Переезд митрополита в Москву

В 1299 году — 720 лет назад — глава Русской православной церкви митрополит Максим перенес свою резиденцию из Киева во Владимир. Этим своим решением владыка Максим навсегда подтвердил авторитет Владимира как исторической столицы Руси и обозначил перенос центра православия и русской государственности на северо-восточные земли.

Странствующий митрополит

В те времена глав Русской православной церкви — митрополитов Киевских — назначал константинопольский патриарх. До падения Константинополя и появления своих русских патриархов было еще очень далеко.

Когда и где родился митрополит Максим, доподлинно неизвестно. Но летописи сообщают, что он был греком, в 1283 году назначен митрополитом Киевским вместо скончавшегося Кирилла.

На Руси было нестабильно. Князья продолжали междоусобные войны, но уже с участием татаро-монголов, которые установили политический контроль над большинством русских земель. При такой обстановке митрополиту как центральной фигуре невозможно было просто сидеть в своей резиденции. Вот владыка и разъезжал по стране. Достаточно вспомнить, что предшественник Максима митрополит Кирилл умер, находясь в Переславле-Залесском.

Реальная политическая и военная сила сместилась с юга на северо-восток. Киев был уже не тот. Хотя, судя по всему, Максим сначала планировал по обычаю базироваться именно там. Сразу после прибытия к новому месту службы митрополит отправился на переговоры в Золотую Орду к хану Туда-Менгу, ведь кроме всего прочего глава русской церкви был порученцем византийского иерарха и императора.

Исторический факт: ханы в целом уважительно относились к православной церкви. Она была освобождена от уплаты дани, в том числе и этим, считают ученые, объясняется расцвет монастырей в то время. Кстати, в столице Орды Сарае действовала православная епархия, охватывающая даже земли кочевников на востоке.

Во град Богородицы

Урегулировав отношения с ханом, митрополит Максим вернулся в Киев. Там он в 1284 году объявил сбор русских епископов, но решение уехать из Киева уже зрело. Есть данные, что сначала владыка направился в Брянск, а уже потом во Владимир. К этому времени ордынский хан назначал великого князя Владимирского как самого главного из князей на Руси. Хотя на верховенство претендовали и Переславль, и Тверь.

По всей видимости, именно политические причины сподвигли Максима на переезд. Историк Соловьев также пришел к этому выводу: «Максим сделал решительный, окончательный шаг, которым ясно засвидетельствовал, что жизненные силы совершенно отлили с юга на север, и… Киев потерял прежнее значение и благосостояние».

Но летописец думал иначе. Дескать, митрополит больше не желал терпеть в Киеве притеснения со стороны татаро-монголов. Но кто от татарского вмешательства был застрахован во Владимире?

Изменение 300-летней традиции пребывания митрополичьей резиденции можно было оправдать только знамением свыше. И оно случилось!

Митрополиту Максиму, как гласит его житие, уже во Владимире «во время сна явилась Богородица и похвалила его за решение перевести кафедру в Ее град». Как тут не вспомнить о видении Андрея Боголюбского, после которого Владимир и стали называть городом Богородицы.

В знак особого покровительства Дева Мария подарила владыке Максиму омофор (плат, который часто изображается на иконах Божьей Матери — Прим. авт.). Проснувшись, митрополит обнаружил этот омофор в своих руках.

Владимирский князь Андрей Александрович, сын Невского, велел изготовить для омофора золотой ковчег. И тот будто бы хранился в Успенском соборе вплоть до нападения на Владимир татарского отряда Талыча в 1411 году. По преданию, тогда омофор где-то спрятал ключарь собора Патрикей, от которого враги так и не дознались про тайники с реликвиями (киноверсия этих событий показана в фильме Тарковского «Андрей Рублев» — Прим. авт.).

В память о чудесном видении митрополита была написана икона — Богоматерь Максимовская. Она считается чудотворной.

Дела и слова Максима

Итак в 1299-м митрополит Максим переселился «с клиросом и с всем житием своим» во Владимир. Владимирскую епархию он возглавил сам, а местного епископа Симона перевел в Ростов Великий. С той поры до XVIII века Владимирская епархия входила в Митрополичью, затем Патриаршую, а еще позже Синодальную область.

Из важнейших дел митрополита Максима современникам особо запомнилось, что в 1300 году он лично возвел в Новгороде в сан архиепископа очень почитаемого там святителя Феоктиста.

Именно владыка Максим создал нынешнюю систему постов для православных. Кроме Великого поста установил Апостольский (Петров), Успенский и Рождественский посты и утвердил условия соблюдения постных дней по средам и пятницам.

Максим особо призывал паству к церковным, венчанным бракам, которыми, видимо, в эпоху потрясений многие пренебрегали. «Пишу и о том, чтобы вы, чада мои принимали жен от святой Соборной и Апостольской Церкви, жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания: что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви», — настаивал митрополит в своем сочинении «Правила о постах и хранении брака».

В 1301 году состоялась еще одна дальняя и знаковая поездка, но уже далеко на юг — митрополит Максим побывал в Константинополе на патриаршем соборе.

Но это все дела религиозные. А было и участие владыки Максима в делах мирских. Митрополит то ли не уловил зарождающегося московского тренда российской государственности, то ли почему-то был не согласен с возвышением Москвы. А жесткую борьбу за ханский ярлык на великое княжение Владимирское тогда вели московский князь Юрий Данилович и тверской князь Михаил Ярославич (позже канонизированный). Митрополит поддержал тверского претендента и сам посадил на великокняжеский престол Михаила Ярославича во Владимире в 1304 году.

В 1305 году митрополит Киевский и Владимирский Максим скончался и был с почестями похоронен в Успенском соборе. Позже он был канонизирован в лике святителей и вошел в Собор владимирских святых.

После смерти Максима владимирский период пребывания митрополичьей кафедры во Владимире продолжался недолго. Следующим митрополитом стал волынский игумен Петр. Новый митрополит пусть не сразу, но поддержал москвичей. Михаил Тверской после победы над московско-татарским войском был вызван в Орду и там убит в 1318 году. А в 1325 году митрополит Петр перевел свою резиденцию в Москву «по просьбе» Ивана Калиты.

…Двадцать шесть лет митрополиты Русской церкви жили во Владимире и отсюда вели правление. Максим своим переездом из Киева завершил то, что начал Андрей Боголюбский в XII веке. Центр русской государственности и православия закрепился на северо-востоке. Прошли века — изменилось все, но знаковое событие более чем 700-летней давности аукается и сегодня: последствия отъезда Киевского митрополита во Владимир стали аргументом в церковных спорах между Москвой, Киевом и константинопольским патриархом по поводу подчинения православной церкви на Украине.

В наступающем 2015 году Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь празднует 700-летие. Монастырь был основан святителем Петром митрополитом Киевским и всея Руси в 1315 году. Предваряя празднование юбилея монастыря, а также празднование памяти святителя Петра – 3 января, наместник монастыря игумен Петр (Еремеев) прочитал в «Молодежном клубе Донской» лекцию – «Значение переезда в Москву митрополита Киевского и всея Руси Петра». Встреча прошла в Московской финансово-юридической академии (МФЮА).

Значение для истории Москвы и России личности митрополита Киевского и всея Руси Петра невозможно переоценить. Именно митрополит Петр перенес престол митрополита всея Руси из Киева и Владимира в неприметную тогда Москву. Святитель Петр не просто явил удивительный образец святости и чистоты жизни, но своим служением сделал возможным возвышение новой столицы – Москвы.
«Кто знает, когда и кем был святитель Петр?» – именно с такого вопроса к аудитории начал лекцию игумен Петр.
Несколько человек неуверенно подняли руку.
«К сожалению, – посетовал игумен Петр, – в большинстве случаев, мои собеседники не знают, где в Москве находится Высоко-Петровский монастырь и почти ничего не знают о жизни удивительного святого – святителя Петра».
Святитель Петр – монашеское служение и избрание митрополитом Киевским и всея Руси
Святитель Петр уроженец современной Западной Украины. Он родился на Волыни в семье благочестивых родителей, которые сделали все возможное, чтобы привить юноше благочестие.
Он воспитывался в вере, научался наукам и уже к 12 годам избрал для себя путь монашеского жития. Вскоре за добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. Затем, так как потребность Петра в подвиге и аскезе превосходила способности и возможности братии той обители, он испрашивает благословение у игумена монастыря и основывает небольшой монастырь на берегу реки Рати.
Очень скоро о добродетельном подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приезжал Галицкий князь Юрий, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.
Когда скончался митрополит Киевский Максим, князь Юрий предпринимает усилия, чтобы именно благочестивый игумен Петр стал Киевским митрополитом и посылает его в Константинополь.
Важно отметить, что митрополит Максим посещал в свое время монастырь, в котором подвизался игумен Петр, и принял от него подарок – икону Успения Пресвятой Богородицы или Петровскую икону Божией Матери, написанную рукой будущего митрополита Петра. Эта икона стала личной святыней митрополита Максима.
Великий князь Михаил Тверской также направил к Патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия, передав ему именно эту Петровскую икону Богоматери.
Ночью плывшему Черным морем Геронтию явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились. Святитель Афанасий Константинопольский возвел на Русскую митрополию Петра и передал ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Начало объединения Русских земель
Митрополит Петр возвращается в Киевские пределы. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания.
Первоначально митрополит Петр избирает местом своего постоянного пребывания город Владимир. Не сразу князья приняли митрополита Петра, но его кротость, монашеский уклад жизни и всепоглощающая любовь к своей пастве в итоге переменили их отношение.
Русь в то время была терзаема не только набегами захватчиков, но и междоусобными распрями князей. Наиболее властным и сильным был князь Михаил Тверской, ставший наследником великокняжеского престола.
Московское же княжество было слабым и неприглядным. Однако митрополит Петр, впервые посетив Москву в 1315 году, проникся любовью к москвичам и князю Ивану Калите. Эта первая встреча предопределила на будущее, какой город изберёт митрополит Петр.
Когда после смерти Михаила Тверского Александр Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Калитой Московским, святитель Петр примиряя противников принял сторону последнего.
В 1325 году святитель Петр перенес Русскую митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. Москва становится местом, откуда духовная власть Русского митрополита простирается во все пределы единой Русской земли. На тот момент именно митрополит всея Руси является символом зримого единства разделенного русского народа. Теперь этот объединительный потенциал Русской Церкви во всей полноте раскроется в Москве.
Современники митрополита Петра не могли представить себе, как далеко взирал святитель духовными очами. Митрополит Петр понимал, что однажды, когда Русь объединится, начнется её возрождение, а начало этому – единство во Христе. Без единой Церкви ни одному из князей невозможно было объединить Русскую землю.
По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Калита заложил в 1326 году в Москве на площади первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Когда святитель Петр умирает, его тело было погребено в Успенском соборе в каменном гробу. Рака с мощами Первосвятителя становится центральным местом всей Руси: у гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому.
Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители, здесь же, вплоть до революции, коронуются русские монархи.
Без митрополита Петра не было бы возвышения Москвы, так как без его чистоты и святости решение митрополита жить в Москве не имело бы такого значения для потомков. Святитель Петр был не просто администратором и правителем Церкви, он был святым человеком. Именно поэтому все последующие митрополиты считали великим благом наследовать ему Московскую кафедру как кафедру митрополита Киевского и всея Руси.
Посеянное семя единства русских земель, благодаря молитвам святителя Петра, очень скоро дало всходы. Последующие за ним митрополиты отличались личной святостью. Митрополит Феогност, митрополит Алексий – люди удивительной чистоты, привлекающие своим служением окрестных князей и простых людей. Очень скоро вокруг Москвы стали собираться княжества, объединяясь ради единой цели – единства русского народа.
Высоко-Петровский монастырь – жемчужина Москвы
Наступающий 2015 год – юбилейный. Мы празднуем 700-летие прибытия в Москву митрополита Петра и 700-летие основания Высоко-Петровского монастыря. В 1315 году митрополит Петр основал подле Кремля на возвышении у Неглинки небольшой скит во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Князь Иван Калита, вскоре после кончины и канонизации митрополита Петра, переименовал храм Петра и Павла в честь самого митрополита Петра — московского первосвятителя.
К сожалению, в виду потрясений 20 века, в Москве не сохранена традиция почитания митрополита Петра, и это трагично для Москвы. Каждый день мы поем кондак митрополиту Петру, которой завершается строкой: «Радуйся града нашего утверждение».
Митрополит Петр – это краеугольный камень величия и благополучия Москвы. Благодаря ему из совершенно скромного городка Москва превратилась в тот прекрасный город, который мы видим сегодня.
Возрождение памяти митрополита Петра тесно связано с возрождением церковной жизни в Москве. Без почитания первого московского святого, первого иерарха Московского это возрождение невозможно. Одним из мест сугубого почитания святителя Петра является наш Высоко-Петровский монастырь.
Решением Священного Синода возрождение монашеской жизни в Высоко-Петровском монастыре началось в 2009 году. Сегодня мы, монахи Высоко-Петровской обители, не отделяем монашескую жизнь от внешнего служения монастыря, в том числе возрождения его архитектурного комплекса. Сам монастырь своей историей подсказывает нам, каким он должен быть сегодня.
Последние века с монастырем было связано московское образование и просвещение. В 19 веке наместниками обители часто назначались ректоры духовных академий — Московской и Петербургской.
После революции именно при Высоко-Петровском монастыре развивала подпольную работу закрытая большевиками Московская духовная академия. В 90-е годы в монастыре разместился Отдел религиозного образования, здесь же был создан и Российский православный университет.
Монастырь был формально закрыт в 1918 году, но храмы продолжали действовать. Осенью 1923 году здесь возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым), который пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой в начале того же года Смоленско-Зосимовой пустыни.
Это было настолько сильное духовное явление, что последний открытый храм монастыря – Боголюбский – не вмещал всех молящихся. Вскоре монастырь закрывают окончательно, часть насельников расстреливают, но при обители формируется тайное монашество.
Возрождение начинается в 1992 году, и одним из удивительных знаков преемства от тайной Петровской общины к новой жизни монастыря, становится служение в монастыре протоиерея Глеба Каледы, который сам долгое время нес свое священническое служение в Советском Союзе в тайне, подпольно.
Сегодня насельники монастыря – люди, имеющие непосредственное отношение к просвещению и образованию. В монастыре уже год действует Петровская богословская школа, насельники обители преподают в этой школе, а также в Российском православном университете и других вузах.
Монастырь возрождается. Я надеюсь, что однажды, когда вы придете в монастырь, вы сможете увидеть отлаженную монашескую жизнь и возрожденный комплекс монастыря – жемчужину города Москвы.


Подготовила Мария Строганова
Фото: Ефим Эрихман

На самом деле, наш город уже был резиденцией митрополита, однако было это давно и митрополит был тогда по должности главой русской православной церкви. В 1299 году митрополичий престол был перенесен сюда из Киева. Однако, уже в 1326-м году митрополит Петр перенес кафедру митрополита из Владимира в Москву.

И вот сегодня, спустя почти семьсот лет, Владимир вновь стал столицей митрополии. Случилось это решением Священного Синода. Согласно ему, на территории Владимирской епархии было создано еще две: Александровская и Муромская. Муромская епархия, главой которой стал епископ Нил, образована в административных границах Вязниковского, Гороховецкого, Муромского, Меленковского и Селивановского районов. Главой Александровской епархии временно оставлен архиепископ Евлогий. Она включила в себя территории Александровского, Киржачского, Кольчугинского, Петушинского и Юрьев-Польского районов Владимирской области.

Все три епархии — Александровская, Владимирская и Муромская образуют отныне Владимирскую митрополию, а ее глава, архиепископ Евлогий, соответственно, становится митрополитом Евлогием. Правда, для этого его еще должны формально возвести в сан, но это уже соверщенно «технический вопрос».

Для рядовых граждан, не связанных плотно с РПЦ, это не грозит практически никакими переменами. Разукрупнение Владимирской Епархии, по словам представителя Синода, направлено на то, чтобы епископы (главы епархиальных образований) оказались бы ближе и к своим подчиненным священнослужителям и к рядовым прихожанам.

Мне нравитсяНе нравится

Монастырь » Святые » Святитель Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси

Святитель Петр родился на Галицко-Волынской земле во второй половине XIII века в семье благочестивых христиан Федора и Евпраксии, которые, вероятно, принадлежали к боярскому сословию.

В семь лет Петр был отдан на обучение грамоте в монастырскую школу. Учился он прилежно, но поначалу грамота ему не давалась. Отрок молил Бога о том, чтобы Он подал ему дар разумения Писания. И однажды во сне Петру явился муж в святительском одеянии, который сказал ему: «Открой, чадо, уста твои». Когда Петр сделал это, святитель прикоснулся рукою к его языку, и святой Петр почувствовал, что гортань его наполнилась чем-то сладостным. И с того времени блаженный отрок обнаружил такие дарования, что вскоре опередил всех своих сверстников.

В двенадцать лет Петр удалился в монастырь, где нес послушания; по прошествии же положенных лет за добродетельную жизнь и ревностное несение вверенного послушания игуменом обители было определено рукоположить инока Петра в сан иеромонаха.
Подвизаясь в обители, он смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много времени проводил за молитвой и чтением Слова Божьего, обучался иконописанию. Впоследствии он освоил это искусство и стал подлинным мастером. Созданные им образы распределялись среди братии монастыря и богомольцев.
После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр испрашивает у игумена монастыря благословение оставить обитель, чтобы удалиться в уединённое место для продолжения монашеского подвига. На берегу реки Раты он поставил себе маленькую келью. И уже вскоре место тайного подвига будущего митрополита стало монастырем, где он и был избран игуменом.
Об игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Будучи игуменом, он написал икону Богоматери, которая не была похожа ни на одну другую; позже ее назвали по имени автора – Петровской.

Однажды обитель посетил митрополит Киевский Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар архипастырю написанный им образ Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Когда митрополит Максим скончался, престол русских митрополитов некоторое время был не занят. Великий князь Владимирский святой Михаил Тверской направил к Патриарху Константинопольскому игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Геронтий взял с собой образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима.

В то же время и Галицкий князь Юрий направил в Константинополь игумена Петра, желая, чтобы Патриарх поставил его митрополитом Галицким. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Патриарх Константинопольский Афанасий с Собором архиереев возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Великий князь Михаил Тверской, огорченный тем, что митрополитом Русским стал не его человек, так и не смог принять святителя Петра, поэтому митрополит не мог подолгу оставаться и во Владимире. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Однако тверской епископ Андрей возвел на святителя обвинение перед Патриархом. Для суда над митрополитом Петром в 1311 году был созван собор в Переяславле, на котором присутствовали посланник Патриарха, духовенство, князья и бояре. Особенно усердно святого Петра защищали представители Москвы, среди которых был и юный князь Иван Данилович. Обвинения против митрополита Петра были признаны клеветой. Святой Петр обратился к епископу Андрею со словами: «Мир тебе, чадо о Христе! Не ты, но исконный завистник рода человеческого – диавол – возбудил эту брань. Берегись впредь, чтобы не было с тобой худшего. Прошедшее же Бог простит».

В 1313 году, когда ханом Золотой Орды стал Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Петр отправился в Орду за подтверждением своих полномочий. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Путешествуя по Руси, святитель Петр все чаще заезжает в Москву. Семьсот лет назад Москва была еще маленьким городом в пределах современного Кремля, но уже тогда она была достаточно шумной и многолюдной. Святитель нуждался в месте для уединённой молитвы. Таким местом оказался возвышенный берег реки Неглинной, неподалеку от Кремля, где среди лесов располагалось небольшое село Высокое. Это место напоминало митрополиту Петру обитель на берегу реки Раты, где он был прежде игуменом; здесь и был устроен монастырь. В нем митрополит Петр возвел деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра – его небесного покровителя – и Павла, отчего монастырь изначально назывался Петропавловским (это именование обители встречалось в документах даже спустя более трехсот лет после переосвящения ее главного храма уже в честь самого святителя Петра). Именно так началась история Высоко-Петровского монастыря.

Здесь, молясь о судьбах Руси, митрополит Петр все больше укрепляется в мысли о перенесении митрополичьей кафедры в Москву. В 1325 году святитель окончательно переехал в этот город. Князь выстроил для митрополита Петра в восточной части Кремля «обширный двор». Однако святитель по-прежнему любил останавливаться в небольшой основанной им обители. От монастыря к Кремлю в лесу была проложена дорога, которая и по сей день называется Петровкой.

Святитель Петр предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Данилович Калита заложил в 1326 году в Москве первую каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. «Если меня, сын мой, послушаешь, – сказал святитель Великому князю, – и храм Пресвятой Богородицы воздвигнешь в своем граде, и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои в роды и роды, и город сей славен будет по всей Руси, и святители будут жить в нем, и победит он врагов своих, и прославится Бог в нем. Еще же и мои кости в нем положены будут». Строительство началось 4 августа. Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в алтаре этого храма, близ жертвенника, и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена уже после его кончины, в 1327 году, 14 августа – накануне престольного праздника.

Переезд святителя Петра в Москву, возведение по его совету Успенского собора в Кремле, ставшего не только усыпальницей Предстоятеля Русской Православной Церкви, но и главным собором возрождавшейся после татарского нашествия Руси, способствовало, как и предсказал святитель, объединению русских земель вокруг Москвы. Благодаря тому, что святитель Петр сделал Москву местом своих первосвятительских трудов и своего упокоения, она стала духовным центром Руси и в будущем Русской столицей.

У мощей святителя Петра в Успенском соборе г. Москвы. Фото: С. Власов

Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после богослужения в Высоко-Петровском монастыре 6 сентября 2014 года: «А дальше происходит нечто очень символическое, что и предопределило в итоге возвышение Москвы как города великого князя, хотя в то время он таковым не был… Когда святитель Петр был захоронен у северной стены возводящегося Успенского собора, то стало ясно, что Москва становится Первопрестольным градом. И после святителя Петра все Киевские митрополиты того времени – Предстоятели Русской Православной Церкви – местом своего пребывания избирали Москву. И потому по праву мы всех их именуем митрополитами Киевскими, Московскими и всея Руси».
По преданию, о дне кончины митрополиту возвестил ангел и Петр, «исполненный духовной радости, совершил в тот день Божественную литургию, вознес молитвы о князе Иоанне, о всех христианах Русской земли, своих пасомых, и помянул усопших. Придя из храма, святитель созвал церковный причт и преподал ему последнее наставление. Призвав затем нищих, убогих и своих слуг, он роздал им обильную милостыню. Прочее свое достояние святой Петр распределил на свое поминовение между церковниками и монахами, уделил значительную часть и на постройку храма Успения Пресвятой Богородицы».

Князь Иван Данилович был тогда в отъезде, и святой Петр обратился к его вельможе Протасию со словами: «Сын мой, вот я отхожу из этой жизни. Оставляю милость, мир и благословение от Бога возлюбленному сыну моему, князю Иоанну, и семени его до века. За то, что сын мой меня успокоил, да воздаст ему Господь Бог сторицею в мире сем, да наследует он живот вечный, да не отнимется от рода его преемство обладания местом его и память его да распространится».

С наступлением вечера святой начал совершать вечерню. Во время молитвы он обратился к архимандриту Феодору: «Мир тебе, сын мой, я умираю».

21 декабря (ст. ст.) 1326 года святитель Петр отошёл к Богу. Святое тело его было погребено в приготовленной им самим каменной гробнице в Успенском соборе.

Во время торжественного перенесения мощей в храм, глядя на многочисленное духовенство, князя, вельмож, горожан, сопровождавших это шествие, неизвестный иноверец с укором высказал сомнение о необходимости воздавания таких почестей мертвому человеку. И только он это высказал, как увидел святого Петра, сидящего на одре, благословлявшего народ по обе стороны от себя. В то же время получили исцеление от мощей святителя трое больных.

Через несколько дней после погребения святителя при гробе его стали совершаться чудеса исцелений. Так, излечился не владевший руками со дня рождения юноша. Вскоре здесь же, по молитве, возвратились слух к глухому, зрение слепому и произошло чудо с горбуном, который получил «прострение» (выпрямление) от гроба митрополита. Много и других чудес происходило с приходящими к митрополиту Петру с молитвой. Князь Иван Данилович Калита приказал составить описание чудес святого, которое и было всенародно прочитано Ростовским епископом Прохором во Владимире с церковного амвона при соборном служении в праздничный день. В это время иноверец и засвидетельствовал о видении, бывшем ему при погребении святителя.Первый митрополит Москвы был местно прославлен в лике святых уже через год после преставления. Это было событие чрезвычайной духовной, значимости для московских князей и всего государства.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых уже Собором в Константинополе. Таким образом, святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.

О митрополите Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 (18) октября и 24 августа (6 сентября).

Обращение к реальным историческим личностям и эпохам — важная задача сегодняшнего дня. Москва – столица России, богатейший культурно-исторический и православный центр России, в котором проживали и творили историю великие люди своего времени. В Москве сосредоточено огромное количество объектов культурного наследия нашей страны, знакомство с которыми дает стимул к дальнейшему изучению истории родного края и традиций предков.

Приглашаем вас принять участие в лекции-беседе «Москва — духовный центр России», которая состоится в Библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова (Москва, Сущёвская улица, 14) 15 декабря 2018 года, в 14.00 часов.

На лекции вы сможете узнать новые интересные факты о людях, живших в Московии, увидеть объекты, сохранившиеся с древности до наших времен. Открыть для себя культурно-историческое наследие Москвы как столицы Московского княжества и современной России.

Темы беседы:

  • История старинного особняка-библиотеки.
  • Почему Библиотека искусств носит имя Алексея Петровича Боголюбова. Как А.П. Боголюбов связан с морем?
  • Азбука веры: Москва – духовный центр России (паломничества и экскурсии по Москве).
  • Иван Калита – основатель Москвы как центра «всея Руси».

Здание библиотеки – это старинный особняк, где трудился великий русский художник Алексей Петрович Боголюбов, потом дом принадлежал племяннику купца и мецената Третьякова. В советское время в нем появилась первая библиотека Москвы.

Лекция будет проведена в зале, где сейчас проходит выставка графики Вячеслава Зайцева. Но сначала все слушатели примут участие к экскурсии по библиотеке-особняку, узнают историю особняка и его владельцев. Экскурсию проведет главный библиотекарь Светлана Игоревна Дмитриева.

После экскурсии иерей Иннокентий Семенов, клирик храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке расскажет о Москве как духовном центре России, а историк Игорь Рыжов об Иване Калите как основателе Москвы как центра «всея Руси».

В завершении встречи Русские Мотоциклисты расскажут о программе проекта на 2019 год.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Организационный комитет принимает заявки на участие от некоммерческий организаций и физических лиц на участие в мероприятии. Вы можете прислать электронную заявку в адрес организационного комитета проекта: russkmoto@mail.ru либо связаться c нами по телефону: +7 (916) 079 03 12.

Проект проводится при поддержке Правительства Москвы, Паломнического центра Московского Патриархата и храма преподобной Евфросинии Великой княгини Московской.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *