Пелагеи Рязанской

zhais@yandex.ru

Продолжая знакомство с рязанскими достопримечательностями мы заехали в село Захарово, являющееся административным центром Захаровского района Рязанской области. Согласно определенным нормативным документам, в районных центрах (как правило) должны существовать краеведческие музеи, который и стал целью нашего приезда. Музей мы нашли достаточно быстро — на ул. Центральной (она же трасса Р-132) имеются соответствующие указатели, следуя которым достаточно легко обнаружить данный объект (чтобы было все предельно ясно — приводим соответствующие координаты: 54.369299, 39.279696 — место парковки автомобиля (она же остановка школьных автобусов), далее следует «проникнуть» на школьную территорию, где в ее глубине (с правой стороны) в местечке 54.366919, 39.282867 (рядом с начальной школой №1) в небольшом одноэтажном здании и располагается местный краеведческий музей.

О том, что мы в нем увидели (а это достаточно интересная и познавательная информация — отдельный материал на нашем сайте). Сейчас же мы хотели бы акцентировать внимание лишь на одной небольшой части экспозиции данного музея, которая, как следует из «Книги отзывов» (любезно продемонстрированной нам сотрудниками музея) привлекает внимание многих паломников с разных уголков нашей необъятной родины.

Речь идет о блаженной старице Пелагеи Захаровской.

Полюшка Захаровская (по паспорту Лобачева (фамилия по родителям — Иевлева) Пелагея Александровна) родилась 20 октября 1890 г. в деревне Поярково Михайловского уезда Рязанской губернии в семье крестьян. Во время беременности ее мать — Наталья Михайловна заболела малярией и местный врач (не зная о ее интересном положении) прописал ее хину. В результате Полюшка родилась слепой. С возрастом Пелагея все больше и больше отделялась от сверстников (прежде всего из-за издевательств и насмешек), реже стала выходить на улицу и просила родителей при удобном случае отвести ее в церковь, где она получала положительные эмоции и умиротворение.

Вскоре односельчане стали замечать, что многие слова Пелагеи очень часто сбываются и потянулись к ней за советами и помощью в житейской нужде.

Однако это не радовало родителей — они считали свою дочь ненормальной и выпроваживали из дома со словами: «Нечего дома сидеть — уходи просить милостыню». Вскоре Пелагея перебралась к родной сестре, которая вышла замуж и проживала в соседнем селе Жокино. Ее сестра (Феодора) была набожной женщиной и благодаря ей Пелагея выучила многие псалмы, акафисты и молитвы. Через некоторое время Феодора с мужем перебирается в Москву и Пелагеи снова приходится скитаться по чужим домам, пока она не оказалась в семье Петра и Анастасии Орловых. Анастасия выросла в глубоко верующей семье (ее отец был церковным старостой) с непростой судьбой, что же касается ее мужа — Петра, то он был сиротой и с детства познал все тяготы и лишения мирской жизни. Узнав о блаженной Пелагеи Орловы начали часто ходить к ней за советами, а потом предложили ей жить у себя. В семье Орловых было одиннадцать детей (четверо умерли в раннем возрасте), которые почитали Пелагею за родную бабушку. В советский период Пелагея за свою веру претерпела гонения и клевету, ее несколько раз пытались посадить в тюрьму, но она продолжала помогать людям в болезнях (с помощью веры), утешала в беде, предсказывала будущее.

В Захаровском краеведческом музее представлены фотографии из семейного альбома Орловых,

иконы, крестики, церковные книги (из дома Орловых),

а также личные вещи Пелагеи, которую стали называть Захаровской — платок, подушка, ложка,

икона…

Умерла Пелагея Захаровская 6 декабря 1966 г. Отпевали ее в кафедральном Борисо-Глебском соборе Рязани (чин отпевания совершил сам настоятель собора — отец Виктор Шиповальников). Похоронили Пелагею в Захарово на местном (старом) кладбище (54.370513, 39.273460).

Впоследствии, попечением иеромонаха Саввы (Вишневского), насельника Троицко-Сергиевой Лавры, над ее могилкой была поставлена и освящена небольшая часовня.

Если заглянуть во внутрь,

то можно увидеть, что могила Пелагеи находится рядом с могилой Орловых, которых она почитала как своих детей. Сегодня, по прошествии многих лет, масса паломников приезжает к месту упокоения блаженной Пелагеи Захаровской, которая еще при жизни говорила:»Приходите к мне на могилку и все мне рассказывайте. Хотя меня с вами не будет, я все услышу и постараюсь помочь…»

Матушка Пелагея, моли Бога о нас!

— Перво-наперво, — наставляла Пелагея, — научитесь правильно креститься. А то ведь мы как крестимся-то? Впопыхах, в спешке. Крестимся, словно от мух отмахиваемся. Тычем пальцами в лоб, в грудь да в ключицы. А от этого у креста нижняя часть короче верхней получается и потому крест становится перевернутым, как у сатанистов. Крестить надо лоб, живот, поближе к пупку и не ключицы, а плечи. Помните, что на левом плече у нас бес может сидеть и в ухо лукавые мысли нашептывать. А крестное знамение его отгоняет.

Когда не знаете, как поступить, попробуйте сказать «Господи, благослови». Если сможете с чистой совестью попросить на совершение какого-то дела Божьего благословения и помощи Духа Святого, то делайте это дело. А если ваша совесть хоть маненько усумнится, то не делайте. Иначе взыщется с вас на Страшном суде. А крестное знамение — оно и совесть просвещает, и кровь очищает.

— Да, что же оно, — спросила Мария Нестерова, — какими-то свойствами целительными, что ли, обладает?

— А то как же! Мы ведь не фуфайку на себя накидываем, а крест животворящий напечатываем. Как же он может быть не целительный? Хотя он может и во грех быть. Это когда мы, как суеверы, крестимся, если нам кошка дорогу перебежала. Или всуе крестимся, когда зеваем.

Вот Сталин церкви-то пооткрывает, а мы в них что делать будем? Топтаться? С ноги на ногу переминаться? А почему? Потому что забыли про поклоны. Когда поясные, когда земные поклоны класть — не помним. А ведь сказано в Библии: «Поклоняйтеся Господу Богу своему». Издревле христиане перед присутствием Божьим на землю падали. А ныне, когда в церкви священник выносит чашу с телом и кровью Христовыми, мы вместо поклона шушукаемся. Сам Господь в причастии является нам, а мы празднословим!

Надо, надо свершать земной поклончик при выходе священника с причастием. Правда если церковь будет переполнена, вы уж рядом стоящих не расталкивайте. Не выказывайте перед ними свое усердие. Если удастся, земно поклонитесь, а нет, так и поясно. И не молитесь напоказ. Если с малыми детьми в храм придете, знайте, что вам будет не до службы, не до молитвы. За ребенком присмотреть бы. В грех это не вменится, наоборот зачтется, потому что вы и без дитя можете в храм прийти, а дитя без вас никак не может…

Дети сквернословы, дети пьяницы, дети блудники чаще всего рождаются у тех, кто зачинал их перед средой, пятницей, воскресеньем, либо перед святым праздником. Нельзя в эти дни с мужем спать! Сколько калек, сколько малоумных появляется на свет от зачатия в посты! А все от невоздержания.

Но уж если случился грех, то прямо с беременности вымаливайте своего ребенка и как можно чаще причащайтесь. Вот и у тебя, Маняша, девочка в животике появилась под воскресенье зачатая. Вымолишь — врачом будет, за тобой в болезнях ухаживать станет. А убьешь — всю жизнь мучиться будешь, и после смерти тоже…

А отчаяние в своем спасении — это хула на Духа Свята. Но и вера в непременное спасение, это тоже хула. Страшное дело… Господь сказал, что все простится человеку, только хула на Духа Свята не простится. Так что и отчаиваться не надо и думать, что можно ничего не делать, потому что Бог все за нас сделает, тоже не надо, потому что Бог-то он, конечно, Бог, только и сам будь не плох. В Евангелии пишется, что Царствие Божие нудится, то есть трудом дается. Каким трудом? Покаянием да борьбой с греховными привычками.

ПЕЛАГИЯ РЯЗАНСКАЯ

(род. в 1881 (1890?) г. – ум. в 1966 г.)

Пелагия Рязанская – одна из самых противоречивых провидиц новейшей истории. Эту необычную женщину называли блаженной, великой подвижницей, молитвенницей и… «прельщенной», вещавшей по наущению бесов. К ней ездили советоваться многие священники, приходили за помощью и утешением толпы людей, а «последователи» Полюшки подчас умудряются настраивать против себя окружающих…

Пелагия Рязанская родилась в 1881 (1890?) году в селе Поярково Михайловского района Рязанской области. Девочка, ставшая четвертым ребенком в семье, оказалась слепой от рождения, что, понятно, не сулило ей особого счастья в жизни. Говорят, это произошло из-за того, что мать Полюшки перед ее рождением болела малярией и врач, не знавший о беременности пациентки, прописал ей лошадиную дозу хины… Семья, в которой Полюшка появилась на свет, жила очень бедно, малышам часто нечего было есть. Но девочка мирилась с этим и молилась только об одном: она очень хотела видеть свет. Однажды мама взяла Полюшку в Троицкую лавру, и девочка у раки преподобного Сергия Радонежского попросила о зрении для себя. Малышка твердила матери, что по дороге в лавру будто бы видела у леса старичка, которого попросила помолиться о прозрении слепой. И старик ответил девочке, что она будет видеть «дальше и больше зрячих!». Полюшка была уверена, что ей повстречался сам преподобный Сергий…

А судьба, как на грех, уготовила Пелагии много тяжелых испытаний… Вскоре умер ее отец, а за ним ушла из жизни мать. Девочка, судьбе которой и без того никто не мог позавидовать, осталась сиротой. Незадолго до этого у нее открылся дар предвидения и она начала говорить на удивление мудро, словно взрослая. Многие люди получали от Полюшки предупреждения. Обычно она давала ответ на любой вопрос сразу же, не задумываясь. Однако в некоторых случаях просила дать ей время. Пелагия тогда молилась всю ночь, утверждая, что советовалась с Серафимом Саровским, который и давал советы, как надо поступить. В пять-шесть лет к девочке стала приходить монахиня, взявшаяся учить сироту молитвам. Тогда оказалось, что у Полюшки на редкость хорошая память. Любой самый большой псалом она запоминала на слух с одного-трех раз! Вскоре девочка знала наизусть весь Псалтырь (это трудно даже представить).

Когда Пелагии исполнилось восемь лет, женился ее старший брат. Молодой человек и раньше относился к сестренке не слишком тепло, а тут и вовсе заявил: не хочу, мол, взваливать ее себе на плечи! Старшие сестры брата поддерживали, ведь они сами тоже хотели избавиться от «этого ярма».

Таким образом, в восемь лет девчушку выставили из дома. Она поплакала, да и ушла по чужим людям – побираться. А брат и сестры Пелагии вскоре разъехались кто куда. Ходила слепая малышка по окрестным деревням и селам, но желающих взять ее к себе не было. Наконец девочка нашла себе пристанище: ее приютила жившая в Вороньих Выселках женщина по прозвищу Молчалиха, которую местные жители считали ведьмой. Ведьма или не ведьма, а кормиться девчушке приходилось все равно подаянием. Пелагии было тогда всего двенадцать лет, а горя она хлебнула больше, чем многие взрослые. Стоит ли удивляться тому, что девчонка как-то поддалась порыву и бросилась на дорогу прямо под ноги страшному быку-семилетке. Ей надоела такая жизнь. А быка этого обходили десятой дорогой не только местные жители, к нему пастухи боялись подходить близко… Однако бык Полю не тронул, а подошел к ней и стал обнюхивать лицо. Потом, как собака, облизал лицо и руки девочки, после чего спокойно побрел дальше. Сельчане только и могли сказать: «Она – святая…»

После того как бык отправился по своим делам, к Полюшке, по ее словам, подошла женщина в монашеском облачении, взяла ее за руку и увела с дороги. Девочка внезапно «увидела», что перед ней стоит Богородица с иконы Покровского монастыря в Клеве… Дева Мария довела Пелагию до амбара, а потом сказала: следуй за мной! И вдруг они оказались в ужасном месте, напоминавшем океан огня… Богородица трижды сказала: смотри на свой грех. И хотя Поля была слепая, она непонятным образом видела все вокруг и поняла, что ей показывают ад… Чудесная собеседница пояснила: именно туда ведет дорога того, кто самовольно расстается с жизнью. Уходя, Царица Небесная обратилась к девочке со строгим наказом: «Ты должна молиться за весь мир!» С того дня девочка стала посвящать молитве по нескольку часов утром, днем и вечером. А после того как Полюшка от многих хворей исцелила одну из местных жительниц, Евдокию, та стала ее подругой, поддерживала и кормила ее. Семья Евдокии жила в достатке, Дуня стала часто приходить к блаженной. Молчалихе тоже перепадали гостинцы, и она перестала выгонять Пелагию побираться.

Слепая осталась в селе (оно позднее сменило название и стало называться Захаровым). Ее на время брала к себе то одна, то другая семья. Как-то блаженная попросилась жить к Анастасии Орловой, и та взяла ее к себе. На тот момент у молодой женщины было только двое своих детей, что, в общем-то, по сельским меркам мало. Анастасия легко согласилась, и хозяин дома не возражал, хоть и жили они бедно. Шло время, и Настя, которая считала, что больше не может иметь детей, родила еще пятерых. Советская власть в то время строила колхозы, и сельские жители света Божиего не видели за каторжной работой на полях, а у Орловых в семье детвора была присмотрена. Полюшка умудрялась содержать в порядке дом. Люди удивлялись: без глаз, а всё, кажется, видит!

Пелагия всегда много и истово молилась. Она была постницей (никогда не употребляла в пишу мяса), а в первую, четвертую и седьмую недели Великого поста вообще обходилась без еды, ограничиваясь разве что просфорой и стаканом святой воды в день. Она знала наизусть много акафистов и мелодично читала их нараспев. Делала 12–14 поклонов в минуту, молилась красиво, осторожно, внимательно, подолгу выстаивая на коленях (в полу у печки, где она любила стоять, так и остались два углубления от ее коленей). Обычно так Пелагия проводила не менее четырнадцати часов в сутки, успевая за это время отбить 10 000 (!) поклонов. Большая часть этого времени приходилась на ночь… Так молилась Полюшка с раннего детства и до семидесятипятилетнего возраста.

Сохранились сведения о том, что необычная слепая не только давала дельные советы, но и предсказывала будущее, а также помогала исцеляться от самых разнообразных недугов (начиная от укусов бешеных собак и заканчивая злокачественными опухолями). В ее обширной практике были и совершенно невероятные случаи. Например, говорят, что дочка Орловых, Нина, однажды «заспала» ночью своего малыша, и наутро мальчик, которого Пелагия называла крестником, был уже холодным… Но слепая отмолила кроху – Петя внезапно снова начал дышать.

А уж насчет мелких, так сказать, «бытовых» пророчеств и говорить не приходится; они сыпались из провидицы, как из рога изобилия, так что односельчане даже стали воспринимать эту способность Пелагии как нечто само собой разумеющееся. Случались и курьезные происшествия. Как-то захаровские женщины отправились в соседнее село на телеге. С собой они прихватили и Пелагию. Блаженная всю дорогу тихонько читала на память псалмы. Когда же на окрестности внезапно обрушился сильный ливень (о таких говорят обычно: «Как из ведра!»), то и телега, и женщины на ней, и лошадь почему-то остались сухими…

Люди, приходившие к провидице, обязательно приносили гостинцы для хозяев дома, так что соседи Орловым часто завидовали. Еще бы! Ведь когда-то едва сводившая концы с концами семья теперь имела довольно крепкое хозяйство и даже получила возможность дать детям приличное образование! Но надо сказать, что далеко не у всякого просителя Пелагия соглашалась взять угощение… Слепая провидица обычно охотно отвечала на вопросы, помогала разобраться с проблемами, утешала. И детям местным, кстати, предсказывала их судьбу. Однако бывали ситуации, когда она крепко ругала приходивших. Особенно сердилась блаженная на тех посетительниц, которые делали аборты. Многих женщин она отговорила от этого убийства, и лишь однажды поступила иначе… Тогда, отвечая на вопрос беременной, кто у нее родится и кем будет ребенок спустя много лет, Пелагия решительно заявила: он не должен увидеть свет, поскольку ему на роду написано стать извергом, преступником, убийцей. Потерявшую дар речи женщину слепая уговорила сделать аборт, чтобы потом люди не погибали по вине ее сына…

Однажды Полюшка сказала Орловым, что ее скоро заберут. И действительно, странной женщиной, к которой стекалось столько народу, заинтересовались следственные органы. Слепую упекли за решетку, однако спустя непродолжительное время отпустили, предупредив: если будет принимать людей, посадят снова и на волю она уже не выйдет. На дворе стоял 1939 год…

Пелагия и в самом деле перестала оказывать помощь людям. Но начала говорить, что вскоре ее соотечественников ждет страшная война. Даже дату называла! И однажды утром сказала: «Все, война пришла». Никто Полюшке не поверил, поскольку до жителей села страшная весть в официальном, так сказать, виде добралась лишь на четвертый день Великой Отечественной… А слепая снова твердила, что немец успеет дойти только «до нашей хаты, а от нее его и погоним». Странно, но гитлеровцы и в самом деле дошли до Захарова, а уже через сутки были отброшены прочь. Кстати, за много лет до этого, когда была объявлена «польская война» и из сел в армию стали мобилизовывать молодежь, слепая только отмахнулась, услышав, как плачут от горя соседки: «Да войны-то не будет! Через две недели назад придут». Собственно, именно так и произошло… И еще одно удивительное обстоятельство. Полюшка говорила о денежной реформе задолго до ее проведения, предупреждала, что копить деньги смысла не имеет, поскольку они все равно пропадут, а многие люди из-за этого наложат на себя руки.

Будучи уже старой, Пелагия как-то сказала, что говорила с Серафимом Саровским о своей смерти и преподобный велел ей «пожить еще». Слепая пожаловалась, что за ней уже некому присмотреть (супруги Орловы к тому моменту умерли, и женщина доживала свой век у их дочери в Москве). Но затем спокойно подытожила: «Настю отпоминаю три года и к ней пойду!» Спустя три года после смерти Анастасии Орловой, 6 декабря 1966 года, Пелагия Рязанская и правда тихо покинула этот мир. Перед самой кончиной у нее вдруг открылись глаза (до этого они всегда были прикрыты). Но никто этому не удивился: женщина ранее неоднократно повторяла, что так и будет. А умирая и получая последнее причастие, Пелагия радостно и как-то совершенно по-детски засмеялась…

Раньше слепая неоднократно просила похоронить ее в Захарове, рядом с хозяевами – Петром и Настей, в свое время не только сумевшими заменить блаженной семью, но и давшими ей свою фамилию. Нина Орлова действительно позаботилась, чтобы покойную отпели в Рязани, а тело перевезли и захоронили на сельском кладбище. Только за одним женщина не смогла уследить. Дело в том, что у Пелагии еще оставалась в живых ее родная сестра, которая жила в Москве и слыла… колдуньей! Слепая очень просила, чтобы сестре не сообщали о ее смерти и та не присутствовала на похоронах. Но родственнице умершей кто-то все же сообщил о кончине блаженной, и она, явившись в дом, зачем-то долго копалась в гробу…

Полюшка часто говорила, что сможет слышать тех, кто придет к ней на могилку, и всегда поможет страждущим. «Чего ни попросите – обязательно все будет!.. Даже если надо будет помочь родным, то принесите на могилку яичко, а если будет пост, то можно хлебушка аль сахарку, и я благословлю. Потом все это освященное непременно надо своим родным отдать. А я уж знаю, кому помолиться!.. Помолюсь, и все будет!» – утверждала необычная слепая. И правда, странные случаи избавления от болезней происходят на ее могиле и по сей день. В настоящее время над местом последнего упокоения Пелагии Рязанской стоит часовенка, освященная монахами Троице-Сергиевой лавры. А в сельском храме нашлось место для образа этой необычной женщины…

Но существует немало людей, воспринимающих историю блаженной как сказку в лучшем случае или как попытку обмануть не в меру доверчивых обывателей – в худшем. Есть люди, которые уверены: Пелагия Рязанская была одержима бесами и вещала по их наущению… Этим разговорам как нельзя более способствует истерия, устроенная вокруг имени слепой ее последователями.

Скептики оправдывают свою позицию несколькими моментами. Так, Пелагия утверждала, будто по ночам ее часто посещают святые. Особенно часто беседовала она с Серафимом Саровским. Но многие опытные священники советуют не верить «ни снам, ни видениям», поскольку за ними могут стоять «хитро скрывающие свою ложь бесы». Да, многих великих святых, например Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадтского, посещали святые и Божия Матерь, но это происходило всего несколько раз за всю их жизнь, и эти посещения были кратковременные. А тут – едва ли не ежечасное общение с преподобными… Разве Пелагия превосходила Сергия Радонежского?!

Наставления Пелагии тоже часто нельзя воспринимать буквально. В ряде случаев ее трактовка расходится с принятой в православии. Так, она утверждала: «Нельзя молиться за тех, кто сжигает тела своих родственников и о самих сожженных! Худо будет всему роду. Сжигание телес – это даже и не грех, а само служение сатане, от которого будут и жестокие мучения». Но церковь не согласна с провидицей в этом, как и во многих других вопросах. Ведь кремированных православные священники отпевают, правда, не традиционно, а так называемым «заочным отпеванием».

Пелагия вводила в ранг страшного кощунства и то, что многие не делают три земных поклона перед причащением. И снова «но»: по установленной традиции, православные перед причастием совершают один поклон. Провидица грозила: женщин, не носящих постоянно (даже во время сна!) головных уборов, ждет «рак головы». Однако блаженная старица Матрона, например, сфотографирована с непокрытой головой, так же как и Паша Саровская. А как быть с изображениями святых? Видимо, святые Вера, Надежда, Любовь, многие мученицы и даже Пресвятая Богородица с этим утверждением слепой блаженной могут и не согласиться… Интересно, что Пелагия убеждала не допускать к причастию тех людей, у которых собаки живут в одном помещении с иконами. Но церковь напоминает: когда ангел Рафаил сопутствовал Товии, шла «собака юноши с ними» (Тов. 5,17). И ангела такое соседство нисколько не смущало. Да и в канонических правилах запрещалось псину разве что в сам храм тащить – из-за беспокойного поведения животного, нарушавшего благоговейную тишину, порядок и сосредоточение присутствующих, а никак не из-за возможности осквернения святыни.

Также Полюшка предсказывала: «Болезней в последний времена от Бога не будет, все болезни – от диавола, и болезни будут не ко спасению». Но так ли это? Тут отцы церкви коренным образом со слепой не согласны, утверждая: от болезней, особенно в наше время, спастись трудно. Так что тот крест, который несет каждый человек, как раз и слагается из болезней, неудач, огорчений, трудов, забот и печалей…

С пришествием антихриста провидица тоже как-то поторопилась. Пелагия Рязанская утверждала, будто тот родится тогда, когда умрет она сама. А воцарится – в тридцатитрехлетнем возрасте. После этого наступит конец света. Блаженная ушла из жизни, напомним, в 1966-м, так что… Не сошлось, слава Богу, мнение слепой с реальным положением вещей!

Итак, далеко не все ясно в житии блаженной Пелагии Рязанской. Или, по крайней мере, в трактовке ее наставлений и пророчеств. А тут еще и секта ее последователей, достаточно многочисленная, подливает масла в огонь. Молодые люди, распространяющие псевдохристианскую газету «Жизнь Вечная», листовки, кассеты с воспоминаниями о Пелагии, ее пророчествами, норовят доказать: главная идея откровений блаженной состоит в том, что «священство и народ не знают, как перекреститься! Все сделано священством, чтобы народ молился небрежно, хотя вся сила в крестном знамении!» Но для спасения нужно еще и жизнь христианскую приложить, и про заповеди не забыть, и на Бога надеяться. Почему-то эти условия такие люди как-то опускают…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *