тело усопшего архиепископа приплыло к Печерскому монастырю и было погребено в Дальних пещерах.

В Дальних пещерах покоятся и мощи преподобного Григория, чудотворца, отличавшегося подвигом воздержания и постничества. Пищей ему всю жизнь служило невареное зелье, а питьем — вода. День и ночь он проводил в молитве и своей праведной жизнью сподобился от Бога дара чудотворения: все больные, которые вкушали приготовленное им зелье, тут же исцелялись.

Преподобного Ипатия, целебника, весь день трудившегося на послушании монастырском, а ночью стоявшего на молитве. Вкушал он только хлеб и воду (и то в малых количествах) и очень мало спал. От Господа он получил благодатный дар исцелять возложением рук на больного.

Преподобного Моисея, чудотворца, умерщвлявшего плоть свою постом и молитвой. Собственными руками он сделал железный пояс и крест и носил их на своем теле. Любимым его ежедневным подвигом были бесчисленные коленопреклонения, от которых он просветился душой и получил от Господа дар чудотворения.

Преподобного Нестора некнижного, названного так для отличия от Нестора-летописца. Оставив мир с его суетными страстями и заботами, Нестор некнижный усердно служил Господу, никогда не дремал, а молясь, всегда старался мыслить только о Боге. За это удостоился во время богослужения видеть Господа Иисуса Христа со святыми ангелами и получил откровение о своей кончине.

Преподобного Памвы, затворника, которого еще называли Послушливым. По преданию, он был в плену у язычников, где пострадал за веру Христову. Язычникам он говорил: «Ваши боги прокляты, а я верую во Христа истинного — всемогущего Бога, который сотворил небо и землю и может избавить меня от рук ваших молитвами Печерских старцев». И действительно, ангел Божий чудесным образом освободил преподобного Памву от цепей и перенес живым и здоровым в его келью. После этого преподобный заключился в затвор, чем и угодил Господу своим благочестивым житием.

Преподобный Софроний, затворник, ежедневно носивший на себе власяницу и железный пояс Он выучился грамоте уже в зрелом возрасте и потом ежедневно прочитывал всю Псалтирь.

Преподобный Мардарий, затворник-нестяжатель. Кроме поста, молитв и послушания, он еще особенно подвизался в нищете и нестяжательстве. В келье его не было ни одной вещи, кроме одеяния, которое преподобный Мардарий носил на себе.

Преподобного Амона, по благословению игумена Печерского путешествовавшего на святую Афонскую гору и в святой град Иерусалим. Вернувшись оттуда, он жил в затворе так благочестиво и свято, что даже старцы брали его себе за образец иноческой жизни. Преподобной Амон заботился только о приобретении богатств нетленных и, затворившись в пещере, своими подвигами разрушал все козни бесовские.

В церкви Благовещения почивают мощи Преподобного Евфимия, схимника, жившего в безмолвии в подражание добродетелям великих святых. Часто с величайшим благоговением приносил он бескровную жертву и своими молитвами достиг духовного общения с ангелами. Потом принял великую схиму и предался совершенному безмолвию, только для молитвы и скудной пищи отверзая уста свои. За благочестивые подвиги Бог удостоил преподобного Евфимия райской сладости и славословия на небе, где он о нас молит милосердного Бога.

Преподобного Вениамина, из богатых купцов, который обратился к иноческим подвигам, размышляя над словами Священного Писания «Легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому в Царствие небесное». Отнеся данное изречение прямо к себе, он раздал все свое имущество в храмы Божий и нищим, а сам постригся в Печерском монастыре и до конца дней своих угождал Богу постом, молитвой, нищетой и послушанием, за что получил от Всевышнего венец славы вечной.

Преподобного Тита, который сначала был воином и отличился во многих сражениях. Но получив опасную рану в голову, он оставил воинскую службу и поступил в Печерский монастырь, где до конца жизни оплакивал грехи свои и перед смертью получил от Господа прощение.

В церкви преподобного Феодосия почивают:

Преподобный Макарий, диакон, еще в юности избранный Богом на служение Ему и призванный на житие иноческое. Оставляя детские игры и забавы, он хранил молчание и воздерживался в пище, как муж совершенный, хотя был еще отроком. В детстве он сильно болел, но Господь исцелил Макария, и родители отдали его в Печерский монастырь. Преподобные отцы полюбили его за кротость и смирение, научили читать и всяким иноческим добродетелям.

Преподобный Пимен, постник, который днем молол зерно в жерновах, носил дрова для всей братии, а ночью молился. Хлеб он вкушал только один раз в неделю (и то очень мало), но никогда не ослабевал от поста и труда.

Неподалеку от кельи преподобного Феодосия находится часть мощей святого младенца — одного из детей, убитых по повелению царя Ирода при Рождестве Спасителя. Эта святыня была привезена в Киев в 1620 году Иерусалимским патриархом Феофаном.

Здесь же покоятся мощи преподобного Силуана, схимника, ревностно заботившегося о чистоте душевной. Плоть свою он изнурял постом, а душу очищал молитвой и однажды молитвой даже связал хищников в своем огороде. Злобные же соблазны духовных воров он предвидел заранее и отражал их козни не только от себя, но и от других.

В Дальних пещерах покоятся останки легендарного Ильи Муромца, которого многие из нас воспринимают только как былинного богатыря. В действительности же Илья из города Мурома жил в XII веке. Совершив множество ратных подвигов, он на склоне лет нашел тихое пристанище в обители Киево-Печерского монастыря, где вел размеренный образ жизни и замаливал свои грехи. По версии кандидата географических наук С. Хведчени, Илья Муромец умер в 1203 году, во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город был взят приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграблены, все церковные ценности расхищены, а большая часть Киева сожжена. Враги безжалостно расправлялись с жителями, не щадя ни старцев седых, ни детей малых. Конечно же, славный богатырь Илья Муромец не мог оставаться в стороне от битвы, вновь ему пришлось взяться за оружие, и немало противников положил он в том бою, но и сам был смертельно ранен. После смерти он был погребен в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, где и сейчас покоятся его мумифицированные останки.

Ближние пещеры

Ближние пещеры. Автор Абрахам ван Вестервельд, 1651 годНетленные мощи Ильи Печерского в Ближних пещерах У этого термина существуют и другие значения, см. Антониевы пещеры.

Ближние пещеры, или Анто́ниевы пещеры, — комплекс подземных пещер в Киево-Печерской лавре, где покоятся мощи печерских подвижников.

Основаны в 1057 году, когда Святой Антоний назвал Святого Варлаама первым игуменом Киево-Печерского монастыря. Монах Антоний вывел себя из монастыря и позднее поселился на новом холме, где он вырыл новое подземное помещение, и на этом месте теперь расположены Ближние пещеры.

В пещерах находится захоронение основателя Печерского монастыря преподобного Антония. Из трёх существующих входов в Ближние пещеры первоначальным был, вероятно, западный, в который можно было попасть с притвора Крестовоздвиженской церкви. Ближние пещеры издавна состояли из трёх улиц, связанных между собой переходами. Главной является Печерская улица, к которой примыкает церковь Введения Богородицы в Храм — самая большая в Ближних пещерах. Сами пещеры соединены в единую подземную сеть с Киевскими катакомбами.

Ещё одно из древнейших отделений в Ближних пещерах ведёт к так называемой «трапезы общей» печерских отцов, где при преподобном Антонии братия собиралась на совместную трапезу.

Захоронение преподобного Антония расположено в отгороженном завалом отделении пещер. Напротив — церковь в его честь, построенная в конце XVI — начале XVII столетий. Боковое отделение от неё ведёт к крипте «Батыем убиенных». В 1696 году митрополит Киевский Варлаам (Ясинский) построил третью церковь в Ближних пещерах в честь преподобного Варлаама, первого игумена Печерского. Эта церковь была обустроена в бывшей келье. В 1830 году пол в пещерах был выложен чугунными плитами, изготовленными в Туле.

В пещерном коридоре привлекают внимание вмурованные в толщу стены оконца затворников. В результате более поздних переделок ходы Ближних пещер утратили первичные размеры и форму. Теперь их ширина достигает 1,5 м, высота — 2,5 м. Общая длина подземных коридоров Ближних пещер составляет 383 м.

В Ближних пещерах покоятся мощи 79 святых, среди которых преподобный Нестор Летописец, иконописцы Алипий Печерский и Григорий, а также предположительные останки эпического героя Ильи Муромца. Исследования его останков показали, что он умер от колотого ранения. Согласно легенде, ангелы перенесли тело Ильи Муромца с места его смерти в помещения Лавры.

В честь святых, погребённых в Ближних пещерах, установлено празднование — Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер.

> Примечания

Киево-Печерская Лавра: Крестовоздвиженская церковь

Крестовоздвиженская церковь

Прогуляемся сегодня, друзья, снова по территории монастырского комплекса Киево-Печерская Лавра.

В 1700 году над Ближними (Антониевыми) пещерами была построена Крестовоздвиженская церковь.

Деньги на строительство каменного храма выделил казацкий полковник Павел Герцик из Полтавы. До 1700 года на этом месте была деревянная церковь. К сожалению рисунков и фотографий деревянной церкви не сохранилось, но известно, что первоначально вход в пещеры имел вид обычной деревянной будки с зарешеченными дверями.
А в 1640-х годах была сооружена деревянная церковь Воздвижения Честного креста, вероятно по распоряжению Петра Могилы.

Крестовоздвиженская церковь. Архитектура.

Архитектура церкви со времени постройки храма сохранилась практически без изменений.
В 1740-х годах к восточной стене церкви пристроили одноэтажную галерею. Она стала служить входом в Ближние пещеры. В начале ХІХ века над ней надстроили второй этаж по проекту архитектора А. Меленского.
Во второй половине XVIII в. к западной части церкви пристроили трапезную.
Церковь имеет три входа в подземные тоннели к пещерам – из притвора, трапезной и ризницы.

Внешне Крестовоздвиженская церковь выглядит скромно, что характерно для стиля раннего украинского барокко. Три позолоченных купола, металлические, кованые двери, полуциркульные окна. Портал главного входа пышно украшен лепкой в виде гирлянды сочных плодов.

Крестовоздвиженская церковь. Внутренняя отделка храма.

Скромная с внешней стороны, Крестовоздвиженская церковь внутри поражает своим великолепием.

Четырехъярусный резной деревянный иконостас из липы в стиле рококо выполнен мастером Карпом Швериным в 1769 год, который возглавлял лаврскую столярную мастерскую. Иконы для иконостаса написал лаврский иконописец Захария Голубовский. Из первоначально написанных икон сохранилось лишь несколько, остальные были заменены новыми в конце XIX века. Наиболее древняя икона в этом иконостасе – храмовая икона «Воздвижения», датируемая второй половиной XVII века.

Украшением церкви были серебряные с позолотой царские врата иконостаса, выполненные киевским мастером Алексеем Ищенко в 1784 году. К сожалению, увидеть их на территории монастыря Киево-Печерская Лавра вы не сможете, поскольку ныне они находятся в Америке, в Музее Искусств Лос-Анджелеса.

Крестовоздвиженская церковь. Живопись.

Первоначальная роспись интерьера храма не сохранилась. В конце XIX века были расписаны иконописцем Данилой Давыдовым в яркой, сочной цветовой палитре. Роспись храма представляет собой особую художественную ценность.

В настоящее время в Крестовоздвиженском храме над царскими вратами находится список иконы Успения Богородицы. На позолоченной ризе стоит клеймо мастера М.Бишевского и указана дата изготовления — 1877 г. Эта икона так же, как первоначальный чудотворный образ, вставлена в позолоченный круглый киот, и, как и прежде, после литургии опускается на ремнях для поклонения верующих.

Крестовоздвиженская церковь. Святыни храма.

Реликвия церкви — частица мощей священномученика архидиакона Стефана.

Храмовый праздник – Воздвижение Животворного Креста Господнего, который отмечается 27 сентября.

В статье Киево-Печерская Лавра вы можете ознакомиться с историей этого древнего уникального монастырского комплекса.

Для просмотра, нажмите на карту

Адрес Киево-Печерской Лавры: ул. Лаврская, 15 Как добраться: от ст. метро «Арсенальная» на любом автобусе в сторону Киево-Печерской Лавры.

Если вы интересуетесь историей Киева времен Киевской Руси, вам будет интересно прочитать :

Собор София Киевская

Золотые Ворота, XI век

Андреевская церковь

Кирилловская церковь

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *