Печерский патерик

ОПОЛЗНИ И ПАЛОМНИКИ. «Традиция пещерных монастырей пришла к нам с Ближнего Востока. Там монахи вытесывали кельи и храмы в скалах, монастыри были похожи на те, что сохранились в Крыму, — терасса, и множество входов в неглубокие помещения. Поначалу по такому же принципу начали строительство и на склонах Днепра. Но вскоре конструкцию пришлось менять — у поверхности ходы разрушали оползни, галереи приходилось рыть все глубже и глубже. Оставался один укрепленный вход, у которого стояла печь. Она обогревла пещеры, в ней пекли хлеб, — рассказывает Владислав Дятлов завотделом «Киев подземный» Музея истории Киева. — Монахи не были затворниками. Они поднимались на поверхность, возделывали огород, ходили на рынок: продавали рукоделие и покупали зерно. Иноки могли уйти в город, чтобы проповедовать. Во многих подземных кельях были деревянные ложа, элементы мебели. Но были аскеты, которые фактически замуровывали себя, оставляя лишь окошко для воды и просфоры. По сей день многие с удивлением и с ужасом задают вопрос: как можно было жить в таких условиях? Во имя чего? Это не самобичевание. Для подвижника естественен путь от комфорта к простоте. Уют расслабляет. Должна господствовать душа над телом, а не наоборот. Тело может ослабеть, заболеть, но оно все равно умрет. Главное то, чем живет душа — такова логика подвижников».

ПЕРЕСТРОЙКА. «Под землей жили считанные единицы монахов. Многие, хотя и хотели учиться у затворников, но не готовы были понести все тяготы суровой аскезы, скажем, сырость и холод. Постепенно монастыри начали перебираться на поверхность, а пещеры стали использовать для захоронений, перестраивать под кладбища. Вырывали длинные ходы, вдоль которых создавались погребальные камеры. Следующим этапом перестройки стало время, когда под землю стали массово приходить паломники. Схему пещер упростили, ходы сделали еще длиннее,что бы люди не толпились. Галереи закольцевали, и потоки паломников не пересекались. Стены украсили, стилизовали под Римские катакомбы, — рассказывает Дятлов, — На то, каким был древний пещерный монастырь, можно было бы посмотреть на южной окраине Киева в урочище Церковщина. Там действительно уникальное место сохранившиеся с ХІ—ХІV века. Это целый комплекс подземных помещений: храмы, кельи, усыпальницы. зерновые ямы, переходы между тремя этажами. Но из-за аварийного состояния пещер на экскурсии наложен мораторий».

СИМВОЛИЗМ. В христианстве образ пещеры имеет большое символическое содержание. С ней связано рождение и воскресение Иисуса. Для монаха этот также символ того, что он умирает для прежней греховной человеческой жизни. И безусловно, в хорошо изолированном помещении легче сосредоточиться на молитве. «И в наши дни традиция не иссякла. И на Ближнем Востоке, и в Крыму есть пещеры, где обитают иноки, — рассказывает Владислав Дятлов.

УСПЕНСКИЙ СОБОР

В 70-х годах ХI века был заложен Успенский собор. Согласно преданиям, по молитве основателя Лавры монаха Антония с неба сошел огонь. Он сжег на одном из склонов все деревья и кусты — появилась ровная площадка для строительства. Архитекторами православной святыни стали 12 греческих мастеров. Принято считать, что сама Богородица явилась к ним с просьбой возвести храм. Она дала зодчим золото на строительство, мощи семи святых, нерукотворную икону и показала на небе очертания храма. Именно поэтому о Лавре говорят: «Небеси подобная», и считают ее земным уделом Богородицы (святая земля, которая находится под особым покровительством Богоматери).

ШАПОЧКА МАРКА ПЕЩЕРНИКА (ГРОБОКОПАТЕЛЯ)

Эта реликвия исцеляет людей, надевших ее. Хранится этот металлический головной убор весом в четыре килограмма в Ближних пещерах. Прихожане могут надеть его по окончании молебна и верят, что он вбирает в себя весь негатив, убирает сглазы, порчи, наполняет чистой энергией. Интересно, что эту шапку несколько раз примеряла и Алла Пугачева. Якобы она даже исцелила российскую звезду от головной боли.

ЖЕНЩИНЫ

Несмотря на то что Лавра — монастырь мужской, в нем жила и женщина. Дочь российского купца Дарья сбежала из отеческого дома и, переодевшись парнем, стала вести монашеский образ жизни. Жила отшельницей в пещере Китаевой пустыни, питалась хлебом, водой, никогда не держала в пещерной келии огня. О том, что это девушка, никто не знал. Слава о монахе дошла до имератрицы Елизаветы, и она лично хлопотала о том, чтобы он стал монахом Киево-Печерской лавры. О том, что рясу носит дева, узнали только после ее смерти: родня девушки увидела портрет Досифея и узнала в нем пропавшую Дарью.

Есть еще в Лавре мощи святой девы Иулиании, княжны Ольшанской. Отец ее был благотворителем, и потому тело княжны погребли в Великой Лаврской церкви. Спустя время гроб вскрыли и обнаружили, что тело девушки нетленно. Также в Дальних пещерах хранится частица мощей Евфросинии Полоцкой — игуменьи Спасо-Преображенского монастыря в Полоцке.

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ

Главной реликвией Лавры долгие века был вышеупомянутый нерукотворный образ «Успение Божией Матери». По одной из легенд, перед ним молился Петр Великий, отправляясь под Полтаву. Увы, икона была утеряна, но копия этой святыни сейчас находится в Крестовоздвиженском храме над царскими вратами и также является чудотворной.

Еще один удивительный образ Божией Матери называется «Печерская Похвала». Создали его в XVIII—XIX веках в самой Лавре, и свое название он получил из-за того, что в нем есть частицы мощей Киево-Печерских святых. Образ исцеляет от болезней, ограждает от невзгод.

МИРОТОЧИВЫЕ ГЛАВЫ

Эти черепа покоятся в стеклянных и серебряных сосудах и установлены в одной из подземных церквей. О чудесах мироточения было сказано еще в средневековье: «Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром». Во времена СССР главы были переданы в музей, где перестали мироточить. Но когда в 90-х монастырь был возрожден — они вновь начали источать миро. Добавим, что в конце XIX в. предположили, что одна из мироточивых глав принадлежит св. Клименту Римскому (современник апостолов, четвертый папа римский, был рукоположен святым Петром)

МОЩИ

Но, конечно, одно из самых удивительных чудес Лавры — святые. В пещерах и соборах покоятся мощи 123 Божьих угодников. Таких реликвий нет, пожалуй, ни в одном монастыре. Согласно древнерусским былинам, в пещерах Лавры лежит и тело воина Ильи Муромца. К его мощам приходят молиться о даровании силы. Другого легендарного монаха Нестора Летописца (считается автором «Повести временных лет»), также покоящегося в Лавре, просят о помощи в науках. К прочим святым приходят с просьбами о здоровье, удаче в делах и т. д.

ПЕЩЕРЫ

Удивительно не только то, что они сохранились, несмотря на преклонный возраст. По преданиям, до монахов в них жили разбойники. Награбленное они прятали в глубине своих «нор», и по сей день ходят легенды о несметных сокровищах. Но намного больше историй связано с протяженностью пещер, дескать, они доходят до других пещерных монастырей в Чернигове, Пскове, Почаеве. Но согласно замерам геодезистов, протяженность пещер всего около 300 м. Находятся они на глубине 10—15 м.

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

В нижней части Лавры стоят две часовни над колодцами, выкопанными преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Несмотря на близкое расстояние, вода в колодцах имеет разный вкус, и, по легенде, отображает характер старцев — один был более мягок, второй более строг с братией. Еще один источник называется «Слезы Пресвятой Богородицы». Как гласит предание, его нашли во времена страшной эпидемии. Пастухам явилась Пресвятая Богородица, и на месте, где она стояла, бил родник. Выпив его воды пастухи тотчас исцелились. Также рассказывают, что он чудом уцелел в 70-х. Тогда источники заводили в бетонные дренажные системы. Но когда рабочие попили из святого источника, то решили его не трогать, так им понравилась вода.

ОЧИЩЕНИЕ ОТ ГРЕХОВ

Троицкая церковь — единственный из храмов Лавры, который ни разу не разрушался и сохранился в первозданном виде (построен в ХII веке). Под аркой этого храма расположен центральный вход в монастырь, и, по поверью, если пройти под Святыми Вратами дважды (достаточно зайти и выйти) — избавляешься от грехов.

КОЛОКОЛЬНЯ

Ее высота — 96,5 м, и долгое время она оставалась самым высоким строением Украины (сейчас рекорд у столичного небоскреба Парус — 130 м). Рассказывают, что в советские времена было решено «принизить» Лавру, и меч Родины-матери планировали делать выше креста на колокольне. Но когда началось строительство, под монументом начал проседать грунт. Стройку приостановили, а потом уменьшили высоту обелиска. Якобы это строителям посоветовали святые отцы, и после этого исчезли проблемы с проседанием.

УСПЕНСКИЙ СОБОР: «У СВЯТЫХ ЕСТЬ ЧЕРТЫ МОНАХОВ ЛАВРЫ»

Успенский собор. Восстанавливают несколько лет

Сейчас для паломников и туристов открыта лишь часть Успенского Собора. Уже несколько лет ведутся работы по восстановлению взорванного во время ВОВ храма, и еще несколько лет понадобится на их завершение. «Сегодня» побывала внутри святыни Киева и пообщалась с иконописцами. И первые наши вопросы были, конечно, о сверхъестественном. «Чудо это то, что нам удалось завершить работу, — признался столичный художник Андрей Дмитренко, — В 2007 году были выделены средства на роспись храма. Начались активные работы, но спустя несколько месяцев источник финансирования иссяк. Продолжали трудиться бесплатно — нельзя было останавливаться из-за технологии, после паузы все работы пришлось бы начинать заново». Но, по признанию художников, было еще одно чудо. «Стоило прерваться на несколько дней, как появилось невероятное желание писать вновь. Родилась некая связь между нами и храмом», — рассказывает Николай Дмитренко. В росписи храма принимал участие Андрей Гончар — сын певицы Нины Матвиенко. Рассказывают, что работал он допоздна, и порой его чуть ли не выгоняли из храма дежурные.

Творцы. Поле того, как прекратили финансирование, художники несколько лет работали бесплатно

ОБРАЗЫ. По словам художников, основная сложность росписи заключалась в том, что приходилось восстанавливать сложные по композиции работы. Один сюжет мог объединять сразу несколько десятков персонажей. И все они связаны единым действом, и каждому надо было придать индивидуальные черты. Внутреннее убранство храма восстанавливали по акварелям, сделанным в конце ХVIII века. На рисунках отображалась цветовая гамма, композиция, но черты лица разглядеть было невозможно, их приходилось придумывать. «Бывало так, что прототипами служили современные монахи. С натуры мы не писали, но запоминали черты лица, а затем переносили их на стены собора», — рассказывает Андрей.

Художники. Чудо, что работа завершена

ГЛАС. Работали художники в тишине. «И вдруг однажды я слышу мужской голос: «Дай спички». Поворачиваюсь к другим художникам, спрашиваю: «А кто их просит?» В ответ — недоуменная тишина, — рассказывает Андрей. — После просьбы: «Посвети мобильным» — догадались, что голоса раздаются из вентиляционной шахты. Туристы отошли от маршрута и зашли в галереи, которые тянутся под Успенским собором».

ЗАПОВЕДНИК: ЗЕМЛЯ ЛАВРЫ ПОМОГАЕТ РЕШАТЬ ВОПРОСЫ С КАБМИНОМ И ПОДГОТОВКОЙ К ЕВРО-2012

Лавра — это не только храмы и святыни. На 24 гектарах святой земли расположен целый ряд музеев с уникальными экспонатами — чего только стоит Скифская Пектораль из Музея исторических сокровищ. Не так давно открылся Музей Истории Лавры. Там можно посмотреть на бюст Нестора Летописца — его воссоздали по черепу святого. Открывается выставка, посвященная 100-летию смерти Петра Столыпина. Из России обещают привезти вещи, которые отражают ту эпоху: цветные фото тех лет, мундир, подобный тому, в котором ходил премьер, афиша оперы, на которой был убит премьер.

«Работа здесь не сравнится ни с какой иной. Такого не почувствуешь ни в одном кабинете или офисе. Даже когда ты загружен сверх меры — появляется минута для того, чтобы остановиться, постоять, почувствовать неспешное течение времени», — рассказывают сотрудники заповедника.

«Я неоднократно замечала, как помогает земля Лавры. Бывает, приезжаешь с совещания в Кабмине, где не удалось решить нужные вопросы, и ощущаешь, что они будут сняты, — признается гендиректор заповедника Марина Громова. — Мы очень переживали, что к Евро-2012 колокольня останется в лесах (она сейчас на реставрации. — Авт.). Слава Господу Богу, получили деньги на реставрационные работы. Я уверен, что к чемпионату наша «визитная карточка» будет блестеть на весь Киев».

Киево-Печерская лавра — находится на южной оконечности Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделенные глубокой, спускающейся до Днепра ложбиной. В XI в. эта местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Илларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 г. Илларион был выбран митрополитом, и его пещера опустела. В это время в Киев пришел с Афона монах Антоний, уроженец города Любеча. Житье в киевских монастырях пришлось ему не по нраву, и он поселился в пещере Иллариона. Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий, из города Курска. Когда число их возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом «ближних» пещер, названных так в противоположность прежним, «дальним». С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель все увеличивалось, и Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Была построена церковь на месте нынешнего главного собора (1062); возникший монастырь получил название Печерского. В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввел в обители общежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования. В 1073 г. была заложена великая каменная церковь, оконченная и освященная в 1089 г. Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками. Храм этот, хотя и в значительно измененном виде, существует и поныне. В 1096 г. обитель сильно пострадала от половцев, но скоро вновь отстроилась. С течением времени пристраивались новые церкви. Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии в большой монастырь, пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. Монастырю принадлежало еще село Лесники; Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время великого поста. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, которые все сохраняли большое почтение к родной обители. В 1240 г., во время Батыева нашествия, монастырь был разорен. Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря; в XIV в. он был уже возобновлен, и великая церковь сделалась усыпальницей многих княжеских и знатных родов. В 1470 г. киевский князь Симеон Олелькович возобновил и украсил великую церковь. В 1483 г. Менгли-Гирей сжег и ограбил монастырь, но щедрые пожертвования дали ему возможность скоро оправиться. В 1593 г. ему принадлежали два города — Радомысл и Васильков, до 50 сел и около 15 селищ и деревень в разных местах западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошовыми данями и бобровыми гонами. С XV в. монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований. В 1555—56 гг. великая церковь опять была обновлена и украшена. В 1596 г. было решено подчинить монастырь, до тех пор зависевший только от константинопольского патриарха, киевскому униатскому митрополиту. Попытке исполнить это решение монахи, с архимандритом Никифором Туром во главе, оказали вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырем, в 1598 г., была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения. Тогда же, в конце XVI в., монастырь получил титул лавры и ставропигию константинопольского патриарха. С этого времени начинается деятельность лавры в защиту православия. При архимандрите Елисее Плетенецком и Зах. Копыстенском в монастыре заведена была типография и началось печатание богослужебных и полемических книг. Преемник их, Петр Могила, завел здесь училище, которое впоследствии было соединено с училищем братским и послужило началом Киево-могилянской коллегии. Гетман Самойлович обвел лавру земляным валом, а Мазепа — каменной стеной. При Петре Великом укрепления Самойловича были расширены и образовали нынешнюю Печерскую крепость. В 1718 г. пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию; в 1729 г. церковь была возобновлена. В состав Печерской лавры теперь входят 6 монастырей: Главный при великой церкви, Больничный, Ближние пещеры, Дальние пещеры, Голосеевская пустынь и Китаевская пустынь. Великая лаврская церковь имеет форму квадрата (21 сажень длины и 20½ ширины); высота ее в стенах 7 саженей, от пола до купола с крестом 22 сажени. 7 куполов ее вызолочены. Древняя церковь XI в. — теперь срединная часть храма, с 3 алтарными полу­кружиями и средним куполом. Древней фресковой живописи не сохранилось. В этом храме находится и чудотворная икона Успения Божией Матери, по преданию, чудесно полученная греческими художниками в Влахернском храме и принесенная ими в Киев. Здесь же почивают мощи св. Феодосия и 1-го киевского митрополита св. Михаила и хранится глава св. равноапостольного князя Владимира. В нише в северо-западном углу церкви — надгробие князя Константина Ив. Острожского. Под алтарем Стефановского придела — усыпальница. В Богословском приделе находится икона Божией Матери, перед которой молился Игорь Олегович во время его убиения в 1147 г. В средней части храма находится несколько гробниц, между прочим митрополита Петра Могилы, Варлаама Ясинского и фельдмаршала П. А. Румянцева. Ризница заключает в себе замечательные по древности и ценности Евангелия, утварь и облачения, а также коллекцию портретов. На хорах библиотека лавры и ее документы. Прежнее книгохранилище, вероятно, сгорело в 1718 г. К юго-западу от великой церкви находится высочайшая в России лаврская колокольня (46 саженей высоты), с которой открывается великолепный вид верст на 50. Построена она в 1745 г. Вблизи главных лаврских ворот расположен св. Троицкий Больничный монастырь, основанный в XII в. черниговским князем Николой Святошей. При монастыре больница. Во дворе лавры монашеские кельи образуют три улицы. При лавре помещается и типография, основанная в 1616 г. Ближние и Дальние пещеры, на берегу Днепра, разделены между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 угодников, в Дальних — 45. При лавре обширная гостиница для богомольцев. Настоятели лавры до середины XIV в. титуловались игуменами, а иногда архимандритами. В 1688 г. лавра подчинена московскому патриарху, а ее архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами. В 1786 г. лавра подчинена киевскому митрополиту, которому присвоен титул ее священноархимандрита. Управляет лаврой наместник, с духовным собором. Ср. Патерик печерский (несколько изд.); Кальнофойский, «Τερατούργημα» (К., 1638); «Краткое историческое описание Киево-Печерской лавры» (К., 1795, и еще несколько изд.); «Описание Киево-Печерской лавры», сочинение Евгения Болховитинова (К., 1831 и др. изд.); П. Л.(ебединцев), «Киево-Печерская лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии» («Киевская Старина», 1886, V—VIII, X, XI, и отдельно).

«Киево-Печерский Патерик» был составлен в XIV–XV вв. как первый в Древней Руси, принявшей Христианство, отечественный сборник жизнеописаний святых. Он посвящен подвижникам Киево-Печерской Лавры, являющейся колыбелью христианского монашества Руси и всемирно известной святыней Православия. В книгу вошли произведения, написанные в начальный период истории Лавры, в XI–XIII вв. Впоследствии «Патерик» неоднократно перерабатывался и дополнялся, оставаясь одной из самых любимых книг на Руси. Однако, в «Патерик» включались не все имевшиеся в церковной традиции и открываемые наукой сведения о Киево-Печерских святых. Настоящее издание представляет собой новую редакцию книги, призванную восполнить этот пробел, и рассчитано на самый широкий круг читателей. Во второй том «Киево-Печерского Патерика» вошли жития лаврских святых XVII-XX вв. В первую очередь, это недавно канонизированные лаврские подвижники, мощи которых почивают в Лавре и трех киевских обителях, принадлежавших ей на правах скитов – Китаевской, Голосеевской и Преображенской пустынях (свтт. Петр Могила, Павел Тобольский, Филарет Киевский, св. сщмч. Владимир Киевский, прпп. Досифей Киевский, Феофил Киевский, Парфений Киевский, Паисий Юродивый, Алексий Голосеевский). Во-вторых, это некоторые лаврские подвижники, канонизированные в дореволюционное время, но не включавшиеся тогда иконописцами и гимнографами в сонм Киево-Печерских святых из-за пребывания мощей вне Лавры (свтт. Димитрий Ростовский, Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский). И, наконец, это некоторые подвижники, проведшие в Лавре многие годы, но почивающие мощами вне ее и канонизированные недавно (свт. Антоний Воронежский, 12 свв. из числа мчч. Черкасских, прп. Кукша Одесский). Книгу предваряет историческое введение о положении православия в России и в Украине в охватываемый период, что делает более объективным описание подвижников и святых донного времени. Издание выполнено в подарочном варианте с многочисленными иллюстрациями.

Название: Киево-печерский патерик
Переводчик: Поселянин Е.
Страницы: 411
Форматы: pdf
Год издания: 1900
Киево-Печерский патерик — сборник рассказов об иноках Киево-Печерского монастыря и его истории, восходящий к началу 13 века. Дословный перевод с церковно-славянского языка на русский язык выполнен Е.Погожевым (псевдоним — Поселянин) с издания 1702 года.
Евгений Николаевич Погожев (1870-1931) родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Москве. В 1888 году он поступил на юридический факультет Московского университета. Переломом в жизни Евгения стало знакомство с оптинским старцем Амвросием, который стал его духовным отцом.
Большую часть своих трудов Евгений Погожев посвятил жизнеописаниям святых угодников и подвижников благочестия: «Пустыня. Очерки из жизни древних подвижников» (СПб., 1907; репринт: СПб., 1995); «Собор московских чудотворцев» (М., 1912); «Русская Церковь и русские подвижники XVIII века» (СПб., 1905; репринт: Сергиев Посад, 1990); «Святыни земли русской. С описанием жизни и подвигов святых и знамений, бывших от чудотворных икон» (СПб., 1899); «Преподобный Серафим Саровский чудотворец (с новыми сведениями о Старце)» (СПб., 1903; репринт: М., 1990); «Русские праведники последних времен» (Пг., 1917, кн. 1–8); «Святая юность. Рассказы о святых детях и о детстве и отрочестве святых» (М., 1994); «Иоасаф царевич» (М., 1895, 2-е изд., М., 1904); «Под благодатным небом. Один за всех (о преп. Сергии Радонежском)» (СПб., 1994); «Власть духовная и власть мирская» (М., 1996) и др.
По решению «тройки» расстрелян в г.Ленинграде в 1931 году за контрреволюционную деятельность как член кружка Н. М. Рункевич. Прославлен в лике новомучеников.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *